Муниципальное бюджетное общеобразовательное )п{реждение Ча;tтырская средняя общеобразовательная школа Ns2 Мясниковского района Ростовской области на заседании ШМО Протокол Nч l от 22.08,2023г, Р}ководитель ШМО i),/ т УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО Протокол Ns1 заседания методического совета МБоУ СоШ Ns2 от 24.08.2023г. Зам. дире ра по 1 Барнагян Е.А ]ф110 ll l УВР Гайбарян М,Т. ПРОГРАММА РАБОЧАЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ к учебникам (Обществознание)> (авторы: Л.Н. б_9 клАссы Количество часов: 6,7,8,9 классы Учителя Боголюбов) - i час в неделю - Чувараян К. К, !зреян М.Ш. Барнагян Е.А. 2023 - 2024 учебный гол х 4 + .it ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩАЯ (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ>) УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА основе рабочая программа по обществознанию составлена на образовательно;i положениЙ и требований к результатам освоения основной государственно]\l Федеральном в представленныХ программы, в соответствии с образовательном стаядарте основного общего образования, (2018 г,), а Концепцией преподавания учебного предмета <Обществознание> рабочей программы воспитани,l, также с учётом федс,ра:lьноii школой функuии Обществознание играет ведущую роль в выполЕении позволяет интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет особенности последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста в современных современного общества, различные аспекты взаимодействия с основными институтами государства и условиях людей друг с другом, ap"*ou".*o.o общества, реryлирующие эти взаимодействия социtulьные нормы. Изуление обществознания, вкJIючающего знания о россиискоNl об основах обществе и направлениях его развития в coBpeMeHHbIx условиях, человека и конституционного строя нашей странь1, правах и обязанностях .pu*our"*u, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности нацио-наJIьным ценностям. Привлечение при изr{ении обществознания помогает обучающимся различных источников социальной информации культурной, социаJIьно-экономической и освоить язык современной политической коммуникации, вносит свой вкJIад в формирование осмысливать, метапредметных умений извлекать необходимые сведения, и применять их. преобразовывать в мир Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся и культуры и общественных ценностей и в то же время открытию yr"ap".o"nro собственного <Я>, формированию способности к рефлексии, в обществе, оценке своих возможностей и осознанию своего места <ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ) ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА в основной школе являются: целями обществоведческого образования . о патриотизма, гражданствеЕности, социальной ответственности, правового народа; -самосознаЕия, приверженности базовым ценностям нашего понимания приоритетностtl обуlающихся у Рёзвити€ интересов, приверженности правовыI\t воспитание общероссийской общенациональных идентиtIности, -l{ 1 и принципам, закреплённым в Конституции РоссиЙскоЙ Федерации законодательстве Российской Федерации; a развитие личности на исключительно - в подростковом возрастеl, становление ,я важном этапе её социализаци;,i её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведениJl, основанногонаУВаженииЗаконаипраВопорядка;развитиеинТереса к к изучению социаJIьных и гуманитарных дисциплин; способности самоопределению, самореализации, самоконтролю; личному мотивации к высокопРоизводительной, наукоёмкоЙ трудовой деятельности; картины общества, формирование у обучающихся целостной по адекватной современному уровню знаний и доступной ocBoeH1,1e содержанию для школьников подросткового возраста; сферах человеческой деятельности, учащимися знаний об основных социальных институтах, нормах, реryлирующих общественные средой и отношения, необходимые для взаимодействия с социа,ltьной и гражданиЕа' выполнениJI типичных социаlьных ролей человека (поrryчать владение умениямИ функчионально грамотного человека социiшlьную из разнообразных источников и критически осмысливать информацию, систематизировать' анаJIизировать полученные коммуникативной, данные; освоение способов позвавательной, необходимых дJUI участия в жизни практической деятельности, гражданского общества и госуларства); создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с р€вличными политическими, правовыми, социальными институтами финансово-экономическими и другими для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обшестве; полученных знаний и умений д:rя формирование опыта примеЕения ВыстраиВаниJIотношениймеждУлюДьмиразличньж и в национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесениJI своих действий и нормами действий других людей с нравственными ценностями поведения, установленными законом; содействия правовь]N,lи способами и средствами защите правопорядка в обществе, МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ> УЧЕБНОМ ПЛАНЕ в l ВсоответствиисУчебнымпланоМобществознаниеизУчаетсясбпо9класс. обшееколичесТВоВреМениначетырегодаобУчениясостаВJLяетl36часов. 1 час, Обrцая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет j{ { l ,: СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОf О ПРЕДМЕТА 6 клАсс Человек и его соцпальное окруя(ение, Биологическое и социаJIьное в человеке. Черты сходства и различия социальные. человека и животного. Потребности человека (биологические, духовные). Способности человека. Индивид, индивидуаJIьность' личность, Возрастные периоды жизни человека и формирование личности, отношения между поколениями, Особенности подросткового возраста. Jlюди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социzlльнаJI позиция. (игра,, трул, учение), l-{ели и мотивы деятельности. Виды деятельности познание человеком мира и самого себя как вид деятельности, Право челоВека на образование, Школьное образование, Права и обязанности учащегося. общение. Щели и средства общения, особенности общения подростков, Общение в современных условиях. в отношения в мапых группах. Групповые нормы и правила, Лидерство группе. Межличностные отношения (деловые, личные), отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества, Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка, отношения с друзьями и сверстниками, Конфликть1 в межличностных отношеЕиrIх. Общество, в котором мы ясивём. Что такое общество. Связь общества и природы, Устройство обцественной жизни. основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные общности и группы. Положение человека в обществе, такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его Ресурсы и экономического развития. Виды экономической деятельности, что возможности экономики нашей страны, Политическая жизнь общества, Россия - многонационЕLпьное Герб, государство. Государственная власть в нашей стране, Государственный Госудuрсruенный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерачиtt, века. Место нашей Родины среди современнь]х в начшIе наша страна государств. xxl Культурная жизнь. российского народа. -{ щrховные ценности, традиционные ценности ,," { 1 развитие общества. Усиление взаимосвязей современного общества. стан и народов в условиях ,,Я их решения глобальные проблемы современности и возможности сообщества и международных организаций, усилиями международного 7 клАсс Социальпые ценности и нормы, гражданина, общественные ценности. Свобода и ответственность i ,i Гражданственность и патриотизм, Гуманизм, жизни и поведения Социальные ЕормЫ как реryлятОры общественной традиции и обычаи, человека в обществе. виды социмьных Еорм. чувства Принципы и Hopмbi морали, .Ц,обро и зло, Нравственные человека. Совесть и стыд. и собственного моральный выбор, Моральная оценка поведения людей и человека, поведения. Влияние мораJIьных норм на общество право и его роль в жизни общества, Право и мораль, Человек как участник правовых отношений, норма, Участники правоотношения и их особенности, Правовая Правовая оценка прu"ооrпо-aний. Правоспособность и дееспособность, поведение, Правовая поступков и деятельности человека, Правомерное культура личЕости. Проступок правонарушение и юридическая ответственность' ,1 личности и общества, npaarynnan"". Опасность правонарушений для Федерации, йрu"u и свободы человека и гражданина Российской в Российской гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина обязанности гражданина Российской ' Федерации. Конституционные Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты, Основы российского права, - основной закон, Законы и лица основы гражданского права, Физические и юридические в Констиryция Российской Федерации подзаконные акты. Отрасли права, прав собственности, гражданском праве. Право собственности, защита купли_ основные виды гражданско_правовых договоров, щоговор защиты, возможности их и продажи. Права потребителей отношений, несовершеннолетние как участники гражданско-правовых человека, общества и основы семейного права, Важность семьи в жизни госУдарстВа.