Рабочая программа по географии 5-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа Л!2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛЛСОВАНО
Протокол Nll заседания

Шмо

на заседании

методического совета

Протокол JФ1
от 22.08.202Зг.
l) t, ководитель Шмо

мБоу сош

Мелохаян О.А.

Приказ от 25.08.2023г. Npl l0

!иректор

мБоу сош

J\ъ2

от 24.08.202Зг.
Зам. дире
ра по

УТВЕР}КДЕНО

УВР

ль2
аспекян

Гайбарян М.Т,

РАБОЧАЯ IIРОГРАММА
ПО

ГЕОГРАФИИ

к учебнику (География>

(авторы Алексеев А,И., Николина В.В.' Липкина Е.К.,
Летягин Александр Анатольевич)

5

-

9

клАссы

Количество часов: 5.6 классы - 1 час в неделю
8-9 классы -2 часа в неделю
Учителя

- Булгурян Р.М.
Габызян А.Х.

Тащиян А.Р.
Багаджиян М.А.

2023

-

2024 учебный гоа

о.Х

СОДЕРЖАНИЕ
пояснительная записка

J
5

5 класс

5

6 класс

7

7 класс

9

8 класс

|2

9 класс

16

ГIланируемые результаты освоения программы по географии на уровне
основного общего образования

Личностные результаты

22
22
24

Предметные результаты

26

з7
5 класс

з7

6 класс

50

7 класс

61

8 класс

81

9 класс

100

Федеральная рабочая программа по уlебному предмоту <География>
(предметнм область <Общественно-на)лные предметьп>) (далее соответственно
программа по географии, география) вzu]ючает пояснительн},ю записку,

содержание обуrения, планируемые результаты освоения программы
по географии, тематическое планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам
освоения ООП ООО, представJIенных в ФГОС ООО, а такхе на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучаюцихся, представленной в фелеральной рабочей

программе воспитания и

подлежит непосредственному

применению
при ремизации обязательной части образовательной программы основного общего
образования.

к

Программа по географии отражает основЕые требования ФГОС ООО
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения

образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о цеJIях об)п{ения, воспитания и
рaввития обучающихся средствами у{ебного предмета, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его
по классам и структ}рирование его по разделам и темам курса, даеr распределение
у{ебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их из}пlения
с у{ётом межпредметных и вн)црипредметных связей, логики у{ебного процесса,
возрастных особенностей обуrающихся; опредеJuIет возможности предмета
для реarлизации требований к результатам освоения программы основного общего
образования, требований к результатам об)"{ения географии, а также основных
видов деятельности обу{ающихся.
География - предмет, формирующий у обуlающихся систему комплексных
социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных
закономерностях развития природы., о размещении населения и хозяйства,
об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социr}льноэкономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание географии на уровне основного обцего образования явJulется

базой для реarлизации краеведческого подхода в обl^tении, изуlения

географических закономерностей, теорий, законов и гипотез на уровне среднего
общего образования, базовым звеном в системе непрерывного rеографического
образования, основой для последующей уровневой дифференциачии.
изl"rение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:

з

воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, м:iлой родине,
взаимопонимания с др}тими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
ра:}витие познавательных интересов, интеллектуaLпьных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, проблем повседневноЙ жизни с использованием
географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание экологической куJтьтуры, соответствующей современному }ровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях
в природных комrrлексах, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения

окружающей среды и рационального использования природных рес}рсов,

рчвJмчных источников
географической информачии, в том числе ресурсов информационнотелекомуникационной сети <<Интернет>, дJUI описания, характеристики,
объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов,
жизненных ситуаций;
формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний
и уплений, необходимых для развития навыков их использования при решении
проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого
материала, осмысления с)дцности происходящих в жизни процессов и явлений
в современном поликульт}рном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
уuений, необходимых
формирование географических знаний
для продолжения образования по направлениям подготовки (спечиа,rьностям),
требутощим нtlличия серьёзной базы географических знаний.
Освоение содержания географии на }ровне основного общего образования
происходит с использованием географических знаний и умений, сформированньп
ранее в рамках )л{ебного предмета <Окрркающий мир>.
Общее число часов, реко]\{ендованных для из)лrения географии 272 часа,.
по одному часу в неделю в 5 и б классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
формирование

способности

поиска

и

применения

и

4

(lсlера,lыlая р:абс.rая

гtрtrl parlrta ; ['сr,l рас!ия.

5

9 t;;lассы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5

кллсс

Географическое изученше Земли
BBedeHue. Геоzрафuя - наука о планеmе Земля
Что из1"lает география? Географические объекты, процессы и явления. Как
география из)лrает объекты, процессы и явления. Географические методы из)ления
объектов и явлений. [рево географических наук.
п актическая бота <Организация фенологических наблюдений в природе:
планирование, )п{астие в групповой работе, форма систематизации данных)).
И сmо pu я zео zрафчческuх о mкр ы muй
Представления о мире в древности (,Щревний Китай, ,Щревний Египет, .Щревняя

Греция, {ревний Рим). Пугешествие Пифея. Плавания финикийцев вокрц
Африки. Экспедиции Т. Хейерлала как модель путешествий в древности.

Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: п}тешествия и открьпия викингов, древних
арабов, русских землепроходцев. Пугешествия М. Поло и А. F{икитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пуги в Индию. Открытие
Нового света - экспедиция Х. Колlмба. Первое кр}тосветное плавание -

экспедиция Ф. Магезlлана. Значение Великих географических открытий. Карта
мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия ХVП-ХЖ вв. Поиски Южной Земли - открытие
Австралии. Русские п)дешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии.
Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция
Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева - открытие Антарктилы).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей
земли. Изу"rение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
Пра ктические работы: <обозначение на кон т}рной карте географических
объектов, открытых в рiвные периоды), <Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и
современных карт по предложенным у{ителем вопросамD.

Изображенпя земной поверхности
планьt lиесmносmu
Виды изображения земной поверхности. Планы местности (топографическм
карта). Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения
расстояний на местности. Глазомерная, полярнм и маршругная съёмка местности.
Изображение на планах местности (топографической карте) неровностей земной
поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф.
Ориентирование по плану местности (топографической карте): стороны горизонта.
Азимр. Разнообразие планов (план города, т}ристические планы, военные,
5

фе.lсра,tыtая раСltlчая

rrrrcrr}ra ч

уа : I-еоrLlзrilия.

_ý

9 к;tассы

исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях)
и области их применения.
Практические работы: (Определение направлений и расстояний по плану
местности)), <Состав.пение описания маршр}та по плану местности)).
Геоерафuческuе карmы
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической
поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градуснм сеть на глобусе
и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические
координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение
на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии гралусной сети на картах. Определение

расстояниЙ с помощью масштаба и градусноЙ сети. Разнообразие географических

карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных
географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин.

Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности
людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия
картограф. Система космической навигации. Геоинформачионные системы.
практические работы: (Оп ределение направлений и расстояний по карте
пол},шариЙ), <Определение географических координат объектов и определение
объектов по их географическим координатам)).

