Муниципальное бюджетное общеобразовательное )п{реждение
Ча;tтырская средняя общеобразовательная школа Ns2
Мясниковского района Ростовской области
на заседании ШМО
Протокол Nч l
от 22.08,2023г,
Р}ководитель ШМО
i),/
т
УТВЕРЖДЕНО
СОГЛАСОВАНО
РАССМОТРЕНО
Протокол Ns1 заседания
методического совета
МБоУ СоШ
Ns2
от 24.08.2023г.
Зам. дире
ра по
1
Барнагян Е.А
]ф110
ll
l
УВР
Гайбарян М,Т.
ПРОГРАММА
РАБОЧАЯ
ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
к учебникам (Обществознание)>
(авторы:
Л.Н.
б_9
клАссы
Количество часов: 6,7,8,9 классы
Учителя
Боголюбов)
- i час в неделю
- Чувараян К. К,
!зреян М.Ш.
Барнагян Е.А.
2023
-
2024 учебный гол
х
4
+
.it
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩАЯ
(ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ>)
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
основе
рабочая программа по обществознанию составлена на
образовательно;i
положениЙ и требований к результатам освоения основной
государственно]\l
Федеральном
в
представленныХ
программы,
в соответствии с
образовательном стаядарте основного общего образования,
(2018 г,), а
Концепцией преподавания учебного предмета <Обществознание>
рабочей программы воспитани,l,
также с
учётом
федс,ра:lьноii
школой функuии
Обществознание играет ведущую роль в выполЕении
позволяет
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет
особенности
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста
в современных
современного общества, различные аспекты взаимодействия
с основными институтами государства и
условиях людей друг с другом,
ap"*ou".*o.o общества, реryлирующие эти взаимодействия социtulьные
нормы.
Изуление обществознания, вкJIючающего знания о россиискоNl
об основах
обществе и направлениях его развития в coBpeMeHHbIx условиях,
человека и
конституционного строя нашей странь1, правах и обязанностях
.pu*our"*u, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
нацио-наJIьным ценностям. Привлечение при изr{ении обществознания
помогает обучающимся
различных источников социальной информации
культурной, социаJIьно-экономической и
освоить язык современной
политической коммуникации, вносит свой вкJIад в формирование
осмысливать,
метапредметных умений извлекать необходимые сведения,
и применять их.
преобразовывать
в мир
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся
и
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию
yr"ap".o"nro собственного <Я>, формированию способности к рефлексии,
в обществе,
оценке своих возможностей и осознанию своего места
<ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
в основной школе являются:
целями обществоведческого образования
.
о
патриотизма,
гражданствеЕности, социальной ответственности, правового
народа;
-самосознаЕия, приверженности базовым ценностям нашего
понимания приоритетностtl
обуlающихся
у
Рёзвити€
интересов, приверженности правовыI\t
воспитание
общероссийской
общенациональных
идентиtIности,
-l{
1
и
принципам, закреплённым в Конституции РоссиЙскоЙ Федерации
законодательстве Российской Федерации;
a
развитие личности на исключительно
-
в
подростковом
возрастеl,
становление
,я
важном этапе её социализаци;,i
её
духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведениJl,
основанногонаУВаженииЗаконаипраВопорядка;развитиеинТереса
к
к изучению социаJIьных и гуманитарных дисциплин; способности
самоопределению, самореализации, самоконтролю;
личному
мотивации к высокопРоизводительной, наукоёмкоЙ трудовой
деятельности;
картины общества,
формирование у обучающихся целостной
по
адекватной современному уровню знаний и доступной
ocBoeH1,1e
содержанию для школьников подросткового возраста;
сферах человеческой деятельности,
учащимися знаний об основных
социальных институтах, нормах, реryлирующих общественные
средой и
отношения, необходимые для взаимодействия с социа,ltьной
и гражданиЕа'
выполнениJI типичных социаlьных ролей человека
(поrryчать
владение умениямИ функчионально грамотного человека
социiшlьную
из разнообразных источников и критически осмысливать
информацию, систематизировать' анаJIизировать полученные
коммуникативной,
данные; освоение способов позвавательной,
необходимых дJUI участия в жизни
практической деятельности,
гражданского общества и госуларства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с р€вличными политическими, правовыми,
социальными институтами
финансово-экономическими и другими
для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обшестве;
полученных знаний и умений д:rя
формирование опыта примеЕения
ВыстраиВаниJIотношениймеждУлюДьмиразличньж
и в
национальностей и вероисповеданий в общегражданской
и
семейно-бытовой сферах; для соотнесениJI своих действий
и нормами
действий других людей с нравственными ценностями
поведения, установленными законом; содействия правовь]N,lи
способами и средствами защите правопорядка в обществе,
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ>
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
в
l
ВсоответствиисУчебнымпланоМобществознаниеизУчаетсясбпо9класс.
обшееколичесТВоВреМениначетырегодаобУчениясостаВJLяетl36часов.
1 час,
Обrцая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет
j{
{
l
,:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОf О ПРЕДМЕТА
6
клАсс
Человек и его соцпальное окруя(ение,
Биологическое и социаJIьное в человеке. Черты сходства и различия
социальные.
человека и животного. Потребности человека (биологические,
духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуаJIьность' личность, Возрастные периоды жизни
человека и формирование личности, отношения между поколениями,
Особенности подросткового возраста.
Jlюди с ограниченными возможностями здоровья, их
особые
потребности и социzlльнаJI позиция.
(игра,, трул, учение),
l-{ели и мотивы деятельности. Виды деятельности
познание человеком мира и самого себя как вид деятельности,
Право челоВека на образование, Школьное образование, Права и
обязанности учащегося.
общение. Щели и средства общения, особенности общения подростков,
Общение в современных условиях.
в
отношения в мапых группах. Групповые нормы и правила, Лидерство
группе. Межличностные отношения (деловые, личные),
отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества, Семейные
традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка,
отношения с друзьями и сверстниками, Конфликть1 в межличностных
отношеЕиrIх.
Общество, в котором мы ясивём.
Что такое общество. Связь общества и природы, Устройство
обцественной жизни. основные сферы жизни общества и их
взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе,
такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его
Ресурсы и
экономического развития. Виды экономической деятельности,
что
возможности экономики нашей страны,
Политическая жизнь общества, Россия -
многонационЕLпьное
Герб,
государство. Государственная власть в нашей стране, Государственный
Госудuрсruенный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерачиtt,
века. Место нашей Родины среди современнь]х
в начшIе
наша страна
государств.
xxl
Культурная жизнь.
российского народа.
-{
щrховные ценности, традиционные ценности
,,"
{
1
развитие общества. Усиление взаимосвязей
современного общества.
стан и народов
в условиях
,,Я
их решения
глобальные проблемы современности и возможности
сообщества и международных организаций,
усилиями международного
7
клАсс
Социальпые ценности и нормы,
гражданина,
общественные ценности. Свобода и ответственность
i
,i
Гражданственность и патриотизм, Гуманизм,
жизни и поведения
Социальные ЕормЫ как реryлятОры общественной
традиции и обычаи,
человека в обществе. виды социмьных Еорм.
чувства
Принципы и Hopмbi морали, .Ц,обро и зло, Нравственные
человека. Совесть и стыд.
и собственного
моральный выбор, Моральная оценка поведения людей
и человека,
поведения. Влияние мораJIьных норм на общество
право и его роль в жизни общества, Право и мораль,
Человек как участник правовых отношений,
норма, Участники
правоотношения и их особенности, Правовая
Правовая оценка
прu"ооrпо-aний. Правоспособность и дееспособность,
поведение, Правовая
поступков и деятельности человека, Правомерное
культура личЕости.
Проступок
правонарушение и юридическая ответственность'
,1
личности и общества,
npaarynnan"". Опасность правонарушений для
Федерации,
йрu"u и свободы человека и гражданина Российской
в Российской
гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина
обязанности гражданина Российской
'
Федерации. Конституционные
Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты,
Основы российского права,
-
основной закон, Законы
и
лица
основы гражданского права, Физические и юридические
в
Констиryция Российской Федерации
подзаконные акты. Отрасли права,
прав собственности,
гражданском праве. Право собственности, защита
купли_
основные виды гражданско_правовых договоров, щоговор
защиты,
возможности их
и
продажи.
