Рабочая программа по курсу ОРКСЭ 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа Ns2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании LIIMO

Протокол Nэ1 заседания
методического совета

Пр

IIротокол Л!l
от 22.08.2023г.
Руковолитель ШI\1О

ЧшПl

мБоу сош

л!2

от 24.08.2023г.
Заrr. лире кто ра по

Габызян К.К.

02Зг.
2

УВР

айбарян М.Т.

РАБОЧАЯ

of 25

Лл

\

.Ми

().х.

у

ПРОГРАММА
по

орксэ

к учебнику (Основы православноЙ культуры>>
(авторы

: О.Ю.Васильева)

4
Количество часов:
Учителя

-

Батыгян

l

клдсс

час в неделю

З.!.

2023 -20211,чебный год

l l0

F

hо,Са44оl

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федера-,l bHtll,tl
государственного образовательного стандарта начального общего образования (дапее ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по кФкд()Ntу
учебному модулю. При конструированиlj п_цанируемых результатов yчитываются llе.]Iи
обучения. требования, которые представлены в стандарте. и спечифика соJержания
каждого учебного модуля. общие результаты содержат перечень ,1ичностных и
метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся. независимо от
изучаемого модуля.

Культурологическая направленность предмета способствует развитию
обучающихся представлений о нравственных идеацах и цен}lостях реJигиозных

}

и

светских трациций народов России, формированию ценностного отношения к социaLпыl()й
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и ку,цьтуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета
орксэ предполагает организацию коммуникативной деятельности обrчающихся.
треб}ющеЙ от них уlrения выс-цушивать позицию партнёра по .]еяте.lьности. прини\lа]ь
её, согласовывать усилия для достижения поставленной це,rи, находить адекваl,ные
вербаIьЕые средства передачи инфOрь{?ции и рефлексии. ,.Щеятельностьый подход,
основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе актив}Iого
взаимодеЙствия обучающихся, сотрудничества, обмена информациеЙ, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими шкоjIьниками содержания курса являtотся
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес
к ссциа,rыtой жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психо-rоглt
подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционаlьцо
реагировать на окружаюшую действительность. остро реагировать как lla
на прояв-цение
доброжелате,1ьность. отзывчивость. доброry других людеЙ. так
несправелпивости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к
собственному поведению. Вместе с тем в процессе обу-чеriия необходимо учитывать. что
младшие itIкольники с трудом усваивают абстрактные философские сентенtlии.
нравственные поучения. поэтому особое внимание до-'Iжно быть уделено эмоционаIьной
c,lopoнe восприятия яв.lений соци€цьной жизни. связанной с прояв.rением и.lи
нарушением HpaBcTBeHHbIx! этических норм, обсуждение конкретных жизненных
ситуаций. дающих образчы нравственно ценного поведения.
I{елью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанноl\{ч

и

нравствеЕпому

поведению!

основанному

на

знании

и

уважении

купьтурных

религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалоl,),

и

с

представителяN{и других культур и мировоззрений.
основными задачами орксэ являются :

знакомство обучающихся

с основами

православной, мусульманской. буллийской.
иудеЙскоЙ культур. основами мировых религиозных культур и светскоЙ этики по выбор\

a

родитепей (законных представителей)l
р,ввитие представлений об}^iающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни
личности, семьи, общества;
обобщение знаний. понятий и представлений о д}ховной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной. разномировоззреIIчсской
и многоконфессиона.tьной среде на основе взаи\tного ),важения и диzt-:tога. Основной
методологический принцип реализации ОРКСЭ - культурологический полход,
способствующий формированию у младших школьников первояача"Iьных представлений о
культуре традиционных ре;iигий народов России (православия. ислама. будlизNrаиудаизма). российской светской (гражданской) этике. основанной на KoHcl итуциоtl l! ы\
flравах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Фелераttии.
Учебвьiй предмет <Основы религиозных культур и светской этики>l изччается в;1
классе один час в неде.це, обший объем составляет 34 часа.

