Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа Л!2
Мясниковского района Ростовской области
РАССМОТРЕНО
Протокол Nql заседания
Методического совета
Протокол Лл l
от 22.08.2023г.
Руково_lитель Ill\4O
fuецеri
r
,l:
При
Щире5тор. . -'-'-N,{Боу сош л!2
МБоУ Сошл92
Габызян К.К.
от 24.08.2023г.
Зам. ди ре
ра по
УВР
ПРОГРАММА
ИЗОБРАЗИТЕЛЪНОМУ
ИСКУССТВУ
(Изобразительное
к учебнику
искусство)
(авторы:
Л.А.Неменская,
Е.И.Коротеева)
2-4
Количество часов:
l
клАссы
час в неделю
Учителя - Берекчиян О,{.
Ьатыгян З,{.
l-абызян К.К,
ffагалдян А.С.
Хошафян Н,Х.
202З
-
_.'
,
1l0
():Х.
айбарян М.1'
РАБОЧАЯ
ПО
утвЕржлЕ
СОГЛАСОВАНО
ШМО
на заседании
2024 учебный гол
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программь1 начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социмизации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитаЕия.
IJель программы
по
изобразительному искусству состоит в
формировании художественной культуры обучающихся, р.ввитии
художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям
действительности путём освоения нача_пьных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие
духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической
позиции по отношению к действительности и произведеЕиям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все
основные виды визумьно-пространственных искусств (собственно
изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры,
декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн.
Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы,
восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного
отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национа.пьных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как
отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с
задачами практической творческой работы (при сохранении учебного
времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
Программа по изобразительному искусству знакомит обучающихся с
многообразием видов художественной деятельности и технически
доступным разнообразием художественных материzulов. Практическая
художественно-творческrц деятельность занимает приоритетное
пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений
искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется
прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе
практического решения художественно-творческих
Содержание
программы
по
задач.
изобразительному искусству
структурировано как система тематических модулей. Изучение содержания
всех модулей в 1-4 классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение изобразительного
искусства, составляет lЗ5 часов: в l классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2
классе - З4 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 часвнеделю),в4
классе - 34 часа (l час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1клАсс
Модуль <Графика>
Расположение изображения на листе, Выбор вертикального или
горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для
линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое - длинное, Развитие навыка
видения соотношения частей целого (на основе рисунков животньж).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте.
Формирование навыка видения целостности. Щельная форма и её части.
Модуль
I_{BеT
<<Живопись>l
как одно из главных средств выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы ryашью в условиях урока. Краски (ryашь), кисти,
бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные
с
каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражения настроения
в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и
восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональнм
выразительность цвета.
Тематическая композиция <Времена года>. Контрастные цветовые
состоя}tия времён года. Живопись (ryашь), аппликация или смешанная
техника.
Техника монотипии. Представления о
симметрии. Развитие
воображения.
Модуль <Скульпryра>
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (например, черепашки, ёжика,
зайчика). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных
народных художественных промыслов (дымковская или каргопольскм
игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов),
Бумажная пластика. Овладение первичными лриёмами надрезания,
закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Молуль <<Щекорати вно-п рикладное искусство))
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях
урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие
объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в
предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и растительные. .Щекоративная композиция в
круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе,
Последовательное ведение работы над изображением бабочки по
представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных художественных промыслов: дымковскаrI или каргопольская
игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
,Щизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания
бумаги и аппликации.
Оригами - создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы
складывания бумаги.
Модуль
<<Архитектура>>
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире
(по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных
простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и
вырезания детаJIей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного
города из бумаги, картона или пластилина.
Молуль <<Восприятие произведений искусства>>
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного
и эмоционаJIьного содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и
предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной
анаJIитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на осIIове содержательных
установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциончLпьное
состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения
В. М. Васнецова и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих практических задач - установок
наблюдения. Ассоциации из личного опыта обучающихся и оценка
содержания произведений.
Модуль <Азбука цифровой графики>
эмоцион€lльного
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких
зрительных впечатлений.
Обсуждение в
условиях
соответствующих изучаемой теме.
2
урока
ученических
фотографий,
клАсс
Молуль <Графика>
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материtшы для
линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки - особенности и выр€вительные свойства графических
материалов, приёмы работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на
плоскости листа: сryщение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и
движение.
Пропорчии - соотношение частей и целого. Развитие анаJrитических
навыков видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе
рисунков птиц),
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе
бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета,
Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение
внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета.
Графический рисунок животного с активным выражением его
характера. Рассматривание графических произведений анималистического
жанра.
Модуль
<<Живопись>>
основные и составные, Развитие навыков смешивания красок и
получения нового цвета. Приёмы работы ryашью. Разный характер мазков и
движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.
I-1BeT тёплый и холодный - цветовой контраст.
I-{BеT тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с
помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная
выразительность цветовых состояний и отношений.
I_[BeTa
I_1BeT
открытый
-
звонкий
и
приглушённый, тихий. Эмоциональная
выразительность цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды
и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря,
ветер - по выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером
(образ мужской или женский).