Права
потребителей
отношений,
несовершеннолетние как участники гражданско-правовых
человека, общества и
основы семейного права, Важность семьи в жизни
госУдарстВа.УсловиязаКгIючениябракавРоссийскойФедерации.Праваи
и интересов детей, оставшихся
обязанности детей и родителей. Защита прав
без попечения родителей.
и
основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права
трудового
обязанности. Труловой договор. Заключение и прекращение
правового статуса
договора. Рабочее время и время отдыха, особенности
несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности,
и
виды юридической ответственности, Гражданско-правовые проступки
ответственность, Административные проступки и
гражданско-правовая
административная oTBeTcTBeHttocTb' .Щисциплинарные проступки
дисциплинарнаrI ответственность. Преступления
юридической
oTBeTcTBeItHocTb. особенности
,|
и
уголовна,i
ответственности
я
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации, Структура
органов Российской Федерации, Функции
правоохранительных
правоохранительньlх органов.
8
клАсс
отношепиях.
и
жизнь
Человек в экономических
Экономическая
общества, Потребности
ресурсы
ограниченность ресурсов. Экономический выбор,
экономическ€ш система и её функции, Собственность,
Производство - источник экономических благ, Факторы производства,
труловая деятельность. Производительность труда, Разделение труда,
предпринимательство. Виды и формы предпринимательской
деятельности.
обмен. .Д,еньги и их функllии. Торговля и её формы,
рыночная экономика. Конкуренция, Спрос и предложение, Рыночное
Многообразие рынков,
равновесие. Невидимая рука рынка.
предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль, Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда, Занятость и безработица,
и посредники (банки, страховые компании,
Финансовый рынок
кредитные союзы, участники фондового рынка), Услуги финансовых
посредников.
основные типы финансовых инструментов: акции и облигации,
кредит,
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит,
платёжнм карта' денежные переводы, обмен валюты), ,Щистанционное
потребителя
банковское обслуживание. Страховые услуги, Защита прав
финансовых услуг.
экономические функции домохозяйств, Потребление домашних
пользования,
хозяйств. Потребительские товары и товары длительного
..,з
rffi
,'ffi
Личный
Источники доходов и расходов семьи, Семейный бюджет,
#
сбережений,
и
финансовыЙ план. Способы формы
и
Экономические цели и функции государства, Налоги, Щоходы расхолы
бюджетнаяl'|
бюджет, Государственная
Государственный
государства.
политика Российской Федерации, Государственная
денежно-кредитнаЯ
политика по развитию конкуренции,
Человек в мире культуры,
культуры,на
культура, её многообразие и формы, Влияние духовной
молодёжная культура,
формирование личности. Современная
Роль науки в
Наука. Естественные и соци€шьно-ryманитарные науки,
развитии общества.
образования
образование. ЛичностнаJI и общественная значимость
современном обществе. Образование в
в
Российской Федерачии,
Самообразование.
Федерации,
Политика в сфере культуры и образования в Российской
Свобода
понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества,
и мировые религии,
совести и свобода вероисповедания, Национальные
РелигииирелигиозныеобъеДинениявРоссийскойФедерации.
жизни человека и
что такое искусство. Виды искусств, Роль искусства в
общества.
мире,
роль информации и информачионных технологий в современном
культура и информаЦионная безопасность, Правила
ИнформационнаЯ
безопасного поведения в Интернете,
9
кллсс
Человек в политическом измерении,
политика и политическая власть, Государство - политическая
и внешнJIя
организация общества. Признаки государства, Внутренняя
политика.
Форма государства. Монархия и республика - основные формы
npu"na""". Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и его виды,
Правовое государство
.I|,емократия, демократические ценности,
гражданское общество.
Участие граждан в политике, Выборы, референлум,
обществе.
политические партии, их роль в демократическом
Общественно-политические организации,
|/1
fраясланин и государство,
,,{
Основы конституционного строя Российской Федерации, Россия с республиканской
федеративное правовое государство
демократическое
- социальное государство, Основные направления
и приоритеты соци:шьной политики российского государства, Россия -
формой правления. Россия
светское государство.
законодательные, исполнительные и судебные органы государственнои
Российская
власти в Российской Федерации. Президент - глава государства
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерачии: Государственная
Сулебная
И Совет ФедеРации. ПравиТельствО РоссийскоЙ Федерации,
.Щума
в
РоссийскОй ФедерацИи, КонститУционный
Федерации. Верховный Суа Российской Федерации,
система
Суд
Российскоr"r
государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерачии.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
автономный округ.
область,
федеральногО значения, aBToHoMHaJl
Констиryционный статус субъектов Российской Федерации,
Местное
самоуправление.
n
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека
гражданина. Гражданство РоссийскоЙ Федерации, Взаимосвязъ
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Росси
Федерации.
Человек в системе социальных отношений,
социальная структура общества. Многообразие социальных общностей
и групп.
Социальная мобильность.
социальный статус человека
в обществе, Социальные роли, Ролевой
набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности, Функции семьи, Семейные
ценности. Основные роли членов семьи,
Этнос и нация. Россия - многоfiационtuIьное государство, Этносы и
нации в диалоге культур.
социальная политика Российского государства,
Социальные конфликты и пути их р€врешениJI,
отклоняющееся поведенИе. опасностЬ наркоманиИ И Еlлкоголизма дJUI
и общества. Профилактика негативных отклонений поведения,
человека
Социальная и личнаJI значимость здорового образа жизни,
Человек в современЕом изменяющемся мпре,
iйii
ffi
,,
ffi
Информационное общество. Сущность глоба:tизации, Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия, Глобальные
и способы её
проблемы и возможности их решения, Экологическая ситуация
улучшения.
молодёжь - активный участник общественной жизни, Волонтёрскос
движение.
профессии настоящего и будущего, Непрерывное образование
и
карьера.
здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт.
современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир,
особенности общения в виртуаJlьном пространстве,
Перспективы развития общества.
I
4
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
,:rt
РЕЗУЛЬТАТЫ
С
Личностные и метапредМетные резуЛьтаты предСтавленЫ
УЧеТОГ\,l
основной школе,
особенностей преподавания обществознания в
предмета
планируемые предметные результаты и содержание учебного
входящих в курс содержательных
с
распределены по годам обучения учётом
освоения основной
*одуп"и (разлелов) и требований к результатам
Федеральном
программы, представленных в
образовательной
госУларственномобразователЬномстандартеосновногообЩегообразования'
рабочей программы воспитания,
а таюке с уrётом
федеральной
об обществе ti
Содержательные модули (разлелы) охватывают знания
общества и знание
человеке в целом, знаttия всех основных сфер жизни
вариан1
основ российского права. Представленный в программе
(разлелов) по годам обучения является одним из
распределения модулей
возможных.
