Рабочая программа по информаике 7-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательЕое r{реждение
Чалтырскм средняя общеобразовательнаJI школа ЛЪ2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Протокол No1 заседания
Методического совета

Приказ от 25.08,2023г. Ns1 l0

Шмо

Протокол Nчl
от 22.08.202Зr,
Руководитель ШМО

мБоу сош м2

от 24.08.2023г.
Зам. дире
а по

пекян А.С.

!иректор
МБОУ СоШ Ns2

УВР

пекян о.Х.

Гайбарян М.Т.

,./

ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ
ПО

ИНФОРМАТИКЕ

к учебнику (ИНФОРМАТИКА>

(авторы:

Босова

7_9
Количество часов: 7-8 классы

-

1

Л.Л.,

Босова

А.Ю.)

клАссы
час в неделю, 9-е классы

-

2 часа в неделю

Учителя -Лашов Н.А., Гайбарян С.А., Бабиян Е.С.,.Щзреян А.Ф.

2023

-

2024 учебный гол

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике на уровIIе основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной

образовательной цр_оIрqцмы основного общего образования,
представленньгх в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы
воспитания.

Программа по информатике даёт представление о целях, общей
стратегии обуrения, воспитаниrI и развития обl^rающихся средствами
информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам.

Программа по

информатике определяет колисtественные

и

качественные характеристики riебного материала для каждого года
изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида
контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских
проверочных работ, госуларственной итоговой аттестации).
Программа по информатике является основой дJuI составления
авторских учебных программ, тематического планирования курса

учителем.

Щелями изr{ения информатики

образования являются:

формирование

основ

на уровне

мировоззрения,

основного общего
соответствующего

современному уровню развития науки информатики, достижениям
научно-технического уроресса и общественной .. практики, за счёт

развития представлений об информации как о важЕейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли
информационных процессов, информационных ресурсов и
информационных технологий в условиях цифровой трансформации
многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию €rлгоритмического
мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи,
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги
для достижения результата и так д€rлее;
формироваiие- и развитие компетенций обучающихся в области
использования информачионно-коммуникационных технологий, в том
числе знаний, уЙений и навыков работы с информацией,

программированиJl, коммуникации в современных цифровых средах в
уёлоЬиях обеспечения информационной безопасности личности
обуrающегося;

воспитание ответственного и

избирательного отношения к

информации с 1ллётом правовых и этических аспектов её паспоостоанения,

стремления * ,rродоп*Ъ"Йо оОр*Б"u"й в области Йнффмацион"ых
технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных
- i4нформатика технологий,
в основном общем образовании отражает:

сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
возможности автоматизации
закоЕомерности протекания и
информационных процессов в различных системах;

основные области применения информатики, прежде

информациоНные технологии, управление и соцйaльrгуо

междисциплинарный характер информатики

деятельности.

всего

и "ф"irу;
иiформационной

Изучение информатики оказывает существенЕое вJIиIIние на
формирование мировоззрения обуrающегося, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и
использования информационных технологий как неЪбходимого
инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении информатики, н€lходят применение как в
рамках _образовательного процесса при изучении других предметных
.

ооластеи, так и в иньIх жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета кИнформатика>r - сформировать
обучающихся:
у
понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциJIх развития
информатики периода цифровой цансформации современного обцества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих
в практической деятельности, для их решениrI с помощью
информационных технологий, умения и навыки формализованного
описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения шIгоритмов решения задач по их математическим
моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному
аJIгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования осIловных типов

прикJIадных программ

(приложений) общего

назначения

и
информационных систем для решения с их помощью практических задач,

владение базовыми нормами информационной этики
информационной безопасности;

и права, основами

умение грамотно интерпретировать результаты. решения
практических задач с помощью информационных технологий, применять
полученные
результаты в практическои деятельности.
'
Щели и'заriачи изученЪя информатики на уровне основного o1,te.o
образования определяют структуру основного содержания учеOного
предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмь1 и программирование;
информационные технологии.
На ифчение информатики на базовом ур9чне отводится l02 часа: в 7
классе - З4 часа (l чаЪ в неделю), в 8 классе ] З4 часа (l час в неделю), в 9
классе - б8 часов, 1 час добавлеi из вариативного к5омпонента (2 часа в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7

кJIАсс

Щифровая грамотность
Компьютер - универсальное устройство обработки данных
универсальное вычислительное устройство,
_ компьютер по
программё.
Типы компьютеров: персойальные
работающее
компьютеры' встроенньlе компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные
устроиства,
Основные компоненты компьютера и_ их назначение. Процессор.
Оперативная и долговременная памяiь. Устройства ввода и вьlвода.
Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической
аутентификации.