Молуль <Скульпryра>
Лепка из пластилина или глины игрушки - сказочного животного по
мотивам выбранного художественного народного промысла (филимоновская
игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и другие по выбору
учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с
традициями промысла.
Лепка животных (например, кошки, собаки, медвежонка) с передачей
характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы,
преобр€вование
её
и добавление детмеЙ.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина
тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль <<Щекоративно-прикладное искуество>
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока),
например, снежинки, паутинки, росы на листьях. Ассоциативное
сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства (например, кружево, вышивка, ювелирные изделия),
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.
Щекоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материЕrлов.,Щекоративные
изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские,
дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом
местных художественных промыслов).
.Щекор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные
народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в
жизни людей.
Модуль
<<Архитекryра>>
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные
варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование
пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе
сворачивания геометрических тел - параллелепипедов разной высоты,
цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и
складывание полоски бумаги (например, гармошкой). Образ здания.
Памятники отечественной архитектуры с ярко выраженным характером
здания. Рисунок дома для доброго или злого ск€tзочного персонажа
(иллюстрация сказки по выбору учителя),
Молуль <<Восприятпе произведений искусства>>.
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного
и эмоцион€Lпьного содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей,
анализ их конструкции и эмоционаJlьного воздействия. Сопоставление их с
рукотворными произведениями.
Восприятие орнамента_],Iьных произведений прикладного искусства
(например, кружево, шитьё, резьба и роспись).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового
состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, И. И. Шишкина, Н. П.
Крымова.
Восприятие произведений анимаJlистического жанра в графике
(например, произведений В, В. Ватагина, Е. И. Чарушина) и в скульптуре
(произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их
пропорций, характера движения, пластики.
Модул, <Азбука цифровой графики).
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint
или другом графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими
копирование геометрических ф"ryр в
фиryрами. Трансформация
программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка,
ластик, зiLпивка и другие) в программе Paint на основе простых сюжетов
(например, образ дерева),
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на
основе темы <Тёплый и холодный цвета> (например, <Горящий костёр в
синей ночи>, <Перо жар-птицы)),
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб.
и
!оминанта. Обсуждение
в
условиях урока ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.
3
клАсс
Модуль
<<Графика>>
Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по
выбору). Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки. Совмещение изображения
и текста. Расположение иллюстраций и текста на р€ввороте книги.
Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция
открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки
или аппликация.
Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения,
Особенности композиции плаката.
Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе
наблюдений и фотографий архитектурных достопримечательностей своего
города.
Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин.
лица
человека.
Изображение
Строение,
пропорции,
взаиморасположение частей лица.
Эскиз маски для маскарада: изображение лица - маски персонажа с ярко
выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги.
Модуль
<<Живопись>>
Создание сюжетной композиции <В цирке>, использование гуаши или
карандаша и акварели (по памяти и представлению). Художник в театре:
эскиз занавеса (или декораций сцены) для спектакля со сказочным сюжетом
(сказка по выбору).
Тематическая композиция кПраздник в городе). Гуашь по цветной
бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или аппликации.
Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению.
<Натюрморт-автопортрет) из предметов, характеризующих личность
обучающегося.
Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор
для изображения времени года, времени дня, характера погоды
особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество
состояние неба в изображении.
и
и
Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру.
Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его
личности с использованием выразительных возможностей композиционного
размещения в плоскости листа, особенностей пропорций и мимики лица,
характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в
композицию дополнительных предметов.
Модуль ,t<Скульпryра>>
Создание игрушки из подручного нехудожественного материаJIа,
придание ей одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из
бумаги, ниток или других материмов).
Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или
создание этого персонажа путём бумагопластики.
Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах
скульптуры (по сюжету изображения).
Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в
скульптуре. Работа с пластилином или глиной.
Модуль <<{екоративно-прикладное искусство))
Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения
посуды из дерева и глины в традициях народньж художественных промыслов
Хохломы и Гжели (или в традициях других промыслов по выбору учителя).
Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание
орнамента при помощи печаток или штампов.
Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия
построения композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования
мотивов, нaLпичие композиционного центра, роспись по канве.
Рассматривание павловопосадских платков.
Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе, например,
ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для
цветов.
Модуль <Архитекryра>
исторических памятников и
архитектурных
достопримечательностей города или села. Работа по наблюдению и по
Зарисовки
flамяти, на основе использования фотографий и образных представлений.
Проектирование садово-паркового пространства на плоскости
(аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием бумаги, картона,
пенопласта и других подручных материмов. Графический рисунок
(индивидуально) или тематическое панно <Образ моего города> (села) в виде
коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий
и других элементов городского пространства, выполненных индивидуirльно).
Молуль <<Восприятие произведений искусства>>
Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. Рассматривание
и обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских
книг.
Восприятие объектов окружающего мира - архитектура, улицы города
или села. Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности
(по выбору учителя), их значение в современном мире.
Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и СанктПетербурге (обзор памятников по выбору учителя).
Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные
музеи: Государственная Третьяковская га,'rерея, Государственный Эрмитаж,
Государственный Русский музей, Госуларственный музей изобразительных
искусств имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи
и гмереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные
художественные музеи (выбор музеев - за учителем). Осознание значимости
и увлекательности посещения музеев; посещение знаменитого музея как
событие; интерес к коллекции музея и искусству в целом.
