Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы

Муllициrrальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа N!r2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Протокол Npl заседания
методического совета

Шмо

Протокол Nл l
от 22.08.202Зг.
Рl,ководитель ШМО

Фuiч

МБоУ СоШ

Nq2

]vтввгждвно
педdЫIsТв:O]зг
|

Гuбызян К.К.

сош

УВР

4l

Гайбарян М.Т

РАБОЧАЯ
по

ПРОГРАММА

русскому

языку

к учебнику (РусскиЙ язык>

(авторы:

В.Г.Горецкий,

1-4

В.П.

клАссы

Количество часов: 5 часов в неделIо
Учителя * Бабиян С.А.
Береккчиян А.В.
Исаян А,М.
(Jглезнева А.А.
Торгаян Н.А.
Умуршалян Н.Л.
Хейгетян А.А.
Хошафян А.Ж.
Коваленко С.А.

2023

-

2024 учебный гол

l I0

fffректоp-_

от 24.08.2023г.
Зам. дире кто ра по

Nr:

Канакина)

;\

н

о,Х

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета <Русский язык> (предметная
область <Русский язык и литературное чтение>) на уровне начаJrIьного
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начzLпьного общего образования Фелерального
государсl венного
образовательного стандарта начального общего
образования (далее - ФГОС НОО)., Федера_lIьной образоватэльной программы
начzшьного общего образования (дапее - ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету <Русский язык> (далее - ФРП <Русский

язык>), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА <РУССКИЙ ЯЗЫК>

На уровне начzшьного общего образования изучение русского языка

имеет ос.Jбое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выiIолнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне

основного общего образования, а также будут востребованы в жизi{и.
Русский язык как средство познания действительности обэспечивает
р€tзвитие интеллектуzцьных и творческих способностей обучаюшихся,
формирует умения извлекать и ан.шизировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной },чебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начаJIьного
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.

Русский язык обладает значительным потенци€lлом

в развитии

функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социaLпьная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать

русский

язык

в раjличных

сферах

и

ситуациях

общения

способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,

вьiполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
Nrежличностное и соци€шьное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средствоN{
хранения и передачи информации, культурных традичий, истории русского

народа и других народов России. Свободное владение языком' умение

выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человеке областях.
Изу,lение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения

традиционных социокультурных и духовно_нравственных ценностей.

приrulтых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучаюцегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностIIыNrи результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка,

ЦЕЛИ llЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (РУССКИИ ЯЗЫК>)
Изучение русского языка направлено на достижение следуюuIих целей:

1)

приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Фелераuии;
понимание роли русского языка как языка межнациональногс общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;

2)

овладение основными видами речевой деятел5ности

первоначальных представлений о

на

основе

нормах современного русского

литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначаJIьными научными представлениями о систеNrе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единица}, языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой дея,гельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого э?икета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических' грамматических.
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

5) развитие функuиональной грамотности, готовности к ]/спешному

взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешно1\{у
образованию.

IJентральной идеей конструирования содержаIlия и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной

значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные пре,цставления о структуре русского языка,
способствовать усвоению Hopýr русского литературного языка,
орфографических и пунктуационных правил.

Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности.
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.

Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом <Литературное чтение)>.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕl'А (РУССКИИ ЯЗЫК> В УЧЕБНОМ
плАнЕ

Общее число часов, отведённых на изучение <Русского языка)), - 675 (5
часов в неделю в ках(дом классе): в 1 классе - 165 ч, во 2-4 классах - по 170
ч.

СОДЕР)IiАНИ Е УЧ ЕБНОГО ПРЕДМ ЕТА

l клАсс
Обучение грамоте|l
Развитие речи

I

Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Слово и предложение
Различение слова и предложения, Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материаJIа для анализа.
Наблюдение над значением словu. Выявление слов., значение которых
требует уточнения.

Фонетика

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой
аншIиз слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового
состава слова, подбор слов, соответствующих заданной шrодели. Различение
гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как
миним€lльная произносительная единица. Количество слогов в слове.
Ударный слот,.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип
русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости - мягкости
согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель

мягкости

предшествующего согласного звука

в

конце

слова.

Последовательность букв в русском алфавите.

Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве

классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать
во время письма.

Начертание письменных прсписных и строчных букв. Письмо
разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функчии небуквенных

графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под
диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания
текста.
Орфография п пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под

ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах
собственных (имена людей, клички животных); перенос ;io слогам слов без
стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

СИСТЕМАТИЧЕСКИИ

КУРС

Обцие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. I{ели и ситуации
общения.

Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение

в

слоRе. Гласные ударные и безударные. Твёрлые и мягкие согласные звуки, их

различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный
звук [й'] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [r'], [щ'].
Слог. Количество слогов в слове. Уларный слог. .Щеление слов на слоги
(простые случаи, без стечения согласных).

fрафика
Звук и буква. Различение зБуков и букв. Обозначение на письме
твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и.
Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
прелшествующего соl-JIасного звука в конце слова.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова

в

словах типа стол, конь.

Небуквенные графические средства: пробел между слоLами, знак
переноса.

Русский алфавит: правильное название букв,, их последовательность.
Использование мфавита для упорядочения списка слов.

Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниче}lном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Лексика

Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета
(ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.

синтаксис

Предложение как единица языка (ознакомление).

Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием).

Установлеаие связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформрIрованных предложений. Составление
предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуацпя
Прапила правописания и их применеlIие:
раздельное написание слов в предложенирI;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в
именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
уларением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
Алгоритм списывания текста,
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица
речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение.
Ситуаuии устного общения (чrение диалогов по ролям, просмотр
видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(лриветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Составление небольших paccкzвoB на основе наблюдений.
2

клАсс
Общие сведения о языке

Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первона.lапьные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение,, анализ.

Фонетика и графика

Смьiслоразличительная функчия звуков; различение звуков и букв;
различен}Iе ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й'] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [r'], [щ']; обозначение

на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функчии букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный - согласный; гласный
ударный - безуларный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный;
согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Функчии ь: показатель мягrости предшествующего согласного в конце
и в середине слова; раздели,гельный. Использование на письме
рiвделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е' ё, ю,
я (в начат;е слова и после гласных).
.Щеление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзаu (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).

Орфоэпия

'

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработаtrного перечня слов (орфоэпичес::ого словаря учебника) для решения
практических задач.

Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные с.IIова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. ilризнаки однокоренных (родственных) слов. Различение

однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов

с

омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые слу.:аи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неI.Iзменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).

Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(<кто?>, <что?>), употребление в речи.

Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы (<что делать?>, <что

сделать?) и другие), употребление в речи.

Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы

(<какой?>, <какая?>, <какое?>, ккакие?>), употребление в речи.

Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.

синтаксис

Порялок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложэния (логическое ударение).
Видьr предложений по це.пи высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интоначии):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и шункryация
ПроrIисная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударениеN,r), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в l классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографическоЙ задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
р€вделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);

прописная буква в именах сзбственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными,
Развитие речп
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор., привлечь внимание и
лругое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы,

Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
посjIедовательность предложений в тексте; выражение в'ексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Полбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзачев).

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравитеJ-Iьная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.
Полробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.
3

клАсс
Сведения о русском языке

Русский язык как

государст венный язык Российской Федерачии.
Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика

Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный уларный

(безуларный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный
глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделиl,ельных мягкого и
твёрдого знаков' условия использования на письме разделительных мягкого и
твёрдого знаков (повторение изученного),

Соот,ношение звукового и

буквенного состава в

словах

с

разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями' справочниками,
катЕUIогами,

Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами совреNlенl-tого русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Использование орфоэпического словаря для решения практических

задач.

Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (ролственные)

слова; признаки однокоренных, (родственных) слов; различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи);
окончание как изменяемаrI часть слова (повторение изученного).

Однtlкоренные слова и формы олного и того же слова, Корень,
приставка1

суффикс

-

значимые

части

слова.

Нулевое

окончание

(ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса.

Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее эllачение, вопросы' употребление в речи.
Имена существительные единственного и множественного числа. Имена
существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён
существительных. Определение падежа, в KoTopoNr употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам
(склонение). Имена существительные |, 2, 3-го скJIонения. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя

прилагательное:

общее

значение1

вопросы,

употребление

в

речи.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и
падежам (кроме имён прилагательных на -иЙ, -ов, -ин). Склонение имён
прилагательных.

