Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Муниципа.,тьное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа Л92
Мясниковского района Ростовской области

рАссмотрЕн(,
на заседании Шмо

СОГЛАСОВАIIО
Протоко.,t N1 заседания

Протокол J\ll
от 22.08.2023г.
Руковс,дитель ШllО

Методического совета

l r7,-*2

J'i!l10

МБОУ СоШNg2
от 24.08.202Зг.
Зам. дире
ра по

Габызян К.К.

УВР

о,х.

'Чlz

Гайбарян М.Т

]-

РАБОЧАЯ
ПО

ПРОГРАММА

ИЗОБРАЗИТЕЛЪНОМУ

ИСКУССТВУ

к учебнику (Изобразительное искусство)>
(авторы:

Л.А.Неменская,

1_4
количество часов:

l

Е.И.Коротеева)

клАссы

час в неделю

Учителя - Бабиян С.А.
Береккчиян А.В.
Исаян А.М.
оглезнева А.А.
Торгаян Н,А.
Умуршадян Н,Л.
Хейгет,ян А.А.

Хошафян А.Ж.
Коваленко С.А.
2023

-

202-1 1,чебный

го:

ui,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Проlрамма по изобразительному licкyccTвy на уровне начаJIьного
общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовате.тьной программы начaшьного общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социrrлизации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Щель

програмNlы

по

изобразительному

искусству

состоит

в

формировании художественной культуры обучающихся, развитии

художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям
действительности путём освоения начаJIьных основ художественных знаний,
умений, tiавыков и развития творческого iiотенциала обучающихся.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие
духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической
позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все
основные вIлды визуaшьно-пространственных искусств (собственно

изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры,
декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн.
Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы,
восприят],лю произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного
отношения к истории отечественной культуры. выраженной в её архитектуре.
изобразительном искусстве, в национaчlьных образах предметноматеримьной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебгlые темы' связанные с восприятием, могут быть реализованы как
отдельные уроки, но чаще всего с_qедует объединять задачи восприятия с

задачами практической творческой работы (при сохранении у-Iебного

времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружаюlчей действител ьности ),
Проlрамма по изобразительному искусству знакомит обучающихся с
многообразием видов художественной деятельности и технически
доступным разнообразием художественных материмов. Практическая
прпоритетное
художественно-творческая деятельность занимает
пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений

искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется

прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе
практического решения художественно-творческих задач.

Солержание

программы

по

изобразительному искусству

структурировано как система тематических модулей. Изучение содержания
всех модулей в 1-4 классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение изобразительного
искусства, составляет l35 часов: в 1 классе - 3З часа (1 час в неделю), во 2
классе - З4 часа (l час в нелелю), в З классе - 34 часа (l час в нелелю), в 4
классе

-

З4 часа

(l

час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1клАсс
Молуль <Графика>
Расположение изображения

на листе. Выбор

вертикaшьного или

формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические матери.rлы для
линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
горизонт€rльного

Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое - длинное. Развитие навыка
видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте.
Формирование навыка видения целостности. I {ельная форма и её части.

Модуль
I-(BеT

<<Живопись>>

как одно из главных средств выражения ь изобразительном

искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски ((гуашь)), кисти,
бумага цветнаrI и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления., связанные с
каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражения настроения
в изображаемом сюжете.

Живописное изображение разных цветков по представлению и
восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная
вырarзительность цвета.

Тематическая композиция <Времена года>>. Контi-lастные цветовые
состояния времён года. Живопись (ryашь)' аппликация или смешанная
техника.

Техника монотипии. Представления о

симметрии. Развитие

воображения.

Модуль <Скульптура>
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка., стек,
тряпочка.
Лепка зверушек }lз цельной формы (например, черепашки, ёжика,
зайчика). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания.' скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из на"rболее известных
народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская

игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания,
закручивания, складывания.

Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Молул ь <<.Щекоративно-п ри кладное искусство>)
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях
урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие
объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в
предметах декоративно-при кладI{ого искусства.
Узоры и орнаменты, создаваеl,rые людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и растительные. {екоративная композиция в
круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы над изображением бабочки llo
представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская
игрушка (или ло выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарялной упаковки путём складывания
бумаги и аппликации.
Оригами - создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы
складывания бумаги.
Молуль <Архитектура>
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в Jкружающем мире
(по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных
простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и
вырезания детаJIей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или апплиltаtiия) пространственной среды сказочного
города из бумаги, картона или пластилина.
Молуль <<Восприятие произведений искусства>>
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного
и эмоционаJIьного содержания детских работ.

Художественное наблюдение окружающего м}lра природы и
предметной средьi жизни человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных
установок учителя в соответствIrи с изучаемой темой.

Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоцион€Lпьное
состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения
В. М. Васнецова и другие по выбору учителя).

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих практических задач - установок
наблюдения. Ассоциации из личного опыта обучающихся и оценка
содержания произведени й.
Молуль <Азбука цифровой графики>

эмоцион€lJIьного

Фотографирование Nlелких деталей природы, выражение ярких
зрительных впечатлений.

Обсужление в

условиях

соответствующих изучаемой теме.

2

урока

ученических

фотографий,

клАсс
Модуль <Графика>
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные матсриzrлы для

линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки - особенности и выразительные свойства графических
материалов. приёмы работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расrrоложение пятна на
плоскости листа: сryщение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и
движение.

Пропорчии - соотношение частей и целого. Развитие аналитических
навыков видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе

рисунков птич).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе
бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета.
Светлые и тёмные части предмета, тень IIод предметом. Штриховка. Умение
вниi\4ательно рассматривать и анаJIизировать форму натурного предмета.

