Муниципа,rьное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя обшеобразовательная школа }i!2
Мясниковского района Ростовской области
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
l,твЕр)l\дЕн()
на заседании
Протокол Nol заседания
методического совета
При
ШМО
Протокол Nчl
от 22.08.2023г.
МБоУ СоШ
Руковолитель ШМО
,fill,ccc.t.{, Габызян К.К
7
flирекiор
МБОУ СоIП
УВР
+)"
Гайбарян М.Т
l
I
ПРОГРАММА
РАБОЧАЯ
ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ
ЧТЕНИЮ
(Литературное
чтение))
к учебнику
(авторы : Л.А.Ефросинина)
2-4
клАссы
Количество часов:4 часа в неделю
Учителя
- Берекчиян О.[.
Батыгян З..Щ.
Габызян К.К.
Дагалдян А.С.
Хошафян Н.Х.
2023
-
Ncll0
-
Np2
от 24.08.2023г.
Зам. дире
ра по
25 о8.
2024 учебный rол
Ng2
х
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету кЛитературное чтение) (предrtетtlая
область <Русский язык и литературное чтение>) соответствует Федермьной рабочсй
программе по учебному предмету <Литературное чтение) и вкл}fчает пояснительнук)
записку, содержание обучения, пJIанируемые результаты освоения программы по
литературному чтению. Пояснительная записка отрar(ает общие цели и задачи изучения
литературного чтения. место в структуре учебного плана. а также подхолы к отбор1
содержания и п--]анируеNtы\{ результатам.
Содержание обучения представ.rIено тематическими блоками. которые предлагаются
для обязате:lьного изучения в каждом классе Еа уровне начаJIьного общего образования.
Содержание обучения в каждом Imacce зilвершается перечнем универсальных учебяых
деЙствиЙ (познавательных, коммуника,rивных, регулятивных), которые во:}можно
формировать средствами питературного чтения с улётом возрастtlых особенностей
обучающихся.
Планлtруемые результаты освоения программы по литературному чтению включают
личностные, метапредметньiе результаты за период обучения. а также предметные
достtlжения обучающегося за каждый год обучения на уровне начатьного общеtо
образования,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕниЕ>)
Программа по литературному чтению на уровне начацьного общего образоваItия
составлена на основе требований к рез),Jll,,iатам освоеЕия программы нача.rьного обtt(его
образования ФГОС НОО, а такя(е ориентирована Еа целевые приоритеты д}.ховнонравственного развития. воспитания и соци&цизации обуlающихся, сформулированные в
федерапьной рабt1,1сii программе воспитания.
Литепатурное чтение - один из ведущих учебных предметов уровня начапыiоI,()
предмеl,}lых
общего образования, который обеспечивает. наряду с достижением
изучения
друI,их
р€з}lIьтдтов, становление базового умения, необходимого для успе1IIного
предметов и дальнейшего обуrения. читательской грilмотности и закладывает основы
интеJIлектуаJIьного, речевого, эмоционaL,lьного, духовно-нравственного развития
обуlающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в !rир художествеtl tIOй
литерат,чры, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёrtов
работы с различны]\,и видами текстов и книгой. знакомство с детской литературой и с
учётом этого направлен на общее и литgi)атурное развитие обучающегося. реiLIIизаIlию
творческих способностей обучающегося. а также на обеспечение преемственности в
изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
Приоритетная цель обучения литературному чтению
*
становление грамотного
читагеля, мотивированного к использованию читательской деяте,Iьности как средства
самообразования и саморазвития! осознающего роль чтения в },спешности обl,чеtlлrя rt
повседневной жизни. эNtоциона[ьно откликающегося на прослушанное или прочитаннос
произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач. а
также сформированность предметньж и универсаJIьных действий в процессе изучения
литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне ocHoBHoI,o общег (молча) и текстовой
деятельностью. обеспечивающей понимание и использование информации
для решения учебньш задач.
Программа
по
литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых резчпьтатов.
Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направ;Iения
литературного образования обучающегося: речевм и читательская деятельности. Kp),t,
чтения, творческzul деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положепы
принципы обуlения: соответствие возрастным возможностям и
общедидактические
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных
текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей.
культурных традиций народов России, отдельных произведений вьцающихся
представителей мировой детской литераг} ры.
Важным принципом отбора содержания прогрalммы по литературtlому чтеник)
является представленнос],ь разньп жанров, видов и стилей ппоизведений.
обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов.
способности обу{ающегося воспринимать различные учебные тексты при изyчении
других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые резуль],аты изучения литературного чтения вк,lючают личност}Iысметапредметные результаты за период обуlения. а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начаJIьного общего образования.
МЕСТО УЧВБНОГО ПРЕДМЕТА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В УЧЕБНОМ
плАнЕ
Пре.lмет <Литературное чтение) преемственен по отношению к предмету
кЛитература>, который изучается в основной школе.
На литераryрное чтение в 1 классе отводится 1З2 часа (из них не менее 80 часов
составляет вводный интегрированный учебный курс <Обучение грамоте>), во 2-4 K",taccax
гlо l Зб часов (4 часа в неделю в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
l K-llд(,(,
Обученпе грамоте[l
Развптие речи
Составление небо-T ьших рассказов на основе собственных игр. заня,гий. Учасr,ltс в
диtl,,Iоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
I
последовательности звуков в слове и определение количества звуков.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавнtrе
слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуaLтIьному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение
с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение
на материапе небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при
списываниll.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Сказка фо;tькlорная (нароdная) ll .,шmерап?r,рная (авmорская1. Восприятие rекста
произведений художественной литературы и устного народного творчества (не Nletlcc
четырёх произвелений). Фольклорная и литературнiц (авторская) сказка: сходство и
рaLзличия. Реальность и волшебство в cкztзKe. Событийнм сторона сказок:
последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской)
сказке. Отражение сюжета в иллк]страциях. Герои сказочных лроизвелений.
Нравственные ценности и идеи, традиции. быт, культура в русских наролных и
литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества
(отношение к природе, людям. предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животЕьIх кЛисица и тетерев>, <Лиса
и рак), лliтературные (авторские) сказки К.,Щ. Ушинский кПеryх и собака). сказки
В,Г.Сутеева кКораблик>. кПод грибом> и другие (по вllбору).
Прочзвеdенuя о Dеmях u d-lя dеmей. Понятие (тема произве,lения> (обtцес
представление): чему посвящено, о чём рассказывает, Главная мьlсль произведения: его
основнtш идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы. но
разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (обrчее представление на примере не менее
шести произведений К. !. Ушинского. Л. Н. Толстого. Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой. Д. Л.
Барто, Ю. И. Ермолаева). Характеристика героя произведения, общful оценка постуllков.
Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и eI,o
идеей. Осознание нравственно-этическrIх понятий: друг, дружба, забота. трул,
взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.!, Ушинский <Хуло тому. кто добра не делает
никому), Л.Н. Толстой <Косточка>, Е.А. Пермяк <Торопливый ножик)),
В.А. Осеева кТри товарища>, А.Л. Барто ((Я - лишний), Ю.И. Ермолаев <, Е.И. Чарушин <Про
Томку>. М.М. ГIришвин <Ёж>. Н.И. Сладков кЛисица и Ёжч и другие.
Прочзвеdенttя о -|taue. Восприятие и самостоятельное чтение лроизве:lений о lralte
(не менее одного автора по выбору, па !римере доступ}iых произве:rений Е. А,
Благининой. А. Л. Барто, А. В. Митяева и др.). осознание нравственно-этических
понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку,
детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родньtх людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина кПосидим в тишине)). А.Л. Барто <Мама>.
А.В. Митяев кЗа что я люблю маму) и другие (по выбору).
