Муниципа"льное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа J\i2
Мясниковского района Ростовской области
РАССМОТРЕНО
на заседании Шмо
СОГЛАСОВАНО
Протокол J\Ъ l заседания
Протокол Nчl
от,22.08.202Зr.
Руководитель ШМО
Методического совета
МБоУ СоШ
Nр2
от 24.08.2023г.
Зам. директора по
lllагинова М.К.
УВР
айбарян М.Т.
ц
РАБОЧАЯ
Дрifiектар : . .).
мБоу сош Nq2
v
,
екян
ЛИТЕРАТУРЕ
к учебнику ((Литература>
Коровина
В.Я.,
Коровин
5_9
Количество часов
ПрикЬ от 25.08.20]Зг, Nsl l0
ПРОГРАММА
ПО
(авторы:
УТВЕРЖДЕНО
-
Журавлев
В.П.,
В.И.)
клАсс
5-7,9 классы -3 часа в неделю
8 класс -2 часа в неделю
Очно-заочное отделение8 класс -2 часа в неделю
Учителя: Пудеян С.К.,, Шагинова М.Г., Плюснина А.В.Камышева В.С.,
Явруян L[I.Г., Танкаян О.О.' Карташян Ю.В., Солагаян М.А.
2023
-
2024 учебный гол
о.Х
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на ),ровпе основного обшtего образоваtr,,
составхена на основе 1'ребований к результатам освоения основной образовате.ltьt ttlil
программы основного общего образования. преJlставлеt l ных в Федеральном
государственном образовательном стаtl.царте основного обrцего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.202l г. Nч 287. зарегистрирован Миrrистерством
юстиции Российской Федерации 05.07.202l г.. рег. номер 6410l ) (ла,rее - ФГОС ООО). а
также федерiцьной l-rai,r,,t1,1t программы воспитания, с учётом Концепt{ии преподаванliя
русского языка и литературы в Российской Федерачии (утверждённой распоряженllс,,
Правительства Российской Федерации от 9 апрля 20lб г. Nч 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
}
tIlll;ll()lI) |ll'l..'l\II"'| \
i..
Ii| |'l"'; \ i "
i
Учебный предмет <Литература> в наибольuIей степени способствует формироваtlllr,
духовного облика и нравственных ориентиров ýlолодоI,о покоJlения. так как заниN,lае l
ведущее место в эмоциональном. и нтеллекl^уальIlом и :)стетическом развитии
обучающихся, в станов.цении основ их миропонимания и национzulьного самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем. что литературныс
произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоенис
мира. а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художествеrrtl ы\
образах. которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу
солержания
литературного
образования
составляют
чтение
и
из\tlL
выдilющихся художественных произведений русской и мировой литера],уры.
способствует постижению таких нравственных категорий. как добро, справедJ]иво!
честь. патриотизм, ryма}{изм. дом. семья. IJелостное восприятие и IIонимilllllхудожественного произведения. его анilлиз и интерпретация воз]\{ожны JIишь Ilри
соответствующей эмоциоrrапьно-'lстетиtIеской рt,акции читате-qя. которая зависи,I, от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития.
жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования
невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" tla
уровне начtцьного общего образования. межпредметных связей с русским язык(1
учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусс tr,
что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного l]K.
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплоцеllli.
творческих работах различных жанров.
В
рабочей программе учтены все этапы российского истори ко-лиl epaтvpt{ol (,
процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы.
касающиеся отечественной и зарубежнtrй литературы. Основные виды деятельнос 1,1l
обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной телtы и
направлены на достижение планируемых результатов обучения.
В рамках реirлизации предмета кЛитература> в 8 <Б> классе осуществляется
профориенташионная работа в урочной деятельности.
l
1
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ }'lll'-1,1l()l () |tl'i i\t!,l
l
l|-I'l'.l',\ l'} l'.\),
Щели изучения предмета (Литература) в ос}lовной школе состоят в формировании
),
обучающихся потребности в качественном чтении. кYльтуры читательского восприятияпонимания литературных текстов и создания собственных ус,гных и письменных
высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к
другим культурам. аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеzlлов. воплощённых в о,I,ечественной и зарубежной литературе. .Д,ос,гихtеtt,
указанных целей возможно при решении учебных задач. которые постепенно усJIOжIIяI(
от5к9классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национа-l1,,
культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. с обесllс.lенll,
культурной самоидентификации. осознанием комм},никативно-эстет ических возможltос l i
родного языка на основе изччения вылающихся произведений отечественной культуры.
культуры своего народа. мировой культуры. состоя],в приобщении школьников к наследию
отечественной и зарубежной класслlческой литературы и лучшим образцам современной
литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достиженик)
национмьноЙ культуры. способствующеЙ воспитанию патриотизма. формированик)
национально-культурной идентичности и способности к диалогу культурi ocBoelIIIi(\
духовного опыта человечества. национaulьньL\ и общечеловеческих культурных тра,lиllllil
ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литера,|,уры
дальнеЙшего развития обучающихся. с формированием их потребности в системоl,и t|cc,,
чтении как средстве познания vира и себя в )тоv мире. с гарvони]ацией оlношениii ,le.llrll.
и общества.
ориентированы
на воспитание
и разви,гие
мотивации
к tlтению
художественны\
произведений, как изучаемых на уроках, так и лрочитанных самостоятельно. что
способствует накоплению позитивного опыта освоепия литературных произведений. в том
числе в процессе участия в различных мероприятиях. посвящённых литературе. чтению.
книжной культуре.
Задачи. связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладаюцего
эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать. анiuизировать, критическll
оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школыIиl(,
системы знаний о литературе как искусстве слова. в том числе основных теоретиl,
историко-литературных знаний. необходимых для понимания. анаJlиза и иIlтgрllреIil
художественных произведений. умения воспринимать их в историко-культурном K()l{,Icb,
СОПОСТаВЛЯТЬ
С
ПРОИЗВеДеНИЯМИ ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВа] РаЗВИТИе ЧИТОТ9ЛЬСКИХ }MellIl,
творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на рtввитие умения
выявлять проблематику произведений и их художествеrIные особенности. комментировать
авторскую позицию и выражать собственное отноluение к прочитанному; воспринимать
тексты художественных произвелений в единстве формы и содержания. реализ\,я
возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретачий:
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и
проблемы как между собоЙ. так и с произведениями других искусств; формироваr,
представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литераl,чрl
процессе; рtrзвивать умения поиска необходимой информации с использованием разлIltl.
источников, владеть навыками их критической оценкtr.
l,
задачи. связанные с осознанием обччающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественноI'i
культуры. культуры своего народа. мировой культуры. направлены на совершенствов.lI ll
речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умсl
создавать разные виды устных и письменных высказываний. редактировать их. a-Ii,
вырilзительно читать произведения. в том числе наизусть. в.ладеть разJlичныýIи Rll
пересказа, участвовать в учебном диalлоге. адекватно восприtlимая чужук) 1,очк}, зI)сtlll/
I
,
аргументированно отстаиваJl свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ЛИТЕРАТУРА>)
I}
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5. 6. 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю. в 7 и 8 классах - 2
часа в неделю. Суммарно изучение литерат),ры в основной школе ло программzlм основного
обцего образования рассчитано на 442 часа.
,l
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5
клАсс
Мифология.
Мифы наролов России и мира.
Фольклор. Малые жанры: пословиllы, поговорки, загадки. Сказки народов России
народов мира (не менее трёх).
и
XIX века И. А. Крылов.
Басни (три по выбrrр1
Например, кВолк на псарне), <Листы и Корни>, кСвинья под flубом>, кКвартет>. кОсё
Литераryра первой половины
),
r
Соловей>. <Ворона и Лисица>.
А. С. Пушкин.
Стихотворения (не менее трёх). кЗимнее утро>. кЗимний ве,,
(Сказка
<Няне> и др.
о мёртвой царевне и о семи богатырях>.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение кБородино>.
Н. В. Гоrоль. Повесть <Ночь перед Рождеством> из сборника кВечера на хуторс б:lll;
.Щиканьки>.
Литераryра второй половины XlX века.
И. С. Тургенев. Рассказ кМуму>.
Н. А. Некрасов. Стихотворегtия (не менее двух). <Крестьянские дети)). кШкольник>
lt
др. Гlоэма кМороз, Красный нос> (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ кКавказский пленник>l.
Литераryра XIX-XX веков.
Стихотворения отечествепных по?тов XIX-XX веков о родной природе Il о clr
человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например. стихотво|-\..
А.К.Толстого. Ф. И. Тютчева. А. А. Фета. И. А. Бунина. Д. А. Б"пока. С. А. EceHrlHa. li.
Рубцова. Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественнь!х писателей XIX- ХХ веков.