Зельпя

- планета Со.lrнечной системы
в Солнечной сuсmеме. Гuпоmезьt

З емлu,

uх zео ерафuч ескuе слеd сmвuя.

земля

вознltкновенuя Землu. Форма, размерьl

!вижения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические
следствия движения Земли вокрц Солнца. Смена времён года на Земле. !ни
весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

Пояса освещённости. Тропики и полярные крути. Вращение Земли вокруг своей
оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
изменения
закономерностей
Практическая рабаш (Выявление
продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости
от географической широты и времени года на территории России>.
Обо,Iочки Земли. Литосфера - каменная оболочка Земли.
Литосфера - твёрдая оболочка Земли. Методы из)л{ения земных глфин.
Внрреннее строение Земли: ядро, мантия, земнм кора. Строение земной коры:
материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные

породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные

и

метаморфические горные породы.
6

lep&]b}Iix} рабочая }{роrра\irtэ i I-coI

ра(lиrl 5, 9

rcracc1,I

Проявления вн}тренних и внешних процессов образования рельефа.
!вижение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений.
Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изуление вулканов и
землетрясениЙ. Профессии сеЙсмолог и вулканолог. Разруrпение и изменение
горньlх пород и минералов под действием внешних и внугренних процессов. Виды
выветривания. Формирование рельефа земноЙ поверхности как результат деЙствия
внуIренних и внешних сил.

Рельеф земной поверхности и методы его из)ления, f[панетарные формы
рельефа - материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины.
Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие
равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины
мира.

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах.
,Щеятельность человека, преобраз}.ющtш земную поверхность, и связанные с ней

экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединноокеанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его

рельеф.

практическая работа <описание

по физической карте)).

горной системы или

равнины

зак.пючение

Пракmuкум <<Сезонные изменения в природе своей местности)).
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Соrпrца
над горизонтом, температуры возд}ха, поверхностных вод, растительного
и животного мира.
Практическая работа (Анализ результатов фенологических наблюдений
и наблюдениЙ за погодоЙ),
6

клАсс

обо;rочкп Зепlли
Гudросфера - воdная оболочка Зе,ttлч
Гидросфера и методы её изуrения. Части гидросферы. Мировой круговорот
воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и
температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные
течениJL Способы изображения на географических картах океанических течений,
солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его
части, .щвижения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы.
Стихийные явления в Мировом океане. Способы из)ления и наблюдения
за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суrпи. Способы изображения вн}"тренних вод на картах.
7

Реки: горные и равнинные. Речнм система, бассейн, водораздел. Пороги

и водопады. Питание и режим реки.

Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и
бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные.
Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые,
межпластовые,
артезианские), их
лроисхождение, условия залегания и использования. Условия образования
межпластовых вод. Минермьные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека
на гидросферу.

практические работы: <сравнение двух рек (россии и мира) по заданным
признакам), <Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме
презентации), <<Составление перечня поверхностных водных объектов своего Kpzul
и их систематизация в форме таблицы>.
Аtпмосфера - возdуtаная оболочка Зел,tлu
Возлуlпнм оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Сугочный ход температуры воздуха и его графическое
отображение. Особенности сугочного хода температ}ры возд}ха в зависимости
высоты Солнца над горизонтом, Среднесуrочная, среднемесячнм,
среднегодовая температ}ра. Зависимость нагревания земной поверхности от угла
падения солнечных лу{ей. Годовой ход температ}ры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров.
Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их
виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных
осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Климат и
климатообразующие факторы. Зависимость кJlимата от географической широты и
высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация
человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные
метеорологические данные и способы отоброкения состояния погоды
на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные
изменения кJIимата. Способы из)rriения и наблюдения за глобальным климатом.
Профессия кJIиматолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека
на воздушную оболочку Земли.
Практич еские работы: < Представление результатов наблюдения за погодой
своей местности>>, <<Анализ графиков сJлочного хода температуры воздуха

от

8

и относительной влажности с целью установления зависимости между данными
элементами погоды)).

Бuосфера оболочкаэtсuзнч
Биосфера - оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф
и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и
растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в р:вных
природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира
Океана с глфиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
практическая Dабота (ха рактеристика растительности }щастка местности
своего крм>.

заключение
Пр up

оd

но -mеррumорuсLпьньл е ком плекс bl

Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Приролнотерриториzшьный комплекс, Глобальные, регионiutьные и лок:цьные природные
комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ
на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв.
Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые
территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности) <Характеристика
лок:lльного природного комплекса по план)D).
7

клАсс

Главные закономерности природы Земли
Геоерафчческая оболочка
Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Щелостность,
зонitльность, ритмичность и их географические следствия. Географическая
зонмьЕость (приролные зоны) и вьlсотная поясность. Современные исследования
по сохранению важнейших биотопов Земли.
Практическая работа <Выявление проявления широтнои зональности
по картам природных зон>.
Лumосфера u реаьеф Зеlчлu
История Земли как планеты, Литосферные плиты и их движение. Материки,
океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование современного
рельефа Земли. Внешние и вн}тренние процессы рельефообразования. Полезные
ископаемые.
Практические работы: <<Анализ физической карты и карты строения земной
коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм
рельефо, кОбъяснение вулканических или сейсмических событий, о которых
говорится в тексте)).
9

Дmмосфера u llпuмаmьt Землч

Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности
распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле.
Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры - тропические
(экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры.
Разнообразие климата на Земле. Климатообраз},ющие факторы: географическое
положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы (типы
воздушных масс и преобладающие ветры), характер подстилающей поверхности и
рельефа территории. Характеристика основных и переходных климатических
поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние
современноЙ хозяЙственноЙ деятельности людеЙ на кJIимат Земли. Глобапьные
изменения климата и различные точки зрения на Io( причины. Карты
климатических поясов, климатические карты, карты атмосферных осадков
по сезонам года. Климатограмма как графичсская форма отражения климатических
особенностеЙ территории.
практическая Dабота (описание климата территории по кJIиматической карте
и климатограмме)).
Мuровой океан - основная часmь ечdросферьt
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и Северный
Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения его как самостоятельной
части Мирового океана. Тёплые и холодные океанические течения. Система
океанических течений, Влияние тёплых и холодных океанических течений
на климат. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Карта
солёности поверхностных вод Мирового океана. Географические закономерности
изменения солёности - зависимость от соотношения количества атмосферных
осадков и испарения, опресняющего влияния речных вод и вод ледников.
Образование льдов в Мировом океане. Изменения ледовитости и уровня Мирового

океана, их причины и следствия. Жизнь в Океане, закономерности её
пространственного распространения. Основные районы рыболовства.

Экологические проблемы Мирового океана.
п
еские аботы <Выявление закономерностей изменения солености
поверхностных вод Мирового'океана и распростанения тёплых и холодных
течений у западных и восточных побережий материков>, <Сравнение дв}х океанов
по плану с использованием нескольких источников географической информации>.