Фольк,lорньtе u авmорскuе проuзвеdенuя о чуDесах u фанпtазuч (не -v,lcltee пqrlх
проuзвеdенttй). Способность автора произведения замечать чудесЕое в каждом жизненном
проявлении, необычное в обьткновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в
произведении реалистйческих событий с необычными. сказочными, фантасти,rескими.
Произведения д-qя чтения: Р.С. Сеф (Ччдо>. В.В. Лунин кЯ ви.lе"п чу1,1о). Б.В.
Захолер <Моя Всlобразилия), Ю.П. Мориц <Сто фантазий> п _,ll]\ i I1c { Ii\) I]i]l,lLii)\ l
Бuб.lttоzрафuческая к)пьmура (раб. Ф.П. Савинов кРодино. А.А.
Прокофьев кРодина> и другие (по выбору).
Фо.lьк-lор (усmное HapodHoe mворчесmво). Произведения малых жанров фольклора
(потешки, считilлки, пословицы! скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шlточные
фольклорные произведения - скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок. их
роль в речи. Игра со словом. кперевёртыш событий)) как основа построения небылиtl.
Ритм и счёт - основные средства выразительности и построения считzt':lки. Народнt,tс
песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. ('Ka,lKa
- выражение наролной мудрости, нравственнaш илея фольклорных сказок. Особеннос,ги
сказок разного вида (о животньrх, бьtтовые, волшебные). Особенности сказок о животных:
сказки народов России. Бытовая сказка; герои! место действия. особенности Itостроения и
языка. flиа:lог в сказке. Понятие о волшебной сказке (обшее прелстав--rение): на,Iичие
присказки. посlоянные эпитеты. волцrебные герои. Фо"тьклорные произведения народов
России: отражение в сказках народногс быта и культуры.
Произведения для чтения: потешки, считil,,Iки. пословицы. скороговорки, загадки.
народные песни, pyccкarl народнfui сказка <Каша из топора). русская народная сказка <У
страха глаза велики), русскаr{ народная сказка <<зимовье зверей,l. русская народная сказка
<Снегурочка>, сказки народов России (1-2 произведения) и другие.
Звукtl u KpacKu роdной прuроёьt в разньlе вре.uена zoda. Тема природы в разные
времена го.ца (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору. не менее
пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён го:tа),
Срелства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроенпе.
которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрачия как о]ражение эмоционtl,,Iьного отк.lIика
на произведение. Отражение темы кВремена iодаu картинах художников (на примере
"
пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинлжи,
И. И. Шишкина и лр.) и
музыка,,Iьных произведениях (например, произведения II. И. Чайковского, А. Вива.rьди и
др.).
Произведения для чтения: А.С. Пушlкин <Уж небо осенью дыtuаJtо...>. кВот север.
тучи нагоняя...>, А.А. Плещеев кОсень>, А.К. То.,rстой <Осень. Обсыпается наш сад...).
М.М. Пришвин кОсеннее утро>. Г.А. Скребичкий <Четыре художника). Ф.И. Тютчев
<Чародейкою Зимою>, <Зима недаром злится), И.С. Соколов-Микитов кЗилrа в лесч>.
С.А, Есениq <Поёт зима - аукает,..), И.З. Сурикзв кЛето> и другие.
О dеmях u dруэtсбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведен!tи
(расширение круга чтения: не veнee четырёх произведений [{,Н. ItocoBa. В.А, OcceBrlii.
В.Ю. ,Щрагунского, В.В, Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственноэтических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль
произведения.
Герой произведения (введение повятия <главный герой>).
cl,o
характеристика (портрет). оценка поступков.
Произведсния для чтения: Л.Н. Толстой <<Филиппок>. Е.А. Перлtяк к/|{вс
пословицы), Ю.И. Ермолаев к!ва пирожных>, В.А. осеева <Синие Jистья>. H.Ll, Носов
<На горке>, кЗап;rатка>. А.Л. Барто <Катял, В.В. Лунин <Я и BoBKa>l. В.Ю. .Щрагунский
<Тайное становится явным) и другие (по выбору).
Mup сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: <бродячие>
сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фо;tьклорная основа авторских
jкttзoк: сраанение сюжетов, героев, особенносте:i языка. Составление плана произведения:
части текс га. их главньiе темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания
произведения.
Произведения для чтениJl: народнzш сказка <Золотая рыбка;>. А.С. Пушкин кСказка о
рыбаке и рыбке>. народная сказка кМорозко). В.Ф. Одоевский кМороз Иваяович>" В.И.
.Щаль к,Щевочка Снегурочка> и другие.
О браmьях ttal,|,ltlx ,\reHbluLrx. Жанровое многообразие произведений о животных
(песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не
меfiее пяти авторов). !ружба людей и животных тема литературы (произведения Е. И.
Чарушина- В. В. Бианки, С. В. МихаlIкrlва, Б. С. Житкова, М. М. Приrпвина и др.).
Отражение образов животньIх в фольклоре (русские народные песни, загадки. сказки).
Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных R
х}цожественном и научно-познавате-lьноN, тексте. Нравствеtl но-эl,ические понятllя:
отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как ;Kattpa
литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А.
Крылова, Л. Н. Толстого). Moparb басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с
художниками-иллюстраторами, анималис,гами (без использования термина): Е. И.
Чарушин, В. В. Бианки.
Произведения д.ця чтения: И.А. Кры.lов <Лебедь, Щука и Рак>" Л,Н. То,rстой KJleB и
Nlышь). М.М. Пришвин <Ребята и утята>l, Б.С. Житков кХрабрый утёнок). В.!. Бересr,ов
кКошкин щенок), В.В. Бианки <Музыкант>, Е.И. Чарушин <Страшный рассказ>. С.В,
Михзлков кМой щенок> и другие (по выбору).
О наtцut (l:tuзкuх, о се_uье. Тема семьи, детства. взаимоотношений взрослых и леrсii
в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отраженис
нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживанис.
уважение
и внимание
к старшему
поколению!
радость
общения
и защищённость
в семьg.
Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой котец и сыновья). д.д. П,тецеев кПесня
матери). В.А. Осеева кСыновья>. С.В. Михалков <Быль ].rя детей>. С.,\. Барузrин
<Сапют> и другое (по выбору).
Зарубеасная ]umераmура. Круг чтения: литературнаJI (авторскм) сказка (не менее
дв}х произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро. Х.-К. Андерсен и др.).
Характеристика авторской ск!вки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и
сюжетов сказок разных народов. Составление плана художественного произведеllия:
части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержан1lя
произведения.
Произведения для чтения: Ш. Перро кКот в сапогах). Х.-К. Анлерсен <Пятеро из
одного стручка) и другие (по выбору).
Бuб.luuzрафччсс,кая к),.1ьmура Quбоmа с Оеmской Kttttalй ll спрабllчll|)i!
!Lrперапурой). Книга как источник необходимых знаний. Элепtеtlты книги: содержаIII.1с
или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендатель}Iого
списка, темзтические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественнaш, справочная.
Изучеlrие литературного чтенрIя во 2 классе способствует освоению tla
пропедевтическом уровне ряда универсarльных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативньL\ универсмьных 1,чебных действий.
регулятивных универс,цьньlх учебных действий, совместной .1еяте-пьности.
Базосьtе .1о?чческuе u uсс-lеdовапе-zьскuе dейсmвll, как часть познавательных
универсirльных учебных действиЙ способствуют формIlрованию умений:
о читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слtlгtlв
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихоtRорные
произведения (без отметочного оценивания);
. сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине.
. о родной природе, о детях, о животных. о семье, о чудесах и превращениях).