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например. кЛоtпалиная фамилия>. кМальчики>.
<Хирургия> и др.
М. М. Зощенко
(лва рассказа по выбору). IIапример. <ГшItlша>, <Лёля и Минька>.
uЁлкаu, <Золотые слова>" кВстреча> и др.
Произведения отечественной литердтуры о природе и животных (не менее лвух).
Например. А. И. Куприна. М, М. Пришвина. К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (олин по выбору). Например, <Корова>. <Никита> и др.
В. П. Астафьев. Рассказ <Васюткино озеро>.
Литература XX-XXI веков.
Произведепия отечественной литературы на тему <<Человек на войне>> (не rl.
двух). Например, Л. Д. Кассиль, . К.М.Симонов <Сын артиллериста)) и,ll),
Произведения отечественl|ых писателей XIX-XXI веков на темy детства (не пlellcc
,1вух). Например, произведения I}. Г. Kopo;reHKo. ts. lI. Катаева. I}. П. Крапивина. Ю. ll.
Казакова. А. Г. Алексина, В. II. Астафьева. В. К. Железникtlва. К). Я. Яковлева. К). И.
Коваля. А. А. Гиваргизова. М. С. Аромштам. Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно пtl
выбору). Например. К. Булычёв. и др. (главы по выбору).
Литераryра народов Российскоil Федерачиrr. Стихотворения (одно по выбору).
Например, Р. Г. Гамзатов. <Песня со..ltовья)i М. Карим. <)ту песllю мать мне пеJlа)).
Зарубежная литература.
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например. <Снежная короJIева). <<Соловей,,
и ДР.
Зарубежная сказочная проза (олно произведение по выбору). Например. Л. Кэрр,,
кАлиса в Стране Чулес> (главы по выбору). !ж. Р, Р. Толкин. <Хоббит. или Ty:ta и обра
(главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произвсдения по выбору). [lаrrриrrс1-..
'Гвен. кПриключения 'I'oMa Сойера> (главы по выбору)l
Дж. JIондон. к(-'казаltис о Кишеlr:
Брэдбери, Рассказы. Например, кКапикулы>. <Звук бегущих ног>. кЗелёное утро) и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произве',,lения по выбору). Например, Р. Л.
Стивенсон. кОс,гров сокровищ>>. <Чёрная стрела) и др.
(одно-два ilроизведения по выбору). Э. СетонЗарубежная проза о животных
Томпсон, кКоролевская аналостанка)] !ж. !аррелл. кГоворящий свёрток>; Дж. Лондон.
кБелый клык>] .I]ж. Р. Киплинг. <Маугли>. <Рикки-Тикки-Тави> и др.
б
клАсс
Античная литердryра.
Гомер. Поэмы. <Илиада>i, <Одиссея> (фрагменты).
Фольклор. Русские былины (не менее двух). Например. <Илья Муромеч и Солов.,.
разбойник>. <Садко>. Народные песни и баплады tlародоl] России и мира (не менее трёr
песен и одной ба,rлады). Например. кПеснь о Роланде> (фрагменты). кПеснь о Нибелунгахл
(фрагменты). баллаца <Аника-воин> и др,
,Щревнерусская литераryра.
<<Повесть временных лет>(не менее одного фрагмента). Например, <Сказание ti
белгородском киселе). кСказание о походе князя Олега на IJарьград>. кГIредание о cNlepIIl
князя С)лега>л
Литература первой половины XIX века.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). <Песнь о вещем О:tеге>. кЗttl
дорогa>, кУзник>. <Туча> и др. Роман к.Щубровский>.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). кТри папьмы>. . <Уrёс
др.
А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее лвух). Например. кКосарь>. кСоловей> и др.
Литература второй половины XIX века.
(D. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). кЕсть в осени первоначальной,, ). (('
поллны коршун поднялся... ).
А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). кУчись у них - у дуба, у берёзы...>. <Я
пришёл к тебе с приветом...)).
И. С. Тургенев. Рассказ <Бежин луг>.
Н. С. Лесков. Сказ <Левша>,
Л. Н. Толстой. Повесть <.Щетство> (главы по выбору).
А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, <Толстый и тонкий)). .
.
Литераryра ХХ века.
Стихотворення отечественнь!х по)тов начала ХХ века (не менее двух). Ilallplr.
стихотворения С. А. Есенина. В. В. Маяковского. А. А. Блока и др.
Стихотворения отечественнь!х по)тов ХХ века (не менее четырёх стих()lво|r(
лвух поэтов). Например. стихотворения О. Ф. Бергго.rыt. В. С, Высоцкогtr. Е. А. IjBтr ttlctI,
А. С. Куulнера. Ю. !. Левитанского. I{). П. Мориr1. Б. [lI. Ок1,.,tNсавы. fl. С. Самойлова.
Проrа отечественных писате.llеiл Koltlta ХХ - начала XXl века, в том чис;IlJ ()
Великой Отечественной войне (два произ!}еjlеll ия пtt выбор1). Например, Б. Jl. Васи;Iьсв.
кЭкспонат N...>; Б. П. Екимов. <Ночь исttе:lеtlия>. д. В. Жвапевский и Е. Б. Пастернак.
<Правдивая история .Щеда Мороза> (глава <Очень с,граrIlный l942 Новый год>) и др.
В. Г. Распутин. Рассказ кУроки французского).
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не Mctl,,
двух). Например. Р. П. Погодин. <Кирпичные острова); Р. И. Фраерман. : Ю. И. Коваль. кСамая лёгкая лодка в мирс,) и лр.
Произведения современных отечественных писателей-фантастов (не Metlec.,tl
Например. А. В. Жва,,lевский и Е. Б. Пасr,ернак. <Время всегда хоропlее): В. I}. Jlc''tc1.
<Ка.rендарь пrа(й)я> и др.
Литераryра наролов Россrlйской ФедерациlI. Стихотворения (лва пtl выбоll,,
Iiапример. М. Карим. <Бессмертие> фраr,лrеrr,гы )l l'. 'I'укай. <Родная деревня). кКниt а>: l,.
(
Кулиев. кКогда на меня нaвапилась беда, . , ). <Каким бы малым ни был мой народ... >. <Чтtr б
ни делалось на свете.. . ).
Зарубежная литература Д. Дефо. кРобиrrзtlll Крузо> (главы по выбору).
!ж. Свифт. <Путешествия Гулливера> (t,.,ltавы по выбору).
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее .rlBl r
I{апример, Ж. Верн. (главы по выбору). Х. JIи. <Уб,
пересмешника)> (главы по выбору) и лр.
Произведения современных зарубежных пrlсателей-фантастов (не ]\le}|cc i]
Например. !ж. К. Роулинг. <Гарри [loTTep> (главы по выбору). Д. У. Дкlrrс. Владимира
Мономаха (в сокращении) и др.
Литераryра первой половины XIX века.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырёх). Например, кВо глубине сибирс
руд...), (l9 октября> (<Роняет лес багряный свой убор...>), <И. И. Пущину>. кНа xtl
Грузии лежит ночнzuI мгла...), и др, (Повести Белкина) (<Станционный смотриl,еJlь) tt
Поэма кГIоrIтава> (фрагмент).
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырёх). Например. кУзник>. <[lapr
<Тучи>. <Желанье> (<Отворите мне темниllу...>). <Когда волнуется желтек)щtlя нива..,,<Ангел>. <Молитва> (<В минуту жизни ,гр),,1lнук).. . )) и др. кПесня про царя Иваttа
Васильевича. молодого опричника и }ца-rIого к),II ца KallaulH икова).
Н. В. Гоголь. Повесть <Тарас Бульба>.
Литераryра второй половины XlX века.
И. С. Тургепев. Рассказы из цикла <Записки охотника) (два по выбору). Наприьtс1,.
кБирюк>, кХорь и Калины.t> и др. Стихотворсния в прозс. llапример. кРусский язык>.
кВоробей> и др.
Л. Н. Толстой. Расскв <[lосле бала>.
Н. А. Некрасов.
Стихотворения (не менее двух). Например. кРазмышления
r
парадного подъезда). кЖелезная дорога) и лр.
Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой и др. 1r,
менее двух стихотворений по выбору).
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (две по выбору). Например. <Повесть tl Torl.
один мужик дв}х генер!}лов прокормил). . <Премчдрый пискарь> и Lp,
Произведения отечественнь!х и зарубежных ппсателей на истор]iческ},ю Te}l\
менее двух). Например, А. К. Толстого. Р. Сабатини. Ф. Купера.
Литераryра конца XIX - начала ХХ века.
А. П. Чехов. Рассказы (олин по выбору). Ilаприпlер. K'l'ocKa>, кЗлоумыutленник) и Jtp.