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их
употреблеtlие в речи. Использование личных местоимений для устранения
неоправланных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая
форма глагола. Настоящее, булущее, прошедшее время глаголов. Изменение
l,J]аголов llo временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.

синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения
- подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления
на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными чJlенами предложения с союзами и, а, но и
без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфсграфическая зоркость как осознание места возможного

возникноi]ения орфографической ошибки, различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Пра-вила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на
уровне наблюдения);
безуларные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на
уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре у,{ебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,
извинени(:, благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета
и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые
средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное

мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему

решению

в

совместной деятельЕости; контролировать (устно

координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:

признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Гfпан текста. Составление плана текста, налисание текста по заданному
плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному
плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации
применения.
4

клАсс

Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнацион€l]lьного общения. Различные методы
позIIания языка: наблюдение,, анализ., лингвистический эксперимент,
мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове
по заданным параметрам. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному
ал горитму).

Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.

Лексика

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синоt]имов' антонимов, устаревших слов (простые случаи).

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые

случаи).

Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(повторение изученного).
основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомrение).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).

Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Склонение имён суцествительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия;' на -ья типа гостья, на -ье типа
ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные l, 2, 3-го
склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные
(ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по пицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). I и II спряжение глаголов. Способы определения l и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.

Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторенлiе).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях,
Частица не, её значение (повторение).

синтаксис

Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды I)редложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побулительные); виды предложений
по эмоциональной

окраске (восклицательные

и невосклицателыlые);

связь

между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых

вопросоts); распространённые

и

нераспространённые предложения

(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а., но, с

сдиночным союзом и, Интонация перечисления в предложениях

с

однородными членами.

Простое и

сложное предложение (ознакомление). Сложные
предложения: сложносочинённые с союзами и, а' но; бессоюзные сложные
предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуацпя

Повторение правил правописания, изученнь]х

в 1, 2, 3

классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возIlикновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собствен}Iых и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале),
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие) -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа
ожерелье во множественном чис.]lе., а также кроме собственных имён
существительных на -ов' -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа;
наJIичие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -i,ься и -тся;
безуларные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюлеIrие).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюление).

Развитие речи
Повr,орение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная

открытка, объявление и другое); ди€rлог; монолог; отрах(ение темы текста или
основной мысли в заголовке.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Изложение (полробный устный и письменный пересказ текста;

выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выволов на основе информаuии, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
1r1 В даr,ной рабочей программе отражено только то содержание периода
кОбучение грамоте> из Федеральной рабочеr'i программы <Русский язык>,
которое прописывается в предмете <Русский язык)' ocTaJ]bнoe содержание
прописывается в рабочей программе предмета <Литературное чтение)).
Раздел <Графика> изучается параллельно с разделом <<Чтение>>, поэтому
на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
Раздел <Орфография и пунктуация) в период <Обучения грамоте)
изучается параллельно с разделом <Письмо>, поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены
Программное содержание раздела <Орфоэпия> изучается во всех
разделах курса, поэтому на этот раздел отдельнь]е часы не предусмотрены

ПЛАНИРУЕМЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка на уровне нач€Lпьного общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета <Русский язык)) в начальной школе

\/

обучающегося булут сформированы следующие личностные результаты:

гражданско-патриотического воспитания:
. становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;

. осознание своей этнокультурной и российской гражданской

идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационzLпьного общения
народов России;

. осознание своей сопричастности к прошлому' настоящему и
булущему своей страны и родного кр,ц, в том числе через
обсуждение ситуаший при работе с текстами на уроках русского
языка;
.

проявление

уважения

к свQему

и другим

народам'

формируемое

в

том числе на основе примеров из текстов, с которы]!rи идёт работа на
уроках русского языка;
о первоначаJIьные представления о человеке как члене общества, о
правах

и

ответственности!

уважении

и

достоинстве

человека,

о

нравственно-этических нормах
поведения и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовпо-нравственноrо воспитания ;
. осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;

. признание индивидуальности каждого человека с опорой

.