. по жанра\{ (произведения устного народного творчества. сказка (фольклорная
о и ,tитературная). рассказ, басня. стихотворение);
. характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения ),стного народного
творчества, литературнм сказка, рассказ. басня. стихотворение);
. анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему. главную мысль
произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя.
оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному апгори,гм),.
устанавJ]ивать последовательность событий (лействий) в сказке и рассказе;
.
анаJlизировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм. рифма).
находить в тексте сравнения, эпIlтеты. слова в переносном значении. объяснять
значение незвакомого слова с опорой на контекст и по словарю.
Рабоmа с uнфор.uацuей как часть познавательных универсальных }.rебных действий
способствует формированию рrений:
. соотносить иллюстрации с текстом произведенияi
. ориентироваться в содержании книги, катаqоге. выбирать книгу по автор),.
катzrлогу на основе рекомендовilнного списка;
о по информации, представлеяной в оглавлении, в иллюстрацIrях предполагать
тему и содержание книги;
. пользоваться словарями для уточЁения значения незнакомого слова.
Ko-+l.tt7HuKamuBHыe yHuBepc{llbчble учебllые действия способствуют формированиl. С.А. Васи,,lьев <Россия>, Н.П. Кончаповская <Наша древняя столица) (отрывки)
К.,,Щ.
и другое (по выбору).
Фолькlор (усmное HapodHoe rпворчесmво). Круг чтения: мilлые жанры фольклора
(пословицы, потешки, считалки, небылицы. скороговорки. загадки, по выбору).
Знакомство с видами загадок. Пословицы наролов России (значение, характеристика.
нравственну основа). Книги и словари, созданные В. И. !алем. Активный словарь устной
речи: использование образньrх слов, пословиц и поговорок. крылатых выражений.
Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фо.lьк'tорltая L'казка как оmра)lсепuе tlбtцечеlовечес,кIl.y l|сlttl(L,mей ч tlрuбL,lпвеltrlых
правчl, Видьt сказок (о животных, бытовые. волшебные). Художественные эсобеннtrс,l и
сказок: поjтроение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя! во",rшебныс
помощники. иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М.
Васнецова. И. Я. Билибина и др,). Отражение в сказках народного быта и культуры.
составление плана сказки.
Kpyz чпеttuя: нароdная пес,ня. Чуьства, которые рождаlот песни. теNtы песеlI.
Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Бы",lина как
народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольlс,tорные особенности
жанра быпин: язык (напевность исполнения. выразительность). характеристика главного
героя (где кил, чем занимался, какимI.r кlчествами обладал). Характеристика былин как
героического песенного сказа, их особеItности (тема. язык). Язык былин. yстарсвшие
слова, их место в былине и лредставление в совремевной jtексике. Репродукции картин
как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Произведения для чтения: мilлые жанры фольклора, русскм народная сказка кИваrrцаревич и серыЙ волк>, бьлтина об Илье Муромце и другие (по выбору).
Творчесmво А. С, Пуu,tкuна. А. С. Пушкин - великий русский поэт, Лирtrческttс
произведения А, С. Пl,шкина: средства художественной вырази,ге-,lьности (сравнс,нпс"
эпитет); рифма, ритм, Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (<Сказка о uарс
Ca,rTaHe, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Са.птановиче и о
прекрасной царевне Лебеди> и другие по выбору). Нравственный смысл произведения.
структура сказочного текста, особенности сюже],а, приём повтора как основа изменения
сюжета. Связь гtушкинских сказок с фольклорными. Положите;lьные и отрицате-II ьн ыс
герои. волIцебные помощники, язык автсрской сказки. И. Я, Билибин - и"lлюстратор
сказок А. С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин кСказка о uape Смтане. о сыне его славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди>. кВ тот
год осенняя погода...). <Опрятней модного паркета...) идругие (по выбор1).
Творчесmыl I!. Д. KpbtloBa. Басня - произведение-поучение. которое поI\tогаеl,
увидеть св()и и чужие нелостатки. Иносказание в баснgх И. А. Крылов - великий русский
баснописец. Басни И. А. Крьшова (не менее двух): назначение, темы и герои. особенности
языка. Явная и скрытаJl мормь басен. Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов кВорона и Лисица>. <Лисица и виноград).
кМартышка и очки) и другие (по выбору).
Карmurtы пlэttроdьt в проuзвеdенttях поэпlов lr пuсаmе-,tеit XlX XY секов. Лири,lескис
произведения
как способ передачи чувств людей. автора. Картины природы
в
произведениях лоэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева. А.
А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока. И. А. Бунина. С. А. Есенина, А, П.
Чехова. К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведенияNt и.
Средства
выразительности
в
произведениях
лирики:
эпитсты,
сино}Iимьi!
антонимы.
сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств
выразителr.ности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к
лирическому произведению: пейзаж. Сравнение срсдств создания пейзажа в текстеописании (эпитеты, сравнения, олипет,ворения). в изобразительном искусстве (цвет.
композиция), в произведениях музыкапьного искусства (тон, темп. мелодия).
Произведения для чтения; Ф.И. Тютчев кЕсть в осени первоначаIlьной.
. .
>.
А.А. Фет
кКот поёт" глаза прищуря). <Мама! Глянь-ка из окошка.. . )). A.Fl. Майков . С.А.
Есенин кБерёза>, Н.А. Некрасов кЖелезная дорога) (отрывок), А.А. Блок кВорона>. И.А.
Бунин <Первый снег> и другие (по выбору).
Творчесплво Л. Н. Толсmоео. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого:
сказки. рассказы, басни" быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование:
связь содержания с ремьным событием. Структурные части прOизведения (композицtля):
начало, завязка действия. кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные
виды планов. Сюжет рассказа: основные события. главные герои, лействlющие лица.
различение рассказчика и автора произведения. Ху.ложественные особенности текстаописания, текста-рассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой <Лебели>. <Зайцы>. кПрыжок>, <Аку_па> и
другие.
Лumераmурная сказкrl. Литературнм сказка русских писателей (не менее лвух).
Круг чтения: произведения В. М. Гаршина. М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и др.
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гарurин <Лягушка-путешественница>. И.С.
Соколов-Микитов кЛисr опадничек>. М, Горький <Слl,чай с Евсейкой> и др),гие (по
выбору).
Прочзвеdенttя о взаu-uооmнолuенч,ях че,|lовека u жuвOmных. Человек и его отношения
с животными: верность. преданность. забота и любовь. Круг чтения: произведения !. LI.
Мамина-Сибиряка. К. Г. Паустовского. М. М. Пришвина. Б. С. Житкова. Особенности
рассказа: тема, герои, pea,IbHocтb событийл композиция. объекты описаtlия (портрет героя.
описание интерьера).
Произведения дIя чтения: Б.С. Житков Kllpo обезьянку)). К,Г. Паустовский
кБарсучий нос), (Кот-ворюга), Д.Н. Мамин-Сибиряк кПриёмыш> и другое (по выбору).
Проuзвеdеtttlя о dеmях..Ц,ети - герои произведений: раскрьшие тем <Разные детские
судьбы). к!ети на войне>. Отличие автора от героя
рассказчика. Герой
художественного произведения: время и NlecTo проживания. особенности вllешнеI,о вида I,i
характера, Историческая обстановка как фо" создания произведения: сульбы
крестьянскl{х детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов).
Основные события сюжетq отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных
качеств, проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев <На ялике>. А. Гайдар к'['имур и его
команда) (отрывки). Л. Кассиль и другие (по выбору).
Ю,ttорuсmчческuе проuзвеdенuя. Комичность как основа сюжета. Герой
юмористического произведения. Срелства выразительности текста юмористического
содержания: преувеличение, Авторы юмористических рассказов (не менее двчх
произведений): Н. Н. Носов. В.Ю. !рагунский, М. М. Зощенко и др.
