Рабочая программа по окружающему миру 2-4 классы

Муниципа,rьное бюджетное общеобразовательное ччреждение
Чачтырская средняя общеобразовательная школа Л92
Мясниковского района Ростовской области

рАссмотрЕн()

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседаI{ии ШМо
Протокол Nч1
от 22.08.2023г.
Руководитель ШМО

Протокол Nql заседания
Методического совета

l

{йцl*t

МБоУ СоШ

Ns2
ра по

Зам. ди

Габызян К.К.

лир

мБ о] COIII
ý

от 24.08.2023г.

х

айоарян M.'I'

:п

РАБОЧАЯ ПРОГРАМIUА
ОКРУЖАЮЩЕМУ

МИРУ

к учебнику (ОкружающиЙ мир)>
(авторы:

Н.Ф.Виноградова)

2-4

клАссы

Количество часов: 2 часа в неделю

Учителя * Берекчиян О.!.
Батыгян З.Щ.
Габызян К.К.
Дагалдян А.С.
Хошафян Н.Х.

2023

Nq2

УВР

I

ПО

3г. Nsl10

Iриказ

- 2024 учебный гол

фl ."--r
.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗЛПИСКА

Рабо.rая программа по учебному предмету кОкружающий мир> (предметнм область

<Обществознание и естестl]ознание> (<Окружающий мир>) соответствуе,г Фелераtьной

рабочей программе по учебному предмету <Окружаюций мир) и вкJ]ючает
гrояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения

программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи из}пrения окружающего Nrира.
место в стр},ктуре учебного плана, а также подходы к отбору содержrrния и планируемыNl
результатам.

ОБЩАЯ ХАРЛКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обуrения раскрывает содержатеJ,Iьные линии для обязатеJIьного

изучения окружающего мира в каждом кл::ссе на уровне начаlьного общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные

резуJ,Iьтаты

за

период

обучения,

а

также

предметные

достижения

обучающегося за каждый год обучения на уровне нача,,Iьного общего образования.
Прогэамма по окружающему миру на уровне нача],Iьного общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федерапьной рабочей програмltы
воспитания.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружаюшего мира. интегрирующего знания о природе. предметном \rире.
обществе и взаимодействии людей в нём. соответствует потребностям и интересам
обучающлtхся на ypoBtIe начального обпtего образованйя Ll направлено на достижение
следующих целей:
о формирование целостного взгляда на мир. осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (приролную и социацьную срелу
обитания); освоение естественЁо-научяых, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содер}аании программы по окружающему
миру;
о формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления.
приверженности здоровому образу жизни;
. развитие умений и навьlков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненtlой практике, связавной как с
поисково-исследовательской
(наблюдения.
опLIты. трудовая деятельность). так и с творческил,I
деяIельностью
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразител ьной,
художественной деятельности;
д}r{овно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
iосударств),,
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому
определёняому этносу;
. проявление ),важения к истории, к}пьтуре, традициям народов Российской
Федерации;
о освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоtlтношений в

.

социyfr4е;

о обогащение д}D<овного опыта обучаюIIIихся, развитие способности ребёнка к
соqиаJIизации на основе принятия гуманистических норм жизни. приобреl,ение
опыта эмоционаJlьно-положительного отношения к природе в соответстI]ии с
экологическими нормами поведения;
. стаЕовление нilвыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к Iюдям, уважительного отношения к их взгJUIдам, мнению и
индивидуаiIьности.
I|ентра.rьной идеей конструирования содержания и планируемых резуль,|,а,rов
обуrения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе.
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
цеЕностей взаимодействия в системах: кЧеловек и природа). <Человек и общество).
<Человек и другие люди>, кЧеловек и познание>. Важнейшей составJIяющей всех
указанных систеN, яв,tяется содержание. усвоение которого гарантирует формированис 1,
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания прогрzlммы по окружающему миру осуществлё:l на основе
след)тощих ведущих идей:
о раскрытие роли человека в природе и обществе;
. освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: кчеловек и
природа). кЧеловек и общество), кЧеловек и другие люди>, кЧеловек и его
самость), <Человек и познание).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых Еа изучение курса <Окружаюций мир>. составляет
270 часов (два часа в недехю в каждом классе): l класс - 66 часов 2 к.пасс - 68 часов. ]
класс - 68 часов. 4 к.цасс - 68 часов.