предлагается
научным сообществом и представителями высшей школы
(разлел)
такое раслределение содержания, при котором модуль
<<основы
изучение курса в основной школе,
рсrссийского права) замыкает
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские
в обществе
социокультуРные и духовно-нравственные ценности, принятые
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоватьс,l
принятии
ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
собственных решений. они
достигаются в
единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки
задач социальной направленности и опыта
на решение практических
направлениям
конструктивного социаJIьного поведения по осItовным
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Граясданского воспитанпя:
и реализации егс
готов}tость к выполнению обязанностей гражданина
людей; активное
прав, уважение прав., свобод и законных интересов других
организации, местного сообщества,
участие в жизни семьи, образовательной
любых форм экстремизма, дискриминации;
родного края, страны; неприятие
в жизни человека;
понимание роли рвJrичных социttльных институтов
гражданин4
представление об основных правах, свободах и обязанностях
отношений в
социаJIьных нормах и правилах межличностных
представление о
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
к разнообразной
способах противодействия коррупции; готовность
и
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию
,,{
:,].Ч
готовность к
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;
помощь людям,
ryманитарной деятельности (волонтёрство,
участию
в
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитанпя:
и
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
обществе; проявление интереса к познанию родного
края.' народоts
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
многоконфеСсионаJIьноМ
России;ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины-России,к
трудовыl\,l
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
государственным
достижениям народа; уважение к символам России,
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране,
.Щ5rховно-нравственного воспитания :
нравственного
ориентация на мораJIьные ценi{ости и нормы в ситуациях
поведение и
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
норм с уч ётолt
поступки других людей С позиции нравственных и правовых
последствий поступков; активное неприятие асоциальных
осознаЕиЯ
поступков;
свобода
и ответственНость
личносТи
в условияХ
ИНДИВИДУаЛЬНОГL]
и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального блаrополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
последствий и
здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание
курение)
неприятие вредных привычек (употребление аJIкоголя, наркотиков,
и иных форм врела для физического и психического здоровья; соблюдение
в интернетправил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения
среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющи]\{ся
том числе
социальным, информационным и природным условиям, в
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
не осуждая;
умение принимать себя и других,
права на
сформированность навыков рефлексии, признание своего
ошибку и такого же права другого человека,
Трудового воспитания:
практических задач (в рамках
установка на активное участие в решении
и
семьи, образовательной организации, города, края) технологической
l"
социальной направленности, способность инициировать, планировать
саМостояТельноВыполнятьтакоГороДадеятелЬносТЬ;интереск
в том числе на
практическому изучению профессий и труда различного рода,
осознание важностtl
основе применения изучаемого предметного знания;
профессиональноii
обучения на протяжении всеЙ жизни дJUl успешноЙ
деятельности и развиl,ие необходимых
к труд}, и
умений для этого; уважение
построенис
осознанный выбор
|aryn"rurul,r труловой деятельности;
и
траектории образов ания и жизненных планов с учётом
""дr""ду-uной
личных и общественных интересов и потребностей,
экологического воспитания:
и естественных наук
ориентация на применение знаний из социальных
среды, планирования поступков и
для решения задач в области окружающей
окружающей среды;
оценка возможных последствий своих действий для
экологической культуры, осознание глобмьного
повышение уровня
характера экологических
j
проблем и путей их решения; активное неприятl,]L,
среде; осознание своей роли как
действий,, приносящих вред окружающей
приролной,
гражданина и потребителя в условиях взаимос-вязи
и социа:Iьной сред; готовность к участию в практическоГt
.il
I
l
технологической
деятельности экологической направленности,
Щенности научного познания:
ориентация в деятельности на современн},ю систему научных
природы и
представлений об основных закономерностях р€tзвития человека,
средой;
общества,, о взаимосвязях человска с природной и социаJIьной
познания мира;
овладение языковой и читательской культурой как средством
ycTaHoBKа
овладение основнымИ t{авыкамИ исследоватеЛьской деятельЕости;
стремленlIе
и
опыта, наблюдений, поступков
на осмысление
и коллективногс
совершенствовать пути достижения индивидуального
благополучия.
адаптацию
обеспечивающие
личностные
результаты,
природпои
обучающегося к изменяющимся чсловпям социальной и
среды:
освоеItие обучающимися социаJIьного опыта, основt{ых социЕUIьных
возраста, норм и правил
ролей, соответствующих ведущей деятельности
и сообществах,
общественного поведения, форм социальной жизни в группах
включая семью, группы, сформированные по профессиональноil
взаимодействия с людьми rI,]
деятельности, а также в рамках социальЕого
другой культурной среды;
обучающихся во взаимодействии в чсловиях
способность
неопределённости, открытость опыту и знаниям Других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
через
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности
людей;
практическую деятельность, в том числе умеЕие учиться У других
(
:
,,jiil
компетенции
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
из опыта Других; навык выявления и связывания образов, способность
способность формулировать идеи,
формирования новых знаний, в том числе
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
i,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознаваl
своё развитие:
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
по характерным
умение распознавать конкретные примеры понятия
выполнять операции в соответствии с определением и
признакам,
простейшими свойствами понятия' конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениJIми в области
концепции устойчивого развития;
природы, общества и
умение анЕuIизировать и выявлять взаимосвязи
экономики;
на окружающуri)
умение оценивать свои действия с учётом влияния
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
и последствия, формировать опыт, уметь находить
оценивать
риски
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать
в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
метапредметные результаты освоения основной
программы., формируемые при изучении обществознания:
1.
Овладение универсальными учебными
образовательной
познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки соци€uтьных
явлений и процессов;
ii
i
n
признак классификации социаJIьных
устанавливаТь существенный
и сравнения, критерии проводимого
фактов, основания для их обобщения
анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
1,1
поставленной задачи;
п
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений
процессов;
индуктивных
делать выводы с использованием дедуктивных и
аналогии, формулировать гипотезы о
умозаключений, умозаключений по
взаимосвязях;
(сравнивать
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
с
несколько вариантов решения' выбирать наи-более подходящий учётоьл
самостоятельно выделенных критериев),
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
между реаJIьным и
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
собственньrх суждений и
формулировать гипотезу об истинности
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-
следственныХ связеЙ и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информачию, полriенную
в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
оценки
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами
достоверносТи полученнЫх выводоВ и обобщений;
и
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
в ана,'Iогичных или сходных ситуациях, выдвигать
их последствия
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах,
Работа с информачией:
11
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
информации или данных из источников с учётом предложенной
отборе
учебной задачи и заданных критериев;
:{
выбирать, анализировать, систематизировать
и
интерпретирова1 ь
информацию различных видов и форм представления;
или опровергающие
находить сходные арryменты (подтверждаюшие
источниках;
одну и ту же идею, версию) в различных информашиовных
выбирать оптимальную форN{у представления
самостоятельно
информачии;
предJIоженным
оценивать надёжность информации по критериям,
самостоятельно;
педагогическим работником или сформулированным
информацию,
эффективно запоминать и систематизировать
действиями.
2.
Овладепие универсальными учебпыми коммупикативнымlt
Обшение:
эмоции в
воспринимать и формулировать суждениJt, выражать
соответствии с целями и условиями общения;
и письменных текстах;
выражать себя (свою точку зрения) в устньтх
средства общения, понимать значение
распознавать невербальные
предпосылки конфликтньrх
знать
социальных знаков,
и
распознавать
сиryаuий и смягчать конфликты, вести переговоры;
отношение к
понимать намерения других, проявлять уважительное
свои возражения;
собеседнику и в корректной форме формулировать
по существ},
в ходе диа,тIога и (или) дискуссии задавать вопросы
на решение задачи ,t
обсуждаемой темы И высказывать идеи, нацеленные
поддержание благожелательности общения ;
сопоставлятЬсВоисУжДенИяссУжДенияМидрУгихr{астникоВДиалоГа'
обнаруживать различие и сходство позиций;
исследоваЕия,
гryблично представлять результаты выполненного
проекта:
с учётом задач
самостоятельно выбирать формат выступления
соответствии с ним составлять
презентации и особенностей аулитории и в
с использованием иллюстративных материалов,
устЕые и письменные тексты
Совместная деятельность:
и индивИдушlьЕоrl
flониматЬ и использовать преимущества командНой
конкретной проблемы, обосновывать необходимостr,
работЫ при решениИ
при решении поставлевной
применения групповых форм взаимодействия
задачи;
принимать
цель
совместной деятельности, коллективно строить
договариваться, обсуждать
действия по её достиже нию: распределять роли,
обобщать мнения нескольких
процесс и результат сов местной работы; уметь
r-J
.ffi
::*{
* ,
,Е
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
свою роль (с
планировать организацию совместной работы, определять
взаимодействия),
r{ётом прьдпоrr"п"й и возможнэстей всех r{астников
команды, участвовать в групповых
распределять задачи между членами
мнений, (мозговые штурмьD> и иные);
формах работы (обсуждения, обмен
по
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
членаN{ii
своему направлению и координировать свои действия с другими
команды;
критериям'
оценивать качество своего вкJIада в общий продукт по
взаимодействия;
члена команды в
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
сферу ответственности и проявлять
самостоятельЕо сформулированным участниками
достижение результатов, разделять
готовность к предоставлению отчёта перед группой,
3.
