Муниципа,rьное бюджетное общеобразовательное ччреждение Чачтырская средняя общеобразовательная школа Л92 Мясниковского района Ростовской области рАссмотрЕн() СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседаI{ии ШМо Протокол Nч1 от 22.08.2023г. Руководитель ШМО Протокол Nql заседания Методического совета l {йцl*t МБоУ СоШ Ns2 ра по Зам. ди Габызян К.К. лир мБ о] COIII ý от 24.08.2023г. х айоарян M.'I' :п РАБОЧАЯ ПРОГРАМIUА ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ к учебнику (ОкружающиЙ мир)> (авторы: Н.Ф.Виноградова) 2-4 клАссы Количество часов: 2 часа в неделю Учителя * Берекчиян О.!. Батыгян З.Щ. Габызян К.К. Дагалдян А.С. Хошафян Н.Х. 2023 Nq2 УВР I ПО 3г. Nsl10 Iриказ - 2024 учебный гол фl ."--r . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗЛПИСКА Рабо.rая программа по учебному предмету кОкружающий мир> (предметнм область <Обществознание и естестl]ознание> (<Окружающий мир>) соответствуе,г Фелераtьной рабочей программе по учебному предмету <Окружаюций мир) и вкJ]ючает гrояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи из}пrения окружающего Nrира. место в стр},ктуре учебного плана, а также подходы к отбору содержrrния и планируемыNl результатам. ОБЩАЯ ХАРЛКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обуrения раскрывает содержатеJ,Iьные линии для обязатеJIьного изучения окружающего мира в каждом кл::ссе на уровне начаlьного общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные резуJ,Iьтаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне нача,,Iьного общего образования. Прогэамма по окружающему миру на уровне нача],Iьного общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федерапьной рабочей програмltы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружаюшего мира. интегрирующего знания о природе. предметном \rире. обществе и взаимодействии людей в нём. соответствует потребностям и интересам обучающлtхся на ypoBtIe начального обпtего образованйя Ll направлено на достижение следующих целей: о формирование целостного взгляда на мир. осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (приролную и социацьную срелу обитания); освоение естественЁо-научяых, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содер}аании программы по окружающему миру; о формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления. приверженности здоровому образу жизни; . развитие умений и навьlков применять полученные знания в реальной учебной и жизненtlой практике, связавной как с поисково-исследовательской (наблюдения. опLIты. трудовая деятельность). так и с творческил,I деяIельностью использованием приобретённых знаний в речевой, изобразител ьной, художественной деятельности; д}r{овно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской iосударств),, Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому определёняому этносу; . проявление ),важения к истории, к}пьтуре, традициям народов Российской Федерации; о освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоtlтношений в . социyfr4е; о обогащение д}D<овного опыта обучаюIIIихся, развитие способности ребёнка к соqиаJIизации на основе принятия гуманистических норм жизни. приобреl,ение опыта эмоционаJlьно-положительного отношения к природе в соответстI]ии с экологическими нормами поведения; . стаЕовление нilвыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к Iюдям, уважительного отношения к их взгJUIдам, мнению и индивидуаiIьности. I|ентра.rьной идеей конструирования содержания и планируемых резуль,|,а,rов обуrения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе. ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих цеЕностей взаимодействия в системах: кЧеловек и природа). <Человек и общество). <Человек и другие люди>, кЧеловек и познание>. Важнейшей составJIяющей всех указанных систеN, яв,tяется содержание. усвоение которого гарантирует формированис 1, обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания прогрzlммы по окружающему миру осуществлё:l на основе след)тощих ведущих идей: о раскрытие роли человека в природе и обществе; . освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: кчеловек и природа). кЧеловек и общество), кЧеловек и другие люди>, кЧеловек и его самость), <Человек и познание). МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых Еа изучение курса <Окружаюций мир>. составляет 270 часов (два часа в недехю в каждом классе): l класс - 66 часов 2 к.пасс - 68 часов. ] класс - 68 часов. 4 к.цасс - 68 часов. содЕржАнl{Е учЕБt{ого прЕдп,lЕтА 1клАсс Человек u обtцесmво Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный" шко;rьный коллектив. flрузья. взаимоотношения между нимиl ценность дружбы. соглас}Iя. взаимной помоци. Совместная деятельность с одноклассниками - учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материzrлов и учебного оборудования: поза: освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный трул и отдых. !