Виды пространственных искусств: виды определяются по назначению
произведений в жизни людей.
Жанры в изобразительном искусстве - в живописи, графике, скульптуре
- определяются предметом изображения; классификация и сравнение
содержания произведений сходного сюжета (например, портреты, пейзажи).
Представления о произведениях крупнейших отечественных
художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А, К. Саврасова,
В. Щ. Поленова, И. К. Айвазовского и других.
Представления о произведениях крупнейших отечественных
портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других.
Молуль <Азбука цифровой графики>
Построение в графическом редакторе различных по эмоционzrльному
восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика),
рuвные направления и ритмы движения (например, собрались, разбежались,
догоняют, улетают). Вместо пятен (геометрических фигур) могут бьтть
простые силуэты машинок, птичек, облаков,
В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента
(паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с
поворотами вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого
раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же
элемента.
Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или другом
графическом релакторе).
Совмещение с помощью графического редактора векторного
изображения, фотографии и шрифта для создания плаката или
поздравительной открытки.
Редактирование фотографий в программе Picture Мапаgеr: изменение
яркости, контраста, насыщенности цвета; обрезка, поворот, отражение.
Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи
местные (по выбору учителя).
4
клАсс
Молуль <Графика>
Правила линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера
изображения по мере удаления от первого плана, смягчения цветового и
тонаJIьного контрастов,
Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение
частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости листа: бег, ходьба,
сидящая и стоящая фигуры.
Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и
сказаний разных народов.
Изображение города - тематическаr{ графическая композициJI;
использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная техника).
Молуль <<Живопись>
Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных
композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт).
Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с
рtвным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет
матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или
автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной
культурной эпохи).
Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные
панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей
на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и
легендам.
Модуль <Скульпryра>
Знакомство со скульптурными памятниками героям и защитникам
Отечества, героям Великой Отечественной войны и мемориаJIьными
комплексами. Создание эскиза памятника ко Дню Победы в Великой
Отечественной войне. Работа с пластилином или глиной. Выражение
значительности, трагизма и победительной силы.
Модул ь <<.Щекоративно-п ри кладное искусство>
Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и
назначению предмета, в художественной обработке которого он
применяется. Особенности символов и изобразительных мотивов в
орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде,
предметах быта и другие.
Мотивы и назначение русских народных орнаментов. .Щеревянная резьба
и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка, декор
головных уборов и другие.
Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках
русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы.
Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и
обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды
разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий.
Женский и мужской костюмы в традициях разных народов.
Своеобразие одежды рЕвных эпох и культур.
Модуль <Архитектура>
Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с окружающей
природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство (каркасный
дом); изображение традиционных жилищ,
[еревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из
бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и
традиционного декора. Понимание тесной связи красоты и пользы,
функционального и декоративного в архитектуре традиционного жилого
деревянного дома. Разные виды изб и надворных построек,
Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы,
закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни древнего города,
собор как архитектурнаrl доминанта.
Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных
народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм,
готический или романский собор, мечеть, пагода.
Освоение образа и структуры архитектурного пространства
древнерусского города, Крепостные стены и башни, торг, посад, главный
собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе.
Понимание значения для современных людей сохранения культурного
наследия.
Молуль <<Восприятие произведений искусства>>
Произведения В. М. Васнецова, Б. М. Кустолиева, А. М. Васнецова, В.
И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я.
Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры.
Примеры произведений великих евролейских художников: Леонардо да
Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя).
Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль,
Новгородский детинец, Псковский Кром, Казанский кремль (и другие с
учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских).
Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на
острове Кижи.
Художественная культура разных эпох и народов. Представления об
архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре
Щревней Греuии, других культур [ревнего мира. Архитектурные памlIтники
Западной Европы Средних веков и эпохи Возрождения. Произведения
предметно-пространственной культуры, составляющие истоки, основания
национальных культур в современном мире.
Памятники национаJIьным героям. Памятник К. Минину и !r.
Пожарскому скульптора И, П. Мартоса в Москве. Мемориа.,,rьные ансамбли:
Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль <Героям
Ста,чинградской битвы> на Мамаевом кургане (и другие по выбору учителя).
Модуль <Азбука цифровой графики>
Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и
воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода,
перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических ф".ур конструкции традиционного крестьянского
деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства.
Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных
народов (например, юрта, каркасный дом, в том числе с учётом местных
традиций).
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкций храмовых зданий ра:!ных культур:
каменный православный собор, готический или романский собор, пагода,
мечеть,
Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фиryр
или на линеЙноЙ основе пропорциЙ фигуры человека, изображение
различных фаз движения. Создание анимации схематического движения
человека (при соответствующих технических условиях).
Анимация простого движения нарисованной фиryрки: загрузить две
фазы движения фиryрки в виртуальный редактор GIF-анимации и сохранить
простое повторяющееся движение своего рисунка.
Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему
архитектуры, декоративного и изобразительного искусства выбранной эпохи
или этнокультурных традиций народов России.
Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям
мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
:
Личностные результаты освоения программы по изобразительному
искусству на уровне начального общего образования достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовнс-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне
начаJIьного общего образования у обучающегося булут сфорпированы
след}.ющие личностные результаты:
о }вожени€ и ценностное отношение к своей Родине - России;
. ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие
индивидуаJIьно-личностные позициII и социально значимые
ЛИЧНОСТНЫе
КаЧеСТВа;
о луховно-нравствеаное
a
,
о
развитие обучающихся;
.
