Муниципальное бюджетное общеобразоватеJ-Iьное учреждение Ча,rтырская средняя общеобразовательная школа N92 Мясниковского района Ростовской области РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании Протокол Л!1 ]аседания Методического совета Шмо Протокол ЛЬl от 22.08.2023г, Руков.lдитель ШМО МБоУ СоШ Nq2 пл,ссoй габызяlr К.к ----.-т------- J ре 1.1 УВР I-айбарян М.Т (Основы орксэ религиозных России>> : А.Л.Беглов, Учителя - час в неделю Щагалдян А.С. 2023 - культур Е.В.Саплина) 4 клАсс l v .х ПРОГРАММА по Количество часов: () 0261 РАБОЧАЯ (авторы ра по п д Ml от 24.08.202Зг. Запr. к учебнику vТВВГl$-"___-__,___\ 20211,чебный го.r народов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерutьного государственного образовательного стандарта нач&rIьного общего эбразова[Iия (л&хсе ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составлqющую ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждом}, учебному моJу.jlю. При конструировании планируемых результатов учитываются lleJн обучения. требования, которые представлены в станларте. и специфика содсржаllия каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень лIlчносгных и метапрел]!f е,lных достижений. которые приобретает каlклый обучаюutийся. независи]\lо от изучаемого модуля. Культуро.погическая направленность предмета способствует развитию ) обучаюцихся представлени й о нравственных идеrL,Iах и ценностях религиозных и светских траличий народов России, формированию ценностного отношения к социаlьIlоI-t Dеальности. осознанию роли буддизма. православия. исJама. и},даизшrа. светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предме]а ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятель,tости обlчающихсятребующеЙ от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности. прини}tать её, согласовывать усилия для достижения поставленной це"rи, Ilахолить адекватные вербальные средства передачи информаuии и рефлексии. .Щеяте;rьностн ый подхоJ. основывающийся на принципе диа,Iогичности. осуществляется в процессе активrlого взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информаuией, обсуждения разньпl точек зрения и т. п. ПредIrосылками усвоения младшлlл4и школьниками содержания курса являк)l,ся психологиtIеские особенности детей, завершающих обучение в начаIrьной шко:,Iе: интерес к социа"rьной жизни. любознательность. принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественн},ю открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность. остро реагировать как на добро)(ела],ельность, отзывчивость, доброц других людеЙ, так и на проявление несправедjtивости) нанесение обид и оскорблений. Всё это становчтся tlреJ,посылкой к пониманик) законов существования в социуме и приня,гию их как pyKoBoJlcTBa к собственному поведению, младшие школьники Вместе с тем в процессе с трудом усваивают обу-чения необходимо уt:итывать. что абстрактные философские сентенции- нравственные IIоучения. поэтому особое внимание должllо бьlть уделено эмоционацьной стороне восприятия явлений социаqьной жIlзни, связанной с проявJение}I и:lи нравственньIх, этических норпt. обсужление конкрет}Iых жизнен}lых нарушеяием ситуаций, дающих образцы нравственно цечного поведения. I{елью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, ocHoBzlHHoMy на знании и уважении культурных и репигиозных традиций многонационfu''rьного народа России. а также к диaLтогч с представителями других культур и мировоззрений. Основttыми задачами ОРКСЭ являются: буллийской. знакоl,{ство обучающихся с основами православной. мусульманской. иудейской Ky.rlbTyp, осяовами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законньrх представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жи,rни личности, семьи. общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морiши. ранее полученных в начапьной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностеЙ обучающихся к общению в полиэтничноЙ. разномировоззреяческоЙ и многокоI{фессиональной среде на осноае взаиN{ного уважения и диаIога. Основной методологический принцип реализации культr,ро"rогический подход. способствующиЙ формированию у младших школыtиков лервонач,Lпьных представ:rений о культуре традиционных религий народов России (православия, ис.]аNtа, б},jt.lиз}tаиудаизма). Dоссийской светской (гражданской) этике. основанной на консти,г} циOнtlы\ правilх, свободах и обязанностях че.цовека и гражданина в РоссиЙскоЙ Федерации. Учебный предмет кОсновы религиозных культур и светской этики>l изччае,гся в _1 классе один час в неделе- общий объем состав.цяет З4 часа. ОРКСЭ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Модуль (ОСНОвЫ ПрАвОСЛАВ!IОЙ КУЛьТУРЫ) Россия - наша Родина. Введение в православную ,градицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. ffобро и зло в православной традиции. Зо,rотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отноtление к тр!,д},. flо",rг и ответственность. Милосердlле и сострадание. Православие в России. 