Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа Jф2 Мясниковского района Ростовской области РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО утвЕр}(дЕно на заседании Протокол Ллl заседания Методического совета Ilp II шмо Протокол Nлl от 22.08.202Зг, Руководитель ШI\{О ?;fulйJ мБоу сош л!2 от 24.08.2023г, Заrt. :ире K,l о ра по Габызян К.К (Основы (авторы религиозных России>> : А.Л.Беглов, Учителя l час н о.Х ч - Коваленко С.А. 2023 - культур Е.В.Саплина) в неделю 202.1 1,чебный го_r l0 () шN€ l орксэ 4 клАсс Количество часов: 23г. Ng1 ПРОГРАММА по к учебнику л УВР Гайбарян М.Т РАБОЧАЯ ]5 народов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабо,rая программа отражает вариант кснкретизации требований Федеральногtl государствснного образовательного стандарта начil-lьного обшего образования (дапее ФГОС НОО) rlo ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Планирусмые резу.rlьтаты освоения курса ОРКСЭ включак,т результаты по каждому учебному мо.]улю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения. требования. которые представлены в стандарте. и специфика содержания каждого учебного мод},"rlя. Общие результаты со.цержат перечень -qич}ltlстньш ll метапредметных достижений, которые приобретает к&ждый обучающийся. независимо оl изучаемого модуля. Культурологическая направлеt{нос,гь предмета способствует развитию .ч обучающихся представлений о Еравственных llдеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию цеttностного о,I,ношения к социа]ьноI-1 реальности. осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникатl,tвный подход к преподаванию предN{ета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся. тебующеЙ от них }мения выслушивать позицию партнёра по деяlельности, IIрини\{аIь её. согласовывать усилия для достижения поставленноЙ цели. находить адекватные вербiLпьные средства передачи информации и рефлексии. !ея,гельностныЙ подхоll. основываюпtийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия об}чающихся. сотрудничества, обмена информацией. обсуждения разных точек зрения и 1,. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в нача.тыrой школе: интерес к социalльной жизни. любознательность. принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детеЙ этого возраста. способность эi{оllионмьно реагировать на лоброжела,j,ельность, окружаlощую отзывчивость, действительность. остро доброту .цругих людей, реагировать как так и на на проявление несправедливости, нанесэние обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию и], как руководства к собственно\t} поведению. Вместе с тем в процессе обу-чения несбходимо учитывать. что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции. нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоционa}льной стороне восприятия явлений социаJIьной жизни. связанной с прояв"цением или нарушением нравственных, этических норм. обсl,ж,tение конкретных жизненнь]х ситуаций. дающIlх образцы нравственно ценного поведения. I{елью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозньж традиций многонационalльного народа России, а также и диацогу с представителями других KyJlbTyp и мировоззрений. основltыми задачами орксэ являются: с основами православной. мусульманской. бушийскойиудейской кулы,ур, основами мировых религиозньtх культур и светr-кой этики по выбору знакомство обучающихся la a родителей (законных представителей); развитие прелставлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в я,.изttлl личности. семьи. обществаi обобщение знаний, понятий и представлений о лl,ховной культуре и мораJlи, ранее полученных в начапьной пlколе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей об},чающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой й многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диitлога. Основнизучается в 4 классе один час в неделе. обrций объем составляет З,l часа. t r с()дЕржАнлlЕ оБ},чЕнl,tя Молуль Россия - (ОСноВЫ ПРАВОСЛАВноЙ культурьь, наша Родина. Введение в православнук) традицию. Кчльтура и религия. I}o что верят Ilравославные христиане. !обро и зло в правосJIавной традиции. Зо_пtlтое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношtение к труду. .Щолг и ответственность. Милосерлие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной кульгуры: христианское искусство (иконы, фрески. церковное пение, прикладЕое искусство). православный капендарь. Праздники. Христианская семья и сё цсltн()сти. Лrобовь и к Отечествч. NtногонационаiIьного Патриотизм и ),важение многоконфессиочаjIьного народа России. Молу.