муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа N!2 IИясниковского района Ростовской области РАССМОТРЕНО на заседании Шмо Протокол Jri! 1 от 22.08.202]г. Руководитель ШМО кl4,цй Габызян СОГЛАСОВАНО Протокол Л'о l заседания УТI]ЕРЖДЕНО методического совета !и МБоУ СоШ N92 от 24.08.202Зг. Зам. лиректора по к.к ,,a\ I1ри мБ()у III Ng2 УВР Гайбарян M.'I' |, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по орксэ к учебнику (Основы светскоЙ этики>> (авторы : А.А.Шемшурина) 4 клАсс Количество часов: Учителя 1 час в неделю - оглезнева А.А. 202З - 2021 1,чебный го: N!1 ti ) кян,о.Х l0 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РабОЧая программа отракает вариант конкретизации требований Федермьнtrго государственного образовательного стандарта начмьного общего образования (далее ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждtl]\{1, учебному модулю. При конструировании планируе}tь]х результатов учитываются цсjIи обучения, гребования, которые предстап-тIены в стандарте. и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и Культурологическая цаправленность предмета способствует разви-tиIо обучающихся представлений о нравственных идеапах и ценностях религиозных и метапредметных достижений, koтopbie прttобретает кахдый обучаюшийся, независимо от изучаемого модуля. ), светских траличий народов России, формированию ценностного от}rошения к социалыlой реаJIьяости. осознанию роли буддизма, православия, ислама. иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны, Коммуникативный подход к преподаванию предмета оРкСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучакlщихся. требующей от них умения выс-пушивать позицию партнёра по деятельности. принимать её, согласовывать усилия для достижения поставjlенной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. ,.Щеятельностный подход. основываюдийся на принципе диа",IогиtIцости, осуществляется в процессе активного взаимодействия обуtающихся, сотрудничества, обмена информаrrией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являIотся психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социа,,lьной жизни, любознательность. принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естествевнуо открытость детеЙ этого возраста, способность эмоциоtlаjlыIо . . . на окружающую действительность. остро реагировать как на отзывчивость. доброжелательяость. доброту других людей, так и на проявле}lие несправеlLlивости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предлосьurкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обу-чения необходимо учитывать. что младшие школьники с трудом yсваивают абстрактные фи",tософские сеItтенциll. HpaBcTBeHHtIe поучения, поэтому особое вчимание долхно быть уделено эмоrlиоrtапьнtrЙ стороне восприятия явлений социа.rьной жизни, связанной с проявлением и.lи нарушением нравственньж, этических норм, обсуждение конкретных жизненньж ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. I{елью ОРКСЭ является формирование у обучаюшегося мотивации к осознанноý{}, нравственному поведению. основанному на знании и уважении куль,гчрных и религиозных традиций многонационalльного народа России, а также к диа"jIог) с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской. бу,ьчийскойиудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выборr, реагировать родителей (законньrх представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственI]ых норм и ценностей в жизни личности, се;иьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной кульryре и морали. ранее полученных в начапьной школе. формирование ценностно-смысловой сферы личносr,и с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; разви] ие способностей об),IающиYся к общению в IIо.lи]тничной. разно\tирФво }lрснчсскоЙ и среде на основе взаимного уважения и диалоге. Основной методологический принцип реa}лизаци!I оРкСЭ - культурологический полход. способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционцых религий народов России (православия. ислама. б1,.Lцизлtа. иулаизма), российской светской (гражланской) этике. основанной на коrtсти,гуIlиоll ll ы\ lравах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. Учебный предмет кОсновы религиозных культур и светской этики> изучается B.l классе один час в неделе. обций объем составляет 34 часа, многоконфессионaцьной содЕр}liАн t{E оБучЕн иrI Модуль (ОСнОВы ПРАВОСЛАВноЙ кУЛЬТУры) Россия - наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. !обро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. !о,rг и ответственность. Милосердие и сострацание. Православие в России. Православный храм и другие свяlыни. Символический язык православной культуры: христианское искуссгво (иконы, фрески. церковное пение. прик-lадное искусство), православный кtшендарь. Пршлники. Христианскм семья и её ценносIи. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационаJIьного и многоконфессионального народа России. Модуль (ОСНОВЫ иСЛАМСКОЙ КУJlЬТУРЫ) Россzя наша Родина. Введение в исламскуtэ традицию. Культура и ре_лиl tlя. Пророк Мl,халrмад - образец человека и учитель нравственяости в ис-цамской традLl11ии. Во что верят правоверные мусульмане. .Щобро и зло в исламкой традиllии. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. .Щля чего построена и как устроена мечеть. Мусч_пьманское летоисчис,lение и ка,lендарь. Ислам в России. Семья в ис.;lаме. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационаJтьного и многоконфессионального народа России. модl,ль (основы БуддиЙскоЙ культуры" Россllя - наша Ролина. Введение в буддийскую традицию. Культура и религия. Булла и его учение. Буллийские святыни. Буллы и бодхисатвы. Селлья в буддийской культуре и её ценности. Буллизм в России. Человек в буллийской картине духовную мира. Бупчийские символы. Будлийские ритуа.,Iы. Буллийские святыни. Буддиt"tскtrе священные сооружения. Буллийский храм. Буллийский календарь, [Iразлники в буллийской к},льтуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотлtзм многонационального и многоконфессионального народа России. модуль Фсновы иудЕЙскоЙ культуры) Россия * наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и г.lавная книга и}цаизма. Классические тексты иудаизNtа. Патриархлt религия. Тора еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Тirалиции иудаизма в повседневной кизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. I{енности семейнРоссия - наша Родина. Ку"пьтура и религия. Э,гика и её значение в жизtIи чеjlовекlt. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культ),рах разных народов. Государство и мораль граждаЕина. Образuы нравственности в культуро Отечества. Труловая мораль, Нравствеяные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности. идеалоI, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морми. Этикеl,. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосоверtленствования. Любовь и уважение к Отечеству, Патриотизм мноrоконфессионального народа России. многонационал ьного и плАнируЕмыЕ рЕзультАты освоЕнлtя прогрАммы ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В резу"пьтате изччения предмета кОсновы религиозных культур и светской этики) в 4 классе у обу.rдо*..о"я булут сформированы следуюIцие личностные результаты: . пониNtать основы российской гражданской идентичности. испытывать чувство гордости за свою Ролинуl о формировать национirльн}то и гражданскую самоидентичность. осознавать св()ю этническую и национальную принадлежность: о понимать значение гуманистических и демократических ценностных . . . . о . . ориентаций: осознавать ценность человеческой жизни: пс,нимать значение нравственIlых норм и ценностей как услсвия жизни -lичности. сеvьи. обшества; осознавать право гражданина РФ исповедовать "цюбую традиционную религию и-lи не исповеJовать никакой ре-лигии: строить своё общение. совместную деятельность на основе правил к(rммуникации: },л4ения договариваться, мирно разрешать конфликты. уважать другое мнение. независимо от принадлежности собеседников к ре-rIигии и,,l I,i к атеизму; соотносить свои поступки с нравствечными ценностями, принятыми в россиЙском обществе, проявлять уважение к д}a{овЕым традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявляl,ь в повседневной жIrзни доброту. справедливость, доброже,IIательность в общении. жg-цание лри необходиNtости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственttой культуре, стремиться анаJIизировать своё поведение. избегать негативвых поступков и действий, оскорб-ляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материалыiым и .l}ховны\, ценЕостям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ a a овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимilльных средств их достижения: формировать чмения п"lанировать. контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. определять и находить наиболее эффек,гивные способы достижения результата. вносить соответствующие коррективы в процесс их реirлизации на основе оценки и _ччёта характера ошибок. понимать причины успеха-/неуспеха учебноЙ деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности коммуникативных ситуациях: адекватное использование речевых средств a a ll и средств информационно-коммуникационных технологий для решения ра}личных коммуникативньtх и познавательных задач; совершенствовать умения в области рабо,гы с информацией. осущес,l,влеll ия информачионного поиска для выполнения учебяых заданий: овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммунIIкации; . r . овладевать логическими действиями анализа, синтеза. сравнеЕия. обобщенrrя, классификации. установлсния аналогий и причинно-с.lе_]ствеIIных свяlсй. построения рассуждений. отнесения к известным понятиямi формировать готовность слушать собеседника и вести диarлог! признавать возможность существовzlния различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точк}. зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области ко_rлективнtrй деятельности" уN{ения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. адекватно оlIенивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: . ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества . Mopa-Ib, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционньtх религиях и светской этике (наблюдение. чтение, сравнение. вычисление); . применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, ана,Iизировать. обобщать. делать выводы на основе изучаемого фактического материаJIа; . призяавать возможность существования разных точек зренияi обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; . вLlполнять совместные проектные задания с опорой на предJIоженные образцы. Рдбоr:а с информацпей: о воспропзводить прослуш.lнную (прочитанную) информаllию. подчёркивагь её принадлежность к определённой религии и/или к гр i(дlнской этике: . использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной },чебной задачей (текстовую. графическую, видео)l . находить допо,lните.;IьнFо информацию к основному учебному материаIу в разных информационных [lсточниках. в To}l числе в Интернете (в условиях коr(тролируемого входа): . анализировать! сравнивать информачию. представленную в разllых IIсточниках. с помощью ччителя. оценивать её объективность и tlрави-пьность. Коммуникативные YYfl: о использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных пl)итч, сказаний, произведений фолrклора и художественной литературы. анмиза и оценки жизненных ситуачий. раскрываюlllих проблеrtы нравственности. этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; коррсктно задавать вопрось] и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседник1, с учётом особенностей участников общения; . создавать небольшие тексты-описания" тексты-расс}''ждения дJIя воссозданияанализа и оценкIл нравствен но-этических илс,й. представленных в религиозIiых учениях и светской этике. Реryлятивные УУ.Щ: о . проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении уlебной деятельности и в конкретных жизнепных ситуацияхi контролировать состояние своего здоровья и эмоциона]-Iьного благополучия. для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения: проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному саNrоограничению в поведении; а}iаJIизировать ситуации, отражающие примеры поJ]ожительного и Itегативного о]ношения к окружающем} миру (приро:е. .,1ю_]ям. пре_fvета\, тп\Jовой деятельности); выражать своё отношение к анализируемым событиялt, поступкам. действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать прояв.Iение несправедливости, жадности, нечестности. зла; проявлять высокий уровень познавате"-rьной мотивации, интерес к предмеl}. желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. предвидеть опасные . . . . совместндя деятельность: о выбирать партнёра не только по ]lичныNl симпатиям. но и по деловым качества]\l. корректно высказывать свои поже.qания к работе. спокойно принимать . . замечатlия к своей работе. объективно их оценивать; владеть уvениями совvестной деятельности: поl,чиняться- Jоговариваться. рi/ководить;,герпеJIиво и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индиБидуаlьно, в парах, в группах сообщения по изученном\, материалу с иллюстративныIлr материалом дополнительному и 1.1 видеопрезентацией. прЕдмЕтныЕ рЕзу.цьт.,\ты Предметные результаты обучения по модулк) <Основы православной купьтчры) должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: . выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития . . как осознания и усвоения человеком значимых для представлений о себе. людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нFавственного сOвершенствования и роли в этом личных усилий человека. приводить примеры: выражать понимание и принятие значения российских традициоtlных д),ховных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов poccltlt. российского общества о жизни как источника и основы духовного нравственного совершенствования; развития. рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морми. их значении в выстраивании отношений в семье. между "цюдьми. в общеtlttи I,1 . . деяте.цьности; раскрывать основное содержаl]ие нравственных категорий в православной культуре, ,tтадиции (любовь, вера. милосердие, прощение, покаяние. сострадание, ответственность. послушание. грех как нарушение заповедей. борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных .Щесяти заповедей и ЕвангеJьских заповедей Б-цаженств. христIланского нравственного идеаJIа; объяснять (золотое правило нравственнос,tи) в православной христианской традиции; пераоначмьный опыт осмысления и нравственной оценки постчпков. поведенtlя (своих и других людей) с позиций православной этики; о . раскрывать своиvи словами первоначальные представ.;lения о мировоззрении (картине мира) в лравославии, вероучении о Боге-Троице. Творении. человеке. Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, I_{еркви: рассказывать о Священном Писании I{еркви - Библии (Ветхий Завет, Новыir Заве,г. Евангелия и евангелисты). апостолах. святых и житиях святых. священнос,,Iужителях. богослужениях. молитвах. Таинствах (обцее чпс:lо Таиttств. смысл Таинств Крешения. Причастия, Венчания. Исttоведи)- . . . монашестве и монастырях в православной традиции; рассказывать о назначении и усr,ройстве православного храма (собственно храм. IIритвор. аJIтарь. иконы. иконос,гас), нормах поведения в храме. обцения с мирянами и священнослужителями; рассказывать о православных праздниках (не менее,грёх" вк"цючая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постtLх. назначении поста: рi|скрывать основное содержание норм отношений в православной семье. обязанностей и ответственностй члеЕов семьи, отношении детей к отцу. MaTepl.t. братьям . . . . а . . и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; прdвославных семейных ценностейi распознaшаIь хрис,]ианск}ю символику. объяснять своими словами её сvыс-l (православный крест) и значение в православной культуре; рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконоIIиси; вьцелять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами: излагатЬ основные исторические сВе,fения о ВозникноВении правосJ-rавной религиозной трад}lции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль правосJ,Iавия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначаrIьный опыт поисковой. проектной деятельности по изучению правос"павного исторического и кульгурного наслсдия в своей ]\tecTHOcT}l. рtгионе (храмы. монастыри. святыни. памятные и святые места). оформлению и представлению её резу,rьтатовi приводить примеры нравственных поступков" совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личностипос,l } п ать соtласно своей совесrи: выражать своими словами понимание своболы мировоззренческого выбораотношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания: понимание российского общества как многоэтItичного и многорелигиозного (приводить примеры), ltонимание российского общенародного (общенационапьного, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей Родине Россииi приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религийl называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой). народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие! ислам, булдизм, иудаизм; . выражать своиNrи с"IIовами понимание человеческого достоиIlства, цен}lос],и человеческой жизни в православной духовно-нравственной культl,ре. традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля кОсновы исламской культуры) должны отражать сформированность }мений: . выражать своими с"IIовами первоначаllьное понимание сущности духовного развития как осознания и чсвоения че,rовеком значи\lых представлений о себе. людях. окружаюпrей,lействительности; для жи:]ни . выражать своими словalми понимание значимости о нравственного совершенствования и роли в этом личных чсилий человека, приводить примеры: выражать понимание и принятие значения российских традиционньiх д}.ховных и нравственных ценностей. ду\свно-нравственной кчлы,чрьi народов Россиlr- российского общества как источника и основы духовного развития. . . нравственного совершеЕствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морirли. их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми. в общении и деятельности; раскрьlвать основное содержание нравственных категорий r ислаlчtской к)лыурс. традиции (вера. искренность, милосердие, ответственность. справедJивостьчестность! . . . . . о . . . великодушие, . . верность, терпение, выдержка. достойное рaIссказывать о назначении и устроГIстве мечети (минбар" михраб). нормах п(,ведения в мечети. общения с верующими и служителями ислама: рассказывать о лраздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбаl,-байрам, Маулид); раскрьвать основное содержание норм отношений в исламской семье. обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений де,гей к отц). матери, братьям и сёстраNl, старшим по возрасту, предкам; норv t-lтноt,tlений с да-{ьними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей: распознавать ис-lамскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать назЕачение исJа}.,lского орнамента; рассказывать о художественной Ky,rbType в исламской традиции. ре-lигиозных напевах. кал.rиграфии. архигекг)ре. книяtной миниа]юре. ре.tиlиt_lзной атрибутике, одежде: излагать основные исторические сведения о возникновении исламской рслигиозной традиции . скромность, поведение. стремление к знаниям); первоначаqьный опыт осмысления и нравственной оценки поступков. пове:lеlltlя (своих la лругих люлей) с позиций исламской этики: раскрывать своIлми словами первоначаJIьные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской куль,гуре. единобожии, вере и её основах; рассказывать о Священном Коране и cvнHe - примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предкаж, о ритуапьной практике в исламе (намаз. хадж. пост, закят. дуа. зикр); в России, своими словами объяснять роль ислама в становлеЕии культуры народов РоссIли. культуры и