М. Горький. Ранние рассказы (одно IIроизведение lro выбору). Например. KCTapl xlt
Изергиль> (легенда о flaHKo). <Челкаш> и др.
Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей (не менее
двд). I-iапример, М. М. Зоulенко. А. Т. Аверченко, Н. Тэффи. О. Генри. Я. I'ашека.
Литераryра первой половины ХХ века.
А. С. Грин. Повести и рассказы (олно произведение по выбору). Например. кД
паруса)). кЗелёная лампа> и др.
Отечественпая поэзшя первой половины ХХ века. Стихотворения на,ге l} }Icll
реtlльности (лва-три по выбору). Например. стихотворения А. А. Блока. Н. С. [-упrIr,rёlll.
И. I {ветаевой и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения (o.I(Ho tro выбору). Наttример. <Необычайlttr,.,
приключеtlие. бывшее с В..uадимиропл Маяк, <Чужая
кровь) и др.
А. П. Плдтонов. Рассказы (один по выбору). Например. <Юшка>. кНеизвестныii
цветок) и др.
Литераryра второй половины ХХ века.
В. М. Шукшин. Рассказы (олин по выбору). Например. кЧудик>, кСтенька
<Критики> и лр.
Стихоr,ворения отечественЕых по)тов
XX-XXl веков (не менее
Ра
l
чеll,r
стихотворений двух поэтов). I,Iапример, стихотворения М. И. I [ветаевой. Е. А. [iBTyrпeHlttl.
А. Ахмадулиной. Ю. Д. Левитанского и др.
Произведения отечественных прозаIrков второй половlлны ХХ - начала XXI вска
(не менее двух). Наприлrер. произведения Ф. Д. Абрамова. В. П. Астафьева. В. И. Белова. Ф.
А. Искандера и др.
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного
пути (не менее дв}х произведений современных отечественных и зарубежных писателеii).
Например, Л. Л. Волкова. кВсем выйти из кадра). Т. В. Михеева. (Лёгкие горы>, У. Ста,,
<Умеешь ли ты свистеть. Йоханна?> и лр.
Зарубежная литераryра.
М. де CepBarlTec Саавелра. Роман кХитроумный идальго floH Кихот Ламанчскиii,,
(главы по выбору).
Зарубежная новеллистика (одно-два произведения по выбору). Например. lI. Mepl,.
<Маттео Фальконе>; О. Генри. к!,ары волхвов>, <Последний лист>.
А. де Сент 1)кзюпери. Повесr,ь-сказка <Мменький принц).
8
клАсс
.Щревнерусская литераryра.
Житийндя литературд (одtrо tlроизведение по выбору). Наtrример, <Житие Сергия
Радонежского>, <Житие протопоIIа Аввакума. им самим написаIное).
Литераryра ХVlII века.
Д. И. Фонвизин. Комедия кНедоросль>.
Литераryра первой половины XIX века.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, кК Чаалаеву>. кАнча1,
др. (Ма,,Iенькие трагедии) (одна пьеса по выбору). Например, >.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Нагtример. кЯ не хочч. ч,t,сlб ,.
узна,,I...). кИз-под таинственной. холодной полуN{аски... ). кIlиций> и ,lp. l lоэшtа <Мttыри",
Н. В. Гоголь. Повесть к[IIинель>. Кошtедия <Ревизор>.
Литераryра второй половlлны XlX века.
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например. кАся>. кПервая ';rюбовь>.
Ф. М. !остоевский. <Бедltые люли>, кБелые ночи> (одно произведение по выбору),
Л. Н. ТоlIстой. Повести и расск.lзы (одно произведение по выбору). Например.
<Отрочество>> (главы).
Литераryра первой половпны ХХ века.
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбор1,). HaIIpll.
произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина. В. В. Набокова. Н. Тэффи. А, 'I'. Аверчеlr
др.
Поэзия первой половины ХХ векд (не менее трёх стихотворений на l,eMy кЧелсltзс,
эпоха) по выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского. М. И. I {веr,аевой. 0,
Мандельштама, Б. Л. Пастернак и др.
М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Наrtриir,tер. <Собачье сердце) и др.
Литераryра второй половпны ХХ века.
А. Т. Твярловский. Поэма кВасилий Тёркин> (главы к[lереправа>. кГармонь>. .
М. А. Шолохов. Рассказ кСульба человека>.
А. И. Солженицын. Рассказ (Матрёнин двор).
Произведения отечественных проздиков второй половины XX-XXI века(не \i
двух произведений). Например. произведения Е. И. Носова. А. Н. и Б. [l. Стругачких. l,
Тендрякова, Б. П. Екимова и др.
Произведения отечественных и зарубежных про}аиков второй по"повlrны ХХ-Х\
века (не менее двух произведений на темч <Че-,lовек в сиl,уаI(ии нравствеIlного выбсrр:t
Например, произведения В. П. Асr,аrРьева. Ю. В. Бондарева. Н. С. !ашевской. .ri;l;.
Сэлинджера, К. Патерсон. Б. Кауфман и лр.).
,
Поэзия второй поJlовины ХХ - начала XXI века (не менее трёх стихотворснllli
[lапример. стихотворения I I. А. Заболоцкого. М. А. Свет.цtlва. М. В. Исаковского. К. \ l,
Симонова. Р. Г, Гамзатова. Б. Ill. Оку,лжавы. В. С. Высоцкого. А. А. Вознесенского. Е. А.
Евтушенко. Р. И. РождественскоI,о. И. А. Бродского. Д. С. Кушпера и;rр.
Зарубежная литературд. У. Шекспнр. Сонеты (один-два по выбору). Например. М 66
<Измучась всем, я умереть хочу...), Л! lЗ0 кЕё глаза на звёзды не похожи...)) и др. Трагедlrя
кРомео и flжульетта> (фрагменты по выбору).
Ж.-Б. Мольер. Комедия кМеш,lанин во дворянстве) (фрагменты по выбору).
9
клАсс
.Щревнерусская литература.
<Слово о полку Игореве>.
Литература ХYIII века.
М. В. Ломопосов. <Ода на Jleнb восшествия на Всероссийский престол Ея Величества
['осударыни Императрицы Е;tисаветы Петровны 1747 гола>> и другие стихотворения (пtl
выбсру).
Г. Р. !ерясавин. Стихотворения (два по выбору). Например, <Властителям и судия]\l).
кПамятник> и др.
Н. М. Карамзин. Повесть <Беднм Лиза>.
Литераryра первой половины XIX века.
В. А. Жуковский. Ба.плады. элегии (одна-две
кНевыразимое>>. <Море> и др.
А. С. Грибоедов. Комедия <Горе от vMa>.
по выбору). Например.
KCBeT:ll
Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков. А. А. flе;lьвиг. Н. М. Языков. Е. ,\,
Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору).
А. С. Пушкин. Сr,ихо,гворения. Например. кБесы>, <Брожу ли я вдоль улиц
ll]умных,,,), <,..Вновь я посетил...). кИз Пиндемонти>, кК морю>, <К***>> (<Я помttкr
чудное мгновенье...>), <Мtцонна>. кОсень> (отрывок), <Отцы-пустынники и жёtl1,1
непорочны...), <Пора, мой лруг. пора! Покоя серлче просит...). кПоэт>, (Пророк),
кСвободы сеятель пустынный...>, кЭлегия>> (<Безумных лет угасшее веселье.,.>). <Я r,
любил: любовь ещё, быть может,..)). <Я памятник себе воздвиг нерукотворный... > lt
Поэма <Медный всадник>. Роман в стихах кЕвгений онегин>.
М. Ю. Лермоптов. Стихотворения. Например. кВыхожу один я на дорог}...). (/l,.
кИ скучно и грустно)i кКак часто. пёстрою толпою окружён...>. <Мо,;tитва> (кЯ. Mai
Божия. ныне с молитвою...)l), . <Нет, я не Байроrr,
другой...), кПоэт> (кОтделкой золотой блистает мой кинжал...l>). <Пророк>, (Родина).
кСмерть Поэта>, кСон> (кВ по;rдневный жар в долине flагестана...>). кЯ жить хочу. хочу
печали...) и др. Роман <Герой наulего времени).
Н. В. Гоголь. Поэма <Мёртвые .цуlпи).
Отечественная проза первой половины XIX в. (олно произведение по выбор1 ).
Например, произведения: <Лаферr,овская маковница) Антония Погорельского, <Часы tt
зеркало) А. А. Бестужева-Марлинского, кКто виноват?> (главы по выбору) А. И. Герчеlrl
др.
Зарубежная литераryра.
!анте.
<Божественнzul комедия> (не менее двух фрагментов по выбору).
У. Шекспир. Трагелия <<['амлет> (фрагменты по выбору).