содЕр)ьАнлtЕ оБ},чЕнt я
Молуль (осНоВы ПрАвосЛАВноЙ кУЛЬТУры>
Россия, наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и ре';tигия. Btl
что верят правос-lавные христиане. .Щобро и зло в православной траfиuии. Зо-rtrтtlе
правило нравственности. Любовь к ближнему. ОтношеrIие к труду. /{олг и

ответственность, Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и
другие святыни. Символический язык п;,авославной культуры: христианское искусство
(иконы. фрески, церковное пение. прикладное искусство). православный капендарь.
Праз:ники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационirлыlого

и

лtногоконфессионrulьного народа России.

Молуль (ОСНОВЫ ИСЛАМСкОЙ кУЛьТУРы))
Россия - наша Родина. Введение в исламск}то традицию. Культура

и

ре.пиглtя.

Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственнос,ги в ислалской трал}iциII.
Во что верят правоверные мусульмане. ,Щобро и зло в исламкой традиI{ии. Золотос

правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики,
Обязанности мусульман. .Щля чего построена и как устроена мечеть. Мl,счльманское
летоисчисление и кirлендарь. Ислам в России. Семья в ис,lаме. Нравственные tleнHocTll
ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особеннос,ги
проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм мЕогонационального

и

многоконфессионапьного народа России.

модул. (основы БуддиЙскоЙ культуры>
Россlля

-

наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. К1,.rы,lра

и

религия. Бупrа и его учение. Буддийские святыни. Буллы и бодхиса,гвы. Семья в
буддийскоr-r культуре и её ценности. Буддизм в России, Человек в буллийской картиIlе
мира. Будlийские си]\rво"цы. Булдийские ритуалы. Буллийские святыни. Бушийские
священные сооружения. Буллийский храм. Буддийский ка,тендарь. Праздники в
бу,лtийской культуре. Искусство в буллийской культ},ре.
Любовь
и уважение
к Отечеству,
Патриотизм
многоконфессионального народа России.

многонацион.L.Iыlого

и

молуль (Основы иудЕЙскоЙ культуры)
Россия - наша Родина. Введение в иудейскую д}товную традицию. Культура и
религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаиз\,а. Патриархи
еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизtли иудеев.

Назначение сиЕагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традициIt. Иудаизм в
России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедеЙ. ЕвреЙскиЙ дом. ЕвреЙскиЙ календарь: его устроЙство и особенности,
Еврейские праздники: их история и традиции. I_{енности семейной жизни в иi,.цейскоii
традиции.

Любовь

и

уважение

к

Отечеству. Патриотизм многонациона"rьного

многоконфессионального народа России.

и

Молуль (ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ)
Россия - наша Родина. Культчра и религия. Религии мира и их основателtt.
священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях лrира. {обро ll зло. Священные сооружения. Искl,сс-t,во в

религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии Россип. Религия и
морець. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуаlы
в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. .щоl,tг.
свобода, ответственность, труд. Милосер/tие, забота о слабых, взаимопомощь. социальные
проблемы обшества и отношение к ни]\t разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационацьного

и

многоконфессионапьного народа России.

Модуль (ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ)
Россllя - наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Образчы нравственности в к},-,lьт},ра\
рzвных народов. Государство и Mopa,rb гражданина. Образчы нравсlвеllности t} к\,льт\,ре
Отечества, Труловая мораль, Нравственные традиции предпри}iимательства. Что значиL,
быть нравственным в наше время. Высшие нравственнь]е ценности. идеалы. принцилы
морirли. Методика создания моратIьного кодекса в школе. Нормы мораr_ли. Этикет.
Образование как HpaBcTBeHHаlI норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многона ционал ьного и
многоконфессионального народа России.

ПЛАниРУЕМЫЕ РЕЗУ.1-IЬТАТы оСВоЕния ПРоГРАММы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета <Основы религиозных культур и светской этики)

t]

4 классе у обучающегося булут сформированы следующие личностные результаты:

.

о
.

.
.
.

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
формировать национмьную и гражданскую самоидентичность. осознавать свою
этническ}ю и национfu,Iьнуо принадлежность;

понимать
значение
гуманистических
и
демократических
ориентачийl осознавать ценность человеческой жизни:

понимать значение

HpalBcTBeHыI_nx

ценност}lых

норм и ценностей как условия жизни

личности, семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой ре-лигии;
строить своё общение. совместн}.ю деятельность на основе правил
ксммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты. уважать
другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к
аlеизму;

о соотносить своц поступки с
о
.

