Рабочая программа по окручжающему миру 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ча,чтырская средняя общеобразовательная школа Ns2
Мясниковского района Ростовской области

рАссмотрЕнt)

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Протокол Nэ1 заседания
Методического совета

ШМО

Протокол No l
от 22.08.202Зr.
Руковолитель ШМО

l?ъuсП,

МБоУ СоШ

УТВЕРЖДЕНО

N92

Габызян К.К

ра по

t

УВР

Гайоарян М,Т

1_4

клАссы

Количество часов: 2 часа в неделю
Учителя

- Бабиян С.А.

Береккчиян А.В
Исаян А.М.
оглезнева А.А.
Торгаян Н.А.
Умуршалян Н.Л.
Хейгетян А.А.
Хошафян А.Ж.
Коваленко С.А.

202З

-

2024 учебный гол

/,\

\

мир)

лlъ2

.

?\

ек ,n О.Х

\: ,1

РАБОЧАЯ ПРОГРАIUМА
IIО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(ОкружающиЙ
к учебнику
(авторы:
А.А.Плешаков)

3г. Nql

,\О

мБоу сошI

от 24.08.2023г.
Залr. дире

При
Дир

lC)
I

8И. wll{./,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Рабочая программа

по учебному предмету

<Окружающий мир>

(предметlI€ш область <<Обществознание и естествознание> (<Окружающий
мир>) соответствует Федеральной рабочей программе по учебному пред tет},
<Окружающий мир> и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира., место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДМЕТА

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне

начаJIьного общего образования.

Планируемые результаты программы по окружающему мир), включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне нач€Lпьного общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне нач€Lпьного общего
образования lr направлено на достижение следующих целей:
. формирование целостного взгляда на мир, осознание места

в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(приролную и соци€lльную среду обитания); освоение естественнонаучныхl'

обществоведческих,

нравственно-этических

понятий.

представленных в содержании программы по окружающему миру;

. формирование ценности здоровья человека, его сохранения

.

и

укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в ре€rльной
учебноЙ и жизненноЙ практике, связанноЙ как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

.

деятельность), так и с творческим использовани;м приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина

Российской Фелерачии, понимание своей принадлежности
.
.

.

к

Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опьlта п(J созданию
общечеловеческих ценностеЙ., законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
обогащение

духовного

опыта

обучающихся,

раз:jитие

способности

ребёнка к социализации на основе принятия ryманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами

о

поведения;
становление навыков поБселневного проявления культуры обшения,
ryМаННОГО ОТНОШеНИЯ К J-IЮДЯМ, УВаЖИТеЛЬНОГО ОТНОШеНИЯ К ИХ
взглядам, мнению и индивидуальности,

и

планируемых
I-[ентральной идеей конструирования содержания
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами пэведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностеI"l взаимодействия в
системах: <Человек и природа), <Человек и общество), <<Человек и другие
люди)), <Человек и познание>. Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
рzввивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор солержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
. раскрытие роли человека в природе и обществе;
. освоение общечеловеческих ценностей взаимоцействия в системах:
<Человек и природа>, (Человек и общество), <Человек и другие
люди)), <Человек и его самость>, <Человек и познание)).

мЕСто
уЧЕБного
УЧВБtIОМ ПЛАНЕ

прЕдмЕтА

(окруЖАЮщиЙ

мир)

в

Общее число часов, отведённых на изr{ение курса <Окружающий мир>,
составляег 270 часов (два часа в недaлю в каждом классе): 1 класс - 66 часов,
2 класс - 68 часов, З класс - 68 часов, 4 класс - 68 часов.

СОДЕР}КАНИЕ УЧЕБНОfО ПРЕДМЕТА

1клАсс
Че.повек u обtцесtпво

Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив. .Щрузья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взалtмной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками

- учёба, игры, отдых.
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных матери€UIов и
учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила

безопасной работы на учебном месте,
Режлтм труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настояшем, Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. .Щомашний адрес,
россия - наша Родина. Москва - столица России. Символы России
(герб, флаг, гимн). Наролы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пi,нкта (горола, села), региона. Культурные
объекты родного края.
I|eHHocTb и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек u прuроdа
Природа - среда обитания человека. Прирола и предметы, созданные
человеком.

Природные

материалы.

