Муниципальное бюджетное общеобразовательное }лrреждение Ча;tтырская средняя общеобразовательная школа JS2 Мясниковского района Ростовской области РАССМОТРЕНО на заседании Шмо СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол Nчl заседания Методического совета Протокол No l от 22.08.2023г. Руковолитель ШМО мБоу ColII Приказ от 25.08.202jг. Ns110 flиректор Nъ2 от 24.08.2023г. Зам. дире а по мБоу сош м2 /псаrr4* екян о.Х УВР Хаспекян А.С. Гайбарян М.Т, РАБОЧАЯ ПО ПРОГРАММА ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКЕ к учебнику (Вероятность и статистика)> (авторы: Высоцкий 7_9 Количество часов: 7 класс Учителя И.Р., Ященко И.В.) клАссы - l час,8-9 классы -2часа в неделю - Багаджиян П.А., Барнагян В.С., Гайбарян И.В., Хаспекян А.С. 202З - 2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬIIАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решеншI на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро вст€uIа необходимость сформировать у обучающихся функциона",,lьную грамотность, вкJIючающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство в rrебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с даItными целями в структуре программы учебного курса <Вероятность и статистика) основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линииi <представление данных и описательная статистика)), <Вероятность>, <<Элементы комбинаторики), <Введение в теорию графов>. Содержание линии <Представление данных и описательнм статистика)) служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обулающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, арryментировать и критиковать простеишие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. Пр" изучении учебного курса обуrающиеся знакомятся с лростейшими методами вычисления вероятностей в случайньж экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В уlебный курс входят начальные величинах и их числовых характеристиках. представления о случайных В рамках учебного курса осуществляется знакомство обулающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. В 7-9 классах изучается учебный курс (Вероятность и статистика)), в который входят разделы: <Представление данных и описательная статистикa>), <<Вероятность>, <Элементы комбинаторики), <Введение в теорию графов>, На изуrение учебного курса <Вероятность и статистика> отводится 170 часов: в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 68 часа (2 часа в неделю * 1 час из вариативной части), в 9 классе - 68 часа (2 часа в неделю + 1 час из вариативного компонента). В тематическое планирование курса 8 класса внесены темы из курса 7 кJIасса, а в тематическое планирование курса 9 класса внесены темы из курсов 7 и 8 классов. В рамках реализации предмета <<Вероятность и статистика) в 8Б классе осуществляется профориентационная работа в урочное время. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 клАсс Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков ремьных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных, Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральнаrl кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Щепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. 8 клАсс Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное' распределительное, включениJI. Использование графического представлениrI множеств для описания реаJIьных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. !исперсия и стандартное отклонение числовых наборов.,.Щиаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Слуrайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке, ,Щерево. Свойства деревьев: едиIiственность пути, существование висячеЙ вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения, Решение задач с помощью графов. Противоположные события.,Щиаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событиЙ. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева слуrайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 9 клАсс Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики. Геометрическzи вероятность. Случайный выбор точки из фиryры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли, Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величиIlа и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значениJI величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины (число успехов в серии испытаний Бернулли>. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ учЕБного курсА (BЕроятность и стАтистикА> нА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоениrI программы учебного курса <Вероятность и статистика) характеризуются: патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и 1) настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикJIадных сферах; 2) граяqданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав., представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мор:rльно-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью эмоционarльному эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях рalзвития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской к деятельности; и б) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведениrI здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, реryлярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранЕости окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобмьного характера экологических проблем и путей их решения; 8) алаптачия к изменяющимся условиям социальной и природноir среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: . выявлять и характеризовать существенные признаки математических объекгов, понятий, отношений между поня,tиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравЕения, критерии проводимого анализа; . воспринимать., формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; . выявJUIть математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, . . . предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозакJIючений, умозаключений по анаJIогии; разбирать доказательства математических утверждениЙ (прямые и от противного), IIроводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решениlI учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: . использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, арryментировать свою позицию, мнение; . проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; . самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; . прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информачией: . выявлять недостаточность и избь]точность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анчrлизировать, систематизировать интерпретировать информацию различных видов и форм представления; . выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; . оценивать надёжность информации по критериям, предложенным r{ителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: . воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения . и в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других rIастников диалога, обнаруживать р€вличие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы' распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вкJIада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Реryлятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: . самостоятельно составлять план, алгоритм решениJI задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и корректировать собственных возможностей, арryментировать и варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: . владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата . . решения математической задачи; предвидеть Трудности, которые Моryт Возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в7 предметные результаты: классе обучающийся полr{ит следующие Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представJuIть данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реilльные представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. числовые данные, Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости. концу обуrения в 8 классе обучающийся полr{ит следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленн},ю в виде таблиц, диаграмм, графиков., представлять данные в виде таблиц, диаграмм.' К графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, знм вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элемеIlтарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать поtulтиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. К концу обуления в9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов. Использовать описательные характеристики для массивов числовых данныхl' в том числе средние значения и меры рассеивания. Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в изrlенных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей. Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ 7 клАсс ПЛАНИРОВАНИЕ количество часов JYp п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контро льные работы Электронные Праrсги ческIlе работы (чифровые) образовательlr ые ресурсы Библиотека l Представление данных цок 7 https://пr.edsoo.ru/ 1 Библиотека ) описательная статистика 9 1 цок https://m.edsoo.rtt/ 7f,4l 5 Библиотека J Случайная изменчивость цок 6 https://m.cdsoo,rп/ Библиотека Введение в теорию графов 5 Вероятность и частота случайного события 6 обобщение, систематиз€lllия знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ цок 4 https://m.edsoo.гtr,' 7f4l5fdc Библиотека цок 5 bttps://m.edsoo.rLl/ Библиотека J 1 )+ 2 цок https://m.edsoo.rul 8 клАсс колltчество часов JФ п/п 1 Наименование разделов и тем программы всего Контро Пракги льные ческие Элекгронные (чифровые) образовательны работы работы е ресурсы Библиотека Прелставление данных 7 I {OK hltps://rrr.edsoo.ru/7 f.l l 7tЪ2 2 Библиотека описательнtш статисl,ика 9 1 I {OK https://m.edsoo,rt1,1? f4l,7fb2, 3 Библиотека СлучайнбI изменчивость 6 I {OK hШ)s]//lп.еdsоо.гtl17 f4| 7h? + 4 Введение в теорию графов Библиотека ЦОК 4 https://lT.cdsoo.ru/7 г4l 7fb2 5 6 7 Библиотека Вероятность и частота случайного события 5 t411lъ2 Библиотека ЦОК описательная статистика 4 Расоеивание данных https://lll.etlsotl.гu/7 t4l 7lъ2 ) множества Вероятность случайного {OK https://tlt,edsotl.гtl,/7 1 Библиотека ЦОК httрs://m.еdsiю.rtr,/7 1 t 8 I события 6 f417tъ2 Библиотека I{OK htIps://m.edsoo.rtl,/7 f41 7fb2 9 10 Библиотека ЦОК Введение в теорию графов Слуrайные события 1 9 . 1 https://m.edsoo.rLr/7 f4l1fbz Библиотека L{OK https://rn.edsoo.гLr/7 f4l1{b2 11 Обобщение. систематизация знании ОБЩЕЕ КОЛИЧВСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека I-{OK https://m.cdsotl,гtr/7 9 1-41 68 1 7ft2 9 м п/п клАсс количество часов Наименование разделов п тем програмDtы всего Электронные KoHтpo лыrые Прак,гп ческllе (чифровые) образовательны работы работы е ресурсы Библиотека I]OK 1 Представление данных J 2 описательЕalя статисl,ика 5 !fiрs://m.еdsоо.гu/7 f4I 5fdc Библиотека ЩОК 1 https://nr.ed soo. rLr/7 f4l 5 fdc Библиотека З Слуlайнzш изменчивость J 4 Введение в теорию графов J I {OK [ttps://rn.edsoo. nr/7 f4I 5fdc Библиотека IlOK https://пl.ctIsocl,rr.r./7 Г4]5Гdс 5 6 7 Вероятность и частота слr{айного события описательнм статистика. рассеивание дaшных Библиотека I_{OK J 1 https://m.edsoo.rLl/7 Г41 5 Гdс Библиотека J I {OK httрs://пl.ссlsоо,гu./7 f4l 5 fdc Библиотека I_{OK MHorKecTBa 5 1, https://m.edsoo.гLr/7 f41 5fdc 8 Вероятность случайного собьrгия Библиотека 2 Введение в теорию графов {OK https://пl.edsoo.ru/7 f41 9 I 5 t'dc Библиотека ЩОК 7 1 lrttps://m.edstlo.rLr,/7 f41 5fdc l0 Слччайные события Библиотека ЩОК 4 https://rn.edsoo.rп17 f4l5fdc 11 Библиотека I{OK Элементы комбинаторики 4 https://пt.edsoo.rLl/7 f4laj02 Библиотека 1,2 Геометрическая вероятность 4 I {OK https://m.edsoo.rLr/7 Г4l аЗ02 13 Библиотека ЦОК Испытания Бернулли 6 1 https://rn.ed soo. ru/7 141а]02 14 Библиотека IJOK Случайная величина 6 https://m.cdsoo.лu/7 f,l Ia302 15 Обобщение, контроль l0 Библиотека I-{OK 1 ltltmllrn.edsoo- ru/7 f4la302 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧВБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях.7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество <Издательство <Просвещение> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Математика. Вероятность и стати сти ка: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество кИздательство <Просвещение). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ интврнвт Библиотека l-]OK