омашний здрес. Россия - наша Родина. Москва с,голица России. Символы России (герб. флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного краJI. I]eHHocTb и красота рукотворного мира. Правила поведеЕиJI в социуме. Человек u прuроdа Природа - среда обитания человека. Природа и предметы. /-озданньiе чеjlовеко\l. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, веща.l. }ход за ними. Неживая и живiul природа. Наблюдение за погодой своего Kpzul. Погода и термометр. Определение температуры возд}ха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Прави"rа нравственного и безопасного поведен}Iя в природе. Растигельный мир. Растения блияtеrirrrего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растеЕия. ffикорастущие и культурtIые растения. Части растения (называние, KpaTKtuI характеристика значения для жизни растения): корень. стебель. лист. цветок. плод. семя. Комнатные растения, правила содержания и ),хода. Мир животных Разные группы животных (звери. насекомые. птицы. рыбы и др.). .Щомашние il дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Прав ul а б е з о п а с н ой эtс u з н е d е яm е ьн о с rпu Понимание веобходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Прави,,tа безопасности в быту: попьзование бытовыми электроприборами. газовыi\ilt "ц плитilми. ,Щорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (лорожные знаки, дорожнаrя разметка, дорожные сигтtалы). информачяонно-телекоNrмуникационной сети Интернет (электронный дневник и э,'tектронньlе ресурсы школы) в условиях контролируемого дост}.па в информационно-телекомм}.никационн},ю сеть Интернет. Безопасность в Изуiсние окружающего мира в l кJIассе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда уIIиверсальных учебных действий: познавательных универса-r-Iьных учебных действий, коммуникативных универса],Iьных учебных действиl"tрегулятивных универсальньж учебньгх действий. совместной деятельности. Базовьtе .|lо?uческuе dейсmвuя как часть познавательных },ниверсtшьных учебных действий способств),rот формированию умений; . . сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависиj\lость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить примеры представителей разных групп животньrх (звери, насекомые" рыбы, птицы), называть главнуо особенность представителей одной группы (в преде"lах изуrенного); . приводить примеры ,тlиственньD( и хвойньгх растений. сравнивать их. устанавливать различия во внешнем виде. Рабоmа с uчфорлlацuей как часть познавательных универсальньrх учебных действий способствует формированию умений : о понимать, что информация может быть представлена в разной форлrе текста. иллюстраший, видео, таблицы; . соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Ko_uMyнuKamuBHble yHuBepca|bHbte учебньtе Оейсmвuя способствуют формированию \,\Iении . в . . . процессе учебвого диatлога слушать говорящего; отвечать на вопросыдополнять ответы участников; уважительно от носиться к Flзным мнениям; воспроизводить назвilния своего населенного пункта, название страны. её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принzцлежностьк) народу РФ, описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному пла}rу время года, передавать в рассказе своё оlношение к природfiым явления}{; . сравнивать домашЕих и дIlких животньIх, объяснять, чем они рiвличаются. Реzуlяmuвные yчuBepcallbтble учебные dейсmвuя способствуют формированию рtений: . с[,авнивать организацию своей жизни a установленньlми прави.qами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательнм активность, закаливание. безопасность использования бытовых электроприборов); . . оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и уJIицах другими детьми, выполнять самооценку; анtшизировать предложенные ситуации: устанавливать нарупения режима дня. организации учебной работы; нарушения правил дорожЕого дви;кения, правил пользования элекlро- и гrвовымIr приборами. Совмесmная dеяmе,пьносmь способс,гвует формированию умений: о в совместной деятельности: договариваться. справедливо распределять работу, определять нарушение правил соблюдать правила общения взаимоотношений. при участии rtитеJul устранять возникilющие конфликты. 2 клАсс обulеспво Наша Родина Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва - столица России. Святыни Москры - святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий. связанных с Москвой (основание Москвы. строительство Кремля и др.). ГеDб МIосквы, Расположение Москвы на карте. Города России. Россия многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи. праздники. Че-лслвек u родной край. его природные и культурные достопримечательности. Значимые события ИСТОРИИ РОДНОГО KPZUI. Свой регион и его главный город на карте; символика своего Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда региона. жизни в человека и общества. Семья. Семейные ценности и ll]адиции, Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. .