отноше}:ие

Бережное

к

предметамl,

вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой
своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и
природой Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения,
!икорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая

характерIlстика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, сеlч{я. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Правt tпа без о п а сн ой lсuзн

е d

еяmел ь нос

m

ч

Пониlиание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены, Правила использования электронных средств,

оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми плитами.
.Щорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(лорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информачионно-телекоммуникационной сети Интернет

(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролиJуемого доступа в информацltонно-телекоммуникационную сеть
Интернет.

Изучение окружающего мира в l классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсzrльных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсмьных учебных

действий, совместной деятельности.
Базовьtе лоzuческuе dейсmып как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
. сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать
за,висимость изменений в живой природе от состояния неживой
природы;
. приводить примеры представителей разных групп животных (звери.
насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность
представителей одной группы (в пределах изученного);
. приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их,
устанавливать различия во внешнем виде.
Рабоmа
uнфор,uацuей как часть лознавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
о понимдть: что информация может быть представлена в разной форме
- текста, иллюстраций, видео, таблицы;
. соотносить иллюстрацию явления (объекта,, предмета) с его
названием.
KoM,llyHuKamuчHble yHuBepcaJtbHble учебные dейсmвuя способствyют

с

формированию умений:

. в

процессе учебного дичrлога слушать говорящего; отвечать на
вопросы, дополнять ответы участников; уважительttо от носиться к

разным мнениям;

. воспроизводить нaIзвания своего населенного пункта,
.

название
страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикJIадного искусства с

принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному
плану;

. описывать по предложенному плану время года, передавать

в

рассказе своё отношение к природным явлениям;

о сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они
различаются.

Реzуляmuвньtе унuверсапьньlе учебньtе dеtiсmвuя способствчют
формированию умений:
. сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами
здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная
активность, закаливание, безопасность использования бытовых
электроприборов);
. оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и
улицах другими детьми, выполнять самооценку;
о анолизировать предложенные ситуации: Устанавливать нарушения
прави.rl
режима дня, организации учебной работы; нарушения
дорожного движения' правил пользования электро- и газовыми
приборами.
С ов,лlесmная dеяmельносmt, способствует формированию умений
. соблюдать правила общения в совместной деятельности:
:

договариватьсяl,

справедливо

распределять

работу,

определять

нарушение правил взаимооl}!ошений, при участии учителя устранять
возникающие конфликты.
2

клАсс
Челслвек u общесmво

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Росс,lя и её столица на
карте. Государственные символы России. Москва - столица России. Святынtл
Москвы - святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических собьттий, связанных с Москвой
(основание Москвы,, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте. Горола России. Россия - многонаLIиональное
государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Ролной край,
его природные и культурные достопримечательности. Значимые события
истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в
жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление
схемы родословного древа, истории семьи.

Правила культурного поведения
справедливость,

в

общественных местах. !оброта.

честность, уважение к чужому мнению и особенностямl
других людей - главные правила взаимоотношений членов общества.
Че.цовек u прuроdа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения,
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли:

глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта, при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным
природным признакам, Солнцу, Компас., устройство; ориентирование с
помощью компаса.
Многообразие растений.,I|,еревья, кустарники, травы. Щикорастущие и
культурные растения, Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери,
земноводные, пресмыкающиеся: обцая характеристика внешних признаков.
Связи в природе. Годовой ход измеitений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений
и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана
природы. Правила нравственного поведения на природе.
Пра е,uла б е з опа с цой эrcuзне d еяmельн ос mu
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий.
двигательной

активности)

и

рационаJчьное

питание

(количество

приёмов

пищи и рацион питания). Физическая культура., закаJIивание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения
на занятиях! переNlенах, при приё,лtах пищи и на пришкольной территории). в
быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и
п.{етро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера
телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в

информационно-коммуникационной сети Интернет (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информаuионно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий.' коммуFикативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных

деЙствиЙ, совместной деятельности. Универсальные учебные действия

(пропедевтический уровень)
Базовьtе ло?uческuе dейсmвuя как часть познавательных универсаJlьных
учебных деЙствиЙ способствуют формированию умениЙ:
оi)иентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт,
сравнение, измерение);
. определять на основе наблюдения состояние вещества (жилкое,
твёрдое, газообразное);
о различ!lть символы РФ;

.

о различitть деревья, кустарники, травы; приводить примеры

.