11равославный храпл и другие святыни. Симво-цический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески. церковное пение, прикладное искусство), правсславный каленларь. Празлники. Хрис гианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационiцьного ll многоконфессиона_]lьного народа России. Молуль (ОСНОВы исЛАМскоЙ кУЛЬТУРЫ) Россия - наша Родина. Введение в исламскук) традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиtIи}I. Во что верят правоверные ýlусульмане ,Щобро и зло в исламкой тралиtlии. Зо-,tотое правило нравственности. Любовь к б_пижнемl,. Отrrошение к ,гр),ду. /{о"rг и ответственность. Милосерлие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусупьман. .Щля чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское -гtетоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ислама. Праздники ис-памских народов России: проведения. Искусство ис.тама. их происхождение и ценности особенности Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационfulьн()I о и многоконфессионального народа России. Молу;tь (ОСНОВЫ БУДДиЙСкОЙ культуры" Россия, наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будла и его учение. Бул.лийские святыIIи. Буллы и бодхисатвы. Сеrrья в буллийской культуре и её ценности. Булrизм в России. Че,-tовек в бу.ryдийской кар[ине мира. Буллийские символы. Буддийскиt, ритуапы. Буллийские святыни. Будtийские священные сооружения. Буллийский храм. Буллийский календарь. Праздники бу,uийской культуре. Искусство в буллийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационаlьного в и п.tногоконфессионацьного народа России. Молуль (ОСнОВы иУДЕЙСкоЙ кУЛЬТУРы) Росс,;я наша Ролина. Введение в иудейскую духовную традицию. Кl,льтl,ра и религия. Тора главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа, Пророки и праведники в иулейской культуре. Храм в жизни ичдеев. Назначение синагоги и её чстройство. Суббота (Шабат) в иулейской тралиции. Иудаизм в России. Тралиции иудаизNlа в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский кмен.lарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. I{енности семейной жизни в и}цейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многоконфессионального народа России. мяогонационаJIьного и Модуль (ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЬШ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ) Россия - наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Свящеяныс книги религий мира. Хранители лредания в религиях мира. Че;rовек в религиозtll,lх традициях мира. .Щобро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной K),-lbType. Искусство в религиозной к),лы,уре. Ре-;rигии России. Ре,тrlt,ия и Mopa,,Ib. Нравсr,венные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Ре:rигиозные рит).аlьi в искусстве. Гlраздники и капендари в религиях мира. Семья. семейные ценности. flолг, свобода, ответственность. труд. Милосердие. забота о слабых, взаимопомощь. социaLльные проблемы обtцества и отноuIение к ни}l разных ре"rигий. Любовь и чважение к Отечеству,. I1аr,риотизлt NlногоIlацрlонапьного |l многоконфессион&r]ьного народа России. Модуль (ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ Э'ГИКИ) Россия наша Родина. Культура и религия. Этика и её зtrачение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образчы нравственности в к},Jы,},рах пазных народов. Госуларство и мораJIь гражданина. Образчы н равстве}lrl()сти в к},ль,t},l,}е Отечества. Труловая мораль. Нравственные традиции предпри нимательс гва. Что зlrачит бытr нравствеlIным в наше время. Высшие нравственные IIенности. иде&rIы, принttиIIы морми. Методика созданIля морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многона ционал ьного и многоконфессионального народа России, пJАн ир},Е}IыЕ рЕ3},J ьтлты освоЕн ия прогрАillм ы ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета кОсновы религиозных культур и светской этики) в 4 классе у обучающегося булут сформированы следующие личt{остные результаты: . понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; о формировать национаIьную и гражданскую самоидентичность. этническ),ю и национalльн},ю принадлежность: . понимать значение . о гуманист:лческих осознавать свою и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизниi понимать значен}rе нравственньtх норм и ценностей как условия жизни личности. семьи. общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой ре-лигии; . строить своё общение. совместную деятельность на основе llpaBt-l,:l никации: уN{ения договариваться, мирно разрешlать конфликты. ува)fiать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; Koi\|i\r) . соотносить свои поступки с нравственными ценностями. принятыми в российскоN{ обществе, проявлять yBa}Keнlle к духовным традициям