Щоброта, справедливость, честность. уважение к чужому мнению и особенностям других людей главные правила взаимоо1 н( lшен и й ч_lенов общества. Че:tоt;ек u прuроdа Методы познания природы: наблюдения. опыты. измерения. Звёзды и созвездия. наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус. карта, план. KapTzr мира. Материки. океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам. Солнчу, Компас. устройство; ориентирование с помощью компаса. Мнсгообразие растений. !еревья, кчстарники. травы. !икорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животньж. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные. пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Краспая книга России, её значение. отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники" природные парки. Охрана приролы. Прави.та нравственного поведения на природе. П paBt t а бе зопас tt ой эк, uз Hed е япе льнос mч Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна. учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питанI{е (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаlивание. игры на воздухе как усJовие сохранения и укреп-:lения здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории). в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транслорта и метро (ожидание на остановке. посадка, равмещение в сzшоне или вагоне. высадка. знаки безоrасносги на общественном транспорте). Номера телефонов экстпенной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети Интернет (коммуникачия в мессенджерах и социальrIых группах) информаuионно-коммуникационную сеть условиях контролируемого доступа Интернет. t в в Изучение окружающего мира во 2 кпассе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальньгх учебных действий: познавательных универсальных уrебных действий, комм},tIикативных универсilльных учебных действий. регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Базовьtе _|lо?tlческuе dейсmвuя как часть познавательных универсальных уlебных действий способствуют формированию рлений: . . . . о ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опы,г, сравнение, измерение); определять на основе Еаблюдения состояние вещества (жидкое. твёрдое. газообразное); различать символы РФ; различать деревья, кустарники, трzlвы; приводить примерьi (в преле.пах изlzченного); группировать растения: дикораст}тдие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); о различать прошлое, настоящее. булущее. Рабоmq с uнфор.uацuей как часmь по?нав(]пе,lьньtх унчверсulьных учебньtх dсйt,mвuit с пос обс mеу е m фо p.u upoBa н u ю ylte uй : . . . о t t различать информацию. представленную в тексте, графически. аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме. таблице; используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; ссотносить пример (рисунок, предложеl{нуо ситуацию) со временем протекания. Ko.u;rуHuKamuBHble упuверсаlьньtе учебньtе Deirc пвuя способствl,ют формированию умений: 1. ориентироваться в терминalх (понятиях), соотносить их с крагкой характеристикой: о поЕятия и термины, связанные с социмьным миром (индивидуальность человека, органы чувств, ,кизнедеятельностьi поколение. старшее поколение- . . 2. 3. 4. 5. 6. куr(ьтура поведения; Родина, столица, родной край, регион); понятия и термины, связаЕные с миром природы (среда обитания, тело. явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закalливание, безопасность. опаснаJI ситуаuия). описывать условия жизни Еа Земле, отличие нашей планеты от других пла}rет Солнечной системы; создавать небольшие опис;шия на предложенную тему (например. <<Моя семья>. кКакие бывают профессии?>, <Что <умеют> органы чувств?>. кЛес * природI{ое сообцество)) и др.); создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой лрироде с явлениями неживой приролы): приводить fiримеры растений и животных, занесёнЕых в Краснlто книгу России (на примере своей местности); описывать современные события от имени их участника. Реzуlяmuвньtе унuверсапьньIе учебньtе dейсmвuя способствуют формированию умений: . следовать образцу, предложенному задачи; . плану и инструкции ;lри решении учебной контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; . оценивать результаты своей работы. анtlлизировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Сов-uесmная dеяmelьносmь способствует формированию 1rиент.й: . . . . 