содЕржАнl{Е учЕБt{ого прЕдп,lЕтА

1клАсс
Человек u обtцесmво

Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный" шко;rьный
коллектив. flрузья. взаимоотношения между нимиl ценность дружбы. соглас}Iя. взаимной

помоци.
Совместная деятельность с одноклассниками - учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материzrлов и учебного оборудования: поза:
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.

семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный трул и отдых.
!омашний здрес.
Россия - наша Родина. Москва с,голица России. Символы России (герб. флаг,
гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего

населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного краJI.
I]eHHocTb и красота рукотворного мира. Правила поведеЕиJI в социуме.
Человек u прuроdа
Природа - среда обитания человека. Природа и предметы. /-озданньiе чеjlовеко\l.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, веща.l. }ход за ними. Неживая
и живiul природа. Наблюдение за погодой своего Kpzul. Погода и термометр. Определение
температуры возд}ха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Прави"rа
нравственного и безопасного поведен}Iя в природе.
Растигельный мир. Растения блияtеrirrrего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растеЕия. ffикорастущие и культурtIые растения. Части
растения (называние, KpaTKtuI характеристика значения для жизни растения): корень.
стебель. лист. цветок. плод. семя. Комнатные растения, правила содержания и ),хода.
Мир животных Разные группы животных (звери. насекомые. птицы. рыбы и др.).
.Щомашние il дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.

Прав ul а б е з о п а с н ой эtс u з н е d е яm е ьн о с rпu
Понимание веобходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном.
Прави,,tа безопасности в быту: попьзование бытовыми электроприборами. газовыi\ilt
"ц

плитilми.
,Щорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (лорожные
знаки, дорожнаrя разметка, дорожные сигтtалы).

информачяонно-телекоNrмуникационной сети Интернет
(электронный дневник и э,'tектронньlе ресурсы школы) в условиях контролируемого
дост}.па в информационно-телекомм}.никационн},ю сеть Интернет.

Безопасность в

Изуiсние окружающего мира в l

кJIассе способствует освоению на

пропедевтическом уровне ряда уIIиверсальных учебных действий: познавательных
универса-r-Iьных учебных действий, коммуникативных универса],Iьных учебных действиl"tрегулятивных универсальньж учебньгх действий. совместной деятельности.
Базовьtе .|lо?uческuе dейсmвuя как часть познавательных },ниверсtшьных учебных
действий способств),rот формированию умений;

.

.

сравнивать происходящие
в природе изменения, наблюдать зависиj\lость
изменений в живой природе от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животньrх (звери, насекомые"
рыбы, птицы), называть главнуо особенность представителей одной группы (в
преде"lах изуrенного);

.

приводить примеры ,тlиственньD( и

хвойньгх растений. сравнивать их.

устанавливать различия во внешнем виде.
Рабоmа с uчфорлlацuей как часть познавательных универсальньrх учебных действий
способствует формированию умений :

о

понимать, что информация может быть представлена в разной форлrе текста.
иллюстраший, видео, таблицы;
. соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Ko_uMyнuKamuBHble yHuBepca|bHbte учебньtе Оейсmвuя способствуют формированию

\,\Iении

. в
.

.
.

процессе учебвого диatлога слушать говорящего; отвечать на вопросыдополнять ответы участников; уважительно от носиться к Flзным мнениям;
воспроизводить назвilния своего населенного пункта, название страны. её

столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принzцлежностьк)
народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
описывать по предложенному пла}rу время года, передавать в рассказе своё
оlношение к природfiым явления}{;

. сравнивать домашЕих и дIlких животньIх, объяснять, чем они рiвличаются.
Реzуlяmuвные yчuBepcallbтble учебные dейсmвuя способствуют формированию
рtений:
. с[,авнивать организацию своей жизни a установленньlми прави.qами здорового
образа жизни (выполнение режима, двигательнм активность, закаливание.
безопасность использования бытовых электроприборов);

.