на

собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
чiлсле

с

использованием

адекватных

выражения своего состояния и чувств;

языковых

средств.

для

.

неприятие

любых

поведения!

форм

направленных

на

причинение

физического и морЕIльного вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средс'в языка);
эстетическоrо воспитания:
. уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
вослриимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;

. стремление

к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и

эмоционального благополучия:
. соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде

.

дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;

трудового воспитания:

. осознание ценности труда

в жизни человека и общества (в том числе

благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
п,эи обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на

уроках русского языка;
экологического воспитания:
. бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
. неприятие действий, приносящих вред природе,
ценности научного познания
. IIервоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
. познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в Iом чис,lе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность
самостоятельность в его познании.
:

},t

МЕТАПРЕДМЕТНЫ Е РЕЗУЛЬТАТЫ

В

результате изучения русского языка на уровне нач€ulьного общего
образования у обучающегося булут сформированы познавательные

универсальные учебные действия, коммуникативные универсiшьные учебные
деЙствия, реryлятивные универсаJlьные учебные деЙствия, совместная
деятельность.
У обучающегося булут сформllрованы следуюшие базовые логические
действия как часть позIIавательных универсальных учебных действий:
. сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать анаJIогии
языковых единиц;
. объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
. определять существенный признак для классификации языковых
единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифишировать языковые единицы;
. находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
аi]€rлизировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;

. выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного шlгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информашию;

. устанавливать причинно-следственные связи

в

ситуациях

наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

обучающегося булут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
У

учебных деЙствиЙ:
о с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;

. сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

. проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
эадание;

. формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материаJrом (классификации, сравнения, исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе ана.],Iиза
предложенного языкового матери€ша;
. прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
п()следствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие \,мения работать с

пнформачией как часть познавательных унпвсрсальных учебных

действий:
. выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информалии, для уточнения;
. согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информачию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
о роспозндвоть достоверную и недостоверную информачию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам. учебнику);
. соблюдать с помощью взросльiх (педагогIлческих работников,
родителей, законных представителей) правила информаuионной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети (Интернет> (информации о написании и
произношении словаl' о значении cjloBa' о происхождении слова, о
синонимах слова);
. анмизировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
. п.)нимать лингвистическую информацию,, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информачии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий :
. воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
. IIроявлять уважительное L)тношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диаJIоги и дискуссии;
. признавать возможность существования разных точек зрения;
. корректно и аргументированно выскzLзывать своё мнение;
. с'l'роить речевое Высказывание в соответствии с поставленной
задачей;

. создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

. готовить небольшие публичные выступления о результатах парнол"t и
групповоЙ работы. о резул ьтатах наблюдения, выIlолненного
.

мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.

У обучаюцегося будут сформированы след),ющие умения
самоорганизации как части реryлятивных универсальных учебных

действий:

о пJIанировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
. выстраивать последовательность выбранных деl"tствий.

У обучающегося булут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных уIlиверсальных учебных

действий:
. устанавливать причины успеха (неулач) учебной деятельности;
. корректировать свои учебньiе действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
. соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
пс выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
. находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
. сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обl,чающегося будут сформированы следующие умения совместной

деятельности:

. формулировать

краткосрочные и
долгосрочные цели
(индивидумьные с учётом участия в коллективных задачах) в
с,.,андартноЙ (типовоЙ) ситуации на основе предложенного учителем

формата плаяирования., распределения промежуточных шагов

и

сроков;

. принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
деЙствия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;

. проявлять готовность руководить, Выполнять
.
.

подчиняться, самостоятельFtо разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;

Поручения,

. выполнять совместные проектные задания

с

опорои

на

предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1клАсс
К кончу обучения в первом классе обучающийся научится:

о р.lзличбть слово и предложение; вычленять слова из предложений;
. Вычленять Звуки из слова;
. различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах

согласный звук [й'] и гласный звук [и]);
. различать ударные и безударные гласные звуки;
. различать согласные звуки: мягкие и твёрдые. звонкие и глухие (вне
слова и в слове);
. различать понятия (звук) и <буква>;
. определять количество слогов в слове; делить слова на слоги
(простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове
ударный слог;
. обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и

буквойьвконцеслова;
. правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения

о
.