наролов о . . России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своё поведение с учётс,м нравственных норм и правил; проявлять в повседвевной жизни доброту. справед.lивость, доброжелательность в общении. желание при необходимости прийти на помощь: понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственltой к],льтуре, стреN{иться анализировать своё поведение. избегать негативных поступков и действий, оскорб-ляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к матер]Iа!,Iьным и духов}{ы}, ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ . о . . . овладевать способносt,ью понимания и сохранения целей и задач учебной деятелsности. поиска оптимальных средств их достижения: формировать умения планировать. контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с пос,гавленной задачей и условиями её реаlизации. определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их ремизации на основе оценки и учёта характера ошибок. понимать причины успеха/неуспеха учебной дсятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и комN,Iуникативных сиryациях; адекватное использованиL речевых сре"цств и среJств информаuионно-коммуникационных технологий для решения различных комм},никативных и познавательньж задач; совершенствовать умения в области работы с информачией. осуцествлеtIия информачионного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навь]каNlи смыслового чтения ],екстов различных сти,rей и жанров. осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачаN,tи коммуникации: п!,}едвидеть опаспые . предупреждени,q: дJя здоровья и жизни ситуации и способы их проявлять готовность изменять себя, оценивать свои постj пки. ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российсIiого общества: лроявлять способность к сознательному самоограничению в поведении: . анаIизировать ситчации. отражающие примеры гlо"цожитеjlьного и негативноlо отношения к окр),жающе}rу миру (природе, лк)дям. предметам трудовоii деятельности); о выражать своё отношение к анмизируемым событиям, поступкам. действиям: одобрять нравственные нормы поведения: осуждать прояв"{ение несправедливости. жад}lости. нечестности- з_jlаi . прояв"lять высокий \ровень познавате-lьной мотивации. интерес к пре.]Ilет\. желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совп:естная деятельность: о выбирать партнdра не только по личным симпатиям, но и по деловым качестваNr. корректно высказывать свои пожелания к работе. спокойно гlриви\{аl,ь за\rечания к своей работе. объективно их оценивать: о владеть чмениям1.1 совмrестной деятельности: подчиняться. договариваться. руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликтыl . готовить индивидуаJIьно, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. прЕJ\tl|тныЕ рЕ J},.,IьтАты Предметные результаты обучения по модулю <Основы православноl'i культуры) должны обсспечивать следук)щие достижения обучающегося: . выражать своими словами первоначальное понимавие сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых дпя жизни представлений о себе, -,tюдях. окружающей действител ьности: . выражать своими словами понимание значимости нравственного . совершенствования и роли в этом личных усилий человека! приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и Ilравственных ценностей. духовно-нравственной культуры народов России. российского общества как ilсточника и основы д)цовногtl нравственного совершенствования; рalзвития. . рассказывать о нравственных заповедях. нормах христианской мор&'lи, их значении в выстраивании отношений в семье. между людьми. в общении и . деятельности; раскрывать основное содержание нрzrвственных категорий в православной культуре. традиции (любовь, вера. милосердие, прощение. покаянltе. сострадание. ответственность. послушание. грех как нарушеtIие заповедей. борьба с грехом. спасение). основное содержание и соотношение встхозаветны\ .Щесяти заповедеii и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять (золотое правило нравственности) . в православной христианской традиции; первонача,,Iьный опыт осмысления и нравственной оценки поступков. поведения (своих и лругих .,tкlаей) с позиr(rtй правосjIавной эт1,1ки: . раскрывать своими словами первоначаJтьные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке. Богочеловеке Иисl,се Христе как Спасителе. [{еркви; . расскiвывать о Священном Писании Ilеркви Библии (Ветхlrй Завет. Новый Завет. Еванге;lия и евангеJисr,ы). апостоjrах. святых ll житиях святы\. священнослужителях, богослужениях. молитвах, Таинствах (общее число Таинств, с\!