(в

пределах изученного);

Iруппировать растения: дикорасryщие и культурные; лекарственные
и ядовитые (в прелелах изученного);
. различать прошлое, настоящее, будущее.
Рабоmа с uнформацuей как часmь познаваmельньtх унuверссuьньlх
учебных iейсmвuй способсmвуеm форluuрованuю уменuй :
. различать информацию, представленную в тексте, графически,
аудиовизуально;
. читать информацию, представленную в схеме, таблице;
о используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять
схемы;
. соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем
протекания.
Коммунuкаmuвные унuверсмьные учебньtе dейсmвuя способствуют
формированию умений:
1. ориентироваться
характеристикой:

в терминах (понятиях), соотносить их с краткой

. понятия и

термины, сВязанные с социшIьным МироМ
(индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность;
поколение, старшее поколение, культура ловедения; Родина, столица,

.
.
2.

родноЙ краЙ, регион);
пOнятия и термины, связаняые с миром природы (срела обитания,
тело, явление, вещество; заповедник);
понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны
здоровья (режим, правильное питание., закапивание, безопасность,
опасн€ш ситуация).
описывать условия жизни на Земле, отличие t.ашей планеты от

других планет Солнечной системь];

3. с()здавать небольшие описания ча предложенную тему (например,
<Моя семья>, <<Какие бывают профессии?), <Что (умеют) органы
чувств?), <Лес

4. создавать

-

природное сообщество> и др.);

высказывания-рассуждения (например,

признаки
животного и растения как живого существа; связь изменений в живой
природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных., занесённых в Красную
книгу России (на примере своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Реzуляmuвньtе yHuBepcclJ,lbчble учебньtе dейсmвuя способствуют
формированию умений:
. сJlедовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении
учебной задачи;
о контролировать с небольшой помощью учителя последовательность
деЙствиЙ по решению учебноЙ задачи;
. оценивать результаты своей работы, ан€чlизировать оценку учителя и
одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
С овмесmная dеяmельносmь способствует формированию умений:
. строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации
в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
. оl{енивать жизненные ситуации с Точки зрения правил поведения,
к)iльтуры общения, проявления терпениJI и уважения к собеседнику;
. проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств
разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно
намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;
. определять причины возможных конфликтов, выбирать (из
предложенных) способы их р€врешения.
3

клАсс
Че.цовек u обulесmво

Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культуроЙ и связаны друг с другом совместноЙ деятельностью во имя общеЙ

цели. Наша Родина - Российская Федерация. Уникальные паN4ятники
культуры России, родного края. Государственная с}iмволика Российской
Федерации и своего региона. Горола Золотого кольца России. Наролы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья - коллектив близких, родньiх людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трулолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры - символы

стран, в ксторых они находятся.
Человек u прuроdа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрлые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Возлух
- смесь газов. Свойства воздуха. Зrlачение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды., её распрос,гранение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.

и минермы.

Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2-З примера). Почва, её состав,

Горrrые породы

значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о

бактериях. Грибы: строение

шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные,
Разносбразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размнсжение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,

бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
]кизни растения (свет, тепло' воздух, вода), Наблюдение роста растений,
фиксация lлзменений. Растения родного края, названия и краткая

характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. I|,епи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло., пища). Роль

животных в природе и жизни лtодей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг' пруд. Взаимосвязи в природно]!r
сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений. Влияние челсвека на природные

сообщества. Природные сообщества родного края (2-З примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Чел<;век - часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,

дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правtlпа б езо пас Hoti

эlсuз

н е

dея mел ьнос m ч

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закыIиваI{ие и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома.
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного], водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социzLпьных группах) в условиях контролируемого доступа в

информаllионно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных

деЙствиЙ, коммуникативных универс€rльных

учебных

действий,
реryлятивных универсal,,lьных учебных действий, совместной деятельности.
Базовьtе -|лоZltческuе u ucc:tedoBamejbcque dейсmвuя как часть
познавательных универсurльных учебных действий способствуют

формированию умений:
. проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно

составленному плану; на основе результатов совместных

с

олноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
. устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
о определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
. моделировать цепи питания в природном сообществе;

. различать понятия (век)),

((столетие)), (историческое время>;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Рабоmа
uнформацuей как часть познавательных универсЕuIьных
1^rебных действий способствует формированию умений:

с

о

понимотьl

что

работа

с

моделями

Земли

(глобус,

карта)

может

дать

полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;

. находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
.

названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
чilтать несложные планы, соотносить условные обозначения
изображёнными объектами;

с

. находить по предложению учителя информацию в разных
источниках - текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
.

контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информашионной

среде.

Коммунuкаmuвные унuверсааьные учебньtе dейсmвuя способствуют
формированию умений:
о?иентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
l. понятия и термины, связанные с социЕIльным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,

.

океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движеЕия, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
. описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
. оiIисывать схожие, различные, индиВидУалЬные признаки на осноВе
сравнения объектов природы;
. приводить примеры, кратко характеризовать представитепей разных

царств природы;
о нЕlзывать признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
. оIIисывать (характеризовать,) отдельные страницы истории нашей
cTpaнbi (в пределах изученного).
Рееуляmuвньtе унuверсальные учебньtе dейсmвuя способсmвуюm
фоpuuро ванuю yll енuй :

. планировать шаги по решению учебной

задачи, контролировать свои

действия (при небольшорf помощи учителя);

. устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,

корректировать свои действия.
Сов.rлесmная dеяmе.lьносmь способспi зуеm фор,ttuрованuю y,tt енuй :
о участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
. оценивать результаты деятельности участников, поJIожительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
. выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
. самостоятельно разрешать в()зникающие конфликты с учётом этики
обшения.
4

клАсс
Человек u обulесmво

Конституция - Основной закон Российской Фелерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерачии. Президент Российской
Федерачии - глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родirого края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни горо/iов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечествен н икам и
Новый год, День защитника Отечества, Междунаролный l:.енский день, fl,eHb
весны и труда., День Победы, fleHb России, Д'ень наролного единства, ,Щень
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
.

культуре, истории, традициям своего народа и

других

народов,

государствен}Iым символам России,
История Отечества (Лента вреlt{ени) и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни

в разные

исторические периоды: Государство Русь, D,4ocKoBcKoe
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, трула, духовно-нравственные и куJIьтурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох каr носители базовых

страны

национ€lльных

ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное

участие а охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.

Правила нравственного поведения в социуме' отношение к людям
независимо от их национальности, социzLпьного статуса, религиозной
при надлежности.

Человек u прuроdа

Методы познания окружающей природы: наблюдения,

сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
- ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной систеиы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая

характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
itрая (названия, краткая характеристика на основе наблюлений).
Наиболее значиNIые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2-3 объекта),
Природные зоны России: общее лредставление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана приролы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды.
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Междунаролная Красная книга
(отдельные примеры).
Правлtпа безопасной жuзнеdеяmельносmLl
Злоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётоtrл ,]Iорожных знаков и разметки, сигналов и

средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность
информаuионно-коммуникационной сети Интернет
(поиск достоверной информации,, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных портаJ]ов) в условиях
контролируемого доступа в информачионно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изу,ление окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
реryлятивных универсiцьных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий способствуют

в

формированию умений:
. УСТаНаВЛИВаТЬ ПОСЛеДОВаТеЛЬНОСТЬ ЭТаПОВ ВОЗРаСТНОГО РаЗВИТИЯ
человека;
. конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
. моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
. соотносить объектьi природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
о классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;

о определять разрыв между реыIьным и желательным состоянием

объекта (ситуачии) на основе предложенных учителем вопросов.
Рабоrпа с uнфор"мацuей как часmь познаваmельньlх yчuвepca|lbчblx
учебных d ейсmвuй способсmвуеm формuрованuю уменuй :
. использовать умения работать с информачией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
. использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словарl4. справочники, энциклопедии, в том числе

информаuионно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
о !елоть сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

и

Ko-+t-uyHuKamuBHble унuверсагlьньле ),чебные dеitсmвuя способсmвуюm
ф ор,u uро ван uю у,v е нuй :

. ориентироваться В понятиях: организм, Возраст, система

.

органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамста, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функчии

различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
о создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
. описывать ситуации проявления нравственных качеств
отзывчивости, лоброты, справедливости и др.;
. составлять краткие суждения о сtsязях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых uепей);
. составлять небольшие 1,ексты <права и обязанности гражданина
РФ>;

о создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).