История развития компьютеров и программного

обеспечения.
компьютеров.
Современные
тенденции
развития компьютеров.
Цоколения
Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая
частота, разрядность). Оперативная память. Щолговременная память.
Устройства ввода и вывода. Объём хранимьж данных (оперативная память
компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постояннаJI память
смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное

обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы
программирования. ПравоваJI охрана программ и данных. Бесплатные и
условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем.
Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке), Работа с файлами и
каталогами средствами операционной системы: создание, копирование,
перемещение, переименование и удaшение файлов и папок (каталогов).
Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных
типов (страница текста, электронн€uI книга, фотография, запись песни,
видеокJIип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование
программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами
операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы.
Программы для защиты от вирусов.
Компьютерные сети
ОбъединенЙе компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, вебсайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые_ системы.
Поиск иilф (дизъюнкция, логическое

<<и>>

сложение),

<<не>

(логическое отрицание). Приоритет логических операций.

Определение истинности составного высказывания' если известны
значения истинности входящих в него элементарных высказываний.
Логические выражения. Правила записи логических выражений.
Построение таблиц истинности логических выражений.

логические элементы. Знакомство с

компьютера.

Алгоритмы и

п ро

грамм

и

рован ие

логическими основами

Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план

управления исполнителем.

_ Свойства алгоритма. Способы записи iшгоритма (словесный, в виде
блок-схемы, программа).
* Алгоритмические конструкции. Конструкция (следование)).
Линейный
алгоритм. ОгрЬiиченность лЙ-rrейных алгоритмов:
невозможность предусмотреть зависимость последовательности
выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция ((ветвление)): полная и Ееполная формы. Выполнение и
невыполнение условия (истинность и ложность высказЪIвания). Простые и
составные условия.
Конструкция ((повторения)): циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к
требуемому результату при конкретных исходныi данныi. Разработка
несложных €шгоритмов с использованием цикJIов и ветвлений для
управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертёжник. Выполнение €}лгоритмов вручную и на компьютере.
синтаксические и логические ошибки. отказы.
Язык п рогра м м иро ван ия
Язык программирования (Plthon, С++' Паскаль, Java, С#, Школьный
Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор,
отладчик.
Переменная: тип, имJI, значение. Щелые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их
вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление,
остаток от деления.

Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на
изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и

максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного

уравнения, имеющего вещественные корни.
.Щиалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр
значений величин' отладочный вывод, выбор точки останова.
I-1икл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего
общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального
числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на
отдельные цифры.
I-{икл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого
числа на другое, проверки натур€rльного числа на простоту.
Обра66тка симЪольных данных. Символьные (строковые)
переменные. Посимвольная обработка строк._Подсчёт частоты появления
символа в строке. Встроенные функции для обработки строк.

Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных, определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату.

9

клАсс

ней

Idифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в

Глобальная сеть Интернет. IР-адреса узлов. Сетевое хранение
данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой

информации в Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности
данные социalльных сетей).
_ Понятие об инф_ормационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобальной сети и методir противЪд-ействия им.
в
!lравила безопасной аутентификации. Защита личнЪй информации
Интернете. Безопасные стратегии поведения в ^ йнтернете.
Предупреждение вовлечениJI в деструктивные и криминаJIьные формы
сетевой _активности (кибербуллинг, фишинг и другие формы).
Работа в информационном пространстве
Виды
Интернете, интернет-сервисы:
деятельности в
коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конфёренц-сЪязь и
други_е), спра!очные службы (карты, расписания и другЙе), поисковые
цужбы, службы обновления профаммного обеспечения и другие службы.
Сервисы государственнь]х услуг. Облачные хранилища данных. Срёдства
совместной разработки документов (онлайн-офисы). ПрогрЬммное
обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические
редакторы, среды разработки программ.

Теоретические основы информатики
Моделирование как метод познания

Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования.
Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные
модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели.
Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и
целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих задаЕному
условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Щлина (вес) ребра. Весовая матрица графа. ,Щлина пути между
верйинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина
(источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе.
Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе.
.Щерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота
дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов
с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделированиJI. Отличие
математической модели от натурной модели и от словесного
(литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи,
построение математической модели, программная реализация,
тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его

результатов, уточнение модели.