Графический рисунок животного с активным выражением его

характера. Рассматривание графических произведениЙ анималистического
жанра.

Модуль

<<Живопись>>

основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и
получения нового цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и
движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски,
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.
I_(BeT тёплый и холодный - цветовой контраст.
I-{BеT тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с
помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная
выразительность цветовых состояний и отношений.
I-{BeTa

L{BeT открытый - звонкий
выразитеJIьность цвета.

и

приг.пушённый, тихий. Эмоциональная

Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды
и соответствующих цветовых состояниях (туман' нежное утро, гроза, буря,
ветер - по выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером
(образ мухской или женский).
Молуль <Скульпryра>
Лепка из пластилина или глины игрушки - сказочного животного по
мотивам выбранного художественного народного промысла (филимоновская
riгрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и другие rro выбору
учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с
традициями промысла.
Лепка животных (например, кошки., собаки, медвежонка) с передачей

характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы,

её

преобразование и добавление деталеЙ.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина
тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модул ь <.Щекоративно-при кладное искусство)
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока),
например, снежинки, паутинки, росы на листьях. Ассоциативное

сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства (например, кружево, вышивка, ювелирные из,цеJrия).

Рисунок геометрического орнамента кружева или

вышивки.

!екоративная композиция, Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных матери€Iлов. .Щекоративные
изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские,
дымковские, каргопольские игрушки (и лругие по выбору учителя с учётоtrл
местных художественных промыслов),
{екор одежды человека, Разнообразие украшений. Традиционные
народные женские и мужские украшения. Назначение украшений Il их роль в
жизни людей.
Молуль <Архитекryра>
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные
варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование
пространства детской площадки.
ПостроеItие игрового сказочного города из бумаги (на основе
сворачиве-ния геометрических тел - параллелепипедов разной высоты,

цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание

и

складывание полоски бумаги (например, гармошкой). Образ здания.
Памятники отечественной архитектуры с ярко выраженным характером
здания. Рисуlrок дома для доброго или злого сказочного персонажа

(иллюстрация сказки по выбору учителя).
Молуль <<Восприятие произведений искусства>.
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного
и эмоциоi{аJlьного содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых пDиродных деталей.
анаJIиз их конструкции и эмоционal,-Iьного воздействия. Сопоставление их с
рукотворными произведениями.
Восприятие орнаментальных лроизведений прикладного искусства
(например, кружево' шитьё, резьба и роспись).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового
состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, И. И. Шишкина, Н. П.
Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике
(напримеt), произведений В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина) и в скульптуре
(произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их
пропорчий, характера движения., пластики.
Молуль <Азбука цифровой графики>.
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint
или другом графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими

фигурами. Трансформачия и кrlllирование геометрических фигур

в

программе paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка,
.;Iастик] зэ_пивка и другие) в программе Paint на основе простых сюжетов
(например, образ лерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на
основе темы <Тёплый и холодный цветa> (например, <Горящий костёр в
синей ночи>., <Перо жар-птицы>).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб.

!оминанта. Обсуждение

в

условиях урока ученических фотографий,

соответствующих изучаемой теме.

3

клАсс
Модуль <Графика>

Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по

выбору). Рисунок буквиrды. Макет книги-игрушки. Совмещение изображения
и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги.

Поздравительная открытка.

Открытка-пожелание. Композиция
открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки
или аппликация.

Эскиз плака,га или афиши. Совмещение шрифта и

изображения.

Особенности композиции плаката.

Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе

наблюдений и фотографий архIлтектурных достопримечательностей своего
города.
Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин.
Изображение
лица
человека.
Строение,
пролорции,
взаиморасположение частей лица,
Эскиз маски для маскарада: изображение лица - маски персонажа с ярко

выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги.

Модуль

<<Живопись>>

Создание сюжетной композиции <В цирке>, использование ryаши или
карандаша и акварели (по памяти и представлению). Художник в театре:
эскиз занавеса (или лекораций сцены) для спектакля со сказочным сюжетом
(сказка по выбору).
Тематическая композиция <Праздник в городе). Гуашь по цветной
бумаге, возможно совмещение с наклейка.ми в виде коллажа или аппликации.
Натнlрморт из IIростых предметов с натуры или по представлению.
<Натюрморт-автопортрет) из предметов, характеризующих личность
обучаюцегося.
Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор

для изображения времени года, времени дня, характера погоды
особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество

и

и

состоян!Iе неба в изображении.

Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру.
Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его
l1ичности с использованием выразительных возможностей композиционного
размещения в плоскости листа, особенностей пропорuий и мимики лица,
характера

цветового

решенияl'

сильного

композицию дополнительных предметов.
Модуль <Скульптура>

или

мягкого

контраста,

включения

в

Создание игрушки из подручного нехудожественного материала,
придание ей одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из
бумаги, ниток или других материалов).
Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или
создание этого персонажа путём бумагопластики.
Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах
скульптуры (по сюжету изображения).
Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в
скульптуре. Работа с пластилином или глиноЙ.
Молуль,t<Щекоративно-прикладное искусство)>

Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения

посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов
Хохломы и Гжели (или в традициях других промыслов по выбору учителя).
Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создаtlие
орнамента при помощи печаток или штампов.
Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия
построения композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования
по
канве.
мотивов,
наJIичие
композиционного
центра!
роспись
Рассматр,tвание павловопосадских платков.
Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе, например,

ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков' подставок для
цветов.