Реzуляmuвньtе унuверсальньlе учебные dейсmвuя способсmвуюtп
фор:+luрованuю у.u е нuй :

. самостоятельно планировать алгоритм решения учебной

задачи;

пi)едвидеть трудности и возможные ошибки;

. контролировать процесс и

результат выполнения

задания.

корректировать учебные действия при необходимости;
. адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу нал
ошибками;
. находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совмесrпная dеяmе.пьносmь спслсобсmвуеm формuрованuю уменuй:
. выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей - руководитель, подчинённый, напарник, члена

большого коллектива;
о o,l,BeTcTBeHHo относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее

о

дело;

ситУации, возникаЮЩие В процессе соВМеэТных Игр.
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.
ЕIНtLПИЗИРоВатЬ

ПЛАНИРУЕМЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета <Окружающий мир> на уровне нача.'Iьного общего
образования направлено на достижение обучающимися .пичнос,гных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета,

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета <Окружающий

мир>

:iарактеризуют готовность обучающихся Dуководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
f ражданско-патриотического воспитания :
. становление ценностного отношения к своей Родине - России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
Iдире;

. осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
о

национальной общности;
с(,причастность к прошлому, настоящему и булущему своей страны

и

родного края;
. проявление интереса к истории и многонационaшьной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
первоначzrльные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Щуховно-нравственного воспrrтания :
о проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
о принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на

.

проявлении

гуманизма,

сопереживания,

уважения

и

доброжелательности;

. применение правил совместной деятельности' проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морalJIьного вреда
другим людям.
эстетического воспитания:

. понимание особой роли России в развитии обцемировой

художественной культуры, проявление уважительного отношения,

восприимчивости и интерес.1 к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
о использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования кульryры здоровья

и

эмоционального благополучия :
. соблюдение прави,1 организации здорового и безопасного (для себя и
других люлей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среле (в том числе информационной);
. приобретение опыта эмоционаJIьного отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трулового воспитания:
. осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки учас,гия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.

экологического воспитания:
. осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Щенности научного познания:
. осознание ценности позtlанrlя для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
. проявление познавательного интереса, активности' инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в гом числе с использованием различньrх информационных средств.

МЕТАП РЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
l) Базовые ло?uческuе dеliсmвuя:
. почимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
обитания),, tlроявлять способность
социальной среды
ориентироваться в изменяющейся действительности;

. на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое;
пl)ичина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
.

сравнивать

.

для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признакуl

объекты

окружающего

мира?

устанавливать

основания

.

оllределять
существенный
признак
классифицировать предложенные объекты;

для

классификации,

. находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного aшгоритма;

. выявлять недостаток информачии для

решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного €rлгоритма.
2 ) Базовьtе uсслеdоваmельскllе dейсmвuя :
. проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюления, несложные
опыты;
. проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;

. опреДелять раЗницУ МежДУ реirльным и желетельным

состояниеN,I

объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

. формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов' событий и
.

.

последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживaц природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный трул и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть - целое, причина - следствие);

. формулировать выводы и подкреплять их док€вательствами

на

основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,

исследования ).
3) Рабоmа с uнфор,tлацuей:

. использовать различные источники для поиска информачии,
.
.
.
.

выбирать источник получения информачии с учётом учебной задачиl
нlходить в предложенном источнике информачию, представленную
в явном виде, согласно заданному €rлгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуаJIьную информачию;
IIитать и интерпретировать графически представленную информаuию
(схему, табличу, иллюстрачию);

. соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);

о

андлизировать

и создавать

текстовую?

видео,

графическую,

звуковую

информаltию в соответствии с учебной задачей;

. фиксировать полученные результаты в текстовой форме

(отчёт,

выступление, высказывание) и lрафическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные дейетвия:
. в процессе диалогов задавать вопросы.' высказывать суждения,
оценивать выступления участников;

. признавать возможность существования разных точек
.
.

зрения;
корректно и аргументироваяно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей право1,ы ;
соблюдать правила ведения димога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
иJпользовать смысловое чтение для определения темы. главной
Naысли текста о природе, социальноЙ жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;

. создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение'

.

повествование);

конструировать обобrцения и выводы на основе полученных
ре5ультатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
док€вательствами;

. находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;

. готовить небольшие публичные выступления с возможной
презентациеЙ (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к текстч
выступления.