.

оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и уJIицах
другими детьми, выполнять самооценку;
анtшизировать предложенные ситуации: устанавливать нарупения режима дня.
организации учебной работы; нарушения правил дорожЕого дви;кения, правил
пользования элекlро- и гrвовымIr приборами.

Совмесmная dеяmе,пьносmь способс,гвует формированию умений:

о

в совместной деятельности: договариваться.
справедливо распределять работу, определять нарушение правил
соблюдать правила общения

взаимоотношений. при участии rtитеJul устранять возникilющие конфликты.
2

клАсс

обulеспво
Наша Родина Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва - столица России. Святыни Москры - святыни
России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий. связанных с Москвой (основание Москвы. строительство Кремля
и др.). ГеDб МIосквы, Расположение Москвы на карте. Города России. Россия многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи. праздники.
Че-лслвек u

родной край. его природные и культурные достопримечательности. Значимые события
ИСТОРИИ РОДНОГО KPZUI.

Свой регион и его главный город на карте; символика своего

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда

региона.
жизни

в

человека и общества.

Семья. Семейные ценности и ll]адиции, Родословная. Составление схемы

родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. .Щоброта, справедливость,
честность. уважение к чужому мнению и особенностям других людей главные правила
взаимоо1 н( lшен и й ч_lенов общества.
Че:tоt;ек u прuроdа
Методы познания природы: наблюдения. опыты. измерения.
Звёзды и созвездия. наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от
других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус. карта, план. KapTzr
мира. Материки. океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса.
Ориентирование на местности по местным природным признакам. Солнчу, Компас.
устройство; ориентирование с помощью компаса.
Мнсгообразие растений. !еревья, кчстарники. травы. !икорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие
животньж. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные. пресмыкающиеся: общая
характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни

животных.
Краспая книга России, её значение. отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники" природные парки. Охрана приролы. Прави.та нравственного
поведения на природе.
П paBt t а бе зопас tt ой эк, uз Hed е япе льнос mч
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна. учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питанI{е (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаlивание. игры на воздухе как усJовие сохранения и укреп-:lения
здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях,
переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории). в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транслорта и метро
(ожидание на остановке. посадка, равмещение в сzшоне или вагоне. высадка. знаки
безоrасносги на общественном транспорте). Номера телефонов экстпенной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети Интернет (коммуникачия в мессенджерах и социальrIых группах)
информаuионно-коммуникационную сеть
условиях контролируемого доступа
Интернет.
t

в

в

Изучение окружающего мира во 2 кпассе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальньгх учебных действий: познавательных

универсальных уrебных действий, комм},tIикативных универсilльных учебных действий.
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Базовьtе _|lо?tlческuе dейсmвuя как часть познавательных универсальных уlебных
действий способствуют формированию рлений:

.
.
.
.
о

ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опы,г, сравнение,
измерение);

определять

на основе

Еаблюдения состояние вещества (жидкое. твёрдое.

газообразное);
различать символы РФ;

различать деревья, кустарники, трzlвы; приводить примерьi

(в

преле.пах

изlzченного);

группировать растения: дикораст}тдие и культурные; лекарственные и ядовитые
(в пределах изученного);
о различать прошлое, настоящее. булущее.
Рабоmq с uнфор.uацuей как часmь по?нав(]пе,lьньtх унчверсulьных учебньtх dсйt,mвuit
с пос обс mеу е m фо p.u upoBa н u ю ylte uй :

.
.
.

о

t t

различать информацию. представленную в тексте, графически. аудиовизуально;
читать информацию, представленную в схеме. таблице;
используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
ссотносить пример (рисунок, предложеl{нуо ситуацию) со временем протекания.

