Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное )п{реждение
Ча;tтырская средняя общеобразовательная школа Ns2
Мясниковского района Ростовской области

на заседании ШМО
Протокол Nч l
от 22.08,2023г,
Р}ководитель ШМО

i),/
т

УТВЕРЖДЕНО

СОГЛАСОВАНО

РАССМОТРЕНО

Протокол Ns1 заседания
методического совета

МБоУ СоШ

Ns2

от 24.08.2023г.
Зам. дире
ра по

1

Барнагян Е.А

]ф110

ll

l

УВР

Гайбарян М,Т.

ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ
ПО

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

к учебникам (Обществознание)>
(авторы:

Л.Н.

б_9

клАссы

Количество часов: 6,7,8,9 классы

Учителя

Боголюбов)

- i час в неделю

- Чувараян К. К,
!зреян М.Ш.
Барнагян Е.А.

2023

-

2024 учебный гол

х

4
+

.it
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩАЯ
(ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ>)

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

основе
рабочая программа по обществознанию составлена на

образовательно;i
положениЙ и требований к результатам освоения основной
государственно]\l
Федеральном
в
представленныХ
программы,
в соответствии с
образовательном стаядарте основного общего образования,
(2018 г,), а
Концепцией преподавания учебного предмета <Обществознание>
рабочей программы воспитани,l,

также с

учётом

федс,ра:lьноii

школой функuии
Обществознание играет ведущую роль в выполЕении
позволяет
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет
особенности
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста
в современных
современного общества, различные аспекты взаимодействия
с основными институтами государства и
условиях людей друг с другом,
ap"*ou".*o.o общества, реryлирующие эти взаимодействия социtulьные
нормы.

Изуление обществознания, вкJIючающего знания о россиискоNl

об основах
обществе и направлениях его развития в coBpeMeHHbIx условиях,
человека и
конституционного строя нашей странь1, правах и обязанностях
.pu*our"*u, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
нацио-наJIьным ценностям. Привлечение при изr{ении обществознания
помогает обучающимся
различных источников социальной информации
культурной, социаJIьно-экономической и

освоить язык современной
политической коммуникации, вносит свой вкJIад в формирование
осмысливать,
метапредметных умений извлекать необходимые сведения,
и применять их.
преобразовывать
в мир
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся

и
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию
yr"ap".o"nro собственного <Я>, формированию способности к рефлексии,
в обществе,
оценке своих возможностей и осознанию своего места

<ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
в основной школе являются:
целями обществоведческого образования

.

о

патриотизма,
гражданствеЕности, социальной ответственности, правового
народа;
-самосознаЕия, приверженности базовым ценностям нашего
понимания приоритетностtl
обуlающихся
у
Рёзвити€
интересов, приверженности правовыI\t

воспитание

общероссийской

общенациональных

идентиtIности,

-l{
1

и
принципам, закреплённым в Конституции РоссиЙскоЙ Федерации
законодательстве Российской Федерации;
a

развитие личности на исключительно
-

в

подростковом

возрастеl,

становление

,я

важном этапе её социализаци;,i
её

духовно-нравственной,

политической и правовой культуры, социального поведениJl,
основанногонаУВаженииЗаконаипраВопорядка;развитиеинТереса
к
к изучению социаJIьных и гуманитарных дисциплин; способности
самоопределению, самореализации, самоконтролю;
личному
мотивации к высокопРоизводительной, наукоёмкоЙ трудовой
деятельности;

картины общества,

формирование у обучающихся целостной
по
адекватной современному уровню знаний и доступной
ocBoeH1,1e
содержанию для школьников подросткового возраста;
сферах человеческой деятельности,
учащимися знаний об основных
социальных институтах, нормах, реryлирующих общественные