о

нравственными ценностями. принятыми в
российском обществе. проявлять уважение к духовным традициям наролов
России, терпимость к представителям рiвного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
порседневItой жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общениижелание при необходимости приiIги на помоць:
понимать необходимость обогащать свои знания о д}ховно-нравственнtlй
к},льтуре, стремиться анмизировать своё поведение, избегать негативных

поступков и действий, оскорб-ляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

овладевать способностью понимания

и

сохранения целей

деятель}Jости, лоиска оптимальных средств их достижения;
l.

и

задач учебной

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соотl]етствии с поставленной за:lачей и условиями её реализации.
определять и находить наиболес эффек,гивные способы достижения результата.

вносить соответствующие корреlil,ивы в процесс их реilлизации на осЕове оценки
и учёта характера ошибок, понимать причины успеха,/неуспеха учебвой
деятельностиi
видах речевой деятелыlости
и
совершенствовать
умения в различных
КrrММУНИКаТИВНЫХ СИТУаЦИЯХ: аДеКВаТНОе ИСПОЛЬЗОВаtIИе РеЧеВЫХ СРеДСТВ ll
cpeJ,cTB и нформrчион но-коммуникацион н ых технологий для решения раз.lичных
коммуникативных и познавательных задач;
совершеtIствовать умения в области работы с информачией. осуществ_пе}lия
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилсй и жанров.
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуI{икации;

.

о

.

овладевать

логическими

действиями

анализа,

синтеза,

сравнения!

обобцения.

классификации,
установленIля аналогий и причинно-следственных
построения рассужлений, отнесения к известны}t понятиям :

связей.

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возмох(ность существования различньп точек зрения и право каждого иметь
свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою Totlкy
зрения и оченку событий;
совершенствовать организационные умения в об"rасти коллективной
деятельности. )мения определять общую цель и п}ги её достижсния. умений
договариваться о распределении ролей в совместной деяте-iIьности. адеква,гно
о](енивать собственное поведение и повеление окружающих.

Универсальные учебные действия
Познавательные УУfl:
. ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности

обU-Iества

мораль, этика, этикет. справедливость. гуманизм, благотворительность, а также
используемьж в разньrх религиях (в пределах изученного)i
. использовать разные методы получения знаний о традиционньж религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
. применять логические действия и операции для реlljения учебtrых задач:
сравнивать. ана.,Iизировать, обобщать, де"-Iать выводы на основе из)чаеNtого
фактического материыIа;
о признавать возможцость существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждеЕия, приводить убедительные доказательства;
. выполнять совместные проектные задания с опорой на пред-qо}кснные образIlы.
Рдбоr,а с инфорrrачrrей:
. воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркиваlь её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
. использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую. графическую. видео):
. находить дополнительную информациIо к основно}lу 1,чебному материiц), в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
кснтролируеvого входа);
. анализировать, сравнивать информаIrию. представленную в рiвных источниках, с
помощью учителя. оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные YYfl:
. использовать смысловое чтение для вьIделения главной мысли религиозных
притч, сказаний. произведений фольклора и художественной литературы.
.

.

и
оценки
жизненных
проблемы
анаJIиза
ситуаций,
раскрывающих
нравственности. этики, речевого этикета:
соблюдать правила ведения диaшога и дискуссии; корректIIо задавать вопросы Ll
высказывать своё мЕение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с
уrётом особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания.
анализа и оценки нравственно-этических идей. представленных в религиозных
)/чениях и светской этике.

Реryлятивные

.

УУ!:

проявлять самостояте.Iьность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненньгх ситуацияхi
контролировать состояние своего здоровья

и

эмоционального бrtагополучия.

о
.
.
.

предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
прояв,,Iять готовность из}rенять себя. оценивать свои пост},пки. ориен],ир_уясь на
нравственные правила и нормы современного российского обществаi проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении:
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и Iiегативного
отношения к окружающему миру (IIрироде, людям, предметам трудовой
дtятельности);
выражать своё отношение к анаJ]изируемым событиям- поступкаl\1. действllяNl:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедхивости. жадности, нечестности. зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации. интерес к предмеl,).
желание бо",iьше чзнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Совместная деятельность:

о
.
.

