Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа N92 Мясниковского района Ростовской области РАССМОТРЕНО на заседании Шмо Протокол Nol от 22.08.202Зt. Р}ководитель ШМО СОГЛАСОВАНО утl}ЕрждЕно Гlротокол Лbl заседания Методического совета Приказ от 25.08.2023г. Npl l0 мБоу сош /QеУ",|х*пекян А.С т от 24.08.2023г. Зам. дире ра по мБоу сош УВР n{{ лъ2 I Iекян о.х айбарян М.Т, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО (авторы: .Щиректор J\ъ2 ГЕОМЕТРИИ к учебнику (Геометрия)> Атанасян Л.С., Бугузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие) 7 Количество часов: 7-9 классы Учителя 9 клАссы -2 часа в неделю _ - Багаджиян П.А., Барнагян В.С., Гайбарян И,В., Хаспекян А.С. 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬtIАЯ ЗАПИСКА Геометрия как один из основных разделов школьной математики, имеющий своей целью обеспечить изr{ение свойств и размеров фиryр, их отношений и взаимное расположение, опирается на логическую, доказательную линию. IJeHHocTb изучения геометрии на уровне осЕовного общего образования заключается в том, что обучающийся r{ится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения (от противного), отличать свойства от признаков, формулировать обратные утвержде}rия. Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Обучающийся должен научиться определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок' найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии. При решении задач практического характера обl^rающийся учится строить математические модели реальных жизненных сиryаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полг{енного результата. Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими у^tебными предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах <Векторы>, <Тригонометрические соотношения)), <<Метод координат) и <Теорема Пифагора>. Учебный курс <ГеометриrI) включает следующие основные разделы содержания: (Геометрические фиryры свойства), <Измерение геометрических величин>, <,Щекартовы координаты на плоскости)), <Векторы>>, <.Щвижения плоскости>, <Преобразования подобия>. На изучение учебного курса <ГеометриlI) отводится 204 часа: в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 кJIассе - 68 часов (2 часа в неделю). и их СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 клАсс Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луl. Угол. Виды углов. Вертика_тtьные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник, Параллельность и перпендикулярность прямых. Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире. Основные flостроения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника. Свойства и признаки равнобедренного треугольника, Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника., проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30О. Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек. Окружность и круг, хорда и диаI\.{етр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника. 8 клАсс Четырёхугольники. Пармлелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб,, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольнм трапеция. Метод удвоения медианы. Щентральнм симметрия. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. Средние линии треугольника и трапеции. Щентр масс треугольника. Подобие треугольников, коэффициент подобия, Признаки подобия треугольников. Применение подобия при решении практических задач, Свойства площадей геометрических фиryр. Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фrryр. Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге. Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Тригонометрические функции углов в 30, 45 и 60'. Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущими. Вписанные и описанные четырёхугольники. Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к двум окружностям. 9 клАсс Синус, косиrrус, тангенс углов от 0 до 180О. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Решение треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение практических задач с использованием теоремы косинусов и теоремы синусов. Преобразование подобия. Подобие соответственных элементов. Теорема о произведении отрезков хорд, теоремы о произведеЕии отрезков секущих] теорема о квадрате касательной. Вектор, длина (модуль) вектора, сонаправленные векторы, противоположно направленные векторы, коллинеарность векторов, равенство векторов, операции над векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Ска"пярное произведение векторов, применение для нахождения длин и углов. Щекартовы координаты на плоскости. Уравнения прямой и окружности в координатах, пересечение окружностей и прямых. Метод координат и его применение. Правильные многоугольники. .Щлина окружности. Градусная и радианЕая мера угла, вычисление длин дуг окружностей. ffлощадь круга, сектора, сегмента. !вижения плоскости и внутренние симметрии фигур (элементарные представления). Параллельный перенос. Поворот. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧВБНОГО КУРСА (ГВОМЕТРИЯ> НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РВЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса кГеометрия> характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики' ценностным отношением к достижениlIм российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикJIадных сферах; 2) граяtданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реа.J,Iизации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораJIьно-этических принципов в деятельности учёного; 3) труловое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуzrльной траектории образования и жизненных планов с уrётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоционапьному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему наrlных представлений об основных закономерностях р€ввития человека, природы и сферы человеческой общества, пониманием математической науки как деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; б) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сба,чансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний дJuI решения задач в области сохранности окружающей среды, пла}lирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптачия к изменяющимся условиям социальной и приролной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышениlо уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понlIтия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требутощий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТIIЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные уIrиверсальные учебные действия Базовые логические действия: . выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анz}лиза; . воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; . выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, . . . предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; дела,гь выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по анaшогии; рЕIзбирать доказательства математических утверждениЙ (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать арryментацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: . использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; . проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; . самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; . прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: . выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, . . . необходимых для решения задачи; выбирать, ан€шизировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форrу представления информации иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным уrителем или сформулированным самостоятельно. и Коммуникативные универсальные учебные действия: о восприЕимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями обцения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах' давать пояснения по ходу решения задачи. комментировать полгенный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других rlаст}Iиков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, rrроекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивиду€rльной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Реryлятивные унIlверсальные учебные действия Самоорганиза ция: . самостоятельно составлять план, алгоритм решениJI задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, арryментировать корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: . владеть способами самопроверки, caMoKoHTpoJuI процесса и результата и . . решеншl математической задачи; предвидеть трудности, которые моryт возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижен}б{ или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фиryры, выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов. .Щелать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реа;lьной жизни, рtвмеров природных объектов. Различать размеры этих объеюов по порядку величины. Строить чертежи к геометрическим задачам. Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач. Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем. Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольникаl' в решении геометрических задач. Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой. Решать задачи на клетчатой бумаге. Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов. Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек. Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач. Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке. Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания. Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл. Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки. К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решеЕии геометрических задач. Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (чентра масс) в решении задач. Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач. Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорционalльных отрезках, применять их для решения практических задач. Применять признаки подобия треугольников задач. в решении геометриtIеских Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины. Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Пользоваться этими понятиями для решения практических задач. Вычислять (различными способами) площадь треугольника и ллощади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором). Применять полr{енные умения в практических задачах. Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач. Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника при решении задач. Применять полученные зЕания на практике - строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором). К концу об1^lения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Знать тригонометрические функчии острых углов, находить с их помощью различные элементы прямоугольного треугольника ((решение прямоугольных треугольников)). Находить (с помощью калькулятора) длины и углы для нетабличных значений. Пользоваться формулами приведения и основным тригонометрическим тождеством для нахождения соотношений между тригонометрическими величинами, Использовать теоремы синусов и косинусов для нахождениJI различных элементов треугольника (<решение треугольниковr>), применять их при решении геометрических задач. Владеть понятиями преобразования подобия, соответственных элементов подобных фигур. Пользоваться свойствами подобия произвольных фrryр, уметь вычислять длины и находить углы у подобных фигур. Применять свойства подобия в практических задачах. Уметь приводить примеры подобных фигур в окружающем мире. Пользоваться теоремами о произведении отрезков хорд, о произведении отрезков секущих. о квадрате касательной. Пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический смысл, применять их в решении геометрических и физических задач. Применять скалярное произведение векторов д,,ш нахожденшI длин и углов. Пользоваться методом координат на плоскости, применять его в решении геометрических и практических задач. Владеть понятиями правильного многоугольника, длины окружности, длины дуги окружности и радианной меры угла, уметь вычислять площадь круга и его частей. Применять полученные умениll в практических задачах. Находить оси (или центры) симметрии фиryр, применять движения плоскости в простейших с.тучаях. Применять полученные знания на практике - строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрических функций (пользуясь, где необходимо, калькулятором). ТЕМАТИЧЕСКОВ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 л! пl п 2 клАсс количество часов HaпMeHoBaHrre разделов Ii Te}t програ]rtмы Всего Простейшие г9ометрические фиryры и их свойства. Измерение геомец)ических величин l4 'I'реугольники 22 Контро льные Практи работы работы ческllе Электроппые (чифровые) образователыrые ресурсы Библиотека l-{OK https://m.edsoo.ru/7f:l 1 l 5е 2е Библиотека ЩОК https ://m.edsoo.ru/7f4 l 5е 1 2е Пара,тлельные прямые, J .l 5 с}мма углов треугольника Окружность и круг. Геометрические построения Повторение, обобщение знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1.+ l4 Библиотека ЩОК l https://m.edsoo.ru/7f:1 l 5е 1 5с l 5е Библиотека I{OK https://nl.edsoo.rul7 1 Г.l 2.- Библиотека I{OK 4 Ьttрs://пr,edsoo.ru/7fJ 2с 68 4 0 8 лъ п/ II l клАсс количество часов Наименование разделов и тем программы всег о Электронные (чифровые) образовательные ресурсы Контроль Пракги Iiые ческие работы р:rботы Библиотека I-{OK ЧетырёхугольЕики |2 l https://m.edsoo.пr/7t4 l 7е l8 Теорема Фалеса и теорема о 2 пропорциональньtх отрезках, подобвые l5 Библиотека I_{OK l https://пr.edsoo. ru/7t4 1 7е 8 треутольнхки ] Площадь. Нахождение площадей rреугольников и многоугольньгх фигур. J Библиотека 11 h Площади подобяых I IOK ttps://nl.ed soo,гu/7 f4 l 7е lJ фrryр Теорема Пифагора и 4 начаJIа тригонометрии l0 Библиотека I-{OK l https://m,edsoo.ru/7f4 , бj4 четырехугольники. касательные к окружности. Касание lз l 7с Библиотека I{OK https://rT.edsoo,гu/7 1 1,1 11l Библиотека Повторение. обобщение I {OK https:/,'n.edsoo.rLl/7fJ l 7с знании ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 7е !8 Углы в окружности. вписанные и описанные 5 1 ] 68 5 0 ti 9 клАсс Ng наигlеноваlIие tl/ разделов и тем п программы Тригонометрия. Теоремы косиЕусов и синусов. Решение колrrчество чдсов Контроль Практи Вссго IIые ческие образовательllые работы работы ресурсы Библиотека ЩОК lб https://m.edsoo.ru/7f4 Преобразование 2 3 4 5 6 соотношения в окружности Векторы .Щекартовы координаты на плоскости а l Библиотека ЩОК 10 https://rT.edsoo.rul7t',1 1 l а i 2с l2 Библиотека I]OK https://m.edsoo,ru/714 1 | а l ] а l lа l I а l J а 1 Библиотека ЩОК 9 https://m.edsoo.ru/7f4 2с Правильные многоугольники. .Щлина окружности и площадь круга. Вычисление площадей ti .Щвижения плоскости 6 Библиотека I{OK https://m.edsotl.гLr/7f4 1 2с Библиотека I-{OK httрs://пr.еdsоо,гu/7Г,l ц Повторение, 7 ] 2с Iреугоlьников подобия. Метрические l)лектронные (чифровые) обобщение. Библиотека 7 h систематизация знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММВ ) 0 {OK ttps://rn.edsoo.гu/7f]4 2с 68 I УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБВСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦВССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫВ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Маl,ематика. l-еtlплетрия: 7-9-е ь,lассы: базtlвый vpoBeHb: учебник. 7-9 пlассы/ Атанасян Л.(].. Бу,ryзов В,Ф.. Калс-lпtttсв С.Б. и др}.гие, Акциоtlерное обцество (Издательство <<Просвеulенrlе>. МЕТОДИЧВСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Математика. l-еомеr,рия: 7-9-е к_,ltассы: базовый vpoBeHb: учебник. 7-9 к;lаOсы/ Аr,анасян Л.С . Буryзов В.Ф,. Калоirtttев С.Б. и другие, Дкцлtоttерtlое обrцествtl <Издательствtl (Просвеlltеllие) ]Иетодические пособия" дидактические }1атерлlалы. реко}lендуе]!rые ФГоС. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ интЕрнЕт Бпблиотека I(OK.