ООП ООО (стр. 500 - 525)

обсуждении различных проблем здоровья и информации. касающихся личной безопасности.
Поэтому одной из форм работы по профилактике вредных привычек и приобщению детей к
здоровому образу жизни является просвещение. Подросткам необходима инфорr,tапия
квалифичиромнных специzlлистов по интересующим их вопросalм.
основной целью формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни.
курсовой подготовки гражданской обороны является формирование у обучающихся МБОУ
СОШ ЛЬ2 ценностного отношения к собственному здоровью и собственной безопасности,
основанного на знании своих потребностей, особенностей развития, и выработанного в
процессе занятий. индивидуaLтIьного способа злорового образа жизни.
.Щеятельность Школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного
образа жизни, по вопросам гражданской обороны, обеспечения первичньtх мер формированию
личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в
повседневной жизни. вк.пючает несколько направлений:
/ 9рlпццзация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы,
У организация просветительской и методической работы,
/ профилактическая работа с участниками образовательного процесса,
осуществление комплекса мероприятий
профи-rактике
разработка

/

/
r'

и

правонарушений,

по

алкоголизма,

наркомании,

токсикоманииl

осуществление систематической работы с обучающимися (группы риска);
разработка и проведение мероприятий в рамках <.Щень защиты детей> по програ,vме

оБж.

На внешнем ypogtle:
/ встречи с представителями социально-правовой поддержки и профил:ктики,
проведение профилактических бесед, тренингов;
/ беседы с инспектором П,ЩН по вопросаI4 профилактики;
/ привлечение возможностей других учреждений, организаций - спортивных клубов,
лечебных учреждений.

На tuкольном уровне:

разработка и проведение месячника оборонно-массовой работы в Школе;
участие в комбинированной эстафете по ОБЖ;

тeматичeскиeМеpoпpияTия.IIpиypoЧeнньIeкпpaзлптжy';
профилактические мероприятия по безопасности дорожного движения. пожарной
безопасности (комллекс мероприятий);
проведение профилактических мероприятий, посвященных Всемирному дню борьбы со

СПИflом.

на uнdавudчапьном

/
У

/
У

уDовне:

индивидуальнм работа с подросткаý.rи,

участие в Акции кСпорт - а,,lьтернатива пагубным привычкаеl),
участие в профилактических акциях,
привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникаI,I

Регltона",tьныл"l Dtодчль <Патриотическое воспитание в дошкольных,
общеобDазоваr,е"пьныt, профессиональных об Dазовдтеlьных оDганизаuиях Ростовской

2.2.|4,

области>>

Нормативное обоснование Dегионального компонента воспитания.

Молуль <<Патриотическое воспитание в дошкольных, общеобразоI]атс,lbl l ы\.
профессиона.rьных образовательных организациях Ростовской области>> разработан
на основе концептуiulьных и программньж документов государственной политики в обrасти
развития системы воспитания. Региона,rьные прогрrl}..tмы и проекты в области
патриотического воспитания развивают и обогацают духовно-нравственное направ.,Iение Е
соответствии

с

Указом Президента РФ от 09.11.2022 Nq 809 (об утверждении основ

государственной политики по сохранению и укреплению традиционнь]х российских духовнонравственньtх ценностей>,
Региональный компоне}lт патриотического воспитания явJUIется дополнительным
содержанием лля разработки модулей гражданско-патриотического нaшравления и
определения форм организации патриотического движения в образовательных организациях
ростовской области.
Региона,тьный компонент представляет непрерывность патриотического воспитаЕия от
дошкольного до среднего профессиона.пьного образования посредством целевых ориентиров,
направлений содержательной работы, форлл организации деятельности, перечня луrших
практик в области патриотического воспитания. Такой подход отрФкает положение
Федеральной рабочей программы воспитания о преемственности рабочих прогрill{м
воспитания образовательных организаций.
I{елевые ориентиры региона,rьного модуля призваIrы актуализировать особенности
культурно-исторического развития !онского KpfuI, этническое (... уникfu,lьное, салrобытное
проявление

в

историческом

духовном,

и

культурном

развитии

многонационаJтьного

народа

России> - Указ Президента Российской Федерации от 09.||.2022 Ns 809 кОб утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традициоцных российских
ДУХОВНО-НРавСтвенных ценностей). Эта позиция формирует краеведческий характер
воспитательного потенциала Ростовской области.

особенностп DеI,ионального
обшеобDазовательны
об.,lасl

молy"пя

<<ПатDиотическое воспитание

х, профессиональных образовательных

в дошко"lьных.

оD I,анизациях I)ос,говскоii

и>>.

Приказ Министерства общего и профессионarльного образования Ростовской области от
11.04,202З года Ns 350 <Об утверждения вариативного модуля <Патриотическое воспитание в
дошкольньж, общеобразовательных, профессиональных образовательньж организациях
Ростовской об",rасти>> определяет принципы единого подхода по развитию воспитательного
пространства и преемствеIIности содержания воспитания дошкольного, общего и среднего
профессионального образования.
.Щанная модель патриотического воспитания в Ростовской области представляет собой
лрактико-ориентированный инстр}&lент, помогающий педагога}l-воспитателям моделировать
содержание патриотического, гражданского, духовно-нравственного и трудового воспитания.
2.2.15. Вапиативный модуль <Орлята России>.
Направление Р!!М к!вижение первых) - програI\.tма <Орлята Россип> - }чика:ьньй
проект, направленный на развитие социальной активности школьников младших кJIассов в
рамкам патриотического воспитания граждан РФ. Участниками программы кОрлята России>
становятся не только дети, но и педагоги, родители,
ученики-наставники из старших классов. В содруя<естве и сотворчестве ребята и взрослые
проходят образоваr,ельные треки, выполняют задания. получiUI уника,,lьный опыт командной
работы, где (один за всех и все за одного).
Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских акциях кДней
единьп действий> в таких как: !ень знаний, !ень туризма, !ень учителя, ,Щень народного
единства, !ень матери. !ень героев Отечества, !ень Констиryции РФ, Международный день
книгодарения. .Щень защитника Отечества, !ень космонавтики, Международный жевский
день. .Щень счастья, .Щень смеха, !ень Побелы, ,Щень защиты детей.
2.2.1б. Вариативный м

ль <<Школьный споDп>.

Программа школьного спортивного клуба <Искро по спортивно - оздоровительном}
направл ению в 5-9 классах подготовJIена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и
концепцией физичсского воспитания
Программа призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

новизна данной программы определена федеральным государственным образовательньlм
стандартом основного общего образования.
2.2.17. BaollaTиBH ый м

y"tb <<Школьный,rеатD)).

Одна из серьезных проблем современного подростка - эскапизм (стремление
отгородиться от общественной жизни) и, как его следствие, поздняя социализация. Подросток
не хочет покидать понятный ему детский мир и менять его на суровые реалии взрослой жизни.
Ов тянется к фантастической литературе и молодежным течениям, все больше и больше
погружiцсь в вымышленный мир и все больше отд:Iляясь от мира реального. Фантазия
является для подростка естественным психологическим щитом, которым он прикрывается от
чуждого ему мира.
Эмоциона,rьно-образная природа театр!rльного искусства даёт возможность применить
творческую фантазию подростка. Театральное искусство, пожмуй, самое универсальное
средство эстетического и Еравственного воспитания, формирующего внутренний мир
обучающихся. Театр помогает задуматься и иначе взглянуть на окружilющий мир. У
школьников, включенных в процесс театральной деятельности, постепенно формируется
представление об идеа,,Iе личности, который сlryжит ориентиром в развитии их самосознания и
самооценки. Важно, чтобы молодые люди понимали, что смысл жизни не только внутри себя,
но и в окружающем нас мире.
оDганиздционный.
3.1. обшие тпебования к yсловиям реализации Программы.
Раздел

_J.