выбирать партнёра не только по.,]ичным симпатиям, но и по деловым качествам.
корректно выскiвывать свои пожелания к работе. спокойно принимать
замечания к своей работе, объективно их оценивать;

владеть умениями совместной деятельности: подчиняться- договариваться.

руководить; терпе,lиво и спокойно разрешать возникаюulие кон(Ьликгы;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изучснному

допо-пнительному

материалу

с

иллюстративным

материаqом

и
и

видеопрезентацией.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗ},JЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по моду-цю кОсновы православной культуры)
лолжны обеспечивать следующие достижения обl,чающегося:
. вцражать своими словами пер8оначalльное понимание сущности духовного

развития

как осознания и усвоения человеком значимых дпя

жизни

представлений о себе, людях, окружающей действитехьности;

. выражать своими словами понимание значимости
о

.
.

rIравственного
ссвершенствования и роли в этом личных усилий человека. приводить примеры:
вьражать понимание и принятие значения российских традиционньtх духовных
и нравственных ценностей, д}D(овно-нравственной культ7ры народов России.
общества
как источника
и основы
духовного
российского
развqтия.
нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственньи заловедях. нормах христианской морали. их
значении в выстраивании отношений в ceN{be. между людьми. в общении и
деятелыIости;
раскрывать основное со.]ержаllие нравственных категорий в правос.rавной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние.
сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей.
борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных
Ввангельских заповедей Блая<енств, христианского
!есяти заповедей

и

нDавственного идеаrIа; объяснять (золотое правило нравственIlости)

.

в

tr,авославной христианской тради ци и:
IIервоначаJтьныЙ опыт осмыслеflия и нравственной оценки лоступков. поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
п

.

раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в правослilвии. вероучении о Боге-Троиче, Творении. человеке.
Б()гочеловеке Иисусе Христе как Спасителе. I{еркви;
рассказывать о Священном Писаниlл I_{еркви Библии (Зетхий Завет. Новыi'r
Завет. Евангелия и еваЕгелисты). апостолах, святых и житиях святых.
священнослужителях, богослужениях, молитвах. Таинствах (обцее чис;rо
Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия. Венчания, Исповеди).
NIонашестве и монастырях в православной традиllии:
. рассказывать о назначении и 1стройстве llplBocjlaBнoгo храма (собственно xpafr,l.
притвор, a-TITapb. иконы, иконостас). нормах поведения в храме. общения с
мирянами и священнослужителями;
. рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включм Воскресение
Христово и Рождество Христово), правос.lавных постах. назначении поста;
. раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье.
оiiязанностей и ответственности членов семьи. отношении детей к отц},. материбратьям и сёсIрам. старшим по возрасту. предкам; православных семейных
ценностей;
. распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной ку-lьт),ре:
о рассказывать о художественной культуре в православнол"l традиции, об
иконолиси; вьIделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами:
. излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в Россиtл (Крещение Руси). своими с"{овами объяснять
роль православия в становленI{и культуры народов России. российской культуры
и государственЕости;
о первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности.
рсгионе (храмы. монастыри, святыни, ilамятные и святые места). оформлению и
представлению её результатов;
. приводить приN{еры нравственных поступков. совершае\{ых с опорой tra
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности.
пос] } пать согласно своей совестиi
. выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора.
отношения человека. людей в обществе к религии. свободы вероисповедания:
понимание российского общества как многоэтничноrо и i!Iногоре-ли I,иозного
(приводить
примеры),
I]онимание
общенародного
российского
(общенациона.тьного. гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей
общей Родине - России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
. называть традиционные религии в России (не менее трёх. кроме изуtlаеNlо').
вароды России- для которых традиционными религиями историчсски являются
православие, ислапл, буддизм, иудаизм;
. выражать своими словами понимание человеческого достоинства. ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре. традиции.
Предметные результаты освоения образовательной програмлrы модуля <Основы
исламской культуры) доjIжны отражать сформированность умений:
. выр I(ать своими словalми первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения че.цовеком значимых дJlя жизни
представлений о себе, людях, окrlчжающей действительности;

.