небольшого списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные
и строчные буквы, соединеl{l.iя букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание
слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка,
вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале
предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей.
клички животных); перенос слов по слогам (простьiе случаи: слова из
слогов типа ((согласный * гласный>); гласные после шипящих в
сочетаниях жи' ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;

непроверяемые гласные и

согласные (перечень слов

в

орфоIрафическом словаре учебника);

. правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова
предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

. писать под

и

диктовку (без пропусков и искажений бl,кв) слова,
предложения из 3-5 слов, тексты объёмом не более 20 слов,

.

Пl)ёВОПИСёНИе КОТОРЫХ Не РаСХОДИ'ГСЯ С ПРОИЗНОШеНИеМ;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

. понимать прослушанный текст;
. читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с
соблюдением I{нтонации и пауз в соответствии со знаками
препинания в конце предложения;
.

находить

в тексте

слова?

. составлять предложение

.

значение

которых

уточнения;

из набора форм слов;
устно составлять текст из 3-5 прелложений по сюжетным картинкам
и на основе наблюдений;

. использовать изученные понятия
2

требует

в процессе решения учебных задач.

клАсс

К конuу обучения во втором классе обучающийся научится:

. осознавать язык

как основное средство общения;

.

х:lрактеризовать согласные звуки вне слова и в слове по задаrrным
пrrраметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);

.

определять

.
.
.
.
.
.

.

.
о

количество

слогов

в слове;

делить

слово

на сJIоги (в том

числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
то}л числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкос,гь согласных звуков буквой плягкий знак
в середине слова1
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
вьiявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,
понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;
выявлять случаи употребления синониl\,Iов и антонимов (без
называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы <<кто?>>, <<что?>;
распознавать слова, отвеча]ощие на вопросы (что делать?)), (что
сделать?> и другие;
роспознавать слова) отвечающие на вопросы <<какой?>, <<какая?>>,
<<какое?>>,

<какие?>;

. определять вид предложения по цели высказывания и
.
о

по

окраске;
находить место орфограмN{ы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, В том числе: сочетания
чк, чFI, чт; щн', нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
эмоцион€UIьной

парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словарс.
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с лtменами существительными, разделительный мягкий
зtIак;

о правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова

и

предложения? тексты объёмом не более 50 слов;

. писать под диктовку (без пропусков и искажений букв)

слова,
предложения' тексты объёмом не более 45 слов с учётоьл изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила' описки;

о
. пользоваться толковым,

.
.

.
.
о

.
.
3

орфографическим, орфоэпическим

словарями учебника;
строить устное диа.цогическое

и монологическое выскаэывание (2-4
предложения на опредепённую тему, по наблюдениям) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
С()СТаВЛЯТЬ ПРеДЛОЖенИЯ иЗ c.'IoB, УСТаНаВЛИВаЯ МеЖДУ НИМи
сIrысловую связь по вопросам;
оllределять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

клАсс

К конuу обучения в третьем классе обучающийся научится:
. объяснять значение русского языка как государственного языка
Российской Федерации;
. характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в
слове по заданным параметрам;

. производить звуко-буквенный анzLпиз слова (в словах
.

с

орфоrраммами; без транс крибирования );
оIlределять функцию рЕвде"lительных мягкого и твёрдого знаков в
словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава,

в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах

разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласIlыми;

с

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные cj]oBa и слова с омонимичными корнями

(без называния термина); различать однокоренные слова
синонимы;

находить

в

словах

с

однозначно выделяемыми

и

пrорфемами

окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять

случаи

употребления

синонимов

и ант/Jнимов;

подбирать

синонимы и антонимы к словам рa}зных частей речи;
распознавать слова, угtотреблённые в прямом и переносном значении
(простые случаи);
определять значение слова в тексте;
респознавать имена существительные; определять грамматические
признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в

единственном числе имена существительные с
окончаниями;

ударными

распознавать имена прилагательные; определять грамматические

признаки имён прилагательных: род., число, падеж,
изменять имена прилагательные по падежаL{, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом
имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы
(что делать?> и <(что сделать?>; определять грамматические
признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем

времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в
прошедшем времени - по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоIIравданных
повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоционал ьной окраске;
на]iодить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
распознавать распространённые и нераспространён н ые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
п2авила; применять изученные поавила правописания, в том числе

непроверяемые гласные и

согласные (перечень слов

в

орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в
корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после

lLипящих на конце имён суiцествительных; не с глаголами;
.