И.В. Гёте. Трагедия кФаус,г> (не менее двух фрагментов по выбору).
.Щж. Г. Байрон. Стихотворения (олно по выбору). Например, <.Щуша мсlя шtp;r,
Скорей. певец. скорей!..>. <Прощание Наполеона> и др. Поэма <<Палом н ичествtr Чаil
['арольда> (не менее одного фрагмента по выбору).
Зарубежная проза первой половлtны XIX в. (олно произвсдсние п()
Например. произведения Э.'Г.А. ['офмана. В. Гкlго. В. Скотта и ,,tp.
lt1,1a(:]
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫ Е РЕ,tУЛ ЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе IlаI]равлено на достижение обr чаttrllltt
сJlелующих личностных. ]\tетапред]\{етн ых и предметных РеЗУЛЬТаТОВ ОСВОеНИЯ \ tlct
r,
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
JIичностные результаты освоения рабrrчей IIр()l,ра},]\rы llo Jtитературе для основного oбtttclrr
образования достигаются в едичс,i tsе учебной и B()cIl ит,атслыIой деятельности в cooтBel,cTl]tlrl с
1,ралиционными российскими социокуJlьl,у-,рI LIM и и луховIlо-нравствеIII{ыми цснltос,l,ями.
отражёнными в произведениях русской литсра,rуры. IIринятыми в обцiестве правиJiами ll
I
нормами поведения и
способствуют проllессам самопознания. самовоспиl,аt{ия
l!
саморазвития. формирования внутренней позиции личltости.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для ocHoBHot,tr обt,
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться c}lcl.
позитивных ценностных ориентаций и расширеtIие 0пыта деятс_lьности на ci' oclttltl.
процессе реализации основных направлений вOспитатеJьной .lеятельностll. в T()\l llll(.,
части:
граяцанского воспитания:
. готовность к выполнению обязапностей
I,раж,Ilаltиtlа и реапизации.его прав. уважение прав.
свобод и законных интересов лругих ltкrлей:
. активное участие в жизни семьи. образоватсltыlой организации, местного сообщес,t,ва.
родного крtш. страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраlкёнttылltl
литературных произведениях;
о
неприятие любых форм экстремизма. дискриминацииi
понимание роли различных социiiльных институтов в жизни человека:
t
.
. представление об основных правах, свободах и обязанностях граждаtlиllа- c()Ill|1l.Il,,
нормах и правилах межличностных отноurений в IIоликчJIьтурном и многокоIlфессиtrttа_ l r,i,
l
обществе. а том числе с опорой на примеры из ли rерат\ры:
о llредставление о сrrособах противодействия к()рр\ Illtlill:
о готовность к разнообразной совтuестной .:lся I,с]Iыt()сl и. стрем,lение к взаимопонимани к)
взаимопомощи. в том числе с опорой на примеры из литературы;
. активное участие в школьном самоуправленииi
. готовность к участию в гуманитарной лея,гельности (волонтерство; пoмotllb
нуждаюшlимся в ней).
и
JIю,IlяNI.
Патриотшческого воспптания:
.
в
поликультурi I()NI
осознание
гражданской
идентичности
российской
многоконфессионаJIьном обществе. проявление интереса к познанию родного языкal. ис l(ll
культуры РоссиЙскоЙ Фелерачии. своего края. }lародов России в контекстс t,l,}\llcll.
произведений русской и зарубежной литераl,},ры. а также --Iитератур Hapo.roB РФ:
.
lleнHocTнoe отношение к достижения]\t свосй Рtr:iлttlы - России. к науке. искусству. спорl,},технологиям. боевым подвигам и трудовыNt л()с,l,}lжениям народа. в том числе отражённы\1 в
худо}lественных произведенияхl
l
.
уважение к символам России. государственным прitздникам. историческоi\{у и прIIро.L|
наследию и памятникам. тралицияv разны\ HapoJ,OB- Ilроживающих в ptl-tttoЙ clpaHe. (|б|)il
внимание на их воплощение в J]итературе.
Щrховно-нравственноr,о воспитания :
. ориентация на мора,,lьные ценносl,и и нормы в ситуациях IIравственIIого выбора с otteнKОii
llоведен ия и пост} п кOв llерсонажей лиl ера l } pll ых прrrи,rведен ий :
. готовность оценивать своё поведение и посl\IIки. а также поведение и поступки .1pt,1,1l\
лtодей с позиции нравственнык и лравовых норм с учётом осознания последствий пост)пк()l,
. активное неприятие асоциil,,Iьных поступков, свобода и ответс tвеIl ность личносl,
условиях индивидуального и общественного пространства.
l)стетического воспитания:
. восприимчивость к разным видам иск),сства. традициям и творчеству своего и др} L
народов. понимание эмоционаJI bHoI,o вtrздейсlвия иск\,сства. в ,гом чис"lе изучас\l1,1\
Jlи,l
ератчрных произвслений:
. осознание важнос,ги художественной
ли,гера-гу ры и к},льтуры как срелства коммуникаlllill li
самор,ыраженияi
. понимание ценности отечественного и м,лрового искусства, роли этнических культурны\
,градиций и народного творчества;
о
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Фнзического воспитапия, формпрования культуры здоровья и fмоциоrrа.lь,
блаrополучия:
о осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненгtый и чи,га,rе;lьский опыr:
. ответственное отIIошение к своем\ ,}дор()вl,к) и )становка на l.,tоровый обраt rbtttt,,,
(здоровое питание. соб;tюление гигиенических правил. сбаlансироваttttый режим заняtиii rr
отдыха, регулярная физическм активtIость)i
. осознание последствий и неприятие вреJlных привычек (употребление апкоI() l
наркотиков. курение) и иных форм Bpe:ta для физического и Ilсихического здоровья.
соблюдение правил безопасности. в том числе rtавыки безопасного поведения в интерtIс,I среде в процессе школьного литературного образованияl
о способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняюulимся социальlll,
информационным и природным условиям. в том числе осмысляя собственный опt
выстраивiIя дальнейшие цели;
.
умение принимать себя и других, не осуждая;
. умение осознавать эмоциональное сOстояние себя и других.
литературЁых произведени й ;
. уметь управлять собственным эмоционаqьны]\'t состоянием:
. сформированность навыка рефлексии" признание своего права
1
опираясь на при\lерlll
tta оtлибку и такого же t]l]ili
.цругого человека с оценкой поступков литературllых t,epoeB.
Трулового воспитания:
.
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи. шк(),t
города. края) технологической и социальной направленности. способность иницилlроl
планировать и самостоя,гельно выпо"qнять такого рода деятельность:
]
.
интерес к практическом}, изученик) профессий и т,руда различного рода. в том числе IIil
основе применения изучаемого предметного знания й знакомства с деятельностью героев Ilil
с границах литературных произведений:
. осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессионапI.
деятельности и развитие необходимых умений для этогоi
. готовность адаптироваться в профессионalльной средеi
. уважение к труду и результатам трудовой деятельнос,tи. в том чисjIе I|ри llз\tlt
IIроизведений русского фольклора и ли,гературы:
. осознанный выбор и построение и llди видча"п bI Iой граектории образования и жизненll1,1\
планов с учетом личных и обществеl{tIых иtггересов и по l,ребtlостей.
)кологического воспитания:
.
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области
окружающей
среды.
планирования
поступков
и оценки
их возможных
последствllI,
для окружающей средыl
. повышение уровня экологической культуры, осознание глобальноt,tl
харак
экологических проблем и путей их решения;
. активное неприятие действий, приносящих вред окружающей cpejte. в то\1 Ii
сформированное при знакомстве с литературными произведениями. полнимак)lit,
экологические проблемы;
. осознание своей роли как граждаt!1.1па и потребите:lя в усJlовиях взаимосвязи прироrlrоii.
технологической и социальной сред;
. готовность к участию в практической деятелы{ости эколоl ической направле}t ности.
l-[енности научного позпания:
. ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
.
.
.
ocHoBttl
закономерностях развития человека. природы и общества. взаимосвязях человека с приро. t,
и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные jlи,rера,|,\ l
произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специ(llr,
школьного литературного образован и я:
установка на осмысление опыга. наб';tttlдений. постt,пкtlв и сlремление coBepllteнcтBoBaTb п}.r}l
достижения индивидуiцьного и колJlективtrого благоttо;l1,чия.
Личпосr,ные результдты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющпi}lсrl
условиям социальной и природной среды:
о
освоение ооучаюlцимися социального опыта, основных социальных ролеи. coo1-Bcl,cl,Bvlo
ведущей деятельности возраста. норм и правил общественного поведения. форм сочиагll
жизни в группах и сообществах. включая семью, группы. сформированныс
профессиональной деятельности. а также в рамках социального взаимодействия с Jlю.,lь\:
лругой культурной среды;
I
l l
. изучение и оценка социitльных ролей ltсрсоttажей .,lигерагурllых llроизве.-lеtlий:
о ttотребность во взаиvолействии в усJ()виях неоllре.tс,lёllll()сlи. оlкры](lс'lь ()llы'Iу и знаниЯ\l
других;
.