Овладение универсальными учебвымп реryлятивными
действиями.
Самоорган иза ция:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориеЕтироваться в различных подходах принятия решенtrir
в группе);
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
(или его часть),
самостоятельно составлять аJIгоритм решения задачи
и
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
аргументировать предлагаемые варианты
возможностей,
собственных
решений;
алгоритма
составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритм с учётом получения
решения), корректировать предложенный
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение,
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля' самомотивации и рефлексии;
план её изменения;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать
трудности' которые моryт возникнуть
учитывать контекст и предвидеть
при решеItии учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
опыту, уметь находить
деятельности, давать оценку приобретённому
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
трудностей;
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
.:
,],l
оценивать соответствие результата цели и условиям,
эмоциопальный пнтеллеlсг:
собственными эмоциями и эмоция]\,I}i
различать, называть и управлять
.,J
,..'ý|
других]
выявлять и анализировать причины эмоции;
мотивы и намерения
ставить себя на место другого человека, понимать
другого;
эмоции,
реryлировать способ выражения
Принятие себя и других:
мнению;
осознанно относиться к друго},у человеку, его
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
вокруг,
осознавать невозможность контролировать всё
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
б
клАсс
Человек и его социальное окружение
человека,
человека и её видах,
формировании личности, деятельности
общении и егс
обязанностях
.
осваивать
знания о социччlьных
и применять
образовании, правах и
.
.
свойствах
учащихся,
людьм[l:
с
npuurnu*, особенностях взаимодействия человека другими
ХаРаКТеРизовать традиционные российские духовно-нравственЕые
традиций; характеризовать
ценности на примерах семьи, семейных
их индивидуальный
основные потребности человека, показывать
и социальной
характер; особенности личностного становления
здоровья;
позиции людей с ограниченными возможностями
и его значение для человека и
деятельность человека; образование
ОбШеСТВа;
- её различных мотивов и
ПРИВОДИТЬ ПРИМеРЫ ДеЯТеЛЬНОСТИ ЛЮДеИ,
групп, положения
особенностей в современных условиях; маJIых
группе l,:
проявлений лидерства,
конструктивНых разрешений конфликтов;
соперничества и сотрудничества людей в группах;
признакам виды деятельности
по
в группе;
конфликтных
классифицировать
разным
человека
человека, потребности людей;
ситуаций
в малой
,{
:
сравниватЬ понятия (индивид)), (индивидуальность)),
свойства человека и животных; виды деятельности
(личность));
(игра, трул,
учение);
взаимосвязи людей в м€шых группах;
устанавливать и объяснять
и средств
целеЙ, способов и результатов деятельности, целей
общения;
использовать полученные
знания дIIя объяснения (устного
и
явлениJI, познания
письменного) сущности общения как социаJIьного
po,lli
человеком мира и самого себя как вида деятельности,
социального опыта при
непрерывного образования, значения личного
школе,
образовательной деятельности и общения в
оaуь"ar"п"rии
семье, группе сверстников;
определять и арryментировать с опорой на
к людям с
знания и личный социальный опыт своё отношение
способам
ограниченными возможностями здоровья' к различным
u"rpu*"nr" личной индивидуt}льности, к различным формам
обществоведческие
неформа.пьного общения подростков;
практические задачи, касающиеся прав Ii
и
познавательttые
решать
-отношений в
обязанностей учащегося; отражающие особенности
семье, со сверстниками, старшими и младшими;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческоli
<об образовании в
тематики, в том числе извлечений из Закона
Российской Федерачии>; составлять на их основе
план,
схему;
преобразовывать текстовую информацию в таблицу,
в нашем
искать и извлекать информацию о связи поколений
о правах и
обществе, об особенностях подросткового возраста,
источников (в
обязанностях учащегося из разных адаптироваЕных
СМИ с соблюдением
том числе учебных материалов) и публикаций
в Интернете;
правил информаuионной безопасности при работе
социаJIьную
u"-"rrpo"urb,, обобщать,, систематизировать., оценивать
окружении и,]
информацию о человеке и его социальном
материалов) и
адаптированных источников (в том числе учебных
публикачий в СМИ;
люДеи в ходе
оценивать собственные поступки и поведение других
с ограниченными
общения, в ситуациях взаимодействия с людьми
к уrёбе как
возможностями здоровья; оценивать своё отношение
BaЖHoIvry ВИДУ ДеЯТеЛЬНОСТИ
;
в практическои
приобретать опыт использования пол}пtенных знаний
выстраивания отношений с
деятельЕости, в повседневной жизни для
-1
1
]
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими
по возрасту, активного учаuтия в жизни школы и класса;
совместной деятельности, включая
приобретать опыт
.
}I
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной
ценностеii
религиозЕой принадлежности на основе ryмаЕистиtIеских
взаимопонимания между людьми разных культур,
Общество, в котором мы живём
о осваивать и применять знания об обществе и природе, положении
человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни
общества; явлениях в политической жизни общества, о народах
России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре
и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
. характеризовать устройство общества, российское государство,
высшие органы государственной власти в Российской Федерации,
духовно-нравственные
российские
особенности информационного общества;
традиционные
ценност}1_
. приводить примеры разного положения людей в обществе, видов
экономической деятельности, глобальных проблем;
. классифицировать социаJIьные общности и группы;
. СРаВНИВать социaчlьttые общности и группы, положение в об-ществе
хозяйствования;
различных людей; различные формы
. Устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и
общества, деятельности основных у{астников экономики;
. использовать полученные знания для объяснения (устного
tl
письменного) влияния природы на общество и общества на природ\
сущностИ
.
.
.
.
и
взаимосвязеЙ явлений, процессов социальнолi
ДеЙСТВИТеЛЬНОСТИ;
опороl-t на обществоведческие
,nur"", факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к проблемам взаимодействия человека и природы,
определять
и
арryментировать
с
сохранению духовных ценностей российского народа;
задачи (в том числе задачи,
Решать познавательяые и практические
вклад в
отражающие возможflости юного гражданина внести свой
реше}iие экологической проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческоii
тематики, касающихся отношений человека и природы' уст-ройства
общественной жизни, основных сфер жизни общества;
и обществе,
извлекать информачию из разных источников о человеке
включая информацию о народах России;
;{
{l
оценивать социальнуtс
анализировать, обобщать' систематизировать,
a
экономико-статистическую, у|з ,.*{
материалов) и
адаптированных источников (в том числе учебных
знания,
публикаций в Сми; используя обществоведческие
включая
информацию,
формулировать выводыi
людей с точки
ouanr"uru собственные поступки и поведение других
обцества;
зрения их соответствия духовным традициям
использовать полученные знания:, включая основы финансовой
на охрану
грамотности, в практической деятельности, направленной
прав потребителя (в том числе потребителя
природы; защиту
традиций общества, в которо\,!
ф"Ъп.о"ur* услуг), на соблюдение
мы живём;
взаимодеиствие с
осуществлять совместн},ю деятельность, включаJI
и религиозной
людьми другой культуры, национальной
принадлежностиЕаосНоВеВЗаиМопониМаниямежДУлюдьмиразных
культуры и традиций народов России,
культур; осознавать ценность
7
клАсс
Социальные ценности и ноРмЫ
применяТЬ ЗНаНИЯ
осваивать
.
и
содержании
общественные
и
О
СОЦИаЛЬНЫХ ЦеННОСТЯХ;
"
_:
'.,#
значении социzlльных норм, реГУЛИРУЮЩlIХ j_.rЁi
отношения;
:''F'!
о Характ€ризовать традиционные российские духовно-нравственные
жизни, прав и свобод
ценности (в том числе защита человеческой
и их роль в
гуманизм., милосердие); мораJIьные нормы
человека,
жизни общества;
ситуации
. Приводить примеры гражданственности и патриотизма;
ВидаМИ
выбора; ситуаций, реryлируемых различныМи
социальных норм;
признакИ
"
о классифицировать социальные нормь1' их существенные
,Ър-"rо.о
элементы;
о
.