.

раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более
70 слов;

писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом
изученных правил правописания;
наход}lть и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

.
. понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информачию;

. формулировать устно и письменно на основе прочитанной

.

(1,слышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);

сl'роить Устное Диалогическое и монологическое высказывание (3-5
предложений на определённую тему' по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
создавать небольшие устные
письменные тексты (2-4
предложения), содержащие приглашение, просьбу' извинение,
благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь пред-пов.ений в тексте (с помощью личных

и

.

местоимений9

синонимов,

союзов

и,

а, но);

. определять ключевые слова в тексте;
. оцределять тему текста и основную мысль текста;
. выявлять части текста (абзачы) и отражать с помощью ключевых
.

слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст
текст;

и корректировать

. писать полробное изложение по заданному, коллективно

или

самостоятельно составлеItному плану;

. объяснять своими словtlми значение изученных понятий,
.
4

использовать изrlенные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

клАсс

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся нау,.ится:

. осознавать многообразие языков и культур на территории
Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных
духовно-нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;

.
. объяснять роль русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнацион.Lпьного общения;

. осознавать правильную устную и письменную речь как

показатель

общеir культуры человека;

. проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии

с

. подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать

к

предложенным в учебнике аtгоритмом);
предложенным словам антонимы;

. выявлять в речи слова, значение которых требует чточнения,
определять значение слова по контексту;

о проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
.
.
.

морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова
с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к опрелелённой части речи (в
объёме изученного) по !(омплексу освоенных грамti{атических
признаков;
определять грамматические признаки имён сушествител ьн ых:
склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
оllределять грамматические признаки имён прилагательных: рол (в

единственном числе), число, падеж; проводить разбор

о

прилагательного как части речи;

устанавливать (нахолить) неопределённую

именI.1

форrу

глагола;
определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время,
лицо (в настоящем и будупlем времени), число, род (в прошедшем

времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и
булущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор
глагола как части речи;

. о;lределять грамматические признаки личного местоимения в
начальноЙ форме: лицо, число, род (у местоимениЙ 3-го лица в
елинственном числе); использовать личные местоимения для
.
.
.
.

о

устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
кJIассифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераслространённые предлсжения;
РаСПОЗнаВаТЬ ПРеДЛОЖеНИЯ С ОДНОродныМИ ЧЛеНаМИ; СОСТаВЛЯТЬ
предложения с однородными членами; использовать предложения с
о,lнородными членами в речи;
рatзграничивать простые распространённ ые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а,, но и

бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения,

.
.

состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния .ерминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;

. применять изученные правила правописания, в том числе:
непроtsеряемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -

ий, -и€, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во
множественном числе, а таNже кроме собственных имён

.
.

существительных на -ов, -ин' -ий); безударные пацежные окончания
имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные
личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами. соединёнными союзами и. а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом
изученных правил правописания;

.

нзходить и исправлять орфографические и пунктуационные

о

на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем' где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства ь ситуации

.

общения;
строиТЬ Устное ДиаJIоГическое

.
.
.
о
.
.

ошибкlл

и монологиЧеское высказывание (4-6
предложений), соблюлая орфоэпические нормы, правильную

интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5
предложений) лля конкретной ситуации письменного общения
(письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
оiIределять тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

писать (после предвари,гельной подготовки) сочинения по заданным
темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе

прtlчитанной (услышанной) информации; интерпретировать и
обобщать содержащуюся в тексте информачиюl осуществлять
ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
иaпользовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том

числе из

числа верифицированных электронных ресурсов,

включённых в фелеральный перечень.