Рабочм

программа

воспитания

реаJIизуется посредством формирования
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания }кJIада.
отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться
едиными принципами и реryлярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно-

деятельности

значимые виды совместной
Уклад Школы направлен на сохранение преемственности принципов воспитания
уровнях общего образования:

.-r;=1

Еа всех

ф

обеслечение личностно-развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе современное материilльно-техническое обеспечение, методические ма.териалы и
средства обучения;
* наличие профессиональньх кадров и готовность педагогического KoJL,IeKтиBa к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
ф взаимодействие с родителями (законными представителJIми) по вопросам воспитания;
учет индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах которых реализуется
Программа (возрастных, физических, психологических, национtшIьных и пр.).

n
_].2.

Калповое обеспеченше воспит ате,lьного пDоцесса.

Педаюг являет собой

всегда главный для обучающихся пример нравственного и
граждirнского личностного поведения. В Школе создано и успешно работает методическое
объединение классных руководителей 5-9 классов, которое помогает классным руководителяl,{
Школы разобраться в нормативно-правовой базе. в потоке
информачии. обеспечивающей успешный воспитательный прочесс
Совершенствование подготовки и повышения кватификации кадров по вопросам духовнонравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в реализации рабочей
программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров:
*

ф
ф

сопровождение молодых педаIогических работяиков, вновь
поступивших на рабоry педагогических работников (работа школы наставничества);
индивидуrrльнtш работа с педагогическими работника,ми по
(в
запросilм
том числе и по вопросам классного руководства);
контроль оформления учебно-педагогической докумеЕтации;

.:.;

;--r-

.!. проведение конференчий, (круглых столов), семинаров по педагогическим и др}тим
проблемам духовно-нравственного воспитания и просвецения обучающихся;

Ф участие в постоянно

действующих учебньгх курсах, семинарах по вопросам
воспитанияi
Ф участие в работе районных и региончlльных методических объединений, представление
опыта работы Школы.

С

сентября 2022 года

в

Школе введена должность Советника директора по

воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В педагогическом плане среди базовых национальньц ценностей необходимо установить одну
важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям
ценность Учителя,

ическое обеспеченпе.

З.3. Нопмативно-ме

3.3.1. Подготовка приказов и лок.Lльных
воспитания в образовательный процесс.

аюов Школы по внедрению рабочей программы

З.З.2. Обеспечение использования педагогами методических пособий,

содержащих
(методические шлейфы>>. видеоуроков и видеомероприятий по воспитательной работе.
3.3.3. Создание рабочей программы воспитания на 2022-2025 г.г. с приложением плана
воспитательной работы школы на три уровня образования НОО, ООО, СОО.
3.3.4. Обновление содержания воспитательных прогрilмм в целях ремизации новых
направлений программ воспитания.
3.3.5, Подготовкrкоррекгировка дополнительных общерzIзвивающих программ Школы.
3.3.6. Отражение реальных результатов программы воспитания на официальном сайте Школы.

3.4. Тпебования
потDебностями.

к

v

овиям Dаботы с обччающимися с особыvи образовате",rьными

с

В настоящее время в Школе обучаются 1,5 Vо детей
ОВЗ
на всех уровнях образования от общего количества обучающихся.

и2]

% детей-инвапидов

образование (на равных) со всеми обучающимися.
создана благоприятная доброжелательная среда. Эти дети находятся под пристaшьным
контролем кJIассных руководителей и социaшьно-психологической службы. Они имеют
возможность участвовать в различных формах жизни детского сообщестм: в работе оргаЕов
самоуправленияl волонтерского отряда, участвовать в KoHK}pcHbD( мероприJlтиях онщйщ:Еж
оффлайн, в школьных праздниках. Обеспечивается возможность их участия в )Iо{зни класс{школы, событиях группы.
Таким образом, формируется их личностный опыт, развивается самооцеIrка и уверенность в
своих силах, опыт работы в команде. развивается активность и ответственность каждого
обучающегося в социальной ситуации его развития.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов яв,]-uIются:
ф налаживt!ние эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ и детейинвалидов с окр}жающими д,Iя их успешной адаптации и интеграции в школе;
ф формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ, детям-инвалидам и их
семьям со стороны всех участников образомтельных отношений;
ф построение воспитательной деятельности с учетом индивиду!шьньж особенностей
каждого обучающегося с овз и ребенка-инва,тида;
* активное приыIечение семьи и ближайшего социt}льного окружения к воспитапию
обучающихся с овз и детей-инвалидов;
ф обеспечение психолою-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ и
детей-инвалидов в развитии и содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности;
ф индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с овз и детьмиинвалидами.
ф личностно-ориентированный подход в организации всех видов детской деятельности.

!ети с ОВЗ и дети-инвмиды получtlют

3.5. Система поощDения социальной yспешности и пDоявлении аlстивнои жизненнои
позиции обччающихся.

Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социа.пьной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обуrающихся

ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в
совместную деятельность в воспитательных целях.
/ Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социатьной
услешности обучающихся строится на принципах публичности, открытости
поощрений (информирование всех обуrающихся
награждении, проведение
награждения в присутствии значительного числа обучающихся). В Школе
практикуются общешкольные линейки,
/ В Школе разработано и действует положение о поощрениях, все награды фиксируются
прикiвzlми Школы.
В выдвижении на поощрение и в обсуждении кандидат)? на награждение обучающихся
участвуют органы самоуправления, классные руководители, учителя-предметники.
У К участию в системе поощрений на всех стадиях привлекаются родители (законные
представители)
обучающихся.
представители
сообщества.
сами
родите.lьского
обучающиеся, их представители в органах ученического самоуправления;
r' !ифференчированность поощрений (наличие уровней и типов наград) позвохяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения.

о

У

В МБОУ СОШ Л92

организована деятельность по ведению портфолио обучающихся.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений. .:остижений в
группе. участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото
изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т.д.). Кроме индивидумьного портфолио
ведется портфолио класса.
3.6.

0сновные направления самоанализа воспитательной работы.

Самоанализ организуемой в Школе воспитательной работы осуществJulется по выбранньп,t
самой школой направлениям и проводится с целью вьuIвления основных проблем шкоJIьвого
воспитания и послед},ющего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Основными принцип:lми. на основе которьж ос}.ществляется сzш{оанаlиз воспитате-,lьной
работы в школе, являются:

}

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирlT ощий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникtlм, так и к педtгогtlNI,
реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анaL,.Iиза сущностных сторон воспитания, ориентируощий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных таких, как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений
между школьниками и педагогами;
.
принцип
характера
анапиза, ориентируюlции
осуществJIяемого
развивающего
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательцой
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, ),,мелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержirния их совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников. ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников - это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными инститlтами), так и стихийной социацизации и
саморiцвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательного процесса могут быть следующие:

,.,

а /э.ll

,- -:

р е з y.l ь tпа п bt

восп а

mа н

uя , соцuL1uзаццu u сlLuоDаз вuпuя обучаюuluхся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анalлиз, является дин:lмика
личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными
руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей.

Способом получения информации о результатах воспитtlния, социilлизации и саморtlзвития
школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
Х Какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удzl,lось
решить за минувший учебный год?
l Какие проблемы решить не удалось и почему?
какие новые проблемы появились?
Над чем д:rлее предстоит работать педагогическому коллективу?
Сосmоя пuе оD?ап аз |,e-|l ой в tаколе совlttесrпной еяmеqьноспu demeil ц взDос:lлrlх.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, явJulется наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности

r
Х

детей и взрослых.

Осуществляется tlнilлиз заместителем директора по воспитательной работе, кrассными
руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомь]ми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьника}{и и их родителями,
педагогами, лидераN{и ученического самоуправления, при необходимости - их
анкетирование, Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
* качеством проводимых общешкольяьrх кJIючевых леJi;
* качеством совместной деятельности кJIассных руководителей и их кJIассов;
.3. качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
* качеством реа,,lизации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
* качеством существующего в школе ученического самоуправления;
* качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
.l. качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
.!. качеством профориентационной работы школы;
.i. качеством работы школьных медиа,
.l. качеством организации предметно-эстетической среды школы;
* качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанrrлиза организуемой в Школе воспитательной работы явJuIется перечеЕь
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, п
проект направленньD( на это управленческих решений.
3.7. ожшдаемые конечпые ре]уль,l,а,l ы.

