Рабочая программа по курсу ОРКСЭ 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразоватеJ-Iьное учреждение
Ча,rтырская средняя общеобразовательная школа N92
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Протокол Л!1 ]аседания
Методического совета

Шмо

Протокол ЛЬl
от 22.08.2023г,
Руков.lдитель ШМО

МБоУ СоШ

Nq2

пл,ссoй габызяlr К.к
----.-т-------

J ре
1.1

УВР

I-айбарян

М.Т

(Основы

орксэ

религиозных
России>>

: А.Л.Беглов,

Учителя

-

час в неделю

Щагалдян А.С.

2023

-

культур

Е.В.Саплина)

4 клАсс
l

v

.х

ПРОГРАММА
по

Количество часов:

()

0261

РАБОЧАЯ

(авторы

ра по

п
д
Ml

от 24.08.202Зг.
Запr.

к учебнику

vТВВГl$-"___-__,___\

20211,чебный го.r

народов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерutьного
государственного образовательного стандарта нач&rIьного общего эбразова[Iия (л&хсе ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составлqющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждом},
учебному моJу.jlю. При конструировании планируемых результатов учитываются lleJн
обучения. требования, которые представлены в станларте. и специфика содсржаllия
каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень лIlчносгных и
метапрел]!f е,lных достижений. которые приобретает каlклый обучаюutийся. независи]\lо от
изучаемого модуля.

Культуро.погическая направленность предмета способствует развитию )
обучаюцихся представлени й о нравственных идеrL,Iах и ценностях религиозных и

светских траличий народов России, формированию ценностного отношения к социаlьIlоI-t
Dеальности. осознанию роли буддизма. православия. исJама. и},даизшrа. светской этики в
истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предме]а

ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятель,tости

обlчающихсятребующеЙ от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности. прини}tать
её, согласовывать усилия для достижения поставленной це"rи, Ilахолить адекватные
вербальные средства передачи информаuии и рефлексии. .Щеяте;rьностн ый подхоJ.
основывающийся на принципе диа,Iогичности. осуществляется в процессе активrlого
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информаuией, обсуждения разньпl

точек зрения и т. п.

ПредIrосылками усвоения младшлlл4и школьниками содержания курса являк)l,ся
психологиtIеские особенности детей, завершающих обучение в начаIrьной шко:,Iе: интерес
к социа"rьной жизни. любознательность. принятие авторитета взрослого. Психологи
подчёркивают естественн},ю открытость детей этого возраста, способность эмоционально
реагировать на окружающую действительность. остро реагировать как на
добро)(ела],ельность, отзывчивость, доброц других людеЙ, так и на проявление
несправедjtивости) нанесение обид и оскорблений. Всё это становчтся tlреJ,посылкой к
пониманик) законов существования в социуме и приня,гию их как pyKoBoJlcTBa к
собственному

поведению,

младшие школьники

Вместе

с тем

в процессе

с трудом усваивают

обу-чения

необходимо

уt:итывать.

что

абстрактные философские сентенции-

нравственные IIоучения. поэтому особое внимание должllо бьlть уделено эмоционацьной
стороне восприятия явлений социаqьной жIlзни, связанной с проявJение}I и:lи
нравственньIх, этических норпt. обсужление
конкрет}Iых жизнен}lых
нарушеяием
ситуаций, дающих образцы нравственно цечного поведения.
I{елью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, ocHoBzlHHoMy на знании и уважении культурных и
репигиозных традиций многонационfu''rьного народа России. а также к диaLтогч с
представителями других культур и мировоззрений.
Основttыми задачами ОРКСЭ являются:
буллийской.
знакоl,{ство обучающихся
с основами
православной. мусульманской.
иудейской Ky.rlbTyp, осяовами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законньrх представителей);
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жи,rни
личности, семьи. общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морiши. ранее
полученных в начапьной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

развитие способностеЙ обучающихся к общению в полиэтничноЙ. разномировоззреяческоЙ
и многокоI{фессиональной среде на осноае взаиN{ного уважения и диаIога. Основной
методологический принцип реализации
культr,ро"rогический подход.
способствующиЙ формированию у младших школыtиков лервонач,Lпьных представ:rений о
культуре традиционных религий народов России (православия, ис.]аNtа, б},jt.lиз}tаиудаизма). Dоссийской светской (гражданской) этике. основанной на консти,г} циOнtlы\
правilх, свободах и обязанностях че.цовека и гражданина в РоссиЙскоЙ Федерации.
Учебный предмет кОсновы религиозных культур и светской этики>l изччае,гся в _1
классе один час в неделе- общий объем состав.цяет З4 часа.