российской государственности; первонача.r-Iьный опыт поисковой, проектной деятельности по изученик) ислаNrского исторического и культурного наследия в своей местности. регионе (мечеги. медресе. памятные и святые места). оформлению и преfставлению её результатов: приводить примеры нравственных пост),пков, совершаеIlых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установк}, личности постулать согласно своей coBecTlt; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора. отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания: понимание российского общества как много9тничного и многорелигиозtlого (г;риводить примеры), понимание общенародногtl российского (общенационального. гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву. нашей обrцей Ро.lине - России: приводить примеры сотрудничества последоваrелей традиционньтх религий; . нi}зывать традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой). НаРОЛЫ РОССИи. дjIя которых траJlиционными религиями исторически яв.rlяются пl)авославие, ислапл, буддизм, иудаизм; . выражать своиi{и с,,Iовами лонимание человеческого достоинства. llL,HlJoc,],lt человеческой жизни в исламской духовно-нравственной Ky,tbType. традиции. Предме,гные резуJ-Iьтать] освоения образовательной программы модуля (Основы бУлЛиЙской культуры) должны отражать сформированность }тиений: . выражать своими словами первоначаJIьяое понимание сущности духовного рilзвития как осознания и усвоения че_:Iовеко]!I значимых для жизнrl представлений о себе, людях, окружающей действительности; . выражать своими словами понимани9 значимости нравственного самосовершенствования и ролIt в этоv личных усилий че.lовека, приводить примеры; . выражать понимание и принятие значения российских гра-lиционных ]}ховllы\ и нравственных ценностей. духовно-нравственной культуры народов России. российского общества как источIiика и нравственного совершенствования; . . . . . . . осяовы духовного развития, рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозгtой морariи. их значении в выстраивании отношений в ceýrbe. }rежд), jlюjlb\trt. в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в булдийской культуре. традиции (сострадание, милосердие. любовь, ответственность. благие и неблагие деяния, освобо)l(дение, борьба с неведением. уверенность в себе. псстоянство перемен. внимате,Iьность)i основных идей (учения) Бl,лtы о сущности человеческой жизI{и, цикличIlости и значения сансары: по}tимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий (правильное воззрение) и (правильное действие>; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступкоз. поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики: раскрывать своими словами первоначальнь]е представления о мировоззрении (картине мира) в буллийской культуре! учении о Бluле (буrrлах). бодхисаттвах. Вселенной. человеке. обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия; расскuвывать о булдийских писаниях. ламах. с".tужбах: смысле приня,гия. восьмеричном пути и карме: рассказывать о назначении и устройстве бl,лrийского храма. нормах повеления в храме, общения с мирскими послfдовате"lями и ламами; рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе; раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье. обязанностей и ответственности членов семьи. отношIении летей к отцч. матери. братьям и сёстрам, старшим по возрасту, прелкаNt; буддийских сепtейных . . . ценностей i распознавать буддийскую символику. объяснять своими словами её смысJl и значение в бумийской культуре; расскzrзывать о художественной культуре в буллийской тралицииi излагать основные исторические сведения о возникновеtrии бул;tийскtlй религиозной традиции в истории и в России. своими словами объяснять po;rb булдизма в становлении культуры народов России. российской культуры и государственности: . . первоначаJlьный опыт поисковой, проектной деятельности по изученик) бi,ддийского исторического и культурнсго наследия в своей местности. регионе (храмы. монастыри. святыни. паN{ятные и святые места). офорпrленик) и преl]ставлению её результатов; приводить примеры нравственных пост"чпков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личност}t" поступать согласно своей совестиi выражать своими словами поцимание свободы мировоззренческого выбора. отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания: пснимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (обценационапьного, граяцанского) патриотизма. любви к Отечеству- нашей общей Родине - России; приводить примеры сотрудничества последоватеJIей традициоЕвых релlrгий; . называть традиционнь]е религии в Рtссии (не менее трёх. кроме изучаемой). народы России, для которых традиционнымII религиями исторически являю,гся православие, ис"lrапл, буддизм, иудаизм; . выражать своими словами понимание человеческого дос,гоинства. IleнHoc,l,ll человеческой жизни в буллийской д}ховно-нравственной кульryре. традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля <Основы иудейской культуры) должны отражать сформированrrость умений: о выражать своими словами первонача.Iьное понимание сущности д},ховноI о развития как осознания ir чсвоения человеком значи]\tых дjIя жизни представлений о себе. людях, окружаюшей действительности: . выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека. приводить лримерь]l . выражать понимание и принятие значения российских традиционньж д},\овных и нравственных ценностей. духовно-нравственной культуры народов России- . российского общества . . как источника и основы .