Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа N92 Мясниковского района Ростовской области РАССМОТРЕНО на заседании Шмо Протокол М1 от 22.08.2023г. Руковолитель lllMO /и,l,алГ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол Nql заседания Методического ;овета При казд17ýО8.2023 г. N'r мБоу сош.Ilъ2 от 24.08.2023г. Зам. дир екто ра по Габь,зян К.К. /{иреl(t:ор МБОУ COi1I УВР { Гайбарян М.Т. РАБОЧАЯ ПРОГРАIИМА по русскому языку к учебнику (РусскиЙ язык> (авторы: С.В.Иванов, 2-4 А.О.Евдокимова) клАссы Количество часов: 5 часов в неделю Учителя - Берекчиян O.fl. Батыгян З.!. Габызян К.К. /{агалдян А.С. Хошафян Н.Х. 202З - 20211,чебный гол Nl2 , 1 l -' аспекя ll () х 0 l _cl пояснитt]льнАя зАпискА Рабочм программа учебного предмета <Русский язык> (предметная об_тасть кРусский язык и :rитератчрное чтение>) на уровне начатьного обцего образования основе Требований к результатам освоения программы начального общеt,о образования Федерального государс,l вен ного образовательного стандарта начаr]ьного общего образования (далее - ФГОС НОО), Фелеральной образовательной программы начаJ,Iьного обшего образования (ла".Iее - ФОП НОО). Федераrьной рабочей програ]\lмы по учебному предi!,ету кРусский язык> (да,тее - ФРП кРусский язык>). а TaKxle сриентирована на целевые приоритеты, сформулированные в фелерапы;trй рабочей программе воспитания. cocTaB,]-Ieнa на ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБноГО ПРЕДМЕТА (РУССКИЙ я]ык" На уровне начального общего образования изучение русского языка ил,tсеl, особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсмьных учебных действий на материале русского языка станут фунламентом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребовапы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеопечивае,г развит}lе интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует упrения извлекать и анализировать информачию из различных текстов, навыки самостояте"rьной ччебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начаJIьного общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функtlионаrьной грамотности обучаюцихся. особенно тilких её компонентов! как языковая. коммуникативнiul, читательскм. общекультурнzul и социальнаJI граJtrотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительньiх возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различньц сферах и ситуациях общения способствуют успеtпной соltиаLпизirции обучающегсся. Русский язык, выпо-1[lяя свои базовые функчии общения и выражения vысли. обеспечивает меж-lичностное и социzlльное взаимодействие. способствlеr формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информачии, культурных традиций, истории русского народа и .Dругих народов России. Свободное владение языком, чмение выбирать нyжtlые языковые средства во многом определяют возможность шекватного саNrовыражеtlrlя взг-,lя.fов. мыслей, ч),вств. проявления себя в разJичных жизненно важньtх для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственньlх ценностей, лринятых в обществе правил и норм поведения. в том числе речевого. что способствlет формированию внутренней позиции .,Iичности. Личностные достижения обл-.tакlщегося непосредственно связаны с осознанием язька как явления национальной культуры. пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются рrIзвитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка. формирование ответственности за сохранеllие чистоты русского языка. ЦЕли ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕдмЕтА (руССКИЙ ЯЗЫК,, Изуч,.:ние русского языка направлено на дсстижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися п(.DвоначаJIьньж представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственньlх ценностей народа; понимание роли языка как ocнoBHot,o срелс,t,l]а обшения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; повимание роли русского языка как языка межнационаJlьного общения: осознание правильной устной и письменной речи как показателя обшей культуры человека; 2) овлаление основными видапли речевой деятельности на основе первоначаrrьны\ представлений о нормiж современного русского литературного языка: aулированис. говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначzrльными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика. лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка! их признакirх и особенностях употребления в речи: испоJlьзованIaе в речевой деrtтельности норм совреýtенного русского литературного языка (орфоэпических. лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета: 4) использование в речевой деятельЕости норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических. орфографических. пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функчионапьной грамотности, готовности к успешному взаимодейсl,вlлкl с из Iеняюцимся миром и дапьнейшему успешном}, образованию. I{ентральной идеей конструирования содержания и планируемых результа,I,ов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материаI призван сформировать первоначальные представления о стр}тстуре русского языка. способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил, Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на реIпение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенньtх норм русского литературного языка. речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебньпt предметом <Литературное чтение). МЕсТо УЧЕБноГо ПРЕДМЕТА (РУсСкиЙ яЗык)) В УЧЕБноМ П-ilАнЕ Общее число часов, отведённых на изучение кРусского языка)), каждом классе): в l классе - 165 ч. во 2-4 классах - по l70 ч. - 675 (5 часов в неде.цю в СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА l клАсс Обучение грамоте| l Развитие речш Составление небольших расскавов на основе собственных игр, занятий. Слово п предложенпе Различение слова и предложеfiия, Работа с предложением: выделение слов. I изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материаJIа для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которьн требует уточнения. Фонетика Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анапиз слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова. подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласньL\ и согласных звуков. гласньrх ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальям произносительная единиllа. Ко,lичество слогов в слове. Ударный слог. Графикаi. Различение зв}.ка и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Еуквы гласных как показатеrь твёрдости мягкости согласаых звуков, Функции букв е. ё. ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего l согласного звука в конце слова. Последовательность букв в pyccKo:lt апфавите. Письмо Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописньгх и строчных букв. Письмо разборчивым. аккуратныл,t почерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробе;tа между словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов и лрелложений. rIаписаrrис которьж не расходится с их произношением. Приёмы и последовате,lьность правильноI,() списывания текста. Орфография и пунrсцi ация ! ii Правила правописания и их применение: раздельное написание слов: обозначенлlе гласных после шипящих в сочетаниях ж1,1, ши (в положении под ударением). ча. ща. ч!,. цу; прописная буква в начале предло)кен}rя, в именах собственных (имена -людей. к.пички животньгх); перенос по слогам слов без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. систЕNlАтичЕскиЙ курс обшие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения. Щели я ситуачии общения, Фопетика Звуки речи. Гласные и согласные звуки. их рaаличение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрлые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие lt глухие согласные звуки, их различение, Согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [.,'], [rц'] Слог. Количество слогов в слоRе. Ударный слог. .Щеление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных). Графика Звlк и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдосl,и согласных звуков буквами а. о. у. ы. эi слова с буквой э. Обозначение на письме Nlяr,косl,и согласных звуков бlквами е. ё, ю, я, и. Функции букв е, ё. ю, я, Мягкий знак как ПОКаЗаТеЛЬ МЯГКОСТИ ПРеДШеСТВУЮЩеГО СОr';tаСнОГО ЗвуКа В КОНЦе СлОва. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол. конь. Небуквенные графические средства: пробел мехиу словами. знак переноса. Русский апфавит: правильное название букв. их последовательность. Использование алфавита лtя упорядочения списка слов. Орфоэпия; l Произношение звуков 1 Еормами современного и сочетаний звуков, удареЕие в словах в соответствии русского литературного языка (на ограниченном гlеречне с слов. отрабатываемом в учебнике). Лексика Слово как единица языка (ознакомление). Слово как нzввание предметц признака предмета, действия предмета (ознакомление). Вьтявление слов, значение которых требует уточнения. синтакспс Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над схолством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составле,Iие предложениiл из набора форпt c.roB. Орфография и пунктуация Правила лравописания и их примеяение: раздельное написание слов в предложении; прописнм буква в начале предложения и в имен&х собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; перенос слов (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), чiL що, чу, щу; сочетания чк, чIl; слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическоьr словаре учебника); знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительнь,й и воск,пицательный зн:ки. Алгоритм списывания текста. Развитие речп Речь как основная (ознакомление). форма общения между людьми. Текст как елиница реtIи Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуачии устного общения (чтение диа,,Iогов по ролям, просмотр видеоматериzrлов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бьrгового общения (приветствие. прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Составление небольших рассказов на основе наблюдений. 2 клАсс OбrrIrIc сведения (.) я]ыке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначатьные представления о многообршии языкового гространства России и Mllpa. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительнiш функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безуларных г-qасIlых звуков. согласного звука [й'] и г,rасного звука [и]. твёрtыr и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласныс звуки [ж], [-]. [u']. [щ']; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласнь!х звуков. функции бутсв е, ё, ю, я (повторение изrIенного в l классе). Парные и непарные по твёрдостrr - мягкости согласные звуки, Парн1,Iе и непарные по звонкости - гл}хости согласные звуки. Качественная характеристика звукlr: гласный - согласный; гласный ударнь]й безуларный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий глухой, парный - непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце ч в середине слова; раздэлительный. Использование на пйсьме разделительных ъ и ь. СоотrIошение звукового и буквенного состава в словах с буквами е. ё. ю. я (в начаtс слова и после гласных). .Ще;tение слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания а.,rфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. абзаIt (красная строка), пунктуационные знаки (в предепах изученного). Орфоэпия l t Произношение звуков и сочетаяи}"I звуковJ ударение в словах в соQтветствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном гlеречне слов. отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря уlебника) лля решения практических задач. 1 Лексика Словэ как единство звучания и значен?tя. Лексическое значение слова (общее представлеtlие). Выявление слов, значение которьп требует уточнения. Опрелеление значения с,lова по тексту или }точнение значения с помощью толкоlrого словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи. наблюдение). Наблюдение за испо,,Iьзованием в речи синонимов. антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренньrх (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синониDtов. однокоренных сJIов и слов с омонимичнып{и корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Раз;rичение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюление). Приставка как часть слова (наблюдение), Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы (ккто?>. употребление в речи. <что?>). Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы (<что дслать'?>. <что сделать?> и лругие), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы (ккакой?>. <какая?>. <какое?>. (какие?