Ko.u;rуHuKamuBHble упuверсаlьньtе учебньtе Deirc

пвuя способствl,ют формированию

умений:

1. ориентироваться в терминalх (понятиях), соотносить их с

крагкой

характеристикой:

о поЕятия и

термины, связанные с социмьным миром (индивидуальность
человека, органы чувств, ,кизнедеятельностьi поколение. старшее поколение-

.
.
2.
3.

4.
5.

6.

куr(ьтура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
понятия и термины, связаЕные с миром природы (среда обитания, тело. явление,
вещество; заповедник);

понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья
(режим, правильное питание, закalливание, безопасность. опаснаJI ситуаuия).
описывать условия жизни Еа Земле, отличие нашей планеты от других пла}rет
Солнечной системы;
создавать небольшие опис;шия на предложенную тему (например. <<Моя семья>.
кКакие бывают профессии?>, <Что <умеют> органы чувств?>. кЛес * природI{ое
сообцество)) и др.);
создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и
растения как живого существа; связь изменений в живой лрироде с явлениями
неживой приролы):
приводить fiримеры растений и животных, занесёнЕых в Краснlто книгу России
(на примере своей местности);
описывать современные события от имени их участника.

Реzуlяmuвньtе унuверсапьньIе учебньtе dейсmвuя способствуют формированию
умений:
. следовать образцу, предложенному
задачи;

.

плану и инструкции

;lри решении учебной

контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по
решению учебной задачи;

. оценивать результаты своей работы.

анtlлизировать оценку учителя и

одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.

Сов-uесmная dеяmelьносmь способствует формированию 1rиент.й:

.
.
.
.
3

строить свою учебную
соответствии

с правилами

и

игровую деятельность. житейские ситvации

поведения9

оценивать жизненные ситуации

принятыми

с точки

в

в обществе;

зрения правил поведения. культуры

общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
прсводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных
веществ (вода" молоко, сахар. cu.lb. железо). совместно намечать план работы.
оценивать свой вклад в обцее дело;

определять причины возможных конфликтов. выбирать (из прелложенньп)
способы их разрешения.

клАсс
Че,qовек u общесmво

Обцество как совокупность .lподей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наlпа Родина Российская Федерация. Уникальные памятники к},]lьтуры России, родного края.
Государствевнач символика Российской Федераttии и саоего региона. Горола Золотого
кольца России. [lароды России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России.
Семья - коллектив близких, родных люлей. Семейный бюджет. доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание. уважительное отношение к
люмм с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трулолюбие как общественно
значимая ценность в культ}ре народов России. Особенности труда людей родного края. их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры - символы стран. в которых
они находятся.
Человек u прuроdа
Метолы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие вещесl,в в окрукающем мире. Прилrеры веществ: соль.
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости. газы. Простейшие прак,гические
работы с веществами, жидкостями, газами, Воздух - смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых оргаtlизмов и хозяйственной
жизьи человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха. воды.

Горные породы и минера,Iы. Полезные ископаемые. их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2-З примера). Почва, её состав" значение для живой природы и

хозяйственной жизни человека.
Первонача:rьные пре.цст?в1,Iения о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съелобные и несъелобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
Dастениям. Условия. необходимые для жизни растения (свет. теп".lо. воз.lух. вола).

Наблюдение роста растений, фиксачия измененlлй. Растения родного края. названия и
краткм характеристика на основе набл;одсний. Охрана растений.
Разнообразие животньп. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животньн (рыбы. птицы. звери).
Особенности питания животных. L{епи питания. Условия. необходимые для жизни
1кивотных (воздух, вода. теп_lо. пища). Роль живо,гных в природе и ;кизни лю.lсiiбережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края.
их названия. краткiш характеристика на основе ваблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения - пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Приролные сообцества родноt(r

края (2

3

примера

на основе

наблюдений). Правила нравственного поведения

в

природных сообществах.
Человек - часть природы. Общее lIредставление о строений тела человека. Системы
органов (опорно-лвигательная, пищеваритехьная. дыхательная, кровеносная. нервная.
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры те.lа
человека. частоты пульса.
Прав, tla бе зопасн ой эr uзн е dеяmе,цьн осmu
Здоровый образ жизни; двигательная активность (утренняя зарядка. динаI\{ические
паузы)"

зака.Tивание

и профилактика

забо-цеваний.