средой и
отношения, необходимые для взаимодействия с социа,ltьной
и гражданиЕа'
выполнениJI типичных социаlьных ролей человека
(поrryчать
владение умениямИ функчионально грамотного человека
социiшlьную
из разнообразных источников и критически осмысливать
информацию, систематизировать' анаJIизировать полученные
коммуникативной,
данные; освоение способов позвавательной,
необходимых дJUI участия в жизни

практической деятельности,

гражданского общества и госуларства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с р€вличными политическими, правовыми,
социальными институтами
финансово-экономическими и другими
для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обшестве;
полученных знаний и умений д:rя
формирование опыта примеЕения

ВыстраиВаниJIотношениймеждУлюДьмиразличньж
и в
национальностей и вероисповеданий в общегражданской
и
семейно-бытовой сферах; для соотнесениJI своих действий
и нормами
действий других людей с нравственными ценностями
поведения, установленными законом; содействия правовь]N,lи
способами и средствами защите правопорядка в обществе,

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ>
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

в

l

ВсоответствиисУчебнымпланоМобществознаниеизУчаетсясбпо9класс.
обшееколичесТВоВреМениначетырегодаобУчениясостаВJLяетl36часов.
1 час,
Обrцая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет

j{

{

l
,:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОf О ПРЕДМЕТА
6

клАсс

Человек и его соцпальное окруя(ение,
Биологическое и социаJIьное в человеке. Черты сходства и различия
социальные.
человека и животного. Потребности человека (биологические,
духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуаJIьность' личность, Возрастные периоды жизни
человека и формирование личности, отношения между поколениями,
Особенности подросткового возраста.

Jlюди с ограниченными возможностями здоровья, их

особые

потребности и социzlльнаJI позиция.
(игра,, трул, учение),
l-{ели и мотивы деятельности. Виды деятельности
познание человеком мира и самого себя как вид деятельности,
Право челоВека на образование, Школьное образование, Права и
обязанности учащегося.
общение. Щели и средства общения, особенности общения подростков,
Общение в современных условиях.
в
отношения в мапых группах. Групповые нормы и правила, Лидерство
группе. Межличностные отношения (деловые, личные),
отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества, Семейные
традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка,
отношения с друзьями и сверстниками, Конфликть1 в межличностных
отношеЕиrIх.

Общество, в котором мы ясивём.

Что такое общество. Связь общества и природы, Устройство
обцественной жизни. основные сферы жизни общества и их
взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе,

такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его
Ресурсы и
экономического развития. Виды экономической деятельности,
что

возможности экономики нашей страны,

Политическая жизнь общества, Россия -

многонационЕLпьное
Герб,
государство. Государственная власть в нашей стране, Государственный
Госудuрсruенный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерачиtt,
века. Место нашей Родины среди современнь]х
в начшIе

наша страна
государств.

xxl

Культурная жизнь.

российского народа.

-{

щrховные ценности, традиционные ценности

,,"

{
1

развитие общества. Усиление взаимосвязей
современного общества.

стан и народов

в условиях

,,Я

их решения
глобальные проблемы современности и возможности

сообщества и международных организаций,
усилиями международного
7

клАсс
Социальпые ценности и нормы,
гражданина,
общественные ценности. Свобода и ответственность

i

,i

Гражданственность и патриотизм, Гуманизм,
жизни и поведения
Социальные ЕормЫ как реryлятОры общественной
традиции и обычаи,
человека в обществе. виды социмьных Еорм.
чувства
Принципы и Hopмbi морали, .Ц,обро и зло, Нравственные
человека. Совесть и стыд.
и собственного
моральный выбор, Моральная оценка поведения людей
и человека,
поведения. Влияние мораJIьных норм на общество
право и его роль в жизни общества, Право и мораль,

Человек как участник правовых отношений,
норма, Участники
правоотношения и их особенности, Правовая
Правовая оценка
прu"ооrпо-aний. Правоспособность и дееспособность,
поведение, Правовая
поступков и деятельности человека, Правомерное
культура личЕости.