. выражать своими словами понимание значимости
о

нравственного
совершенствования и роли в этом
},си-lий человека. приводить приNrеры:
"Iичных
выражать понимание и прIлнятие значения российских традиционньtх духовных
и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России.

российского общества

.
.

.
.

о

.
.
.

о

.
.

.

.

.

как истотшика и основы духовного

развития.
нравственного совершенствования ;
рассказывать о нравственных заповедях- нормах исламской ре"rиг,иозной ]\Iораlи.
их значении в выстраивании отношений в семье. между людьми. в общении и
деяте-цьности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре.
традиции (вера, искренность, милосердие, ответственн.-сть. справедливость.
честность. великодушие. скромность, верность. терпение. выдержка. дtlстойнtlе
поведение. стремление к знаниям);
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков. поведения
(своих и лругих людей) с позиций исламской этики;
раскрывать своими словilми первоначt1,1ьные представления о мировоззрении
(картине мира) в исламской культуре. единобожии. вере и её основах;
рассказывать о Священном Копане и сунне примерах из жизни пророка
Мухаммала; о прalведных предках. о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж.
пост. закят. дуа. зикр);
расскzвывать о назначении и устройстве мечети (минбар. михраб). нормах
п()ведения в мечети9 общения с верующIrми и служителями ислама;
рассказывать о tIраздниках в исламе (Ураза-байрам. Кl,рбан-байрам. Ма1.,rи:):
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье.
обязанностей и ответственности членов семьи; норм tlтношений детей к отцу.
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с
даJIьними родственниками, соседями; ис.,Iамских семейньrх ценностей:
распознавать исламскую символику. объястlять своими с_lовапlи её суыс]] и
охаракIеризовать назначение исламского орвамента;
рассказывать о х}цожественной культl,ре в исламской традиции. религиозных

напевах, каллиграфии, архитэктуре, книжной миниатюре. религиозной
атрибlтике. одежде;

излагать основные исторические сведения о возникновении ис.lамской
религиозной традиции в России. своими словами объяснять роль ислама в
сiановлении ку",Iьтуры народов России, российской культуры и

государственности;
первоначfu'Iьный опыт поисковой. проектной деятельности по изученик)
исламского исторического и культурного наследия в своей местности. регионс
(мечети, медресе, памятные и святые места). оформлению и представлению её
результатов,

приводить примеры нравственных поступков, совершаемьtх с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности

псступать согласно своей coBecTrt:
выражать своими с--rовами лонимание свободы мировоззренческого выбора.
отношения человека, людей в обществе к религии. свободы вероисповеданияi
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приволить примеры), понимание российского общенародного
(общенациона,rьного, гражданского) rlатриотизма, любви к Оте-честву, нашей
России; приводить примеры сотрудничества пос-тедователеir
о{,шей Родине
традиционных религий;

-

.

назьшать традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучае*о*).
народы России. для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислаl\{, буддизм, иудаизм;
. вIпражать своими словами понимание человеческого достоинства. ценности
человеческой жизни в исл!lмской духовно-нравственной культуре. традиции.
Предметные результаты освоевия образовательной програм.иы модl,ля <()cHoBt,l
буллийской ку,lьт},ры) допжны отражать сформированность 1,меttий
. выражать своими словами первоначаJrьное понимание сущности духовного
развития как осознаниJI и усвоения человеком значимых д,rя жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
:

.

вырiDкаl,ь своими

.

самосовершенствования и роли в этом Jичных усилий человека. прLlводить
примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционньн духовных
и нравственных ценностей, д}D<овно_нравственной культуры нарOдов России.

словами пони]!lание значимости

российского общества как источника и

.
.

нравственного совершенствования

о

HpaBcTBeHHo|,o

основы духовного

развлIтия.