влияние социальных норм на общество
УСТаНаВЛивать и объяспять
(устного
о пспользовать полученные знания для объяснения
.
]::#
, "*;,
,,*,!':'"
НОРМ;
GРДВНПВДТЬ ОТДеЛЬНЫе ВИДЫ СОЦИаЛЬНЫХ
и человека;
.-.iji*;
и
письменного) сущности социальньlх норм;
на обществоведческие
Определять и арryментировать с опорой
личный социальный опыт своё
знания, факты общественной жизни и
с точки зрения
отношение к явлениям социальной действительности
,,,
,t
как регуляторам
социальных ценностей; к социальным нормам
обшественной жизни и поведения человека в обществе;
.
Решать
познаватеJlьные
и
практические
задачиl,
отражающие
общественной жизни и
действие социiшьных Норг\: Как реryляторов
поведения человека;
обществоведческорi
текстов
чтением
смысJlовым
Овладевать
патриотизмаi
тематики, касающихся гуманизма, гражданственности,
и нормах
извлекать информацию из разных источников о принципах
морали, проблеме морального выбора;
.
.
обобщать,
систематизировать?
оценивать
.
анализировать,
.
поведения человека;
с точки зрения
Оценивать собственные поступки, поведение людей
их соответствия нормам мораJIи;
(в том
-социальную информашию из адаптированных источников
её с
числе учебных материалов) и публикаций в Сми, -соотносить
собственными знаниями о морzrльном и правовом реryлировании
. исполь3овать полученные знания о социальных нормах
в
повседневной жизни;
ll
. самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную)
о
составлять простейший документ (заявление);
с
аý}ЩеСТвлять совместную деятельность, включая взаимодействие
людьми другоЙ культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе гумаItистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур,
Человек как участник правовых отношений
. осваивать
и
применять знания о
сущности права,
о
правовы,ч
правоотношении каК социilJIьноМ и юридичесКом явлении;
и членоR
нормах, регулирующих типичньlе для несовершеннолетнего
его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина
Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
правонарушениях и их опасности для личности и обшества;
. характеризовать право как регулятор общественных отношений,
npuuu и обязанности гражданина Российской
конституционпur.
о
Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
возникают
приводить примеры и моделировать ситуации, в которых
и
правоотноше ния, й ситуации, связанньlе с правонарушениями
защиты прав
наступлением юридической ответственности; способы
примеры, поясняющие опасЕость
ребёнка в Российской Федерации;
правонарушений для личности и общества;
{
!
1
1
a
разным признакам (в
том
числе
признак классификации) нормы права,
устанавливать существенный
выделяя существенные признаки;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
в возрасте о,i
проступок и преступление, дееспособность маJIолетних
от 14 до 18 лет;
6 до 14 лет и несовеРшеннолетних в возрасте
вкJIюча,l взаимодействия
устанавливать и объяснять взаимосвязи,
и культурой
гражданина и государства., между правовым поведением
дееспособности
особенностями
между
личности;
несовершеннолетнего и егс юридической ответственностью;
права,
использовать полученные знания для объяснения сущности
правомерного поведения,
роли права в обществе, необходимости
l,i,
налоговое 11оведение и противодействие коррупци
классифицировать по
вкJIючаЯ
и противоправным поведение\1,
различий между правомерным
личного социальног()
проступком и преступлением; для осмысления
опыта при исполнении типичных для }1есовершеннолетнего
социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической
общественной организачии);
определять и арryментировать с опорой на обществоведческие
опыт своё
a"un"", факты общественной жизни и личный социальный
общественной
отношение к роли правовых норм как реryляторов
жизни и поведения человека;
решатьпознаВательныеипрактическиезаДачи,оТражаюЩис
обшественной жизни и
действие правовых норм как реryляторов
ситуации !l
поведения человека' анализировать жизненные
для
принимать решения, связанные с исполнением типичных
несовершеннолетнего
социальных
ролей
(члена
семьи,
учащегосяl'
члена ученической общественной организачии);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой
Констиryции
тематики: отбирать информацию из фрагментов
правовых актов, из
Российской Федерации и других нормативttых
и обязанностях
предложенных учителем источников о правах
человека и гражданина t,t
граждан, гарантиях и защите прав и свобод
их защиты и
Российской Федерации, о правах ребёнка и способах
их основе план, преобразовывать текстовук)
составлять на
информацию в таблицу, схему;
и значении
искать и извлекать информачию о сущности права
и защите прав и
правовых норм' О правовой культуре, о гарантиях
Федерации, выявлять
свобод человека и гражданина в Российской
источников (в
соответствующие факты из разных адаптированных
с соблюдениепл
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ
Интернете;
правил информационной безопасности при работе в
оцепивать
анализировать, обобщать, систематизировать,
(в том
aou"*o"yro информачию из адаптированных источников
соотносить её с
числе учебных материалов) и публикаций Сми,
правовом реryлировании поведения
знаниями
о
собственными
ЧелоВека'лиЧныМсоциальныМопытом;исполЬЗ}'я
подкрепляя и!,
обшествоведческие знания, формулировать выводы,
арryментами;
людей с точкtr
оценивать собственные поступки и поведение Других
свою точку
зрения их соответствия правовым нормам: выражать
зрения, участвовать в дискуссии;
правовых нормах в
использовать полученные знания о праве и
задания,
практической деятельности (выполнять проблемные
жизни для
индивидуzrльные и групповые проекты), в повседневной
a
(для реализации
осознанногО выполнениЯ гражданскиХ обязанностей
выбора
и защитЫ прав человеКа и гражданина, прав потребителя,
в профессиональнсlii
профессии и оценки собственных перспектив
сфере
.6"i. . учётом приобретённых представлений о профессиях в
правоохранительных органов);
r
1
]
j
права, включая деятельность
(в рамках
публичнО представпять результаты своей деятельности
в
изу{енного материала, включая проектную деятельность),
особенностями
соответствии с темой и ситуацией общения,
аудитории и регламеЕтом;
числе электровную) и
самостоятельно заполнять форму (в том
простейший докумеrrт при пол}п{ении паспорта
составлять
гражданина Российской фgдерации;
о
совместную
взаимодеиствие
включая
деятельностьl,
с
людьмИ лругоЙ культуры, национальной и
Осуществлять
и
.
#
религиозноii
современного a*ajЁ,ё
"1.ry:
принадлежности на основе национальных ценностей
демократических
рЬ".rй"по.о общества: ryманистических
между народами, людьми
ценностей, идей мира и взаимопонимания
разных культур.
осваивать
, nprn,a,",t'
знания
о
Констиryции Российской
актах, содержании и
Федерации, других нормативных правовых
о правовых нормах,
значении правовых норм, об отраслях права,
несовершеннолетнего и членов егý
реryлирующих типичные для
--.