Проступок
правонарушение и юридическая ответственность'

,1

личности и общества,
npaarynnan"". Опасность правонарушений для
Федерации,
йрu"u и свободы человека и гражданина Российской
в Российской
гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина
обязанности гражданина Российской

'

Федерации. Конституционные

Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты,
Основы российского права,

-

основной закон, Законы

и

лица
основы гражданского права, Физические и юридические

в

Констиryция Российской Федерации

подзаконные акты. Отрасли права,

прав собственности,
гражданском праве. Право собственности, защита
купли_
основные виды гражданско_правовых договоров, щоговор
защиты,
возможности их
и

продажи.

Права

потребителей

отношений,
несовершеннолетние как участники гражданско-правовых
человека, общества и
основы семейного права, Важность семьи в жизни

госУдарстВа.УсловиязаКгIючениябракавРоссийскойФедерации.Праваи
и интересов детей, оставшихся
обязанности детей и родителей. Защита прав
без попечения родителей.

и
основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права
трудового
обязанности. Труловой договор. Заключение и прекращение
правового статуса
договора. Рабочее время и время отдыха, особенности

несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности,
и
виды юридической ответственности, Гражданско-правовые проступки
ответственность, Административные проступки и

гражданско-правовая
административная oTBeTcTBeHttocTb' .Щисциплинарные проступки

дисциплинарнаrI ответственность. Преступления
юридической
oTBeTcTBeItHocTb. особенности

,|

и

уголовна,i
ответственности

я

несовершеннолетних.

Правоохранительные органы в Российской Федерации, Структура
органов Российской Федерации, Функции

правоохранительных

правоохранительньlх органов.
8

клАсс

отношепиях.
и
жизнь

Человек в экономических

Экономическая

общества, Потребности

ресурсы

ограниченность ресурсов. Экономический выбор,
экономическ€ш система и её функции, Собственность,
Производство - источник экономических благ, Факторы производства,
труловая деятельность. Производительность труда, Разделение труда,
предпринимательство. Виды и формы предпринимательской
деятельности.

обмен. .Д,еньги и их функllии. Торговля и её формы,
рыночная экономика. Конкуренция, Спрос и предложение, Рыночное
Многообразие рынков,
равновесие. Невидимая рука рынка.
предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль, Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда, Занятость и безработица,
и посредники (банки, страховые компании,

Финансовый рынок
кредитные союзы, участники фондового рынка), Услуги финансовых
посредников.
основные типы финансовых инструментов: акции и облигации,

кредит,
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит,
платёжнм карта' денежные переводы, обмен валюты), ,Щистанционное
потребителя
банковское обслуживание. Страховые услуги, Защита прав
финансовых услуг.

экономические функции домохозяйств, Потребление домашних
пользования,
хозяйств. Потребительские товары и товары длительного

..,з

rffi
,'ffi

Личный
Источники доходов и расходов семьи, Семейный бюджет,

#

сбережений,
и
финансовыЙ план. Способы формы
и
Экономические цели и функции государства, Налоги, Щоходы расхолы
бюджетнаяl'|
бюджет, Государственная
Государственный
государства.
политика Российской Федерации, Государственная

денежно-кредитнаЯ

политика по развитию конкуренции,
Человек в мире культуры,
культуры,на
культура, её многообразие и формы, Влияние духовной
молодёжная культура,
формирование личности. Современная
Роль науки в
Наука. Естественные и соци€шьно-ryманитарные науки,
развитии общества.

образования
образование. ЛичностнаJI и общественная значимость

современном обществе. Образование в

в

Российской Федерачии,

Самообразование.
Федерации,
Политика в сфере культуры и образования в Российской
Свобода
понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества,
и мировые религии,
совести и свобода вероисповедания, Национальные

РелигииирелигиозныеобъеДинениявРоссийскойФедерации.
жизни человека и
что такое искусство. Виды искусств, Роль искусства в
общества.
мире,
роль информации и информачионных технологий в современном
культура и информаЦионная безопасность, Правила

ИнформационнаЯ

безопасного поведения в Интернете,
9

кллсс

Человек в политическом измерении,
политика и политическая власть, Государство - политическая
и внешнJIя
организация общества. Признаки государства, Внутренняя
политика.