человечество на Земле
чuсленносmь населенuя

Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира.
Изменение численности населения во времени. Методы определения численности
населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности
населения. Размещение и плотностъ населения.
]()

Практические работы:

<Оп ределение,

сравнение темпов изменения

численности населения отдельных регионов мира по статистическим материалам),
(Определение и сравнение различий в численности, плотности населения
отдельных сlран по разным источникам).
Сmраньt u Hapodbt Mupa

Народы

и религии мира.

Этнический состав населения мира. Языковая
классификация народов мира. Мировые и национшIьные религии. География
мировых религий. Хозяйственнм деятельЕость людей, основные её виды: сельское
хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на природные комплексы.
Комплексные карты. Города и сельские поселения. Культурно-исторические
регионы мира. Многообразие стран, их основные типы. Профессия менеджер
в сфере туризма, экскурсовод.

практическая работа (с равнение занятости населения двух стран

по комплексным картам).

Материки и страны
Юэtсньtе ллаmерuкu

Африка. Австралия и Океания, Южная Америка. Антарктида, История
открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, кJIимата и

внутренних вод и определяюшие их факторы. Зональные и азонu}льные природные

комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и

численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной
деятельности человека. Антарктида - }никмьный материк на Земле.
Освоение человеком Антарктиды. Щели международных исследований материка
в XX-XXI вв. Современные исследования в Антарктиде. Роль России в открытиях
и исследованиях ледового континента.
практические Dаботы: (с равнение географического положения лвух (любых)
южных материков>), <Объяснение годового хода температ}р и режима выпадения
атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе), (Сравнение
особенностеЙ климата Африки, ЮжноЙ Америки и Австралии по плану)),
<Описание Австрмии или одной из стран Африки иJм Южной Америки
по географическим картам), (Объяснение особенностеЙ размещения населения
Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки>.
Северные маmерuкu
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое
положение. Основные черты рельефа, кJIимата и вн)дренних вод и опредеJIяющие
их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население.
Политическая карта. Крупнейшие по террIlтории и численности населения страны.
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
практические работы: <объяснение распространения зон современного
вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии>,
l1

(Объяснение кJIиматических рi}зJIичий территорий, находящихся на одной
географической широте, на примере умеренного климатического пояса)),
<Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной
из природных зон на основе анaциза нескольких источников информации>,
<Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации
(с целью привлечения т}ристов, создания положительного образа страны и
ДРУгих)).
В з аuмо

d

ейсmвu е прuро dbt u обtцесmва

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность
людей. Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках.
Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её
охране. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе
(Международный союз охраны природы, Международная гидрографическiul
организация, ЮНЕСКО и дрцие).
Глобальньте проблемы человечества: экологическiul, сырьевая,
энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная - и
межд}народные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого
р:ввитиJI. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и куJIьт}рные объекты.
ПDактическая работа (х арактеристика изменений компонентов природы
на территории однои из стран мира в результате деятельности человека)).
8

клАсс

Географическое пространство Россип
Исmорuя формuрованuя u освоенuя mеррumорuч Россuч
История освоения и заселения территории современной России в XI XVI вв.
Расширение территории России в XVI-XD( вв. Русские первопроходцы. Изменения
внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией.
Практ ическая работа (п редставление в виде таблицы сведений об изменении
границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических
карт)).

Геоерафuческое полоэrсенuе u ?ранuцьl Россuu

Государственная территория России. Территориальные воды.
Государственная граница России. Морские и сухопугные границы, воздушное
пространство, континентalльный шельф и исключительная экономическzш зона
Российской Федерации. Географическое положение России. Виды
географического положения. Страны - соседи России. Ближнее и дальнее

зарубежье. Моря, омывающие территорию России.

Время на mеррumорuu Poccttu
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное,
поясное и зонzlльное время: роль в хозяйстве и жизни людей.
12

практическая работа (о пределение различия во времени для разньtх городов
России по карте часовых зон).
Аdмuнuсmраmuвно-mеррutпорuальное успtройсmво

Россuu,

Районuрованuе

mеррulпорuu

Федеративное устройство России. Сфъекты Российской Федерации, их
равноправие и разнообразие. Основные виды сфъектов Российской Фелерачии.
Федеральные окр}та. Районирование как метод географических исследований и
территориzrльного управления. Виды районирования территории. Макрорегионы
России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы
и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и
Северо-Запад России, I_(ентральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части
России, Урал, Сибирь и.Щальний Восток.
практическая работа (Обозначение на кон турнои карте и сравнение границ
федермьных окр}тов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей
географического положения)).
Природа России
Прuроdньtе условuя u pecypcbt Poccuu

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных
ресурсов. Приролно-ресlрсный капитал и экологический потенциал России.
Принципы рационzrльного природопользования и методы их ремизации.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационaL,Iьного использования.
Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих

Россию.
Практическая работа <Характеристика природно-ресурсного капитала своего
края по картам и статистическим матери:lлам>.

Геоltоzuческое слпроенuе, ре.lьеф u по,пезньlе uскопае.мьlе
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные
тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса
горообразования. Геохронологическ:ul таблица. Основные формы рельефа и
особенности их распространения на территории России. Зависимость между
тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных

ископаемых по территории страны.

Влияние внугренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного
горообразования, землетрясений и вулканизма. .Щревнее и современное

оледенения. Опасные геологические природные явления и их распространение по
территории России. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека.
Антропогенные формы рельефа. Особенности рельефа своего крм.
практические работы: <<объяснение распространения по территории России
опасных геологических явлений>>, <Объяснение особенностей рельефа своего

края).

lз

кluмаm

u ю|lu.маmuческuе pecypcbl

Фаюоры, определяющие кJIимат России. Влияние

географического
положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Впияние на климат
России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы возд},шных масс и
их циркулJIция на территории России. Распределение температ}ры возд}ха,
атмосферных осадков по территории России. Коэффиuиент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики.
Атмосферные фронты, циклоны и антицикJIоны. Тропические цикJIоны и регионы
России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение климата
под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь
и хозяЙственную деятельность населения. Наблюдаемьiе кJIиматические изменения
на территории России и их возможные следствия. Способы адаптации человека
к разнообразным климатическим условиям на территории страны.
Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические
явления. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их
возможные следствия. Особенности климата своего края.
Практ ические работы: <описание и прогнозирование погоды территории
по карте погоды, <Определение и объяснение по картам закономерностей
распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового
количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны)), <Оценка
влияния основньгх кJIиматических показателей своего Kp:UI на жизнь и
хозяйственную деятельность населения).

Моря Poccuu. Внуmреннuе Bodbt u BodHbte pecypcbl
Моря как аквaLпьные природные комплексы. Реки России. Распределение рек
по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Опасные гидрологические
природные явления и их распространение по территории России. Роль рек в жизни
населения и развитии хозяйства России.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их
потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водньгх ресурсов. Оценка
обеспеченности

водными

ресурсами

кр}пных

регионов

России.