УсловиязаКгIючениябракавРоссийскойФедерации.Праваи и интересов детей, оставшихся обязанности детей и родителей. Защита прав без попечения родителей. и основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права трудового обязанности. Труловой договор. Заключение и прекращение правового статуса договора. Рабочее время и время отдыха, особенности несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности, и виды юридической ответственности, Гражданско-правовые проступки ответственность, Административные проступки и гражданско-правовая административная oTBeTcTBeHttocTb' .Щисциплинарные проступки дисциплинарнаrI ответственность. Преступления юридической oTBeTcTBeItHocTb. особенности ,| и уголовна,i ответственности я несовершеннолетних. Правоохранительные органы в Российской Федерации, Структура органов Российской Федерации, Функции правоохранительных правоохранительньlх органов. 8 клАсс отношепиях. и жизнь Человек в экономических Экономическая общества, Потребности ресурсы ограниченность ресурсов. Экономический выбор, экономическ€ш система и её функции, Собственность, Производство - источник экономических благ, Факторы производства, труловая деятельность. Производительность труда, Разделение труда, предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. обмен. .Д,еньги и их функllии. Торговля и её формы, рыночная экономика. Конкуренция, Спрос и предложение, Рыночное Многообразие рынков, равновесие. Невидимая рука рынка. предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль, Как повысить эффективность производства. Заработная плата и стимулирование труда, Занятость и безработица, и посредники (банки, страховые компании, Финансовый рынок кредитные союзы, участники фондового рынка), Услуги финансовых посредников. основные типы финансовых инструментов: акции и облигации, кредит, Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, платёжнм карта' денежные переводы, обмен валюты), ,Щистанционное потребителя банковское обслуживание. Страховые услуги, Защита прав финансовых услуг. экономические функции домохозяйств, Потребление домашних пользования, хозяйств. Потребительские товары и товары длительного ..,з rffi ,'ffi Личный Источники доходов и расходов семьи, Семейный бюджет, # сбережений, и финансовыЙ план. Способы формы и Экономические цели и функции государства, Налоги, Щоходы расхолы бюджетнаяl'| бюджет, Государственная Государственный государства. политика Российской Федерации, Государственная денежно-кредитнаЯ политика по развитию конкуренции, Человек в мире культуры, культуры,на культура, её многообразие и формы, Влияние духовной молодёжная культура, формирование личности. Современная Роль науки в Наука. Естественные и соци€шьно-ryманитарные науки, развитии общества. образования образование. ЛичностнаJI и общественная значимость современном обществе. Образование в в Российской Федерачии, Самообразование. Федерации, Политика в сфере культуры и образования в Российской Свобода понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества, и мировые религии, совести и свобода вероисповедания, Национальные РелигииирелигиозныеобъеДинениявРоссийскойФедерации. жизни человека и что такое искусство. Виды искусств, Роль искусства в общества. мире, роль информации и информачионных технологий в современном культура и информаЦионная безопасность, Правила ИнформационнаЯ безопасного поведения в Интернете, 9 кллсс Человек в политическом измерении, политика и политическая власть, Государство - политическая и внешнJIя организация общества. Признаки государства, Внутренняя политика. Форма государства. Монархия и республика - основные формы npu"na""". Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство. Политический режим и его виды, Правовое государство .I|,емократия, демократические ценности, гражданское общество. Участие граждан в политике, Выборы, референлум, обществе. политические партии, их роль в демократическом Общественно-политические организации, |/1 fраясланин и государство, ,,{ Основы конституционного строя Российской Федерации, Россия с республиканской федеративное правовое государство демократическое - социальное государство, Основные направления и приоритеты соци:шьной политики российского государства, Россия - формой правления. Россия светское государство. законодательные, исполнительные и судебные органы государственнои Российская власти в Российской Федерации. Президент - глава государства Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерачии: Государственная Сулебная И Совет ФедеРации. ПравиТельствО РоссийскоЙ Федерации, .Щума в РоссийскОй ФедерацИи, КонститУционный Федерации. Верховный Суа Российской Федерации, система Суд Российскоr"r государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерачии. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город автономный округ. область, федеральногО значения, aBToHoMHaJl Констиryционный статус субъектов Российской Федерации, Местное самоуправление. n Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека гражданина. Гражданство РоссийскоЙ Федерации, Взаимосвязъ конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Росси Федерации. Человек в системе социальных отношений, социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. социальный статус человека в обществе, Социальные роли, Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности, Функции семьи, Семейные ценности. Основные роли членов семьи, Этнос и нация. Россия - многоfiационtuIьное государство, Этносы и нации в диалоге культур. социальная политика Российского государства, Социальные конфликты и пути их р€врешениJI, отклоняющееся поведенИе. опасностЬ наркоманиИ И Еlлкоголизма дJUI и общества. Профилактика негативных отклонений поведения, человека Социальная и личнаJI значимость здорового образа жизни, Человек в современЕом изменяющемся мпре, iйii ffi ,, ffi Информационное общество. Сущность глоба:tизации, Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия, Глобальные и способы её проблемы и возможности их решения, Экологическая ситуация улучшения. молодёжь - активный участник общественной жизни, Волонтёрскос движение. профессии настоящего и будущего, Непрерывное образование и карьера. здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир, особенности общения в виртуаJlьном пространстве, Перспективы развития общества. I 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ,:rt РЕЗУЛЬТАТЫ С Личностные и метапредМетные резуЛьтаты предСтавленЫ УЧеТОГ\,l основной школе, особенностей преподавания обществознания в предмета планируемые предметные результаты и содержание учебного входящих в курс содержательных с распределены по годам обучения учётом освоения основной *одуп"и (разлелов) и требований к результатам Федеральном программы, представленных в образовательной госУларственномобразователЬномстандартеосновногообЩегообразования' рабочей программы воспитания, а таюке с уrётом федеральной об обществе ti Содержательные модули (разлелы) охватывают знания общества и знание человеке в целом, знаttия всех основных сфер жизни вариан1 основ российского права. Представленный в программе (разлелов) по годам обучения является одним из распределения модулей возможных. предлагается научным сообществом и представителями высшей школы (разлел) такое раслределение содержания, при котором модуль <<основы изучение курса в основной школе, рсrссийского права) замыкает ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты воплощают традиционные российские в обществе социокультуРные и духовно-нравственные ценности, принятые нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоватьс,l принятии ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при собственных решений. они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки задач социальной направленности и опыта на решение практических направлениям конструктивного социаJIьного поведения по осItовным воспитательной деятельности, в том числе в части: Граясданского воспитанпя: и реализации егс готов}tость к выполнению обязанностей гражданина людей; активное прав, уважение прав., свобод и законных интересов других организации, местного сообщества, участие в жизни семьи, образовательной любых форм экстремизма, дискриминации; родного края, страны; неприятие в жизни человека; понимание роли рвJrичных социttльных институтов гражданин4 представление об основных правах, свободах и обязанностях отношений в социаJIьных нормах и правилах межличностных представление о поликультурном и многоконфессиональном обществе; к разнообразной способах противодействия коррупции; готовность и созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию ,,{ :,].