и
Произведения
для чтения: В.Ю. !рагунский кflенискины рассказы)
(1-2
произведения), Н.Н. Носов <Весёлм семейка> (1-2 рассказа из цикла) и другие (по
выбору).
Зару(,еэtсная лumераmура. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору):
литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена. Р. Киплинга. Особенносr,и авторских
сказок (сюжет. язык, герои), Рассказы о животных зарубежных ltисателей. Известttыс
переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В, Заходер.
Произвеления для чтения: Х,-К. Андерсен <Гадкий утёнок), Ш. Перро кПодарок
феи> и другие (по выбору).
Бuбltuоzрафчческая кульпура (рабопа с dеmской KHueot\ u справочнсltt
лumераmурсй), Щенность чтения художественпой литературы и фольклора, осознание
важности .lитательской леятельности. Использование с учётом учебных задач аппараtа
издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюс,rрации). Правила юного
читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на
Руси, знакоttство с рукописными книгами.
Изучение литературного чтения
в3
классе способствует освоению ряда
познавательньtх
действий:
универса!тьных учебньж
универсiL,Iьньш учебньiх действий.
коммуникативных универсаJIьнык учебвых действий, регулятивных универсаJIьных
1 чебных дейсгвий- совvесгной деятельности.
Базовьtе .|lо?uческuе u uсслеdовапzе-,tьскuе dеitсmвия как ча0lь лознаватеjlьных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
. читать дост)тIные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
. различать сказочные и реаIистические. JIирические и эпические. народные и
азторские произведения;
о анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и
главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте
заданный эпизод, определять композицию произведения. характеризовать героя:
. конструировать план текста, дополнять и восстанавливать }rарушенную
.
.
последовательность;
сравнивать произведения, отяосящиеся к одной теме,
произведения одного жанрq но рэзной тематики;
но разным
жанрам:
исследовать текст: нi}ходить описания в произведениях разньrх жанров (портрет.
пейзаж, интерьер).
Рабоmа с uнфор,ltацuей как часть познавательных универсаllьных учебных действий
способс гвчют формированию умений:
. сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную
(иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);
о
о
подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и
изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам
выразительности;
в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять
аннотацию.
Ко.л,t:пуlluкаmuвньlе унuверсальньtе учебньtе dеitсплвttя способствlrют фор-vированию
умений:
. читать текст с разrtыми интонациями, передавбI своё отношение к событиям,
героям произведения;
о формулировать вопросы по основным событиям текста;
. поресказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
. выралзительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующес
настроение;
. сочинять простые истории (сказки, рассказы) по анаJlогllи.
Реzуляmuвные унuверсальньtе учебньtе способствуют формированию умений:
. принимать цель чтения, удерживать её в памяти" использовать в заЕисимости от
учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи
чтения;
. оIlенивать качество своего восприятия текста на слух;
. выполllять действия KoETpoJIrI (самоконтроля) и оценки процесса и результата
деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.
выбирать книгу
Совлlесmная dеяпе.lьносmь способствует формированию рлений:
. участвовать в совместной деятельности: выпо-пнять роли лидера. подчинённогtl.
соблюдать равноправие и дружелюбие:
. в коллективной театрапизованной деяте_,lьности читать по ролям. инсценироliать
(драматизировать) несложные IIроизведения фольклора и художественной
литературы: выбирать роль. договариваться
о
о манере её
исполнения
в
соответствии с общим замыслом;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей
части работы. оценивать свой вкла: в общее Jело.
{ K.]l \( {'
О Роduне, zероuческuе сmра uцьl uсmорuu. Наше Отечестзо, образ родной земли в
стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и ХХ BeKtlB (гltl
выбору. не менее четырёх. например произвеJения С. Т. Романовсt:ого. А, 'I'.
Твардовского, С. fl..Щрожжина, В. М. Пескова и др.). Прелставление о проявлении лкlбви
к родной земле в литературе разных народов (rrа примере писателей родного края.
представитеJIеЙ разных народов России). Страничы
истории России. великие .цюди и
события: образьi Александра Невскогtr. Михаила Кlтузова и других выдаюIцихся
защитников отечества в -:Iитерат),ре для детей. отра;кение нравственной иделt: любовь к
Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественноii войны в
произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева).
Осознание понятия: поступок, подвиг.
Kpyz чmоtuя,. народнiut и авторскм песня: понятие исторической песни. знакомство
с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору),
Произведения для чтения: С.,Щ. !рожжин <Родине>, В.М. IlecKoB кРодине>. Д.'l'.
Твардовский кО Родияе большой и малой> (отрывок), С.Т. Романовский кЛедовое
побоище>, С.П. Алексеев (1-2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по
выбору ).
Фоltькlор (ycпttoe пароdное mворчасmвo) - Фо;,tьклор как народная луховная
культура (r,роизведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный.
музыкzurьный, обрядовый (капендарный). Культурное значение фольклора д.\я появления
художественной литературы. Ма,rые жанры фольклора (назначение. сравнение.
классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев. В. И. .Щаль). Виды сказок: о
животных. бытовые. волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных
ценностей, быта и культуры народов мира. Схолство фольклорных произведений разных
народов по тематике, художественным образам и форме (кбролячие> сюхtеты).
Круz чtпеltuя,. бьлrина как эпическiш песня о героическом собr.тии. Герой былины защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромuа. А.цёши Поповича. .Щобрыни
Никитича. Никиты Кожемяки (где жил, чем занимапся. какими качествами облада,r).
Средства хуложественной вьtразительности в былине; устойчивые выражен,tя. повторы.
гипербола, Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной rIekcIrke.
Народные былинIrо-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки
(2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по выбору), бы.ltины из tlикла
об Илье MypoMue, Алёше Поповиче, .Щобрыне Никитиче ( l -2 по выбору).
Творчесплво А. С. Пуutкuна. Картины природьi в лирических произвелениях А. С.
IIушкина. Срелства художественной выразительности в стихотворном произведении
(сравнение, эпитет. о. ицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в с,I,ихах:
кСказка о ^dёртвой царевне и о семи богатырях>. Фольклорная основа авторской сказки.
Полсlжите.цьные и отрицательные герои. волшебные помоlцники- язь,к авторской сказки.
Произведения для чтеяия: Д.С. Пушкин кСказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях>. кНяне>, <Осень> (отрывки), <Зимняя дорога) и другие.
7'ворчесmво И. А. Кры_lова. Представление о басне как -тIиро-эпическом жанре. Кру,г
чтения: басни на примере произведений И. А. Крьrлова, И. И. Хемницера, Л. FI. Толстого.
С. В. Миха_rкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в
басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в бас;rях. Сравнение басен:
назначенис. теN{ы и герои. особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.д. <Стрекоза и муравей>, кКвартет>, И.И,
Хемницер кСтрекоза>, Л.Н. Толстой кСтрекоза и муравьи) и другие.
Творчеспво М. Ю. Лер.uонmова, Круг чтения: лирические произведения М. Ю.
Лермонтова (не менее трёх), Средства художественной выразительности (сравнение.
эпитет!
олицетворение);
рифма,
ритм.
Метафора
как
(свёрнутое)
сравнение.
Строфа
как
элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в
стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов кУтёс>, кПарус>, кМосква, Москва!
...Люблю тебя как сын..,) и другие.
Лuпсраmурная сl,сзкс. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по
выбору). Герои литературных оказок (произведения [l. П. Ершова. П. П. Бажова. С, Т.
Аксакова. С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фолью,орной: наро,цная речь
- особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов <Серебряное копытце), П.П. Ершов <КонёкГорбунок>. С.Т. Аксаков <Аленький цветочек) и другие.