цуховного разtsития. нравственного соверше}tствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали. их значении в выстраивании отношений в семье. между людьми. в общении и деятельности: раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культ},ре. традиции (любовь. вера- милосердие. прощение. покаяние. сострадание- ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержанип и место заповедей (прежде всего, Десяти заповелеЙ) в жизни человека; объяснять (золотое правило нравственности) в . . . о . иудеЙскоЙ религиозноЙ традиции ; первоначапьный опыт осмьlс-цения и нравственной оценки поступков. поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики; раскрывать своими словами первоначrrльные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии. об основных принципах и}даизма; 'I'ope и Танахе. о Тапмуле. рассказывать о священных текстах иудаизма произвеJ,ениях выJающихся Jеятелей иудаизма- богослуженияк. l\,олитвах: рассказьшать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах. нормах поведения в синагоге. общения с мирянами и раввинами: расскiвывать об иудейских прiвдниках (не менее четырёх. включая Рош-а-[Llана. I'4ом-Киппур. Суккот. Песах). посi,ах. назначении поста: . . . . . . в еврейской семьL,. раскрывать основное содержание норм отношений обязанностей и ответственности членов семьи. отношениЙ детей к отцу. матери. братьям и сёстрапл, старшим по возрасту, предкам; иулейских традиционных семейных ценностейi распознавать иудейскую символику, объяснять своими словамrt её смысл (l;агенловил) и значение в еврейской Ky.IbType: рессказывать о художественной культуре в иудейской традиции. кап"rиграфии- религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре. религиозной атрибlтике, одежде; излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России. своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России. российской культуры и госуJIарственности i первоначыIьный опыт поисковой. проекl ной .1еятельнос lи по и]\ чеIlик) и}дейского исторического и куrtьтурного наследия в своей местности. регионе (синагоги. кладбиrца, памятные и святые места). оформлеЕию и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков. совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личнос,ги. поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора. оl,ношения человека. людей в обществе к религии, свободы вероисповедания: понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приволить примеры), понимание обпlенародного российского (общенациона,rьного. гражданского) патриоr,изма. лкlбви к Оте-чествч. наtпей общей Родине - России; приводить примеры сотрудничества последовате.цей трациционных религий; о называть традиционные религи}! в России (не менее трёх. кроме изl,чаемой)народы России, для которых традиционными религиями исторически являются правос"тIавие, ислам. буддизм. иудаизм: . выражать своими с"повами понимание человеческого достоинства. ценtlости человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции. Предr,летные рез}льтаты освоения образсвательной программы модуля <Основы религиозных культур народов России> должны отражать сформированность у,мений: о выражать своими словами первоначальное лонимание с},щности д},хов}Iого . развития как осознания и усвоения человеком значимых i\,Iя . . . . ,ки,]нлl представлений о себе, "qюдях, окружающей действительности; выражать своилlи словами самосовершенствовalния и роли в понимание значимости нравственного этом личных усилий че,повека. приволить пр}iмеры; Dыражать лонимание и принятие значения российских традиционных д}ховных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России. российского общества как источника и основы д}ховного рtввития. нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах мораJIи в традицяонl,ых религиях России (православие, ислам, буллизм. иулаизлr). их зна(Iении t] выстраивании отношений в семье. между людьми; раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобола. ответственность. ми-iIосердие. забота о слабых, взаимопомощь) в религиозноii культуре народов России (православии, исламе, буддизме. иулаизме); объяснять (золотое правило нравственности) в религиозных тралициях; . о . сс,относить нравственные формы поведения с нравственными нормаjlrи. заповедями в традиционных ре""lигиях народов России: раскрывать свои}!и словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма. иудаизма: об основателях религий; рассказывать о свяцIенных писаниях тралиционных религий народов Россиtt (Библия. Коран. Трипитака (Ганджl,р). Танах). хранителях предания !l сл),жителях религиозного к),льта (священники, муллы. ламы. раввины). религиозных обрядах. ритуfu.Iах, Фбычаях (1-2 примера); о рассказывать о Iiазначении и уотройстве священных сооружений (храмов) традиционЕых религий народов России, основных нормах повеления в храмах. общения с вер}.юtцими l о ра.ссказывать о реJ,Iигиозных кмендарях и праздниках традиционных ре.лигrtй народов России (православия, ислама, бушlизма, иудаизма, не менее одного рел и гиозного праздника кая<дой трмичии)l . раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семьс (православие, ислам, буддизм, иулаизм), общее представление о семейItых ценностях в традиционных реJигиях народов России; понимание отношенlля к труд},. учению в традиционных религиях народов России; . распознавать религиозн}то символику традиционньгх религий народов России (православия. ислама, буллизма, иудаизма минимально по одному симво.,tу). объяснять своими словами её знцчение в религиозной культуре; . рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исJ]аI!lскш ка.lлиграфия, б1,,л,лийская танкопись)i главных особенностях религиозного искусства православия. ислама. булдизма, иудаизма (архитектура. изобразительное искусство. язык и поэтика религиозных текстов. м)/зыки или звуковой среды); . излагать основные исторические сведения о роли тра-''.,tltионных ре_rигий в с,гановлении ку-,lьтyры народов России. российского общества. российской гос},дарственности: первоначrшьный опыт поисковой. проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своеЙ местности. регионе (храмы, монастыри, святыни. памятные и свяl,ые плеста). офорпrлению и представлению её рез},льтатов; . IIриводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; . выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора. о]ношения человека. людей в общестее к религии. свободы вероисповедания: п(-,нимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российското общенародного (обценационального. гражданского) патриотизма. любви к Отечеству, нашей обulей Родине России; приводить примеры сотрудничества последоватеJlей традиционных религий; . нiLзывать традиционные религии в России, народы России, дJur которых традицllонными религиями исторически являются православие, ислам. булдизм. иудаизм; . выражать своими словilми понимание qеловеческого достоинстаа, ценности человеческой жизни в традиционньж реjIигиях народов России. . Предметные результаты освоения образовательной программы модуля кОсновы светской этики)) должны о]ражать сформированность умений: . выражать своими словами первояачмьное понимание сущности духовного РаЗВИТИЯ КаК ОСОЗНаНИЯ И 7СВОеНИЯ ЧеЛОВеКОМ ЗНаЧИМЫХ ДЛЯ ЖИЗНИ представлений о себе, людях. окружающей действителыtости; . выражать своими словами понимание значим(,)сти нrjавственtlого самосовершенство вания и роли в этом личных усилий человека, приволить пDимеры; о вьlражать понил{ание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры наролов России- российского общества . . . . о . как источника и ocнoвbI духовного развитиrнравственного совершенствования; рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общэпринятых в российском обществе нормах морали. отношений и поведения людейоснова}Iных на традиционных духовных ценностяхроссийских коhстит}цIионных правах. свободах и обязанностях че.цовека и гражданиIIа в России: раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость. совесть, ответственность. сострадание. ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение. вера в добро. человеколюбие. милосердие. лобролетели. патриотизм. трул) в отношеIlиях (золотое м()жду людьми в российском обществе: объяснять правиjl() нравс,гвенности): высказывать счждениJI оценочного характера о зЕа,Iении нравственности в жизни человека. семьи, народа' общества и государства; умение различать нравственные норN,lы и нормы этикета, приводить примеры; первонача,lьный опыт осмысления и нравственной оценки пост},пков. поведения (своих и других ,fюIей) с позиций российской светской (гражданской) этики: раскрывать своими словами первоначаJIьные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине. российский патриотизм и гражданственяость, защита Отечества; уважение памяти предков. исторического и культурного ,наследия и особеннос,гей наролов Россилr. российского обществаi увiDкение чести, достоинства. доброго имени любогtr чсловека; любовь к природе. забота о жIlBoTItbж. охрана окружаюшей среды: рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа. общества; российских праздниках (государственные. народные. ре"цигиозные. сеrtейные праздники); российских государстsенных праздниках, их истории }| традициях (не lreнee трёх). религиозных прtвдниках (не менее двух р.Lзных традиционных религий народов России). праздниках в своём регионе (не мепее о . одного), о роли селtейных праздников в жи,]ни человека, семьи; packpbiвaтb основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традициоFных