Ч готовность к взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; помощь людям, ryманитарной деятельности (волонтёрство, участию в нуждающимся в ней). Патриотического воспитанпя: и осознание российской гражданской идентичности в поликультурном обществе; проявление интереса к познанию родного края.' народоts языка, истории, культуры Российской Федерации, своего многоконфеСсионаJIьноМ России;ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины-России,к трудовыl\,l науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и государственным достижениям народа; уважение к символам России, праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, .Щ5rховно-нравственного воспитания : нравственного ориентация на мораJIьные ценi{ости и нормы в ситуациях поведение и выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, норм с уч ётолt поступки других людей С позиции нравственных и правовых последствий поступков; активное неприятие асоциальных осознаЕиЯ поступков; свобода и ответственНость личносТи в условияХ ИНДИВИДУаЛЬНОГL] и общественного пространства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального блаrополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему последствий и здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание курение) неприятие вредных привычек (употребление аJIкоголя, наркотиков, и иных форм врела для физического и психического здоровья; соблюдение в интернетправил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющи]\{ся том числе социальным, информационным и природным условиям, в осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; не осуждая; умение принимать себя и других, права на сформированность навыков рефлексии, признание своего ошибку и такого же права другого человека, Трудового воспитания: практических задач (в рамках установка на активное участие в решении и семьи, образовательной организации, города, края) технологической l" социальной направленности, способность инициировать, планировать саМостояТельноВыполнятьтакоГороДадеятелЬносТЬ;интереск в том числе на практическому изучению профессий и труда различного рода, осознание важностtl основе применения изучаемого предметного знания; профессиональноii обучения на протяжении всеЙ жизни дJUl успешноЙ деятельности и развиl,ие необходимых к труд}, и умений для этого; уважение построенис осознанный выбор |aryn"rurul,r труловой деятельности; и траектории образов ания и жизненных планов с учётом ""дr""ду-uной личных и общественных интересов и потребностей, экологического воспитания: и естественных наук ориентация на применение знаний из социальных среды, планирования поступков и для решения задач в области окружающей окружающей среды; оценка возможных последствий своих действий для экологической культуры, осознание глобмьного повышение уровня характера экологических j проблем и путей их решения; активное неприятl,]L, среде; осознание своей роли как действий,, приносящих вред окружающей приролной, гражданина и потребителя в условиях взаимос-вязи и социа:Iьной сред; готовность к участию в практическоГt .il I l технологической деятельности экологической направленности, Щенности научного познания: ориентация в деятельности на современн},ю систему научных природы и представлений об основных закономерностях р€tзвития человека, средой; общества,, о взаимосвязях человска с природной и социаJIьной познания мира; овладение языковой и читательской культурой как средством ycTaHoBKа овладение основнымИ t{авыкамИ исследоватеЛьской деятельЕости; стремленlIе и опыта, наблюдений, поступков на осмысление и коллективногс совершенствовать пути достижения индивидуального благополучия. адаптацию обеспечивающие личностные результаты, природпои обучающегося к изменяющимся чсловпям социальной и среды: освоеItие обучающимися социаJIьного опыта, основt{ых социЕUIьных возраста, норм и правил ролей, соответствующих ведущей деятельности и сообществах, общественного поведения, форм социальной жизни в группах включая семью, группы, сформированные по профессиональноil взаимодействия с людьми rI,] деятельности, а также в рамках социальЕого другой культурной среды; обучающихся во взаимодействии в чсловиях способность неопределённости, открытость опыту и знаниям Других; способность действовать в условиях неопределённости, открытость через опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности людей; практическую деятельность, в том числе умеЕие учиться У других ( : ,,jiil компетенции осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и из опыта Других; навык выявления и связывания образов, способность способность формулировать идеи, формирования новых знаний, в том числе понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, i, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознаваl своё развитие: дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать по характерным умение распознавать конкретные примеры понятия выполнять операции в соответствии с определением и признакам, простейшими свойствами понятия' конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениJIми в области концепции устойчивого развития; природы, общества и умение анЕuIизировать и выявлять взаимосвязи экономики; на окружающуri) умение оценивать свои действия с учётом влияния среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и и последствия, формировать опыт, уметь находить оценивать риски позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ метапредметные результаты освоения основной программы., формируемые при изучении обществознания: 1. Овладение универсальными учебными образовательной познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки соци€uтьных явлений и процессов; ii i n признак классификации социаJIьных устанавливаТь существенный и сравнения, критерии проводимого фактов, основания для их обобщения анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения 1,1 поставленной задачи; п выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений процессов; индуктивных делать выводы с использованием дедуктивных и аналогии, формулировать гипотезы о умозаключений, умозаключений по взаимосвязях; (сравнивать самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи с несколько вариантов решения' выбирать наи-более подходящий учётоьл самостоятельно выделенных критериев), Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; между реаJIьным и формулировать вопросы, фиксирующие разрыв желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; собственньrх суждений и формулировать гипотезу об истинности суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственныХ связеЙ и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информачию, полriенную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам оценки проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами достоверносТи полученнЫх выводоВ и обобщений; и прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий в ана,'Iогичных или сходных ситуациях, выдвигать их последствия предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, Работа с информачией: 11 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске информации или данных из источников с учётом предложенной отборе учебной задачи и заданных критериев; :{ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретирова1 ь информацию различных видов и форм представления; или опровергающие находить сходные арryменты (подтверждаюшие источниках; одну и ту же идею, версию) в различных информашиовных выбирать оптимальную форN{у представления самостоятельно информачии; предJIоженным оценивать надёжность информации по критериям, самостоятельно; педагогическим работником или сформулированным информацию, эффективно запоминать и систематизировать действиями. 