мотивация к познанию и обуrению,, готовность к саморазвитию и
активному участию в соци€lльно значимой деятельности;
. позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к
произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и ryманизма, уважительного отношения и интереса к
культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение
обучающимися содержания традиций отечественной кульryры, выраженной
в её архитектуре, народном, декоративно-прикл'адном и изобразчтельном
искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе восприlIтия и
освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, з€Lпоженных в культурных традициях.
Гражданское воспитание осуществля9тся через развитие чувства
личной причастности к жизни общества и созидающих кач8ств личности,
приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мироЬой культуры.
Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных
народов и красоты их эстетических идеаJIов. Коллективные творческие
работы создают условия для разных форм хуложественно-творческой
деятельности, способствуют пониманию дFугого человека, становлению
чувства л ичной ответственности.
ное
воспитание является
стержнем
художественного развития обучающегося, приобщени"
*'ranyacTBy как
"aо
сфере, конuентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества.
Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
р€ввитие его эмоционаJIьно-образной, чувственной сферы. Занятия
искусством помогают обучающемуся обрест,t социаJIьно значимые знания.
Развитие творческих способностей способствует росту самосознания,
осознания себя как личности и члена обшества.
Эстетическое воспитание - важнейший компонент и условие развития
n;,1xoBHo-HpaBcTBeH
социально
значимых отношений обучающихся, формирования
представлений о прекрасном и безобразном,. о высоком и низком,
Эстетическое воспитание способствует формированию цеt{ностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении
к
их
пониманию,
а также
в
отношении
к
семье,
природеl'
труду,
искусству,
культурному наследию.
I_[енности познавательной деятельности воспитываются как
a
a
эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и .,риродfi. Происходит
это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии
своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки
исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий
культурно-исторической направленности.
Эко.rогическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наOлюдения природы и ее оораза в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию
действий, приносящих вред окружающей среде.
Труловое воспитание осуществляется . в процессе личной
художественно-творческой работы по освоению художественных материалов
и удовлетворения от создания реального, практического продукта.
Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческм
инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важньi также
чмения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять
коллективную работу - обязательные требования к определёфым заданиям
по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения изобразительного искусства на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
a
универсальнь]е учебные деиствия. реryлятивные универсarльные учебные
действия, совместная деятельность.
Пространственные представления и сенсорные способности:
. характеризовать форму предмета, конструкции;
. выявлять доминантные черты (характерные особенности)
о
.
.
о
в
визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственЕые объекты по заданным
основаниям;
находить ассоцйат,ивные связи между визуЕrльными образамй разных
форм и предметов;
сопоставлять
части
и
целое
в
видимом
образе,
предметеl,
конструкции;
пропорционаJlьные отношения частей вчутри целого и
предметов между собой;
обобщать форму составной конструкцrrи;
. выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в
изображении (визуальном образе) на установленньIх основаниях;
. передавать обобщённый образ реальhости при построении плоской
композиции;
. соотносить тональные отношения (тёмное - светлое) в
пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анfu'Iизировать эмоционшIьное воздействие цветовых
отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
У обучающегося булут сформированы следующие базовые ,rо."'"еские и
ан€Lпизировать
.
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
. проявлять
исследовательскиеl,
процессе
освоения
экспериментаJIьные
выразительных свойств.
действия
художественньIх матери€lлов;
в
различных
. проявлять творческие экспериментальные действия в процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять
исследовательские и ана,,Iитические действия на основе
определённых учебных ycTaнoвoti
о
в процессе
восприятиrI
произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов
детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об
особенностях объектов и состояния природы, предметного мира
человека, городской среды;
. анаJIизировать и оцеЕивать с позиций эстетических категорий
явления природы и предметно-пространственную среду жизни
человека;
. формулировать выводы, соответствующие эстетическим,
анaLпитическим и другим у{ебным установкам по результатам
IIроведённого наблюдения;
. использовать знаково-символические средства Для составления
орнаментов и декоративных композиций;
. классифицировать произведения искусства по
a
видам
и,
соответственно, по назначению в жизни людей;
. классифицировать произведения изобразительного }скусства по
жанрам в качестве инструмента анЕLпиза содержЕlния произведений;
. ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания.
У обучающегося будут сформированы .ледующие умения работать с
информачией как часть познавательных универсarльных учебных действий:
. использовать электронные образовательные ресурсы;
. уметь работать с электронными учебниками и уlебными пособиями;
. выбирать источник для получения информации: поисковые системы
Интернета, цифровые электронные . средства, справочники,
художественные альбомы и детские книги;
о ёнолизировать' интерпретировать, обобцать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, текстах,
таблицах и схемах;
. самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную
тему и представлять её в различных видах: рисунфх и эскизах,
электронных презентациях;
. осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным
памятникам., в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложен[Iых учителем;
. соблюдать правила информационной безопасности при работе
в
Интернете.