Карmuньt прuроdьt в mворчесmве пOэmов u пttcaпle.leit XIX ХХ веков. Лирика.
"1ирические произведения как описаниЕ, в стихотворной форпле чувств поэта. связанных с
наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: Jlирические произведения llоэтов и
писателей (не менее пяти авторов ло выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А.
Баратынский. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов. И. А, Бунин, А. А. Блок, К. !.
Бальмонт и лр. Темы стихоlворных произведений. герой .rирическоt о прои]ве.]ения.
Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности
]] произве.Iiениях лирики: эпитеты, синонимь], антонимы, сравI{ения, олицетворения.
метафоры. Репрод,чкчия картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский кЗагадка>, И.С. Нiкитин <В синем небе
плывут над полями...))! Ф.И. Тютчев <Как неожиданно и яркс), А.А. Фет кВесенпий
дождь). Е.А. Баратынский <Весна, весна! Как воздух чист), И.А. Бунин <Листопад>
(ОТРЫвки)
],
l иL, l|,() |lJ l i(lI\\ l.
Творчесmво Л. Н. Ttl:rcmozo. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ
(художественньп1 и научlrо-познавательный). сказки. басни, быль. Повесть как эпический
жанр (общее представление). Значение реаJIьных жизненных ситуапий в создании
paccкiвa, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого к!етство>.
Особенности художественного текста-описания: пейзаж. портрет героя. интерьер.
Примеры текста-рассуждения в расскaвах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой к,Щетство> (отдельные главы), кРусак>,
<Черепаха>, и другие (по выбору).
Проч:lвеdеlшя о жuвоmньlх u podttoй tlpupode. Взаимоотношения человека и
животных, защита и охрана природы - тема произведений литературы. Круг чтения (lrc
менее трёх авторов): на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина. С.А.
Есенина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев кКапалуха>, М.М. Пришвин <Выскочка>.
С.А. Есенин .Лебё:ушка,, ll lJ\\IlI( (111, 111.11i,,1,,),
Проuзвеdенuя о dеmsм. Тематика произведений о детях! их жизни. играх и занятиях.
взаимоо гноl Jен и ях со взрослыми и сверстниками {на llри\lере прои,зве:ений не veHec tрёr
авторов): А. II. Чехова. Н. Г. Гарина-Михайловского. М.М. Зощенко. K.I'. [lаl,стовский. Б.
С. Житкова. В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его харакl еристи ка.
Авторский способ вьIражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к
ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов <Мапьчикиl>, Н.Г. Гарин-Михайловски й
<.Щетство Тё".lы> (отдельные главы). М.М. Зощенко <о J]ёньке и Миньке> (l -2 рассказа из
цикла). К.Г. Паустовский <Корзина с елOвi:ми шишкаi\tи) и другие.
Пьеса. Знакомство с новыI{ жанром - пьесой-сказкой. Пьеса - произведение
литературы и театрацьного искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического
произведения. Пьеса и cкrlзKa: драматическое и эпическое произведения. двторские
ремарки : назначение, содержаяие.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак к!венадцать месяцев)) и лругие.
Ю.lttlрuспuческuе проuзвеdеltuя. Круг чтения (не менее друх произведений пtl
выбору): юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. !рагунского, Н. Н.
Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Срелства
выразительности текста юмористического содержания: гипербо.rа. Юмористические
произведения в кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. !рагl,нский , кРусалочка>i, .Щж. Свифт
кПриключения Гулливера> (отдельные главы), Марк Твен кТом Сойер> (отдельные
главы) и другие (по выбору).
чрuфuческая ку.lьmура (рабоmu с, oemcKoit KHttloit tt L,пll|u|()lIll|ri!
lunlepamypoit), По-пьза чтеяия и книги: книга - друг и учитель. Правила читатсjIя и
способы выбора книги (тематический. систематический ката.rог). Виды информации в
Бttб.,tut
книге: научнzul. художественная (с опорой на внешние покiIзатели книги), её справочноиллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг
(изланий): книга-произведение, книга-сборник. собрание сочинений. периодическая
печать. справочные издания. Работа с истtlчника]\,tи периодической печати.
K-;racce способств},ет освоеt|ию ряда
Изучение литературного чтения
универсацьных учебных действий: познавательных универс:rльных учебных действий"
коммуникативных универсzrльных учебных действий. регуJIятивных ),ниверсальных
1,чебных действий, совместной деятельности.
Базовые Jогические и исследовательские действия как часть по,]наватеJIь}{ ых
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
. читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения (без отметочного оценивания);
. читать про себя (молча), оценивать своё ,tтение с точки зрения понимаIlия и
запоминания текста;
. анапизировать текст: определять г-qавную пtысль, обосновывать принадJtежнос]'ь
к жанру. определять тему и глапi{ую мь]сль. находить в тексте заданный эпизод.
устанавливать взаимосвязь между событиями. эпизодами текста;
. характеризовать героя и дzвать оценку его поступкамi
в 4
.
.
о
сравнивать героев одного произведения по предложенныi\,t критерия[l.
саIllостоятельно выбирать критерий сопоставления героев. их поступков (по
контрасту или анirлогии):
составлять план (вопросный, номинативный. цитатный) текста, дополнять и
восстанавливать нарушенн}к) последовательность:
исследовать текст: находить средства художественной выра]и
tе_цьносl и
(сравнение, эпитет, олицетворение, метефора). описания в произведениях разных
жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм.
рифма, строфа).
Работа с информаuией как часть познавательных универсаJIьных учебных действий
способствуют формированию умений :
.
использовать справочнyю информацию для получения дополнитезtыltlй
информачии в соответствии с учебной задачейl
о характеризовать книгу по её элементам (обложка. огjIавление. аннотация.
пгедисловие. иллюстрации, приIч!ечания и другое);
о выбирать книгу в библиотеке в соответствtlи с учебной задачей: составлять
аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуюr,
формированию умений:
. ссrблюдать правила речевого этикета в учебном диaшоге. отвечать и задавать
вJпросы к учебным и художественным текстам:
. пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
. рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его
произведениях;
. оценивать мнение авторов о героях и своё отноulение к ним;
.
. использовать элементы импровизации при исполнении
фольклорных
произведений;
о сочинять небольшие тексты поýaствовательного и описательного характера по
наблюдениям, на заданн},ю тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
о понимать значение чтения для самообразования и саморазвитияi самостоятельно
организовывать читательскчю деятельность во время досчга:
о огределять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
. оцеIIивать выступление (своё и одноклассников) с то,.ки зрения передачtл
настроения. особенностей произведения и героев;
. осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавлива,I,ь
причины возникших ошибок и трудностей. проявлять способность п2елвилеть их
в предстоящей работе.
Совместнаq деятельность способствует формированию умений
о участвовать в театрчIлизованноI"l деятельности: инсценировании и драматизации
(читать по ролям, разыгрывать сценки);
о соблюдатьправилавзаимодействия;
. ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности. оценIлвать свой вклад в общее дело.
В
ланной
Ill
рабочей программе отражено то,{ько то содержание периода кОбучение
грамоте) из Федермьной предметной програJtrмы <Русский язык)). которое реа.rиз},ется
средствами предмета кЛитературное чтение). ост1!1ьное содержаtlие прописывается в
рабочей программе предмета <Русский язык>.
:
Il..l,\}ll,il}1,1,.\|ыt"
оБрдзовдтЕльныЕ
})1,,:\ ýJl
l
i
! i"1
Изучсние литературного чтения в 1-4 классах налравлено на достижение
обуIающимися личностных, метапредметньж и предметных Irезультатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета кЛитературное чтение)
процессе единства учебной и воспитательной деяте_[ьности.
обеспечивающей позитивную динаNIику рrLзвития личности м"lадшего школьника.