Алгоритмы и п рогра мми

рова

н

ие

Разработка алгоритмов и программ

Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ

с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для

управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как
Черепашка, Чертёжник и другими.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление
отладка программ' ре.rлизующих типовые rrлгоритмы обработки
одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования
(Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный АлгоритмиЙеский- Язык):
заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с
формулой или путём ввода чисел, нахождение суммы элементов массива,
линейный поиск заданного значения в массиве, подсчёт элементов
массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение
минимаJIьного (максимального) элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данньж: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического, минимаJIьного и максим€UIьного значения элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.

и

Управление
Управление, Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от
цифровьrх датчиков (касания, расстояния, света, звука и другого).
Примеры использования принципа обратной связи в системах управления
техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в

робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением
в транспортной системе, сварочнаjI линия автозавода, автоматизированное
управление отоплением дома, автономная система управления
транспортным средством и другие системы).

Информачионные технологии
Элекгронные таблицы
Поrrятие об электронньж таблицах. Типы данных в ячейках
электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц.
Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и
среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапiвоне.
Построение диаграмм (гистограмма, круговаJI диаграмма, точечнаll
диаграмма). Выбор типа диаграммы.

Преобразование формул при

абсолютная и смешаннаrI адресация.

копировании. Относительная,

Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и
подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших
наборов даЕных. Численное моделирование в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе

Роль информационных технологий

в

развитии экономики мир4

страны, региона. Открытые образовательные ресурсы.

fiрофесЪии, связаiные

с

и

информатикой
_информаци_онными
технЬлогиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных
приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения,
специzLпист по анализу данных, системныи администратор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНI4Я ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ
ОБРАЗОВАНИЯ

НА

УРОВНЕ

ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО

Изучение информатики_ на уровне основного общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметЕых и
пр%ц9тць]Lр_91у_LьIqт9р о9воения содержания учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитаниJI, развития и соци€lлизации обучающихся средствами учебного
предмета.
В результате изучениJI информатики на уровне основного общего
образования у обучающегося булут сформированы следующие
личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
отечественному культурному|'
ценностное отношеЕие к
историческому и научному наследию, понимание значения информатики
как науки в жизни современного общества, владение достоверной
информачией о передовых мировых и отечественных достижениlIх в
области информатики и информационных технологий, заинтересованность
в научных знаниях о цифровой трансформачии современного общества;
2) луховно-нравственного воспитания:
ориентация на мора].Iьные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное
неприятие асоциаJIьных поступков, в том числе в Интернете;
3) граясланского воспитания:
представление о социalльных нормах и правилах межличностньж
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведениJI в интернет-среде, готовность к разнообрЕвной совместной
деятельности при выполнении уrебных, познавательных задач, создании
учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознаниJ{ последствий поступков;
4) ченностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об
информационных
информации, информационных процессах и
технологиlIх, соответствующих современному уровню развития науки и
общественной практики и составляющих базовую основу для понимания
сущности нау{нои картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способноaть к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дмьнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуaшьного и коллективItого
благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостЪяЪельIrой работы с учебными текстами, справочной литературой,

разнообразными средствами информационных технологиЙ, а таюке
умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
познавательной
формулировать для себя новые задачи в учёб еи
деятельности, рaввивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности;
5) формирования культуры здоровья:

осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему
здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёi
освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств
информационных и коммуникационных технологий;
б) трулового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
.

профессиональной деятельности, связанных

с
информатикой,
программированием и информационными технологиrIми, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общёственiых
интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:

осознание глобального характера экологическ}D( проблем и путей их

решения, в том числе с учётом возможностей информационных и
коммуникационных технологий;

8)

адаптации обучающегося

к

изменяющимся условиям

социальной и природной среды:
освоение обучающимися социыIьного опыта, основных соци€шьных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, фор* социальной жизни в группах и
сообществах, в том числе существующих в вирту€rльном пространстве.

МЕТАIIРЕДМВТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоениJI программы по информатике
отражают овладение универсальными учебными действиями
познавательными, коммуникативными, реryлятивными.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятиrI, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные

связи, строить логические рассуждения, делать

умозакJIючения
(индуктивные, дедуктивные и по ан€шогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксируюцие разрыв между реальным и

желательным состоянием ситуации, объекта, и
устанавливать искомое и данное;

самостоятельно

оценивать на применимость и достоверность информачию,
полученн},ю в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в анмогичных или сходных си.гуациях, а также
выдвигать предположения об ихразвитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефичит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебноЙ задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информаltию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимzrльную форrу представления
информачии и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников

ди€lлога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично

представлять результаты выполненного опыта

(эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аулитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество)

понимать

и

:

использовать преимущества команднои

и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе
при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,

обработке, передаче, формализации информачии, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться.,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информачией или информационным
продуктом, достигая_качественного результата по своему направлению и
координируя свои деиствия с другими членами_команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт
по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодеиствия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группои.

Реryлятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и 1,чебных ситуациях проблемы, требующие

решениJI;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений
.
(индивидуальное принятие решений, принятие решениЙ в группе)|
самостоятельно составлять €шгоритм решения задачи (или его часть),
вы_бирать способ решения 1^lебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реzrлизации намеченного чrлгоритма
решения), корректировать предложенный шtгоритм с 1^rётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые моryт
учитывать контекст
возникнуть при решении учеOнои задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам ;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
информачионной деятельности, давать оценку приобретённому опыту,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций' установленных ошибок, возникших 1рудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.

и

Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы

и

осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже

в

намерения другого.
Принятие себя и других:

условиях открь]того доступа к любым объёмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К

концу обучения

следующие умения:

пояснять на

в7

классе

у

обучающегося будут сформированы

примерах смысл понятий

<информация>,

<информационный процесс)), (обработка информации), (хранение

информации>, (передача информации);

кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам,

демонстрировать понимание основных принципов кодирования

информации различной природы (текстовой, графической, аулио);
сравнивать длины сообщений, записанных в различных а,rфавитах,
оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости
передачи данных;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых
файлов и видеофайлов;
приводить примеры современных устроиств хранения и передачи
информации, сравнивать их количественные характеристики;
_

выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития
компьютеров и программного обеспечеЕия;
получать и использовать информацию о характеристиках
персон:}льного компьютера и его основных элементах (процессор,
оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его
помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы
(записывать полное имя файла (ката.,тога), путь
файлу (каталоry) по
имеющемуся описаниЙ
структуры
некоторого
файловой"
информаuионного носителя);

k

работать с файловой системой персонального компьютера с
использованием графического интерфейса, а именно: создавать,

копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы
и катаJIоги, использовать антивирусную программу;
представлять результаты своей деятельности в
виде
структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных
презентаций;
искать информацию в Интернете (в том числе, по кJIючевым словам.,
по изображению), критически относиться к найденной информации,
осознав€ш опасность для личности и общества распространения

вредоносной информации, в

том

числе

экстремистского

и

террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств
информационных и коммуникационных технологий, соблюдать сетевой
этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные
стратегии поведения в сети;
применять методы профилактики негативного влияния средств
информационных и коммуникационных технологий на здоровье
пользователя.

К

концу обучения

следующие умения:

в8

классе

у

обучающегося будут сформированы

пояснllть на примерах различия между позиционными и
непозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать цель]е числа от 0 до |024 в различных
позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять
арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий <высказывание)), ((логическая операция),
((логическое выражение>;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции,
конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений,
если известны значения истинности входящих в него переменных, строить
таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понJ{тий <исполнитель>, (Е}лгоритм), (программа),
понимаJl разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи
и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том
числе в виде блок-схемы;

составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные
ЕIлгоритмы с использованием ветвлений и цикJIов для управления
исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и перемеЕные различных типов (числовых,

логических, символьных), а также содержащие их
использовать оператор присваивания;

выражения,,

использовать при разработке программ логические значения.,

операции и выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять,
какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков
программированиJI (Python, С++, Паскаль, Java, С#, IIIкольный
Алгоритмический Язык), речrлизующие несложные алгоритмы обработки
числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе
реализующие проверку делимости одного целого числа на другое'

проверку натурального числа на простоту, выделения цифр
натурального числа.