Овладение универсальными коммуникативными действиямп
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коNIмуникативных универсальных учебных действий:
. понимать искусство в качестве особого языка общения
межличностного (автор - зритель), между поколениями, между
народами;
a
. вести ди€lлог и участвовать в обсужлении' проявJlяя уважительное
отношение к противоположным мнениям, сопоставлять свои
суждения с суждениями участников общения, вьuIвляя и корректно
отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого
явления;
a
. находить обцее решение и разрешать конфликгы на основе общих
позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной
.
ДеЯТеЛЬНОСТИ;
. демонстрировать и объяснять результаты своего творческого,
о
.
о
художественного или исследовательского опыта;
ан?JIизировать произведения детского художественного творчества с
позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей,
поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои
способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои
и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы,
принимать цель, совместной деятельности и строить действия по её
достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно относиться к своей задаче по достижению общего
результата.
Овладение универсальными реryлятивными действиями
У
обr{ающегося булут сформированы следующие умения
самоорганизации
и
самоконтроля как часть реryлятивt{ых уЪиверсальных
уrебных деЙствиЙ:
.
.
о
внимательно относиться и выполнr{ть учебные задачи, поставленные
учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении
задания;
}меть организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное
отношение к используемым материалам;
. соотносить слои действия с
планЙруемыми резу.,],ьтатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К
в1
классе обуrа*ощийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по
KoHuy обуrения
изобразительному искусству:
Молуль
Осваивать Еавыки применения свойств простых. графических
материzl,,Iов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
a
Приобретать первичный опыт в создаIlии графического рисунка на
основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт анаJIитического наблюдения формы предмета, опыт
обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения
рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с
натуры.
Учиться анмизировать соотношения пропорчий, визуально сравнивать
пространственные величины.
Приобретать пеРвичные знания
навыки композиtiионного
расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикalJIьный или горизонтальный формат листа для
выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебнуто задачу. поставленную учителем,
её в
rи решать
своей практической художественной деятельности.
и
a
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы
товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с
позиций выраженного в рисунке содержаЕия и графических средств его
выражения (в рамках программного материала).
Молуль
<<Живопись>>
Осваивать навыки работы красками (гуашь) в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные
представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё
мнение с опорой на опьIт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов
смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом
.
,
Молуль ,<<Скульпryра>>
Приобретать опыт анчшитического наблюдения, поиска выразительных
образных объёмных форм в природе (например, облака, камни, коряги,
формы плодов).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина., приобретать
представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики '. - создания
объёмных форм из бумаги лутём её складывания' надрезания, закручивания.
Модуль <<Щекоративно-прикладное искусство)
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные
примеры узоров в природе (в условиях у?ока на основе фотографий);
приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в
произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды
орнаментов по
изобразительным мотивам:
растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии. в своей художественной
деятельности
Приобретать опыт созданIlя орнамент€rльной декоративной композиции
(стилизованной : декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни
людей.
a
Приобретать представления о глиняных игрушках фтечественных
народных художественных промыслов (дымковскм, каргопольская игрушки
или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической
художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки
и
оформления общего прrвдника.
Молуль <Архитектура>.
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем
мире (по фотографиям в условиlIх урока); анализировать и характеризовать
особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы. конструирования из бумаги, скJIадывания объёмных
простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город)
в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представлениJI о конструктивной основе любого предмета
и первичные навыки ан€Lпиза его строения.
:
Молуль <<Восприятие произведений искусства>>
Приобретать умениJI рассматривать, анализировать детские рисунки с
позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на
листе),, цвета, а также соответствия учебной зацаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения .roroo.o:u,
на
основе
эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки
)лrителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды
жизни человека в зависимости от поставленной ана,lитической и
эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и
ан€Iлитического
наблюдения архитектурных построек,
Осваивать опыт эстетического, эмоцион€Lпьного
картиной, понимать значение зрительских уменйй
общения со станковой
и специальных, знаний;
приобретать отrыт восприятиJI картин со сказочным сюжетом (В.М.
Васнецова и других художников по выбору учителя), а также произведений с
ярко выраженным эмоционаJIьным настроением (например, натюрморты В.
Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в
детских книгах и отношеIIия к ним в соответствии с учебной усiановкой.
Молуль <Азбука цифровой графики>
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой
целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова
композиция в кадре.
К концу обучения во 2 классе обучlrющийся получит следующие
предметные результаты по
изобразительному искусству
Модуль <Графика>
отдельным темам
программы
по
:
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими
художественными матери€rлами;
с),хих9
мягких
и жидких
графических
осваивать выразительные свойства твёрдых,
материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной пQ характеру и
способу наложения линиtl.
Овладевать понятием (ритм> и навыками ритмической организации
изображения как необходимой композиционной основы вырalкения
содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин,
приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с
опорой на зрительские впечатления и анализ).
a
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции
объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на
листе,
соблюдая
этапы
ведения
рисункаl,
осваивчш
навык
штриховки.
Модуль <<Живопись>>
Осваивать навыки работы цветом, навыI:и смешения красок, пастозное
a
плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер м€lзков и
движений кистью, навыки создания выр€lзительТ{ой фактуры и ýроющие
качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности
работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы пол)л{ения
разных оттенков составного цвета.