.t

ф
*

Совершенствование стаryса конкурентноспособного образовательяого учреждевиJI,
обеспечивающего становление личности выпускника, способной при любьгх
неблагоприятных услбвиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание,
стрем.пение к взаимодействию в традициях русской православной чпьтуры через
расширеяие содержания. форм организации воспитательной системы Школы
посредством интеграции с социir],Iьными партнерами, системой дополнительного
образования.
Введение в практику новых форм и методов духовно-нравственного воспитaшия
Совершенствование системы социально-педагогической поддержки, обеспечивающей
снижение фаюоров (риска) и асоциzlльного поведения через внедрение современных
воспитательных технологий, применение эффективных механизмов социализации,

ф

формирования здорового образа жизни на основе духовно-нравственных принципов
воспитания.
Создание в Школе единого воспитательного пространства, главной ценЕостью которого
является личность ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование
нового знания. ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях
сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в
традициях русской кульryры.
3.5.

кАлЕндАрныЙ плАн воспитлтЕльноЙ рАБоты
сЕнтяБрь

з
7

.Щень знаний (Учрежден в l984 г.)
.Щень солидарности в борьбе с терроризмом
fleHb окончания Второй мировой войны
l00 лет со дня рождения Эдуарда Аркадьевича Асадова, поэта (l923-2004)

воинской славы России. Бородинское сражение русской армии под
командованием М.И. Кутузова с французской армией (18l2 г.)
Международный день распростр:lнения грамотности
l00 лет со дня ро?кдения Расула Гамзатовича Гамзатова, народного поэта.Щагестана

.Щень
8

(l

9

l0
30

l
2

4
5

l5
21

25

923_2003)

l95 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, писателя, философа (1828-1910)
Международный день памяти жертв фашизма
.Щень Интернета России

октяБрь

Международный день пожилых людей
Международный день музыки
.Щень детского здоровья
Всемирный день защиты животньIх
Всемирный день )пlителя
День отца
l90 лет со дня рождения Альфреда Бернхарда Нобеля, шведского изобретателя (1833l896)
Международный день школьных библиотек
l80 лет со дня рождения Глеба Ивановича Успенского, писатеJIя (1843-1902)

нояБрь

1

!ень нарлного единства
журналиста
,Щень памяти погибших при исполнении служебньrх обязанностей сотрудников органов
внутренних дел.
205 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, писателя ( 1818- l883)
.Щень сотрудника органов внутренних дел РФ
l35 лет со дня рождения Андрея Николаевича Туполевц авиаконструктора (l888-1972)
Всемирный день доброты
l l5 лет со дня роrцения Николая Николаевича Носова, детского писатеJuI (l908-1976)
.Щень матери
30 лет со дня утверждения Государственного Герба РФ (1993)
.Щень

8

9

l0

lз

zJ

26
30

дЕклБрь

Всемирный день борьбы со СПИ!ом

l l0 лет со дня рождения Виктора Юзефовича,Щрагунского, писателя (l913-1972)
.Щень Неизвестного солдата
_)

Международный день

и

нваrидов

начала контрнаступления советской армии против немецко-фашистских войск в
битве под Москвой (l941 г.)

,Щень

5

220 лет со дfrя рождения Федора Ивановича Тютчева, поэта (1803-1873)

5

fleHb добровольца в России
fleHb Героев Отечества в России

9

28

Международный день прав человека
Всемирный день футбола
l05 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына, писатеJuI (1918-2008)
fleнb Конституции Российской Федерации
95 лет со дня рождения Чингиза Торекуловича дйтматова, советского писателя (19282008)
.Щень спасателя Российской Федерации
Международный день кино

l

Новьй год

,7

Рох(дество Христово

8

детского кино
95 лет со дня рождения Татьяны Ивановны Длександровой, писательницы и
художника-иллюстратора (l929-1983)
l20 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара, писатеJu (1904-1941)
!ень российского студенчества
,Щень полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. ( l944 г.)
.Щень освобождения Красной Армией крупнейшего (лагеря смерти) Аушвич-Биркенау
(Освенцима)
Международный !ень памяти жертв Холокоста

l0

ll
|2
27

9

22
25

27

янвАрь

.Щень

ФЕВРАЛЬ

2

_;ýffi
-'

l40 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятин4 прозzrикч ,, лрчrчrур.ч 1iid+l937)
120 лет со дня рождения Валерия Павловича Чка.лова, летчика-испьiтате.пя, Героя
Советского Союза ( 1904-1938)
.Щень разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской
битве

российской науки
l90 лет со дня рождения !митрия Ивановича Менделеева, русского ученого-химика

.Щень

8

(

1з
1.1

l834_1907)

255 лет со дня рождения Ивана Андреевича Кры;tова, русского писатеJuI, баснописца
(

1769-1844)

всемирный день влюбленных
.Щень памяти о россиянrrх, исполнявших слркебный долг за пределаNIи Отечества.

15

460 лsт со дня ро}кдения Галилео Га;lилея, великого итttльяяского физик4 мехапикц
астронома, поэта (l 564-1 642)

2l

Международный день родного языка
.Щень защитника Отечества

2з
2
J
8

9
18

27

мАрт

200 лет со дня рождения Константина .Щмитриевича Ушинского, педаIога и писатеJIя
( l824_1871)

Всемирный день писатеJul
Международный женский день
90 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина, лётчика-космонавта СССР (19З4l9б8)
.Щень воссоединения Крыма с Россией
Международный день театра

АпрЕль

:';']

l

12

l9
27
l

9

l9
24

l

смеха
Междунаролный день птиц
2l5 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, русского писателя (1809-1852)
Всемирный день авиации и космонi!втики
185 лет со дня рождения Николая Михайловича Пржевальского. русского
п}тешественника и географа ( l839-1888)
!ень памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособникzll\rи в годы
великой отечественной войны
.Щень российского парламентаризма
.Щень

мАи

Праздник Весны и Трула
День Победы в Великой Отечественной войне (l941-1945)
День детских общественных организаций России
.Щень славянской письменности и культуры

июнь

1,2

защиты детей
.Щень русского языка. Пушкинский день в России.
fleHb России

22

!ень памяти и скорби

6

li

.Щень

fleHb семьи, любви и верности

10

.Щень

22

.Щень

27

.Щень

июль
Август

физкультурника
Госуларственного флага Российской Федерачии
российского кино

3.6 Характеристика ус"rовий реализацпи программы ООО
Требования к условиям реitлизации программы основного общего образования включают
- общесистемные требования;
- требования к материzшьно-техническому. учебно-методическому обеспечению;
- требования к психолого-педагогическим. кадровым и финансовым условиям.

Общесистемные требования к реализации программы основного общего образования
l. Результатом выполнения требований к условиям реarлизации программы основного
общегообразования является создание комфортной развивающей образовательной среды по
отношению к обучающимся и педагогическим работникам: обеспечивающей полччение
качественногоосновного общего образоваяиял его доступность, открытость и привлекательность
для обучаюцихся, родителей (законных представителей) несовершеянолетних обучающихся и
всего общества, воспитание обучающихся; гарантируюrчей безопасность, охрану и укрепление
физическо- го, психического здоровья и социального благополучия обучающихся
2. В целях обеспечения реа,rизации программы основного общего образования в школе дJut
участников образовательных отношений создiшы условия, обеспечивающие возможность:
- достижение обучающимися планируемых результатов освоения прогрrlммы основного
обrчего образования, в т.ч. адаптированной;
- развитие личности, её способностей, удовлетворение образовательньтх потребностеI-I tl

интересов. самореализацию обучающихся. в т.ч. одарённых. через организацию 1рочной и
внеурочной деятельности, социальных практик, включalя общественно полезн}.ю деятельЕость,
профессиональные пробы. практическую подготовку, использование возможностей организаций
дополниIельноt о образования и социальных партнёров:
- формирование фуякциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные
задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметньн, метапредметньtх и универсальных способов деятельности), включающей овладение lспючевьIми
навыками, составляющими основу дальнейшего успешЕого образования и ориентацию в мире