ысл Таинств Крещеrия. Причастия. Венчания, Исповели). монашестве и монастырях в православной традиции; . рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно xpa\t. притвор. алтарь. иконы. иконостас). нормах IlоведеtIия в храме. ()бulения с мирянами и свящеtlносjr},жителями; . рассказывать о православных лраздЕиках (не менее трёх. включая Воскресение Христово и Ролсдество Христово). православных постах. назначении поста; . раскрывать основное содержание норм отношений в православной семьеобязанностей и ответственяости членов сеl!1ьи. отношении дстей к oтll\. Mal-epll. братьям и сёстрам. старши]rt по возрасту. предкам: православных семейных ценностей; . распознавать христианскую символику. объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; . рассказывать о хчtrожественной Ky-rbType в правос.lавной тра:ичии. об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинаI\rиi . из-r]агать основные исторические сведения о возникновении православной ,градиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять религиозной pojtb православия в становлении культуры народов России. российской культ!ры и государственнос,rи; . первоначаlьнылi опыт поисковой. проектной деятельности по изучеI]ию православного исторического и культурIl0го наследия в своей местности. регионе (храмы. монастыри. святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатоtsi приводить примеры нравствеrrаых поступков. совершаемьж опорой на нормы этические религиозной ку"чьтуры и внутреннюю установку JIичности. посl \ паl ь сог_lасно своей совесги: . выражать своими словами понимание свободы мировоззренческогtr выбора. отношения человека. людей в обществе к религии. свободы вероисповедания: пс,нимание российtского общества как N{ногоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российскогэ обrценародного (обulенациона.llьного. гражданского) патриотизма. лкlбви к Оте-чествч. напtей обцtей Родине - России; приводить примеры сотрудничества последовате"тей традиционных религийi . называть традиционные религии в России (не менее трёх. кроме изучаемой). народы России. для которых традиционны]!tи религиями историtlески являк)тся правосJавие. ислалl, будлизм. иудаизмi . выражать своими с-]овами понимание че,ловеческого дос,гоинст9а. ценности человеческой жизIlи в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модl,ля кОсновы исламской культуры) должllы отражать сформированность умений: . BIJpaжaTb своими словами лервоначальное понимание сущности духов}Iого усвоения человеком значипrых для жиЗни развития как осознания прс.lстав_,Iен и й о ссбе. люtrях. окружаюшей действи гелыlос.,и: . с и . о . . . . . . r о . . раскрывать своими словами первоначмьные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке. Богочеловеке Иисl,се Христе как Спасителе. I{ерквиl рассказывать о Священном Писании I_{еркви - Библии (Ветхий Зirве,г. }Iовый Завет. Евангелия и евангелисты). алостолах. святых и житиях святых. священнос.лужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств. смысJ Таинств Крещения, Причастия. Венчания, Исповеди). монашестве и монастырях в православной традиции; рассказывать о назначении и 1,стройстве правос-,lавного xpalta (собственно xpa\tпритвор, алтарь. иконы, иконостас). нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; рассказывать о православных праздниках (не менее трёх. включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье. обязанностей и ответственности членов семьи. отношении детей к отц}. матери. братьям и сёстрам, с],аршим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей: расtlознавать христианскую символику, объяснять свои}-и словами её смыс,,l (православный крест) и значение в православной культуре; рассказывать о художественной культуре в правос,lавной траJиt.tии. tlб иконописи: выделять и объяснять особенности икон в сравнении с кертинамиl излагать основные исторические сведения о возникновении православной религио,зной традиции в России (Крещение Руси). своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первонача[ьный опыт поисковой, проектной деяте",rьности по изученик} православного исторического и культурного наследия в cBoel"i местности. регионе (храмы. монастыри, святыни. памятные и святые места). оформлению и п!)едставлеЕию её результатов; п[,иводить примеры нравственньж поступков, совершаемых с опорой tIa этические нор:!,ы религиозной культуры и вн)треннюю установку .1ичн0с1,1л. поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора. отноtшения человека, людей в обществе к религии. свободы вероIIсповедан ия: понимание российского общества как много]тничного и многорелигиозногtl (приводить примеры). понимание российского общенародного (обценациона.,tьного. гражданского) патриотизма. любви к Оте-честву. нашей общей Родине - России; приводйть примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее тёх- кроме изучаемой). народы России. для которых традиционньми религиями исторически являются пi)авославие. ислалл. буддизм. иудаизм; . вырfiкать своими словами понимание человеческого достоинства" ценности человеческой жизни в православной д}ховно-нравствен Hol"l культуре. традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля кОсповы исламской культуры) должчы отражать сформированность умений: о выражать своими словами первоначаJIьное понимание сущности духовI,1ого развития как осознания и усвоения человеком значимых jlля представлений tr себе, людях, окружающей действительности; жиз}{и . выражать своими словами понимание значимости . нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека. приводить примеры: выражать понимание и принятие значения российских традиционнь,х духовных и нравственных ценностей. духовно-нравственноri к},_]ьт\,ры народов России. российского общества как источника и основы д},ховного развития. о . нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заllоведях" нормах исламской религиозной морали. их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми. в обlцении и деятеJьности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в исJамской культ},ре. традиции . . . . . . о . . (вера, искренность, милосердие, ответственностьl становлении к),j-tьтуры народов России. государственности; . справедливость. честность, великодушие. скромность, верность, терпение, вьцержка, достойное поведение. стремление к знаниям); первоначапьный опыт осмысления и нравственной оцеIIки постyпков. поведения (свои\ и др} l их .rюдей) с поlиций ис.lамской этики: раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской кульryре, единобожии, вере и её основах; рассказывать о Священном Коране и cylllle примерах из жизни пророка MlxaMMala: о праведных прсдках. о рит)autьной пракlике в ислаvе (намаз- ха_lх,. IIост. закят. дуа. зикр); расскalзывать о назначении и устройстве мечети (минбар. михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама; рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам. Курбан-байрам. Маулил); рilскрывать основное содержание ]iJpM отношеIrий в ис"цамской семье. обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношlений дстсй к отцч. матери. братьям и сёстрам. старшим по возрасту, предкаilt: норм отношений с дальними родственниками. соседями; исламских семейных ценностей: распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента; рассказывать о ху_lожественной культlре в ис.tамской lра_]иции. релиlиозны\ напевах. ка-л;rиграфии, архитекtуре. кltижной миниатюре. религиозной атрибутике. одежде; излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России. своими словами объяснять роль ислама в псрвонача.T ьный опыт поисковой, лроектной российской деятельности культуры по и изучению исjлаNlского исторического и культурного наследия в своей местности. регионе (мечети. медресе. памятные и святые места). оформлению и представлеllию её . . результатовi приводить приNIеры нравственных поступков. совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами пояимание свободы мировоззренческого выбора. оl,ношения человекаJ людей в обществе к религии, свободы вероIIсповедаIIия; понимание российского общества как многоэтничного и многореJIи гиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общеначионального. гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву. нашей обцей Родиве - России; приводить примеры сотрудничества последователей традициояных религий: . называть традиционные религии в России (не менее трёх. Kpo\le изч,lаемо"l). народы России. .1ля которых традиционны},tи религиями исторически явjlяются православие. ислаь,I. буддизм, иудаизм; . выражать своими словами повимание человеческого достоинства. ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре. традиции. Предметные резу"льтаты освоения образовательной програл,tмы рtодл,-ля <Основы буллийской культуры) до,1)(ны отражать сформированность 1 мени й . BI-Ip KaTb своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни преJставлений о себе, людях, окружающей действительнос-и: . выражать своиN,lи словами понимание значимости нравсl,венного самосоверltlенствования и роли в этом личных усилий человека. приводить приýlеры; . выражать понимание и принятие значения российских традиционньтх духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России. : рос:сийского общества о . . . . . о . о . . как источника и основы духоввого lIравственного совершенствоваI] krli рассказывать о развития. нравственных заповедях" нормах булдийской религиозной мораJIи. их значении в выстраивании общении и деятельности; отношений в семье. между людьми, в раскрывать основное содержание нравственных категорий в б},лийской к)льтуре. традиции (сострадание. мил(lсер:,Iи9. любовь. ответственность" блаt,ие и неблагие деяния. освобождение, борьба с неведением. уверенность в себе. постоянство перемен, вЕимательность); основных идей (учения) Буллы о суtцности человеческой жизни, цикличности и значения сансары: понимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий (правильное воззрение) и (правильное действие); первонача]lьный опыт осмыс,]ения и нравс,гвснной