2. Овладепие универсальными учебпыми коммупикативнымlt Обшение: эмоции в воспринимать и формулировать суждениJt, выражать соответствии с целями и условиями общения; и письменных текстах; выражать себя (свою точку зрения) в устньтх средства общения, понимать значение распознавать невербальные предпосылки конфликтньrх знать социальных знаков, и распознавать сиryаuий и смягчать конфликты, вести переговоры; отношение к понимать намерения других, проявлять уважительное свои возражения; собеседнику и в корректной форме формулировать по существ}, в ходе диа,тIога и (или) дискуссии задавать вопросы на решение задачи ,t обсуждаемой темы И высказывать идеи, нацеленные поддержание благожелательности общения ; сопоставлятЬсВоисУжДенИяссУжДенияМидрУгихr{астникоВДиалоГа' обнаруживать различие и сходство позиций; исследоваЕия, гryблично представлять результаты выполненного проекта: с учётом задач самостоятельно выбирать формат выступления соответствии с ним составлять презентации и особенностей аулитории и в с использованием иллюстративных материалов, устЕые и письменные тексты Совместная деятельность: и индивИдушlьЕоrl flониматЬ и использовать преимущества командНой конкретной проблемы, обосновывать необходимостr, работЫ при решениИ при решении поставлевной применения групповых форм взаимодействия задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить договариваться, обсуждать действия по её достиже нию: распределять роли, обобщать мнения нескольких процесс и результат сов местной работы; уметь r-J .ffi ::*{ * , ,Е людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; свою роль (с планировать организацию совместной работы, определять взаимодействия), r{ётом прьдпоrr"п"й и возможнэстей всех r{астников команды, участвовать в групповых распределять задачи между членами мнений, (мозговые штурмьD> и иные); формах работы (обсуждения, обмен по выполнять свою часть работы, достигать качественного результата членаN{ii своему направлению и координировать свои действия с другими команды; критериям' оценивать качество своего вкJIада в общий продукт по взаимодействия; члена команды в сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого сферу ответственности и проявлять самостоятельЕо сформулированным участниками достижение результатов, разделять готовность к предоставлению отчёта перед группой, 3. Овладение универсальными учебвымп реryлятивными действиями. Самоорган иза ция: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориеЕтироваться в различных подходах принятия решенtrir в группе); (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений (или его часть), самостоятельно составлять аJIгоритм решения задачи и выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов аргументировать предлагаемые варианты возможностей, собственных решений; алгоритма составлять план действий (план реализации намеченного алгоритм с учётом получения решения), корректировать предложенный новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение, Самоконтроль: владеть способами самоконтроля' самомотивации и рефлексии; план её изменения; давать адекватную оценку ситуации и предлагать трудности' которые моryт возникнуть учитывать контекст и предвидеть при решеItии учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов опыту, уметь находить деятельности, давать оценку приобретённому позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, трудностей; изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших .: ,],l оценивать соответствие результата цели и условиям, эмоциопальный пнтеллеlсг: собственными эмоциями и эмоция]\,I}i различать, называть и управлять .,J ,..'ý| других] выявлять и анализировать причины эмоции; мотивы и намерения ставить себя на место другого человека, понимать другого; эмоции, реryлировать способ выражения Принятие себя и других: мнению; осознанно относиться к друго},у человеку, его признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; вокруг, осознавать невозможность контролировать всё ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ б клАсс Человек и его социальное окружение человека, человека и её видах, формировании личности, деятельности общении и егс обязанностях . осваивать знания о социччlьных и применять образовании, правах и . . свойствах учащихся, людьм[l: с npuurnu*, особенностях взаимодействия человека другими ХаРаКТеРизовать традиционные российские духовно-нравственЕые традиций; характеризовать ценности на примерах семьи, семейных их индивидуальный основные потребности человека, показывать и социальной характер; особенности личностного становления здоровья; позиции людей с ограниченными возможностями и его значение для человека и деятельность человека; образование ОбШеСТВа; - её различных мотивов и ПРИВОДИТЬ ПРИМеРЫ ДеЯТеЛЬНОСТИ ЛЮДеИ, групп, положения особенностей в современных условиях; маJIых группе l,: проявлений лидерства, конструктивНых разрешений конфликтов; соперничества и сотрудничества людей в группах; признакам виды деятельности по в группе; конфликтных классифицировать разным человека человека, потребности людей; ситуаций в малой ,{ : сравниватЬ понятия (индивид)), (индивидуальность)), свойства человека и животных; виды деятельности (личность)); (игра, трул, учение); взаимосвязи людей в м€шых группах; устанавливать и объяснять и средств целеЙ, способов и результатов деятельности, целей общения; использовать полученные знания дIIя объяснения (устного и явлениJI, познания письменного) сущности общения как социаJIьного po,lli человеком мира и самого себя как вида деятельности, социального опыта при непрерывного образования, значения личного школе, образовательной деятельности и общения в оaуь"ar"п"rии семье, группе сверстников; определять и арryментировать с опорой на к людям с знания и личный социальный опыт своё отношение способам ограниченными возможностями здоровья' к различным u"rpu*"nr" личной индивидуt}льности, к различным формам обществоведческие неформа.пьного общения подростков; практические задачи, касающиеся прав Ii и познавательttые решать -отношений в обязанностей учащегося; отражающие особенности семье, со сверстниками, старшими и младшими; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческоli <об образовании в тематики, в том числе извлечений из Закона Российской Федерачии>; составлять на их основе план, схему; преобразовывать текстовую информацию в таблицу, в нашем искать и извлекать информацию о связи поколений о правах и обществе, об особенностях подросткового возраста, источников (в обязанностях учащегося из разных адаптироваЕных СМИ с соблюдением том числе учебных материалов) и публикаций в Интернете; правил информаuионной безопасности при работе социаJIьную u"-"rrpo"urb,, обобщать,, систематизировать., оценивать окружении и,] информацию о человеке и его социальном материалов) и адаптированных источников (в том числе учебных публикачий в СМИ; люДеи в ходе оценивать собственные поступки и поведение других с ограниченными общения, в ситуациях взаимодействия с людьми к уrёбе как возможностями здоровья; оценивать своё отношение BaЖHoIvry ВИДУ ДеЯТеЛЬНОСТИ ; в практическои приобретать опыт использования пол}пtенных знаний выстраивания отношений с деятельЕости, в повседневной жизни для -1 1 ] представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного учаuтия в жизни школы и класса; совместной деятельности, включая приобретать опыт . }I взаимодействие с людьми другой культуры, национальной ценностеii религиозЕой принадлежности на основе ryмаЕистиtIеских взаимопонимания между людьми разных культур, Общество, в котором мы живём о осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах; . характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, духовно-нравственные российские особенности информационного общества; традиционные ценност}1_ . приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем; . классифицировать социаJIьные общности и группы; . СРаВНИВать социaчlьttые общности и группы, положение в об-ществе хозяйствования; различных людей; различные формы . Устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных у{астников экономики; . использовать полученные знания для объяснения (устного tl письменного) влияния природы на общество и общества на природ\ сущностИ . . . . и взаимосвязеЙ явлений, процессов социальнолi ДеЙСТВИТеЛЬНОСТИ; опороl-t на обществоведческие ,nur"", факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, определять и арryментировать с сохранению духовных ценностей российского народа; задачи (в том числе задачи, Решать познавательяые и практические вклад в отражающие возможflости юного гражданина внести свой реше}iие экологической проблемы); овладевать смысловым чтением текстов обществоведческоii тематики, касающихся отношений человека и природы' уст-ройства общественной жизни, основных сфер жизни общества; и обществе, извлекать информачию из разных источников о человеке включая информацию о народах России; ;{ {l оценивать социальнуtс анализировать, обобщать' систематизировать, a экономико-статистическую, у|з ,.