профессий;
- формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ
их грtDкданственности, российской гражданской идентичности;
- индивидуаJIизацию процесса образования посредством проектирования и реализадии

индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной самостоятельной работы
обучающихся при поддержке педагогических работников;

- участие обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолет:lих
обучающихся и педагогических работников в проектировании и развитии программы начального
обцего образования и условий её реfu,Iизации. учитывающих особенности развития и возIlrожности
обучающихся;
- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды (юrасса, шкохы),
формирования у них лидерских качеств! опыта социalльной деятельности, реализации соци{tльных
проектов и программ при поддержке педагогических работников;
- формирование у обучающихся первичного опьпа саLrостоятельной образовательной,
общественной, проектной, учебно-исслеловательской. спортивно-оздоровительной и творческой
деятельности;
- формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизяи;
- использование в образовательной деятельности современньж образовате-тььых
технологий. направленных в т.ч. на воспитание обучающихся и развитие различньrх форм
наставничества;
- обновление содержания программы основного общего образования, методик и технологий
её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучаощихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с учётом национальных
и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;

5l0

-

эффективное использование профессионального и

творческого

потенциала

педагогических и руководящих работников организации, повышения их профессион;l,,Iьной,
коммуникативной, информачионной и правовой компетентности;
- эффективное управление организацией с использовitнием ИКТ, современных механизмов
финансирования реirлизации программ основного общего образования.
3. При реализации настоящей образовательной программы ООО в рш{ках сетевого
взаимодействия используются ресурсы иных организаций. направленные на обеспечение качества
условий реализации образовательной деятельности.
Учебно-методические условия, в том числе условия информачионного обеспеченttя

Условия информационного обеспечения реализации программы основного общего образования
обеспечены современной информационно-образовательной

средой.

Информационно-образовательнм среда школы вкJIючает комплекс информационньtх
образовательных ресурсов. в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность
технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационfiые
каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обr{ение в
современной информационно-образовательной среде,
Ивформационно-образовательнаJI среда школы должна обеспечивать:
- возможность использования участниками образовательного процесса ресурсов и сервисов
цифровой образовательной среды;
- безопасный доступ к верифицированньrм образовательным ресурсам цифрсJой
образовательной среды;
- информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
- информационное сопровождение проектирования об1"lающимися планов продолжения
образования и будуцего профессионмьного самоопреде-пения;
- планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
,.;тл
- мониторинг здоровья обучающихся;
. .. ,
современные процедуры создания, поискц сбора, анализ4 обработки, хранеш{Я
представления информачииl
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательньIх отношений
(обучающихсял родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
ледагогических работников. органов управления в сфере образования, общественности). в том
числе в рамках дистанционного образования с соблюдением законодательства Российской
Федерации дистанционное взаимодействие Школы с другими организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и иными заинтересованными организациями в сфере культуры.
здравоохранения. спорта. досуга, занятости населения и обеспечения безопасности
жизнедеятельности,
Учебно-методическое и информационное обеспечение реыIизации прогрzlммы основного
общего образования, в том числе адаптировitнной, включает характеристики оснаIцеItия
библиотеки. учебных и специаJIизированных кабинетов, административньгх помещений, сервера и
официа.lIьного сайта МБОУ COllI Na2, внутренней (лока,rьной) сети, внешней (в том числе
глоба,rьной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для
всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализапией
программы основного общего образования, достижением планируемьж резупьтатов, организацпей
образовательной деятельности и условиями ее осуществления.
Школа предоставляет учебники из федераJrьного перечня учебников, допущенЕьD( к
использованию при реalлизации имеющих государственную аккредитацию образовательньrх

-

*f-:::

5l l

прогрitмм начального общего, основного общего, среднего общего образования. и (или) ччебного
пособия в печатной форме. выпущенных организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реirлизации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого д'tя освоения программы
основного общего образования. на каждого обучающегося по каждому учебному предмету. курсу,
модулю, входящему как в обязательную часть указанной программы, Tiж и в часть программы,
формируемую участниками образовательных отношений.
Обучаюцимся обеспечен доступ к печатным и электронньм образовательным ресурсам
(далее - ЭоР), в том числе к ЭоР, размещенным в федеральньгх и регионмьных базах данных

эор.

Библиотека школы укомплектована печатньlми образовательньши ресурсами и ЭОР по
всем учебным предметам учебного плана и имеет фонд дополнительной пlтератlры. Фонд
дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-поп,члярную
литературу, справочно-библиографические и периодические издыlия, сопровождающие

реtlлизацию программы основного общего образования.
Информачионно-образовательная среда школы обеспечивает:
- доступ к учебным планам] рабочим программам учебных предметов, учебных курсов (в
том числе внеурочной деятельности), учебных модулей. учебным изданиям и образовательным
ресурсам, указанным в рабочих программах учебных предi\{етов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей, информачии о ходе образовательного процесса,
результатах промежуточной и государственной итоговой атIестации обучающихся;
- доступ к информаuии о расписании проведения учебных занятий, процедура.х и критериях
оценки результатов обучения;
- возможность использов:lния современных ИКТ в реализiщии прогрtlп{мы основного
общего образования, в том числе использование имеющихся средств обучения и воспLl,гания в
электронном виде, электронньrх образовательньж
информационвых ресурсов) средств
определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иньrх объектов, необходимых для
организации образовательной деятельности с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий, объективного оценивания знаний, умений, навыков
и достижений обучающихся.
В случае реzrлизации прогрitммы основного общего образования с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучаюцийся в
течение всего периода обучения обеспечен индивидуапьным авторизированныNI доступом к
совокупности информационных и электроtlных образовательньж ресурсов, информационных
технологий, соответствующих техЕологических средств, обеспечивающих освоение
обучающимися образовательных программ основного общего образованиJI в полЕом объеrrrетгЁ
независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет *а*
школы, так и за ее пределами (далее - электроннаJI информационно-образовательная "а,.ррriо-рЙ*=
среда).
Ремизация прогр:rммы основного общего образования с применением эjIектронного
обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с
Гигиеническими нормативilми и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Электронная информационно-образовательнfuI среда школы обеспеrмвает:
- доступ к учебным планам, рабочим программам учебньш предметов, уrебных курсов (в
том числе внеурочной деятельности), учебных модулей. электронным учебным изданиям и

и

электронным

образовательным

ресурсам!

указанным

в

рабочих

программа,\

учебных

предметов,

учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей посредством сети
Интернет;

-

фиксацию и хранение информашии о ходе образовательного процесса, результатов
промежуточной аттестации и результатов освоения прогрzш{мы основного общего образования;

]

512

-

проведение rrебных занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация
КОтОРЫх пРедусмОтрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательньD(
технологий:
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе посредством
сети Интернет.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается
соответствующими средствами ИКТ и квалификачией работников. ее испо.rIьзующих и
поддержив,lющих. Функционирование электронной информачионно-образовате.rьной средьт
соответствует законодательству Российской Федерации.
Условия использования элек,гронной информачионно-образовательной среды обеспечивает
безопасность хранения информации об участниках образовательных отношений, безопасность
цифровьгх образовательных ресурсов, используемых МБОУ СОШ Nо2 при реализации программ
основного общего образования, безопасность организации образовательной деятельности в
соответствии с Гигиеническими нормативilми и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Условия для функционирования электронной информационно-образовательной срелы
могутбыть обеспечены ресурсами иных организаций.