3 строить свою учебную соответствии с правилами и игровую деятельность. житейские ситvации поведения9 оценивать жизненные ситуации принятыми с точки в в обществе; зрения правил поведения. культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; прсводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода" молоко, сахар. cu.lb. железо). совместно намечать план работы. оценивать свой вклад в обцее дело; определять причины возможных конфликтов. выбирать (из прелложенньп) способы их разрешения. клАсс Че,qовек u общесmво Обцество как совокупность .lподей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наlпа Родина Российская Федерация. Уникальные памятники к},]lьтуры России, родного края. Государствевнач символика Российской Федераttии и саоего региона. Горола Золотого кольца России. [lароды России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья - коллектив близких, родных люлей. Семейный бюджет. доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание. уважительное отношение к люмм с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трулолюбие как общественно значимая ценность в культ}ре народов России. Особенности труда людей родного края. их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры - символы стран. в которых они находятся. Человек u прuроdа Метолы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие вещесl,в в окрукающем мире. Прилrеры веществ: соль. сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости. газы. Простейшие прак,гические работы с веществами, жидкостями, газами, Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых оргаtlизмов и хозяйственной жизьи человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха. воды. Горные породы и минера,Iы. Полезные ископаемые. их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-З примера). Почва, её состав" значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первонача:rьные пре.цст?в1,Iения о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съелобные и несъелобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к Dастениям. Условия. необходимые для жизни растения (свет. теп".lо. воз.lух. вола). Наблюдение роста растений, фиксачия измененlлй. Растения родного края. названия и краткм характеристика на основе набл;одсний. Охрана растений. Разнообразие животньп. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животньн (рыбы. птицы. звери). Особенности питания животных. L{епи питания. Условия. необходимые для жизни 1кивотных (воздух, вода. теп_lо. пища). Роль живо,гных в природе и ;кизни лю.lсiiбережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края. их названия. краткiш характеристика на основе ваблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Приролные сообцества родноt(r края (2 3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек - часть природы. Общее lIредставление о строений тела человека. Системы органов (опорно-лвигательная, пищеваритехьная. дыхательная, кровеносная. нервная. органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры те.lа человека. частоты пульса. Прав, tla бе зопасн ой эr uзн е dеяmе,цьн осmu Здоровый образ жизни; двигательная активность (утренняя зарядка. динаI\{ические паузы)" зака.Tивание и профилактика забо-цеваний. Забота о здоровье и безоtlаснослll окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемеtllения внутри двора и пересечеrtия дворовой проезжей части. безопасные зоны электрических. газовых. тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреtлglающие знаки безопасности). Прави-па безопасного поведения пассажира железнодорсжного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведеllия l|a вокзапах и в аэропортах, безопасное лове.,-1ение в вагоне- на бортl,самолёта. судtlа; знаки безопасности). сети Интернет (орлiентирование Безопасность в информационно-комму{икационной в признаках мошеннических действий, защита персональной информации. правила коммуникации в мессенджерах и социalльных группах) в условиях контролируемого доступа в llнформачионно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсацьных учебных действий: познавательных )ъиверсarльньrх учебных действий. коммуникативных универсальных учебных действий. регулятивньrх универсаJIьных учебных действиii. совместной деятельности. Базовьtе .-lо?llческлле tt ucc_,tedoBame.lbcKuc dаiк,mвия как часть познавагеiьны\ универсаJIьных учебных действий способствуют формированию умений: . проводить несложные наблюления в природе (сезонные изN{енения. поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с однокJIассникаN{и наблюдений (в парах. гр"чппах) делать выводы; . устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и . . условиями жизни животного; о[редеJulть (в прочессе рассматривания объектов и яв-пений) существенные признаки и отношения между объектами и яв,r]ения\lи; моделировать цепи питания в лриродном сообществе; . различать понятия (век), (столетие), (историческое время); соотносить историческое событие с датой (историческим периолом). Рабопа t, uнфор.uацuей как часть познавательных универсальных )^]ебных действий способствует формированию рлений: . . о . понимать, что работа с моделями Земли (глобус. карта.) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; нalходить на глобусе Ntатерики и океаны. воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион: читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными сrбъектами: находить по предложению учителя информачию в разных ис,rочникiж - текстах. таблицах, схемах" в том числе в информационно-коммуникациояной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); . сс,блюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Ко-u:,;унuкаrпuвньlе унuверса,lьньtе учебные dейсmвuя способствуют формированию умений: . ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: 1. понятия и термины, связанные с социzLтьным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 2. поlrятия и термины, связанные с NIиром природы (планета. материк. океан. модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Краснм книга); 3. понятия и термины, связанные безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения. дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). . описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; . оFисывать схожие, различные, индивидуirльные признаки на основе сравнеllия объектов природы: . приводить примеры, кратко характеризовать предстзвитепей разных царств природы; . называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; о описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изуrенного). Реzузяmuвньtе ytu*epcalbчble учебньtе dеtiсплвuя способсmвуюm фор.ttttlловtпtuю с y_lte t ttl,й : . плilнировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (гри небольшой помощи учителя); . устацавливать причину возникающей трудности или ошибки. корректировать свои действия. Сов.ttесtпttая dеяmеlьносmь способсmвуеm фор-лt ttровсtнчю y.lte t tttй : . участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; . оценивать результаты деятельности участников" положительно реагировать [Ia советы и замечания в свой алрес: . аыполнять правила совмествой jlеятельности. признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; a 4 самостоятельно разрешать возникающие конфликть1 с учётом этики общения клАсс Че,,tовек u обtцесmво Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права и обязаннос-t,и гражданина Российской Федерации. IIрезидент Российской Федерации - глава государства. Политико-административнм карта России. Общая характеристика родного kpfuI, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Горо,tа России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий. связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной соJидарности и упрочения духовньш связей между соотечественниками. Новый год. День защитника Отечества. Межлунаролньтй женский день, День весны и трула. !ень Побе.lы. .Щеtrь России,.Щень народного единства,,Щень Конститучии, Праздники и памятные латы cBoeгo региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. государственным символам России. История Отечества <Лента времени)) и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и кlтьтl рной жизни страны в разяые исторические периоды: Государство Русь. Московское государство, Российская империя. СССР. Российская Фелерашия. Картины быта. трула. духовно-нравственньiе и культурныс традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных ]пох как носители базовых национiцьных ценностей. Наиболее значиi{ые объекты списка Всемирного к},льтурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего крiш. Личная ответственность каждого человека,]а сохранность историко-культурного наследия с воего края. правиllа нравственного поведения в социуме. отношение к людям независимо от их национtцьности, социаJIьного статуса. религиозноЙ принадлежЕости. Че.цовек u прuроёа Методы познzlния окружающей природы: наблюдения. сравнения, измерения. опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла д,lя всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спу"тники планет. Смена дня и ночи на Земле Вращс,ние Зем.ltи как причина с]\{ены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы. холмы. овраги (общее представление. условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткм характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разносrбразие (океан, море. озеро. прул. болото); река как водный поток; использоваЕие рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России. моря. омывaющие её берега, океаны. Волоёлtы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдеIrий). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2 3 объекта). Природные зоны России: общее представление. основные природнь]е зоны (климаr,. растительный и животный мир, особенЕости туда и быта людей. влияние человека на лрироду изучаемых зон, охрана природы). Связи в природньж зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды. воздуха, полезнь]х ископаемых. растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Междунарсrдная Красная кllига (отдельные примеры). Праь;tl tt бе зопас н oit жuзне dеяmе л bHocпtt Здорсlвый образ жизни: профилакгика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом 1,ранспортной инфраструктуры города: правила безопасного по ведения в общественных местах. зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с уrILrгФм дорожных знаков и разметки. сигнаqов и средств защиты велосипедиста, правила использования cttмoKaTa и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации. опозЕавание государственных образовательных ресурсов и контролируеNlого портмов) в условиях дост}.