ориентированную на лроцессы самопознания. саморiвви,I,ия и самовоспитания.
достигаютс{ в
JIичностlrые резу,lьтаты освоения программы предмета <Литературное чтение) отражают
освоение младшими школьникilми социilльно значимых норм и отношений, развитие
лозитивноI о отношения обучающихся к общестi_}еIJн ым! традиционным, социокультурныI,1
и духовно-нравственным ценностям1 приобретение опыта приN{енения сформированilых
представлений и оrношений на пракlике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
о становление ценностного отношения к своей Родине - России, ма-qой родине.
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федераuии, понимание естественной связи прошлого и настояlцего в культуре
общества;
.
.
осознание
своей
этнокульт)рнJй
и
российской
гражданской
идентичности!
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
KpaJIl проявление уважевия к традициям и культуре своего и других народов в
процессе восприятия и анализа произведений выдающи\ся представителей
русской ,qитературы и творчества народов России;
псрвоначальные представления о чеji0веке как члене общества. о лравах и
ответственности,
уважении
и
достоинстве
llеловека!
о
нравственно-этических
Hopl\{ax поведения и правилах межличностных отношений.
.Щуховно-нравственное воспитание:
. освоение олыта человеческих взаимоотношений, признаки инливидуальности
каждого человека. проявление сопереживания, уважения, любви.
доброжелательности и других моральньiх качеств к родным, близким и чужим
людям, независимо от их национаJIьности, социального статуса.
вероисповедания,
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков rrерсонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
. выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразньгх по
эпtоциона,rьной окраске ;
. неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
мор€льноrо вреда другим людям
эстетическое воспитание:
. проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре. к
различным видафt искусства, восприимчивость к разным видам искусства.
традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё
отношение в разных видах ху.lожественной деятельности;
. приобретение эстетическог(' оIIыта слушания, чтения и эмоционаrIьноэстетической оценки произведений фольклора и художествеяной литературы;
.
.
пониIrание образного языка художественных произведений. вырaвительных
средств, создающих художественный образ.
Труловое воспитание:
. осознание ценности труда в жизни человека и общества. ответственное
потребление и бережное отноlliение к результатам труда. навыки участия в
различных видах труловой деятельности. интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитаЕие:
о бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношеFий человека
и животных. отражённых в литературных произведениях:
. неприятие действий, приносящих ей вред.
Щенности научного познаяия:
. ориентация в деятельности на первоначмьные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания
.
.
словеснохудожественного образа. способа выражения мыслей. чувств. идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного 1ровня учебных и
жизненных задач:
потребность в самостоятельнсй читательской деятельнострI. саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса. активности.
инициативности. "qюбознательности и самостоятельности в познании
произведений фо.,lьклора и художественной "читературы" творчества писагелей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
результате изучения предмета <Литературное чтение) в нача.,tьной школе },
обучающихся булут сформированы познавательные универсальные учебные .-tействия:
базовьt с . tоtuческuе (rе йсmв ця :
. сравнивать произведения по теме. главной мысли (морали). жанру. соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения
произведений, устанавливать аналогии;
. объединять произведения по жа}lру, авторской принадлежвости;
. определять существенный признак для классификации. классифицировагь
произведения по темам, жанрам и видамi
. находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композичии).
вссстанавливать нарушенн},ю последовательность собьпий (сюжета], составлять
аннотацию. отзыв по пред,Iоженному алгоритму:
о выявлять недостаток информации для решения учебной (:rрактической) заlачлt
на oc}loBe предJожеIIного zlлгоритма;
. устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста.
характеристике поступков героев;
базов
.
о
bt
е
ч с c.,l е
ооваm
L,- l
ьс Kue 0е
й сm
вuя :
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуачии) на основе IIредложенных r{ителем вопросов;
формулировать с помощью г{ителя цель. планировать изменения объекта.
ситуации;
. сравнивать несколько вариантов решения задачи. выбирать
подходящий (на основе предложенных критериев);
наиболее
.
.
проводить
по
предIоженному
плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
- целое. причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на оспове
результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения.
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий
анtl",lогичных или сходных ситуациях:
рабо mu L, u l!ф| )р.|!ч l| uе й
о выбирать источник получения информачии:
.
и их
последствия
в
;
.
о
о
.
согпасно заданному irлгоритму находить в пред,IоженЕом источнике
иьформацию, представленЕую в jIBHoM виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию са]\Iостоятельно или на
осчовании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с поvощью взрослых (учителей. родителей (законных
представителей) правила информаtlионной безопасности при поиске
информачии в сети Интернет;
анrlлизировать
и создавать текстовую. видео,
графическJто. звуков\,к)
информачию в соответствии с учебной задачей:
. самостоятельно создавать схемы, таблицы дтя представления информации.
К концу обучения в начапьной школе у обучающегося формируются
коммуникативпые универсальные учебные действия:
обtценuе:
о
восiIринимать и формулировать суждения. выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в зttакомой средеl
. проявлять уважительное отношение к собеседнику. соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
. признавать возможность существования разных точек зрения;
. к{rрректно и аргументированно высказывать своё мнение:
. строить речевое высказьвание в соответствии с поставленной задачей;
. создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждсние, повествование);
. готовить небо.tьшие публичные выступления;
о подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концl,обучения в начальной школе у обучаюшегося формиру,ются реryлятивные
универсальные учебные действия:
саuоор?анllзul|uя,.
. планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
. выстраивать последовательность выбранныхдействий;
са|lоконmроль,,
.
.
устанавливать причины успеха-/неулач учебной деятельности;
корректировать свои уrебные действия l1ля преодоления ошибок.
Совместнzt-я деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуа,тьные с 1,чётоrл
участия в коллективньгх задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
преjIложенного формата планирования, раслределения промежуточных шагов и
сроков;
о
о
.
.
.
.
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по сс.
достижению: распределять роли, договариваться. обсуiкдать процесс и рез}льгаI
совместной работы;
проявлять готовностьруководить, выполнять поручения. подчиняться;
ответственно выIIолнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на преJ.Jtоженные образцы.
прЕдмЕтныЕ рЕзульт_4,ты
Предметные результаты освоения програýIмы начального обшего образования llo
учебному лред}Iету <Литературное чтение) отражают сrIецифику содержания пред}Iе l ll(lй
области. ориен,гированы на при}rенение знаний" }тлений и IIавыков об1,,rаar"пr"a" ,,
различньп учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучен1.1я.
l клАсс
о понимать
ценность чтения для решения },чебных задач и примененtlя в
различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтеllия :t_lя
личного развития. находить в художественных произведениях отражение
.
.
.
.
нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми
словами. читать осозrtанно вслух целыми словами без пропусков и перестановOк
букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения I}
тсмпе не менее 30 слов в минуту (без о,гметочного оценивания):
чltтать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не
менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные
вре}lена года;
разJичать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь:
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народttоl
творчества)
.
.
.
.
.
.
.
и
художественной
литературы
(загадки,
пословицы!
потешки,
о
сказки
(фольклорные и jIитературньiе), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослуш3:{ного/прочитанного произведения: отвечать на
вопросы по фактическому содержанию произведе}Iияi
в-]адеть элементарными }мениями анаtиза текста прос"]),шанного/прочитан ного
произведения: опреде"пять tIоследовательность событий в произвеjlении.
характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять
значение незнакомого слова с использоRанием словаряi
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного ппоизведения: отвечаtь
на воIIросы о впечатлении от произведения. использовать в беседе изyчеIlllыс
лиl,ературные понятия (автор. герой, тема, идея. заголовок. содержание
произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произвёдения с соб-пюдением
последовательности событий. с опорой на предложенные ключевые с-lова.