В ДеЙСТВИИ в уСловиях неопрелеленности, повышение уровня своей ком пе,гентностIl (l(.I
практическУю деяТельносТЬ. в Т(')М tIисjIе умение учиться у других людей. осознаваIt,
совместной деятельности новые зt{аIlия. навыки rl ко}Iпетенции l,tз оliьгга других:
.
в выявлении и связывании образов. необходимость в формироваllии llовых знаний. в l1)\l
числе формулировать идеи. понятия. гипотезы об объектах и явJlениях. в том числе patlee
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
. умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
.
.
.
концепции устойчивого рiIзвития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики:
оценивать свои действня с учётом влияния на окружаюшую срелу. достижений
преодоления вызовов, возможных глобальн ых последствийi
способltость осознавать стрессовую ситуацию. оценивать происхоJяlцие
последствия, опирмсь на жизненный и чи,гаге"пьский опыт:
обJlil(.,
це,l,
изNlеtlенllя ll
. воспринимать стрессовую ситуациlо как вьiзов, требующий контрмер;
. оценивать ситуацию стресса, коррекl,ировать принимаемые решения и действияi
. формулировать и оценивать риски и tlоследствия, формировать опьп. уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
. быгь готовым
действовать в атсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формир}тотся следующие )/ниверс.L,Iьные
\ tlc
действия.
}'llrtвсрса.,Iыlые,t,чебные
llo,rtIill]a
t
с.
IьlIыс Jсiiствllя:
l) Базовые логические действия:
.
.
.
.
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебIлых
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений. этапt,lв
историко-литературного проuесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литерат) pl
объекrы по существенному признаку. устанавливать основания для их обобIIlеIl;
сравнения, определять критерии проводимого ана,,Iизаi
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противорс(Ill:
рассматриваемых литературных фактах и наблюлениях нал текстом;
пред,Iагать критерии для выявления закономерностей и llротиворечий с учётом учебll()ll
задачи;
.
выявлять дефициты информации. д tllых. необходимых дJlя решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов:
.
.
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключенltii
о
умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
. сrlмостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типа\1Il
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящиЙ с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
о формулировать вопросы. фиксир1,1ощие разрыв между ре,lльным и
желате.,lI.
. использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
JIи,I,ср l,\|)r
состоянием ситуации. объекта. и сilмостоятельно устанавливать искомое и .цанIlое:
образовании;
о формировать гипотезу об истинности собсr,венных суждений и суждений друlllх.
аргументировать свою позицию. мнение
. проводить по
самостоятеjlьно cocTaB-lleн HoNty пJану небо,lьшое исследование tl()
установJlению особенностей литературного объекта изучения. причинно-следственны\
связей и зависимостей объектов между собойl
. оценива,гь на применимость и достоверность информацию, полученную в
x(),,L!,
исследования (эксперимента);
. самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
.
tIроведёttr
наблюдения, опыта. исследоваttия;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщеrrий;
о прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аllfu]огtltllI
или сходных ситуациях, а также выдвигать
3)
.
о
.
о
предIIоJIожеtl
ия об их развитии в
HoItI,
условиях и контекстах. в том чис,,lе в лиl,ера],\,рIlых произвеjlеIIиях.
Работа с информацией:
применять различные методы. инструменты и запросы при поиске и отборе литературII(l|l l1
лругой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать. анi}лизировать. систематизировать и интерпретировать литературнук) и др) l\
информачикl различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же ll
версию) в различных информационных источникzLх;
самостоятельно выбирать оптимальнуlо форму прелставления литературной и ;11l,
информации и иллюстрировать решаемые учебные заl]ачи несложными cxeNlil\
.
.
диаграммами. иной графиксrй и их колtбинаttияпtи:
оценивать надёжность литературной и дрl,гой информаtiии по критериям. предложе]il
учителем или сформулированным самостоятеJIыIо;
эффективно запоминать и систематизировать эту информачию.
Унивсрсальные учебные коммуникативные действия:
l) Общение:
.
.
воспринимать и формулировать суждения. выражать эмоции в соответствии с условия\|]
целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социiulьных :t}]i.
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций. находя
.
литературных произведениях. и смягчать конфликты. вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных TeкcTaxi
aH&IloI,I],
. понимать намерения других. прояв-цяl,ь },важите-,Iьное отношение к собеседник.
корректно формулирова,гь свои возражения]
!
о
в ходе учебного диzlлога и/или дискуссии задавать вопросы по сушеству обсужлаеltrэii
r.
и выскalзывать идеи. нацеленные на решеllие учебной задачи и полlер;{iii
благожелательности обшен
ия
:
. сопоставлять свои суждения с сужденtlя]\tи др}гих ччас,I-tiикоt] .1иацога. обнаруживагь
.
различие и сходство позиций;
публично
представлять
резуJIьтаты
эксперимента, исследования. проекта);
выполненного
опыта
(литературоведческог()
. самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенносlсil
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексl
1,1
использованием иллюстративных материапов.
2) Совместная деятельность:
. использовать
щества коман]ной (парной. групIIовой. коллективtttril
индивидуа,,lьной работы при решении конкретной проблемы на \.роках jlllTepal\
.
преим}
.
обосновывать необходимос,гь приvенения гр\,пповых форм взаи l.ttuействия при petllclli,,,
ltоставленной задачи]
лринимать цель совместной учебной леятельности. колJIек,гивно строить действия по её
достижению: распределять роли. договариваться. обсуж,ltать процесс и резульlаl
совместной работы;
. уметь обобщать мнения нескольких людей;
. IIроявлять готовность руководить, выполнять
поручения.
подчиняться;
планироl]il
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебrr
деятельносl и. определять свою роль (с учётом предпочтений и возможносгей
,
участников взаимодействия). распределять задачи между членами команды. },час.l,в()lr
групповых формах работы (обсуждения. обмен мнений. (мозговые штур]\rы) и иtIыс):
. ВЫПОЛНЯТь Свою часть работы, достигать качественного резулы,ата по своему HallpaB_lclli
и координировать свои дейсr,вия с другими членами команлыi
. оценивать качество своего BKJla.Iltt в обций результат по критериям, сформулирован н ыrr
понимать намерения других, проявJIять уважитеJIыlое от}{ошение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;
. в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой теьtы
и выскaвывать идеи, нацеленнь,е на решение учебной задачи и поддержанllс
благожелательности обшения:
. сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диilлога. обнаружlll
различие и сходство позиций:
. публично представлять результаты выполненного опыта (литературове.lчсt
эксперимента, исследования. проек,га);
. самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентаllии и особенlIосl(
ауди.I.ории и в соотве,гствии с ним составлять устные и письменные Teкc,l ы с
использованием иллюстрати Bll bix ма гериiIJlов:
. участниками взаимодействия на литературных занятиях:
. сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижеIIис
результатов, разделять сферу ответственt:ости и проявлять готовность к предоставленик)
отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действпя:
l ) Самоорганизация:
. выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях. анаJIизируя сит)ir
изображённые в художественной литературе;
.
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятис
решения в группе. принятие решений группой);
. сilмостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть). выби1-,
способ реIления учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собствсl
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
. составлять план действий (план реапизации намеченного iцгоритма
pelIlcIill;j
:
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучасrl,
литературном объекте:
делать выбор и брать ответственнос-rь за решенис.
.
Самоконтроль:
. владеть споообами самоконтроля. самомо,гиваIlии и рефлексии в Ulкольном литературном
2)
образовании; давать адекватную оценку 1rчебной ситуации и предлагать план её изменения:
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникн}ть при решенlll,
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятел ьствам ;
.
.
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности- даваI,ь Oltl
приобретённому опьшу, уметь находить позитивное в произошедшеЙ ситуачии;
. вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятеJIьств и измеllиt}lll,
ситуаций, установленных ошибок. возникших трудностейi оценивать соо,гве,l с l
результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
. развивать способность различать и I{азь]вать сOбственные эмоllии. управлять ими
3)
и
эмоциями других;
. выявлять и анаJIизиромть причины эмоций:
. ставить себя на место другого человека, tl(,нимать мотивы и намерения другого. анализир\,{
примеры из художественной литературы;
.
регулировать способ выражения своих эмоций,
4) Принятие себя и друrих:
. осознанно
относиться
к
человеку.