3.б.l. Кадровые условия реализацпи основной образовательЕой программы ООО
Реализация программы основного общего образования обеспечивается педагогиЕIескими
работниками школы, а также лицами, привлекаемыми к ее ремизации с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательн}то деяте.,Iьность, а также при
необходимости с использованием ресурсов иньrх организаций. В реа.rизации образовательньп<
программ и (или) отдельных уrебньв предметов, курсов, модулей. практики, иных коýrпон ентов,
предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или)
направленности), с использованием сетевой формы реа,rизации образовательных программ наряду
с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, тiкже }частвуют научные
организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные
организации. обладающие ресурсами. необходимыми для осуществ.,Iения образовательноЙ
деятельности по соответствующей образовательной программе,
.Щля реализации ООП ООО школа на 100%о укомплектована квалифицированными кадра}.{и.
Ква-гrификация педагогических работников отвечает квалификационньiм требованияr,r,
указанным в ква,тификационньrх справочникtLх, и (или) профессионtlльньtх стандартах.
Уровень квмификации работников по всем занимаемым должностям соответствует
квалифи кацион н ым характерис] икам по соответствующей должности. а также первой и высшей
квалификационньrх категорий.
Аттестация педагогических работников в соответствии с Федермьным законом <Об
образовании в Российской Федерации> (ст. 49) проводится в целях подтверждеЕия их
соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессионмьной деятельности. с
учетом желания педагогических работников в целях установления квапификационной категории.
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия
занимаемым должностям осуществляться не реже одного раза в пять лет на основе оценки их
профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемьш.rи
,,,,-_-;;Д:Э
образовательной организачией
:
Проведени" urr"aruц", в целях установления квапификационной категории педагогиqескrх
работников осуществляется атгестационными комиссиями, формируемыми федерапьными
органами исполнительной власти, в ведении которьн эти организации находятся. Проведение
аттестации в отношении педагогических работников образовательньгх организаций, нuLходящихся
организаций,
в ведении субъекта Российской
Фелерачии,
муниципа,'Iьных
и частных

5lj

осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уровень квшtификации педагогических и иных работников, участвующих в реzrлизации
настоящей основной образовательной программы и создании условий для ее разработки и
реirлизации:

Категогия работников
|

Подтверхцение уровня
квалпфпкацпи документамш об
образованпн (профессrrональной
переполготовке) (Уо)

Педагогические работники

]00%

Руководящие работники

l00%

l Соответствие занпмаемой
либо
I oo,r*no"r"
| квалнфи кационной категории

l,

ндlнчне

|

l

l00%

l00%

Иные работники

Профессиона,rьный образовательный ценз педaгогов способствует совершенствованию
образовательного процесса. повышению ква,rификационного }ровня педагогов. 97Vо учителеЙ
имеют высшее профессиовальное образование в соответствии с профилем преподаваемых
предметов. !иректор и заместители директора прошли профессиональную переподготовку по
направлению кМенеджмент в образовании>.
Школа полностью укомплектована вспомогательным персонаJIом, обеспечиваюtl_iим
создание и сохранение условий матери:lльно-технических и информационно-методиtIеских
условий ремизации основной образовательной программы.
Профессиональное развитие и повышение квалификацип педагогических работпиков
Педагогические работники, привлекаемые к реtlлизации прогрtlммы основного общего
образования, получают дополнительное профессиональное образование по програ\r\tаl{
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в оргilнизациях, деятельность которьтх
связана с разработкой и ремизацией прогрzlмм основного общего образования. В шко.-lе создана
система повышения квалификачии. Приоритетным направлением является обучение педагогов по
вопросам реа.rизации обновленного ФГОС ООО (обучено l000% педагогов), овладение
современными педагогическими технологиями, включая ИКТ. Большинство педiгогов прошли
курсы повышения квапификации на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, ООО <Инфоурсо.

Использованы следующие формы повышения квалификации: стажировки, участие

в

конференциях, обучающих семинарах и мастер-классах по отдельным направлениям реализации
осяовной образовательной программы. дистанционное образование, участие в различных
педагогических проектах, создание и публикация методических материалов.
Одним из важнейших механизмов обеспечения необходимого квалификационного уровня
педагогических работников. участвующих в разработке и реzrлизации основной образовательной
программы основного общего образования является система методической работы,
обеспечивающая сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований

Фгос ооо.
Актуальные вопросы реzrлизации программы основного общего

l

образовачия

рассматриваются предметными Школьными методическими объединениями, действующими в
образовательной организации, а также методическими и учебно-методическими объединениями в
сфере обпrего образования, действующими на муниципа]тьном и регионi1,Iьном уровнях.

5l4

!ля достижения результатов ООП ООО в ходе ее реализации предполtгается оценка
качества и результативности деяте"rIьности педагогических работников с целью коррекции их
деятельности. В школе создана рейтинговая система фиксации достижений педагогов в
профессиональной деятельности. по результатам которой каждый месяц происходит
распределение стимулирующей части фонда оплаты труда, а также делается вывод об
эффективности работы педагога.
Одним из условий готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО
является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельпости
педtгогов на всех этапtlх реализации требований Стандарта. В школе ежегодно составляется плаIl
работы Методической службы, в котором конкретизируются приоритетные направления развития,
виды деятельности предметных школьных методических объединений, темы и формы
методической работы педагогов.
3.6.2. Психоrтого-педагогическпе

программы ООО

условяя реализации основной образовательной

Психолого-педагогические условия. созданные в школе, обеспечивают исполЕение
требований федеральных государственных образовательньD( стандартов основцог0 .обrцетд,-"i
образования к психолого-педttгогическим условиям рe:шизации основной образоваiеrьii-fi: lТý
программы основного общего образования, в частности:
l) обеспечивает преемственность содержания и форм организации образовательной
деятельности при реarлизации образовательных программ начаlIьного образования, основного
общего и среднего обшего образования;
2) способствует социально-психологической адаптации обуrающихся к условиям Школы с
учетом специфики их возрастного психофизиологического рaввития, вкJ]ючм особенности
адаптации к социальной среде,
3) формирование и развитие психолого-педагогической компетентности работников МБОУ
СОШ М2 и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
4) профилактику формирования у обучающихся девиантt{ых форм поведения, агрессии и
повышенной тревожности. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной
деятельности гимн;lзии осуществляет педагог-психолог, задача которого:
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;
- сохранение и укрепление психологического блzгополучия и психического здоровья
обучающихся; - поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- лифференчиация и индивидуализация обучения и воспитания с rlетом особеввостей
когнитивного и эмоциончцьного развития обучающихся;
- мониторинг возможностей и способностей обучаюшихся, выявление, поддержка и
сопровождение одаренных детей, обучающихся с ОВЗ;
- создание условий для последующего профессионаIьного самоопределения;
- формирование коммуникативньIх навыков в рtвновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержка детских объединений, уlенического

самоуправления;
- формирование психологической культуры поведения в информационной среде;
- развитие психологической культуры в области использования ИКТ.
Педагог-психолог
осуществляет
индивидуа"тIьное психолого-педагогическое
сопровождениевсех участников образовательных отношений, в том числе:
- обучающихся, испытывающих трудности в освоеfiии программы основного общего
образования, развитии и социальной адаптации;
- обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных;

515

- обучающихся с
-

I

ОВЗ;

педагогических.

