Аннотация к рабочей программе по музыке 5-8 классы

Аннотация к рабочей программе по музыке 5-8 класс
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей
истории человечества. Используя интонационно- выразительные средства, она
способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли,
яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны,
высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень
психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает
уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми,
окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие
важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция,
сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка
в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение
представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие
века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное
воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности.
Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного
кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков,
передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности является способность
музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинноследственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный
опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального
интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким
образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в
эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы
ценностей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и
воспитания ребёнка, развития его психики,
эмоциональной и

интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности
творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование
и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое
обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование
художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
1)
становление системы ценностей обучающихся, развитие
целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2)
развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсальной формы
невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов,
эффективного способа автокоммуникации;
3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие
внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе
являются:
1.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через
личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2.
Осознание социальной функции музыки. Стремление понять
закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного
проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её
воздействия на человека.
3.
Формирование ценностных личных предпочтений в сфере
музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе
культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения
и развития культурного многообразия.
4.
Формирование
целостного представления
о комплексе
выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых
элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных
стилей.
5.
Развитие общих и специальных музыкальных способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого,
осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной
деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);

б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на
доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности
на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых
программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,
танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность
(концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального
искусства.
6.
Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке
и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших
образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира,
ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения
модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения
содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального образования и непрерывность
изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении
всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной
музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка»
входит в предметную область «Искусство», является обязательным для
изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих

проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание»,
«Иностранный язык» и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».