>). употребление в речи. Предлог. От;ичие предлогов от приставок. Наиболее распространён н ые пред.lоги: в. на, из, без, над, до, у, о, об и лругое. синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предлоiкение как единица языка. Предложение и c,:IoBo. Отличие предJIожения ог слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое уларение). Виды предложений по цели высказывания: повсствовательные. вопросительные. побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональтtсrй окраске (по интонации): восклlIцательные и невосIсrIицательные предложения. Орфография и пункryация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии lrюдей. клltчки животных); знаки препинания 9 конце предложенияi перенос слов со строки на строк1, (без учёта морфемного членения слова): гласtlые пос.iIL" шипящих в сочетаниях жи. ши (в положении под ударением), ча. ща, чу, цу; сочетания чк. чн (повторение правил правописания, изученных в l классе). Орфографическм зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Раз"rичные способы реII]енIля орфографической задачи в зависимости от места орrРоt,раммы в с-qове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применеяие: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безуларные гласные в корне слова; парные звонкие и глчхие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: ил,tена. фамилии. отчества -людей. к.lи.tкll животньж. географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективноr,о решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос. для выражения собственного мнения). Уменис вести разговор (начать. поддержать. закончи,l,ь разговор. привлечь внимание и другое). Практическое овладение диа"T огической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях 1^rебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной ;.(еятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составлсние ycTl,ol() рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в ,I,eKcTe: последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основнм мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенрым TeKcTaNI. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирсlвание текстов с tIарушенныl\,I порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информачии, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста Bc-,rlx с соб.,rюдениелt правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текс,га объёмом 30-45 слов с опорой rrа вопросы. з к-пА(]с Сведэпия о русском языке Русский язык как государственный язык Российской Федерачии. Метолы познания языка: наблюдение. анализ. лингвистический эксперимент. Фонетика и графика Звуки русского язьIка: гласный (согласный); гласный уларный (безуларный): согласный твёрлый (мягкий), парный (непарный); согласный глlr<ой (звонrий)" парный (непарный); функции разделительньLх ьtягкого и твёрдого знаков. условия использования на письме разде,пIIтельных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение зв}кового и буквенного состава в словах с ь разделительными и ъ! в словах с непроизЕосимыми согласными. Использование а,,Iфавита при работе со словарями. справочникаNIи. катtlлогами. Орфоэпия, l, Нормы произношения звуков и сочетмий звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литераryрного языка (на ограниченном перечне слов. отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практиче:ких задач. Лексикд Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова: признаки однокоре}tнь]х (родственных) слов; рzu.пичение однокоренных слов синонимов. однокоренньtх слов и слов с омонимичньIми корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемаJI часть слова (повторение изученного). Однокоренные слова и формы од}Iого и того же слова. Корень, приставка, суффикс ,lначимые части с-,]ова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделенис в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня. приставки. суффикса. Морфо"погия Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение паJlежав котором употреблено имя существительное. Изменение имён существите-цьных по падежам и числilм (склонение). Имена существительные l, 2, 3-го склонения. Имена существительные о]ушевлённые и неодчlUевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числztм и падежам (кроме имён прилагате.lьных на -ий, -tlB, ин). Сrcrонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личньrх местоимений дJuI устранения неоправданных повторов в тексте. Г;rаго-ц: общее значение. вопросы. употребление в речи. Неопределённая tPoplra глагола. Настоящее, булущее, прошедшее время гJIаголов. Изменение глаголов по временам, числilм. Род глаголов в прошедшем времени. и Частица не, её значение. синтаксис Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словtlми в предложении, Главные ч.тIены предложения - подлежацlее скавуемое. Второстепенные члены предложения (без .леления на виды). [IреллоNtенltя 1.1 распространённые и нераспространённ ые. Наблюдение за однородными членами предпожения с союзами и. а. но и без союзов. Орфография и пункryация Орфографическiш зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. различные сtiособы решения орфографической задачи в зzlвисимости от места орфограммы в слове; контроль и caмoкoнTpo.rlb при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Испоrьзование орфографического словаря для определения (1точнения) написания слова. Правила правописания и их применение: рitзде.qительный твёрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в наблюдения); падежных окончаниях имён лрилагательных (на уровнс, рt}здельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздепьное написание частицы не с глаголами. Развитие речи Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение лросьба. извинение. благодарность. отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства. помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнеlIие в диalлоге и дискуссии: договариваться и приходить к обшему реIшению в совмес,гной деятельностLt: контролировать (устно коорлинировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в услсвиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с TeKcToýl. начатой во 2 классе: признаки текста. тема текста. ocHoBHa'I мысль текста, заголовок, корректирование текстов с наруIlIенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложепий в тексте с помощью личньtх местоимений. синонимов. союзов и. а. но. ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование. описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изl^rакlщее чтение. Функции ознакомительного чтения. ситчации применения. ,l KJ-IAcc Сведепия о русском языке Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анаJIиз, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект. Фонетика и графика Характеристика. сравнение- юrассифпкачия зв\ ков вне слова и в слове llo заданным параметрам. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритм1,). Орфоэпия.:, Правильная интонация в гlроцессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний зв1ков; ударение в словах в соответствии с нормами современt{ого pyccкol,o литературного язька (на ограниченном перечliе слов, отрабатываемоN, в учебllикс). Испо.,rьзование орфоэпических словарей русского язык.r при определении правильного произношения слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованllем в речи синонимов! антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюденлtе за использовzlнием в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) Состав изменяемых слов, вы,целсние в словах с однозначно вьцеляемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного), основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значсние наиболее употребляемых суффиксов изученных частей (ознакомление). речи Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён суцествительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -|4я. на -ья типа гостья. на -ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2. 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное, Зависимость фt рмы имени Ilрилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественноNr числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения l-го и 3-го Jица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и чиспам в настоящем и бl,rушем Bpeveнll (спряжение). [ и II спряжение глагоjlов. Способы опреде.,lения I и II сrряжения I,.Jlаго-,tов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение). синтаксис Слово. сочетание сJIов (словосочетание) и пред;rожение. осознание их сходства различий; виды предложений по цели высl(азывания (повествовательные, и вопросительные и побудительные); виды предложениЙ по эмоционмьноЙ окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (.лри помощи смысловых вопросов); распространённые и нерасIIространёнttые пре.]ложения (повторение изученного). Прелпожепия с однородньми членrlNrи: без союзов, с союзами а, но. с одиночныý1 союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородньIми ,lленами. Простое и сложпое предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а. Hoi бессоюзные сложные предложения (без называния терминов). Орфr.rграфия и пунlffуация Повтсlрение правил правописания, из)п{енных в l, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и пред.r]оженных текстов (повторение и применение на новом орфографическопr материме). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правliла правописания и их применсние: безударные падежные окончания иьlён существительных (кропле существиl,елыlых на -мя. -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном чисJlе. а также кроме собственных имён с},ществительн ых на -ов, -ин, -ий): безуларные падежные окончания имён прилагательньж; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го ,rица единственного числп; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные .rlичные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а. но и без союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из дв}х простых (наблюдение). Знаки препинания в предложениll с rrоямой речью пос,це слов автора (наблюлсние). Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка. объявление и лругое), диапог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Коррэктирование текстов (заданных и собственных) с учётом l,очности. правильноaти. богатства и выразительности письпrенной речи. . Изложеlrие (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текс,га). Сочинение как вид письменной работы. Изучающее чтение. Поиск информации. заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе инсРормачии. соJержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. Il | В ланной рабочей прогрilмме oTplDKеHo только то содержание периода <Обучение грамоте) из Федеральной рабочей программы кРусский язык)). которое прописывается в предмете кРусский язык). остапьЕое содержание прописывается в рабочей программе предмета кЛитературное ч гение). Разде-l <Графика) изучается пара.rлельно с разделом кЧтение>, поэтому на этот раздел оl,цельные часы не предусмоlрены li Раздел <Орфография и пунктуация>l в период кОбучения грамоте) изучается параплельно с рa}зделом кПисьмо>, поэтому на этот разде.;l отлельные !lасы не предусмотрены Програпrмное содержание раздела кОрфоэпияll изучается во всех разделах курса. поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены ПJ-IАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучелtие русского языка на уровне начаrlьноt,о общего образоваttия направлено на достижение обучающимися -,lичностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. JичностныЕ рЕзуJьт.4.ты В результате изучения предмета <Русский язык) в нача'tьной школе у обучающегося булут сформированы следующие личностные результаты: граr(данско-патриотического воспитания: . становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страныi . осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичностипо}lи]\,tание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; . осознание своей сопричастности к проlшлому. настоящему и будущему своей страны и родного краяl в том числе через tlбсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; . IIроявление уважения к своеп{у t{ другим народам. формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идLlт работа на уроках русского языка: . первоначаrIьные представления о человеке как члене общества. о правах и ответственности. },важении и достоинстве че--,Iовека. о HpaBcTBetI но-этических н()рмах поведения и правилiж ме)+:-]ичностн ых отношений. в Tol1 чис-]е оlраr(ённых в тскст€ц, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно_нравственного воспитания: . осознание языка как одной из главных дговно-нравственных ценностей народа: о признание и ндивид) а]ьности каждого че.lовека с опорой на собсгвенttый жизненный и читате-qьский опыт; . проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. в том числе с использованием адекватньIх языковьIх средсl,в для выражения своего состояния и чувс,гв; . неприятие любьх форм поведенI{я, налравленных на причинеIlие физического и морzlльного вреда другим людям (в том чисJlе связанного с испоJьзованием недопустимых средств языка); )стетического воспитания: . уБажительное отношение и . ин(ерес к художественной культуре. в.сприимчивость к разным видам искусства. традициям и творчеств}, своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание вах(ности русского языка как средства общения и саr.{овыражения; физического воспитавия, формирования кульryры здоровья благопо,пучия: и }моционального . соблюдение правиJ безопасного поиска в инфорvаtlионной . сре.]