другому
его
мнению,
размыш,lяя
взаимоотношениями литературных героевi
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и jцr).'|'и\,
осуждая;
проявлять открытость себе и лругим:
осознавать невозможнос гь контролирова] ь всё вокр) | .
.
.
.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5
клАсс
Иметь начальные представления об обшечеловеческой ценнос]и литературы и сё г(
воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерацииl
2) понимать, что литература - это вид искусства и чт() художествеltный ,leKct оt]lичасlс,
текста научного, делового. публицистического:
3) влалеть элементарными умениями воспринлlмаl,ь. аtIаJIизировать. интерпретировать
оценивать прочитанные произведения:
1.1
.
I]
определять тему и главную мысль llрои:tведения. и]\lеl,ь начаlьные IIредставления о родах и
героеts-lIерсоllажей. .IlaBaTb их сравнителыIыс
жанрах литературы;
характеризовать
ХаРаКТеРИСТИКИ; ВЫЯВЛЯТЬ ]Лементарные особеннос,I,и языка художесl,венного llp()и]lJc.lcIl
tической и прозаической речи:
. ПониматЬ сМыс,тIоВое напоЛнение теоре]'ико-ли'гера,I ) рных' понягий и учиться испоJIьзовагL
ИХ В ПРОЦеССе аНаЛИЗа И иllтерпретации произве.,lсllий: художествеtltlая jlитература и \,стнос
народное творчествоi IIроза и поэзия; худOжественный образ: литературные жанры (народная
IIо]
сказка. литературнtu сказка. рассказ. повесть. стихотворение" басня); тема,
идея.
ПРОбЛемаТИКа: Сюжет, композиция, литературный герой (персонаж). речевirя харак,герис1,Ilк1l
персонажей; портрет. пейзаж, художественнаJI деталь; эпитет. сравнение.
Me1,a(;tl1,
олицетворение: :rллегорияl ритм, рифма;
. сопоставлять темы и сюжеты произведений. образы персонажей;
. сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанныс прои,}lJс_]
фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искчсства (с \,Ic
возраста. литературного развития обччающихся),
4) выразительно чи]ать. в том числс llаиз\сгь {не \icIIee 5 llоэlи,lеских произвс.lен и I-1.
выученllых ранее). перелавая JIичное о,гllоIJIение к Ilроизведеник) (с учётом литературноl,(l
развития и индивидуаJIыrых особенностей обучаюшtихся);
5) пересказывать прочитанllое произведение. используя подробный, сжатый, выборочный
пересказ. отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощьк) учитеjtя
форлrулировать вопросы к TeKcTyi
6) участвовать в беседе и диilлоге о прочитанном произведении. подбирать аргумен]ы
оценки прочитанного (с учётом литературного рiввития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 с.i,
учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начаJIьными умениями интерпретации и оценки текс,l,),аlыIо иl\чсlll
произведений фольклора и литературы:
9) осознавать важность чтения и изучения произве,llений устного наролного творчесll]il
художественной литераr,уры для IIознаtIия мира. формироваllия эмоционtшьны\ ll
эстетических впечатлений. а также для собственного развития:
l0) планировать с ломощью учите,]-Iя собственное .Itосуговое чтение. расширять свой кр}г
чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков:
ll) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учите.]lя l]
учиться
публично
представлять
их
результаты
(с
учётом
литературного
развllI
обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники- в ToNI t|tlc
электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиtltекtr
другими интернет-ресурсами. соблюдая правила информационной безопасrtости.
6
1
кллсс
) Понимать общечеловеческую и духовно-нравс,гl]еп нук) ценность JIитературы. осознавать её
роль в воспитании любви к Родине и укреплении елинства многонационzlльного народа
Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства.
о,tлиtlil,
художественный текст от текста научного. делового. публи цисти ческогоi
3) осушествлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фолькjI(,
художественной литературы; воспринимать. анализировать, интерпретировать и ()ltellIi
прочитанное (с учётом литературного развития обучакlщихся);
. определять тему и главную мьiсль произведения. основные вопросы. поднятые aBTopo\l]
укaвывать родовую и жанровую принадлежность tIроизведения; выявлять позицию гер()|I
авторскую
позициюi
характеризовать
героев-персонажей.
давать
их
характеристики; выявлять основные особенности языка художественнOго
сравни,l,с"II
tIр()изве_t,
по.)тической и прозаической речи:
. понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в lrp0l(!.
анilлиза и интерпретации произведений. оформлеtlия собственных оценок и наблюлеlIlll,,
художественная литература и устнос народIlое творчсство: проза и поэзия: хчдожествеt l l Inii
образi роды (лирика. эпос). жанры (рассказ. повесlь. роман, басtrя, послание)i форма и
содержание литературного произве.цеtlия: l,eмa. и,llся. проблема,t,ика; ск)жет. композиllliя:
стадии развития действия: экспозиция. завязка. развитие действия. кульминация. развязкiI:
повествователь, рассказчик. литературный герой (персонаж), лирический герой. речсвая
характеристика героя; портретл пейзаж. художественнzrя детrurь: юмор. ироtlия: эпl]lс|
метафора, сравнениеi олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворttый rl.
(хорей. ямб). ритм, рифма, строфа;
о выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи \t.
ними;
I
.
сопоставлять произведения.
их
фрагменты. образы персонажей. сюжеты pittl]
литературных произведений. темы. проблемы. жанры (с учётом возраста и литературll()l 1,
рiLзвития обучающихся);
. сопоставлять с помощью учителя изученные и саl!1остоятельно прочитанные произвеле|Illя
художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка.
театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтическrtх
лроизведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведеник) (с учёl,,
литературного развития, индивидуальных особенностей обучаюшихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя полробный, сжатый, выборо.r,
творческий пересказ. отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с по\t(
учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочи,l,анном произведении, давать аргументи poвal l ll\
оценку прочитанному;
7) создавать устные и письмеt{ные высказывания разньн жанров (объёмом не менее l00 слов).
писать сочинение-рассужден ие по заданной ,геме с опорой на прочитаtlные произвелсt]rr
аннотацию. отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуtlльно изученных произведений
фольклора. древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных aвTopol] с
использованиеN, методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчест lr
художественной литераryры для познания мира, формирования эмоционапьны,
эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
планировать собственное досуговое чтение. обогащать свой круг ч-гсllllя
рекомендациям учителя, в том числе за счёт произве.ttений современной ли,гературы ;,lля .lcl
l0)
и подростков]
развивать умения кол.цективной проектttой и'llи иссJIсдоватеJIьскоЙ деятелы|остIi
руководством учителя и учи],ься пуб:tично пре,llставлять полученные результаты;
ll)
l2) развивать умение использовать словари и сtlравоrIники.
в том чисjlе в э.;tектронIttlй форr,.
пользоваться под руководством учителя эJlсктронными биб;tиотеками и другими
ресурсами. соблюлая правила иtttРорлtачионнtrй безопасности.
7
l
интерIIсl-
клА(]с
) Понимать общечеловеческук) и духовно-нравственную ценность литературы. осознавать
роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационаJIьпого
Hrill,
Российской Федерации;
2) понимать специфику
литера,гуры как вида словесного искусства. выяв,r]я-гь o,1.
художественного текста от текста научного. Jlелового. пубJl и llистического:
3) проводить смысловой и эстетический анaциз произвеjlений фольклора и х},.rlожсс гвеlll
ЛИТеРаТУРЫ, ВОСПРИНИМаТЬ. аНаЛИЗИРОВаТЬ. И Нl'еРПРеТИРОВаТЬ И ОllеtlИВаТЬ ПРОЧИТОННОС 1ч
учётом литературного развития обучающихся). понима,t,ь. что в литсратурных произведениях
отражена художественная карl,и на мира:
. анализировать произведение в единстве (ltlрrtы и со,llержания: оIlределять тему, главн},I()
мысль и проблематику произвеления, его родовую и жанровую принадлежность; выяв,'тяll,
позицию
героя,
рассказчика
и авторскую
позицию,
учитывая
художественные
особенносljj
произведения; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные харак,герист rlli
оценивать систему персонажей; определять особенности композиции и основной коII4),,
лроизведения; объяснять своё понимание нравственно-философскоЙ. социа-цьно-ис,l,()l]rl tlr
и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обччаttlttlt,
выявлять основные особенности языка хуложественного произведения. по)тиtlеск(),
прозаической речи: находить основные изсlбразите.l ьно-выразительныс средства. характL,}]i
для творческой манеры писателя. оIIределять их х},дожестI]сttные функttии:
. понимать сущность и элементарные смыс-цовые ф},нкIlии теорети
ых понятttii
и учиться самостоятеJIьно испоJIьзовать их в IIроцсссе анапиза и интерtlретации произвелеlllli
оформления собственных оценок и наблкrлений: художественнarя литература и чс1,Il{,
народ;Iое творчество; проза и поэзияi худоjкественный образ; роды (лирика, эпос). жанры
(рассказ, повесть. роман. послание. поэма. песня); форма и содержание литературноl ()
произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический. гражлаttскlti
др.)i сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития деЙствия: экспозиция. завязка. разl]i,
деЙствия. кульминация. развязка; автор. повествователь. рассказчик. литераl,урllьlii l
(персонаж). лирический герой. речевiur характеристика героя; портрет. пейзаж. инlс
художественнiul деталь; юмор. ирония, сатираi эпитет. ме,гафора. сравнение; o-llиlleIB()pcl
гипербола; антитеза, аллегория; анафора: стихотворныЙ метр (хореЙ. ямб. jlaKtlt
ко-л итературн
.