*{ материалов) и адаптированных источников (в том числе учебных знания, публикаций в Сми; используя обществоведческие включая информацию, формулировать выводыi людей с точки ouanr"uru собственные поступки и поведение других обцества; зрения их соответствия духовным традициям использовать полученные знания:, включая основы финансовой на охрану грамотности, в практической деятельности, направленной прав потребителя (в том числе потребителя природы; защиту традиций общества, в которо\,! ф"Ъп.о"ur* услуг), на соблюдение мы живём; взаимодеиствие с осуществлять совместн},ю деятельность, включаJI и религиозной людьми другой культуры, национальной принадлежностиЕаосНоВеВЗаиМопониМаниямежДУлюдьмиразных культуры и традиций народов России, культур; осознавать ценность 7 клАсс Социальные ценности и ноРмЫ применяТЬ ЗНаНИЯ осваивать . и содержании общественные и О СОЦИаЛЬНЫХ ЦеННОСТЯХ; " _: '.,# значении социzlльных норм, реГУЛИРУЮЩlIХ j_.rЁi отношения; :''F'! о Характ€ризовать традиционные российские духовно-нравственные жизни, прав и свобод ценности (в том числе защита человеческой и их роль в гуманизм., милосердие); мораJIьные нормы человека, жизни общества; ситуации . Приводить примеры гражданственности и патриотизма; ВидаМИ выбора; ситуаций, реryлируемых различныМи социальных норм; признакИ " о классифицировать социальные нормь1' их существенные ,Ър-"rо.о элементы; о . влияние социальных норм на общество УСТаНаВЛивать и объяспять (устного о пспользовать полученные знания для объяснения . ]::# , "*;, ,,*,!':'" НОРМ; GРДВНПВДТЬ ОТДеЛЬНЫе ВИДЫ СОЦИаЛЬНЫХ и человека; .-.iji*; и письменного) сущности социальньlх норм; на обществоведческие Определять и арryментировать с опорой личный социальный опыт своё знания, факты общественной жизни и с точки зрения отношение к явлениям социальной действительности ,,, ,t как регуляторам социальных ценностей; к социальным нормам обшественной жизни и поведения человека в обществе; . Решать познаватеJlьные и практические задачиl, отражающие общественной жизни и действие социiшьных Норг\: Как реryляторов поведения человека; обществоведческорi текстов чтением смысJlовым Овладевать патриотизмаi тематики, касающихся гуманизма, гражданственности, и нормах извлекать информацию из разных источников о принципах морали, проблеме морального выбора; . . обобщать, систематизировать? оценивать . анализировать, . поведения человека; с точки зрения Оценивать собственные поступки, поведение людей их соответствия нормам мораJIи; (в том -социальную информашию из адаптированных источников её с числе учебных материалов) и публикаций в Сми, -соотносить собственными знаниями о морzrльном и правовом реryлировании . исполь3овать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни; ll . самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) о составлять простейший документ (заявление); с аý}ЩеСТвлять совместную деятельность, включая взаимодействие людьми другоЙ культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гумаItистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур, Человек как участник правовых отношений . осваивать и применять знания о сущности права, о правовы,ч правоотношении каК социilJIьноМ и юридичесКом явлении; и членоR нормах, регулирующих типичньlе для несовершеннолетнего его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и обшества; . характеризовать право как регулятор общественных отношений, npuuu и обязанности гражданина Российской конституционпur. о Федерации, права ребёнка в Российской Федерации; возникают приводить примеры и моделировать ситуации, в которых и правоотноше ния, й ситуации, связанньlе с правонарушениями защиты прав наступлением юридической ответственности; способы примеры, поясняющие опасЕость ребёнка в Российской Федерации; правонарушений для личности и общества; { ! 1 1 a разным признакам (в том числе признак классификации) нормы права, устанавливать существенный выделяя существенные признаки; сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) в возрасте о,i проступок и преступление, дееспособность маJIолетних от 14 до 18 лет; 6 до 14 лет и несовеРшеннолетних в возрасте вкJIюча,l взаимодействия устанавливать и объяснять взаимосвязи, и культурой гражданина и государства., между правовым поведением дееспособности особенностями между личности; несовершеннолетнего и егс юридической ответственностью; права, использовать полученные знания для объяснения сущности правомерного поведения, роли права в обществе, необходимости l,i, налоговое 11оведение и противодействие коррупци классифицировать по вкJIючаЯ и противоправным поведение\1, различий между правомерным личного социальног() проступком и преступлением; для осмысления опыта при исполнении типичных для }1есовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организачии); определять и арryментировать с опорой на обществоведческие опыт своё a"un"", факты общественной жизни и личный социальный общественной отношение к роли правовых норм как реryляторов жизни и поведения человека; решатьпознаВательныеипрактическиезаДачи,оТражаюЩис обшественной жизни и действие правовых норм как реryляторов ситуации !l поведения человека' анализировать жизненные для принимать решения, связанные с исполнением типичных несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегосяl' члена ученической общественной организачии); овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой Констиryции тематики: отбирать информацию из фрагментов правовых актов, из Российской Федерации и других нормативttых и обязанностях предложенных учителем источников о правах человека и гражданина t,t граждан, гарантиях и защите прав и свобод их защиты и Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их основе план, преобразовывать текстовук) составлять на информацию в таблицу, схему; и значении искать и извлекать информачию о сущности права и защите прав и правовых норм' О правовой культуре, о гарантиях Федерации, выявлять свобод человека и гражданина в Российской источников (в соответствующие факты из разных адаптированных с соблюдениепл том числе учебных материалов) и публикаций СМИ Интернете; правил информационной безопасности при работе в оцепивать анализировать, обобщать, систематизировать, (в том aou"*o"yro информачию из адаптированных источников соотносить её с числе учебных материалов) и публикаций Сми, правовом реryлировании поведения знаниями о собственными ЧелоВека'лиЧныМсоциальныМопытом;исполЬЗ}'я подкрепляя и!, обшествоведческие знания, формулировать выводы, арryментами; людей с точкtr оценивать собственные поступки и поведение Других свою точку зрения их соответствия правовым нормам: выражать зрения, участвовать в дискуссии; правовых нормах в использовать полученные знания о праве и задания, практической деятельности (выполнять проблемные жизни для индивидуzrльные и групповые проекты), в повседневной a (для реализации осознанногО выполнениЯ гражданскиХ обязанностей выбора и защитЫ прав человеКа и гражданина, прав потребителя, в профессиональнсlii профессии и оценки собственных перспектив сфере .6"i. . учётом приобретённых представлений о профессиях в правоохранительных органов); r 1 ] j права, включая деятельность (в рамках публичнО представпять результаты своей деятельности в изу{енного материала, включая проектную деятельность), особенностями соответствии с темой и ситуацией общения, аудитории и регламеЕтом; числе электровную) и самостоятельно заполнять форму (в том простейший докумеrrт при пол}п{ении паспорта составлять гражданина Российской фgдерации; о совместную взаимодеиствие включая деятельностьl, с людьмИ лругоЙ культуры, национальной и Осуществлять и . # религиозноii современного a*ajЁ,ё "1.ry: принадлежности на основе национальных ценностей демократических рЬ".rй"по.о общества: ryманистических между народами, людьми ценностей, идей мира и взаимопонимания разных культур. осваивать , nprn,a,",t' знания о Констиryции Российской актах, содержании и Федерации, других нормативных правовых о правовых нормах, значении правовых норм, об отраслях права, несовершеннолетнего и членов егý реryлирующих типичные для --. 