.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвёта; осваивать
смешение цветных красок с белой и чёрной (д,rя изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь рa}зличать и
сравнивать тёплые и холодные оттенки цвета.
Осваивать эмоционаJIьную вырiвительность цвета: цвет звонкий и
яркий, радостный; цвет мягкий, <глухой> и мрачный и другое.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния
погоды (например, туман, грозу) на основе изменения тонuLпьного звrlания
цвета, приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер
(герои сказок добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять,
какими художественными средствами удаJIось покalзать характер сказочных
персонажей.
Модуль <<Скульптура>
Познакомиться с традиционными игрушками одного.из народных
художественных промыспов; освоить приёмы и последоватеЛьность лепки
игрушки в традициях выбранного промысле; выполнить в технике лепки
фиryрку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по
выбору: филимоновская, абашевская, каргопольскаJ{, дымковская игрушки
или с учётом местных промыслов).
Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с
разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения
цельной лепной формы и разного характера движения этой формы
(изображения зверушки).
Молуль <)
a
Рассматривать, ан€lJIизировать и эстетически оценивать разнообразие
форм в природе, воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления - узоры (например, кап:rи,
снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев) с рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё,
ювелирные изделия и лругое).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента
кружева или вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных
зверушек, созданных по мотивам народного художественного'промысла (по
выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки
или с учётопr местных промыслов).
Приобретать опыт
преобразования бытовых
подручных
нехудожественных материаJIов в художественчые изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на
примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художниковиллюстраторов (например, И, Я. Билибина), когда украшения не только
соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа;
учиться понимать, что украшения человека рассказывают о нём, выявляют
особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных
былинных персонажей,
Молуль <<Архитекгура>
a
a
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и
объёмного декорированиlI предметов из бумаги.
'
Участвовать в коллективной работе по noarpoa""to из бумаги
пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений
(по фотографиям в условиях урока), указывЕuI составные части и их
пропорционarльные соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционшIьного
воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ,
домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской
книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам. ,
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по
своему характеру героев литературных и народных сказок.
Молуль <<Восприятие произведений искусства>>
Обсужлать примеры детского художественного творчества с точки
зрения выражения в них содержания., нiстроения, расположениlI
изображения в листе, цвета и других средств художественной
l
выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений
природы, а также потребность в таком наблюдении,
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного
ан€uIиза произведений декоративного искусства и их орнаментальной
организации (например, кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани,
чеканка).
Приобретать опыт восприJIтия, эстетического анаJIиза произведений
отечественных художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И.
К. Айвазовского, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также
художников-анимtlJIистов (В. В. Ватагина, Е. И, Чарушина и других по
выбору улителя).
Приобретать опыт восприятия., эстетического анruIиза произведений
живописи западноевропейских художников с активным, ярким выражением
настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения
отечественных художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К.
Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по
выбору
t
учителя).
Модуль <Азбука цифровой графики>
a
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в
программе Paint (или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копированиJl геометрических
фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или
орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и
техники
-
карандаш!
кисточка,
ластик,
зшIивка
и другие
-
и создавать
простьiе рисунки или композиции (например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографлtровании:
расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта. Участвовать в
обсуждении композиционного построения кадра в фотографии.
концу обучения в
классе об}^rающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по
изобразительному искусству:
.
К
Молуль
3
<<Графика>.
Приобретать представление о художественном оформлении книги, о
дизайне книги, многообразии форм детских книг, о работе художниковиллюстраторов.
Полуlать отrыт создания эскиза книжки-игрушки на выбр.анный сюжет:
рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок
a
заглавной буквицы, создание иллюстраllий, размещение текста
и
иллюстраций на развороте.
Узнавать об искусстве шрифта и образных (изобразительных)
возможностях надписи, о работе художника над шрифтовой композицией.
Создавать практическую творческ}.}о рабоry
поздравительную
открытку., совмещая в ней шрифт и изображение.
Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять
творческ}.ю композицию - эскиз афиши к выбранному спектаклю или
-
фильму.
Узнавать основныё пропорции лица человека, взаимное распоhожение
частей лица.
Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека.
Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером
лица (для карнав€uIа или спектакля).
.
Молуль
<<Живопись>>
Осваивать приёмы создания живописноii композиции (натюрморта) по
наблюдению натуры или по представлению.
Рассматривать, эстетически анмизировать сюжет и композицию,
эмоциональное настроение в натюрмортirх известных отечественных
художников.
Приобретать опыт создания творческой живописной работы
натюрморта с ярко выраженным настроением или (натюрмортаавтопортрета)).
Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по
редставлению.
Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.
Приобрести представление о деятельности художника в театре.
Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному
сюжету.
Познакомиться с работой художников по оформлен"о прirлr"*оu.
Выполнить тематичесчrю композицию
a
Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на
основе сюжета известной сказки (или создание этого персон}жа в технике
бумагопластики, по выбору учителя).
Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного
материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым
(одушевления образа>.
Узнавать о видах скульптуры: скулыIтурные памятники,
парков€UI
скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа).
Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры.
Модул ь <
Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные
художественные промыслы гжель и хохлома.
Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов,
a
украшающих посуду гжели и хохломы; осваивать простые кистевые приёмы,
свойственные этим промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих
посуду (по мотивам выбранного художественного промысла).
Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применени{, например, в
росписи тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о
видах симметрии в сетчатом орнаменте.
Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и
трафаретов.
Получить опыт создания композиции ораамента в квадрате (в качестве
эскиза росписи женского платка).
Молуль <Архитектура>
Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по
представлению на тему исторических памятников или архитектурных
достопримечательностей своего города.
Создать эскиз макета паркового простанства или участвовать
a
в
коллективной работе по созданию такого макета.
Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги
эскизы разнообразных м€Lпых архитектурных форм, наполняющих городское
пространство
Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики)
транспортное средство.
Выполнить творческий рисунок - создать образ своего города или села
или участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города
или села (в виде коллажа).
Модуль<<Восприятие произведений искусства>>
a
a
Рассматривать и обсуждать содержание работы художникц ценностно и
эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных
визуально-образную
получая
книг,
художников
детских
ра,lличную
информачию; знать имена нескольких художников детской книги.
Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города
(села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по
архитектуре здания и обсуждать их архитекryрные особенности, приобретать
представления, аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее
известных памятников архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (лля
жителей регионов на основе фотографий, телепередач и виртуальных
путешествий), уметь обсуждать увиденные памятники.
Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных
искусств: изобразительных видов искусства - живописи, графики,
скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-приклdдных видов
искусства,
а также
деятельности
художника
в киноl'
в театре,
на
празднике.
Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики
и
Осуществлять виртуаJIьные интерактивные путешествия
художественные музеи, участвовать в исследовательских квестах,
в
скульптуры' определяемые предметом изображения.
Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И.
И. Шишкина, И, И. Левитана,, А. К. Саврасова, В. .Щ. Поленова, И. К.
Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать представления об
их произведениях,
в
обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий.
Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова,
И. Е. Репина, В. А. Серова и других (по выбору уrителя), приобретать
представления об их произведениях.
Понимать значение музеев и называть, у(азывать, где находятся и чему
посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская
Государственный Эрмитаж, Государственный Русский
гarлерея,
музей,
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Знать, что в России много замечательных художественных музеев,
иметь представление о коллекциях своих регионмьных музеев.
Модуль <Азбука цифровой графики>
Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями,
геометрическими фигурами, инструментами традиционного рисования.
Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных
тем, например: исследования свойств ритма и построения ритмических
композиций, составления орнаментов путём различных повторениii , рисунка
a
узора' простого повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах
симметрии; создание паттернов.
Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и
пропорцииl,
осваивать
с
помощью
графического
редактора
схематическое
изменение мимики лица.
Осваивать приёмь1 соединения шрифта и векторного изображения rrри
создании, например, поздравительных открыток, афиши.
концу обуrения в
классе обуrающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по
изобразительному искусству:
К
Молуль
в
4
<<Графика>>
.
Осваивать правила .гlинейной и воздушной flерспективы и применять их
своей практической творческой деятельности. Изуrать основные
пропорции фиryры человека, пропорциональные отношения отдельных
частей фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках.
Приобретать представление о традициончых одежд€ж разных народов и
представление о красоте человека в разных культурах, применять эти знания
в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей
народов разных культур.
Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой
архитектуры.
Модуль <<Живопись>>
Выполнять живописное изображение пейзажей разных кJIиматических
зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для
среднерусской природы).
Передавать в изображении народные представления о крrcоте человека,
создавать образ женщины в русском народном костюме и обрЬ мужчины в
народном костюме.
Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета
пожилого человека, детского flортрета или автопортрета, портрета персонажа
(по представлению из выбранной культурной эпохи).
Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка).
Приобретать опыт создания композицйи
на тему
<,Щревнерусский
город>.
Участвовать в коллективной творческой работе по созданию
композиционного панно (аппликации из индивидуirльных рисунков),на темы
народных праздников (русского народного праздника и традиционньж
праздников у разных народов), в которых выражается обобщёнпый образ
национilльной культуры.
a
Молуль <<Скульпryра>
Лепка из пластилина эскиза памятника героям Великой Отечественной
войны или участие. в
коллективной разработке проекта , макета
мемориального комплекса ко .Щню Победы в Великой Отечественной войне
(работа выполняется после освоения собранного материЕIла о мемори€rльных
комплексах, существующих в нашей стране в память о Великой
Отечественной войне).
t
Модуль <<Щекоративно-прикладное искусство))
Исследовать и деjlать зарисовки особенностей, l
a
a
Получить представление о конструкции традиционных жилищ у разных
народов, об их связи с окружающей приролой.
Познакомиться с конструкцией избы - традиционного деревянного
жилого дома - и надворных построек, уметь строить из бумаги или
изображать конструкцию избы, понимать и уметь объяснять тесн}.ю связь
декора (украшений) избы с функциональным значением тех же деталей:
единство красоты и пользы. Иметь представления о конструктивных
особенностях переносного жилища - юрты.
Иметь знания, уметь объяснять и изображать 1радиционную
конструкцию здания каменного древнерусского храма, знать примеры
наиболее значительных древнерусских соборов и где они находятся, иметь
представление о красоте и конструктивных особенностях памятников
русского деревянного зодчества. Иметь представления об устройстве и
красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве д жизни в нём
людей. Знать основные конструктивные черты древнегречёского храма,
уметь его изобразить' иметь общее, целостIlое образное представление о
древнегреческой культуре.