учебно-вспомогательных

и

иных

работников

школыl

обеспечивающих

реализацию программы основного общего образования;
- родителей (законных прелставителей) несовершеннолетних обучающихся.
В Школе разработана Программа коррекционной работы для оказания комплексяой
психолого-социально-педагогической
помощи и поддержки обучающимся с ограниченньIми
возможностями здоровья при освоении ООП ООО. В рамках этой программы деятельность
о ществляется по след
lци}l нап
ения ]!1 :
Уровни психологоФормы психологоОсновные направления пснхологопедагогического
педагогического
педагогического сопровождения
сопровождения
сопровождения
(по Консультирование
Индивидуальное
обеспечение
осознilнного
и
запросу родителей)
ответственного выбора
да.lьнейшей
профессиональной сферы деятельности.
Сохранение и
)трепление
психологического здоровья.
Формирование коммуникативных
навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников.
- Выявление и поддержка детей с особьпrли
образовательными потребностями.
- Психолого-педагогическбI поддержка
частников олимпиадного движения.
Групповое (ло запросу Развиваюшая работа
- Формирование ценности здоровья и
классногоруководителя)
безопасного образа жизни.
Формирование коммуникаJиqцlц,,
H:lBblKoB в разновозрастной среде й ёFД*
сверстников.
- Выявление и полlержка детей с особыми
образовательными потребностями.
(по
- Поддержка детских объединений и
На уровне класса
I Iрофилактика
запросу классного
ученического сill,!оуправления.
- Формирование ценности здоровья и
руководителя)
безопасного образа жизни.
- Формирование коммуникативных
навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников.
- ВьLявление и поддержка одаренных
детей.
Мониторинг возможностей и
На уровне ОУ (по [иагностика
запросу
способностей
l
алминистраuии)
Таким образом, основными формами деятельности педагога-психолога по сохранению
психологического здоровья учащихся являются:
-психологические обследования обуrающихся;
-индивидуtlльные и групповые консультации;
-индивиду,rльные и групповые психокоррекционные занятия дтя обучающихся;
-релаксационные сеансы по снятию психоэмоционального напряжения, стрессов;
-семейное консультирование по проблемам.
I

I

-

об1..rаюrлихся

|

516

ооо

3.6.3 Финансово-]кономические

условия реализации образовательной программы

Финансовые условия реzt',lизации программы основного общего образования,

в том

чис-]е

адаIrтированной. обеспечивают:

-

соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами
общедоступного и бесплатного основного общего образования;
- возможность реaшизации всех требований и условий, предусмотренных ФГОС;

- покрытие затрат на ре Iизацию всех частей программы основного общего образования.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего образования
опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечиваюrцих государственные гарантии
прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования. Объем
действующих расходных обязательств отражается в Муниципальном задании образовательной
организации.
Муниципа;Iьное задание устанавливает показатели, характеризуощие
качество и (и"ли) объем
(солержание) муниципа,rьной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего образования
образовательного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе
Муниципального задания по оказанию муницип,шьньж образовательных услуг.
Обеспечение государственных гарантий реа,лизации прав на получение общедоступного и
бесплатного основного общего образования в МБОУ СОШ Jф2 осуществJuIется в соответствии с
нормативами, определяемыми органами государственной власти субъеюов Российской
Федерачии.
Норматив затрат на реirлизацию образовательной програ.п.tмы основного обшего
образования - гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в год в
расчете на одного обучающегося, необходимый для реализации образовательной программы
основного общего образования, включzш:
расходы на оплаry трула работников, реализующих образовательн}.ю программу
основного общего образования;
- расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения. наглядных
пособий;
- прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальньrх
, ..._,____,.;
услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Нормативные затраты на оказание муниципiлJIьной усл}ти в сфере образомЯИТ::::
определяются по каждому виду и направленности образовательньrх программ, с 1четом форм
обучения. типа образовательной организации, сетевой формы ремизации образовательяьD(
прогрalмм! образовательных
технологий,
специыIьньlх
получения
образования
условий
обучающимися с огрilниченными возможностями здоровья, обеспечения дополните:rьного
профессионального обрiвования педагогическим работникам, обеспечения безопасньп< условиЙ
обучения и воспитания, охраны здоровья обуiающихся, а также с учетом иньп предусмотренньD(
законодательством особенностей организации и осуществления образовательной деятельности
(для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности,
осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного
обучающегося, если иное не устzlновлено законодательством.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местЕьж бюджетов
финансовое обеспечение предоставлеfiия основного общего образования м}чиципальяьLvи
общеобразовательными организациями в части расходов на оплату труда работников,
реализующих образовательную прогрilмму основного общего образования, расходов на
приобретение учебников и учебных пособий. средств обучения, игр, игрупек сверх норматива
финансового обеспечения, определенного субъектом Российской Федерации.

-

5l7

в расчете на одного обучающегося
осуществляется на трех следующих уровнях:
- межбюджетные отношения (бюджет субъекта Российской Федерации - местный бюджет);
- ВНутРибюджетные отношения (местныЙ бюджет - муниципаJ.Iьная общеобразовательнfu{
организация);
- общеобразовательнfuI организация.
Порядок определения и доведения до общеобразовательных организаций бюджетных
ассигнованиЙ, рассчитанных с использованием нормативов бюджетного финансировалия в
расчете на одного обучающегося, должен обеспечить нормативно-правовое регулирование на
регионalльном уровне след}.ющих положений:
- сохранение уровня финансирования по статьям расходов, вкJIюченныN{ в величину
норматива затрат на реализацию образовательной программы основного общего образования
(заработная плата с начислениями, прочие текущие расходы на обеспечение материzrльных затат,
непосредственно связанньж с учебной деятельностью общеобразовательных организаций):
- возможность использования нормативов не только на уровне межбюджетных отношений
(бюджет субъекта Российской Федерации местный бюджет), но и на уровне внутрибюджетньtх
отношений (местный бюджет , общеобразовательнzlя организация) и общеобразовате_lrьной
организации.
Школа самостоятельно принимает решение в части направления и расходования средств
муниципального задания. Нормативные затраты на окiЕание муниципальных услуг вIс,Iючают в
себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней
заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскlrо)
работу и друг}rc работу, определяемого в соответствии с Указами Президента Российской
Федерачии. нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, оргzlнов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Расходы на оплату труда педагогических работников м}ъиципальньrх общеобразовательньгх
организаций. вкJIючаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
нормативы финансового обеспечения, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней
заработноЙ плате в соответствующем субъекте Российской Фелерации, на территории которого
расположены общеобразовательные оргаЕизации.
В связи с требованиями ФГОС ООО при расчете регионыьного норматива \,читываются
затраты рабочего времени педагогических работников образовательных организаций на },рочную
и внеурочную деятельность.
Формирование фонда оплаты труда школы осуществляется в пределах объема средств
образовательной организации на текущий финансовый год, установленного в соответствии с
нормативами финансового обеспечения, определенными оргzlнами государственной ьтасти
субъекта Российской Федерации, количеством обучающихся, соответствующими поправочными
коэффичиентами (при их наличии) и локальньIм нормативным актом образовательноЙ
организации, устанzвливающим кПоложение об оплате труда работников образовательной
организации).
Размеры, порядок и условия осуществления стимулир}.ющих вьпIлат определяотсЯ :::'':
лока,\ьными нормативными актами МБОУ СОШ Nч2. В локальньrх нормативньIх актах о
стимулирующих выплатах определены критерии и показатели результативности и качества
деятельности и результатов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результетам
освоения образовательной программы основного общего образования. В Еих включаются:
динамика уrебных достижений обучающихся, активность их )п{астия во внеурочной деятеj]ьяости;
использование учителями современных педагогических технологий, в том числе
здоровьесберегающих; участие в методической работе. распространение передового
педагогического опыта; ловьiшение уровня профессионального мастерства и др.
Школа самостоятельно определяет:
Реализация подхода нормативного финансирования

5l8

- соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
соотношение фонда оплаты труда руководящего, педагогического, инженерно-

технического, администрати вно-хозяйственного. произаодственного, учебно-вспомогательного и
иного персонала;
соотношение общей и специа-rrьной частей вн}три базовой части фонда оплаты труда; __
- порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с
регионalльными и муниципilльными нормативными правовыми актtlми.
В распределении стимулир}.ющей части фонда оплаты труда }читывается мнение
коллегиальных органов управления Школы, выборного органа первичной профсоюзной
организации.
При реализачии основной образовательной программы с прив,-]ечениеN{ рес},рсов иных
организаций на условиях сетевого взаимодействия действует механизм финансового обеспечения
образовательной организачией и организациями дополнитеJ,Iьного образования детей, а также
другими социаrrьными партнерами. организующими внеурочн).ю деятельность обучающихся. и
отражает его в своих локальных нормативных akтarx.
взаимодействие осуществляется:
- на основе соглашений и договоров о сетевой форме реа,rизации образовательных
программ на проведение занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным
направлениям внеурочной деятельности на базе образовательной организации (организации
дополнительного образования, клуба. спортивного комплекса и др.);
- за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают
реirлизацию для обучающихся образовательной организации широкого спектра програ.мм вЁеурочной деятельности.
Календарный учебный график реализации образовательной программы, примерЕые
условия образовательной деятельности, включЕul примерные расчеты нормативных затрат
оказания государственных услуг по редIизации образовательной программы в соответствии с
Федеральным законом М 273-ФЗ кОб образовании в Российской Федерачии> (ст. 2. п. 10).
Примерный расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по реаrlизации
образовательной программы основного общего образования cooTBeTcTBveT нормативным затрата,м,
определенным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2018г.
N9 2З5 (Об }тверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание
государственных (муниципа,тьньгх) услуг в сфере дошкольного, начаJIьного общего. основного
общего, среднего общего, среднего профессиона,rьного образования, дополнительного
образования детей и взрослых. дополнительного профессионального образования дJul лиц"
имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обlчения,
применяемьж при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнеЕиrI
государственного (муниципа.,Iьного) задания на оказание государственньп (мунишипапьньгк) ус.туг
(выполнение работ) государственным (муниципальным) riреждением) (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации l l декабря 2018 г., регистрационный N9 52960)
Примерный