па в детских развлекательных информационно-коммуникационн},ю сеть Интернет. Изуrение окружающего мира в 4 K:racce способствует освоению ряда универсfurьных учебных действий: познавательньtх универсальньж учебных действ,rй. коммуникативных универсальных учебньш действий, регулятивных универсiшьчых учебных действий. совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсаlIьных учебных действий способствуют формированию умений: . устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека: о конструировать в учебных и игровых ситуаtIиях правила безопасного поведения . . о . в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвыi движение реки, форма поверхности); сс,относить объекты природы с принадлежностью к опре]lелённой природIiой зоне] классифицировать природные объекты по принадлежности к лриродной зоне: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекr,а (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Рабоmа с uнфор,uацuеit как часrпь познuвumе.l ы! blx унчвер(u.lьllых учсбньtх ()eЙL'm+lri! с пt lcl лбс m Bt,e m фор:t uров а н о . . ч ю l,.tt е н uit.- исIlользовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность инФормации, учитывать правила безопасного использования электронньIх образовательных и информачиояных ресурсов; использовать для },точнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники. энциклопедии, в том числе и инфtrрмационнокоммуникационн).ю сеть Интернет (в условиях контролируемого выхола); делать сообщения (локлалы) на предложенную тему на основе дописторическiul карта Чеltовек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие 10 и Итого по разделу Раздел 2. Человек и природа Методы познания окружаюшей природы. Lолнечншl система Формы земной поверхности. Водоемы и их разноооразие Приро2lные зоны России: общее прелставление, основные природные зоны Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические 1 1 0 Библиотека ЩОК ht11-1s: tll,c.]siltl.гil 6 1 0 Библиотека I-{OK http.r;]lцr.scl ssаJц Z1 41Д 5 0 71-11] 8 _i () )) 1 ]. 2,2 9 0 2.З 5 2,4 5 Библиотека ЦОК ]850 ht1;ls:/ in.etlsoi_r,ru 71-1 l 0 Библиотека I {OK lrttp_.: In.cilstlo,It] ] ]]Х]|) 1 0 Библиотека ЩОК htt]]s: l]],t:(isoo.гu,7i-i j ]Е5(l 0 1 Биб:lиотека ЦОК ltt],1-1s. ll r..,,,]scl.r. rti 71-|]-]ý_i(] 7 0 0 0 проблем ы l-+ ?,4 з.l Безопасность в городе. Безопасность в 2lt50 1 5 З.2 1 17 2.1 Итого по разделу Раздел З. Правила безопасной жизнелеяте.rьности Злоровый,образ жизни: профилактика вредных привычек Библиотека ЦОК iltlps: i'nl.edsclo,гir'711 .+ Библпоrсiса L(()K ] 1,1,., ,,, ,,irr,,1,1i, ]l Биб-,rиотска [(()К : ';| r(l сети Интернет Иr,ого по разделу Резервrrое время ОБtЦЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО гlрогрАммЕ пl..,сlsоо.гч]71J l 5 6 0 0 бtJ 6 J ]8 5 rl УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО процЕссА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫВ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях). 2 класс/ Виноградова Н,Ф., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр <ВЕНТАНА-ГРАФ>; Акционерное общество <Издательство кПросвещение> Окружающиli мир (в 2 частях), 3 класс/ Часть l: Виноградова Н.Ф.. Калинова Г.С.; Часть 2: виноградова Н.Ф., обrrtество с ограltиченной ответственностью Издательский центр (ВЕНТАНА-ГРАФ>: Акционерное общество кИздательство кПросвещение> Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Виноградова Н.Ф., Калинова Г,С., Общество с ограниченной ответственностью Издательский uентр кВЕНТАНА-ГРАФ>; Акчионерное общество <Издательство <Просвещение> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ l. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Начальная школа 21 века". 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаuий. Виноградова Н.Ф. - М.: Вентана-Граф,20l9 2. Рабочая программа по учебному преJtмету "Окрухtаrощий мир З. Н.Ф.Виноградова Окружающий плир 3-4 классы. Методическое пособие. 2-е издание, дополненное. Москва. Издательский uентр "Вентана-Граф" 4. Окрухсаюций мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях Виноградова Н.Ф.. Ка,тинова Г.С.; 5. Окружающий мир. Учебник. j класс. В 2-х частях Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.; 6. Окружаюций мир. Рабочая тетрадь.3 класс. В 2-х частях Виноградова Н.Ф.; 7. Окружаюший мир. TeTpa.,lb дJIя проверочных рабоr,. 3 Klracc, В 2-х частях Виногралова Н,Ф.l 8. Окружающий мир. Метолическое пособие. 3-4 классы.Виноградова Н.Ф.; 9. Справочник по oкpyжalotrleMy миру.Занина К.А l0. Окружаюr_rrий мир. Метолические рекомендации. Учебное пособие для обшеобразовательных школ. 4 класс. Москва.Просвещение. 2023г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https ://yandex, rrr/video/ https ://uchi. ru/teachers/hometasks https://resh.edu.ru/ https://inlourok.п:/ https://uchitelya.com