Иметь представление об основных характерных чертах храмовых
сооружений, характерных для разных культур: готический (романский) собор
в европейских городах, булдийская пагода, мусульманская fuечеть, уметь
изображать их.
Понимать и уметь объяснять, в чём заключается значимость для
современных людей сохранения архитектурных памятников и исторического
образа своей и мировой культурь],
Молуль <<Восприятие произведений искусства>>
Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и
традичий русской отечественной культуры (произведения В. М. Васнецова,
А. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г.
Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я. Билибина и других по выбору учителя).
Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве
(Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский
кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе
монастырских), о памятниках русского деревянного зодчества
(архитектурный комплекс на острове Кижи).
Узнавать соборы Московского Кремля, Софийский собор в Великом
Новгороде, храм Покрова на Нерли,
Уметь называть и объяснять содержание памятника К. Минину и f.
Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве.
Знать и узнавать основные памятники наиболее значимых
мемори:lJIьных ансамблей и уметь объяснять их особое значение в жизни
людей (мемориа.],Iьные ансамбли; Могила Неизвестного Солдата в Москве;
памятник-ансамбль <Героям Сталинградской битвы> на Мамаевом кургане,
<<Воин-освободитель> в берлинском Трептов-rrарке, Пискарёвский мемориал
в Санкт-Петербурге и другие по выбору учителя), знать о правилах
поведения при посещении мемориаJIьных памятников.
Иметь представления об архитектурных, декоративных и
изобразительных произведениях в культуре .Щревней Греции, других
культурах .Щревнего мира, в том числе fревнего Востока, уметь обсуждать
эти произведения.
Узнавать, р€rзличать
общий вид и представлять основньre компоненты
конструкции готических (романских) соборов, знать особенности
a
архитектурного устройства мусульманских мечетей, иметь представление об
архитектурном своеобразии здания буддийской пагоды.
Приводить примеры произведений великих европейских художников:
Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и других (по выбору
a
1"rителя).
Модуль <Азбука чифровой графики>
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью
графических изображений и их варьирования в компьютерной программе
Paint: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных
сокращений, цветовых и тон,lльных изменений.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур
конструкцию традиционного крестьянского
деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства.
Использовать поисковую систему для знакомства с разныма видами
деревянного дома на основе избы и традициями её украшений.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инс,грументов
геометрических фиryр конструкцию юрты, находить в поисковой системе
разнообразные модели юрты, её украшения, внешний и внутренний вид
ЮРТЫ.
.
Моделировать в гр,афическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фиryр конструкции храмовых зданий разных культур
(каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами, главой,
куполом, готический или романский собор, пагода, мечеть).
Построить пропорции фиryры человека в графическом редакторе с
помощью геометрических фиryр или на линейной основе; изобразить
различные фазы движения, двигая части фиryры (при соответств},ющих
технических условиях создать анимацик) схематического движениJI
человека).
t
Освоить анимацию простого повторяющегося движения изобр4жения в
виртуальном редакторе GIF-анимации.
Освоить и проводить компьютерные презентации в программе
PowerPoint по темам изучаемого материала., собирая в поисковых системах
нужный материал, или на основе собственных фотографий и фотографий
своих рисунков, делать шрифтовые надписи наиболее важных определений,
названий, положений, коlорые надо помнить и знать.
Осуществлять виртумьные путешествия по архитектурным
памятникам, в отечественные и зарубежные художественные музеи (га;rереи)
на основе установок и квестов, предложенных учителем.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧВСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
процЕссА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧВБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство, 1 класс/ Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное общество <Издательство <Просвещение
Изобразительное искусство: 2-й класс:. учебник, 2 класс/ Коротеева Е. И.; под ред.
Неменокого Б. М., Акционерное общество кИздательство кПросвещение>
Изобразительное искусство.3 класс/ Горяева Н.А.. Неменская Л.А., Питерских А.С. и
другиеi под редакцией Неменского Б.М.. Акчионерное общество кИздательство
<Просвещение>
Изобразительное искусство:4-й класс: учебник,4 класс/ Неменская Л. А.; под ред.
Неменского Б. М., Акционерное общество <Издательство кПросвещение>
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
l.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников
под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей
общеобразоват. учреждений - М. : Просвещение, 202З
Изобразительное искусство. Методическое пособие, I-4 классы.
Под релакчией Б.М. Ilеменского, l-.{ к;rассы: пособие для уtIителя:
Искусство вокруг нас: З класс / Горяева Н.А.. Неменская Л.А., Питерских А.
Рабочая программа начального общего образования предмета "Изобразительное
искусство"
Методическое пособие к примерной рабочей программе основного общего
образования кИзобразительное искусство)
Словарь искусствоведческих терминов.
Стандарт основного общего образования по образовательной области <Искусство>
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
интЕрнЕт
Библиотека ЦОК РЭШ https://resh.edu.rul subjectl7 l2l
Открьlтый урок https://urok.1 sept.rui
Инфоурок https://iniourok.ru/
Открытая сеть работников образования https://nsportal.rui
Обучение рисованию и изобразительному искусству по классам
https://obuchalka.org/obuchenie-risovaniu-i-izobraz itelnomu-iskusstvu/poklassam/?yscIid=lkehcpjrm122659586