'м
ffi
ii.ilк
*чЁ
семьи общественные отношения (в гражданском,
трудовом и
защите прав
семейном, административчом., уголовном праве); о
(граждансконесовершеннолетних; о юридической ответственности
о
правовой, дисциплинарной,, административной, уголовной);
правоохранительных органах; об обеспечении безопасносlli
личЕости, общества
экстремизма;
и государства,
в том числе от терроризма
ij
:"{
,,Ч
в
характерпзовать роль Конститучии Российской Федерации
в защите
системе российского права; правоохранительных органов
и
правопорядка' обеспечении социальной стабильности
справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность
и прав детей,
семейных правоотношений; способы защиты интересов
без попечения родителей; содержание трудового
оставшихся
a
договора, виды правонарушениЙ и виды наказаний;
приводить примеры законов и подзаконных актов и моделирова,гь
трудовогt],
ситуации,
реryлируемые нормами гражданского,
в том числе
семейного, административного и уголовного права,
связанные с применением санкций за совершённые правонарушеЕия;
класспфицировать по разным признакам_ виды ""p"i]:::""]:
актов, виды правонарушений и юридическои
правовых
ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать
существенный признак классификации);
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
сферы регулирования различных отраслей права (гражданского,
права i1
трудового, семейного, административного и уголовного),
личные
обязанности работника и работодателя, имущественные и
неимущественные отношения;
объяснять взаимосвязи прав и обязанностей
и обязанностей членов семьи;
работника и работодателя, прав
традиционных российских ценностей и личных неимущественных
yar"ruurrrnuuTb
и
отношений в семье;
использовать полученные знания об отраслях права в решении
задач: для объяснения взаимосвязи гражданской
учебных
в жизнI,t
правоспособности и дееспособности; значения семьи
ll
опасности
социальной
неприемлемости уголовных и административных правонарушении,
противостоять
экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости
им;
человека. общества
и
государства;
.l
i
t
l
d
определять
участников
трудового
и арryментировать своё
трудовых
права'
отношений
к
отношение
с опорой
к
защите праti
на знания в областиi
правонарушениям' формулировать
#
нарушения правовых
арryментированные выводы о недопустимости
норм;
решатьпознаВаТельныеипрактическиезаДаЧи'отражаЮЩие
гражданского,
,"arrrr"ra взаимодействия, реryлируемые нормами
права;
трудового, семейного, административного и уголовного
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой
нормативных
тематики: отбирать информачию из фрагментов
Федерациli,
правовых актов (Гражданский кодекс Российской
трудовой кодекс
сЪмейный кодекс российской Федерации,
Кодекс Российской Федерации об
Российской Федераuии,
кодекс Российской
административных правонарушениях, Уголовный
о правовьIх
Федерачии), из предложенных учителем источников
их регулирования,
нормах, правоотношениях и специфике
таблицу, схему;
преобразовывать текстовую информачию в
тематике в сфере
искать и извлекать информацию по правовой
и
гражданского, трудового, семейного, административного
соответствующие факты из разных
уголовного права: выявлять
материалов) il
адаптированных источников (в том числе учебных
информационноii
публикачий смИ с соблюдением правил
безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать,
систематизировать, оцепивать
том
-aour-"nyto информачию из адаптированных источников(в её с
материалов) и публикаций Сми, соотносить
числе учебных
(гражланского, трудового,
собственными знаниями об отраслях права
и личньlм соци€шьным
семейного, административного и уголовного)
опытом; используя обществоведческие знания, формулироватьза
о применении санкции
вьlводы, подкрепляя их арryментами,
oTBeTcTBeHHocTIJ
совершённые правонарушения, о юридической
несовершеннолетних;
других людей с точкrt
оценивать собственные поступки и поведение
трудового, семейного,
зрения их соответствия нормам гражданского,
административного и уголовного права;
нормах гражданского,
использовать полученные знания о
и уголовного права в
трудового' семейного, административного
проблемные заданиJI,
практической деятельности (выполнять
в повседневной жизни для
индивидуаJrьные и групповые проекты),
t
",ll
"l
,
,_I
поведения,
осознанного выполнения обязанностей, правомерного
своих прав; публично представлять ре зультаты
реализации и защиты
включая
своей деятельности (в рамках изученного материы]а,
темой и ситуацией
проектную деятельность), в соответствии с
общения, особенностями аудитории и регламентом;
числе электронную)
самостоятельно заполнять форму (в том
о приёме на работу);
составлять простейший документ (заявление
взаимодействие,
осуществлять совместную деятельность' включая
и религиозной
людьмИ другоЙ культуры, национальной
современного
принадлежности, на основе национшIьных ценностей
и демократических
рьссийского общества: гуманистических
между народами, людьми
ценностей, идей мира и взаимопонимания
разных культур.
a
8
и
клАсс
человек в экономических отношениях
о осваивать п применять знания об экономической жизни oб*""uu, ;JýЁ,а
собственностtl, -'g']
её основных проявлениях, экономических системах,
механизме рыночногО регулирования экономики, 6r"unaor",*
,,d
отношениях,
роли
государства
в
экономике,
видах
налоговl'
основах
политики, о
государственной бюджетной и денежно-кредитной
влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
о ХаРаКТФРизовать способы координации хозяйственной жизни
.
в
объекты спроса и предложения
рtвличных экономических системах;
на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
ПРИВОДИть примеры способов повышения эффективности
производства; деятельностИ и проявленИя ocHoBHbIx функuиl"l
посредников; использования способов
pbn"""or* финансовых
повышения эффективности производства;
. классифицировать (в том числе устанавливать существенныи
государственного
классификачии) механизмы
признак
реryлироваt{ия экономики;
СР8ВНПВатьразличные способы хозяйствования;
о
о }СТ8НДВЛпвать и объясрять связи политических потрясений
и
социаJIьно-экономических кризисов в государстве;
причин
. Пспользовать полученные знания для объяснения
экономическоI",]
(недостижения)
результатов
механизIltоtl
основяых
объяснения
для
государственного реryллlрования экономики, государственноr-l
достижения
деятельности]
политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли
последствий
функuий предпринимательства., причин
безработицы, необходимости правомерного н€Lпогового поведения;
и
и
определять п арryментировать с точки зрения социаJIьяьiх
ценностей и с опорой на обществоведческие знаЕия., факты
и
общественной жизни своё отношение к предпринимательству
развитию собственного бизнеса;
задачи, связанные
решать познавательные и практические
с
осуществлением экономических действий, на основе рацион€rльного
выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
эффективности производства;
различных способов повышения
в
отражающие типичные ситуации и социаJIьные взаимодействия
процессы;
сфере экономической деятельности; отражающие
текстов)4о
овладевать смысловым чтением' преобразовывать
график l;
экономическую информацию в модели (таблиuа,, схема,
о видах и
пр.), В том числе о свободных и экономических благах,
экономических и
формах предпринимательской деятельности,
соци€цьных последствиях безрабо-тицы;
публикаций
извлекать информацию из адаптированных источников,
в нашей стране.,
сми и Интернета о тенденциях развития экономики
мошенничества;
о борьбе с различными формами финансового
анализироватьrобобщатьrспстематизировать'конкретизировать
включая
критически оценивать социаJIьную информацию,
a...ffi
(в
Tolt,_:,-Fji
источников
экономико-статистическую, из адаптированных
соотносить её с Т,:
числе учебных материалов) и публикаций Сми,
a
:{
и
знания:,
личным социальным опытом; используя обществоведческие
их арryментами;
формулировать выводы, подкреflляя
с точки
ou"r"ruro собственные поступки и поступки других людей
(сложившиеся модели
зрения их экономической рационаJlьности
граждаЕ, защищающих
поведения производителей и потребителей;
осуществления
свои экономические интересы; практики
выбора в условиях
экономических действий на основе рацион€шьного
ограниченных ресурсов; использования различных ggмеиных
.r;*
,,1_"Р] _:,iжпроизводства,
распределения
поЪ"r-""r" эффективности
осуществлеIrия финансовых lýji
ресурсов, для оценки рисков
практик);
мошенничесТв, применения недобросовестных
a
включаJI основы
приобретать опыт использования знаний,
в практической деятельЕости и
финансовой грамотности,
хозяйства,
повседневной жизни для анализа потребления домашнего
..
|-
структуры семейного бюджета; составления личного финансового
перспектив в
плана; для выбора профессии и оценки собственных
профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реаJIизации
и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг),
выбора
осознанного выполнения гражданских обязанностей,
в профессиональной
профессии и оценки собственных перспектив
d
сфере;
(личный
приобретать опыт составления простейших документов
.;
финансовый план, заявление, резюме);
включа,I взаимодеиствис, г
ОСУЩеСТвлять совместную деятельность,
и религиозной
людьмИ другоЙ культуры, национальной
на основе гуманистических ценностеи,
.
I
принадлежности,
взаимопоt{имания между людьми разных культур,
Человек в мпре культуры
в
о осваивать и применять знания о процессах и явлениях духовнои
образования в
жизни общества, о науке и образовании, системе
об искусстве и
Российской Федерачии, о религии, мировых религиях,
об информации как важном ресурсе современного
его видах;
общества;
(в том числе
. характеризовать духовно-нравственные ценности
нормы морчrли и нравственности, гуманизм, милосердие,
как сферу
.прав"дли"осrь1 нашего общества, искусство
информаuионную
o""r"n"no.r", информаЧионную культуру и
безопасность;
в сфере
о ПРИВО[Пть примеры политики российского государства
на социализацию
*inorypu, и образования; влияния образования
личности; правил информачионной безопасности;
и виды культуры:
класСИфицировать по разЕым признакам формы
культуры, естественные и социаJ]ьно"
о
. сравни;атЬ
.