Молуль <<Архитектура>

архитектурных
исторических памятников и
достопримечательностей города или села. Работа по наблюдению и по

Зарисовки

памяти, на основе использования фотографий и образных представлений.
Проектирование садово-паркового пространства на плоскости
(аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием бумаги, картона,
l1еноплас,га и других подручных матери€rлов. Графический рисунок
(инливидуально) или тематическое панно <Образ моего города)) (села) в виле
коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий
и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально).
Молуль <<Восприятие произведений искусства>>
иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. Рассматривание
и обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских
книг.
Восприятие объектов окружающего мира - архитектура, улицы города
или села. Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности
(по выбору учителя), их значение в современном мире.

Виртуальное путешествие: llаýjqтники архитектуры в Москве и СанктПетербурге (обзор памятников по выбору учителя).
Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные
пrузеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж,
Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных
искусств имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи
и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные
художественные музеи (выбор музеев - за учителем), Осознание значимости
и увлекательности посещения музеев; посещение знаменитого музея как
событие; интерес к коллекции музея и искусству в целом.
Виды пространственных искусств: виды определяются по назначению
произведений в жизни людей.
Жанры в изобразительном искусстве - в живописи, графике, скульптуре
- определяются предметом изображения; классификация и сравнение
содержания произведений сходного сюжета (например, портреты, пейзажи).
Представления о произведениях крупнейши}: отечественных
художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана,, А. К. Саврасова,
В. .Щ. Поленова, И. К. Айвазовского и других.
Представления о произведениях крупнейших отечественных
портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А, Серова и других.
Молуль <Азбука цифровой графикл>
Построение в графическом редакторе различных по эмоционЕLпьному
восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика),
разные направления и ритмы движения (например, собрались, разбежались.,
догоняю1, улетают). Вместо пятен (ге
Правила линейной и воздуrпitой перслективы: уменьшение размера
изображения по мере удаления от первого плана, смягчения цветового и
тон€ulьного

контрастов.

Рисунок фигуры человека: основные пролорции и взаимоотношение

частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости листа: бег,, ходьба,
сидящая и стоящая фигуры,
Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и
сказаний разных народов.
Изображение города - тематическая графическая композиция;
использование карандаша., мелков' фломастеров (смешанная техника).

Модуль <<Живопись>>
Красота природы разных климатических зон., создание пейзажных

композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт).
Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с
разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет
матери и ребёнка,, портрет пожилого человека, детский портрет или
автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной
культурной эпохи).
Тематические многофигурные композиции,. коллективно созданные
панно-аппликации из индивидуаJIьных рисунков и вырезанных персонажей
на темы праздников народов мира 14ли в качестве иллюстраций к сказкам и
легендам.

Молуль <Скульптура>
Знакомство со скульптурными памятниками героям и защитникам
Отечества, героям Великой Отечественной войны и мемориальными
комплексами. Создание эскиза памятника ко Дню Победы в Великой
Отечественной войне. Работа с пластилином или глиной. Выражение
значительности, трагизма и победительной силы.
Модуль <<[екоративно-прикладное искусство>

Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и
назначению предмета, в художественной обработке которого он
применяется. Особенности символов и изобразительных мотивов в
орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде,
предметах быта и другие.

Мотивы и назначение русских народных орнаментов. !еревянная резьба
и роспись, украшение н€Lпичников lI других элементов избы, вышивка, декор
головных уборов и другие.
Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках
русской культуры' каменная резьба, росписи стен, изразцы.
Нарсrлный костюм. Русский наролный праздничный костюм, символы и
обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды
разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий.
Женский и мужской костюмы в традициях рzlзных народов.
Своеобразие одежды разных эпох и культур.
Молуль <Архитекryра>
Конструкчия традиционных народных жилищ, их связь с окружающей
природоЙ: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устроЙство (каркасныЙ
дом); изображение традиционных жилищ.
Щеревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из
бумаги ипи изображение на плоскости р технике аппликации её фасада и

традициснного декора. Понимание тесной связи красоты It пользы,
функционального и декоративного в архитектуре традиционного жилого

деревянного дома. Разные виды изб и надворных построек.
Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы,
закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни древнего города,
собор как архитектурная доминанта.

Традиции архитектурной коиструкции храмовых построек разных

народов. Изображение типичной конструкции зданий,. древнегреческий храм,
готический или романский собор, мечеть, пагода.
Освоение образа и структуры архитектурного пространства
древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный
собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе.
Понимание значения для современных людей сохранения культурного
наследия.

Молуль <<Восприятие произведений искусства>>
Произведения В, М. Васнецова, Б. М. Кустолиева, А. М. Васнецова, В.
И. Сурикова, К, А. Коровина, А. I-. Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я.
Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры.
Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да
Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя).
Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль,

Новгородский детинец, Псковский Кром, Казанский кремль (и лругие с
учётом местных архитектурных комплексов.' в том числе монастырских).

Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на
острове Кижи.
Художественная ку.цьтура разных эпох и народов. Представления об
архитектурных., декоративных и изобразительных произведениях в культуре
[ревней Греuии, других культур ,Щревнего мира. Архитектурные памятники
Западной Европы Средних веков и эпохи Возрождения. Произведения
предметно-пространственной культуры, составляющие истоки, основания
национальных культур в современн(,,м мире.
Памятники национ€Lпьным героям. Памятник К. Минину и !.
Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве. Мемориальные ансамбли:
Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансаN,rбль (ГерояNl
сталинградской битвы> на Мамаевом кургане (и другие по выбору учителя).
Молуль <Азбука цифровой графики>
Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и
воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода.
перспективных сокращений, цветовых и тонапьных изменений.
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов

геометрических фигур консlрукции традиционного крестьянского
деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства.

Моделирование констрчкции разных видов традиционных жилищ разных
народов (например, юрта, каркасный дом' в том числе с учётом местных

традиций).

Моделирование в графическом редакторе с помоtIlью инструментов
геометрических фигур конструкчий храмовых зданий разных культур:
каменный православный собор, готический или романский собор, пагода,

мечеть.

Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фигур
или на ,;tинейной основе пропорций фигуры человека, изображение
различных фаз движения. Созлание анимации схематического движения
человека (при соответствующих технических условиях).
Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузить две
фазы дви.кения фигурки в виртуальный релактор GIF-анимации и сохранить
простое повторяющееся движение своего рисунка.
Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему
архитектуры, декоративного и изобразительного искусства выбранной эпохи
или этнокультурных традичий народов России.
Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям
мира.

плАнируЕмыЕ рЕзультАты освоЕния прогрАNtмы по

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по изобразительному

I-IcKyccTBy на уровне начаJIьного общего образования достигаются в единстве

учебной l..t воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственhыми ценностями.
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и слособствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции л4чности.

В

резуJIьтате I{зучения изобразительного искусства на уровне
нач€шьноIо общего образования у обучающегося булут сформированы
следующие личностные результаты
:

. уважение и ценностное отношение к своей Родине - России;
. ценностно-сМысловые ориентации и УстаноВки, отражающие
индивидуально-личностные позиции и социально значимые

личностные качества;
о {}ховно-нравственное развитие обучающихся;
. мотивация к познанию и обучению, готовность к саморiввитию и
активному участию в социально значимой деятельности;
о позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к
произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и ryманизма, уважительного отношения и интереса к
культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение
обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной
в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном
искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе восприятия и
освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заJIоженных в культурных традициях.
ГраждаIrское воспитание осуществляется через развитие чувства
личной причастности к жизни обrllества и созидающих качеств личности.
лриобщение обучаюшихся к ценнос,гям отечественноЙ и мировоЙ культуры.
Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных
народов и красоты их эстетических идеaчIов. Коллективные творческие
работы создают условия для разных форм хуложественно-творческоЙ
деятельности, способствуют пониманию другого человека' становлению
чувства личной ответственности.

Щrховно-нравственное воспитание является

стержнем
художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как
сфере, кончентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества.
Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия
искусством помогают обучающемуся обрести социаJIьно значимые знания.
Развитие творческих способностей способствует росту самосознания,
осознания себя как личности и члена общества.
Эстеr ическое воспитание - важнейший компонент и условие развития

социirльно значимых отношений обучаюшихся,
представлений о прекрасном и безобразном, о

формирования
высоком и низком.

Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных

ориентац.ай обучающихся в отношении к скружающим людям, в стреNlлении
к их понl{манию, а также в отношении к семье, природе. труду, искусству,
культурному наследию.
Щенности познавательной деятельности воспитываются как
эмоционаJIьно окрашенный интерес к жизни людей и лрироды, Происходит

это в процессе развития навыков восприятия ll художественной рефлексии
своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки
исследовательской деятельностIi развиваются при выполнении заданий

культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формироllание эстетических чувств способствует активному неприятию
действий, приносящих вред окружающей среде.
Труловое воспитание осуществляется в процессе личной
художественно-творческой работы по освоению художественных l,{атериzl;Iов
удовлетворения от создания ре€rльного, практического продукта.
Воспитываются стремление достичь резуJlьтат, упорство, творческая
инициатава, пони]!tание эстетики грудовой деятельности. Важны также
умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять
коллективную работу - обязательные требования к опрелелённым заданиJIм
гlо программе.
Е РЕЗУЛЬТАТЫ
МЕТАПРЕДМЕТНЫ

и

Овладение универсальными познавательнымп действиями
В результате изучения изобразительного искусства на уровне
обучаюrчегося булут сформированы
начzшьного общего образования
познавательные универсalльные учебные действия, коммуникативные

у

универсаJIьные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Пространственные представления и сенсорные способности:
. харак,геризоват,ь форму предмета, конструкции;
.

.
.
о
о

.
.

.

выявлять

llерты

доминантные

(характерные

особенности)

в

визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
находить ассоциативные связи между визу€}льными образами разных
форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете,
конструкции;
ёнализировать пропорционаJIьные отношения частей внутри целого и
предметов между собой;
обобщать форrу составной !(онструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в
изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
передавать обобщённый образ реЕrльности при построении плоской
композиции;

. соотносить тональные отношения (тёмное -

светлое)

в

пространственных и плоскостных объектах;
. выявлять и анализировать эмоционzlльное воздействие цветовых
отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
У обучающегося булут сформированы следующие базовые логические и
исследоваl,ельские действия как часть лознавательных универсальных

учебных деЙствиЙ:

. проявлять
процессе

исследовательские, экспериментirльные действия в

освоения

выразительных свойств

различных

х)/дожествен ных матери€rлов;

. проявлять творческие экспериментальные действия в процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять
исследовательские и анаJIитические действия на основе

определённых учебных установок

.

в процессе

tsосприятия
произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов
де1,ского художественного творчества;
получения инфорrиаuии об
использовать наблюдения
особенностях объектов и состояния природы, предметного мира

для

человека, городской среды;

. ан€шизировать и оценивать с позиций эстетических категорий
явления природы и предметно-пространственную среду жизни
человека;

. формулировать выводы, соответствующие эстетическим,
аналитическим и другим учебным установкам по результатам
проведённого наблюдения;

. использовать знаково-символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций;

. классифицировать произведения искусства по

видам

и,

соответственно, по назначению в жизни людей;

. классифицировать произведения изобразительного искусства

по

жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
. ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания.
У обучающегося булут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
. использовать электронные образовательные ресурсы;
. уметь работать с электронными уlебниками и 1^tебными пособиями;
выбирать источник для получения информаuии: поисковые системы
Интернета, цифровые электронные средства, справочники,
художественные альбомы и ,цетские книги;
о пн€Lчизировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информачию, представленную в произведениях искусства, текстах,
таблицах и схемах;
. самостоятельно готовить информачию на заданную или выбранную
тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах,
электронных презентациях;
архитектурным
осуществлять виртуzrльные путешествия
памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем;

о

.