ВнуT

-ренние

воды

и водные ресурсы своего региона и своей местности.
практические паботы: <С равнение особенностей режима и характера течения
двух рек России>>, <Объяснение распространения опасных гидрологических
природных явлений на территории страны)).
Прuр

оd

но -хо зяйсmвенные зо Hbt

Почва - особый компонент природы. Факторьт образования почв. Основные
зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы
России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного
использования, Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба
с эрозией почв и их загрязнением.
\4

Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие,
факторы, его определJ{ющие. Особенности растительного и животного мира
различных природно-хозяйственных зон России.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность
их компонентов.
Высотная поясность в горах на территории России. Природные ресурсы
природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы.
Прогнозируемые последствия изменений климата для р:вных природнохозяйственных зон на территории России.
Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты
Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые
в Красную книгу России.
Практические работы <Объяснение различий структуры высотной поясности
в горных системах)), <Анализ различных точек зрения о влиянии глобi}льных
климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственн},ю деятельность
населения на основе анаJIиза нескольких источников информации)).
население России
ч u сл енно сmь

н а

сел

енuя Ро сс u u

!инамика численности населения России

в XX-XXI

вв.

и

факторы,
определяющие её. Переписи населения России. Естественное движение населения.

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их

географические рilзличия в
пределах рaвных регионов России.
Геодемографическое положение России. Основные меры современной
демографическоЙ политики государства. ОбщиЙ прирост населения. Миграции
(механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция
и иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные
направления миграционных потоков, Причины миграций и основные направления
миграционных потоков России в разные исторические периоды. Госуларственная
миграционная политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов
изменения численности населения России.
Пра ктическая работа <о пределение по статистическим данным общего,
естественного (или) миграчионного прироста населения отдельных сфъектов
(федеральных округов) Российской Федерации или своего региона)),
Террumорuальttьtе особенносmu размеlценuя населенuя Poccuu

Географические особенности размещения населения: их обусловленность
природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная
полоса расселения. ГIлотность населения как показатель освоенности территории.
Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской
Федерации. Городское и сельское население. Виды городских и сельских
населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские
l5

агломерации. Классификачия городов по численности населения. Роль городов
в жизни страны. Функции городов России. Монофункчиональные города. Сельская
местность и современные тенденции сельского расселения.

Нароdы

Il

ре:lu?uu Россuu

Россия -

многонациональное государство. Многонационitльность как

специфический фактор формирования и рtLзвития России. Языковая классификация
народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы.

География религий, Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО
на территории России.

пDактическая работа ( Построение картограммы <,Щоля титульных этносов
в численности населения республик и автономных округов Российской
Федерации>.
Половой ч возрасmной сосmав насе,пенuя Россuu
Половой и возрастной состав насепения России. Половозрастнм структура
населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и

факторы, её определJIющие. Половозрастные пирамиды. .Щемографическая
нагр}зка. Средняя прогнозируемая (ожидаемм) продоJDкительность жизни

мркского и женского населения России.
практическая работа <объяснение динамики половозрастного состава
населения России на основе анализа половозрастных пирамидD.
человеческuй капumал poccuu

Понятие человеческого капитtlла. Трудовые рес}рсы, рабочая сила,
Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории

страны. Географические различия в }ровне занятости населениJI России и факторьт,
их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. Ifuдекс
человеческого развития (даrrее - ИtIР) и его географические рilзличия.
пDактическая работа <класси фикация федеральных окр}тов по особенностям
естественного и ]\{еханического двI.1жения населения))
9

клАсс

Хозяйство Россип
Обtцая харакmерuсmuка хозяйсmва Poccuu

Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и

отрасли.
Отраслевая структ}ра, функчиональная и территориztльнм структуры хозяйства
страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи
с природными рес}рсами. Факторы производства. Экономико-географическое
положение (да",1ее - ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. Валовой
внугренний прод}кт (далее - ВВП) и валовой регионапьный прод}кт (далее - ВРП)
как покiватели уровня рilзвития страны и регионов. Экономические карты. Общие

особенности географии хозяйства России: территории опережающего рaввития,

16

основная зона хозяйственного освоения, Аркгическая зона и зона Севера.
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период
до 2025 года, угвержденнiu распоряжением Правительства Российской Федерации
от l3 февраля 2019 г. Nя 207-р (далее - Стратегия пространственного развитиlI

Российской Федерации): цели, задачи, приоритеты и направления
пространственного развития страны. Субъекты Российской Федерации,

выдеJuIемые в Стратегии пространственного р,rзвития Российской Федерации как
((геостратегические территории)).

Производственный капитал. Распределение производственного капит:lла
по территории страны. Себестоимость и рентабельность производства. Условия и
факторьт рrвмещения хозяйства.
Практическая работа <Определение влияния географического положения
России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства>>.
Топпuвно-энерzеmuческuй ко.л,лплекс (ёалее

- ТЭК)

Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, гiвовая и угольная
промышленность: география основных современных и перспективных районов

добычи и переработки топливных ресурсов, систем трфопроволов, Место России
в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место
России в мировом производстве электроэнергии. Основные типь1 элеюростанций
(атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции, использ},ющие
возобновляемые источники энергии (далее - ВИЭ), их особенности и доля
в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших электростанций.
Каскады гидроэлектростанции (далее ГЭС). Энергосистемы. Влияние ТЭК
на окружающую среду. Основные положения Энергетической стратегии России
на период до 2035 года, }твержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 июня 2020 г. ]\Ь l52З-р.
Практ ические работы: <Ана_rrиз статистических и текстовых материалов
с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных
регионах), <Сравнительнм оценка возможностей дJIя развития энергетики ВИЭ
в отдельных регионах стран).

М е m алrпу р zu ч ес кuй компл екс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
чёрных и цветных мет,lллов. Особенности технологии производства чёрных и
цветных метtlJIлов. Факторы размещения предприятий разных отраслей
метirлл)Фгического комплекса. География метirллургии чёрных, лёгких и тяжёлых
цветных метtlллов: основные районы и центры. Металлургические базы России.
Влияние металлургии на окрркающую среду. Основные положения Стратегии
р{ввития чёрной и цветной метirлл)Фгии России до 20З0 года, рвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2022 г,

Nэ 4260-р.

l7

Практическая работа <<Выявление факторов, влияющих на себестоимость
производства предприятии мет:ULпургического комплекса в различных регионах
страны (по выбору)>.