Реryлятивные универсальные учебные действия:

l) Самоорzанuзацuя:
. планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебrrrэй задачи;
. выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Саvоконmроль u ca"yloolpHKa:
. осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
. находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;

. корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);

. предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
. объективно оценивать результаты своей деятельности:, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
. оценивать целесообразность выбранных слособов действия, при
нсобходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
. понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного матери€rла по окружающему
Миру);

. коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

. проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;

. выполнять правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
нalJIичием разных мнениЙ; не допускать конфликтов, при их
.

возникновении мирно разрешать без участия взросцого;
ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

l клАсс
К концу обучения в 1 классе оilучающийся научится:
. называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени' отчеству,
профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей
школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе;

. воспроизводить название своего населённого пункта, региона,
о

страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных
традиций и праздников, традиций и_ ценностей своей семьи,
профессий;

. различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные
человеком, и природные матери€rлы,

лист,

части растений (корень, стебель,
цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы,

птицы, звери);

. описывать на основе опорllых слов наиболее распространённые в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и
домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
.

деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними

животными;

. проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе
вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под

.
.

руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;
оiIенивать ситуации, раскрываIсщие положительное и негативное
отношение к природе; правила поведения в бытч, в общественных
местах;

. соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во
время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми
.
.
о
.

о
2

электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств. оснащённых
экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
с,lблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным
дневником и электронными ресурсами школы.

клАсс
К конuу обучения во 2 классе обучающийся научится:
. находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой

о
.

регион и его главный город;
}зн€Iвать государственную символику Российской Фелерации (гимн,
герб, флаг) и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;

соблюдать правила нравс,.tsенного поведения
природе;

в социуме и

на

. распознавать лlзученные объекты окружающего мира по их
олисанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем

.

м7ре;

приводить примеры изученЕых тралиuий, обычаев и пр€lздников
народов родного края; важных событий прошлого и :;астоящего
родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного
края;

. проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
.
.
.
.
.
.
.
.
.

.
.
.

наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
лриводить приN,tеры изученных взаимосвязей в природе, лримеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные культурные объекты (достопримечательности родного
края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные природные объекты и яыIения, в том числе звёзды,
созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по
предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков;
ориентироваться на Местности по Местным природным признакам,
Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе
и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе,
оIIенивать примеры положительного и негативного отношения к
объектам природы, IIроявления внимания, помощи людям,
нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила
безопасного поведения пассажира нzвемного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания:'
безоласно использовать мессенджеры в условиях контролируемого
доступа в информаuионно-телекоммуникационную сеть Интернет;

безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с
помощью учителя (при необхолимости).
3

клАсс

К концу обучения

в 3 классе обучающийся научится:

. различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам
.
.

.
.
.
о

России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
п()ведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культ/рных объектов и
достопримечательностей родного Kparl; столицы России, горолов РФ
с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре наролов России;
показывать на карте Мира М3терики, изученные страны Мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному lIлану или инструкции небольшие
оlIыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборулования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;

. группировать изученные объекты живой и неживой
.
.

.
.

природы.,

проволить простейшую классификацию;
сравнивать по заданномy количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;

исlrользовать различные источники информации

о природе

обществе для поиска и извлечения информации. ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и

природы для объяснения простейших явлений и процессов

.

и

природе' организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы,,

в

в процессе

коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;

. создавать по

заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая

выступление иллюстрациями (презентацией);

. соблюдать
.

правила

безопасного

поведения

пассажира

железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;

.
.
.
. безопасно использовать персональные данные в
.

4

условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.

клАсс

К концу обучения

в 4 классе обучающийся научится:

. проявлять уважение к семейным ценностям и 1радициям, традициям
.
.
.

.
.

о

.
о
.

своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки' озёра, моря, омывающие
территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических
событи й;
находить место изученных событий на (<ленте времени);
знать основные права и обязанности гражданина Российской
Фелерачии;
соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с векаI\{и и периодами истории России;
государственных праздниках Россилr, наиболее
рассказывать
ваiкных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
в],Iделяя их существенные призЕаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутоN,rу предположению несложные наблюдения, опыты с

о

объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам

.

безопасного труда;

распознавать изученные объекты и явления живой и неживоti
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, разJIичать их в
окружающем мире;
. группировать изученные объекты живой и неживой природы,
са},{остоятельно выбирая признак для группировки; проводить
IIростейшие классификации;

. сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
.