е дсполните,:lьной информачии в гlооцессе языкового образования: бережное отношение к физическому и психическому здоровью. прояв"цяющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: . осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том чис,ле благоларя rIримерам из текстов. с которыми идёт рабо,га на ),роках р),сского яз5Iка). интерес к различвым профессиям, возникающий при обсужлении примеров из тскстов. с которыми идёт работа на уроках русского я,]ыка; экологическоfо воспитанпя . б(:режное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстаý{и: . непрIlятие действий, приносяulих вред прироле; ценности наччного познания: . первоначzt,,tьные представления о научной картине мира, в том чисjlе первонача.,Iьные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира: . познавательные интересы, активность. и нициативность. любознаr,е-1,1ы locтb t,l сilмостоятельность в познании. в том числе позllаватеJ-lьный интерес к лl])ченик) русского языка, активность и саNIостоятельность в его познании. : М ЕТАП РЕДМЕТНЫЕ РЕЗУJ'IЬТАТЫ В результате изучения русского язька на уровне обучающеlося булут сформированы начalльнttго общего образования у познавате.iIьные чниверсальные учебные действия. коммуникагивные универсаqьные учебные действия. регулятивные универсaL.Iьные учебные действия, coBMecTHaUI деятельность. У обучающегося булут сформированы следующие базовые ,iIогические лействия как часть познавательных универса.rrьных учебных действий: . сравнивать различные языковые единицы (звуки. слова. предложения. тексты). основания для сравнения язьiковых единиц (частеречная устанавливать принадIежность. грамматический признак. лексическое значение и дрчгое): устанавливать анаJIогии языковьiх единиц; о объединять объекты (языковые единицы) по олре-,1елён Ho\l\ llрItзнак\: . определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков. частей речи. пред.-tожений. TeKcToB)i классифицировать языковые единицы; . находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем аJIгоритма наблюденияi ана,Iизировать алгоритr. действий при работе с языковыlltи единицаN!и. са\{остоятеJьно вьi;lL,,-Iять },.Iебныс операции при анtцизе языковых единиц; . выяв-;]ять недостаток информации для решения учебной и практической з4lачи на основе предложенного алгоритма. формуlrировать запрос на дополнительнук) информачию: . устанавливать причинно-следственн ые связи в ситуациях наблюдения зir языковым MaТepltaqoM, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных унfiверсальных учебных действий: . с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта. речевой ситуации; . сравнивать Hecкo"lbкo вариантов выполнения зада}tия. выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев)] . проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное заданиеi о формулировать выводы и подкреплять их доказате"rьствами на основ!, материа-IоNl за языковыl\{ проведённого наблюдеIlия результатов (lлассификации. сравнения. исследования): формулировать с по\rоulью \чиlеjlя вaпросы в процессе анализа предложенного языкового материаllа; . прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося булут сформированы следчющие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных дейсr.вий: l . выбирать источник получения информачии: запрашиваемой информации, .4пя уточнения; нужный словарь дjlя получения согласно ЗаДанноМУ а!'Iгориrм)' находитЬ представленнУЮ В яВtlоIlt виде информачию в предложенном источнике: в словарях. справочниках: . распознавать достоверную и недостоверную информачию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обрашаясь к с-r]оварям" справочникам, учебнику); о соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников. родите.qейзаконньж представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникациолtной сети <Интернет> (информачии о написании и произношении слова. о значенl{и слова. о происхождении слова, о синонимах с-пова); . анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую" звуковую информаuию в соответствии с учебной задачей: . поримать лингвистическ},ю информацикl, за{lиксированную в виде таблиц. схепл: самостоятельно создавать схеl{ы. таблицы д-пя представ.r]ения;rингвистической информации. У обучающегося булут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий : . воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общеЕия в знакомой среде: . проявлять уважительное отношение к собеседяику. соблк,.1ать правила ведения диal'lоги и дискуссии; . признавать возможность существования разных точек зрения; . корректно и аргументированно высказывать своё мнение: . строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; . создаваI,ь устные и письменные тексты (описание. рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуашией; . Iотовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования. проектного задания; о полбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к TeKcтy вI.Iступления. У обучаIощегося булут сформированы следуюlllие умения самоорганизацип как части регулятивных универсlлльных учебных действий : . планировать действия по решению учебной задачи для tjолуtlения резу"r]ь,гатаi . выстраивать пос.j,Iедовательность выбранных действий. У обучающегося булут сформированы следующие умения сдмоконтроля как частш реryлятивных унпверсальt!ых учебных действий: о . устанавливать причины успеха (неулач) учебной деятельности; корректировать свои учебньте действия орфографических ошибок; для преодоления речевых и . соотносить результат деятельности с поставленной учебной зачlачей по выделению, характеристике. использованию языковых единиц; . находить ошибку. допущенную при работе с языковым материаJ,Iом. находить орфографическую и пунктуационtrую ошибку; о сравнивать результаты своей деятельности и деяте.