вопросы. рисунки. предложенный план;
читать по ролям с соблюдением l]cpllt произношения. расстановки ударенияi
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее з
предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному начarлу и др. (не менее З
прелложений);
.
.
.
2
ориентироваться в книге/rrебнике по обложке, оглавлению. иллюстрациямi
вьiбирать книги для самостояте.]Iьного чтения по совету взрослогс и с учётоýl
рекомендательного списка, расскiвывать о прочитанной книге по
предложенному iulгоритму;
обращаться к
справочной литературе для
информации в соответствии с учебной задачей,
клАсс
.
объяснять важность чтения для решения учебньш задач
.
.
.
.
и
применения в
различных жизненньtх ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя
в соответствии
.
полJлIения дополнительной
с учебной
задачей,
обращаться
к разным
вIlдам чтения
(изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное. просмотровое
выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражеI]ие
нравственных ценностей, традиций. быта. культуры разных народов.
ориентироваться в Еравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворIIые
произведения в теN{пе не менее 40 слов в минут},(без отпtеточного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не
менее 3 стихотворениЙ о Родине, о детях, о семье, о родноЙ природе в рtвные
времена года;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм. рифма);
понимать содержание] смысл прослушанного/прочитанного пlfоизведения:
отвечать и формlrлировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
различать и н{вывать отдеJьные жанры фольклора (считалки, загадки.
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки. сказки
.
.
.
.
о
животньш, бытовые l.t волшебньiе) и художественноЙ литературы (литературные
сказки, рассказы. стихотворения, басни);
владеть элементарЕыми умениями анализа и интерпретации текста-: определять
тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте
пDоизведения, составлять план текста (Rопросный, номинативный);
описывать характер героя. находить в тексте средства изобрах<ения (портреr)
героя и выражения его чувств, оценивать поступки lероев произведения.
устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками.
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям.
характеризовать отношение автора к героям. его поступкамi
объяснять значение везнакомого слова с опорой на контекст и с использование\л
словаря; находить в тексте примеры использ()вания слов в прямом и переносн()N,,
значении;
осознанно применять для анализа текста из),ченньlе понятия (автор,
питературньй герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения.
сравнение, эпитет);
. участвовать в обсуждении
.
.
прослушанного/прочитанного произведения:
пониN{ать жанровую принадJежностL произведения, формулировать },стно
простые выводы. подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробн0, выборочно, от лица
героя. от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения.
инсценировать небольшие эпизоды из произведения:
о ссставлять высказьвания на заданнук) темy по содержанию произве,lения
.
о
о
(нс
менее 5 предлохениЙ);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие с.tазки. рассказыl
ориентироваться в книге/учебнике по обложке. оглавлению, аннотации.
иллюстрациям,
предисловиюl
условным
обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом peкoмr ндатr,льноI.о
списка, исtIо.iIьз},я картотеки, рассказывать о прочитанной книге:
. использовать справочную литературу для пол)ления
3
иFформации в соответствии с учебЕоЙ задачеЙ.
клАсс
.
.
.
о
.
.
.
о
.
.
.
о
дополнительной
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и
художественной литературы, находить в фольклоре и литературных
произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта. культуры
разных народов! ориентироваться в нравственно-этических лонятиях в контекс,tе
изчченных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей" испо:lьзовать разпыс
ви.lы чтения (изучаюшее. ознакомительное. поисковое выборочноспросмотровое выборочное);
ЧИТать вслух це_rIыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания):
читать наизусть не менее 4 ст;lхс,творений в соответствии с изученной TcltaTltktlй
произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты:
различать прозмческую и стихотворную речь: нzвывать особенttости
стихотворного произведения (ритм. рифма, строфа). отличать Jlирическое
произведевие от эпического;
понимать
жанровую
принадлежность.
соj]ержание.
с]\lыс,jl
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы
к учебньпл и художественным TeKcTaMi
различать и называть отдельные жанры фольклора (считапки. загадкllпословицы- потешки. небылицы. народные песни. скороговорки. cKaзK}l о
животньн. бытовые и волшебные) и ху,]ожественной "титературы (литературные
сказки, рассказы. стихотворения, басни). приводить примеры произведений
сЬольклора p€rзHblx народов России;
владеть элементарными умениями анаqиза и интерпретаIIии текста:
формулировать тему и главную мысль, опрелелять последовательность событий
в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять
план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам
героев, составлять портретные характеристики пепсонажей; выявлять
взаимосвязь между поступками, мыслями. чувствами героев. сравнивать геросв
одного произведения и сопоставлять их поступки по предложеIlIlь:м кр}l,герия]\{
(по ана,rогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать
отношеяие ilвTopa к героям] поступкам. описанной картине. находить в тексте
средства изображе}iиJl героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с испо"lьзованиеr,
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении, средств художественной выразит,ельности (сравнеt{ие, эпитет.
.
.
.
олицетворение);
осознанно применять из}пlенные понятия (автор, tuораль басни, литературный
герой, персонаж_ характер, fel\{9. идея! заголовок. содержание произведения.
эпизод, смысловьlе части, композиция, сравнение! эпитет, олицетворение);
произведения: сlрOи,tь
участвовать в обсчждении прослушанного/прочитанного
монологическое и диаJ.Iогическое выскiвывание с соблюдением орфоэпических и
пчнктуационных норм, устно и письменно формулировать просlые выводы.
подтверждать свой ответ лримерами из текста; ислользовать в беседе изученные
литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно. сжато (KpaTKcl). or,
Jица
герояJ
с изменением
. при анацизе и
лица
рассказчика,
от третьего
лица;
интерпретации текста использовать разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики уrебного и
художественного текстов;
о чи,],ать по роляN,l с соб]]юдением норм {rроизношения, и}lсценировать небо:tьшие
эпизоды из произведения;
. составлять устные и
письменные высказывания на основе
IIа заданную темч по содержанию
прочитанного/прос"цуша}rного текста
произведения
.
.
о
о
.
4
(не менее 8
предложений), корректировать собственный
ппсьменный текст:
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному а-'rгоритму:
сочинять тексты. используя анilлогии, иллюстрации, придiмывать продо"lIжение
прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложк1-.
оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие. приложения. сноски.
примечания);
выбирать книги для самостоятельного чте}lия с учётом рекомендательного
списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные изданrlя, в том числе верифицированные электронные
образовательные и информационные ресурсы. включённые в федеральный
перечень.
клАсс
.
о(,ознавать значимость художествепной литературы
всестороннего
.
.
.
.
.
рiввития
личности
человека!
находить
и фольклора
в
для
произведениях
отрах(ение нравственных ценностей, фактов бытовой r, духовной культуры
народов России и мира, ориентироваться в нравственао-этических понятиях в
кон I ексте из} ченных произведений:
ДеN{ОНСТРИРОВаТЬ ИНТеРеС И ПОЛОЖИТеЛЬН)ТО МОТИВаЦИЮ К СИСТеiч{аТИЧеСКОМУ
чтению и слушанию художественной ли,гератl,ры и произведений устного
народного творчества: формировать собственный круг чтения:
читать Bcjl)x и про себя в соответствии с учебной задачей. использовать разlIые
виды чтения (изучающее, ознакомитепьное. поисковое вьiборочное,
просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения в теN{пе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оцепивания);
чLIтать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученпой темаtикой
произведений;
разjIичать художественные произведения и IIознавательяые тексты;
a
различать прозаическ},ю и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа). отличать лирическое
произведение от эпического;
пони]!lать
жанровую
просjIушанного/гIрочитанного
(в том
текстам;
о
a
принадлежность.
соiержание.
с}{ыс--I
произведения: отвечать и фсрмулировать вопросы
числе проблемные) к познавательным, учебным и художествеяным
различать и н;вывать отдельные жанры фольклора (считапки. загадки.