ло

. соблюдать правила информачионной безопасности прлl работе

в

Интернете.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося булут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
. понимать искусство в качестве особого языка общения
межличностного (автор - зритель),, между поколениями, между
народами;

. вести ди€шог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное
отношение к противоположным мнениям, сопоставлять свои
СУЖДеНИЯ С СУЖДеНИЯМИ Участников общения, выявляя и корректно
отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого

.

явлен ия;

находить общее решение и разреtuать конфликты на основе общих
позициЙ и учёта интересов i] процессе совместноЙ художественноЙ
деятельности;
о демонстрировать и объяснять результаты своего творческого'
художественного или исследовательского опыта;
. анализировать произведения детского художественного творчества с
позициЙ их содержания и в соответствии с учебноЙ задачеЙ,
поставленной учителем;
. признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои
способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои
и друIих людейl
. взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы,
принимать цель совместной деятельности и строить действия по её
достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно

оl,носиться

к своей задаче по достижению

общего

результата,

Овладение универсальными реryлятивными действиями

сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть реryлятивных универсальных
У

обучающегося булут

учебных действий:
. внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные
учителем;
. соблюдать последовательность учебных действий при выполнении

о

задания;
}мёть организовывать своё рабочее место для практической работы,
сOхраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное
о1,ношение к используемым материалам;

. соотносить свои действия с

планируеNlыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата.

ПРЕДNIЕТНЫ Е РЕЗУЛ ЬТАТЫ

К

концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по
изобразительному искусству:
Молуль <Графика>

Осваивать навыки применения свойств простых графических

материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на
основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт анuulитического наблюдения формы предмета, опыт
обобцения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения

рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с
натуры.
Учиться анzrлизировать соотноiIения пропорчий, визуально сравнивать
пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного
расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для
выполнения соответствуюших задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в
своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы
товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с
позиций выраженного в рисунке t]одержания и графических
выражения (в рамках программного материала).

Молуль

средств его

<<Живопись>>

Осваивать навыки работы красками (гуашь) в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные
представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоционirльное звучание цвета и уметь формулировать своё
мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов
смешения красок и получения нового цвета.
BecTta творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
влечатления, организованные педагогом.

Молуль <Скульптура>
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных
образных

объёмных

формы п,liодов).

форм

в

природе

(например,

облака,

камни,

коряги!

Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать
llредставления о целостной форме в объёмном изображении.

Овладевать лервичными навыками бумагопластики -

создания
объёмных форм из бумаги путём её скJIадывания, надрезания, закручивания.
Молуль <.
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем
мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать

особенности и составные части рассматриваемых зданиЙ.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных
простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный горол)
в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета
и первичные навыки анализа его строения.
Молуль <<Восприятие произведений искусства>
Приобретать умения рассматривать.' анirлизирова,гь детские рисунки с
позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на
листе), цвета, а также соответствия учебной задаче,, поставленной учителем.

Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуа,rьной установки
учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметнои среды
жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и
эстетической задачи (установки).

Осваивать опыт эстетического вослриятия и

анaUIитического

наблюдеr,ия архитектурных построек.

Осваивать опыт эстетического, эмоционального обшения со станковой
картиной, понимать значение зрительских умений и специаJIьных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М.
Васнецова и других художников по выбору учителя), а также произведений с
ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В.
Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт воспFиятия художественных иллюстраций в
детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Молуль <Азбука чифровой графики>
Приrэбретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой

целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и

какова

композиция в кадре.

К

конuу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по
изобразительному искусству
Молуль <Графика>

:

Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими

:iудожественными материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых,
сухих, мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и
способу наложения линии.
Овладевать понятием (ритм) и навыками ритмической организации
изображения как необходимоЙ композиционноЙ основы выражения
содержания.

Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин,
приобретать умения соотносить лропорции в рисунках птиц и животных (с
опорой на зрительские впечатления и анализ).

Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции
объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на

листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки.

Модуль

<<Живопись>>

Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное
плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разг;ый характер мазков и
движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие
качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности
работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения
рzвных оттенков составного цвета.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать
смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знаr,ь о делении цветов на тёплые и холодные; vMeтb различать и
сравнивать тёплые и холодные оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и
яркий, радостный; цвет мягкий, (глухой) и мрачный и другое.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния
погоды (напрлrмер, туман, грозу) на основе изменения тонального звучания
цвета, приобретать олыт передачи разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер
(герои сказок добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять,
какими художественными средствами удалось показать характер сказочных
персонажей.

Модуль <Скульптура>
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных
художественных промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки
игрушки в традициях выбранного промысла; выlrолнить в технике лепки
ф"ryр*у сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по
выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки
или с учётом местных промыслов).
Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с
рzrзньж сторон.
Присlбретать

в процессе

лепки

из пластилина

опыт

передачи

движения

цельноЙ лепноЙ формы и разного характера движения этоЙ формы

(изображения зверушки).
Молул ь <

опыт

Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги

и

объёмного декорирования предметов из бумаги.

Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги

пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений
(по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их
пропорциональные соотношения.

Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционаJIьного

воздействия.

Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ,
домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художниксв детской
книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по
своему характеру героев _цитературнLIх и народных сказок.
Молуль <<Восприятие произведений искусства>>

Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки
зрения ;ыражения в них содержания, настроения' раслоложения
изображения в листе, цвета и других средств художественной
выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и рtввивать умения вести эстетическое наблюдение явлений
природы, а также потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного
анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной
организации (например, кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани,
чеканка).
Приобреr,ать опыт восприятия, эстетического анализа произведений
отечественных художников-пейзажл)стоь (И.И. Левитана, И. И. Шишкина, И.
К. Айвазовского, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также
художников-анима"пистов (В. В. Ватагина, Е. И, Чарушина и других по
выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анЕuIиза произведений
живописи западноевропейских художников с активным, rрким выражением
настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения
отечественных художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К.
Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагин а, Е. И. Чарушина (и других по
выбору учителя).
Модуль <Азбука цифровой графики>
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в
программе Paint (или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформачии и копирования геометрических
фrryр u llрограмме Paint, а также построения из них простых рисунков rtлri
орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и
техники - карандаш, кисточка, ластик' з€Lпивка и другие - и создавать
простые рисунки или композиции (например, образ лерева).
OcBalrBaTb композиционное построение кадра при фотографировании:

расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта. Участвовать в
обсуждени и композиционного построения кадра в фотографи и.
К кончу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие

lIредметные результаты по
изобразит ельному искусству

Молуль <Графика>.

:

отдельным темам

программы

по

Приобретать представление о худо]кественном оформлении книги, о
дизайне книги' многообразии фор, деrских книг., о работе художников-

иллюстраторов.
Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет:
рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок

заглавной буквицы, создание иллюстрачий, размещение текста
иллюстраций на развороте.

Узнавать

об

искусстве rullифта

и

и

образных (изобразительных)

возможностях надписи], о работе художника над шрифтовой композицией.
Создавать практическую творческую работу - поздравительную
открытку, совмещая в ней шрифт и изображение.
Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять
творческ},ю композицию - эскиз афиши к выбранному спектаклю иJlи
фильму,

Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение

частей лица.

Приобретать опыт рисования портрета (лиша) человека.
Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером
лица (для карнавала или спектакля).

Молуль <<Живопись>>
Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по
наблюдению Haтypbi Ilли по представлению.

Рассматривать, эстетически анаJlизировать сюже,г и композицию,
эмоционaчlьное настроение в натюрмортах известных отечественных
художников.

Приобретать опыт создания творческой живописной работы
натюрморта с ярко выраженным настроением или (натюрмортаавтопортрета).

Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по

представлению.
Создавать пейзаж,, передавая в нём активное состояние природы.
Приобрести представление о деятельности художника в театре.
Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному
сюжету.
Познакомиться с работой художников по оформлению праздников.
Выполнить тематическую композицию <Праздник в городе) на основе
наблюдений, по памяти и по представлению.

Молуль <Скульптура>

Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на
основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике
бумагопластики, по выбору учителя).

Учиться создавать игруIлку из подручного нехудожественного
материала путём добавления к ней необходимых дет€Lпей и тем самым
(одушевления образа>.

Узнr,вать

о

видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая

скульптура, мелкая пластика, рельеф (вилы рельефа).
Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры.
Молуль <<[екоративно-прикладное искусство>)

Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные

художественные промыслы гжель и хохлома.

Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов,
украшающих посуду гжели и хохломы; осваивать простые кистевые приёмы,
свойственные этим промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих
посуду (по мотивам выбранного художественного промысла).
Узнеть о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в
росписи тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о
видах симметрии в сетчатом орнаменте.

Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов

и

трафаретов.

Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве
эскиза росписи женского платка).

Моlуль <<Архитектура>
Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по
представлению на тему исторических памятников или архитектурных
достопримечательностей своего города.

Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать

в

коллективной работе по созданию такого макета.
Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги
эскизы разнообразных маJIых архитектурных форм, наполняющих городское
пространство.
Придyмать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики)
транспортное средство.
Выполнить творческий рисунок - создать образ своего города или села
или участвовать в коллективной работе по созданию образа свсего города
или села (в виде коллажа).
Молуль <<Восприятие произведений искусства>>

Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и
эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных
:(удожников детских книг' получая различную визуально-образную
информачию; знать иi{ена нескольких художников детской книги.
Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города
(села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центрzrльные пQ
архитектуре здания и обсуждать их архитектурные особенности, приобретать
представления, аналитический и эмоциональный олыт восприятия наиболее

известных памятников архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для
жителей регионов на основе фоrографий, телепередач и виртуальных

путешествий), уметь обсуждать увиденные памятники.
Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространствен ных
IlcKyccTB: изобразительных видов искусства - живописи, графики,
скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов
искусства, а также деятельности художника в кино, в театре, на празднике.

Знать и уметь называть основные жанры живописи, "рафики

Ll

скульптуры, опреде"цяемые предметом изображения.
Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И.
И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова,, В. .Щ. Поленова, И, К.
Айвазовского и других (по выбору :./чителя), приобретать представления об
их произведениях.

Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия
художественные музеи, участвовать в исследовательских квестах,

в
в

обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий.
Знать имена крупнейших отечественных портретистсв: В. И. Сурикова,
И. Е. Репина, В. А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать
представления об их произведениях.
Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему

посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская
Государственный Эрмитаж, Государственный Русский

галерея,

музей,
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Знать, что в России много замечательных художественных музеев,
иметь представление о коллекциях своих региональных музеев.
Молуль <Азбука цифровой графики>>
линиями,
графическом редаrторе
Осваивать приёмы работы
геометрическими фигурами., инструментами традиционIIого рисования.
Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных
тем, например: исследования свойств ритма и построения ритмических
композиций, составлеIlия opнalteнToв путём различных повторений рисунка

в

с

узора, простого повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах

симметрии; создание паттернов.
Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и
пропорции; осваивать с помощью графического редактора схематическое
изменение мимики лица.
Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при
создании, например, поздравительных открыток, афиши.
кончу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
lrредметные результаты по отдельным темам программы по
изобразит ельному искусству :
Молуль <Графика>
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их
в своей практической творческой деятельности. Изучать основные
пропорции фигуры человека, пропорционЕlльные отношения отдельных
частей фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках.
Приобретать представление о lрадиционных одеждах разных народов и
представление о красоте человека в разных культурах, применять эти знания
в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей
i{ародов газных культур.