д)ховных ценностей (семья - союз мужчины и женщины на основе взаимной любви д.,tя совirtестной жизни. рождеIrия и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота де,гей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрас ry,. предков): российских традициоЕных семейных ценностей; рilспознавать российскlто государственн),ю символику. символику своего объяснять её значениеi выражать уважениL, российской государственности. законов в рос-сийском обществе, закоLных интересов ll llpaв людей. сограждан; реrиона. a рассказывать о трудовой морaци, нравственных традициях трудовой деятельности. предпринимательства в России; выражать нравственнчю ориентацию на трудолюбие. честный труд, уважение к труду. тр}цяшимся. рaз\,-lьтатам тру.lа: a рассказывать о российских культурных и природных памятниках. о к},льгчрны\ и природньtх достопримечательностях своего региона; раскрывать основное содержание российской светской (гракланской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности a a a и патриотизма в истории России: объяснять своими словами роль светской (гражланской) этики в станов,цении российской государственности; первонач&тьный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности. регионе. оформлению и представ.цению её резl.rьтатов; лDиводить примеры нравственных поступков. совершаемых с олорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и вн}"треннк)ю установку "lичнос rи пост} пать согласно своей совести: выражать своими словами понимание свободы мирэвоззренческого выбораотноlllения человека, людей в обществе к религии. свободы вероисповедан ия: понимание российского общества как многоэтничного и многорелиi,иознOго (приводить примеры), понимание российского общенародrtого (общеначионального. гражданского) патриотизма, любви к Отечеству. нашей обцей Родине России; приводить прил{еры сотрудничества последователей традиционных ре"rигий; называть традиционные религии в России. народы России. лля которых традиционны]\lи религиял,lи исторически являются православие. ислам. буддизм. иудаизм; вlrражать своими словаI\{и понимание человеческого достоинства. ценности чсловеческой жIlзни в российской светской (гражланской) этике. ЕскоЕ lIл,\ни 1,ol]Al l ll Е молуJIь "о(]ноl}ы свЕтскои,)тики" Tt]M,\,1,I.1 rl л} п/п HalrMeHoBarrrre разJlелов и ,I,eM программы Россия Hitl Ila l)tlдиtIа этика и её значение в жи:]ни человека. Нормы морали. Нравствеttные ценности, 2 коillrчес,r во часов l}cclю Кон,гро.llьные работы Прак,гrtчсскrrе рабо,гы з 1 Праздники как одна из форм исторической памяти семейные ценности. Этика семейных отношений Труловая Mopa-Jlb. Нравственлlые традиции предпринимательства Ч,го значит быгь нравственным в Ilаше время. Методы нравственного 6 1 8 икеr Э,I l0 Лкlбовь и уважеtlие к Отечес,гву. Патрио,гизммногонационlulьногои пrногоконфессиоtlаIыtого народа России оБщЕЕ количЕств() члсов llo l-tрогрАммF. ех peritllel,tt a \s{)11 lrttn:,exneгitllelltорk.ргаl оlitrlр.гш'lеssоtr lJ Ilt t t-l с\ пегl lllcil i - орk.рrаr,оlitтр.ru l esstlt,l ЦLi): "(,,iреri Lrnk.Dra\ ll ,i ilцр: ]пr,]1 l - реrirпепtotlk l rrar olitnp.t,u lessolr 7 сх lrttp;_g1, _,! lrtt 6 г l l1-1е l,] t - опk,пгitr tllinl ]], i,i. самосовершенсl,вования 9 l opk.pгavolinrp- t,li чеJlовек 5 рес},рсы ilip: I илеалы. при}lципы Гооударство и Mopiulb гражr]анина. Осtlовной Закон (Конститучия) в государстве как источник российской гражданской :этики Образшы нравственности в культуре Отечества. наролов России. Гlрирола и l)llсктронные (чифровые) образователыrые 2 [цд: 1 httt,,: , r,хпеrirnenl - з4 .1х регiпrепt t,ll i,, r,r .ri tl () () - li пlD,гLl k,,lTa1,olim ] lcS>1,11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО процЕссА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИЛЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА . Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России: 4-й класс: учебник.4 класс/ Беглов А,Л.. Сап",iина Е.В.. Токарева Е.С.. Ярлыкапов А.А.. Акционерное общество <Издательство <Просвещение> . Основы ре,лигиозньIх культур и светской этики. Основы православной культуры.4 класс: учебник: в 2 частях,4 класс/ Васильева О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В. и другие; под науч. ред. Васильевой О.Ю,. Акционерное общество <Издательство <Просвецение> . ()cII{llt'rl l)l'll1ti|()tlli,l\ |.\ l,|\|') и ('ll]_'Il l}l| .||||,,, t,\ l,,i ,1l],i'I! al]| ) i].i]']l]L. },lcбllltк-.l tltcc'llIcrttttrptttl.t.\.[1.. Iilrlr;rrrrpltll \.\._,\t,ttt1.1l1.I\|L(.ll;,Il|\! ,t [ ] 1.1(lt l c.ltt,c l tK r ,( l lг()с ltc ]tlclltlc) t; l. 2. l"l' l,, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Д,rЯ УЧИТЕЛЯ Религиозные культуры народов России.4 класс.Методическое пособие для учитеjIя. О.А.Борисова.-М.: Просвещение, 2021 г. Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозньгх куJIьтур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М.. 202З. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ www.school-collection.edu.ru