расчет

нормативных

затрат

оказания

государственных

услуг

по реа!,Iизации

образовательной программы основного общего образования определяет нормативные затраты
субъекта Российской
Федерачии (муниципа-lIьного образования), связанные с оказанием
государственными (муниципальными) организациями, осуцествляющими образовательную
деятельность. государственных услуг по реаJIизации образовательньtх програмv в соответствии с
Федеральным законом кОб образовании в Российской Федерации> (ст. 2, п. 10).
Финансовое обеспечение оказания государственных услуг осуществляется в пределах
бюджетных ассигнований, предусмотренных оргtlнизации на очередной финансовьй год

5l9

3.6.4. Информационно-методические
Nq п/п

Необходимые средства

l

Технические средства
Программные инструменты
обеспечение технической.
методической и организационной
поддержки
Отображение образовательного
процесса в информачионной среде:
компоненты на бчмажных

2.

J

4
5

условия реализации программы ООО
необходимое
количество средств/
имеющееся в наличии
79lбз
46lз8

Сроки создатмя условий
в соответствии с
требованиями ФГОС
по мере финансирования
по мере финансирования
по мере финансирования
I

I

l00%
100%

по мере финансирования

носите-,Iях

Технические средства: програN{мно-ilппаратные комплексы в кабинетarх; интерtктивные
доски; компьютеры. ноутбуки и нетбуки для педагогов и обучающихся; мультемидийные
проекторы; документ-камеры; система контроля и мониторинга качества знаний; принтеры;

телевизорыi видеомагнитофоны; магнитофоны; чифровой микроскоп.
Программные инструменты: оперattlионные системы и служебные инст}ъ{енты;
орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; клавиаryрный
тренажёр для русского и иностранного языковl текстовый редактор для работы с русскими и
иноязычными текстами; инструмент плzlнирования деятельности; графический редактор для
обработки растровых изображений; графический редактор для обработки векторных изображе,lий;
музыкальный редактор; редактор подготовки презентаuий; редактор видео; редактор звука; ГИС;
редактор представления временнбй информации (линия времени); редактор генеttлогических

деревьев; цифровой биологический определитель; вирту:шьные лаборатории по учебньтм
предметilм; среды для дистанционного он-лайн и оф-лайн сетевого взаимодействия; среда дJuI
интернет-публикаций; редактор интернет-сайтов; редактор для совместного удмённого
редактирования сообцений.
Обеспечение технической, методической и организационной поддержки: разработка
планов, дорожньrх карт; заключение договоров; подготовка распорядитепьньD( док}а{ентов
учредителя; подготовка локаJIьных актов образовательного учреждения: подготовка программ
формирования ИКТ-компетентности сотрудников образовательного учреждения (индивидуапьньrх
программ для каждого сотрулника).
Отображение образовательного процесса в информационной среде: размещаются

задания (текстовая формулировка, видеофильм для анаJIиза, географическая карта);
результаты выполнения аттестационньIх работ обучающихся, творческие работы 1.rителей и
обучаюшихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей- органов управ,]]ения;
осуществляется методическая поддержка учителей (интернет-школа, интернет-ИПК.
мул ьтимедиаколлекция).
Компоненты на бумажных носителях: учебники (органайзеры); рабоЕIие тетради
(тетради-тренажёры).
домашние

Перечень

l.

информачионных

ресурсов,

используемых

в образоватеJьной

деяте"T ьности:

Российская электроннzш школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекгы.
видео-лекции. упражнения и тренировочные занятия, методические материzrлы дJUI учитеJlя.
Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/

520

2. кУчи.ру> - иЕтерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным
работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы
помогает отрабатывать ошибки учеников, выс,граивает их индивидуfu,Iьн},ю образовательную траекторию. http s: i/uc hi. rr:/
3. кЯндекс. Учебник> - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 15-х классов. В числе возможностей <Яндекс. Учебника> - автоматическtul проверка ответов и
мгновеннiц обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru,/home/
4. кЯКласс> - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если
в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задiшия и пре/аlzгают
выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с
заданиями.httрs://www.уаklаss. ru,/
5. <Сириус. Онлайн> - На платформе размещены дополнительные главы по различным
предметам для 7-9-х кJIассов. Курсы объемом от б0 до 120 часов предназначены для
использования в качестве программ дополнительного образования, а также д,]я повыlllения
квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
6. кИнтернетУрок) - это постоянно пополняемм коллекция }роков по основным предI\4етаi\,
школьной програм}lы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и тренажеры
естественно-научного и гума}tитарного цикла для 1-1l классов. https://intemeturok.rr.r,/
7. Издательство кПросвещение> - бесплатный доступ к электроtlным версиям учебнометодических комплексов. входящих в Федера,rьный перечень. .Щ,,и работы с учебниками не
потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу

https ://media. prosv. nr/

8.

Издательство <Русское слово)

-

доступ

к

элекгронным формам }чебников rз'

Федерального перечня, к рабочим тетрадям, мgтодическим пособиям, интерактивным тренажёрам,
а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://pyccKoe-cjloBo.pФ/
9. <Образовательнм платформа кЛекта> - доступ к электронным версиям учебников
издательств к!рофа> и кВентана-Граф>. В наличии методические материаJ,Iы, инновациоЕные
сервисы дlя преподавания. интерактивные тренажеры для закрепления знаний. На портале можяо
организовать подготовку к ВПР. https://lecta.rosuchebnik.ru/
При реализации программы основного общего образования с использование}l сетевой
формы требования к реализации указанной прогрalммы должны обеспечиваться совокупностью
ресурсов материrшьно-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого
организациями, участвующими в реirлизации программы основного общего образовilЕиri с
использованием сетевой формы. Особым направлением сотрудничества явJuIется взаимодействие
с родителями и общественными организациями
З.б.5. Материа":Iьно-технические

ус"rIовия реалнзации

программы ООО

Материально-технические условия реzlлизации прогрtl},tмы осЕовного общего образования, в то {
числе адаптированной, должны обеспечивать:
возможность достижения обучающимися результатов освоения программы основного общего
образования, требования к которым установлены ФГОС;
l ) соблюдение:
- Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований'
- социально-бытовьrх условий для обучающихся, включающих организацию питьевого режима и
наJIичие оборудованных помещений для организации питания;
- социально-бытовых условий для педагогических работников, в том числе оборудованньж
рабочих мест, помещений д.пя отдыха и самоподготовки педагогических работников;
- требований пожарной безопасности и элекгробезопасности;

521'

- требованиЙ охраны труда;

- сроков и объемов текущего и капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства

территории;
Материально-технические условия реirлизации основной образовательной программы основного
общего образования обеспечивают возможность достижения обучающимися установленньrх
Стандартом требований к результатам освоения ООП ООО.
Занятия по з:швленным образовательным программам проводятся в 21 учебном кабинете, одном
спортивном заJIе.
._.Щля проведенlz.я занятий по
физической культуре используются один спортивный зм общей
площадью 208 кв.м., стадион и спортивные площадки общей плоцадью 900 кв.м. Спортивные
залы оборудованы в соответствии с требованиями. Оснащенность учебного проltесса - 90 0%.
!ля организации ведения дополнительного образовательного процесса использ}.ются:
библиотека с чит;UIьньIм за,том. актовый зал.
Оборулованные в соответствии с требованиями. Имеется аудио-видео техника. Оснащенность -

и

-

98о/о

.