Форма государства. Монархия и республика - основные формы
npu"na""". Унитарное и федеративное государственно-территориальное

устройство.
Политический режим и его виды,
Правовое государство
.I|,емократия, демократические ценности,
гражданское общество.
Участие граждан в политике, Выборы, референлум,
обществе.
политические партии, их роль в демократическом
Общественно-политические организации,

|/1

fраясланин и государство,

,,{
Основы конституционного строя Российской Федерации, Россия с республиканской
федеративное правовое государство

демократическое

- социальное государство, Основные направления
и приоритеты соци:шьной политики российского государства, Россия -

формой правления. Россия

светское государство.
законодательные, исполнительные и судебные органы государственнои
Российская
власти в Российской Федерации. Президент - глава государства
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерачии: Государственная
Сулебная
И Совет ФедеРации. ПравиТельствО РоссийскоЙ Федерации,
.Щума

в

РоссийскОй ФедерацИи, КонститУционный
Федерации. Верховный Суа Российской Федерации,

система

Суд

Российскоr"r

государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерачии.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
автономный округ.
область,
федеральногО значения, aBToHoMHaJl
Констиryционный статус субъектов Российской Федерации,
Местное

самоуправление.

n
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека
гражданина. Гражданство РоссийскоЙ Федерации, Взаимосвязъ
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Росси
Федерации.

Человек в системе социальных отношений,
социальная структура общества. Многообразие социальных общностей

и групп.

Социальная мобильность.
социальный статус человека

в обществе, Социальные роли, Ролевой

набор подростка.
Социализация личности.

Роль семьи в социализации личности, Функции семьи, Семейные

ценности. Основные роли членов семьи,
Этнос и нация. Россия - многоfiационtuIьное государство, Этносы и
нации в диалоге культур.
социальная политика Российского государства,
Социальные конфликты и пути их р€врешениJI,
отклоняющееся поведенИе. опасностЬ наркоманиИ И Еlлкоголизма дJUI
и общества. Профилактика негативных отклонений поведения,

человека

Социальная и личнаJI значимость здорового образа жизни,
Человек в современЕом изменяющемся мпре,

iйii

ffi
,,

ffi

Информационное общество. Сущность глоба:tизации, Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия, Глобальные

и способы её
проблемы и возможности их решения, Экологическая ситуация
улучшения.

молодёжь - активный участник общественной жизни, Волонтёрскос

движение.

профессии настоящего и будущего, Непрерывное образование

и

карьера.

здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового

образа жизни. Мода и спорт.

современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир,
особенности общения в виртуаJlьном пространстве,
Перспективы развития общества.

I

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

,:rt

РЕЗУЛЬТАТЫ

С
Личностные и метапредМетные резуЛьтаты предСтавленЫ

УЧеТОГ\,l

основной школе,
особенностей преподавания обществознания в
предмета
планируемые предметные результаты и содержание учебного
входящих в курс содержательных
с
распределены по годам обучения учётом
освоения основной
*одуп"и (разлелов) и требований к результатам
Федеральном
программы, представленных в

образовательной

госУларственномобразователЬномстандартеосновногообЩегообразования'
рабочей программы воспитания,

а таюке с уrётом

федеральной
об обществе ti
Содержательные модули (разлелы) охватывают знания
общества и знание
человеке в целом, знаttия всех основных сфер жизни
вариан1
основ российского права. Представленный в программе
(разлелов) по годам обучения является одним из
распределения модулей
возможных.