Забота

о здоровье

и безоtlаснослll

окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемеtllения внутри
двора и пересечеrtия дворовой проезжей части. безопасные зоны электрических. газовых.
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреtлglающие знаки безопасности). Прави-па безопасного поведения пассажира
железнодорсжного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведеllия l|a
вокзапах и в аэропортах, безопасное лове.,-1ение в вагоне- на бортl,самолёта. судtlа; знаки
безопасности).
сети Интернет (орлiентирование
Безопасность в информационно-комму{икационной
в признаках мошеннических действий, защита персональной информации. правила
коммуникации в мессенджерах и социalльных группах) в условиях контролируемого
доступа в llнформачионно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсацьных
учебных действий: познавательных )ъиверсarльньrх учебных действий. коммуникативных

универсальных учебных действий. регулятивньrх универсаJIьных учебных действиii.
совместной деятельности.
Базовьtе .-lо?llческлле

tt

ucc_,tedoBame.lbcKuc dаiк,mвия

как часть познавагеiьны\

универсаJIьных учебных действий способствуют формированию умений:
. проводить несложные наблюления в природе (сезонные изN{енения. поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе
результатов совместных с однокJIассникаN{и наблюдений (в парах. гр"чппах)
делать выводы;
. устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и

.
.

условиями жизни животного;
о[редеJulть (в прочессе рассматривания объектов и яв-пений) существенные
признаки и отношения между объектами и яв,r]ения\lи;
моделировать цепи питания в лриродном сообществе;

.

различать понятия (век), (столетие), (историческое время); соотносить

историческое событие с датой (историческим периолом).
Рабопа t, uнфор.uацuей как часть познавательных универсальных )^]ебных действий
способствует формированию рлений:

.
.

о
.

понимать, что работа с моделями Земли (глобус. карта.) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты;
нalходить на глобусе Ntатерики и океаны. воспроизводить их названия; находить
на карте нашу страну, столицу, свой регион:
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными
сrбъектами:

находить по предложению учителя информачию в разных ис,rочникiж - текстах.
таблицах, схемах" в том числе в информационно-коммуникациояной сети
Интернет (в условиях контролируемого входа);
. сс,блюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Ко-u:,;унuкаrпuвньlе унuверса,lьньtе учебные dейсmвuя способствуют формированию
умений:

.

ориентироваться

в

понятиях, соотносить понятия

и

термины

с их

краткой

характеристикой:

1. понятия и термины, связанные с социzLтьным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
2. поlrятия и термины, связанные с NIиром природы (планета. материк. океан. модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Краснм книга);
3. понятия и термины, связанные безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения. дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
. описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
. оFисывать схожие, различные, индивидуirльные признаки на основе сравнеllия
объектов природы:
. приводить примеры, кратко характеризовать предстзвитепей разных царств
природы;
. называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого
организма;
о описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в
пределах изуrенного).
Реzузяmuвньtе ytu*epcalbчble учебньtе dеtiсплвuя способсmвуюm фор.ttttlловtпtuю

с

y_lte

t ttl,й :

.

плilнировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия
(гри небольшой помощи учителя);
. устацавливать причину возникающей трудности или ошибки. корректировать
свои действия.
Сов.ttесtпttая dеяmеlьносmь способсmвуеm фор-лt ttровсtнчю y.lte t tttй :
. участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
. оценивать результаты деятельности участников" положительно реагировать [Ia
советы и замечания в свой алрес:
. аыполнять правила совмествой jlеятельности. признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение;

a

4

самостоятельно разрешать возникающие конфликть1 с учётом этики общения

клАсс
Че,,tовек u обtцесmво

Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права и обязаннос-t,и
гражданина Российской Федерации. IIрезидент Российской Федерации - глава
государства. Политико-административнм карта России. Общая характеристика родного
kpfuI, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.