ОРКСЭ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль (ОСНОвЫ ПрАвОСЛАВ!IОЙ КУЛьТУРЫ)

Россия - наша Родина. Введение в православную ,градицию. Культура и религия. Во
что верят православные христиане. ffобро и зло в православной традиции. Зо,rотое

правило нравственности. Любовь

к

ближнему. Отноtление

к

тр!,д},. flо",rг

и

ответственность. Милосердlле и сострадание. Православие в России. 11равославный храпл и
другие святыни. Симво-цический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески. церковное пение, прикладное искусство), правсславный каленларь.
Празлники. Хрис гианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационiцьного ll
многоконфессиона_]lьного народа России.
Молуль (ОСНОВы исЛАМскоЙ кУЛЬТУРЫ)
Россия - наша Родина. Введение в исламскук) традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиtIи}I.
Во что верят правоверные ýlусульмане ,Щобро и зло в исламкой тралиtlии. Зо-,tотое
правило нравственности. Любовь к б_пижнемl,. Отrrошение к ,гр),ду. /{о"rг и
ответственность. Милосерлие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики.
Обязанности мусупьман. .Щля чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское

-гtетоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные

ислама. Праздники ис-памских народов России:
проведения. Искусство ис.тама.

их

происхождение

и

ценности
особенности

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационfulьн()I о и
многоконфессионального народа России.
Молу;tь (ОСНОВЫ БУДДиЙСкОЙ культуры"
Россия, наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и
религия. Будла и его учение. Бул.лийские святыIIи. Буллы и бодхисатвы. Сеrrья в
буллийской культуре и её ценности. Булrизм в России. Че,-tовек в бу.ryдийской кар[ине
мира. Буллийские символы. Буддийскиt, ритуапы. Буллийские святыни. Будtийские
священные сооружения. Буллийский храм. Буллийский календарь. Праздники
бу,uийской культуре. Искусство в буллийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационаlьного

в
и

п.tногоконфессионацьного народа России.

Молуль (ОСнОВы иУДЕЙСкоЙ кУЛЬТУРы)
Росс,;я наша Ролина. Введение в иудейскую духовную традицию. Кl,льтl,ра и
религия. Тора главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа, Пророки и праведники в иулейской культуре. Храм в жизни ичдеев.

Назначение синагоги и её чстройство. Суббота (Шабат) в иулейской тралиции. Иудаизм в
России. Тралиции иудаизNlа в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей. Еврейский дом. Еврейский кмен.lарь: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. I{енности семейной жизни в и}цейской
традиции.

Любовь

и

уважение к

Отечеству. Патриотизм

многоконфессионального народа России.

мяогонационаJIьного

и

Модуль (ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЬШ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ)
Россия - наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели.
Свящеяныс книги религий мира. Хранители лредания в религиях мира. Че;rовек в
религиозtll,lх традициях мира. .Щобро и зло. Священные сооружения. Искусство в

религиозной K),-lbType. Искусство в религиозной к),лы,уре. Ре-;rигии России. Ре,тrlt,ия и
Mopa,,Ib. Нравсr,венные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Ре:rигиозные рит).аlьi
в искусстве. Гlраздники и капендари в религиях мира. Семья. семейные ценности. flолг,
свобода, ответственность. труд. Милосердие. забота о слабых, взаимопомощь. социaLльные
проблемы обtцества и отноuIение к ни}l разных ре"rигий.
Любовь и чважение к Отечеству,. I1аr,риотизлt NlногоIlацрlонапьного |l
многоконфессион&r]ьного народа России.

Модуль (ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ Э'ГИКИ)

Россия наша Родина. Культура и религия. Этика и её зtrачение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образчы нравственности в к},Jы,},рах
пазных народов. Госуларство и мораJIь гражданина. Образчы н равстве}lrl()сти в к},ль,t},l,}е
Отечества. Труловая мораль. Нравственные традиции предпри нимательс гва. Что зlrачит
бытr нравствеlIным в наше время. Высшие нравственные IIенности. иде&rIы, принttиIIы
морми. Методика созданIля морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет.
Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многона ционал ьного и
многоконфессионального народа России,

пJАн ир},Е}IыЕ рЕ3},J ьтлты освоЕн ия прогрАillм ы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета кОсновы религиозных культур и светской этики)

в

4 классе у обучающегося булут сформированы следующие личt{остные результаты:

.