.

внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены лня и
ночи, смены времён года, сезонных изменений в прироле своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в прелелах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;

.
. создавать по

заданном), плану собственные развёрнутые

высказывания о природе и обществе;

о использовать различные источники информачии для поиска
о
.
.

.

и

извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать Возможные последствия Вредных приьычек Для Здоровья
и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании

объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
уl(реждениях культуры (мl,зеях, библиотеках и т.д,);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;

. осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
информационнов
информации
верифицированной
телекоммуникационной сети Интернете;

. соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

l клАсс

ПЛАН

И

РОВАНИЕ
количество часов

.]\"ц

lrllr

Ра,rдел
l

.l

1.2

l,3

Наименование раздеJlов п тем
программы

._
бсего

Кон тро.,rьные

раооты

Электронпые
(чифровые)

Практические
работы

образоваr,е.rlьные

ресурсы

l. Человек и общество
Школа. Школьная жизнь.
ношения
взаимопомощь в семье.
Семья. Взаимоо

I

и

Россия - наша Ролина.

Итого по разделу

_)

0

0

2

0

0

ll

0

0

https://infou
l

ll,l,U>,/ / l] ll u u

https://into

u

гоk,

l

rul

uK.l U/

rok,

rul

16

Раrдсл 2. Че.цовек и прироllа
2.1

Прирола - среда обитания чеJIовека.
Взаимосвязи межлу человеком и
природой.

lз

0

0

2.2

Растительный мир. Растения
ближайшего окружения.

9

0

1

2,j

Мир животных. Разные группы
животных.

15

0

0

0

1,

Иr,ого по разделу

httos:./,/i,rfo,.ok,rt,./

https://info

u

rо

https://info Ll'o

k.r

k,

rul

з7

Раздел 3. Правила безuпасной жизнедеяl,ельности

3.1

Режим дня школьника.

.)

httpS://r

l,i.],ick.ru/

1

)

Безопасность в быту. безопасность
пеlцехода. безопасность в сети Интернет

4

0

0

Итого по разделу

7

Резервное время

б

0

0

6(i

0

2

ОБlllЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОI,РАММЕ

littps://info

u

rо k, r i.il

2

клАсс
,во

Ко;lичесT

Л} п/п

Наименование рпз,l€.]tов и тем
программы

Всего

часов

koll l оо.llьtrые

[Iракr,ические

paoOI ы

рабоr,ы

|)",lектронные
(чифровые)

образователыrые
ресурсы

Раздел t. Человек и общество

1.1

Наша родина - Россия

1]

()

()

Библиотека l {OK
lltiIl.: пt,,j.i*,,,, lU ]l-+l iбе+

1.2

Семья. Семейные ценности и традиции

]

(]

()

Библиотека ЦОК
htlps: пl,е,,i.tl,,,,гtr, t-i] l tle,i

l.J

Прави:lа культурного п()ведения в
оощес,гвенных местах

1

()

()

Библиотека ЦОК
i ilп.: ln,cdrl,., r . -l,i:

Итого по разделу

lбе-.l

lб

Раздел 2. Человек и прпрода
2.1

Методы познания природы. Земля и
другие планеты. звезды и созвездия.

2.2

Многообразие растений

8

()

2.З

Многообразие животI{ых

]]

l

0

t{

()

()

2.4

КDасная книга России. Заповедники и

природные парки

Итого по разделу

()

-)

0

Библиотека I {OK

;l!lIi.

1l,,ed\0(, riI ]Г-l i tбе.,l

Библиотека ЦОК
llttpr: tlt-,"сi.,l,,,гll -l".l

] ]6е,.|

Библиотека ЦОК
il l11ls;//rn.gd.l'.,. I,Ll ]tl1

]6e_.l

з1

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности

3.1

Здоровый образ жизни школьника

4

()

()

Библиотека ЦОК
1,1

jll,t]

]

Lie-1

З.2

Безопасность в школе и общественном
транспорте, безопасность в сети
Интернет

8

()

0

Итого по разделу

l2

Рсзсрвяое время

6

)

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕС,ГВО ЧАСОВ IlO ПРОГРАММЕ

68

4

_)

Библиотека I {OK
llttp,,' rll,t,Ьr,,гLr il-i ] iбс l

3

клАсс
Ко.пичес,гво часов

J\Ъ

п/п

Наименование разде"цов и тем
программы

..
бсего

1)"rrектронные

Koll I роJIыtыс
раоо,гы

Практические

1

0

работы

(uифровые)
образовательные
ресурсы

Рдздел 1. Че.lrовек и общество

1.1

Наша родина - Российская Федерачия

l4

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

2

0

1

1.з

Страны и народы мира.