;

нравственньж заповедях, нормах буллийской религиозной
рассказывать
Nrорrши. их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми! в
общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравствечных категорий в бу&цийской
культуре, традиции (сострадание. милосердие, любовь, ответствен hость. благие
и неблагие деяния. освобождение. борьба с неведением, уверенность в себе-

постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Булды о
сущносги человеческой жизчи, цикличности и значения сансары; понимание
личности как совокупности всех поступков; значение понятий (правильное

.

.

.
.
о

.

.
.
.

воззрение) и (правильное действие);
первонача,lьный опыт осмыслеfiия и нравственной оценки пост}пков. поведения
(своих и других людей) с лозиций булдийской этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в бумийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах.
Вселенной. человеке. обществе, сангхе, сансаре и нирване: понимание ценIIосl,ri
любой формы жизни как связанной с ценностьк) человеческой жизни и бытлtя:
рассказывать о буддийских писаниях, ламах. службах; смысле принятия.
восьмеричном п},ти и карме]
рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в
храме, общения с мирскими последователями и ламами:
расскilзывать о праздниках в буд(изме, аскезе;
раскрывать основное содержание норм отношений в буллийской семье.
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отuу. матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных
ценностей;

распознавать буллийскую символику, объяснять свOими словzlми её смысJI и
з; lачение в бу]дийской культ},ре:
рассказывать о художественной культуре в буддийской тадиции;
буллийской
изJIагать основные исторические сведения о возникновеЕии
словами
объяснять
роль
религиозЕой традиции в истории и в России. своими
будлизма в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;

.

.

.

11ервоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изученик)
бушtийского исторического и культурного наследия в своей местности. регионс
(храмы. монастыри, святыни. памятные и святые места). оформ,rIению и
представJ,IеЕию её результатов;
приводить примеры нравственных пос,l,},шков, соверш-lаемых с опорой tta
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку jlичности.
поступать согласно своей coBecTtl :
выражать своими словаI\rи понимание свободы мировоззренческого выбора.
отношения человека, людей в обществе к религии. свободы вероиспове/]ания:
понимание российского общества как многоэтничного и мIlогорелигиозного

(приводить примеры), понимание российского общенародног должны отражать сформированность умений:
. выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
рalзвития как осознания и усвоения человеком значимых дjrя жизll}l
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
. выражать своими
с"Iовами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных чсилий человека, приводить
примеры;
. вырzlжать понимание и принятие значения российских традиционных духовных
п нравственных ценностей. духсвно-нравственной культуры народов России.
российского общества как источника и основы духовного развития.
нравственного совершенствоваЕия;
. рассказывать о нравственных заповедях, нормах морtlли в традиционных
религиях России (православие, ислам. буллизм, иулаизм). их значении в
выстраивании отношений в семье, междч людьмиi
. раскрывать основное содержание нравственных категс рий (долг. свобо,,tа.
ответственность- ми-r]осердие, забота о слабых. взаимопомощь) в религиозной
культуре народов России (православии, исламе. буддизме, иулаизме); объяснять
(золотое правило нравственности) в религиозных традициях;

.

соотносить нравственные формы поведения
a

a

a

a

a

a

a

a

a

a

a

a

с

нравственными нормами.

зеповедями в традиционных религиях Ilародов России;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в вероучении православия. ис;tама. булиз:rtа. ичJаизltа: об
основателях религий;
рассказывать о священньIх писаниях традиционньtх религий народов России

(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и
служителях религиозного культа (священники. му.Iлы. ламы. раввины).