К

Соз.цавать зарисовки памятников отечественной и

л,tировой

архитектурь!.

Молуль <<Живопись>>
Выполнять живописное изображение пейзажей разных кли}{атических

зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для
среднерусской природы ).
Передавать в изображении народные представления о красоте человека,
создавать образ женщины в русском народном костюме и образ мужчины в
народном костюме.
Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета
пожилого человека, детского портрета или автопортрета, портрета персонажа
(по представлению из выбранной культурной эпохи).
Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка).
Приобретать опыт создания композиции на тему 
Лепка из пластилина эскиза памятника героям Великой Отечественной
войны или участие в коллективной разработке проекта макета
мемориального комплекса ко .Щню Победы в Великой Отечественной войне

(работа выполняется после освоения собранного материz}ла о мемориальных
комплексах, существующих в нашей стране в па.йять о Великой
Отечественной войне).

Молуль <<Щекорати вно-прикладное искусство)
Исследовать и делать зарисовки особенностей, характерных для
орнаментов разных народов

исторических эпох (особенности символов и
стилизованных мотивов), показать в рисунках традиции использования
орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта у разных
народовl'

в разные

илI,1

эпохи.

Изучить и показать в практической творческой работе орнаменты.

традиционные мотивы и символы русской народной культуры (в деревянной
резьбе и росписи по дереву, вышивке, декоре головных уборов, орнаментах,
которые характерны для предметов быта).
Получить представления о красоте русского народного костюма и
головных женских уборов, особенностях мужской одежды разных сословий,
а также о связи украшения костюма мужчины с родом его занятий и
положением в обшестве.
Познакомиться с женским и мужским костюмами в традициях разных
народов, со своеобразием одежды в разных культурах и в разные эпохи.

Молуль <Архитекryра>>

Полl,чить представление о конструкции традиционных жилищ у разных
народов, об их связи с окружающей природой.
Познакомиться с конструкцией избы - традиционного деревянного
жилого дома - и надворных построек, уметь строить из бумаги или
изображать конструкцию избы, понимать и уметь объяснять тесную связь
декора (украшений) избы с функциональным значением тех же деталей:
единство красоты и пользы. Иметь прелставления о конструктивных
особенностях переносного )riилиIца -. юрты.
Иметь знания, уметь объяснять и изображать традиционную
храма, знать примеры
конструкцию
здания каNlенного древнерусского
наиболее значительных древнерусских соборов и где они находятся, иметь
представ,пение о красоте и конструктивных особенностях памятников

русского деревянного зодчества. Иметь представления об устройстве

и

красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и х,.изни в нём
людей. Знать основные конструктивные черты древнегреческого храма,

уметь его изобразить, иметь общее' целостное образно,: представление о
древнегреческой культуре.

Иметь прелставление об основных характерных чертах храмовых

сооружений, характерных для разных культур: готический (романский) собор
в европейских городах, буллийская пагода, мусульманская мечеть, уметь
изображать их.

Понимать и уметь объяснять, в чём заключается значимость для

современных людей сохранения архитектурных памятников и истсрического
образа своей и мировой кчльтуры.
Модуль <<Восприятие произведений искусства>>
Формировать восприятие произведений искусства ре темы истории и
традиций русской отечественной культуры (произведеяия В. М, Васнецова.
А. М. Васнецова, Б. М. Кустолиева, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. t-.
Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я. Билибина и других по выбору учителя).
Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве
(московский Кремль, Новгородскl.tй детинец, Псковский кром, Казанский
кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе
монастырских), о памятниках русского деревянного зодчества
(архитектурный комплекс на острове Кижи).
Узнавать соборы Московского Кремля, Софийский собор в Великом
Новгороле, храм Покрова на Нерли.
Уметь называть и объяснять содержание памятника К. Минину и Щ,
Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве.
Знать и узнавать основные памятники наиболее значимых
мемориаJIьных ансамблей и уметь объяснять их особое значение в жизни
людеЙ (мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве;
памятник-ансамбль <Героям СталиlIградской битвы)) на MaMaeB
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью
графичесttих изображений и их варьироаания в компьютерной программе
Paint: изображение линии горизонта и 1очки схода' перспективных
сокращений, цветовых и тональных изменений.

Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов

геометрических фигур

конструкцию традиционного крестьянского

деревянного лома (избы) и различные варианты его устройства.
Испо;tьзовать поисковую систему для знакомства с разными видами
,Iрадициями её
деревяЕ{ного дома на основе избьi и
украшений.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкцию юрты, находить в поисковой системе
разнообрirзные модели юрты, её украшения, внешний и внутренний вид
юрты.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкции храмовых зданий р€вных культур
(каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефаrrrи, главой.
куполом, готический или романский собор' пагода, мечеть).
Построить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с
помощью геометрических фиryр или на линейной основе; изобразить
различные фазы движения, двигая части фигуры (при соответствующих
технических условиях создать анимацию схематического движения
,rеловека).

Освсить анимацию простого повторяющегося движения изображения
вирту€lJlьном

в

редакторе GIF-ани мации.

Освоить и проводить компьютерные презентации в программе

PowerPoint по темам изучаемого материала, собирая в поисковых системах
нужный материал' или на основе собственных фотографий и фотографий
своих рисунков, делать шрифтовые надписи наиболее важных определений,
названий, положений, которые надо помнить и знать.