Горо,tа России. Святыни городов России. Главный город родного

края:

достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий.
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной соJидарности и
упрочения духовньш связей между соотечественниками. Новый год. День защитника
Отечества. Межлунаролньтй женский день, День весны и трула. !ень Побе.lы. .Щеtrь
России,.Щень народного единства,,Щень Конститучии, Праздники и памятные латы cBoeгo
региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.
государственным символам России.
История Отечества <Лента времени)) и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и кlтьтl рной жизни страны в
разяые исторические периоды: Государство Русь. Московское государство, Российская
империя. СССР. Российская Фелерашия. Картины быта. трула. духовно-нравственньiе и
культурныс традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных
]пох как носители базовых национiцьных ценностей.
Наиболее значиi{ые объекты списка Всемирного к},льтурного наследия в России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего крiш. Личная ответственность каждого человека,]а
сохранность историко-культурного наследия с воего края.
правиllа нравственного поведения в социуме. отношение к людям независимо от их
национtцьности, социаJIьного статуса. религиозноЙ принадлежЕости.
Че.цовек u прuроёа
Методы познzlния окружающей природы: наблюдения. сравнения, измерения. опыты
по исследованию природных объектов и явлений. Солнце - ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла д,lя всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной
системы. Естественные спу"тники планет. Смена дня и ночи на Земле Вращс,ние Зем.ltи как
причина с]\{ены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы. холмы. овраги (общее представление.
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткм характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разносrбразие (океан, море. озеро. прул. болото); река как водный
поток; использоваЕие рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России. моря.
омывaющие её берега, океаны. Волоёлtы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдеIrий).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2 3 объекта).
Природные зоны России: общее представление. основные природнь]е зоны (климаr,.
растительный и животный мир, особенЕости туда и быта людей. влияние человека на
лрироду изучаемых зон, охрана природы). Связи в природньж зонах.

Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды. воздуха, полезнь]х ископаемых.
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Междунарсrдная Красная кllига (отдельные примеры).
Праь;tl tt бе зопас н oit жuзне dеяmе л bHocпtt
Здорсlвый образ жизни: профилакгика вредных привычек.

Безопасность в городе (планирование маршрутов с

учётом 1,ранспортной

инфраструктуры города: правила безопасного по ведения в общественных местах. зонах
отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с уrILrгФм
дорожных знаков и разметки. сигнаqов и средств защиты велосипедиста, правила
использования cttмoKaTa и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск
достоверной информации. опозЕавание государственных образовательных ресурсов и
контролируеNlого
портмов)
в условиях
дост}.па в
детских
развлекательных
информационно-коммуникационн},ю сеть Интернет.
Изуrение окружающего мира в 4 K:racce способствует освоению ряда универсfurьных
учебных действий: познавательньtх универсальньж учебных действ,rй. коммуникативных

универсальных учебньш действий, регулятивных универсiшьчых учебных действий.
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных

универсаlIьных учебных действий способствуют формированию умений:
. устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека:
о конструировать в учебных и игровых ситуаtIиях правила безопасного поведения

.
.

о

.

в среде обитания;

моделировать схемы природных объектов (строение почвыi движение реки,
форма поверхности);
сс,относить объекты природы с принадлежностью к опре]lелённой природIiой
зоне]
классифицировать природные объекты по принадлежности к лриродной зоне:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекr,а
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Рабоmа с uнфор,uацuеit как часrпь познuвumе.l ы! blx унчвер(u.lьllых учсбньtх ()eЙL'm+lri!
с

пt lcl лбс m Bt,e m фор:t uров а н

о

.
.