оценки посгупков. поl]едения (своих tt других людей) с позиций буддийской этики; раскрывать своими словами первоначальные представления о мtлровоззрении (картине мира) в будлийской культуре. учении о Будде (буддах), бодхисаттвах. Вселенной, человеке. обществе, сангхе. сансаре и tlирване; понимаIIие ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизrrи и бытия: писаниях, ламах, службах; смысле принятия, рilссказывать о буддийских вссьмеричном пути и карме; рассказывать о назначении и устройстве булдийского храма. нормах ловедения в xpaýre. общения с N{ирскими пос"rlедователями и ламамиl рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе; раскрывать основное содержание норм отношений в буллий;кой семье, обязанностей и ответственности чJIенов семьи. отчошении детей к отцу. материбратьялt и сёстрам, старшим по возрасту. предкам; буллийских семейных ценностей; распознавать буддийскую срIмволику. объяснять своими словами её с\4ысл и значение в бу,tлийской культуре; рассказывать о художественной культуре в буалийской традиции; излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской рслигиозной традиции в истории и в России. своими словами объяснять po;tb бlллизма в становлении культуры народов России. российской ку.rь,гl,ры и гос! _]арс] веннос] и: . первонача.,Iьный буддийского опыт поисковой. проектной деятельности по изrlению исторического и культурного (храмы. монастыри, святыни, памятные . в своей и святые местностиJ приводить примеры нравственных поступков, соверIп.-еrrых нормы религиозной культуры и внутреннюю пост},пать согласно своей совести; регионе места). оформлению ппедставлению её результатов; этические . наследия с опороli установку и tto Jlичности. выр&кать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора. отношения человека. людей в обществе к религии, свободы вероисповеданияi понимаtlие россилiского общества как многоэтничного и \,tногоре.lигиознOго (приводить примеры). понимание российского обtценародноI,о (общенациона,rьного, граждансксго) патриотизма. любви к Отечеству. нашей общей Родине - России; приводить примеры сотрудничества последователей тра-]иционных религий: . назь]вать традиционные религии в России (не Mellee трёх. кроме изучаемой)нг,роды России. для которых традиционны]uи религиями исторически яв"цяю,гся правосJIавие. ис.лалr, буддизм. иудаизм; . вырa)ка,гь своиI,1и сповilми понимание человеческого дJстоинства, ценности человеческой жизни в буллийской духовно-нравственной к},льтуре. традиции. Предметные резупьтаты освоения образовательной программы модуля кОстrовы иудейской культуры) должны отражать сформированность умений: . выражать своими словами первоначаlьное понимание сущности духовного развит:.lя как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; о выражать своими с.qовalми понимание значимости нравственного соверше}iствования и роли в этом личных усилий человека. приводить лримеры: . выражать пони}lание и принятие значения российских ,грiциционных ,1),ховных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России. рсlссийского общества как источtIIlка и основы д}.ryовного развития. нlrавственного совершенствования ; рассказывать о нравственных заповедях. нормах иудейскоr1 морали. их значении в выстраивании отношений в семье. между людьми. в общении и деятелыiостлi: . раскрывать основное содержание нравственных категорий в иулейской культуре. традиции (любовь- вера, милосердие, прощение. покtulние, сострадание. ответственность, послушание, исполнение заповедей. борьба с грехом и спасение). основное содержание и место заповедей (прежде всего. ,Щесяти заповедей) в жизни человека; объяснять (3олотое правило нравственltости) в иудейской религиозной традиции; . первоначапьный опыт осмысления и нравственной оценки поступков. поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики; . раскрывать своими словllми первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии. об основных принципах . . . . и\,даизма: священных текстах иудаизма - Торе и Танахе, о Талмуле. произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвахi рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, яopмirx поведеllия в синагоге. общения с мирянами и раввинами: рассказывать об иудейских праздниках (не менсе четырёх, включаJl Рош-а-Шана. Иом-Киппур. CytiKoT, Песах). постах. назначении поста; рассказывать о . . . . . . раскрывать ociioBнoe содержание норм отношений в еврейской семье. обязанностей и ответственности членов семьи. отноluений детей к отц\. \tатери. бра],ьям и сёстраN{. старши}l по возрасту, предкам; l;1дейских тршиционных семей н ых цен ностсй: распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре; рассказывать о хчдожественной культуре в иl,лейской традиции. каллиграфии. ре-пигиозных напевах. архитактуре, книжной миниатюре. религиознtlй атрибутике. одежлеi излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России. рtlссийской культуры и государственности: порвоначальный опыт поисковой, ttроектной деятельности по изученtlIо и)цейского исторического и культурного наследия в своей местности. региоtIе (синаl,оги. кладбища- памятные и святые места), оформлению и представлениItr её результатов; приводить примеры нравственных поступков. совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и вн.