формы
искусств;
ryманитарные науки, виды
и объяснять взаимосвязь развития духовноtl
устанавливать
взаимовлияние науки и
*ynrrypr,
формирования личности,
и
образования;
. использовать
о
полученные знания для
объяснения роли
непрерывного образования;
зрения социмьных
определять и арryментировать с точки
знания, факты
ценностеЙ и С опЪроИ на обществовеДческие
культуре и
общественной жизни своё отношение к информационной
rll
,j
в
иЕформационной безопасности, правилам безопасного поведения
Интернете;
задачи, касающиеся форм и
решатЬ познавательНые и практиЧеские
многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
TeкcToByic|
современной культуры! составлятЬ план, преобРазовывать
в модели (таблицу, диаграмму, схему) и
информачию
преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информаuии об ответственности современных
в Российской Федерации, о
).,{ёных, о религиозных объединениях
и общества, о видах мошенЕичества
роли искусства в жизни человека
в Интернете в разных источниках информации;
критически оценивать и
анализпровать, систематизировать,
в разньiх
обобщать социальную информацию, представлеIrную
аудиовизуальную), прrl
формах (описательную' графическую,
изучении культуры, науки и образования;
в
оцениватЬ собственные поступки, поведение людей духовноl:l
сфере жизни общества;
представления
использовать полученFlые знания для публичного
в сфере духовной культуры в
результатов своей деятельности
соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
при
приобретать опыт осуществления совместной деятельЕости
культур, национапьных и
"ry.r"n""
особенностей разных
религиозных ценностей.
9
клАсс
Человек в политическом измерепии
и
. осВаивать и применяТь знания о государстве, его призЕаках
политике, о демократии и
форме, внутренней и внешней
гражданина
статусе
демократических ценностях' о конституционном
в политике,
Российской Федерачии, о формах участия граждан
выборах и референлуме, о политических партиях;
принципы и
о хпрдктерпзовать государство как социальный институт;
государства
признаки демократии, демократические ценt{ости; роль
обществе на основе его функuий; правовое государство;
правленttя,
о прпво!ить примеры государств с различными формами
и политическиr,i
государственно-территориыIьного устройства
государства на примере внутренней и
режимом; реа,,rизации функчиЙ
1з
внешнейполиТикиРоссии;ПолиТическихпартийииных
граждан в
общественных объединений граждан; законного участия
политических потрясений и
политике; связи
социально_
.*{
экономического кризиса в государстве;
признакам;
классифицировать современные государства по разным
партий; типы
элементы формы государства; типы политических
общественно-политических организаций;
сравнения)
сравпивать (в том числе устанавливать основания для
власть с другими видами власти в обществе;
a
политическую
демократические и
недемократические политические режимы,
yrrrupro"
федеративное территориzшьно-государственное
.
политическую партию ,, ,,,,ffi
и
монархию
республику,
устройство,
и
*J
и
общественно-политическое движение, выборы
референлум; affi
межд}, *,'
взаимосвязи в отношениях
устанавлпвать и объяснять
челоВека и
обществом и государством; между правами
связи политических
"anouano",
гражданина и обязанностями граждан',
"::
кризисов в государстве;
потрясений и социаJlьно-экономических
объяснения сущности
использовать полученные знания для
политическои
политики, политической власти, значения
объяснения взаимосвязи правового
деятельности в обществе; для
осмысления личного
,. ,:
государства и гражданского общества; для
граждан'пU' о
социа,llьной
роли
исполнении
при
,',*{
социшIьного опыта
ffi:ff"Т;ilх1;#"ф'"JJъжfi:;";т;;ъlh""::fi
:ж:H,#j
обществе и государстве;
определять
и
арr,ументировать неприемлемость всех форм
с точки зреЕия социiшьных
антиобщественного поведения в политике
ценностей и правовых норм;
материала позt{авательные и
решать в рамках изученного
взаимодействия между
практические задачи, отрa)кающие типичные
выполнение социальных ролей избирателя,
субъектами политики;
.nnanu arоп"rrческой партии, участника общественно-политическог()
a
i:ffi
дВижения;
l/л,,атrlтrlllr.r:l ',,#ffi
Конституци;t
-;ф
чтением
фрагментов
смысловым
овладевать
Ъ'
актов,
правовых
нормативных
Российской Федерации, других
с
обществоведческой тематики, связанЕых
учебных и иных текстов
преобразовывать текстовую
о""r"попо"r"ю субъектов политики.,
iпЕор"uч"Io
в
табличу или схему
nonrr"r""n"* партий,
о
функциях государства,
в политике;
формах участия граждан
ffi
государстве
искать и извлекать информацию о сущности политики,
и
его роли в обществе: по заданию учителя вьiявлять
(в
источников
соответст;ующие факты из разных адаптированЕых
с соблюдением
том числе учебных материалов) и публикаций сми
в Интернете;
правил информационной безопасности при работе
информацию о
анализировать и конкретизировать социаJIьную
tt
граждан нашей страны в политической жизни,
формах участия
выборах и референдуме;
субъектов
оценивать политическую деятельность различных
общества, её
политикИ с точкИ зрения учёта в ней интересов развития
ценностям:
соответствия гуманистическим и демократическим
в
выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы' участвовать
дискуссии;
использовать полученЕые знания
в
практической уrебной
индивидуzrльно и в
деятельности (включая выполнение ,проектов
прав гражданина в
группе), в повседневной жизни для реа,тlизации
й"r".пе"кой
сфере; а также в публичном представлени'j
1f;di::*i
,ч. -эl
в соответствии с темой и ситуациеi,i -;ЁЁl;t
своей
деятельности
результатов
..