пь (ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЬЬ) Россия - наша Родина. Введечие в ислitмскую традицию. Культура и религия. Пророк Мlхаммад - образеu че,!овека и учитеJIь нравственности в исламской традIлItllIl. Во что верят правоверные мусульмане. !обро и з.;1о в исламкой традиции. ЗOлотtlе правило нравственности. Любовь к ближнеплу. Отношение к труду. .Щолг tl ответственность. Милосердие и сострадан}Iе. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. !ля чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценнострl ислама. Празлники ислаýtских народов России: их происхождение и особенносr,и проведения. Искусство исrtама. Любовь и ),важение к Отечеству. Патриотизм многонациоItального и многоконфессионzl_,1ьного народа России. модуль (основы БуддиЙСкОЙ культурыu Россия - наша Родина. Введение в булдийскукl духовll),ю традиllllю. K1,:lbTypa и религия. Булла и его учение. Буlцийские святыни. Бул.,lы и бодхисатвы. Семья в буллийскоii культуре и её ценности. Буллизм в России. Человек в бу.шийской картине мира. БулJtийские символы. Буллийские ритуалы. Буллийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буллийский храм. Буллийский калеядарь. Праздники в буллийской ку"цьтуре. Искусство в буллийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. IIатриотизм многонациона[ьного |1 многоконфессиона_jIьного народа России. культурыD молуль (ОСнОВы ИУдЕЙскоЙ Россия - наша Родина. Введение в иулейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора главнаJI книга иудаизI\rа. Классические тексты иудаизма. Патриархлr еврейского нароlа. Пророки и праведникя в иудейской куJlы,уре. Храм в ;кизни илдеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизлл в России. Традиции иудаиз}tа в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие особенности, заповедей. Еврейский дом. Еврейский ка,rендарь: его устройство жизни в иулейской I{енности семейной праздники: их история и традиции. Еврейские традиции. и Любовь и },важение к Отечеству. Патриотизм м ItOгонационапьноl,о }l многоконфессионального народа России. РОССИИD НАРОДОВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР Модуль (ОСНОВЫ Россия наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатеjlи, Священные книги религий мира. Хранители преiания в религиях мира. Человек в реJIигиозньIх традициях rrира. .Щобро и зJ]о. Свяtrtенные сооружения. Искусство в религиозной куJIьтуре. Иокусство в религиозной ку]Iы,уре. Религии России. Ре_,tигия и Mopar]b. Нравственные заIIоведи в религиях мира. Обычаи и обрялы. Религиозные ритуаrIы в искусстве. Праздники и ка.Iендари в ре"itигиях N{ира. Семья. семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разньж религий. Любовь и уважение к многоконфессионаrIьного Отечеству. Патриотизм мllогонациоI{апьного и народа России. Модуль (ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ) Россия наша Родина, Культура и религия. Этика и её значеtIие в жизЕи человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы tlравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образчы нравственности в культ},ре Отечества. Труловая мораць. Нравственные традиции предпринимательства. Что зtrа.lит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности. идеаJIы. принципы мораци. Методика созданI,rя мормьного кодекса в школе. Нормы морапи. Этикет, Образование как HpaBcTBeHHaul норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь Оrечеству. Патриотизм многонационал ьного и уважение многоконфессионального народа России. и к плАнир},Е}l ыЕ рЕзу"IьтАты освоЕния прогрАммы ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результа,rе изучения предмета <Основы религиозных культур и светской этики) в 4 классе у обучаюшегося булут сформлrрованы следующие личностные результаты: . понимать основы российской граlцанской идентичности. испытывать чyвство гордости за свою Ролину; о формировать национаqьную и гражданскую самоидентичность. осо?навать свою э,I ническую и национzLпьную принадлежность: . понимать значение гуманистических LI демократических ценностных . ориептаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как усJrовия жизни личности. семьи. общества; . осознавать право гражданина РФ исповедовать или не испове_lоваr ь никакой ре-.]