чтреннюю установку JIичности. поступать согласно своей совести; . выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей вдолжны отражать сформированность умений: . выражать своими словами пеL.воЕачtLlьное понимание сущности духовного рaввития как осознания и усвоения человеком значимых для жизl{я представлений о себе, людях, окружающей действительности; . выражать своиNtи словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личньtх усилий человека, приводи],ь примеры; . выражать понимание и принятие значения российских т,рациционных луховных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России. российского общества как источника и основы духовного . . нравственного совершенствования; развит}Iя. рассказывать о нравственных заповедях. нор\{ах морrци в традиционны\ религиях России (православие, ислам. бу;tлизлr. иулаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между люllьми; раскрывать основное содержаI;ие нравственных категорий (долг, свобола. ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии. исламе, буллизме. и},даизме): объяснять (золотое правило нравственности) в религиозных традицияхi a соотносить нравственные формы поведсния с нравственными норN{аNrи. заповедяNrи в традlлционных религиях народов России; a a раскрывать своими словами первонача,льные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия. ислама, буд.цизма, иулаиз]\rа: об основателях ре"Iигий: рассказывать о священных писаниях традиtlионных рслигий наро.,цсtв Россlrи (Библия. Коран. Трипитака (Ганлжур), Танах). хранителях предания культа (свяшенпики, муллы, реjlигиозного (1-2 обрядах, примера); обычаях реJигиозных ритуацах, служителях a a a a a a a a a лаN{ы. раввины). рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов Госсии. основных нормах поведения в храмах. общения с верующимиl рассказывать о ре.]игиозньж кiulендарях и праздниках традициончых религий народов России (правослzвия, ислама, булдизма, иудаизма. не менее одного рел и гиозного праз.lника кажлой траличии): раскрывать основное содержание норм отношений в ре_пигиознсlй cellbe (правос.лавие. ис-lам. б_ч,rдизм. иудаизм). общее прелст]вление о ceNtel"lHы\ цеIIIIостях в тра,]иционных религиях народов России; понимание отноlUения к труд},, учению в традиционньж религиях народов России; распознавать религиознlто символику традиционньIх религий нарэдов России (православия. ислама. буддизма. ичдаизIла Nrини\|zl-.tьно по одЕоNrу символу). объяснять своиNlи сJовами её значение в ре;tлlt,lrозной Ky-lbType: рассказывать о художеств9нной культу-ре тралиIlионньж религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия. буллийская танкопrrсь); главных особенностях религиозного искусства прalвославия, ислама. булдизма. иудаизма (архитектура. изобразительное искусство. язык и поэтика религиозных текстов. музыки и.ци звуковой сре,.lы): и'j.]аГать ОснОвНые иСторичеСкие све,цения О рОли тРадициОнных Ре"тигий в становлении к),льтуры народов России, российского общества, российской государственности: первоначiшьный опыт поисковой. проектной деят9льности по изучению исторического и кчльт},рного наследия традиционньгх религий народов РосслIи в своей местности. регионе (храNrы. монастыри, святыни. памятнLIе и святые места)- офорvлению и Ilредставлснию её рез} льтатов: приволить приNlеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы ре,:]игиозной культуры и внутреннюю установку "личности rlост},пать согласно своей совести a и l выража],ь своими словами понимание свободы l\{ировоззренческого выбора. отношения чеJовека. ",Iюдей в обществе к религии, свободы веро'1споведания: пониN,!ание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (гриводить примеры), понимаlIие общенародного российского (общеначионального. гражданского) патриотизма. любви к Отечеству" нашей общей Родине - России; приводить примеры сотрудниt,сстRа послс.ltоllотслей традиционных религий; называть традиционные религии в России. народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие. ислзм, буддизм. иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, IleHHocTIl человеческой жизни в тр&lиционных религиях народов России. Предметные результать1 освоения trбразовательной программы модуля кОсновы светской этики) должны отражать сформированность умений: . выражать своими словами первоначаrIьное понимание сущност7 духовного развития как осознания и усвоения человеко}t значи!Iых для ,кизни пllедставлений о