ч

ю

l,.tt е н

uit.-

исIlользовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
оценивать объективность инФормации, учитывать правила безопасного
использования электронньIх образовательных и информачиояных ресурсов;
использовать для },точнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари, справочники. энциклопедии, в том числе и инфtrрмационнокоммуникационн).ю сеть Интернет (в условиях контролируемого выхола);

делать сообщения (локлалы) на предложенную тему на основе доп
историческiul карта
Чеltовек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

10
и

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы познания окружаюшей
природы. Lолнечншl система
Формы земной поверхности. Водоемы
и их разноооразие
Приро2lные зоны России: общее
прелставление, основные природные
зоны
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические

1

1

0

Библиотека ЩОК
ht11-1s: tll,c.]siltl.гil

6

1

0

Библиотека I-{OK
http.r;]lцr.scl ssаJц Z1 41Д 5 0

71-11]

8 _i ()

))

1

].

2,2

9

0

2.З

5

2,4

5

Библиотека ЦОК

]850

ht1;ls:/ in.etlsoi_r,ru

71-1

l

0

Библиотека I {OK
lrttp_.: In.cilstlo,It]

]

]]Х]|)

1

0

Библиотека ЩОК
htt]]s: l]],t:(isoo.гu,7i-i j ]Е5(l

0

1

Биб:lиотека ЦОК
ltt],1-1s. ll r..,,,]scl.r. rti 71-|]-]ý_i(]

7

0

0

0

проблем ы

l-+

?,4

з.l

Безопасность в городе. Безопасность в

2lt50

1

5

З.2

1

17

2.1

Итого по разделу
Раздел З. Правила безопасной жизнелеяте.rьности
Злоровый,образ жизни: профилактика
вредных привычек

Библиотека ЦОК

iltlps: i'nl.edsclo,гir'711

.+

Библпоrсiса L(()K
] 1,1,., ,,, ,,irr,,1,1i, ]l

Биб-,rиотска [(()К

: ';| r(l

сети Интернет
Иr,ого по разделу
Резервrrое время

ОБtЦЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

гlрогрАммЕ

пl..,сlsоо.гч]71J l
5

6

0

0

бtJ

6

J

]8

5

rl

УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

процЕссА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫВ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях). 2 класс/ Виноградова Н,Ф., Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр <ВЕНТАНА-ГРАФ>; Акционерное общество
<Издательство кПросвещение>
Окружающиli мир (в 2 частях), 3 класс/ Часть l: Виноградова Н.Ф.. Калинова Г.С.; Часть 2:
виноградова Н.Ф., обrrtество с ограltиченной ответственностью Издательский центр
(ВЕНТАНА-ГРАФ>: Акционерное общество кИздательство кПросвещение>
Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Виноградова Н.Ф., Калинова Г,С., Общество с
ограниченной ответственностью Издательский uентр кВЕНТАНА-ГРАФ>; Акчионерное
общество <Издательство <Просвещение>

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

l.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы "Начальная школа 21 века". 1-4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаuий. Виноградова Н.Ф. - М.: Вентана-Граф,20l9
2. Рабочая программа по учебному преJtмету "Окрухtаrощий мир
З. Н.Ф.Виноградова Окружающий плир 3-4 классы. Методическое пособие. 2-е издание,
дополненное. Москва. Издательский uентр "Вентана-Граф"
4. Окрухсаюций мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях Виноградова Н.Ф.. Ка,тинова Г.С.;
5. Окружающий мир. Учебник. j класс. В 2-х частях Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.;
6. Окружаюций мир. Рабочая тетрадь.3 класс. В 2-х частях Виноградова Н.Ф.;
7. Окружаюший мир. TeTpa.,lb дJIя проверочных рабоr,. 3 Klracc, В 2-х частях Виногралова Н,Ф.l
8. Окружающий мир. Метолическое пособие. 3-4 классы.Виноградова Н.Ф.;
9. Справочник по oкpyжalotrleMy миру.Занина К.А
l0. Окружаюr_rrий мир. Метолические рекомендации. Учебное пособие для
обшеобразовательных школ. 4 класс. Москва.Просвещение. 2023г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https ://yandex, rrr/video/

https ://uchi. ru/teachers/hometasks

https://resh.edu.ru/

https://inlourok.п:/
https://uchitelya.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».