екс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
машинос,троительной прод}кции. Факторы размещения машиностроительных
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль
машиностроения в ре:l,чизации целей политики импортозамещения.
Машинос,троение и охрана окрlокающей среды, зЕачение отрасли для создания
Ма шu

но

сmр оu

m

ельньtй ком

пл

экологически эффективного оборудования. Перспективы развития
машиностроения России. Основные положения докр{ентов, определяющих

стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса.
Практическая работа (Выявление факторов, повлиявших на рiлзмещение
машиносц)оительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных
источников информации)
Xu,ltu ко -лесной ко,uп:лекс

Химическая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве, Факторы размещения предприятий.
Место России в мировом производстве химической прод}кции. География
важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая
промышленность и охрана окрркающей среды. Основные положения стратегии
развития химического и нефтехимического комплекса на период до 20з0 года.
Лесопромышленный комплекс.
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
продукции лесного комплекса. Лесозаготовительнiи, деревообрабатывающаrI и
целлюлозно-бумажнаJI промышленность. Факторы размещения предприятий.
География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие
комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития.
Основные положения <Стратегии развития лесного комплекса Российской
Федерации до 20З0 года)), 1твержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от l l февраля 2021 г. Ns Зl2-р (дапее - Стратегия рzввития
лесного комплекса Российской Федерачии до 20З0 года).
Практическая Dабота <Анализ документов <Прогноз рaввития лесного сектора
Российской Федерации до 2030 года> (главы 1,3 и 1l) и <Стратегия рtввития
лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года> (главы II и III,
Приложения Nq 1 и JtlЪ 18) с челью определения перспектив и проблем развития
комплексa)).

ПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав,
место и значение в хозяйстве, отличия от др}тих отраслей хозяйства. Земельные,

Azp оп polиbtubl енньtй ко"uплекс (dалее - А

l8

почвенные и агроклиматические рес}рсы. Сельскохозяйственные угодья' их
площадь и структура. Растениеводство и животноводство: география основных

отраслей. Сельское хозяйство и окружающаJI среда.
fIищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
рzвмещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Пищевм промышленность и охрана окр}окающей среды. Лёгкая
промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкм

промышленность и охрана окружающей среды. Стратегия развития
агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации

на период до 20З0 года, угвержденная распоряжением Правительства РоссиЙскоЙ
Федерации от 8 сентября 2022 г. ЛЪ 2567-р, Особенности АПК своего края.

Практическая работа <Определение влияния природных и социllльных
факторов на размещение отраслей АПК>.

И нф р а с m р у кmур ньtй ко л,t tb,t е к с
Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания,
рекреационное хозяйство место и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской,
внугренниЙ водныЙ, железнодорожныЙ, автомобильныЙ, воздушныЙ и
трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные п}ти и линии связи, кр}пнейшие транспортные )алы.
Транспорт и охрана окрркающей среды.
Информачионная инфраструктура. Рекреационное хозяйство, Особенности
сферы обслlокивания своего крuш.
Проблемы и перспективы развития комплекса. Стратегия рiввития транспорта
России на период до 20З0 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерачии от 27 ноября 2021 г. Ns 3363-р.
Федерапьный проект <Информационная инфраструктура>.
Практические работы: <Анализ статистических данных с целью оп ределения
доли отдельных морских бассейнов в гр}зоперевозках и объяснение выявленных
различий>, <Характеристика т}ристско-рекреационного потенциz}ла своего края)).
Обобulенuе знанuй

Государственнм политика как фактор рaвмещения производства. Стратегия
пространственного развития Российской Федерации до 2025 года: основные
положения. Новые формы территориilJIьной организации хозяйства и их роль в
изменении территориаJIьной структуры хозяйства России. Кластеры. Особые
экономические зоны (да,rее - ОЭЗ). Территории опережающего рtввития (да.пее ТОР). Фаюоры, ограничивающие развитие хозяйства,
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. Стратегия эколоrической
безопасности Российской Федерации на период до 2025 гола, утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 19 апреля 2Оl'7 r, J',{'! 176 <О Стратегии

l9

экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года)) и
государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.
Поактическая работа <<СравнительнаJI оценка вклада отдельных отраслей
хозяйства в загрязнение окрlокающей среды на основе анмиза статистических
материалов)).

регионы России
Запаdньtй i,,laKpopezuo+ (Европейская часmь) Poccuu

Географические особенности географических районов: Европейский Север
России, Северо-Запал России, Щентральная Россия, Поволжье, Юг Европейской
части России, Ура,п. Географическое положение. Особенности природноресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы развития. Классификация сфъектов
Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социальноэкономического развития; их внугренние различия.
Практические работы: <Сравнение экономико-географического положения
(да,rее
ЭГtI) двух географических районов страны по разным источникам
информачии>, <Классификация субъектов Российской Федерации одного
из географических районов России по уровню социrlльно-экономического развития
на основе статистических данных).

-

<

Восmочньtй,цакроре2uон (Азuаmская часmь) Россuu
Географические особенности географических районов: Сибирь и !мьнлlй
Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного
потенци:}ла, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические
проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской
Федерации Восточного макрорегиона по }ровню социально-экономического
рiввития; их внугренние различия.
<Сравнение человеческого капитаJIа дв)д
Практические работы:
географических районов (субъектов Российской Федерации) по заданным
критериям), <Выявление факторов размещения предприятий одного
из промышленных кJIастеров .Щальнего Востока (по выбору)>.
Обобtценuе знанuй

Федеральные и региональные целевые программы. Государственнм
программа Российской Федерации <Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации>.

Росспя в современном мире
Россия в системе межд}народного географического разделения труда. Россия
в составе международных экономических и политических организаций.
Взаимосвязи России с др}тими странами мира. Россия и страны Содружества
Независимых Государств и Евразийского экономического союза.
20

Значение для мировой цивилизации географического пространства России как
комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия России.

2l

ll] .l|:i..l ]1);:nlj ;].]i1:),]i.l! Ji]rl]] l]:l,i..::] : |

,]11

|

.1]

,]r]. .: t' :.:-1,1,,,.l,;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРЛММЫ
ПО ГЕОГРАФИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность
об}лIающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе ре:rлизации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:

осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, }ъzDкения
к Отечеству, к прошлому и настояцему многонацион€lльного народа России,
ч}tsства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реilлизации его прав, }tsажение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное )л{астие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, станы дJUI реализации целей
устойчивого развития; представление о социаJIьных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессионмьном
обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к уrастию в гупrанитарной
деятельности;
2) патриотического воспитанпя

:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы,
населения' хозяйства России, регионов и своего крм, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины - цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего крм;
воспитания :
ориентация на мор:rльные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с ретом
осознания последствий для окрукающей среды; развивать способности решать
моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием
нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения с уrётом осознания последствий для окружающей среды;
3) духовньнравственного

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным традициям своего и дргих народов, понимание
роли этнических культ}рных традичий; ценностного отношения к природе
22

и культуре своей страны, своей маJIой родины; природе и культ}ре других регионов

и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества;

5)

физического воспитания, формирования культуры здоровья и

эмоционального б.п агополучия :
осознание ценности жизни' ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярнм физическая
активность); соблюдение правил безопасности в природе; навь]ков безопасного
поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям
и меняющимся социzlльным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие чели; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать
правила здорового, безопасного и экологически целесообразного обра:}а жизни;
бережно относиться к природе и окружающей среле;
6) трулового воспитания:

установка на активное )л{астие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родЕого края) технологической
и социiшьной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
из}пlению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обl"rения на протяжении всей жизни
д:rя успешной профессиональной деятельности и рrlзвитие необходимых упtений
для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с уrётом личных и общественных интересов
и потребностей;
7) экотlогическоrо воспитания

:

ориентация на применение географических знаний для решения задач
в области окрlтсающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий дJuI окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и пlтей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окрукающей среле; осознание своей роли как грrDкданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к )ластию в практической деятельности экологической
направленности.