религиозных обрядах, ритуа.пах. обычаях (l 2 примера);
рассказывать о назначении lt устройствt, свяшенных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России. основных нормах поведения в храмах.
общения с верl.ющими;
рассказывать о религиозньD( кirлендарях и праздниках традиционных религий
народов России (православия, ислама, буллизма. иудаизма. не менее одного
религиозного праздника каждой траличии):
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие. ислам, булдизм, иулаизм). общее представление о семейных
ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношJения к
труду. учению в традиционных религиях народов Россииi
распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия. ислаNrа, булдизма, иудаиз|\{а минимально по одному символу).
обr,яснять свои]\tи словами её значение в ре;tигиозной культуре;
рассказывать о художественной ь;r,льтуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская ка.плиграфия. будлийская танкопись): глzвных
особенностях религиозного искусства православия, ислама. будlизма. иудаизN,tа
(архи,гектура, изобразительное иск},сство. язык и поэтика религиозных текстов.
мчзыки или звуковой среды);
излагать основные исторические сведения о роли традиционных ре_llигий в
с],ановлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности:
по изучениIо
опыт поисковой. проектной деятельности
первонача,lьный
исторического и ку.tьтурного наследия традиционных религий народов России в
своей местности. регионе (храмы. монастыри, святыни, памятные и святые
места). оформлению и представлению её рез}льтаl oBl
приводить примеры нравственных пост}-пков. совершаемых с опорой lla
этические нормы религиозноii ;rультуры и внутреннюю установку личнос,ги
поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора.
отношения человека, людей в обществе к религии. свободы вероисповедан ия;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозноl,о
обtченародноltl
(приволить
примеры).
понимание
российского
(общенационального, гражданского) патриотизма. "qюбви к Отечеству. ttашей
общей Родине - России; приводить примеры сотрудничества rtоследователей
традиционных религий;
называть традиционные религии в России. народы России, для которых
традиционными религиями исторически яв-ilяются правос"rIавие. ис.rаrt. будпlизпt.
иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства. ценностлl
.Iеловеческой жизни в традициоtlilых религиях народов России.

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля кОсновы
светской этики) должны отражать сформированность умений:
. выражать своими словами первоначаJIьнос понимание счшlности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
тIредставлений о себе, людях, окружающей действительности;
. выражать своими
словilми понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека. rlриводить
примеры:
. вIJражать понимание и принятие значсIlия российских ,цадиционных д}ховных
и нравственных ценностей, духовно-нравствеяной культуры народов России.

как источника и основы луховного рirзвития.
нравствеItного совершенствованиJI;
рассказывать о российской светской (гражланской) этике как общепринятых в
российского общества

.

российском обществе нормах морапи. отношений и пове,1ения ",tю.lеirна
основанных
траJиционньж
духовных
ценностяхроссийских
конституционных правах, свободах и обязанностях человека

о

.
о
.

.

и

гражданина в

Россилt;

раскрывать основное содержание нравственtIых категорий российской светской
этики (справедливость. совесть, ответствепность. сострадание. ценность и
достоинство человеческой жизни, взаимоуважение. вера в добро.
человеколюбие. милосердие. лобродетели, патриотизм, трул) в отношениях
м -,жду людьми в российском обществе] объяснять (золотое правило
нравственности);
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в
жизllи человека. семьи, народа, общества и государстваl умение различать
нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков. поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики:
раскрывать своими сJовами первонача[ьныс пре.]ставления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине. российский
патриотизм и гражданственность, защита Отечества, увarкение памяти предков.
исторического и культурного наследия и особенностей народов России,
российского общества; уважение чести, достоинства. доброго имени любого
человека; любовь к природе, забота о животных. охрана окружаюrrцей среды,
рiссказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народаобщества;

российских

праздника{

(государственные!

народные,

религиозные.

семейные праздники); российских государственньrх праздниках. их истории и
традициях (не менее трёх). религиозных праздниках (не менее двух рiвных
традиционньiх религий народов России). праздниках в своём регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
о раскрывать осfiовное содержание понимания семьи, отношений в семье па
основе российсклlх традиционньD( д}ховных Itенностей (семья - союз мужчины и
женщины на основе взаимItой любви для совместной жизни. рождения и
воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о
нуждающихся в помощи родителях: уважение старших по возраст},. предков):
российских традиционных семейных ценностей :
о распознавать российскую государственную символику, символику своего
выражать
объяснять
её
значениL,,
уважение
российской
рOгиона,
государственности, законов в рос-сийском обществе, законных интересов и прав
людей. сограждан,

рассказывать о трудовой морirли. нравственных традициях труJовой
деятельности. предприниматеjIьства в России: выраjкать HpaBcтBcHH}lo
ориентацик) на трудолюбие, честный труд. уважение к труду. трудяtциNrся.