К

концу обуrения

в9

классе

у

из

обучающегося будут сформированы

следующие умения:
разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на
компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и
вспомогательньIх аJIгоритмов для управления исполнителями, такими как
Робот, Черепашка, Чертёжник;
составлять и отлаживать программы, реaшIизующие типовые
шIгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерньiх
числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или
колиrIества элементов с заданными свойствами) на одном из языков
программированиJI (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный
Алгоритмический Язык);
раскрывать смысл понятий <модель>, (моделирование), определять
видьi модЪлей, оценивать адекватность модели моделируемому объекту и
целям моделирования; .
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и
иерархической структуры, находить кратчайший путь в графе;

выбирать способ представлениlI данных в соответствии с
поставленнои задачеи (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с
использованием соответствующих программных средств обработки

данных;

использовать электронные таблицы для обработки, ан€uIиза и
визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона
таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;

создавать и применять в электронных таблицах формулы лля
расчётов с испол;зованием встроенных арифметических функциЙ
(суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию,
среднее арифметическое, поиск максимального и минимаJIьного
зiачения), абсолютной, относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численЕого моделирования в
простых задачах из разных предметных областей;

использовать современные интернет-сервисы (в том числе
коммуникационные сервисы. оолачные хранилища данных, онлаин-

программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в
учебной и повседневной деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов,
сервисов государственньж услуг, образовательных сервисов Интернета в
учебной и повседневной деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного
программного обеспечения, защищать персональную информацию от
несанкционированного доступа и его последствий фазглашениrI, подмены,
утраты данных) с учётом основных технологических и социально-

психологических аспектов использованиrl сети Интернет (сетевая
анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов,
опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминаJIьные формы сетевой активности
(в том числе кибербуллинг, фишинг).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
7

клАсс

ПЛАНИРОВАНИЕ
количество часов

л}
п/п

Наlrменование разделов

rt

тем

Ilрограммы

Раздел 1. Щифровая грамотность
Компьютер - универсальное устройство
1 1
обработки данньIх

Всего

Программы и данныс

4

1.з

Компьютерные сети

2

Практические
работы

ресурсы

Библиотека I {OK

2

|.2

Итого по разделу

Коrrтрольные
работы

Электронные
(чифровые)
образовательные

httDs://m.cdsoo.ru/7tl

l

646е

Библиотека l-{OK
https://nl.edsoo.ru/7

Г4

|646е

Библиотека I {OK
https://m.edsoo.rll7 f4'l 646е

tt

Раздел 2, Тсоретrrческrrе осl|овы rrнфорпlатики
2.1

2.2

Информачия и информационные процессы
Представление информации

Итого по разделу

Библиотека I {OK

2

lrtlps://nr.edsoo.

ru l

7

t'4

бе

1

64

l

646е

Библиотека ЦОК

9

httпs://пl.еdsоо.ru/7f4

l1

Разде;I З. Ипформаrционные технологиll
3.1

Текстовые документы

6

J.1,

Компьютерная графика

4

)__)

Мул ьтимедийные презентации

3

Библиотека I_{OK
1

https://m.edsoo,

ru./7 f],l

l646e

Библиотека I-{OK
https://m.edsoo,ru/7f4
1

l

646е

f)4 l

64бе

Библиотека I {OK
httns:/лlr,edsoo.гLr/7

Итого по раздеltу

1j

Резервное время

2

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

J+

3

0

8

клАсс

J\ъ

п/п

наименование
разделов и тем
программы

количество часов
Контрольные
работы

Вссго

Практи.lескrrс
рабо,гы

Электронпые (цифровые)
образовательшые ресурсы

Раздел 1. Теоретические основы информатики
1

l

1.2

системы счисления

6

l

Элементы
математической
логики

6

l

Итого по разделу

Библиотека ЩОК
https://m.edsoo.ru/7й

l

85 ] 6

Библиотека ЦОК
https://tT,cdsoo.rr,r/714 l 85 l б

|2

Раздел 2. Алгоритмы и программирование

2.I

2.2

2.з

исполнители и
алгоритмы.
Алгоритмические
консlрукции

Язык
прогрtlммирования
Ана.тиз алгоритмов

Итого по разделу
Резервное время

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

10

Библиотека I-{OK

l

httns://m.edsoo.ru/7f4

6

l 85 l

б

Библиотека ЩОК

9

httos://m,еdsоо.гu/7f4

Библиотека I-{OK

2

https://nr.edsoo.ru/7f4 l 85 l 6

2|
1

з4

l 85 l

з

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
. Информатика, 8 класс/ Босова Л.Л,, Босова А.Ю., Акционерное

общество <Издательство <Просвещение>
. Информатика,9 классl Босова Л.Л,, Босова А.Ю., Акционерное

общество <Издательство (Просвещение))

МЕТОДИtIЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Информатика, 8 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
<Издательство (Просвещение>

Методические пособия и дидактические материirлы, рекомендуемые

Фгос.
. Информатика, 9 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акчионерное

общество <Издательство <<Просвещение>

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
интЕрнЕт
Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».