8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современн},ю систему на)лных представлений
географических наук об основных закономерностях рzввития природы и общества,
о взаимосвязях человека с природной и социальной срелой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных
2з

источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка
на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать п)ли
достижения индивидуzrльного и коллективного благополуrия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате из)л{ения географии на уровне основного общего образования
у обlчающегося булуг сформированы познавательные универсt}льные 1"rебные
действия, комм}никативные универсi1,1ьные 1,чебные действия, регуJuIтивные
универсаJIьные у{ебнь]е действия, совместнаJI деятельность,

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действпя :
BbulBJиTb и характеризовать с)лцественные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявJuIть закономерности и противоречия в рассматриваемьж фактах
и данньж наблюдений с 1^lётом предложенной географической задачи;
выявJIять дефициты географической информачии, данньD(, необходимых
для решения поставленной задачи;
выявJuIть причинно-следственные связи при изуrении географических
объектов, процессов и явлений; проводить выводы с использованием дедуктивных
и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения уlебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий
с уrётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
использовать географические вопросы как исследовательский инстр},}rент
:

познания;

формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реzrльным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно

устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суlкдений и сркдений
дргих, аргуN{ентировать свою позицию, мнение по географическим аспектам
рrвличных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе
на краеведческом материarле, по установлению особенностей из)п{аемых

24

географических объектов, причинно-следственных связеЙ и зависимостеЙ между
географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полуiенной в ходе географического
исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результат.Iм
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
пол)пiенных результатов и выводов;
прогнозировать возможЕое дальнейшее рzввитие географических объектов,

цроцессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях' а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся
условиях окрутсающей среды.
Работа с информацией:
применять рzвличные методы, инстр}менты и заIlросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с уrётом
предложенной }"rебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анмизировать и интерпретировать географическую информацию
рitзличных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, в рilзличных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимzrльную форму прелставления географической
информации;
оценивать надёжность географической информачии по критериям,
предложенным }чителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать

географическ}tю

информацию

в разных

формах.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

формулировать сркдения, выражать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диаJrога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и выск,lзывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
conocTaвJulTb свои суждения по географическим вопросам с с}Dкдениями
др}тих у{астников диzшога, обнарlокивать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Регулятивпые универсальные учебные действия

Самоорганизация:

географических задач и
выбирать способ их решения с уrётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргр{ентировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно

составлять

i}лгоритм решения

25

составлJIть план действий (план реапизации намеченного алгоритма решения),

корректировать предложенный алгоритм
об изучаемом объекте.

с уrётом пол)пlения новых

знаний

CaMoKoHTpolrb, эмоционаJIьный интФrлект:
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трулностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
принятие себя и других:
осознанно относиться к дру,ому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

совместная деятельность
принимать цель совместной деятельности при выполнении уrебных
географических проектов, колJIективно строить действия по её достижению:

распредеJuIть роли, договариваться, обсркдать процесс
работы;

и результат совместной

планировать организацию совместной работы, trри выполнении уrебных
географических проектов определять свою роль (с уlётом предпочтений и
возможностей всех у{астников взаимодействия), yracTBoвaтb в групповых формах
работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению и координировать свои дейсгвия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения у{ебного географического проекта
с исходной задачей и оценивать вкJIад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К КОНцУ обl"rения в 5 классе обl"rаюцийся научится:
приводить примеры географических объектов, процессов и явлений,
из)лаемых различными ветвями географической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
выбирать источники географической информации (картографические,
текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые
для изу{ения истории географических открытий и важнейших географических
исследований современности,
интегрировать и интерпретировать информачию о пугешествиях и
географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких
источниках;
26

вклад велI.1]{IIх пy}ettIecTBeHH!lKoB l] I еоil)афи llecKoe Iiз)л]енIJе ЗемJrI;
описывать и сравнивать маршр}ты их пугешествий;
находить в различных источниках информации (включм интернет-ресурсы)
факты, позвоJ,uIющие оценить вклад российских п)лешественников и
исследователей в развитие знаний о Земле;
опредеJuIть направления, расстояния по плану местности и по географическим
картам, географические координаты по географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт
для пол)п{ения информачии, необходимой дJuI решения )дебных и (или) практикоориентированных задач;
применять понятия (план местности)), ((географическм карта),
(аэрофотоснимок), (ориентирование на местности)), (стороны горизонта)),
((азим}т), ((горизонтали>, ((масштаб)), (условные знаки)) дJUI решения )л{ебньж и
практико-ориентированньж задач;
рaвличать понятия ((план местности) и (географическая карта), (парaшлельD
раз-II}Irlать

и (меридиан);
приводить примеры вJIияния Солнца на мир живой и неживой природы;
объяснять лричины сменыдня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом
и географическоЙ широтоЙ местности на основе анirлиза данных наблюдениЙ;

описывать вн}треннее строение Земли;
рiвличать понятия ((земнiUI кора); ((ядро), (мантия)>; ((минер:lл)
порода);
рaвличать понятия ((материковая)) и ((океаническм)) земная кора;

и

<<горнм

различать изученные минер:lлы и горные породы, материковую и

океаническ},ю земн}то кору;
показывать на карте и обозначать на конт}рной карте материки и океаны,
крупные формы рельефа Земли;
различать горы и равнинь1;
классифицировать формы рельефа с},ши по высоте и по внешнему облику;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
применять понят}ut <литосфера>, ((землетрясение)), (вулкан)), (литосферная
плита)' (эпицент землетрясения) и (очаг землетрясения) для решения 1"rебных и

(или) практико-ориентированных задач;
применять понятия ((эпицентр землетрясения))
для решения познавательных задач;

и (очаг

землетрясения))

распознавать проявления в окружающем мире вн}тренних и внешних
процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического,
химического и биологического видов выветривания;
классифицировать острова по происхождению;
27

приводить примеры опасньlх природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;

приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности
человека

на

примере

своей

местности?

России

и мира;

приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых
неВОЗМОжно без )л{астия представителей географических специа,rьностей,
из)лrающих литосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и
нtшичия полезных ископаемых в своей местности;
представJI;Iть результаты фенологических наблюдений и наблюдений
за погодоЙ в различноЙ форме (табшачноЙ, графическоЙ, географического
описания).