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;

о

формировать национаIьную и гражданскую самоидентичность.
этническ),ю и национalльн},ю принадлежность:

. понимать значение
.
о

гуманист:лческих

осознавать свою

и демократических

ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизниi
понимать значен}rе нравственньtх норм и ценностей как условия жизни
личности. семьи. общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой ре-лигии;

. строить своё общение. совместную деятельность на основе

llpaBt-l,:l

никации: уN{ения договариваться, мирно разрешlать конфликты. ува)fiать
другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к
атеизму;
Koi\|i\r)

. соотносить свои поступки с

нравственными ценностями. принятыми в
российскоN{ обществе, проявлять yBa}Keнlle к духовным традициям наролов

о
.
.

России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётс,м нравственных норм и правил; проявлять в
повседвевной жизни доброту. справед.lивость, доброжелательность в общении.
желание при необходимости прийти на помощь:
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственltой
к],льтуре, стреN{иться анализировать своё поведение. избегать негативных
поступков и действий, оскорб-ляющих других людей;
понимать

необходимость

бережного

отношения

к матер]Iа!,Iьным

и духов}{ы},

ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
.

о

.

.

.

овладевать способносt,ью понимания и сохранения целей и задач учебной

деятелsности. поиска оптимальных средств их достижения:

формировать умения планировать. контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с пос,гавленной задачей и условиями её реаlизации.
определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата,
вносить соответствующие коррективы в процесс их ремизации на основе оценки
и учёта характера ошибок. понимать причины успеха/неуспеха учебной
дсятельности;

совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
комN,Iуникативных сиryациях; адекватное использованиL речевых сре"цств и
среJств информаuионно-коммуникационных технологий для решения различных
комм},никативных и познавательньж задач;
совершенствовать умения в области работы с информачией. осуцествлеtIия
информачионного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навь]каNlи смыслового чтения ],екстов различных сти,rей и жанров.
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачаN,tи
коммуникации:

п!,}едвидеть опаспые

.

предупреждени,q:

дJя здоровья и жизни ситуации и способы

их

проявлять готовность изменять себя, оценивать свои постj пки. ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российсIiого общества: лроявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении:
. анаIизировать ситчации. отражающие примеры гlо"цожитеjlьного и негативноlо
отношения к окр),жающе}rу миру (природе, лк)дям. предметам трудовоii
деятельности);
о выражать своё отношение к анмизируемым событиям, поступкам. действиям:
одобрять нравственные нормы поведения: осуждать прояв"{ение
несправедливости. жад}lости. нечестности- з_jlаi
. прояв"lять высокий \ровень познавате-lьной мотивации. интерес к пре.]Ilет\.
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совп:естная деятельность:
о выбирать партнdра не только по личным симпатиям, но и по деловым качестваNr.
корректно высказывать свои пожелания к работе. спокойно гlриви\{аl,ь
за\rечания к своей работе. объективно их оценивать:
о владеть чмениям1.1 совмrестной деятельности: подчиняться. договариваться.
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликтыl
. готовить индивидуаJIьно, в парах, в группах сообщения по изученному и

дополнительному материалу с

иллюстративным материалом

и

видеопрезентацией.

прЕJ\tl|тныЕ

рЕ

J},.,IьтАты

Предметные результаты обучения по модулю <Основы православноl'i культуры)
должны обсспечивать следук)щие достижения обучающегося:
. выражать своими словами первоначальное понимавие сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых дпя жизни
представлений о себе, -,tюдях. окружающей действител ьности:
. выражать своими словами понимание значимости нравственного

.

совершенствования

и роли

в этом

личных

усилий

человека!

приводить

примеры;

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных
и Ilравственных ценностей. духовно-нравственной
культуры народов России.

российского общества как ilсточника и основы д)цовногtl
нравственного совершенствования;

рalзвития.

.

рассказывать о нравственных заповедях. нормах христианской мор&'lи, их
значении в выстраивании отношений в семье. между людьми. в общении и

.

деятельности;

раскрывать основное содержание нрzrвственных категорий

в

православной

культуре. традиции (любовь, вера. милосердие, прощение. покаянltе.
сострадание. ответственность. послушание. грех как нарушеtIие заповедей.

борьба с грехом. спасение). основное содержание и соотношение встхозаветны\
.Щесяти заповедеii и Евангельских заповедей Блаженств, христианского

нравственного идеала; объяснять (золотое правило нравственности)

.

в

православной христианской традиции;
первонача,,Iьный опыт осмысления и нравственной оценки поступков. поведения
(своих и лругих .,tкlаей) с позиr(rtй правосjIавной эт1,1ки:

.