-Iьности одllоюlассников. объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучаюшегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: о формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётоNl участия в коллективЕых залачах) в стандартной (типовой) сит\,ации lla ocнoвc . . . . . пред",Iоженного учителем фсlрмата планирования, распределения промежу,гочных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижеrIию: распределять роли, договариваться. обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовI{ость руководить. выпOJIнять поручения. подчиняться. самостоятельно разрешать конф';lикты: ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в обций результат: выполнять совмест}Iые проектные задания с опорой на пред_lоженные образчы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУ"IЬТАТЫ l клАсс К концу обучения в первом классе обучаюцийся научится: . различать слово и предложение; вьгIJIенять слова из ttредложенийi . вычленять звуки из слова, . различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный звук [й'] и гласный звук [и]); о различать ударные и безударные гласные звуки; . различать согласные звуки: мягкие и твёрдые. звонкие и гл}хие (вне слова и в . . о о слове); различать понятия (звук)) и <буква>; оI]редеJUIть колrчество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: c,roBa без стечения согласных); определять в слове ударный слог; обозначать на письме мягкость согласных звчков буквами е. ё. ю. я и буквой ь в конце словаi правильно нzвывать буквы русского алфавита: использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшоr,о списка словl . писать . аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букз, слова: применять изученные правила праволисавия: раздельное написанис слов в предложении; знаки препинания в конце предrIожения: точка. вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей. клички животных)i переllос слов по с.lrогам (простые случаи: слова из слогов типа (согласный + гласный>)i гласныс после шипящих в сочетаниях жи. ши (в положении под ударением). ча. ша. чу. щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом . . . . . . . . о 2 cJloBape учебника): пi)авильно списывать (без пропусков и lдскажений букв) слова и предложения. тексты объёмом не более 25 слов: писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 35 слов. тексты объёмом не более 20 слов, правописание которьн не расходится с произношением; находить и исправ"цять ошибки на изученные правила" описки: пон ипlать прос.rушанный текст: читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением иhтонации и пауз в cooTBeTcTBlIIi со знаками препинания в конце предложения; находить в тексте слова, значение которых требует уточнения; составлять предJIожение из набора форм слов: ),стно составлять текст из 3-5 прелложений по сюжетным картиtlкам и на осIIове на.блюдений; испо.пьзовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. клАсс К концу обучения во втором классе обучающийся научится: . осознавать язык как основное средство общенияi . характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости): согласный парный (непарный) по звонкости (глухости); . определять количество слогов в cjloBe; делить слово на слоги (в то]\! чис,lе cJOBa . о . . . . . . . . . . со стечением сог"пасных)l устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, втом числе с учётом фчнкций букв е. ё. ю. я: обозначать на письме мягкость согласr!ых звуков буквой мягкий знак в середине спова: находить однокоренные словаi выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначньtх слов. Ilонимать их значения и )лочнять значение по учебltым словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов): распознавать слова. отвечаюцие на вопросы ккто?>>. <что?>; распознавать слова. отвечающие на вопросы <что делать?>l, <что сделать?>> и другие; распознавать слова, отвечающие на вопросы ккакой?>. <какая?>. ккакое?>. ккакие?>; оllределять вид предложения по цели высказывания и по эмоционацьной окраске; находить место орфограммы в слове и между словаrми на изученные правила: применять изr{енные правила правописания. в том числе: сочетанIля чк. чн. чт: щн. }lч; проверяемые безуларные гласные в корне слова: парнь,е звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и сог;lасные (перечеItь слов в орфографическом словаре учебвика); прописная буква в имеfiах. отчествах, фамилиях людей. кличка,х животньж, географических названиях, о . . . . о . о . . о 3 раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительныи мягкий знакi правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения. тексты объёмом не более 50 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения. тексты объёмом не более 45 слос с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, опискиi пользоваться толковым. орфографическим. орфоэпическим с.lоварями 1,чебника: строить устное диаqогическое и монологическое выскit.зывание (2-4 предложения на, определённую те\{у. по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм. правильной интонации; формулировать простые выводы на основе прочитанного (;,слышанного) устно и письN,lенно ( 1-2 предложения); составлять предlожения из c.iloB, устанавливм между ними смысловую связь по вопросам; определять тему текста и озаглавливать текст. отражая его тему; составlять текст из разрозненных предложений. частей текста: писать подробное изложение п()вествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы; объяснять своими словами значение изученнь]х понятий: испо-lьзовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. клАсс К концу оiiучения в третьем классе обучающийся наччится: о объяснять значение русского языка как государственного языка Российской . . . о . . . . . . Федерации; характеризовать. сравнивать, классифицировать зв}ки вне слова и в слове IIо заданным параметрам; производить звуко-буквенный ана,rиз слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); огредеJlять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функчий бlкв е, ё, ю, я. в словах с разделительными ь, ъ. в c"IoBax с непроизносимыми согласными; различать однокоренные слова и формы олного и того же слова; различать олнокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина): рrзличать однокоренные слова и синонимыl находить в словах с однозначно вьцеляемыми морфемами окончание. корень. приставку. суффи Kcl выявJ]ять с,lучаи употребления синонимов и антонимов: полбирать синонимы ll ан]онимы к словаI\1 разных частей речи: распознавать слова, употреблённые в лрямом и переносном значении (простые случаи); определять значение слова B,leкcтe; распознавать имена существительные: опрелелять грамматические признаки имён существительных: род, число. падеж; склонять в единствевном числе имена существительные с ударными окончаниями; распознавать имена прилагательные; опрелелять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; . . . . . . . . . . . . . о . о . . . о . о . 