ТЕМАТИЧ ЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИ Е

l клАсс

Ко;lrrчсс-r,trо часов

.М rllrr

Наименование разделов и тем
программы

lJсего

Контролыrые

Пракl lrческrrс

рабоr,ы

рабо,гы

Электронные
(чифровые)
образова,тельные

ресурсы

Раздел 1. Обучение грамоте

1.1
.2
1.3
1.4
|

1р:

геsh.сdtt,rп sLlbicct 7']

]

0

0

Фонетика

-,)

0

0

Письмо

7()

0

0

2

1

0

llttps

]

0

0

lttios:'resh.cdtt,rtt'.tri,]c

Фонетика

4

0

0

https

Графика

4

0

0

Лексика и морфология

12

1

0

Синтаксис

5

0

0

Орфография и пунктуация

l4

1

0

li

Развитие речи

l0

0

0

lti,,..

Слово и предложение

Развитие речи

Итого по разделу

]l

t

llttDS:, rеýll.еLltI.IIl sLrbiecti 7i2,
t.,чll,

c.lL .,

-, |'1,'1'

l00

Раздел 2. Систематпческий курс

2,|
2.2
2.З
2.4
2.5
2.6
2,'7

Общие сведения о языке

litLг,

геsh.еdц.гtt sublect,/7/2"

!црl'геsh,еdLt.rLr subicct,/7/2/
h li

]-

i!:, s:'

resh,ecltt,гtr'subiecti 7/2.i
rcsi l,сdu.гtt sLtlricctl'7

Итого пrr разделу

50

Резервное время

l5

0

0

l65

з

0

оБrцЕЕ коJlичЕство чАс()в по прогрАммЕ

2

клАсс
ко.lrrrчество часов

)lЪ

l

llllI

Наимснование ра,]делов и тем
программы

вссго

общие сведения о языке

Контро,rьные
раооты

Пракr,ические
рабоr,ы

')лектронные
(цифровые)
образовательrrые
ресурсы
Библиtlтека I (()К
lr tt s: llr,ed
r ]l',,l10de8

0

|,

2

Фонетика и графика

6

l

.5

З

Лексика

l0

l

9

4

Состав слова

14

l

lз

Библиотека I_{OK
ltttps: tll,..i.,,., r,Lr 7t4 i0,,i..x

5

Мц;,фология

I9

2

17

Библиотеrtа I l()K
hltDS: lп.е(it()(),гt| 71.1 1Odgý

6

Синтаксис

8

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

]0

7

)

Бибlrиотека I {ОК
]] I1
s: ltt,cdst l. гlr 1i-l ] 0dcS
Библиотека l{OK
lt!!p-1.1 lLed5oo,rU, 7tJ l ().lell

БибlIио,l,ска

l[()K

httDs:

+:

29

Резервное время

]2

.1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

l70

lб

l2з

Биб,:tиотека

I

hlt

l

[ОК
I'7l'_+

1

de8

3

клАсс
')лек,гронrrые

Ко;IлIчест,во чдсов

Лi lrllI

Наименование разlIелов и тем
прогрдммы

л
lrсего

Контрольные
раоот ы

Практическlле

рабоr,ы

ресурсы

l

общие сведения о языке

2

Фонетика и графика

3

Лексика

5

4

Состав слова

9

5

Морфология

4,,

6

Синтаксис

lз

5

0

7

Орфография и пунктуация

5()

)

0

8

Развитие речи

j()

0

0

\7

)

17()

17

Резервное время

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

l

)

0
()

(чифровые)
образоваl,еllыrые

0
0
0

I

0

()

0

0

Биб"lиtlтека

I

{OK

htlos:'itt,edst,cl.rLr''t-.l

Биб:rио,гска

I

]

0 d t'8

{()l(

hlT0:, l]].еd:,!).,.г[l

:

t-,1

l0dc8

Библиотека I {0K
ltttlls: , tt,t,eri.rt.l.гLr, 7l-{ l(itle8

Библиотека ЩОК
l]tlD\, l]l,e.lS,,(,.гll ]1 j l (i.]e[l
Библиотека I {OK
llttFч:/'пl.еdstlо.rtr

lf

1 l

0de8

ljибrrио,rека I{OK
,ilLl))

]

,l .