раскрывать

своими

словами

первоначаJтьные

представления

о

мировоззрении

(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке.
Богочеловеке Иисl,се Христе как Спасителе. [{еркви;
. расскiвывать о Священном Писании Ilеркви Библии (Ветхlrй Завет. Новый
Завет. Еванге;lия и евангеJисr,ы). апостоjrах. святых ll житиях святы\.
священнослужителях, богослужениях. молитвах, Таинствах (общее число
Таинств, с\!ысл Таинств Крещеrия. Причастия. Венчания, Исповели).
монашестве и монастырях в православной традиции;
. рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно xpa\t.
притвор. алтарь. иконы. иконостас). нормах IlоведеtIия в храме. ()бulения с
мирянами и свящеtlносjr},жителями;
. рассказывать о православных лраздЕиках (не менее трёх. включая Воскресение
Христово и Ролсдество Христово). православных постах. назначении поста;
. раскрывать основное содержание норм отношений в православной семьеобязанностей и ответственяости членов сеl!1ьи. отношении дстей к oтll\. Mal-epll.
братьям и сёстрам. старши]rt по возрасту. предкам: православных семейных
ценностей;
. распознавать христианскую символику. объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
. рассказывать о хчtrожественной Ky-rbType в правос.lавной тра:ичии. об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинаI\rиi
. из-r]агать основные исторические сведения о возникновении православной
,градиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять
религиозной
pojtb православия в становлении культуры народов России. российской культ!ры
и государственнос,rи;
. первоначаlьнылi опыт поисковой. проектной деятельности по изучеI]ию
православного исторического и культурIl0го наследия в своей местности.
регионе (храмы. монастыри. святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатоtsi
приводить примеры нравствеrrаых поступков. совершаемьж
опорой на
нормы
этические
религиозной ку"чьтуры и внутреннюю установку JIичности.
посl \ паl ь сог_lасно своей совесги:
. выражать своими словами понимание свободы мировоззренческогtr выбора.
отношения человека. людей в обществе к религии. свободы вероисповедания:
пс,нимание российtского общества как N{ногоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российскогэ обrценародного
(обulенациона.llьного. гражданского) патриотизма. лкlбви к Оте-чествч. напtей
обцtей Родине - России; приводить примеры сотрудничества последовате"тей
традиционных религийi
. называть традиционные религии в России (не менее трёх. кроме изучаемой).
народы России. для которых традиционны]!tи религиями историtlески являк)тся
правосJавие. ислалl, будлизм. иудаизмi
. выражать своими с-]овами понимание че,ловеческого дос,гоинст9а. ценности
человеческой жизIlи в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модl,ля кОсновы
исламской культуры) должllы отражать сформированность умений:
. BIJpaжaTb своими словами лервоначальное понимание сущности духов}Iого
усвоения человеком значипrых для жиЗни
развития как осознания
прс.lстав_,Iен и й о ссбе. люtrях. окружаюшей действи гелыlос.,и:

.

с

и

.
о

.
.
.

.

.
.

r
о
.

.

раскрывать своими словами первоначмьные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке.
Богочеловеке Иисl,се Христе как Спасителе. I{ерквиl
рассказывать о Священном Писании I_{еркви - Библии (Ветхий Зirве,г. }Iовый
Завет. Евангелия и евангелисты). алостолах. святых и житиях святых.
священнос.лужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число
Таинств.
смысJ
Таинств
Крещения,
Причастия.
Венчания,
Исповеди).
монашестве и монастырях в православной традиции;
рассказывать о назначении и 1,стройстве правос-,lавного xpalta (собственно xpa\tпритвор, алтарь. иконы, иконостас). нормах поведения в храме, общения с
мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх. включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье.
обязанностей и ответственности членов семьи. отношении детей к отц}. матери.
братьям и сёстрам, с],аршим по возрасту, предкам; православных семейных
ценностей:
расtlознавать христианскую символику, объяснять свои}-и словами её смыс,,l
(православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в правос,lавной траJиt.tии. tlб
иконописи: выделять и объяснять особенности икон в сравнении с кертинамиl
излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религио,зной традиции в России (Крещение Руси). своими словами объяснять
роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры
и государственности;
первонача[ьный опыт поисковой, проектной деяте",rьности по изученик}
православного исторического и культурного наследия в cBoel"i местности.
регионе (храмы. монастыри, святыни. памятные и святые места). оформлению и
п!)едставлеЕию её результатов;

п[,иводить примеры нравственньж поступков, совершаемых с опорой tIa
этические нор:!,ы религиозной культуры и вн)треннюю установку .1ичн0с1,1л.
поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора.
отноtшения человека, людей в обществе к религии. свободы вероIIсповедан ия:
понимание российского общества как много]тничного и многорелигиозногtl
(приводить примеры). понимание российского общенародного
(обценациона.,tьного. гражданского) патриотизма. любви к Оте-честву. нашей
общей Родине - России; приводйть примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее тёх- кроме изучаемой).
народы России. для которых традиционньми религиями исторически являются
пi)авославие. ислалл. буддизм. иудаизм;

.