игии: "пюбую традиционную ре-ilлlгию . строить своё общение. совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договарt!Rаться, мирно рiврешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к . . . . атеизму; соо,гносить свои поступки с нравственными ценчостями. принятыми в российском обществе, проявлять увiDкение к духовным традицhям народов России. терпимость к представителям разного вероисповедания; сlроить своё поведение с учётом нравственных норм и правил: проявлять в псlвседневной жизни доброту, справедливость. .цоброжелательность в общениlл. желание при необходимости прийти на помоu{ь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиl,ься анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб-ляющих других людей: поtlимать необходимость бережного отноlпения к материzllьным и Jуховны}l tlенностяNr. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладевать способностью понимания и сохранения целей деятельности. поиска оптимальных средств их достижения; a задач учебной ф в иудеЙскоЙ религиозноЙ традиции; . первоначальный опыт осмысления и нравственной оцеt!ки поступков. поведения (своих и лругих ",rюдей) с позиций иудейской этики: . раскрывать своиIrи словами первояачzlilьн ые представления о м}aровоззрени!I (картине мира) в иудаизN{е" учение о едиtlобожии, об основных принципах о . . о . иудаизп{а; священньrх текстах иудаизма - Торе и Танахе. о Тммуле. IIроизведениях выдающихся леяrелей иудаизма. богослужениях. молитвах; рассказывать о рассказывать о назначении и устройстве синагоги. о раввинах. нормах IIовеJения в сивагоге, общения с п{ирянами и раввинами] рассказывать об и},дейских праздниках (не менее четырёх, включаJI Рош-а-Шана, Йом-Киппур. Суккот, Песах), постах, назначении поста; . раскрывать осIIовное содер)кание норм отношений в еврейской семье. обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери. братьям и сёстраN{. старшим по возрасту- прелкамi иудейских ,градиIIионных семейных ценнсlстей: . . . . . . иулейскую ра-спознавать символику! объяснять своими словами её сп.{ысj| (магенловил) и значение в еврейской культуре; рассказывать о художественной культуре в иудейской тр.}диции. каллиграфии. религиозных наrlевах, архитектуре. книжной миниатюре. ре,,Iигиозноil атрибутике. одежлеi излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России. своими с-цовами объяснять роль }Iчдаизма в становлении культуры народов России. российской культуры и лосчfарственности; первонача,Iьный опыт поисковой. проектной леятельности гtо изучению иудейского исторического и куjlьтурного наслелия в своей местtlt)сти. региоtlе (сивагоги. кладбища, па},tятные и святые места), оформлению и представленик) её результатов; приводить приN,tеры нравственных поступков. совершаемых с опорой на этические норNlы религиозной культr,ры и внутреннюю установку личностrI. пQст\,пать соглас но своей совести: выражать своими словами понимание свободы мировс-Jзренческого выборit. отношения tieJloBeкa, людей в обществе к религии! срободы вероисповедания i понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приволить примеры). понимание обIценародного российского (обшеначионапьного- гражданского) патриоr,изма. ",rюбви к Оте-честву- нашсй общей Родине России; приводить лримеры сотрудничества пос,ледоватеjrей традицtlонных рели гий: . называть традиционные рел!lгии в России (не менее трёх, кроIlrе изучаемой). народы России. для которых традиционными религиями исторически являются правосхавие. ислалt. буддизлr. и},даизм: о выражать cBollýltl слова\tи понимание человеческого Jостоилlства. ценносl,и чсловеческой жизни в иудейской духовIiо-нравственной культуре.,градиции. ГIредr*етные результаты освоения образовательной программы модуля кОсновы религиозных культур народов России> должны отражать сформированность умений: . выражать своими словами первоначarльное пониман1,1е сущносl,и л)хов}Iог() для жизнll разв!lтия как осознанIiя и },своения человеком значимых преlстав.