себе, людях, окружаюulей действите.ltьностиi . выраjкать свои}rи словами понимание значимости HpaBcTBeHHot,o самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека. приводить о примеры: выраrкать понимание и принятие значеfiия российских,rрадиционных духовны\ и нравсгвенных ценностей. д} ховно-вравственной культуры народов России" российского общества как источника и основы духовного . . разви,гия. нравстаенного совершенствования; расскaвывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах мораJIи. отношений и поведения людей. основанных на традиционных духовных цеtlIIостя\российских конституционных правах. свободах и обязанностях человека и грarкданина в России: раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справелпивость. совесть, ответственность. сострадание. ценность и достоинство человеческой жизни. взаимоуважение. вера в добро. человеколюбие. милосер,цие, добродетели, между людьми в . . . патриотизм. труд) в отноIllениях российском обществе; объяснять (золотое правило нравственности); высказывать суждения оценочного характсра о значении нравственности в жизни человека. семьи, народа, общества и государстваi умение различать нравственные нор]чы и нор\rы этI-1кета, приводить примеры: первоначальный опыт осмысленл!я и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики: раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражланской) этики: -пюбовь к Родине. российский патриотизм и гракданственность! защита Отечества; уважение памяти предков. исторического и культурного наследия ll особенностей народов Россип. российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого . . . человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей срелыl рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа. общества; российских праздниках (государственные, народные. религиозныс" семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных прaLздниках (не менее дв}х разных традиционных религий народов России)" праздниках в своём региоае (не пленее одного), о роли селлейных прiвдников в жизни человека, семьи; раскрывать основное содержание понимания семьи. отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья - союз мужчины pl женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и вOспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о н),ждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасlу, прелков): россlлйских традиционных семейных ценностей: распо,]навать российскчю государственную символику. симво,пику своего региона. объяснять её значениеi выражать уважение российской государственности, законов в рос-сийском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; a расскaRывать о трудовой морали. нравственных традициях трудовой леятеJlьности, предIIрини\,Iате-qьства в России; вырa)кать нравственнук) ориентацию на трудолюбие. чс("тный тр)д, уважение к трулу. трудящиr,Iся. результатам труда; рассказьiвать о российских культурньш и природных памятниках. с культурIrых и природньtх достопримечательностях своего региона; раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на пlrи]!rерах образuов нравственности. российской гражданственности li lt a a патриотизма в истории России; объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в станов,цении российской государствецностй; первонача:Iьный опыт поисковой. проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия наро,цов России" российскtlго общества в своей местности. регионе, оформ,,rению и представлению её рез) льтатов; приволить примеры нравствеriных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю )c,laHoBK) личносlи посr)пать согласно своей совести: выражать своими словаNlи понимание свободы \lировоззрен ческот о выбора. отношения человека- людей в обществе к религии, свободы вероисповедания: понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (лриводить примеры), поЕимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашеli обцей Родине - России; приводить примеры сотрудничества IIосле.цt]вате.пей традиционных религий; называть тралиционные религии в России. народы России, для которых традиционными религиями исторически яtsJIяюlся православие, ислам, булдизм. иудаизN{; a выражать своими словами поIJимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражланской) этике. l lракr,ичсскис рабо l,ы Россия ] 3 4 5 ltatua РоJlиltа Культура и религия. В . Основы религиозньrх культур и cBeTcKci,r этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник: в 2 частях.4 класс/ Васи.tlьева О.Ю.. Кульберг А.С., Корытко О.В. и другиеi под науч. ред. Васильевой о.Ю.. дкционерное обlrlество <Из.lательство <Просвещение> .()cllrrtlr,t 11( l l] l ll 1,i l l \ I\\ l,|\11 !l cl!! |Li,(,ii ltttKlt (tcttirllr,i t,li! lc\(|il ,l!lbll i ], l,, r,tciitlиK. -i It tlrcc/ Illcrll,r,,, llrttt.t.\.1,1.- IIIcvrrrrprttt \,,\.. ,\rttttt,,llcl1||(lc (l1-1||lt( lltl