К концу обу{ения в б классе обу{ающийся на)чится:
описывать по физическоЙ карте полушариЙ, физическоЙ карте России, карте
океанов, глобусу местоположение из)денных географических объектов
ДJUl Решения )л{ебных и (или) практико-ориентированных задач;
находить информачию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе
о природе своей местности, необходимую для решения у{ебных и (или) практикоориентированньIх задач, и извлекать её из различных источников;
приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их
предупреждения;

сравнивать инстрр{ентарий (способы) пол)дения

географической

информации на разных этапах географического изу{ения Земли;
рzвличать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
применять понятия <гидросфера>, (круговорот воды>, (ц},нами)), (приливы и
отливы) дJuI решения уlебных и (или) практико-ориентированных задач;
классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки. подземные воды,
болота, ледники) по заданным признакам;
рuвличать питание и режим рек;
сравнивать реки по заданным признакам;
различать понятия (грунтовые, межпластовые и артезианские воды)) и
применять их дJIя решения уrебных и (или) практико-ориентированных задач;
устанавливать причинно-следственньlе связи между питанием, режимом реки
и кJIиматом на территории речного бассейна;
приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
называть причины образования цунами, приливов и отливов;
описывать состав, строение атмосферы;
опредеJuIть тенденции изменения температуры воздуха, количества
атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического
положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний
28

об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между
ними для решения 1"rебньrх и практических задач;
объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных
бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных
осадков для отдельных территорий;
различать свойства воздуха; кJIиматы Земли; климатообразующие факторы;
устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом
падения солнечных л)лей; температурой воздца и его относительной влажностью
на основе данных эмпирических наблюдений;
сравнивать свойства атмосферы в п}нктах, расположенньIх на р:rзных высотах
над уровнем моря; количество солнечного тепла, пол)лаемого земной
поверхностью при различных углzй падения солнечных луrей;
различать виды атмосферных осадков;
различать понятия <бризьu и (муссоны);
различать понятия <(погода) и (климат>;
различать понятия (атмосфера), (тропосферD, <стратосфера), ((Bерхние слои
атмосферы>;
применять понятия <атмосферное давление)), ((ветер)), (атмосферные осадки)),
(возд}.шные массы) для решения уrебных и (или) практико-ориентированных
задач;

выбирать и ан:lлизировать географическ},ю информачию о глобальных
климатических изменениях из различных источников для решеIrия у{ебных и (или)

практико-ориентированных задач;
проводить измерения температуры возд}ха, атмосферного давления, скорости
и направления ветра с использованием анa}логовых и (или) цифровых приборов
(термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять резуJьтаты наблюдений
в табличной и (или) графической форме;
нiвывать границы биосферы;
приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания
в разных природных зонах;
различать растительный и животный мир р:вных территорий Земли;
объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном
комплексе;
сравнивать особенности растительного и животного мира в рzвличных
природных зонах;
применять поIuтиrI (сlочвa>), ((плодородие почв)), (<природный комплекс>>,

(природно-территориальный комплекс>), (круговорот веществ в природе))

Для решения 1^rебных и (или) практико_ориентированных задач;
сравнивать плодородие почв в рzrзличных природных зонах;

приводить примеры изменений в изу{енных геосферах в результате
деятельности человека на примере территории мира и своей местности, пугей
решения существутощих экологических проблем.
29

К KoHuy обуrения в 7 классе обуrающийся на)лится:
описывать по географическим картам и глобусу местоположение изJленных
географических объектов для решения уrебных и (или) практикоориентированных задач;
иметь представление о строении и свойствах (целостность, зонt}льность,
ритмичность) географической оболочки;

распознавать проявления из}ченных географических

явлений,
представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки, как
зональность, ритмичность и целостность;

опредеJUIть природные зоны по их с)лцественным признакам на основе
интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы;
различать из)ленные процессы и явления, происходящие в географической
оболочке;

приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности

человека;

описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, кJIимата,

вн}"Iренних вод и органического мира;
выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных
территорий с использованием рrвличных источников географической информаuии;
называть особенности географических процессов на границах литосферных
плит с 1"rётом характера взаимодействия и типа земной коры;
устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между
движением литосферных плит и размещением кр).пных форм рельефа;
классифицировать возд}.шные массы Земли, типы климата по заданным
показателям;
объяснять образованиетропических муссонов, пассатов тропических широт,
западных ветров;
применять понятия ((воздушные массы)), ((муссоны), ((пассаты)), (западные
ветры>, <климатообразующий фактор> дJu{ решения 1чебных и (или) практикоориентированных задач;
описывать кJIимат территории по кJIиматограмме;
объяснять влияние климатообраз},ющих факторов на климатические

особенности территории;
формулировать оценочные суждения о последствиJIх изменений компонентов
природы в результате деятельности человека с использованием разных источников
географической информации;
рzвличать океанические течения;
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана
на разных широтах с использованием рzвличных источников географической
информации;

30

Фе]lера'.lыlая рабtlчая проrраrrrrir i [-ес,траtltия. 5- 9 ttlассы

объяснять закономерности изменения темлерат}ры, солёности и
органического мира Мирового океана с географическоЙ широтоЙ и с глубиноЙ
на основе анализа рiвличных источников географической информации;

характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий ЗемJм
человеком на основе анализа различных источников географической информации
для решения уrебных и практико-ориентированных задач;
различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
сравнивать плотность населения различньж территорий;
применять понятие ((плотность населениJI)) для решения )л{ебных и (или)
практико-ориентированных задач;
различать городские и сельские поселения;
приводить примеры крупнейших городов мира;
приводить примеры мировых и национмьных религий;
проводить языковую кJIассификацию народов;
рttзличать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных
территориях;
определять страны по их существенныNt признакам;
сравнивать особенности природы и населения, материil,,Iьной и духовной
культ}ры, особенности адаптации человека к р.tзным природным условиям
регионов и отдельных стран;
объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельньж
территорий;
использовать знания о населении материков и стран дJUt решения рл}личных
у{ебных и практико-ориентированных задач;
выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения. компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностеЙ природы, населения и хозяЙства
отдельных территорий;
представJUIть в различных формах (в виде карты, табJмцы, графика,
географического описания) географическ},ю информацию, необходим},ю
для решения уIебных и практико-ориентированных задач;
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы,
населения и его хозяйственной деятельности на отдельных территориях,
представленную в одном или нескольких источниках, дJUI решения различных
у*rебных и практико-ориентированных задач;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическм,
сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная)
на локальном и региональном }ровнях и приводить примеры межд}народного
сотрудничества по их преодолению.
3]

,t:lя

ilplli;lлHrta I'cl,i

р;:

К концу обучения в 8 классе об}"rающийся на)лится:
характеризовать основные этапы истории формирования и изу{ения

территории России;

находить в рzIзJIичных источниках информаuии факты, позвоJuIющие

определить вютад российских уrёных и пугешественников в освоение страны;
характеризовать географическое положение России с использованием
информации из рд}личных источников;