лений о себе. люJях. окрl,жаюшей,fействите_,Iьности: . выражать словами пониман[Iе нравственного значимости своиI\{и самосоtsершенствования и роли в этом ,qичных усилий человека. приводить примеры; . выражать понимание и принrlти(, значения российских традициоtIных д!,ховных и нравственных ценностей. духовно-нравствен ной культуры народов России. российского общества как источника и основы духовного развития. . . нравственного совершенствования; рllссказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционньiх религиях России (православие. ислам, буцдизм. иудаизм). их значении в выстраивании отношений в семье. между людьми; раскрывать основное содержание нравственных кагегорий (долг. свобола. ответственность. лlилосердие. забота о слабых. взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, ис.lа]\{е. буллизме, иулаизмс-); объяснять (золотое правило 1lравственцости) в ре.r]игиозных традициях; a соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами. заповедями в традиционных репигиях народов России; раскрывать своими словами первоначаJIьные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении iравославия. ислама, будлизма. иудаизма: об основателях религий; о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия. Коран. Трипитака (Ганджур). Танах). хранителях ;lреJания tl с,]lужите-lях религиозного культа (священники. мулJIы. ла]!rы. раввины). рассказывать р;,1иr,иозных обрядах. ритуаJIах, обьrчаях (1-2 примера): a рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России. основных нормах ловедеFия в храма\. обtцения с верчющими: о a a о a a рассказывать о ре"lигиозных кirлендарях и праздниках традиционных ре.лигltй народов России (rrравославия, ислама. бу.Llизма, иудаизма. не менее олноt,о религиозного празJника кажлой траличи и): раскрывать основное содер)LаIIие норм отношений в религиозной семье (православие, ислам. будлизм. иудаизм). обцее представJение о семейных ценностях в традиционных религиж народов России; понимание отIIошения к труду. учению в традиционных религиях народов России; распознавать реJIигиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буллизма, иудаизма минимально по одному симво:tу). объяснять своими словами её значение в религиозной культуре; рассказывать о художественпой культуре традиционных религий наролов России (правсlславные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкоплlсь); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, булдизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов" музыки или звуковой среды); излагать основные исторические сведения о роли традиционнь]х ре';tигий в становлении ку.lьтуры народов России, российского общества, российской государственности i первонач&,Iьный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в сроей местности. регионе (храмы. монастыри. святыни. памятные и свяl,ыс vccTa). офорv_rеIlию и пре.lстав_lению её резу_lьтатов: приводить приNtеры нравственных поступков. соверш,.емых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку Jlичносl,лt поступать согласно своей совести; вырах(ать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора. отношения человека. ;rюдей в обществе к ре-lигии. свободы вероисповедан ия l понимаtIие россилiского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приволить примеры). понимание российского общенародного (общенационального. граждансксго) патриотизма, любви к Отечеству. нашей обцей Родине - Россииi приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть ,градиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам. будlизм. и)даизм; выражать своими словами понимание человеческого д,Jстоинства. ценt{осl,и человеческой жизни в традиционных религиях народов России. Предметные результаты освоения образовательной программы моду,-зя кОсновы светской этики) должны отражать сформированность умений: . выражать своими словами первоначаJчьное понимание сущности д}ховного развития как осознания и усвоения че.,Iовеком значимых для жизни . . представлений о себе. людях, окружаюцей ,цсйстви,t ельности: Dыражать своими сJIоваNIи понимание значимости нравственtIого самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека. приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-чравственной культуры народов Pocclt1,1. рсссийского общества как источника и о . . . . . основы духовного развиl,ия. нравственного совершеIJствования; рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе HopMlLx морали, отношений и поведения людей. основаЕных на российских традиllионных духовных ценностях. конститчционных правах- свободах и обязанностях человека и граlti]анина в России: раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесlь, ответственность, сосlрадание, ценность и достоинство человеческой жизни. взаимоуважение. вера в