:; .:
общения, особенностями аудитории и регламентом;
с
. ОСУЩеСТвлять совместную деятельность, включая взаимодействие
и религиозной
людьмИ другой культуры, национальной
совремеЕного
принадлежности, на основе национдIьных ценностей
гумаЕистических и демократических
рЬс."й"*о.о общества:
между народами, людьми
цеrrrо"т"й' идей мира и взаимопонимания
задания в парах и группах,
разных культур: выполнять учебные
исследовательские проекты,
Граясданин и государство
строя
. осваивать и применять знания об основах конституционного
-..|_:.r:-4
и организации государственной
государственно-территориальном
ФедерачилiФедерации,
устройстве Российской
власти в Российской
власти и управления в Российской
деятельности высших органов
направлениях внутренней политики
baoapuurr;
об
осЕовных
Российской Федераuии;
. характеризовать Россию как демократическое феДеративное
правления, как
правовое государство с республиканской формой
государство; статус и
социаJIьное государство' как светское
Федерации, особенности
полномочиЯ Itрезидента Российской
Государственной ,щумы и Совета
и
функчии
формирования
Федерации;
Федерации, Правительства Российской
в политической сфере
приводить примеры и моделировать ситуации
правомочий высших
жизни общества, связанные с ооуществлением
Федерации, субъектов
органоВ государствеНной властИ Российской
политики в сфере
Федерачии; деятельности политических партий;
политики,
культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной
обеспечения
политики в сфере противодействии коррупции,
в том числе от
безопасности личности, общества и государства,
терроризма и экстремизма;
разным признакам (в
том
числе
признак классификации) полномочия
устанавливать существенный
Федерации;
высших органов государственной власти Российской
опорой на Конституцию Российской Федераtlии
классифицировать по
сравнпвать с
власти ii
полномочия центрtiльных органов государственной
субъектов Российской Федерации;
и субъектов
y"ru*u"rr"r"Tb и объяснять взаимосвязи ветвей власти
и субъектов
nonrrrn" в Российской Федерации, федерального центра
гражданина и
Федерачии, между правами человека и
j
l
n
Российской
обязанностями граждан;
характеристики роли
использовать полученные знания для
Российской Федерации в современном* мире; ^," :9:.:::::::
страны международнои
сущности проведения в о,гношении нашей
необходимости
политики (сдержиtsания>; для объяснения
противодействия коррупции;
обшественной жизни
с опорой на обществоведческие знания, факты
арryментпровать с точкi,l
пиrнurй социа.,rьный опыт определять и
"
и патриотизма своё отношение
зрения ценностей гражданственности
Федерации, к
к внутренней и внешней политике Российской(сдерживания));
политике
проводимой по отношению к нашей стране
и практические задачи, отражающие
решать познавательные
события в политической жизни Российской
процессы, явления и
Федераuии, в международных отношениях;
информацию о
систематизировать и конкретизировать
в субъектах Российскоri ,i-яi
политической жизни в стране в целом,
властl,]'
государственной
Федерации, о деятельности высших органов
политики,
об основных направлениях внутренней и внешней
в борьбе с
усилиях нашего государства
об
экстремизмом li
международным терроризмом;
обществоведческои
овладевать смысловым чтением текстов
строя
конституционного
тематики: отбирать информачию об основах
iff,
}:_,-,-iýs,
гражданстве Российской Федерачии"
о полномочиях
конституционном статусе человека и гражданина,
Российской Федерации,
и
высших органов государственной власти, местном самоуправлении
Федерации,
его функциях из фрагментов Конституции Российской
предложенных учителем
других нормативньiх правовых актов и из
основе план,
l,taror"r*ou и учебных материалов, составлять на их
схему;
преобразовывать текстовую информачию в таблицу,
искать
и
извлекать информачию
об основных направлениях
.,.,-j
Федерации, высшll>i
внутренней и внешней политики Российской
:"ffi
Федераuии, ,,
субъекта
статусе
о
власти,
органов государственной
котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующис
правил информаuионной
бu**, ,, пубп"*ачrй СМИ с соблюдением
,,ffi
:-l
безопасности при работе в Интернете;
систематизировать
обобщать,
апализировать,
изменениях
конкретизировать информацию о важнейших
и
в
о ключевых решениях высших органов
российском законодательстве,
Российской Федерации,
власти
и управления
.о"удар"ruепrоЙ
её с собственными J
.уОr"*Ъо" Российской Федерации, соотносить
подкрепляя l,t\ .,.д|
знаниями о политике, формулировать выводы,
.,,*l
арryментами:'
a
_
:'.Фэ
в
" i---*
людеи
других
поведение
и
поступки
ouanrr"ro собственные
ценносте!'l
гражданско-правовой сфере с позиций
"uu"on-uno,x
права, выражать свою
нашего общества, уважения норм российского
в
точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать дискуссии;
Российская
использовать полученные знания о государстве
деятельности (выполнять
в
пракr,ической учебной
и групповые проекты), в
проблемные задания, индивидуаJIьные
выполнения гражданских
пьвседневной жизни для осознанного
oбязaннoстеЙ;пyбличнoпpедсТaBлятьpезyлЬтатьIсвoейДеятeльнoстti
проектную деятельность'
(в рамках изученного материttJlа, включая
с темой и ситуацией общения, особенностяпtti
Федераuия
соответствии
аудитории и регламентом;
(в том числе электронную) и
самостоятельно заполнять форму
использовании портала
составлять простейший документ при
государственных услуг;
включая
осуществл ять совместную деятел ьность,
людьми
другой
"*"11::::1i:л:
культуры, национальной и религиознои
современного
принадлежности на основе национаJIьных ценностей
общества: гуманистических и демократических
рьс""й"ко.о
,1#
" ,ffi
между Еародами, людьми
ценностей, идей мира и взаимопонимания
разных культур.
человек в системе социал ьных отношений
общества,
. ОСВаИВаТЬ И ПРИМеНЯТ ь знания о социальной структуре
стату-сах, ролях,
социа,тlьных общностЯХ и группах; социальнь]х
как ба-зового социа_цьного
социализации личности; важности семьи
многообрази
института; об этносе и нациях, этническом
человечества, диалоге куль-тур, отклоняющемся
я{
1,1
современного
поведении и здоровом образе жизни;
основы социальной
характеризовать функчии семьи в обществе;
политики Росси йского государства;
статусов, социальных
приводить примеры различных социальных
политики Российского государства;
ролей, сочиальной
и группы;
классифицировать социЕIльные общности
сравнпвать виды социальной мобильности;
объяснять причины существования разных
yarunuurrruur'
и конфликтов;
социальных групп; социальных различий
осмысления личного
использовать полученные знания для
исполнении типичных для
при
социального опыта
арryментированного
несовершеннолетних социальных ролей;
здорового образа
объяснения социальной и личной значимости
и алкоголизма для человека и
и
жизни, опасности наркомании
ОбШеСТВа;
- Ia обществоведческие
опорои_н
и личный социальный опыт cBolj
знания., факты общественной жизни
отношение к разным этносам;
и практические ЗаДаЧИ, ОТРаЖаЮЩИ(:'
решать познавательные
направленные на
типичные социаJIьньiе взаимодеиствия;
поведения и его видов;
распознавание отклоняющегося
составлять на основе
осуществлять смысловое чтение текстов и
план (в том числе отражающий изу-ченпый
определять
п арryментировать с
учебных текстов
материал о социализации личности);
источников, публикаций
извлекать информацию из адаптированных
об историческоtrl
СМИ и Интернета о межнационzlJlьных отношеЕиях,
информач"о
единстве народов России; преобразовывать
"1"::]:
:
моделеи i]
предложенных
из
и
схему)
(табличу,
диаграмму,
модели
текст;
анализировать,
статистическую
обобщать,
социал ьную
систематизировать текстовую и
информацию из адаптированных
{
,{ i
,l
,:
СМИ об
источников, учебных материалов и публикаций
негативных
отклоняющемся поведении, его причинах и
своих социальных
последствиях; о выполнении членами семьи
оценивать
критически
ролей; о социальных конфликтах;
современную социальную информацию;
оцеIiивать собственные поступки и поведение, демоIrстрирующее
к людям других национальностей; осознавать
отношение
неприемлемость антиобщественного поведения;
для
использовать полученные знания в практической деятельности
здорового образа
выстраивания собственного поведения с позиции
жизЕи;
совместную деятельность с людьми другоi,1
осчшествJIять
на основе
и
религиозной принадлежности
национал ьной
веротерпиМостииВзаиМопониМанияМежДУлюдЬмиразныхкУлЬтУр.
Человек в современном измеuяющемся мире
обществе.,
. осваивать и применять знания об информационном
,,{
глоба,rизации, глоба,,,rьных проблемах;
здоровыи
. Характеризовать сущность информационного общества;
общемировой
образ жизни; глобализацию как важный
.
.
.
.
интеграционный процесс;
ПРИВОДИТь примерЫ глобальных проблем
и возможных путеи 1,1I
в общественной жизни; влияния
решения; участия молодёжи
выбора lt
образования на возможности профессионального
карьерного роста;
.p""rn"uTb требования к современным профессиям;
объяснять причины и последствия глобализации;
УСТаНаВЛиuчrо
обществе для
использоВать полученные знания о современном
задач и анаJIиза ситуаций, включающих
решения познаватеJIьных
здорового образа жизt{и.,
объяснение (устное и письменное) важности
связи здоровья и спорта в жизни человека;
на обществоведческt,tе
определять и арryментпровать с опорой,
социальный опыт сво' :--i#знания' факты общественной жизни и личный
'
отношение
к
современным формам коммуникации;
образу жизни]
решать в рамках
flрактические
отражающие
пространстве;
к
,.*
здоровоп,i
и
изученного материаJIа познавательные
задачи, связанные с волонтёрским движением;
виртУальЕом
особенности коммуникации в
ffi
a
осуществляТь смысловОе чтение текстов (научно-погryJlярt{ых,
общества,
публицистических и ДР.) по проблемам современного
глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации
(текстовой, графической,, аудиовизуальной) из различных источников
образования
о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного
в современном обществе.
.]