вырfiкать своими словами понимание человеческого достоинства" ценности
человеческой жизни в православной д}ховно-нравствен Hol"l культуре. традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля кОсповы
исламской культуры) должчы отражать сформированность умений:
о выражать своими словами первоначаJIьное понимание сущности духовI,1ого

развития как осознания и усвоения человеком значимых jlля
представлений tr себе, людях, окружающей действительности;

жиз}{и

. выражать своими словами понимание значимости
.

нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека. приводить примеры:
выражать понимание и принятие значения российских традиционнь,х духовных
и нравственных ценностей. духовно-нравственноri к},_]ьт\,ры народов России.

российского общества как источника и основы д},ховного развития.

о

.

нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заllоведях" нормах исламской религиозной морали.
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми. в обlцении и
деятеJьности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в исJамской культ},ре.
традиции

.
.

.
.
.
.

о
.
.

(вера,

искренность,

милосердие,

ответственностьl

становлении

к),j-tьтуры народов

России.

государственности;
.

справедливость.

честность, великодушие. скромность, верность, терпение, вьцержка, достойное
поведение. стремление к знаниям);
первоначапьный опыт осмысления и нравственной оцеIIки постyпков. поведения
(свои\ и др} l их .rюдей) с поlиций ис.lамской этики:
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в исламской кульryре, единобожии, вере и её основах;
рассказывать о Священном Коране и cylllle примерах из жизни пророка
MlxaMMala: о праведных прсдках. о рит)autьной пракlике в ислаvе (намаз- ха_lх,.
IIост. закят. дуа. зикр);
расскalзывать о назначении и устройстве мечети (минбар. михраб), нормах
поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам. Курбан-байрам. Маулил);
рilскрывать основное содержание ]iJpM отношеIrий в ис"цамской семье.
обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношlений дстсй к отцч.
матери. братьям и сёстрам. старшим по возрасту, предкаilt: норм отношений с
дальними родственниками. соседями; исламских семейных ценностей:
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и
охарактеризовать назначение исламского орнамента;
рассказывать о ху_lожественной культlре в ис.tамской lра_]иции. релиlиозны\
напевах. ка-л;rиграфии, архитекtуре. кltижной миниатюре. религиозной
атрибутике. одежде;
излагать основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России. своими словами объяснять роль ислама в

псрвонача.T

ьный

опыт

поисковой,

лроектной

российской

деятельности

культуры

по

и

изучению

исjлаNlского исторического и культурного наследия в своей местности. регионе
(мечети. медресе. памятные и святые места). оформлению и представлеllию её

.

.

результатовi

приводить приNIеры нравственных поступков. совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности

поступать согласно своей совести;
выражать своими словами пояимание свободы мировоззренческого выбора.
оl,ношения человекаJ людей в обществе к религии, свободы вероIIсповедаIIия;
понимание российского общества как многоэтничного и многореJIи гиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного
(общеначионального. гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву. нашей
обцей Родиве - России; приводить примеры сотрудничества последователей
традициояных религий:

.

называть традиционные религии в России (не менее трёх. Kpo\le изч,lаемо"l).
народы России. .1ля которых традиционны},tи религиями исторически явjlяются
православие. ислаь,I. буддизм, иудаизм;
. выражать своими словами повимание человеческого достоинства. ценности
человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре. традиции.
Предметные резу"льтаты освоения образовательной програл,tмы рtодл,-ля <Основы
буллийской культуры) до,1)(ны отражать сформированность 1 мени й
. BI-Ip KaTb своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
преJставлений о себе, людях, окружающей действительнос-и:
. выражать своиN,lи словами понимание значимости нравсl,венного
самосоверltlенствования и роли в этом личных усилий человека. приводить
приýlеры;
. выражать понимание и принятие значения российских традиционньтх духовных
и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России.
:

рос:сийского общества

о
.

.
.

.

.
о
.

о
.
.

как источника и основы духоввого

lIравственного совершенствоваI] krli

рассказывать

о

развития.