добро. человеколюбие. милосердие. добродетели. патриотизм. трул) в отноllJе}lиях между J-Iюдьми в российском обществе; объяснять (3олотое правиJlо нравственности); высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека. семьи, народа, обшiества и государстьаi умепие различать Ilравствевные норi\rы и нормы этикета. приводить примсры; первоначмьный опыт осмысления и нравственной оценки IIоступков. поведепия (своих и лрl,гих .,lюлей) с позиций российской светской (гражданской) этики: раскрывать своими словами первонача!,Iьные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский паl,риотизм и гражданственность. защита Оrечества: уважение памяти преjiкOв. исторического Ir культ},рного наследия и особенностей народов России. российского общества1 уважение чести, достоинства, доброго имени любоt,о человека; любовь к природе. забота о животньж, охрана окружающей срелы; рассказывать о праздник{Lх как одной из форм исторической памяти народа. о(iщества; российских праздниках (государственные, народные. религиозныс. селtейные празlники): российских государственных празлниках. их истории традициях (не менее трёх). религиозньtх праздниках (не пtенее двух разllых традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее олного)" о роли семейных праздIJиков в жизни человека, семьи; раскрывать основное содержание понимания семьи. отношений в семье на основе российских традиционных духовных l1енностей (семья союз мужчиi]ы и женIцины на основе взаимttой любви д.;tя совплестной жизни. рождеIlия и воспитания детей; любовь и забста родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; распознавать российскlrо государственную символику, симвоJlик) своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской г(.сударственности. законов в рос-сийском обществе. законных интересов и I]paв людей. сограждан: 1,1 . . a a a a a a a a рассказывать о трудовой мораJlи. нравственных традициях трудовой предпринимате-rrьства в России: вырdжать HpaBcTBeLl lI!,l{) деяте-тьности. ориентацlлю на тр}цолюбие, честный труд. уважение к труду. ],рудящимся. результатам трудаi рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; раскрывать основное содержание российской светской (граяцанской) этики на пFимерах образцов нравственности. российской гражданственности и патриотизма в истории России: объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлеtlии российской государственности i первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изученик) иuторического и культурного наследия народов России. российского обtI(ес,I,ва t} саоей местности, регионе, оформлению и представлению её ре1},льтатовi приводить Ilримеры нравственных поступков, совершаемых с опорсlй tta этические нормы российской светской (гражланской) этики и внутреннюlо ),ctalloBк\ .,Iичности поступать согласно своей совести: выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора. отношения человека- людей в обществе к ре",Iигии. свободы вероисповеiания: понимание россил'tского общества как многоэтничного и многорелигиоз}lого (приводить примеры), IiФнимание общенародного российского (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству. нашей общей Родине России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий, называть традиционные религии в России. народы России. д".rя которых традиционными религиями исторически являются православие, ислапт. будtизлtиудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства. ценностлi че,rовеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. Прак,l,ические работы Россия 2 J 4 5 lrttn: сr;псгiIпепt- HaIltaP . Остrовы религиозtlых к},льтур и светской этики. Основы правос.;rавной куль,r,уры.4 класс: учебник: в 2 частях.4 класс/ Васильева О.Ю.. Ку;lьберг А.С.. Корыгко О.В. и другие; под науч. ред. Васи.,Iьевой О.Ю.. Акционерное общество кИздательс,tво <Просвещение> .()l_'l'()ll1,1 ,ittt.tr it li.ll,t lr_, lllll(),ll1,1\ L\ 1,1\plil ]r, llr.rril r'tct]lltltt. ] t сс/ Illcltttl,. 1l ttt:r \.ll. ll],",r ,..i,lj]l ',. ,, '., l,,. l ] 1,1l 1. 2. l tittc. , ,tl IllLlctзt,ll t ttttc,, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Религиознr.Iе к},льтуры народов России.4 класс.МетоJическое пособие д"ля учиl,е"ля. О.А.Борисова.-М.: Просвешение. 202 l г, Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 202З, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ wll,w.schorll-col Iection.edu.ru