'м ffi ii.ilк *чЁ семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и защите прав семейном, административчом., уголовном праве); о (граждансконесовершеннолетних; о юридической ответственности о правовой, дисциплинарной,, административной, уголовной); правоохранительных органах; об обеспечении безопасносlli личЕости, общества экстремизма; и государства, в том числе от терроризма ij :"{ ,,Ч в характерпзовать роль Конститучии Российской Федерации в защите системе российского права; правоохранительных органов и правопорядка' обеспечении социальной стабильности справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность и прав детей, семейных правоотношений; способы защиты интересов без попечения родителей; содержание трудового оставшихся a договора, виды правонарушениЙ и виды наказаний; приводить примеры законов и подзаконных актов и моделирова,гь трудовогt], ситуации, реryлируемые нормами гражданского, в том числе семейного, административного и уголовного права, связанные с применением санкций за совершённые правонарушеЕия; класспфицировать по разным признакам_ виды ""p"i]:::""]: актов, виды правонарушений и юридическои правовых ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать существенный признак классификации); сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского, права i1 трудового, семейного, административного и уголовного), личные обязанности работника и работодателя, имущественные и неимущественные отношения; объяснять взаимосвязи прав и обязанностей и обязанностей членов семьи; работника и работодателя, прав традиционных российских ценностей и личных неимущественных yar"ruurrrnuuTb и отношений в семье; использовать полученные знания об отраслях права в решении задач: для объяснения взаимосвязи гражданской учебных в жизнI,t правоспособности и дееспособности; значения семьи ll опасности социальной неприемлемости уголовных и административных правонарушении, противостоять экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости им; человека. общества и государства; .l i t l d определять участников трудового и арryментировать своё трудовых права' отношений к отношение с опорой к защите праti на знания в областиi правонарушениям' формулировать # нарушения правовых арryментированные выводы о недопустимости норм; решатьпознаВаТельныеипрактическиезаДаЧи'отражаЮЩие гражданского, ,"arrrr"ra взаимодействия, реryлируемые нормами права; трудового, семейного, административного и уголовного овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой нормативных тематики: отбирать информачию из фрагментов Федерациli, правовых актов (Гражданский кодекс Российской трудовой кодекс сЪмейный кодекс российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об Российской Федераuии, кодекс Российской административных правонарушениях, Уголовный о правовьIх Федерачии), из предложенных учителем источников их регулирования, нормах, правоотношениях и специфике таблицу, схему; преобразовывать текстовую информачию в тематике в сфере искать и извлекать информацию по правовой и гражданского, трудового, семейного, административного соответствующие факты из разных уголовного права: выявлять материалов) il адаптированных источников (в том числе учебных информационноii публикачий смИ с соблюдением правил безопасности при работе в Интернете; анализировать, обобщать, систематизировать, оцепивать том -aour-"nyto информачию из адаптированных источников(в её с материалов) и публикаций Сми, соотносить числе учебных (гражланского, трудового, собственными знаниями об отраслях права и личньlм соци€шьным семейного, административного и уголовного) опытом; используя обществоведческие знания, формулироватьза о применении санкции вьlводы, подкрепляя их арryментами, oTBeTcTBeHHocTIJ совершённые правонарушения, о юридической несовершеннолетних; других людей с точкrt оценивать собственные поступки и поведение трудового, семейного, зрения их соответствия нормам гражданского, административного и уголовного права; нормах гражданского, использовать полученные знания о и уголовного права в трудового' семейного, административного проблемные заданиJI, практической деятельности (выполнять в повседневной жизни для индивидуаJrьные и групповые проекты), t ",ll "l , ,_I поведения, осознанного выполнения обязанностей, правомерного своих прав; публично представлять ре зультаты реализации и защиты включая своей деятельности (в рамках изученного материы]а, темой и ситуацией проектную деятельность), в соответствии с общения, особенностями аудитории и регламентом; числе электронную) самостоятельно заполнять форму (в том о приёме на работу); составлять простейший документ (заявление взаимодействие, осуществлять совместную деятельность' включая и религиозной людьмИ другоЙ культуры, национальной современного принадлежности, на основе национшIьных ценностей и демократических рьссийского общества: гуманистических между народами, людьми ценностей, идей мира и взаимопонимания разных культур. a 8 и клАсс человек в экономических отношениях о осваивать п применять знания об экономической жизни oб*""uu, ;JýЁ,а собственностtl, -'g'] её основных проявлениях, экономических системах, механизме рыночногО регулирования экономики, 6r"unaor",* ,,d отношениях, роли государства в экономике, видах налоговl' основах политики, о государственной бюджетной и денежно-кредитной влиянии государственной политики на развитие конкуренции; о ХаРаКТФРизовать способы координации хозяйственной жизни . в объекты спроса и предложения рtвличных экономических системах; на рынке труда и финансовом рынке; функции денег; ПРИВОДИть примеры способов повышения эффективности производства; деятельностИ и проявленИя ocHoBHbIx функuиl"l посредников; использования способов pbn"""or* финансовых повышения эффективности производства; . классифицировать (в том числе устанавливать существенныи государственного классификачии) механизмы признак реryлироваt{ия экономики; СР8ВНПВатьразличные способы хозяйствования; о о }СТ8НДВЛпвать и объясрять связи политических потрясений и социаJIьно-экономических кризисов в государстве; причин . Пспользовать полученные знания для объяснения экономическоI",] (недостижения) результатов механизIltоtl основяых объяснения для государственного реryллlрования экономики, государственноr-l достижения деятельности] политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли последствий функuий предпринимательства., причин безработицы, необходимости правомерного н€Lпогового поведения; и и определять п арryментировать с точки зрения социаJIьяьiх ценностей и с опорой на обществоведческие знаЕия., факты и общественной жизни своё отношение к предпринимательству развитию собственного бизнеса; задачи, связанные решать познавательные и практические с осуществлением экономических действий, на основе рацион€rльного выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием эффективности производства; различных способов повышения в отражающие типичные ситуации и социаJIьные взаимодействия процессы; сфере экономической деятельности; отражающие текстов)4о овладевать смысловым чтением' преобразовывать график l; экономическую информацию в модели (таблиuа,, схема, о видах и пр.), В том числе о свободных и экономических благах, экономических и формах предпринимательской деятельности, соци€цьных последствиях безрабо-тицы; публикаций извлекать информацию из адаптированных источников, в нашей стране., сми и Интернета о тенденциях развития экономики мошенничества; о борьбе с различными формами финансового анализироватьrобобщатьrспстематизировать'конкретизировать включая критически оценивать социаJIьную информацию, a...ffi (в Tolt,_:,-Fji источников экономико-статистическую, из адаптированных соотносить её с Т,: числе учебных материалов) и публикаций Сми, a :{ и знания:, личным социальным опытом; используя обществоведческие их арryментами; формулировать выводы, подкреflляя с точки ou"r"ruro собственные поступки и поступки других людей (сложившиеся модели зрения их экономической рационаJlьности граждаЕ, защищающих поведения производителей и потребителей; осуществления свои экономические интересы; практики выбора в условиях экономических действий на основе рацион€шьного ограниченных ресурсов; использования различных ggмеиных .r;* ,,1_"Р] _:,iжпроизводства, распределения поЪ"r-""r" эффективности осуществлеIrия финансовых lýji ресурсов, для оценки рисков практик); мошенничесТв, применения недобросовестных a включаJI основы приобретать опыт использования знаний, в практической деятельЕости и финансовой грамотности, хозяйства, повседневной жизни для анализа потребления домашнего .. |- структуры семейного бюджета; составления личного финансового перспектив в плана; для выбора профессии и оценки собственных профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реаJIизации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), выбора осознанного выполнения гражданских обязанностей, в профессиональной профессии и оценки собственных перспектив d сфере; (личный приобретать опыт составления простейших документов .; финансовый план, заявление, резюме); включа,I взаимодеиствис, г ОСУЩеСТвлять совместную деятельность, и религиозной людьмИ другоЙ культуры, национальной на основе гуманистических ценностеи, . I принадлежности, взаимопоt{имания между людьми разных культур, Человек в мпре культуры в о осваивать и применять знания о процессах и явлениях духовнои образования в жизни общества, о науке и образовании, системе об искусстве и Российской Федерачии, о религии, мировых религиях, об информации как важном ресурсе современного его видах; общества; (в том числе . характеризовать духовно-нравственные ценности нормы морчrли и нравственности, гуманизм, милосердие, как сферу .