нравственных заповедях" нормах булдийской религиозной

мораJIи. их значении в выстраивании
общении и деятельности;

отношений

в семье. между людьми,

в

раскрывать основное содержание нравственных категорий в б},лийской
к)льтуре. традиции (сострадание. мил(lсер:,Iи9. любовь. ответственность" блаt,ие
и неблагие деяния. освобождение, борьба с неведением. уверенность в себе.
постоянство перемен, вЕимательность); основных идей (учения) Буллы о
суtцности человеческой жизни, цикличности и значения сансары: понимание
личности как совокупности всех поступков; значение понятий (правильное

воззрение) и (правильное действие);
первонача]lьный опыт осмыс,]ения и нравс,гвснной оценки посгупков. поl]едения
(своих tt других людей) с позиций буддийской этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мtлровоззрении
(картине мира) в будлийской культуре. учении о Будде (буддах), бодхисаттвах.
Вселенной, человеке. обществе, сангхе. сансаре и tlирване; понимаIIие ценности
любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизrrи и бытия:
писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
рilссказывать о буддийских
вссьмеричном пути и карме;
рассказывать о назначении и устройстве булдийского храма. нормах ловедения в
xpaýre. общения с N{ирскими пос"rlедователями и ламамиl
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
раскрывать основное содержание норм отношений в буллий;кой семье,
обязанностей и ответственности чJIенов семьи. отчошении детей к отцу. материбратьялt и сёстрам, старшим по возрасту. предкам; буллийских семейных
ценностей;
распознавать буддийскую срIмволику. объяснять своими словами её с\4ысл и
значение в бу,tлийской культуре;
рассказывать о художественной культуре в буалийской традиции;
излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
рслигиозной традиции в истории и в России. своими словами объяснять po;tb
бlллизма в становлении культуры народов России. российской ку.rь,гl,ры и
гос! _]арс] веннос] и:

.

первонача.,Iьный
буддийского

опыт поисковой. проектной деятельности по изrlению

исторического

и

культурного

(храмы. монастыри, святыни, памятные

.

в

своей

и святые

местностиJ

приводить примеры нравственных поступков, соверIп.-еrrых
нормы религиозной

культуры

и внутреннюю

пост},пать согласно своей совести;

регионе

места). оформлению

ппедставлению её результатов;
этические

.

наследия

с опороli

установку

и
tto

Jlичности.

выр&кать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора.
отношения человека. людей в обществе к религии, свободы вероисповеданияi
понимаtlие россилiского общества как многоэтничного и \,tногоре.lигиознOго

(приводить

примеры).

понимание

российского

обtценародноI,о

(общенациона,rьного, граждансксго) патриотизма. любви к Отечеству. нашей
общей Родине - России; приводить примеры сотрудничества последователей
тра-]иционных религий:
. назь]вать традиционные религии в России (не Mellee трёх. кроме изучаемой)нг,роды России. для которых традиционны]uи религиями исторически яв"цяю,гся
правосJIавие. ис.лалr, буддизм. иудаизм;
. вырa)ка,гь своиI,1и сповilми понимание человеческого дJстоинства, ценности
человеческой жизни в буллийской духовно-нравственной к},льтуре. традиции.
Предметные резупьтаты освоения образовательной программы модуля кОстrовы
иудейской культуры) должны отражать сформированность умений:
. выражать своими словами первоначаlьное понимание сущности духовного
развит:.lя как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
о выражать своими с.qовalми понимание значимости нравственного
соверше}iствования и роли в этом личных усилий человека. приводить лримеры:
. выражать пони}lание и принятие значения российских ,грiциционных ,1),ховных
и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России.
рсlссийского общества как источtIIlка и основы д}.ryовного развития.
нlrавственного совершенствования ;
рассказывать о нравственных заповедях. нормах иудейскоr1 морали. их значении
в выстраивании отношений в семье. между людьми. в общении и деятелыiостлi:
. раскрывать основное содержание нравственных категорий в иулейской культуре.
традиции (любовь- вера, милосердие, прощение. покtulние, сострадание.
ответственность, послушание, исполнение заповедей. борьба с грехом и
спасение). основное содержание и место заповедей (прежде всего. ,Щесяти
заповедей) в жизни человека; объяснять (3олотое правило нравственltости) в
иудейской религиозной традиции;
. первоначапьный опыт осмысления и нравственной оценки поступков. поведения
(своих и других людей) с позиций иудейской этики;
. раскрывать своими словllми первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в иудаизме, учение о единобожии. об основных принципах

.

.
.
.

и\,даизма:

священных текстах иудаизма - Торе и Танахе, о Талмуле.
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвахi
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, яopмirx поведеllия
в синагоге. общения с мирянами и раввинами:
рассказывать об иудейских праздниках (не менсе четырёх, включаJl Рош-а-Шана.
Иом-Киппур. CytiKoT, Песах). постах. назначении поста;
рассказывать

о

.

.
.
.
.

.

раскрывать ociioBнoe содержание норм отношений в еврейской семье.
обязанностей и ответственности членов семьи. отноluений детей к отц\. \tатери.
бра],ьям и сёстраN{. старши}l по возрасту, предкам; l;1дейских тршиционных
семей

н

ых цен ностсй:

распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл
(магендовид) и значение в еврейской культуре;
рассказывать о хчдожественной культуре в иl,лейской традиции. каллиграфии.