,
амфибрахий. анапест), ритм. рифма. строфа:
. вылелять в произведениях )ле\,lенты х)дt))кL,ственноii форлrы и обнарl,живать связи
ними:
.
Nte,,l(.:l\
их
фрагменr,ы. образы trерсонажей. сюжеты разных
литературных произведений. темы. проблемlr. жанры. художественные приёмы. особеннос l и
сопоставлять произведеlIия.
языка:
.
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художес,гвеtllI
литературы с произRедениями других видов искусства (живопись, музыка, театр. киIlо):
4) выразительно читать стихи и прозу. в том числе наизусть (не менее 9 ttо,l,ги,t.,
произведений, не выученных ранее). перелавая личное отношение к произведеник) (с \,,,
литературного развития. индивидуальных особенностей обучающихся ):
5) пеРеСказывать прочитанное произведение. используя рtвличные виды пересказов. oTBcIIil
на вопроеы по прочитанному произведеник) и самостоятельно формулировать Bollpo(.
тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу:
6) участвовать в беседе и диаJlоге о прочитанном произведении. соотносить собсlвсl
позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанномуi
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом lre пrс,
l50 СлОв), писать сочи неIIие-рассуждсние по за.r(аtlttсlй теме с опорой на прочитаIIlll,
ПРОиЗведенияi под руководством учителя уtlиться исllравлять и редактировать собственныс
письменные тексты: собирать материал и обрабатывать инфсlрпtацию" необходимую :,rя
составления
плана.
таблицы.
схемы!
доклада,
конспекта,
творческой работы на самостоятельно иJlи под
,qитературную или публицистическую TeMyi
аннотации.
руководством
эссе1
литературно-
учителя
выбранIlуlо
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстузrльно и,]ytlе}llI
художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литера,|,уI)l
современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетичс(
анаJIиза:
9) понилtать важность чтения и изучения произведений фольклора и художесlltсl,
литературы для самос,гоятельного познания MLlpa. развития собсl-веlrных ,)моционаJlьI l ы\
fстетических впечатлений:
l0) планировать своё досуговое ttгение. обогащать свой круг чтения ll()
,IoM числе:lа счёт произведений современной
рекомендациям учителя и сверстtlиков. l]
литературы для детей и подростковi
l l ) участвовать в коллективной и индивидуzшьной проектной или исследовате;lьсксlй
деятельности и публично представлять по.,Iученные результатыi
12) развивать умение использовать энциклопедии! словари и справочники. в
числе в электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными библиоrекltl
подбирать проверенные источники в интернеr,-библиоl,екilх д,Iя выполнения учебIlых ].
соблюдая правила информационной безопасности.
|
8
клАсс
l) Понимать духовно-нравственI{уlо цеllность Jlитерат)ры. осознава,|,ь её роль в воспитании
Ilа,гриотизма и укреплении еди}lс,]-ва многоllаtlионzUIьного народа Российской Федерации;
2) llоttимать спечифику литературы как ви.:lа словесного искусства. выявлять оl,личия
3)
.
художественного текста от текста научного. деловоI,о. публицистического;
проводить самостоятельный смысловой
и
эстетический анализ
произRе,,lеtll,ii
художественной литературыl воспринимать. анrlлизировать. интерпретировать и olleIllll,;.
прочитанное (с учётом литературного развития обучак)щихся)л понимать неоднOзllаtlli
художественных смыслов, зilложенных в литературных произведениях:
анzlлизировать произведение в единстве формы и содержания: опредеJIять Te\{alll
проблематику произведения, его родовую и жанровую приналлежность: выявлять Il() tll
героя, повествователя, рассказчика и авторскук) IIозицию, учитываJr художествсllll,
особенности произведения и оlражёtiные в llём реалии: харак]еризовать гсросвперсонажей. давать их сраt]нительньiе характерrlстики. оllенивать систему образов:
выявлять особенности компо]иllии и осtlовной конфликт произведения1 характеризоваl L
авr,орский пафосi выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событиii_
характер авторских взаимоотноtlJений с чиr,ателем как адресатом произведения; объясllятl,
своё понимание нравствен tlо-фиJlOсофской. соltиаl ьно-исторической и эстетическ(lii
проблематики произведений (с учё,rом вOзраста и -1итературного ра,]вития обучающихся):
выявлять языковые особенносr,и хуjlожесl веlIног() произведения. поэтической Il
прозаической речиi находить основllые изобразительно_выразительные средс гltil_
характерные для творческой манеры и стиля писателя. определять их художественныс
.
функции;
овладеть сущностью и пониманием смысловых функчий теорети ко-литературных поllя
и самостоятельно использовать их в процессе анi}лиза и интерпретации произве.Ilс
оформления собственных оценок н наблюдений: хуложественнм литерат\,ра rl \(
народное творчество; проза и поэзия; художественный образ. факт, вымысел; ро,цы (j]IIi
эпос. лрама). жанры (рассказ. повесть. роман. баллапа. послание. поэма. песllя. с()l.
лироэпические (поэма, баплада))l форма и содержание литературного произведе}lия; Tcrl.
илея. проблематика: пафос (героический. патриотический. гражланский и др.); сю;t;сr.
композиция. эпиграф; стадии развития jlействия: эксIl0зиция. ,]авязка. развитие лейстнr,
кульминация, развязка: консРllикт: система образов: автор. Irовествователь, paccкa]ll]!li.
литературный герой (персоrrаж). лирический герой. речевая характеристика героя; ttор,грсl.
пейзаж. интерьер, художественная детirль, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск:
эпитет, метафора. сравнениеi олицетворение. гипербола: антитеза. аллегория: анафсl1-1ll
звукопись (аллитерация, ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибраr
.
анапест). ритм. рифма, строфа; афоризм;
рассматривать отдельные изученные произведения
в
рамках историко-литера
процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность
историческому времени. определённому литературному направлению);
.
.
г\
l
произве,,lеIIll
выделять в произведениях элементы художествеI l Itой формы и обнаруживать свя,]и Me7L,
нимиi определять родо-жанровчю спешифик1 и,]\ tleHHot,() х},дожествен ного произведен1.1я:
сопоставлять произвеления. их фрагмен,гы. образы rtерсонажей. литературные яв.jlенILI
факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы. жанрыхудожественные приёмы, эпизоды текста. особенности языка;
. сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художествен ll() ii
литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство. м},з1,II
театр. балет, кино, фотоискусство. компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу. в том числе наизусть (не менее l l поэ-l,ичс
произведений, не выученных ранее), передавalя личное отношение к произвеjlсlllll
учётом литературного развитиял индивидуirльных особенностей обучакlщихся):
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочи,Iаllное произвсдение, используя pit,J.llиtill
виды пересказов. обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятсльно формулировir,
вопросы к тексту; пересказыI}ать ск)жет и Rычлеtlять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанноN,t прои,}ведении. соотносить собственнyltr
позицию с позицией автора и пози!lиями учас,rllиков диалога. давать аргументироваllIIук)
оценку прочитанному:
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 словtписать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведсIIl
исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать матсриа.,
обрабатывать информацию. необходимую для составления планa, таблицы, схемы. ,]lok
конспекта, аннотации. эссе. отзыва. литературно-творческой работы на сдмос,l()яlt
тему. применяя различныс l,,
выбранную литературную
или публичистическую
,
цитирования;
8) интерпретировать и оценивать TeKcryzulbнo изученные и самостоятепьно прочитаllli
художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубс;r,
литераryры
9)
и
современных авторов
с
использованием методов смысJlового чтсIl
эстетического анitлиза;
понимать важность чтения и изучения произвелений фольклора и х}цожсстttсl
литераryры как способа познания N{ира и окр),жаюшей действите-qьности. tlcTo(llli
эмоциональньп и эстетических впсчатлений. а TaKI(e cpe,r(cтBa собственного развития;
l0) самостоятельно планировать cBoit дос} гов()с чтенис. обогащать свой ли,гературный кругозор
по рекомендациям учителя и сверстников. а такжс про8еренных интернет-ресурсов. в 0-(.)N1
чисJIе за счёт произведений современной JIитературы;
l
l)
участвовать в коллекгивной и
и H,,tlt
ви.lуап
ьной проектной и исследовател
ьск() il
деятельности и публично предстаl]лять полученные резульl,атыi
12) самостоятеJIьно использовать энциклопедии. словари и справочники. в том чис-I(
электронноЙ форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Инте1l
проверенные источники для выполнения учебных задач; применя,гь Икт. соблюлая прi,
информаuионной безопасности.