прав"дли"осrь1 нашего общества, искусство информаuионную o""r"n"no.r", информаЧионную культуру и безопасность; в сфере о ПРИВО[Пть примеры политики российского государства на социализацию *inorypu, и образования; влияния образования личности; правил информачионной безопасности; и виды культуры: класСИфицировать по разЕым признакам формы культуры, естественные и социаJ]ьно" о . сравни;атЬ . формы искусств; ryманитарные науки, виды и объяснять взаимосвязь развития духовноtl устанавливать взаимовлияние науки и *ynrrypr, формирования личности, и образования; . использовать о полученные знания для объяснения роли непрерывного образования; зрения социмьных определять и арryментировать с точки знания, факты ценностеЙ и С опЪроИ на обществовеДческие культуре и общественной жизни своё отношение к информационной rll ,j в иЕформационной безопасности, правилам безопасного поведения Интернете; задачи, касающиеся форм и решатЬ познавательНые и практиЧеские многообразия духовной культуры; овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития TeкcToByic| современной культуры! составлятЬ план, преобРазовывать в модели (таблицу, диаграмму, схему) и информачию преобразовывать предложенные модели в текст; осуществлять поиск информаuии об ответственности современных в Российской Федерации, о ).,{ёных, о религиозных объединениях и общества, о видах мошенЕичества роли искусства в жизни человека в Интернете в разных источниках информации; критически оценивать и анализпровать, систематизировать, в разньiх обобщать социальную информацию, представлеIrную аудиовизуальную), прrl формах (описательную' графическую, изучении культуры, науки и образования; в оцениватЬ собственные поступки, поведение людей духовноl:l сфере жизни общества; представления использовать полученFlые знания для публичного в сфере духовной культуры в результатов своей деятельности соответствии с особенностями аудитории и регламентом; при приобретать опыт осуществления совместной деятельЕости культур, национапьных и "ry.r"n"" особенностей разных религиозных ценностей. 9 клАсс Человек в политическом измерепии и . осВаивать и применяТь знания о государстве, его призЕаках политике, о демократии и форме, внутренней и внешней гражданина статусе демократических ценностях' о конституционном в политике, Российской Федерачии, о формах участия граждан выборах и референлуме, о политических партиях; принципы и о хпрдктерпзовать государство как социальный институт; государства признаки демократии, демократические ценt{ости; роль обществе на основе его функuий; правовое государство; правленttя, о прпво!ить примеры государств с различными формами и политическиr,i государственно-территориыIьного устройства государства на примере внутренней и режимом; реа,,rизации функчиЙ 1з внешнейполиТикиРоссии;ПолиТическихпартийииных граждан в общественных объединений граждан; законного участия политических потрясений и политике; связи социально_ .*{ экономического кризиса в государстве; признакам; классифицировать современные государства по разным партий; типы элементы формы государства; типы политических общественно-политических организаций; сравнения) сравпивать (в том числе устанавливать основания для власть с другими видами власти в обществе; a политическую демократические и недемократические политические режимы, yrrrupro" федеративное территориzшьно-государственное . политическую партию ,, ,,,,ffi и монархию республику, устройство, и *J и общественно-политическое движение, выборы референлум; affi межд}, *,' взаимосвязи в отношениях устанавлпвать и объяснять челоВека и обществом и государством; между правами связи политических "anouano", гражданина и обязанностями граждан', ":: кризисов в государстве; потрясений и социаJlьно-экономических объяснения сущности использовать полученные знания для политическои политики, политической власти, значения объяснения взаимосвязи правового деятельности в обществе; для осмысления личного ,. ,: государства и гражданского общества; для граждан'пU' о социа,llьной роли исполнении при ,',*{ социшIьного опыта ffi:ff"Т;ilх1;#"ф'"JJъжfi:;";т;;ъlh""::fi :ж:H,#j обществе и государстве; определять и арr,ументировать неприемлемость всех форм с точки зреЕия социiшьных антиобщественного поведения в политике ценностей и правовых норм; материала позt{авательные и решать в рамках изученного взаимодействия между практические задачи, отрa)кающие типичные выполнение социальных ролей избирателя, субъектами политики; .nnanu arоп"rrческой партии, участника общественно-политическог() a i:ffi дВижения; l/л,,атrlтrlllr.r:l ',,#ffi Конституци;t -;ф чтением фрагментов смысловым овладевать Ъ' актов, правовых нормативных Российской Федерации, других с обществоведческой тематики, связанЕых учебных и иных текстов преобразовывать текстовую о""r"попо"r"ю субъектов политики., iпЕор"uч"Io в табличу или схему nonrr"r""n"* партий, о функциях государства, в политике; формах участия граждан ffi государстве искать и извлекать информацию о сущности политики, и его роли в обществе: по заданию учителя вьiявлять (в источников соответст;ующие факты из разных адаптированЕых с соблюдением том числе учебных материалов) и публикаций сми в Интернете; правил информационной безопасности при работе информацию о анализировать и конкретизировать социаJIьную tt граждан нашей страны в политической жизни, формах участия выборах и референдуме; субъектов оценивать политическую деятельность различных общества, её политикИ с точкИ зрения учёта в ней интересов развития ценностям: соответствия гуманистическим и демократическим в выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы' участвовать дискуссии; использовать полученЕые знания в практической уrебной индивидуzrльно и в деятельности (включая выполнение ,проектов прав гражданина в группе), в повседневной жизни для реа,тlизации й"r".пе"кой сфере; а также в публичном представлени'j 1f;di::*i ,ч. -эl в соответствии с темой и ситуациеi,i -;ЁЁl;t своей деятельности результатов .. :; .: общения, особенностями аудитории и регламентом; с . ОСУЩеСТвлять совместную деятельность, включая взаимодействие и религиозной людьмИ другой культуры, национальной совремеЕного принадлежности, на основе национдIьных ценностей гумаЕистических и демократических рЬс."й"*о.о общества: между народами, людьми цеrrrо"т"й' идей мира и взаимопонимания задания в парах и группах, разных культур: выполнять учебные исследовательские проекты, Граясданин и государство строя . осваивать и применять знания об основах конституционного -..