!ополнительно представлен кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога.
Все учебные кабинеты оснащены необходимой учебно-материальной базой в соответствии с
требованиями заявленных на лицензирование образовательных программ. Физика - i кабинег (с
лаборантской), химия - l кабинет (с лаборантской), биология - 1 кабинет (с лаборантской),
функциона,тьно пригодны. Содержательно наполнены полностью:
автоматизированные рабочие места д,тя педагогов; современное демонстрационное, лабораторное
оборудование по химии, физике, биологии. Оснащенность 85Уо.
- Информатика - 1 кабинет, функционально пригоден. Оснащенность современной оргтехЕикой
составляет 957о.
!ругие кабинеты: географии

(l), математики (2), русского языка и литературы (3), истории (l),

ОБЖ (l). музыки (l), ИЗО (1), содержательно наполнены, оснащены аудио-видео техникой,
частично оборудованы автоматизироваЕными рабочими местами. Оснащенность 89 %.
Обновление и пополнение материальной базы осуществляется по збIвкам преподавателей в

соответствии с образовательными программilми согласно финансированию.
Библиотека с читzlльным зilлом занимает помещение общей площадью 50 кв. м.
Общее количество единиц хранения фонда библиотеки:
- учебники - 24З28 экземпляров;
- художественная литература - 18069 экземпляров;
Фонд учебников комплектуется согласно Федеральному перечню учебЕиков, рекомендуемьп и
допущенных министерством образования и науки Российской Федерации. Учебный фонд
школьной библиотеки l00% не старше 5 лет.
Одним из наиболее важных качественных показателей библиотеки является обновление фонда.
Процент обеспеченности учебниками составил 100О% с учетом учебников.
.Щля организации питания учащихся в школе имеется столовfu{ с обеденным за.rом на 80
посадочных мест и буфет, обпrей плоцадью ll0 кв.м. Столовая имеет необходимое количество
специализированных помещений для организации технологического процесса. Технологическим
оборудованием, посудой и инвентарем столовaul оснащена на l00Yo.
Материальная база столовой и четкм организация технологического процесса позволяют
организовать для учащихся и работников школы полЕоценное горячее литание. Результаты
анiшизов воды, смывов и проб пищи позволяют сделать выводы о благополучном санитарноэпидемиологическом состоянии пищеблока.
Здание школы оснащено необходимым количеством санитарных узлов в соответствии с
санитарными нормами.
!ля обеспечения медицинского обслуживания школа располагает медицинским кабинетом,
который укомплектовilн специализированной мебелью. оборудованием в соответствии с

522

нормативным перечнем оборудования д,Iя проведения медицинских осмотров, прививок, оказалиrl
доврачебной медицинской помощи.
3.б.б. Мехднизмы дости?кения целевых ориентиров в системе условий

Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
реализациu образовательной программы ООО

Сроки

Мероприятия

Направ"rеllие
ме
иятии
l. Нормативное
обеспечение
введения

ализации

l. Наличие решения оргilна

государственнообщественного управления (совета школы,
управляющего совета, попечительского совета) о
введении в образовательной организации

Фгос ооо

Фгос ооо

2.

l

Разработка програN{мы начального общего

образования
I

I

3. Утверждение

ООП ООО

4. Обеспечение соответствия нормативной базы
школы требованиям ФГОС ООО

I

5.

Приведение должностных инструкций

работников образоательной орг:lнйзации в
соответствие с требованиями ФГОС ООО,
тарифно-квалификационными характеристиками

]

I

и профессиона,rьным стандартом

6.

Разработка

введения

и

утверждение плана-графика

ФГоС ооо

7. определение списка учебников и учебных
пособий, используемых в образовательной

I

деятельности в соответствиис ФГОС ООО

I

8. Разработка локatльньIх актов, устанавливtlющих

требования к

различным объектам
инфраструктуры образовательной организации с
учётом требований к необходимой и достаточной
оснащён-ности учебной деятельности

52з

9. Разработка:
- образовательных

программ (индивидуа.пьных и

др.);
- учебного плана;

I

рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин. модулей;
- годового календарного учебного графика;
-

I

-

положений о

внеурочной

деятельности
обучающихся;
- положения об организации текущей и итоговой
оценки достижения обучаощимися планируемых
результатов освоения основной образовательной
программы;
- положения об организации домашней работы
обучающихся;
- положения о формах получения образования;

l.

II. Финансовое
обеспечение
введения

Определение объёма расходов, необходимых
для реализации ооп и достижения планируемых
результатов

Фгос ооо

2.

Корректировка локальньй актов (внесение
изменений в них), регламентирующих
установление заработной платы работников
образовательной организа{ии. в том числе
стимулирующих надбавок и доплат, порядка и
размеров премирования

3. Заключение дополнительньlх соглашений к
трудовому договору с педагогическими
работниками

1.

IIl. Организа-

Обеспечение координации взммодействия
участников образовательных отношений по
организации введения ФГОС ООО

ционное
обеспечение
введения

2.

Фгос ооо

и

реализация

моделей
взаимодействия образовательных организаций и
организаций дополнительного образовшrия,
обеспечивающих организацию внеурочной
деятельности

I

I

Разработка

3. Разработка и реа{изация системы мониторинга
образовательных потребностей обучающихся и
родителей (законных представителей) по
использованию часов вариативной части
учебного плана и внеурочной деятельности

4. Привлечение оргilнов
государствеIlнообщественного управления
образовательной
о ганизациеи к
екти ванию основной

I

l

I

I

I

l

524

образовательной программы ООО

IV. Кадровое
I

обеспечение
введения

Фгос ооо

l.

Ана.пиз кадрового обеспечения введения и
реализации ФГОС ООО

I

2.

Создание (корректировка) плаяа-графика
повышения квалификации педагогических и

руководящих работников

]

образовательной

оргzlнизации в связи с введением ФГОС ООО

3.

I

Разработка (корректировка) плана научно-

методической работы

(внутришкольного

повышения квалификации) с ориентацией на
проблемы введения ФГОС ООО
V. Информационное
обеспеченпе
введения

Фгос ооо

l.

Размещение на сайте обрщовательной
организации информационных материЕlлов о
введении ФГоС ооо

2.

Широкое

информирование
(законных представителей) как
образовательного процесса о
реа!,Iизации

3.

ФГОС

родителей
участников
введении и

I

]

I

I

ООО

Обеспечение публичной

отчётности
ходе и
результатах введения и реаJIизации ФГОС ООО

образовательной организации
VI. Материальнотехническое
обеспечение
введения

Фгос ооо

о

l. Характеристика

матери{lльно-технического
обеспечения введения и реыIизации ФГОС ООО

2.

I

Обеспечение соответствия материально-

технической базы образовательной организации
требованиям ФГОС ООО
3. Обеспечение соответствия условий реализации
ООП противопожарным HopмaJtr, санитарноэпидемиологическим нормам, нормам охраны
труда работников образовательной организации

I

525

4.

Обеспечение соответствия информачионнообразовательной среды требованиям ФГОС ООО:

I

укомплектованность

библиотечноинформационного центра печатными и электронн ыми образовательными ресурсами;
I

наличие доступа образовательной организации к
электронным образовательным ресурсам (ЭОР),
размещённым в фелеральных, региональных и
иньж базах данных;

на,тичие контролируемого доступа участников
образовательных отношений к информационньтлл
образовательным ресурсам локальной сети и
Интернета

Приложение

l.

I
I

Годовой учебно-тематический график.

Приложение 2. Рабочие программы вариативных курсов.
Приложение 3.Рабочие прогрzlммы курсов внеурочной деятельности.
Приложение 4. Список литературы, используемой в образовательном процессе.

-*_-Tji


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».