Осуществлять виртуаJIьные путешествия ло

архитектурным
памятникам, в отечественные и зарубежные художественные музеи (галереи)
rla основе установок и квестов, предложенных учителем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

l клАсс

ПЛАН ИРОВАНИЕ
количество часов

Л} IIlп

l

2
3
.

+

Наимеlrование разделов и тем
программы

Bcel

о

Контро,rьные
рапоты

Прак,гическrrе
работы

ресурсы

Ты учишься изображать

l()

0

5

Ты украшаешь

9

0

4

Ты строишь

tt

0

J

Изображение. украшение- постройка
всегда помогают друг другу

6

0

2

0

1.+

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Элекr,ронные
(цифровые)
образовательные

httns

rcsll

htlps:' l g,lt
]]1!l\

etl tt,гu

stltlicct']

cclLt.rtt"stt

trt

/5tltricct

hltps: , гс\il jr]Ll,rrl"s LrЬiесг

-:
-

]

2

клАсс
количество часов

М п/ll

Наименовапие разделов и тем
проfраммы

Всего

кон гпо.lьные

Практические

раооты

работы

Э.чектронные
(шифровые)
образоватеlrьные
ресурсы
Библиотека ЦОК РЭШ
hIlps : /"rc,sh,cd it,l,rt. :Ll[,l

Открытый урок
htipr:'"Lll,i,i, i.c1:,t.t

Ввелеtrие

2

()

0

it

Инфоурок
il;ips:,'"itti-trriгil.,-it

С)ткрытая сеть

работников образования
il

lt

ll s : ,/,'n s 1,1o

0ткрытый урок
httos:./,/rtгok.

1

se l'lт.l-u i

Инфоурок
2

Как и чем работает художник

14

0

7

htl s:,//iпtЬпгоi,

r,r

Открытая сеть
работников образования
1lilils:"i'nspol1ai,l

tl

P:)Iш
l,,'llt: , rcsh,ciill l,i ;Ltbiect"l']'

-)

Реальность и фан,газия

5

0

з

Открытый урок
ll t !-ls: i,l Llro k, l:c;ll lLti
Инфоурок
l :,.1 pS:1./ iп fо ц f0l ,l i]
Открытая сеть
работников образования
l

l]tTirS: 1,1Spol,tal,гtl_

,+

О чем говори,I, acKyccl,t]o?

7

()

)

Бпблиотека LIOK I,,)III
/iгеsh.еdtl.гtl ,
.,1
I]tt rrs:
Открытый урок
htt ls:, Ltгоk lscp1,1
Инс}оурок
Открытая сеть
работников образования
lДl r-.. rr s р,.l rtц[.r_lr
Библиотека ЦОК РЭШ
illil., гсrh еrlli lll -].. (с1 Открытый урок
,

5

Как говори,I, искусствtr'?

:.,

l:

.,L,lsc]l]'

Инфоурок

5

iltl

,

il

l.,,ttгоk.гl,

Открыr,ая се,гь

работников образ: ,пt,eclsoo.ru/

71_+

4

клАсс
количество часов

l\i lIllr

Наимснованис разделов и тем
программы

л
бсего

Контрольнь]е
раOоты

Пракгичсские
рабrrr ы

Введение

1

2

Истоки родного искусс,гва

7

0

2

_)

flревние гороJlа rtаtllей земли

1l

t

4

- художник

4

Кажлый народ

5

Искусство обr,единяе,г народы

оБщtjtj количЕство чАсов llo прогрАммIj

0

0

9

0

4

6

0

2

з.1

12

Эllектронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека [{ОК
https

:,/i

m.еdsоо.гLl,/7t]J

l

] 9са

Биб'lrисl,r,ека L{OK
lltlOs:l/nr.cdsoo,гL]"7f,1

l 2 9са

Биб.:Iиоr,ека [{ОК
hIl1-1s:']лl,cdscltl,гtr ]l-.l

l

]9са

Библиотека l{OK
lltTp5:// пl.еdsо.,.гtt ;t.l l 29еа

Библиотека I |OK
ll1tps://tn.edsclo, гtl,'7 Г.i l 29еа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

процЕссА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Изобразительное искусство, l класс/ Неменская Л.А.; пол редакцией Неменского Б.М..
Акционерное общество <Издательство <Просвещение
Изобразительное искусство: 2-й класс,. учебник, 2 класс/ Коротеева Е. И.; под ред.
Неменского Б. М., Акционерное обцество кИздательство кПросвещение>
Изобразительное искусство. З класс/ Горяева Н.А.. Неменская Л.А., Питерских А.С. и
другие; под редакцией Неменского Б.М.. Акционерное общество кИздательст,во
кПросвещение>
Изобразительное искусство: 4-й класс: учебник,4 класс/ Неменская Л. А.; под ред.
Неменского Б. М., Акционерное общество <Издательство кПросвещение>

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

l.

2.
3.

4.

5.
6.
7,

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников
под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы ; пособие для учителей
общеобразоват. учреждений - М. : Просвещение,2023
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
11ол ре;tакчией Б.М. Неlrенсксlго. 1-4 классы: пособие для учитеjIя;
Искусство вокруг нас: 3 класс / I-оряева Н.А.. Неменская Л.А., Питерских А.
Рабочая программа начаJ]ьного обцего образования предмета "Изобразительное
искусство"
Методическое пособие к примерной рабочей программе основного общего
образования <Изобразительное искусство)
Словарь искусствоведческих терминов.
Стандарт основного общего образования по образовательной области кИскусство>

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ

интЕрнЕт

Библиотека ЩОК РЭШ https://resh.edu.rr/subj ecti 7/2/
Открытый урок https://urok. 1sept.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Открытая сеть работников образования https://nsportal.ru/
Обучение рисованию и изобразительному искусству по классам
https://obuchalka.org/obuchenie-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/poklassam/?ysclid=lkehcpjrm1226595 86


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».