р(,зультатам труда;
расскiвывать о российских культурных и природных памятниках. о культ},рных
и природньж достопримечательностях своего региона:
,)гики на
раскрывать основное содержание российской светской (гражланской)

лримерах образцов нравственности. российской гражданственности
патриотизNlа в истории России;

a
a

||

объяснять своиirrи с,,Iовами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
первонача.,Iьный опыт поисtсовой. проекr,ной деятельности по изученик)
исторического и культурного нас]lедия народов России. российского общества в
своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и знутреннIою
\Lтановк) _lичности поступать согласно своей совести:
выражать своими словами понимание свободы ]\lирово,lзрен ческого выбора.
отношения человека, людеi.t в обществе к религии, свободы вероисповедания:
лонимание российского общества как многоэтничного и многоDелигиозного
(приволить примеры), понимание российского общенародного
(общенационапьного, гражданского) патриотизма. любви к Отечеству. нашелi
общей Родине - России; приводить лримеры сотрудничества последова,Iелей
традиционных религий;
назьвать традиционные ре,]lигtrи в Россилt. народы России. д,ш которых
традиционными религиями исторически являются православие. ислам. буддизм.
иудаизм;
выражать своими сповами понимание человеческого достоинства. ценIлостI,I
человеческой жизни в российской светской (гражланской) этике.

ТЕМАТИtIЕСКОЕ ПЛАНИI,ОВАНИЕ

модуль "основы прлвослАвн()Й куJIьтуры"

л!
п/л

Наименование
llрограммы

,Iем
разделов и

количесr,rrо чдсов
l}сего

l

Россия

,

Культура и рслигия. Введение в
православную Jtуховную традицию

2

Во rITo верят православIiые христиане

4

.Щобро и зло ts IlравосJlавной традиции.
Зt1.llотое правиJ]о нравственности. Любовь к

4

ближнему
Отношение к труду.
Долг
,-

2

3
4
).

6
7
8

9
l0
l

l

-

Коптро;rьные
работы

Практические
рабо,гы

l

наша Родина

и

o,I,BeтcTBeHHocl,b

Милосердие и сострадание

2

Православие в России

5

Гlравославный храм

з

другие святыltи
Символический язык православной
куJtьтуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный ка,ленларь.
Праздники
II

Христианская семья и её ценнос lи
Любовь и уважение к Отечеству.
ГIатриотизм мнOгонационального и
м погоконфессиоtlал ьного народа России

оБщЕЕ количЕство члсов по прсt,рАммЕ

6

-)

2
3,+

()

()

l)лек гронные
(чифровыс)
обра,rовате;rr,ные
ресурсы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРЛЗОВАТЕЛЬНОГО

процЕссА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

. Основы оелигиозных культур и светской этики. Основы
религиозных культур народов
России: 4-й класс: учебник.4 к.lасс/ Беглов А.Л., Саплина Е.В." Токарева Е.С..
Ярлыкапов А.А.. Акционерное общество <Издательство <Просвецсние>
. Основы ре,lигиозных культур и светской этики. Основы православной кутьтуры.4
класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Васильева О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В. и
другие; под науч. ред. Васильевой О.Ю., Акционерное общество кИздательство
кПросвещение>
. ()cll()B1,1 l]Cjll1гlt(];Il1,I\ l\\ l,,l\р lj (,l]t,lIT,()ii )llI1,1t , ,,j, t,liCi.,jirli] l:;tl,il, l :, l ,.
\ , \ 1. I Lt l l L
tL, litlIIl( l. i|,t,
}.lсбllиli,-l ltllacci illcпtltt_tprttllt,\.Il,. llicrlrrrrllrl]l
l] l
'_ . ,

"

1.

2.

l|

;,

liL t с.

lt,c ги,,

.l l I
1-.tl.

,

,

I

)

I

|

|

llci t tcl t l,tc,l

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Религиозtrые культуры народов России.4 класс.}lетодическое пособие для учитеJlя.
О.А.Борисова.-М.: Просвещение. 202 l г.
Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных KyJlbт}-'p и
светскоЙ этики: основы православноЙ культуры: учебник для 4 l(ласса М..202j.

циФровыЕ оБрлзовАтЕльныЕ рвсурсы и рЕсурсы сЕти иliтЕрнЕт

www.School-cOl1ection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».