9
клАсс
l) Понимать духовно-нравственнук) и кчльтчр}lо-эстетическую ценность литератчl]1,1_
осознавать её роль в формировании гражланствен ности ll патриотизма. уважения к cl](rc
Родине и её героической истории, укреllлении единства многонационаIьного HaI](),1.,
2)
3)
Российской Фелерации:
понимать gпецифические черты литературы как вида словесного искусства. выяR.lяl
главные отличия художественного текста от
текста научного.
делоtsl)]
публицистического:
владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анаJrиза пр()tlзве l
(от древнерусской
пнOjlизl]|-llr
художественной
литературы
ло современноЙ):
литературные произведения разных жанров; воспринимать. анlulизир()l]..
интерпретировать и оценивать прочи,rанное (с учётом литературного разви |ll)I
обучаюшихся). понимать условность х),ложес,tвенной каргиtlы мира. отражённоii
.
литературных
произвеjlениях
художественных смыслов:
с
учёrопл
l
IеOдllозначности
заIоженных
в
llIl
анализировать произведение в единстве форпrы и содержания; определять TeMaTplK}, Il
проблематику произведения. его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позиItиl()
героя. повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывiul художествеl| lll
особенности произведения и отраженные в нём реа,rии: характеризова,Iь гегl
персонажей. давать их сравнительные характеристики. оценивать систему обр
выявлять особенности композиции и основной конфликт произведенияi xapakl,ep}i,}l
авторский пафос: выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев. собLr
характер авторских взаимоотношеttи й с читателсм как а"tрссаtом произведения: rlбъясtr,,
своё понимание нравственно-философской. социzlл ьно-истори чес кой и fсl'е-гичесli(
проблематики произведений (с учётом Jlи,гературt lого развития обучаюlцихся)' выяв,'iяll,
языковые особенности художествеlIного произвс,Ilения. Ilоэтической и ltрозаической pc,r"
находить основные изобразител ьно-выра,}ител ы l ые cpe,,lcтBa. характерные для твОРчесlitlil
манеры писателя. определять их художественные функrrии. выявляя особеннос,l,и
авторского языка и стиля:
,
.
овладеть сущностью и поIlимаtlие}l сl\lысJlовых фr,нкltий тсорети ко-Jlитературных поtlяlli,
и самостоятельно использовать их в проl(ессе анfuIиза и инl,ерпретации прои,rведсtlий.
ОфОРмления собственных оценок и наб-,lюлеttий: художественная литература и },c,l нос
народное творчество; проза и поэзия; художсственный образ. факт, вымысел; литературныс
направления (классицизм. сентимента-qи,]ý|. романтизм. реализм); роды (лирика. ]IIос.
драма), жанры (рассказ. притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия. бап:l:l
послание. поэма. ода, элегия. песня. отрывок. сонет. лироэпические (поэма. ба-,]_1а
форма и содержание литературного произведения: тема. идея, IlробJlематика: Il
(героический, патриотический. гражданский и др,)i сюже,г. коI!,позиция. эtlигра(l: с
развития действия: экспозиция. завязка. развитие лейс1,вия. кульминация. ра,tвязка. эlIl
авторское/лирическое отступлениеl конфликтi система образов; образ aBl1,
повествователь. рассказчик. литературtrый героl"l (псрсонаж). лирический гсl](l,
лирический персонаж; речевая характеристика I ероя: портрет. пейзаж. интерьер,
l
о
.
х)цожественнtul детaulьi симво"q. подтекст. lIсихоjIогизм: реIlJIика. ,llиitлог. мо}lологl ремарка:
юмор. ирония. са,гира. сарказм, гротеск; :rrtиr,ет" метафора, метонимия, сравнеI|ие.
олицетворение. гипербола. умолчание. паралJIелизм: антитеза. аллегорияi риторическllii
вопрос, риторическое восклицание; инверсия. анафора, повторi художественное вре]\rя ll
пространство; звукопись (аллитерачия. ассонанс); стиль: стихотворный метр (хорей. яr
дактиль, амфибрахиЙ, анапест), ритм. рифма, строфа; афоризм;
рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках исl()l
литературного процесса (опрелелять и учитывать при анализе принаllJlе)|ii
произведения к историческому времени, определённому литерат),рному направлеlItIю):
выявлять связь между важнейшими фактами биографии писа,r,елей (в том числс д
Грибоедова. А. С. Пу,пtкина. М. Ю. JleplloH-1,oBa. Н. В. [ilго:tя) и особеннос,I я rll
исторической эпохи. авторского мировоззрсния. tроб.] lr-,Ma rи ки rlрtrизведений;
. выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между
ними: определять родо-жанровую спечифику изученного и самостоятельно прочитан}lого
художественного произведения ;
.
сопоставлять произведения. их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстtll}l,lt,
связей), образы персонажей. литературные явления и факты, сюжеты разных литератчпli
произведений. темы. проблемы. жанры. художественные
приёмы. )пизо.]ы lcl
особенности языка;
. сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные прои3ВедеtIия кудожсс lt]'.
литературы с произведениями других видов искусства ( изобразительнос искусство. NI\ ;i
театр. балет. ки но, фотоискусство. ком пьк)терная графи ка):
4) выразительно читать стихи и прозу. в 1,()м числе наизусть (не Merlee 12 поэ'гических
произведений. не выученных ранее). передавая личное отношение к произведению (с
учётом литературного развития. индивидуaulьных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятеJtьIlо IIрочиl,аltное произведение. используя различll1,1,,
t
t
виды устных и письменных переска]ов. обстоятелыtо отвечать на вопросы ll()
прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к TeKcl),
переск{вывать сюжет и вычленять фабулу:
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссиll
литературные темы. соотносить собственную позицию с позицией авторu и ]\,llIcIl
участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и о,гстаиl]it l L
точку зрения, используя литера,гурные аргументыi
I
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не мепсе 250 cll,
писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные прои,tве_,l(
представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемныii Brll
исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты: собирать ]\lal с|l].,
обрабатывать информацию. необходимукl для составлепия llJlaHa, r,аб';tицы, cxeN,lы..,loK,li]
конспекIа. аннотации. эссе. отзыва. рецензии. Jlиl,ературно-твtrрческой работы tttr
самостоятельно выбраннукl JIитератчрll чю или ttублицисти.tескую тему. приNlеtlя,
различные виды цитирования:
8) самостоятельно и нтерпретировать и оцеIIивать текстуально изученные и самостоятельно
прсчитанные хуложественные произведения древнерусской, кJlассической русской lI
зарубежноЙ литературы и современных авторов с использованием методов смысловоI1]
чтения и эстетического ан:lлиза:
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений
фольклорl
художественной литературы как способа познания мира и окруя(ающей действитслыI,
источника эмоционiшьных и эстетических впечатлений. а также средства собсIRсl
развития;
самостоятельно план ирова,| ь своё дос} гов()е ч ген ис. обоl аща1 ь свllй ltиlератlрttt,tй Kpr lr,,
по рекомендациям учиl,еля и сверстIlиков. а также пр()версIIных интернет-ресурсов, в l(
числе за счёт произведепий современной ли,l,сратурыi
l l) 1,часr,вовать в коллектив}Iой и инливидl,апьной проектной и исследовательскоii
деятельности и уметь публично презентовать поJIученные рез},льтаты;
l 2) умегь самостоятельно пользоваться энциклопедиями. словарями и справочной литерат} рой.
I0 )
информационно-справочными
системами.
в том числе
в электронной
форме;
пользоватьсl,
каталогами библиотек. библиографическими указателями. системой поиска в Интерtlс
работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фонлах и Иtrr,ср
проверенные источники для выполнения учебных задачi применять Икт. соблюдая llpi.
информационной безопасности.
При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует y!lti,1,1,1tl.
что формирование различных чмений- навыков. кtlпtпетенций tIроисходиl, ) patlll,
обучающихся с разной скоростью и в разной стс!tени. что ликтует необходиllrlс
дифференчирован ного и индивидуаjlьного ttодхода к ним и примеllсtlия разных с гратегий
создания индивидуальных образовательных траекторий /lостижения ,)тих результатов.
tl