пословицы, потешки, небылицы. народные песни, скороговорки. сказки о
животньж. бытовые и волшебные). приводить примеры произведений сРольк:rора
разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литерац,ры
(.питературные сказки, рассказы, стихотворения. басни). приводить при]\lеры
разных жанров литературы России и стран мира:
владеть элементарными }ц4ениями анализа и иI{терпретации текста: опреJlеля],ь
тсму и главную мысль, лоследовательность событий в тексте произведения.
выяв,lять связь событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкilм, с!ставлять портретные
характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками t{
мысJ]ями. чувствами героев. сравнивать героев одного произведеIIия п()
самостоятельно выбранному критерию (по ана,тогии или по контрасту).
характеризовать собственное отношение к героям. постчпкам; находить в тексте
средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание
пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий.
a
a
a
явлений. поступков героев;
объяснять значение нсзнакомого c;roBa с опорой на контекст и с испо,lьзованием
словаря: находить в тексте примеры использования слов в прямом }; переносном
значении, средства художественной выразите,,tьности (сравнение, эпитет.
оJlицетворение, метафора);
осознанно приNiенять изу{енные понятия (автор, морапь басни. литератчрный
герой. персонаж. характер. тема. идея. заго"lовок. содержание произве:Iсн 1,1я.
эпизод. смыс-повые части, композиция. сравнение, fпитет" олицетворение.
метафора. лирика. эпос, образ):
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диа,тогическое высказывание с соблюдением норм русского
литерат!,рного языка (норм произношения. с-;lовоупотреб;lения. грамматики):
устно и письменно формулировать простые выводы на основе
IIрослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из
текста:
составлять план текста (вопросный. номинативный. читатный). пересказывать
(устно) полробно. выборочно. сжато (кратко)" от лица героя. с изN{енеIiие]\t "тица
Рi,ССКаЗЧИКа. ОТ ТРеТЬеГО ЛИЦа;
a
читать по ролям
с
соблюдением норм произношения, расстановки уларения.
инсr(енировать небольшие эпизоды из произведения:
составлять устные и письменные высказывания на заданную темч по
содержанию произведения (яе менее 10 предложений). писать сочинения на
заданную тему. используя разные типы речи (повествованис. описание.
рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности.
выразительности п исьменной речи;
составлять краткий отзыв о прочItтанном произведении по заданномч аrlгоритNt!,:
a
о
сочинять по анаlIогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям. о,r
имени одного из героев. прид},мывать продолжение прочитанного ltроизведL,ния
(не rteHee l0 прел,T ожений):
испо]rьзовать в соответствI{и с учебн,=
ь:
s =
ýуА-)
4,;
; 4:;
-';
ФЗЕпrdi'
|оа.-i юс
\,) q
\с
:j ?(о qJ ý
=
=..:
rл
=
= lд -.
= Ф;
ь
,-_.
г1
,,.
of
cd
ja
Б 1.,
ё.1
ь
6:
.d:
Y,
a)
о\с
с"
--т,
ь
У=
=
)
.'.
'.
ё|"
юсs?
=- |А=
67
о
о
,:
]jl
н
?|
lэ
о
ООФООООООООО
i
-|'
о
о
о
о
+сa
-f
З.о
l-'-
,ь(Ё
F
:rу
!D
\с
о.
о
ф
\a
.a
с
л.a
-9
с)Е
!I
K!5l0
+ ая
!Ч(g9J
Lду*\
9
о ,"
Е q;,ё
iE:
5
х
;r= lю=sZа==,
О
Е
:
f'
х
=
щ
>..:оФ;';=
tsБЕ *^
р
(пLдdБ*у
9;(
Нсл
a\t
.-r
Еш
Ф=
пи
Ц U
{
клАсс
J\}
Il/lI
Наименование pa]]lleJroB и тем
проl,раммы
ко"rичество часов
kolr грольные
l}cct о
раооты
Практrrческие
работы
О Родине. героические страницы истории
\2
2
Фольклор (устное народное творчес,гво)
ll
-]
Творчество И.А.Крьпltlва
4
1
Творчество А.С.Пупlкина
12
5
Творчество М. Ю. Лермонтова
4
0
0
6
Литературная сказка
9
1
0
l
1
0
1
0
0
|).rектрояные
(чпфровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека I {OK
https:l, nl.er]sclo.ru,/7
8
9
1()
Картины природы в творчестве поэтов и
писателсй xlx века
7
Творчество Л. Н. Толстого
7
1
0
6
0
п
Картины tiрироды l] творчестве поэтов и
писателей Хх века
Произьедения о животньlх и родной
природе
0
0
]'сес
Библиотека ЩОК
https:' l;l.cdsoo...;/7I.1 l 2ссс
Библиотека ЩОК
https:", lIl.ed5oo, гu
'7
l
]ссс
Библиотека I {0K
l]ttps: Ii. edSoo.rr.r
?i_.l1
]сес
tJ
Библиотека l_{OK
i-lttps: t;l.ccisoo.rtr' l'Tl i.],cec
Библиотека ЩОК
hltps i
ed soo. rui 7 4 l 2сес
"пl,
Библиотека I_{OK
https:' il. cdsoo.rui 7l.1 l ,]ссс
Библио,гека f{OK
lru s:,' m.еdsоо.гu/7f.1 i ]сес
Библиотека ЩОК
https:_,' rll .,,.] s о cl. ru,/7 f-{ i ],- е,_
Библиотека I_{OK
:
7
t.-l
1
r
12
0
0
11
Произведения о детях
1з
12
l lbccl,
5
0
0
lЗ
Юмористические произведения
6
1
0
14
Зарубежгlаялитера,гура
tl
1
п
1
0
0
lз
0
136
!l
0
1!!t]]s;,','til cti5oo. r].L'7 t,l ! ],, jt]
Библиотека I]OK
lrIt s:,',in.ccLsoo.ru/7t4 l
]ссс
Библйотека I_{OK
hltps: .,цl,,.:,:l ;llo, rlr,l7й 1 ]сес
Библиотека L{OK
htфsll il,,:,i ;c,,tl.rlt'7fJ ] ]ссс
Библиотека I {OK
.оtl.гur7lЦ]],.сс
l11tDs:, ]J
Библио rerta [{()К
..-.:|:|,,
,,
]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПВЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
процЕссА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературнtlе чтение (в 2 частях). 2 K-racci Ефросиttина Л.А.л Оморокова М.И.. !о-,rгих
М.Е}., Акционерное общество < Из.,lател ьс-гво < I IptlcBcI tlеllие>
Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., !олгих
М.В., Акционерное общество <<Издательство кПросвещение>
Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., !олгих
М.В., Акционерное общество (Издательство (Просвещение)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1
,
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9,
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1,2/ (Ефросинина Л.А.), М.: ВентанаГраф,20l9 г.
Ефросинина Л.А. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. / М,:
Вентана-Граф, 2019 г.
Литературное чтение, Учебник. 3 класс, В 2-х частях ЕфросининаЛ.А., Оморокова
М.И.. Долгих М.В.;
Литературное чтение. Учебная хрестома],ия. 3 класс. В 2-х частях ЕфросининаЛ.А.;
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. З класс. В 2-х частях Ефросинина Л.А.:
Литературное чтение. Теl,раль.rutя коtll,роjlыiых работ. 3 класс. В 2-х частях
Ефросинина Л.А.:
Кttигочей. Словарь-справочIIик по литературному чтению. 1-4 классы Ефросиrrина
Л.А.:
Литературное чтение. Методи.tеское пособие. 3 класс. ЕфросининаЛ.А
Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.rr_/8bc47e88
https://resh.edu.ru/subj ectl32l
https://infourok.ru/