"+

0

о

ll

1

0

Итого по разделу

Биб'llиотека
t"lц_l,;...

I

IOK

'1цф-s-q o,1i t 71-1i]6e-{

Биб.rиотека

I

{OK

i]цр i: l]],edS(l().ILl

]t-}

l

]бе-+

liибlIltoтeKa I[OK

:.

20

Раздел 2. Человек и природа

2.|

Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

2.2

Бактерии, грибы и их разно
историческая карта

l.З

и

l0

1

1

|7

1

0

б

1

0

)

1

1

9

0

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

Библиотека I {()K
]tttll:: tlt,.-с1-<сцl.гtr l t-] i]l]j{l
Библиотека ЦОК
httl]:t:

,l]l ctlr(){) гtll rt.l

]_|Б,.()

Библиотека I-{OK
htttэs: tll.cij..1,1,гtrl

7f.{ l ] r :.l

i

:)

Итого по разделу
Разде,r 2. Человек и природа
2-I

Метолы познания окружаюшtей
природы. L ол неч lая система
I

L,z

Формы земной поверхности. Волоемы
их разноооразие

2,З

Природные зоны России: обшее
представление. основные природIrые
зоны

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

Итого по разделу

и

0

_5

1

0

5

0

1

21

Библиотека ЩОК
https:" lrl_c_ýg(]J,tl/7t_l

i_.

}i,,l

Библиотека ЩОК
http5:/'/lll,cds()(t.г[r/7f4

1

2tt5t)

Библиотека I {OK
]]ttps:] ]l]. -tiJlr!),гtr'ltl l ]|i:()
Библиотека l {OK

l]ttpS: i!];,c.,:,(.o.itl"7t4]]t :{l

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности

J.l
1

)

Злоровый образ жизни: профилактика

вредных привь!чек
Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

l

1

4

0

0

0

Итого по ра]де"rlу

5

Резервное время

6

0

0

бt]

6

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕС,ГВО ЧАСОt] ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека I {OK
htlрS:""п].cd5[)о,rtli

71-1 l

2850

Библиотека L{OK
h11

s:./

1n.c,ds,til, гLr'"i',1

l

]850

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

процЕссА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружаюший мир: 1-й класс: учсбник: в 2 частях, l класс/ llлешаков А.А,, Акционерное
обцество кИздательство <Просвещение>
Окружающий мир: l-й класс: рабочая тетрадь: в 2 частях/ Соколова Н.А. Издательство
"Экзамен" Москва, 2023.
Окружаюrций мир: 1-й класс: тесты,/ ТихоNlирова Е.М. Издательство "Экзамен" Москва,
2024.

Окружаtоtций мир (в 2 час,гях). 2 класс/ Плешаков А.А., Акrtионерное общество
<Издательство кПросвещен ие>
Окружаlоший мир (в 2 частях). 3 класс/ П;lеtлаков Д.Д., Акционерное общество
<Издательство <Просвещение>
Окружающий мир: 4-й класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А.,
Акционерное общество кИздательство <Просвещение>

l

.

2.
З.
4.

5.
6.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Окружаlоций мир: 1-й K:tacc: учебник: в 2 часr,ях. l класс/ П:tешlаков А.А.. Акционерное

общество "Издательство" Просвещение "
Окружающий мир: 1-й класс: рабочм тетрадь:в ). частях/ Соколова Н.А. Издательство
"Экзамен" Москва, 2023.
Окружающий мир: 1-й класс: TecTbL/ Тихомирова Е.М. Издательство "Экзамен" Москва,
2024.
Рабочая програмN,Iа по учебному предмету "Окружающий мир
Справочник по окружающему миру.Занина К.А
Окружающий мир. Методические рекомендации. Учебное пособие для
общеобразовательных школ. 4 класс. Москва.Просвецение. 2023г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://yandex.rr.r/video/

https://uchi. rr/teachers,ihometasks

https://гesh.edu.rr/

https://iпfоurоk.nr/
https://uchitelya.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».