4 изменять имена прилагательные по падежам. числам, родам (в едйнственном числе) в соответствии с падежом, числом и родо\'t имён с\ ществите.;1ьны\: распознавать глаголы; различать глаголы" отве.Iающие на вопросы (ttTo делать?) и (что сделать?): определять грамматические признаки глаголов: форi!1}. вгемени. число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени - по родам, распознавать личные местоимения (в начапьной форме): использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предлоги и приставки; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраск9; находить главные и второстепенltые (без деления на виды) члены предложения; распозвавать раслространённые }I нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изrlенные правила правописания, в том числе неfiроверяемые гласные и согласные (перечень c,roB в орфографическом словаре 1,чебника): нспроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрлый знакi мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с г,lагоjlаI\lлl: написание предлогов со словами; раздельное прави-rIьно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов; лисать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправ",Iять ошибки наизученные правила. описки: понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информаuию; пись[,енно на основе прочитанной (1-слыrrrанной) формулировать устно информашии простые выводы (1-2 прелложения); строить устное диалогическое и монологическое высказывалtие (з-5 предложений на определённую тем}. по резу"пьтата]\{ наблкlдений) с соблюдением орфоэпических норм, прiвильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу. извинение, благодарность. отказ. с использованием норм речевого этикета; опре.]е.]яl ь связь преJ_lожений в reKcTe (с поvощью личны\ rtecTottMelt lr ii. синонимов. союзов и, а, но); определять кJIючевые слова в тексте; определять тему текста и основную мыс",1ь TeKcTal выявлять части текста (абзачы) и отражать с помощью ключевых с",]ов и,ци предложений их смысловое содеl]жание: составлять плаЕ текста, создавать по нему текст и корректировать текст: писать подробное изложение по заданному. коллективно или саJtrостоятельно составленному плану; объяснять своими словами значение изученных понятий. использовать изученные понятия в процессе решения ччебных задач; уточнять значение слова с помощью толкового словаря. клАсс и К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: . о о . . . . . . . осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федераuии. осознавать язык как одну из главных луховно-нравствен ных ценностей народа: объяснять роль языка как основного средства общения; как государственного языка Российской Федерачии и я:}ыка межнационального обцения: осознавать правипьн)то устную и пись\{енную речь как показате-lь обtцей к}льтуры человека; проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с пред,Iоженным в учебнике а:rгоритмом); подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к пре,].]оженllы}t словам антонимы: выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения. определять значе}lие слова по контексту; проводить разбор по составу слов с однозначно вьцеляемыми морфемами: составлять схему состава слова; соотносить состав слова с прсдстав-пенной схемой: устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по коN{плексу освоеяных грамматических признаковl определять грамматические признаки имён су ществительных: склонение, род. tIисло, падеж; проводить разбор лмени существительного как части речиi объяснять роль русского языка . определять . . . . . о . . . . грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число. падежi проводить разбор имени прилагательного как части речи; у(.танавливать (находить) неопреде.пённую форrу глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение. время, лицо (в настоящем и будуlцем времени), число. род (в прошелшем времени в эдиttственном чис-qе): изI\,с,нять глаголы в настоящем и булущем времеIlи по лица.l и чисjlаl\t (спрягать); проводить разбор глагола как части речиi опрелелять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лиtlо. число, род (у местоимений 3-го лица в елинственном числе); использовать личньiе местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте: различать пред-]ожение. словосочетание и cjloBo] классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоционмьной окраске; различать распространённые и нераспространён н ые предложенияi распознавать пред.lожения с однородными членами; составлять предложения с олнородными членами; использовать flредложения с однородны]!Iи члеIrаNrи R речи; разграничивать простые распространён н ые и сложные предложения, состояlцие из двчх простых (сложносочинённые с союзilми и. а, но и бессоюзные сJIожные пред.rожения без называния терминов); составлять простые распространён н ые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а. но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов): производить синтаксический разбор простого предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила: применять изученЕые правила правописания. в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом слоt]аре учебпика): безуларные падежные окончания имён существительньrх (кроме суцествительных на -мя, -ий. -ие. -ия. на -ья,гипа гостья. на -ье типа ожере.лье во множсственном чис.]е. а,lакже кроме собсгвеllных иvён сушествительных на ов. -ин. -иЙ); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкиЙ знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного чис,,Iа; наличие или отс)тствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся: безударные . . . . . . . . . . о . . о . личIlые окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с сднородными членами. соединёнными союзами и. а. но и без сокlзов; пi)авильно списывать тексты объёмом tlc более 85 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с улётом изученных правил правописания; нахо;tить и исправjlять орфографические и пункт\ационные ошибкtt lla изученные правила, описки; осознавать ситуацию общения (с какой целью. с кем, где происходит общение): выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения: строить устное димогическое монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы. правильную интонацию. нормы речевого взаимодействия: создавать небо;rьшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки. объявления и другие); оlrреде,lять тему и основн}ю мысль текста: самостояте"]ьно озаглавливать тексг с опорой на тему или ocнoвHlro мысль; корректировать порядок прелложений и частей текста: составлять план к заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); осушlествлять выборочный пересказ текста (устно): писать (после пре,lварительной подготовки ) соч!Iнения по заданны!l Teмa]\li осуществлять в процессе изучающего чтения l1оиск информации; формулировать ),стно и письменно простые в),iводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержаtц}.