ре-пигиозных напевах. архитактуре, книжной миниатюре. религиознtlй

атрибутике. одежлеi
излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории
России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры
народов России. рtlссийской культуры и государственности:
порвоначальный опыт поисковой, ttроектной деятельности по изученtlIо
и)цейского исторического и культурного наследия в своей местности. региоtIе
(синаl,оги. кладбища- памятные и святые места), оформлению и представлениItr
её результатов;

приводить примеры нравственных поступков. совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и вн.чтреннюю установку JIичности.

поступать согласно своей совести;
. выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в  должны отражать сформированность умений:
. выражать своими словами пеL.воЕачtLlьное понимание сущности духовного
рaввития как осознания и усвоения человеком значимых для жизl{я
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
. выражать своиNtи словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личньtх усилий человека, приводи],ь
примеры;
. выражать понимание и принятие значения российских т,рациционных луховных
и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России.

российского общества как источника и основы духовного

.
.

нравственного совершенствования;

развит}Iя.

рассказывать о нравственных заповедях. нор\{ах морrци в традиционны\
религиях России (православие, ислам. бу;tлизлr. иулаизм), их значении в
выстраивании отношений в семье, между люllьми;
раскрывать основное содержаI;ие нравственных категорий (долг, свобола.
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной
культуре народов России (православии. исламе, буллизме. и},даизме): объяснять
(золотое правило нравственности) в религиозных традицияхi

a

соотносить нравственные формы поведсния с нравственными

норN{аNrи.

заповедяNrи в традlлционных религиях народов России;

a

a

раскрывать своими словами первонача,льные представления о мировоззрении
(картине мира) в вероучении православия. ислама, буд.цизма, иулаиз]\rа: об
основателях ре"Iигий:
рассказывать о священных писаниях традиtlионных рслигий наро.,цсtв Россlrи

(Библия. Коран. Трипитака (Ганлжур), Танах). хранителях предания

культа (свяшенпики,
муллы,
реjlигиозного
(1-2
обрядах,
примера);
обычаях
реJигиозных
ритуацах,
служителях

a

a

a

a

a

a

a

a

a

лаN{ы. раввины).

рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов Госсии. основных нормах поведения в храмах.
общения с верующимиl
рассказывать о ре.]игиозньж кiulендарях и праздниках традициончых религий
народов России (правослzвия, ислама, булдизма, иудаизма. не менее одного
рел и гиозного праз.lника кажлой траличии):
раскрывать основное содержание норм отношений в ре_пигиознсlй cellbe
(правос.лавие. ис-lам. б_ч,rдизм. иудаизм). общее прелст]вление о ceNtel"lHы\
цеIIIIостях в тра,]иционных религиях народов России; понимание отноlUения к
труд},, учению в традиционньж религиях народов России;
распознавать религиознlто символику традиционньIх религий нарэдов России
(православия. ислама. буддизма. ичдаизIла Nrини\|zl-.tьно по одЕоNrу символу).
объяснять своиNlи сJовами её значение в ре;tлlt,lrозной Ky-lbType:
рассказывать о художеств9нной культу-ре тралиIlионньж религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия. буллийская танкопrrсь); главных
особенностях религиозного искусства прalвославия, ислама. булдизма. иудаизма
(архитектура. изобразительное искусство. язык и поэтика религиозных текстов.
музыки и.ци звуковой сре,.lы):
и'j.]аГать

ОснОвНые

иСторичеСкие

све,цения

О

рОли

тРадициОнных

Ре"тигий

в

становлении к),льтуры народов России, российского общества, российской
государственности:
первоначiшьный опыт поисковой. проектной деят9льности по изучению
исторического и кчльт},рного наследия традиционньгх религий народов РосслIи в
своей местности. регионе (храNrы. монастыри, святыни. памятнLIе и святые
места)- офорvлению и Ilредставлснию её рез} льтатов:
приволить приNlеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы ре,:]игиозной культуры и внутреннюю установку "личности
rlост},пать согласно своей совести

a

и

l

выража],ь своими словами понимание свободы l\{ировоззренческого выбора.
отношения чеJовека. ",Iюдей в обществе к религии, свободы веро'1споведания:
пониN,!ание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(гриводить
примеры),
понимаlIие
общенародного
российского
(общеначионального. гражданского) патриотизма. любви к Отечеству" нашей
общей Родине - России; приводить примеры сотрудниt,сстRа послс.ltоllотслей
традиционных религий;
называть традиционные религии в России. народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие. ислзм, буддизм.
иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, IleHHocTIl
человеческой жизни в тр&lиционных религиях народов России.