|_:.r:-4 и организации государственной государственно-территориальном ФедерачилiФедерации, устройстве Российской власти в Российской власти и управления в Российской деятельности высших органов направлениях внутренней политики baoapuurr; об осЕовных Российской Федераuии; . характеризовать Россию как демократическое феДеративное правления, как правовое государство с республиканской формой государство; статус и социаJIьное государство' как светское Федерации, особенности полномочиЯ Itрезидента Российской Государственной ,щумы и Совета и функчии формирования Федерации; Федерации, Правительства Российской в политической сфере приводить примеры и моделировать ситуации правомочий высших жизни общества, связанные с ооуществлением Федерации, субъектов органоВ государствеНной властИ Российской политики в сфере Федерачии; деятельности политических партий; политики, культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной обеспечения политики в сфере противодействии коррупции, в том числе от безопасности личности, общества и государства, терроризма и экстремизма; разным признакам (в том числе признак классификации) полномочия устанавливать существенный Федерации; высших органов государственной власти Российской опорой на Конституцию Российской Федераtlии классифицировать по сравнпвать с власти ii полномочия центрtiльных органов государственной субъектов Российской Федерации; и субъектов y"ru*u"rr"r"Tb и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов nonrrrn" в Российской Федерации, федерального центра гражданина и Федерачии, между правами человека и j l n Российской обязанностями граждан; характеристики роли использовать полученные знания для Российской Федерации в современном* мире; ^," :9:.::::::: страны международнои сущности проведения в о,гношении нашей необходимости политики (сдержиtsания>; для объяснения противодействия коррупции; обшественной жизни с опорой на обществоведческие знания, факты арryментпровать с точкi,l пиrнurй социа.,rьный опыт определять и " и патриотизма своё отношение зрения ценностей гражданственности Федерации, к к внутренней и внешней политике Российской(сдерживания)); политике проводимой по отношению к нашей стране и практические задачи, отражающие решать познавательные события в политической жизни Российской процессы, явления и Федераuии, в международных отношениях; информацию о систематизировать и конкретизировать в субъектах Российскоri ,i-яi политической жизни в стране в целом, властl,]' государственной Федерации, о деятельности высших органов политики, об основных направлениях внутренней и внешней в борьбе с усилиях нашего государства об экстремизмом li международным терроризмом; обществоведческои овладевать смысловым чтением текстов строя конституционного тематики: отбирать информачию об основах iff, }:_,-,-iýs, гражданстве Российской Федерачии" о полномочиях конституционном статусе человека и гражданина, Российской Федерации, и высших органов государственной власти, местном самоуправлении Федерации, его функциях из фрагментов Конституции Российской предложенных учителем других нормативньiх правовых актов и из основе план, l,taror"r*ou и учебных материалов, составлять на их схему; преобразовывать текстовую информачию в таблицу, искать и извлекать информачию об основных направлениях .,.,-j Федерации, высшll>i внутренней и внешней политики Российской :"ffi Федераuии, ,, субъекта статусе о власти, органов государственной котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующис правил информаuионной бu**, ,, пубп"*ачrй СМИ с соблюдением ,,ffi :-l безопасности при работе в Интернете; систематизировать обобщать, апализировать, изменениях конкретизировать информацию о важнейших и в о ключевых решениях высших органов российском законодательстве, Российской Федерации, власти и управления .о"удар"ruепrоЙ её с собственными J .уОr"*Ъо" Российской Федерации, соотносить подкрепляя l,t\ .,.д| знаниями о политике, формулировать выводы, .,,*l арryментами:' a _ :'.Фэ в " i---* людеи других поведение и поступки ouanrr"ro собственные ценносте!'l гражданско-правовой сфере с позиций "uu"on-uno,x права, выражать свою нашего общества, уважения норм российского в точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать дискуссии; Российская использовать полученные знания о государстве деятельности (выполнять в пракr,ической учебной и групповые проекты), в проблемные задания, индивидуаJIьные выполнения гражданских пьвседневной жизни для осознанного oбязaннoстеЙ;пyбличнoпpедсТaBлятьpезyлЬтатьIсвoейДеятeльнoстti проектную деятельность' (в рамках изученного материttJlа, включая с темой и ситуацией общения, особенностяпtti Федераuия соответствии аудитории и регламентом; (в том числе электронную) и самостоятельно заполнять форму использовании портала составлять простейший документ при государственных услуг; включая осуществл ять совместную деятел ьность, людьми другой "*"11::::1i:л: культуры, национальной и религиознои современного принадлежности на основе национаJIьных ценностей общества: гуманистических и демократических рьс""й"ко.о ,1# " ,ffi между Еародами, людьми ценностей, идей мира и взаимопонимания разных культур. человек в системе социал ьных отношений общества, . ОСВаИВаТЬ И ПРИМеНЯТ ь знания о социальной структуре стату-сах, ролях, социа,тlьных общностЯХ и группах; социальнь]х как ба-зового социа_цьного социализации личности; важности семьи многообрази института; об этносе и нациях, этническом человечества, диалоге куль-тур, отклоняющемся я{ 1,1 современного поведении и здоровом образе жизни; основы социальной характеризовать функчии семьи в обществе; политики Росси йского государства; статусов, социальных приводить примеры различных социальных политики Российского государства; ролей, сочиальной и группы; классифицировать социЕIльные общности сравнпвать виды социальной мобильности; объяснять причины существования разных yarunuurrruur' и конфликтов; социальных групп; социальных различий осмысления личного использовать полученные знания для исполнении типичных для при социального опыта арryментированного несовершеннолетних социальных ролей; здорового образа объяснения социальной и личной значимости и алкоголизма для человека и и жизни, опасности наркомании ОбШеСТВа; - Ia обществоведческие опорои_н и личный социальный опыт cBolj знания., факты общественной жизни отношение к разным этносам; и практические ЗаДаЧИ, ОТРаЖаЮЩИ(:' решать познавательные направленные на типичные социаJIьньiе взаимодеиствия; поведения и его видов; распознавание отклоняющегося составлять на основе осуществлять смысловое чтение текстов и план (в том числе отражающий изу-ченпый определять п арryментировать с учебных текстов материал о социализации личности); источников, публикаций извлекать информацию из адаптированных об историческоtrl СМИ и Интернета о межнационzlJlьных отношеЕиях, информач"о единстве народов России; преобразовывать "1"::]: : моделеи i] предложенных из и схему) (табличу, диаграмму, модели текст; анализировать, статистическую обобщать, социал ьную систематизировать текстовую и информацию из адаптированных { ,{ i ,l ,: СМИ об источников, учебных материалов и публикаций негативных отклоняющемся поведении, его причинах и своих социальных последствиях; о выполнении членами семьи оценивать критически ролей; о социальных конфликтах; современную социальную информацию; оцеIiивать собственные поступки и поведение, демоIrстрирующее к людям других национальностей; осознавать отношение неприемлемость антиобщественного поведения; для использовать полученные знания в практической деятельности здорового образа выстраивания собственного поведения с позиции жизЕи; совместную деятельность с людьми другоi,1 осчшествJIять на основе и религиозной принадлежности национал ьной веротерпиМостииВзаиМопониМанияМежДУлюдЬмиразныхкУлЬтУр. Человек в современном измеuяющемся мире обществе., . осваивать и применять знания об информационном ,,{ глоба,rизации, глоба,,,rьных проблемах; здоровыи . Характеризовать сущность информационного общества; общемировой образ жизни; глобализацию как важный . . . . интеграционный процесс; ПРИВОДИТь примерЫ глобальных проблем и возможных путеи 1,1I в общественной жизни; влияния решения; участия молодёжи выбора lt образования на возможности профессионального карьерного роста; .p""rn"uTb требования к современным профессиям; объяснять причины и последствия глобализации; УСТаНаВЛиuчrо обществе для использоВать полученные знания о современном задач и анаJIиза ситуаций, включающих решения познаватеJIьных здорового образа жизt{и., объяснение (устное и письменное) важности связи здоровья и спорта в жизни человека; на обществоведческt,tе определять и арryментпровать с опорой, социальный опыт сво' :--i#знания' факты общественной жизни и личный ' отношение к современным формам коммуникации; образу жизни] решать в рамках flрактические отражающие пространстве; к ,.* здоровоп,i и изученного материаJIа познавательные задачи, связанные с волонтёрским движением; виртУальЕом особенности коммуникации в ffi a осуществляТь смысловОе чтение текстов (научно-погryJlярt{ых, общества, публицистических и ДР.) по проблемам современного глобализации; непрерывного образования; выбора профессии; осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической,, аудиовизуальной) из различных источников образования о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного в современном обществе. .]