различать федеральные окр}та, крупные географические районы

и макрорегионы России;

приводить примеры сфъектов Российской Федерации разных видов

и показывать их на географической карте;

оценивать влияние географического положения регионов России

на особенности природы, жизнь и хозяйственнlло деятельность населения;

использовать знания о государственной территории и исключительной
экономической зоне, континентa}льном шельфе России,, о мировом, поясном и
зональном времени для решения практико-ориентированных задач;

оценивать степень благоприятности природных условий в пределах

отдельных регионов страны;
проводить классификацию природных ресурсов;
распознавать типы природопользования;
находить, извлекать и использовать информаuию из различных источников
географическоЙ информации (картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) дJuI решения рalзличных
уrебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и
основных тектонических стр}ктур, слагающих территорию;
находить, извлекать и использовать информацию из различных источников
географической информачии (картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) дJuI решения различных
уtебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности
распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных
природных явлений на территории страны;
сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий с,граны;
объяснять особенности компонентов природы отдельньIх территорий страны;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества
в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач
в контексте реальной жизни;
иметь представление о географических процессах и явлениях, опредеJuIющих
особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;
объяснять распространение по территории страны областей современного
горообразования, землетрясений и вулканизма;
з2

применять понятия (плита), (щит), (моренный холм), (бараньи лбы),
(бархан), ((дюна)) для решения у{ебных и (или) прilктико-ориентированньIх задач;
применять понятия ((солнечная радиация), (годовая амплитуда температур
возд}ха), (возд},lпные массы)) для решения )"{ебных и (или) практико-

ориентированных задач;

различать понятия ((испарение), ((испаряемость)), <коэффициент
увлажнения)); использовать их дJuI решения }л{ебных и (или) практико-

ориентированных задач;
описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
использовать понятия ((циклон), (антицикJIон)), <атмосферный фронт)
для объяснения особенностеЙ погоды отдельньж территориЙ с помощью карт
погоды;
проводить классификачию типов климата и почв России;
распознавать показатели, характериз},ющие состояние окрркающей срелы;
пок:вывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы
рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра,
границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон

в пределах страны; Арктической зоны, южной границы

распространения
многолетней мерзлоты;
приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи,
в слу{ае природных стихийных бедствий и техногенных катастоф;
приводить примеры рационального и нерацион:}льного природопользования;
приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и
своего края, животных и растений, занесённых в Красн}то книгу России;
выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изу{ения особенностей населения России;
приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным
условиям на территории страны;
сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России
с мировыми показателями и показателями других стран;
рiвличать демографические процессы и явления, характериз},ющие динамику
численности населения России, её отдельных регионов и своего края;
проводить классификацию населённых пунктов и регионов России
по заданным основаниям;
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском
и сельском населении, этническом и религиозном составе населения дJUI решения
практико-ориентированных задач в контексте реrшьной жизни;
применять понятия ((рождаемость), (смертность)>, ((естественный прирост
населения)), (миграционный прирост населения)), (общий прирост населения),
з_]

((плотность населения), (основная полоса (зона) расселения>, <урбанизация),
(городскчrя агломерация)), <посёлок городского типа), ((половозрастная стр}ктура
населения), <(средняя прогнозируемaш продолжительность жизни), (трудовые
ресурсы), <трудоспособный возраст>>, крабочая сила>, <безработица>, (рынок
труда), ((качество населения) для решенLiя учебных и (или) практикоориентированных задач;
представлять в различных формах (таблица, график, географическое
описание) географическую информачию, необходимую для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач.

К концу обуrения в 9 классе об1"lающийся на}чится:
выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изу{ения особенностей хозяйства России;
представлять в рtвличных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическуто информачию, необходимую
для решения 1чебных и (или) практико-ориентированных задач;
находить, извлекать и использовать информачию, характеризующ}.ю
отраслевую, функuиональн},ю и территориальн},ю структуру хозяйства России,
для решения практико-ориентированных задач ;
выделять географическую информачию, которaц явJuIется противоречивой
или может быть недостоверной; определять информацию, недостающуtо
для решения той или иной задачи;
применять понятия (<экономико-географическое положение), (состав
хозяйства>, ((отраслев:ul, функчиональная и территориальная стр}ктура), (условия
и факторы рzвмещения производства)), (отрасль хозяйства>, <межотраслевой

комплекс)), (сектор экономики)), (территория опережающего развития),
<себестоимость и рентабельность производства), (природно-ресурсный
потенциаJ,I)), <инфраструктурный комплекс)), (рекреационное хозяйство>>,
<инфраструктура>, <сфера обслуживания>, (агропромышленный комплекс)),

<<химико-лесной

комплекс), (машиностроительный

(металлургический комплекс>, <ВИЭ>,
практико-ориентированных задач,

комплекс),

(ТЭК), для решения 1чебных и

(или)

характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние

географического положения России на особенности отраслевой и территориальной
сцlктуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы;
проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;
разJIичать территории опережающего развития, Арктическуто зону и зону
Севера России;
классифицировать субъекты Российской Федерации по }ровню соци:rльноэкономического развития на основе имеющихся знаний и ана,,Iиза информации
из дополнительных источников;
з4

находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию
из различных источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы

данньrх) для решения рalзличньж у{ебных и практико-ориентированных задач:
сравнивать и оцеЕивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую
среду; условия отдельных регионов страны для рiввития энергетики на основе
возобновляемых источников энергии на основе ВИЭ;
рzвличать из)ленные географические объекты, процессы и явления: хозяйство
России (состав, отраслевiur, функциональнм и территориальная стр}ктура,
факторы и условия рiвмещения производства, современные формы размещения
производства);
рzвличать ВВП, ВРП и I,F[Р как показатели }ровня рzввития страны и её
регионов;
рiвличать природно-ресурсный, человеческий и производственный капита.п;
различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и
пассажирооборот;

показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отаслей
промышленности, транспортные магистрч1,1и и центры, районы развития отраслей
сельского хозяйства;
использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства
для решения различных уrебных и практико-ориентированных задач: объяснять
особенности отраслевой и территориil,'rьной структуры хозяйства России,
регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия отдельных
территорий дJuI размещения предприятий и различных производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её
отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества
в пределах отдельных территорий дJuI решениJI практико-ориентированньIх задач
в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новьж
производств с 1"rётом экологической безопасности;
критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их
природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты,
необходимые дJlя принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства,
предприятия и национальной экономики;
оценивать влияние географического положения (rтдельных регионов России
на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
объяснять географические различия населения и хозяйства территорий
крупньж регионов страны;
сравнивать географическое положение, географические особенности
природно-рес}рсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;
формулировать оценочные сркдения о воздействии человеческой
деятельности на окрркающую среду своей местности, региона, сlраны в целом,
35

о динамике, }ровне и структуре социilльно-экономического

развития России, месте

и роли России в мире;
приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их
местоположение на географической карте;
характеризовать место и роь России в мировом хозяйстве.

]6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».