,]'

Библиотека I {OK
l,ttlps: ',п] эdчr,,l.гtt'71J l 0dc il

4

клАсс
количество часов

Л} lrlп

2

Наименование ра,Jлслов и тeм
Irрограммы

Bce1,o

коllтпольные

Прак,ги.rескис

раOо,rы

рабоr,ы

]

0

0

Фонеr,ика и графи ка

2

0

0

Iексика

)

4

Coc,t,aB cltoBa

5

5

Мор(lоltоl,ия

4j

0

0
0

0

синтаксис

lб

1

()р(lоrра(lия и Ilyl llt,гуация

5()

4

0

8

Развиl,ие речи

]()

_+

0

l1l

4

4

l7()

17

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСl,ВО ЧАСОI] ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека I {OK
https: lll.cr]..o.., гL| -l"] l ldаб
Библио,гска
htTps-

i_l

0

I

{()K

l.cdsor_.,гLr,]t_,l ] ] dаб

Библиtrгека

I

{OK

]1ttpS: ll],cd\O(),Itr, 7l-,t l i daб

Библио,l,ска I {OK
h ttp,
.L

6

Резервное время

обра,rоваr,ельные

ресурсы

Обшtие сведения о яl]ыке

J

')лекr,ронвые
(uифровые)

БиблIлотека

(

I

{OK

httpr:'lll,с(]l)оо,I,Lr"7lЦ

]

1

сlаб

Библиотека I]OK
i]ttг,:: i],

с_:;.: ,_.,;,tr -1.] I

Idafl

Библиотека ЩОК
jtttps:

tlt,c,.t

.,l,, rLr 7I,1l]daO

Библиотека I {OK
iltTps: tll cti.r,,.,гtr,-tJ

] l dlrt,

УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

процЕссА
.
.

.
.

о

.
.
1.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Русский язык. Азбука: l-й класс: учебник: в 2 частях. l класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин
В.А., Виноградская Л.А.. Бойкина М.В., Акrlионерное общество кИздательство
кПросвещение>
Русский язык. 1 класс/ Канакиtrа В.П.. ['орецкий В.Г., Акчионерtrое общество
<Издательство < [ [росвещеrl ие>
Русский язык:Прописи: l-й класс: в 4 частях/ В.Г.Горецкий,Н.А. Федосова, Акционерное
общество "Издательство"Просвещение"
Русский язык:Рабочая тетрадь: 1-й класс: / Е,М.Тихомирова, Изда гельство"Экзамен
Русский язык (в 2 частях), 2 Kllaccl Канакина В.П., Горечкий В.Г,. дкционерное общество
кИздательство <Просвецеlrие>
Русский язык (в 2 частях). З класс/ Канакина В.П.. Гореuкий В.Г., Акционерное общество
кИздательство <Просвещение>
Русский язык: 4-й класс: учебник: в 2 частях,4 класс/ Канакина В.П,, Горецкий В.Г.,
Акционерное общество <Издательство кПросвещение>

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный,
орфоэпический, фразеологизмов.
2. Магнитнм классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и
картинок.
З. Персональный компьютер. Интерактивная доска. Таблицы, соответствующие тематике
программы по русскому языку,
4. Русский язык.Азбука:l-й класс: в 2 частях, 1 класс/ Горечкий В.Г., Кирюшкин В.А.,
Виноградская Л,А., Бойкина М,В.. Акuионерное общество "Издательство"Просвещение"
5. Русский язык,l-й класс/ Канакина В.П.. Гореuкий В.Г.. Акционерное общество
"Издательство" ГIросвешtен ие"
6. Русский язык:Прописи: 1-й класс: в 4 часr,ях/ В.Г.Горечкий,Н.А. Федосова, дкционерное
общество "Издате.llьство"11рос вешtение"
7. Русский язык:Рабочая тетрадь: l-й класс: / Е.М.Тихомирова, Издательство"Экзамен "
8. Русский язык. Тетрадь для контрольных работ.2-4 класс Петленко Л.В., Романова В.Ю.;
9. Русский язык. Разноуровневые проверочные работы. 3 класс Кузнецова М.И.;
l0. Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык
l 1. Русский язык. Методические рекомендации, Учебное лособие для общеобразовательных
школ, 4 класс. Москва.Просвешrение. 2023г,

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЩОК https://m.edsoo.ru/7f4
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https:i/www,yaklass.ru
www.school-collection.edu. гu

l

Ode8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».