Предметные результать1 освоения trбразовательной программы модуля кОсновы
светской этики) должны отражать сформированность умений:
. выражать своими словами первоначаrIьное понимание сущност7 духовного
развития как осознания и усвоения человеко}t значи!Iых для ,кизни
пllедставлений о себе, людях, окружаюulей действите.ltьностиi

. выраjкать свои}rи словами понимание значимости HpaBcTBeHHot,o
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека. приводить

о

примеры:
выраrкать понимание и принятие значеfiия российских,rрадиционных духовны\
и нравсгвенных ценностей. д} ховно-вравственной культуры народов России"

российского общества как источника и основы духовного

.

.

разви,гия.
нравстаенного совершенствования;
расскaвывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах мораJIи. отношений и поведения людей.
основанных
на
традиционных духовных
цеtlIIостя\российских
конституционных правах. свободах и обязанностях человека и грarкданина в
России:
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской

этики (справелпивость. совесть, ответственность. сострадание. ценность и
достоинство человеческой жизни. взаимоуважение. вера в добро.
человеколюбие.

милосер,цие, добродетели,

между людьми в

.
.

.

патриотизм.

труд) в отноIllениях
российском обществе; объяснять (золотое правило

нравственности);
высказывать суждения оценочного характсра о значении нравственности в
жизни человека. семьи, народа, общества и государстваi умение различать
нравственные нор]чы и нор\rы этI-1кета, приводить примеры:
первоначальный опыт осмысленл!я и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики:
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражланской) этики: -пюбовь к Родине. российский
патриотизм

и

гракданственность!

защита

Отечества;

уважение

памяти

предков.

исторического и культурного наследия ll особенностей народов Россип.
российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого

.

.

.

человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей срелыl

рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа.
общества; российских праздниках (государственные, народные. религиозныс"
семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и
традициях (не менее трёх), религиозных прaLздниках (не менее дв}х разных
традиционных религий народов России)" праздниках в своём региоае (не пленее
одного), о роли селлейных прiвдников в жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи. отношений в семье на
основе российских традиционных духовных ценностей (семья - союз мужчины pl
женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и
вOспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о
н),ждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасlу, прелков):
россlлйских традиционных семейных ценностей:
распо,]навать российскчю государственную символику. симво,пику своего
региона. объяснять её значениеi выражать уважение российской
государственности, законов в рос-сийском обществе, законных интересов и прав
людей, сограждан;

a

расскaRывать о трудовой морали. нравственных традициях трудовой
леятеJlьности, предIIрини\,Iате-qьства в России; вырa)кать нравственнук)
ориентацию на трудолюбие. чс("тный тр)д, уважение к трулу. трудящиr,Iся.

результатам труда;
рассказьiвать о российских культурньш и природных памятниках. с культурIrых
и природньtх достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на

пlrи]!rерах образuов нравственности. российской гражданственности li

lt

a

a

патриотизма в истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в станов,цении
российской государствецностй;
первонача:Iьный опыт поисковой. проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия наро,цов России" российскtlго общества в
своей местности. регионе, оформ,,rению и представлению её рез) льтатов;
приволить примеры нравствеriных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю
)c,laHoBK) личносlи посr)пать согласно своей совести:
выражать своими словаNlи понимание свободы \lировоззрен ческот о выбора.
отношения человека- людей в обществе к религии, свободы вероисповедания:
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(лриводить примеры), поЕимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашеli
обцей Родине - России; приводить примеры сотрудничества IIосле.цt]вате.пей
традиционных религий;
называть тралиционные религии в России. народы России, для которых
традиционными религиями исторически яtsJIяюlся православие, ислам, булдизм.
иудаизN{;

a

выражать своими словами поIJимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражланской) этике.

l

lракr,ичсскис

рабо l,ы

Россия
]
3

4
5

ltatua РоJlиltа

Культура и религия. В
. Основы религиозньrх культур и cBeTcKci,r этики. Основы православной культуры. 4
класс: учебник: в 2 частях.4 класс/ Васи.tlьева О.Ю.. Кульберг А.С., Корытко О.В. и
другиеi под науч. ред. Васильевой о.Ю.. дкционерное обlrlество <Из.lательство
<Просвещение>
.()cllrrtlr,t 11( l l] l ll 1,i l l \ I\\ l,|\11 !l cl!! |Li,(,ii ltttKlt (tcttirllr,i t,li! lc\(|il ,l!lbll i ], l,,
r,tciitlиK. -i It tlrcc/ Illcrll,r,,, llrttt.t.\.1,1.- IIIcvrrrrprttt \,,\.. ,\rttttt,,llcl1||(lc (l1-1||lt( lltl
                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».