юся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей; объяснять своими с"повами значение изученных понятий: исllо-lьзовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных издаlсий. в том числе из числа и верифичированных электронных ресурсов. включённых в перечень. фелерilпьныt"l ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИ РОВАНИЕ l клАсс Nc п/п Наимеrrоваllие ра,}делов и тем пр()граммы Раздел l. Обучение грамоте Слово и предложсние | Фонетика [lисьмо 1.1 ,2 lл3 |.4 Развитие речи Итого по разделу Рдзде.п 2. 2,1 2.2 2.З 2.4 2.5 2.6 2.] ')лектропные Ko..ll1.1ecl,Bo часtlв (tцифровые) образоваr,ельIrые ресурсы Коrrr,ро.llьные работы Прак,l,и.rсскше рабrrгы 5 0 0 IrtlDs: "resh.edu.ru.lsu[ri ect 2з 0 0 70 0 0 2 l 0 ltttps: rеslt.ссltr.гu ,LrlriecL 7 ] https: rеsh.,,du.гц strhicct а ] litills:, 'resir,uciu.l u suilicci 7 ] 1 0 0 4 () 0 htlps: rеsIr,сju.гu subiect 7 ] Ilttps:" resh,.,Ju.r,u subiect, 7 ] 4 0 0 https://resh. edu. гu/suЬiесt '7 2 |2 I 0 https:/Л,esh.cdtr.гu.isub 5 0 0 l,.it ;rs l 0 "reslr.cclu.trt '.. tDs:'t,esh,cilLt,ruisubiect'7 () 0 0 0 I}ceгo 7,], l00 Систематический курс Общие све:lения о языке Фонетика Графика Лексика и морфология Синтаксис Орфография и пуIIкT,уация Развитие речи Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММГ l4 l0 50 l5 l65 ) 0 :, ес1 '7 ] "stt biect,7 ] ] i:itps: гesh,e.lu.r,Lr,'subiect'7 ] 2 клА(]с Л1 l ,) lllп HarrMclroBaHиe ра ]/Iелов и ll рограммы Общие све.llения () я,]1,Iке Фонетика и графика ,I,cM Ко"rичесr,во часов Bcelo l l4 5 Морr}о'lrоr,ия 19 6 син rаксис 8 ] Орфография и пуIli(туаltия 50 lJ Развитие речи 30 ПРОГРАММЕ l 9 (-'остав слсlва ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 0 l0 4 Резервное время рабоr,ы 5 J tca Пракr,ическис par)o,1ь1 6 ] [екси КоIllролыlыс 1 13 2 17 7 5 42 29 з2 4 0 170 16 |2з ')лектроrrные (чифровые) образова,rельныс ресурсы Библиотека ЦОК lrtlps:'tlt.cdsrэo,r tl ; l-i l {)lie8 Библиотека l-{OK https: l-t],cdsoo.rtr '7 t.l1 Ode8 Библиотека IiOK lll crls,lt).гtt Библиотека ЦОК htt1-1s: 7l-{1 ()dc8 https:, irl.ccisoo.ru 7t-i l 0de8 Библиоr,ека ЦОК lrttps: ' 't,l t . ccis tl tl . 1 ()de8 71-1 l 0de8 гLl '7l'-1 Библяtоiека ЩОК https:,,'nt,eclsoo.ru; Библио,гека ЦОК ilttl].: i,]i !(|:, l.-r Ltl 71-1ll)Jф Библиотека ЩОК httpS: ]Tl,!,!]..r,].itr 7l'-{ ] ()tlc8 3 клАсс Ко.lrичес,l,во часов Л! lllп HalrMcHoBaHlle ра]де.:IоR и r,eм IIрограммы Коlrтро.llьныс работы l}ccI о Пракrические работы ')лектронIlые (чифровые.1 образсватеlrьные ресурсы Библиотека ЦОК Общие све,,lения о языкс l () 0 2, Фонетика и графика 2 () 0 _) JIексика 5 ] 0 4 cooTatl слова 9 l 0 Библиотека ЦОК 5 Морфоlttlгия 4з () 0 Библиотека ЦОК 6 ('интаксис 1з 5 0 7 ()рфоl,рафия и tlу}Iктуаllия 50 5 0 lt Развитие речи 30 0 0 11 5 l70 17 Резервllое время ОБЩЕIj КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ IlO ПРСГРАММЕ () ittips. tn.cdscltl.гu Библиотека Ц()К 71.1l 0c,lc8 https:"'m.cr.lst1,1. гtr '71'-1 ] ()dc1{ Библиотека ЦОК ht11,1s: ]'nr, ccls,lrl, гLr"7t-} l {ldc ll https:"lirr,eclslxl. гu 17Г.l l Odet] lrttpb: /'t-n.cds,.,,,l. гtl l7f.l ] (),]еЕ 1 L)deX Библиотека ЦOК I]ttрS:,/'пl.с(lS()i],гLr'71Ц ljибl lиrl rска Ц( )I( .]- :].,, ,l кллсс .]Yл rIllr Наименование ра,tделов и lrpol,paMMLI ,|,ем количество часов Bcei.o Коя гро,lьные Практические работы paUo гы ')".lектропrlые (чифровыс) образовате",rьные ресурсы Библиотека I [ОК l Обu(ие сведсния tl языке l 0 0 2 Фоttетика и графика 2 0 0 htlps: Il.cdsL,..,,I.r Библиотека ЦОК 3 JIскси ка 5 0 0 Библиотека I {OK 4 сос,гав слова 5 0 5 Морt}ология 43 0 6 ('и l l,t,аl{сис |6 7 0рфография и l IуtIктуаl tия 50 8 Развитие речи Резервное время ОБЩЕЕ КОJlИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ l]ttl]s: ' 'пl.сd5оо. гLr htllrs:,'nl.cclst,rl.t,ii 7,-{ l 1cla(l 7fll1ldaб 7f-.i 1 1 dаб Библиотека l_{OK Irttps: '/rn.eclsotl.гu 7t-l l Библиотека ЦОК ldаб hltl-..: "m,ecistlo,iiL 71-1 l 1 da(l 0 Бнб",tиотека IlOK httIlS:'inl.cdS(X).гLr 7l..[ 1 4 0 Библиотека I {OK ill ,l. ;i.1|ltr1l гll 7;_l1]tlah з0 1 0 l8 4 4 l70 17 4 Библио,гека I_{OK h11l:15. ,]l.L,(!5оо.гLr l l t-.|] l dаб сlаб УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСIIЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО процЕссА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Русский язык (в 2 частях), 2 классl Иванов С.В., Евдокимова д.о., Кузнецова М.И. и другие; под редакцией Иванова С.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательский ueHTp кВЕНТАНА-ГРАФ) Русский языtt (в 2 частях). 3 класс/ I,lBaHoB С.В.. Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и другие; под редакчией Иванова С.В.. Обцество с ограниченной ответственностью Издательский чентр <ВЕНТАНА-ГРАФ>; Акционерное обtцество <Издательство <Просвещение> Русский язык (в 2 частях),4 класс/ Иванов С.В., Кузнецова М.И, Петленко Л.В., Романова В.Ю.; под релакшией Иванова С.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательский ueHTp кВЕНТАНА-ГРАФ>; Акционерное общество <Издательство кПросвещение> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛJI УЧИТЕЛЯ l. 2. 3. 4. 5. 6. 7, 8. 9. 10. l1. l2. l3. Словари lrо русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов. Магнитная кJIассная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Персональный компьютер. Интерактивная доска. Табличы, соответствующие тематике программы по русскому языку. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др.; Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях Кузнецова М.И.; Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Иваrrов С.В.. Евдокимова А.О,. Кузнецова М.И. и др.; Пишем грамотIlо. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х .lас,tях Кузнешова М.И.: Учусь писать без ошибсlt<. Рабочая тетраль. З класс Кузнецова М,И.; Русский язык. Тетрадь для контроJIьных работ.2-4 класс Пеr,ленко Л.В., Романова В.Ю.; Русский язьтк. Разноуровневые проверо.tные работы. 3 класс Кузнецова М.И.; Русский язык, Комментарии к урокам. Методическое пособие. 2-4 класс. Иванов С.В.. Кузнецова М.И Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык Русский язык. Методические рекомендации. Учебное пособие лля общеобразовательных школ. 4 класс. Москва.Просвещение. 2023г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека I-{OK https://m.edsoo.ru/7f4 https://resh.edu.ru https://uchi.ru https ://www.yaklass.ru www.school-collection.edu.гu l 0de8