предлагается

научным сообществом и представителями высшей школы
(разлел)
такое раслределение содержания, при котором модуль

<<основы

изучение курса в основной школе,
рсrссийского права) замыкает

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты воплощают традиционные российские
в обществе
социокультуРные и духовно-нравственные ценности, принятые
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоватьс,l
принятии
ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при

собственных решений. они

достигаются в

единстве учебной и

воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки
задач социальной направленности и опыта

на решение практических

направлениям
конструктивного социаJIьного поведения по осItовным

воспитательной деятельности, в том числе в части:
Граясданского воспитанпя:
и реализации егс
готов}tость к выполнению обязанностей гражданина
людей; активное
прав, уважение прав., свобод и законных интересов других
организации, местного сообщества,
участие в жизни семьи, образовательной
любых форм экстремизма, дискриминации;
родного края, страны; неприятие
в жизни человека;
понимание роли рвJrичных социttльных институтов
гражданин4
представление об основных правах, свободах и обязанностях

отношений в
социаJIьных нормах и правилах межличностных
представление о
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
к разнообразной
способах противодействия коррупции; готовность
и
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию

,,{

:,].Ч

готовность к
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;
помощь людям,
ryманитарной деятельности (волонтёрство,
участию

в

нуждающимся в ней).

Патриотического воспитанпя:
и
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном

обществе; проявление интереса к познанию родного
края.' народоts
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
многоконфеСсионаJIьноМ

России;ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины-России,к
трудовыl\,l
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
государственным
достижениям народа; уважение к символам России,
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране,
.Щ5rховно-нравственного воспитания :
нравственного
ориентация на мораJIьные ценi{ости и нормы в ситуациях

поведение и
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
норм с уч ётолt
поступки других людей С позиции нравственных и правовых
последствий поступков; активное неприятие асоциальных

осознаЕиЯ
поступков;

свобода

и ответственНость

личносТи

в условияХ

ИНДИВИДУаЛЬНОГL]

и общественного пространства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и

эмоционального блаrополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
последствий и
здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание
курение)
неприятие вредных привычек (употребление аJIкоголя, наркотиков,
и иных форм врела для физического и психического здоровья; соблюдение
в интернетправил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения
среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющи]\{ся
том числе
социальным, информационным и природным условиям, в
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
не осуждая;
умение принимать себя и других,

права на
сформированность навыков рефлексии, признание своего
ошибку и такого же права другого человека,
Трудового воспитания:
практических задач (в рамках
установка на активное участие в решении
и
семьи, образовательной организации, города, края) технологической
l"
социальной направленности, способность инициировать, планировать

саМостояТельноВыполнятьтакоГороДадеятелЬносТЬ;интереск

в том числе на
практическому изучению профессий и труда различного рода,

осознание важностtl
основе применения изучаемого предметного знания;
профессиональноii
обучения на протяжении всеЙ жизни дJUl успешноЙ
деятельности и развиl,ие необходимых

к труд}, и
умений для этого; уважение
построенис
осознанный выбор

|aryn"rurul,r труловой деятельности;

и

траектории образов ания и жизненных планов с учётом
""дr""ду-uной
личных и общественных интересов и потребностей,
экологического воспитания:
и естественных наук
ориентация на применение знаний из социальных
среды, планирования поступков и
для решения задач в области окружающей
окружающей среды;
оценка возможных последствий своих действий для
экологической культуры, осознание глобмьного

повышение уровня

характера экологических

j

проблем и путей их решения; активное неприятl,]L,

среде; осознание своей роли как
действий,, приносящих вред окружающей
приролной,
гражданина и потребителя в условиях взаимос-вязи
и социа:Iьной сред; готовность к участию в практическоГt

.il

I
l

технологической
деятельности экологической направленности,
Щенности научного познания:

ориентация в деятельности на современн},ю систему научных

природы и
представлений об основных закономерностях р€tзвития человека,
средой;
общества,, о взаимосвязях человска с природной и социаJIьной
познания мира;
овладение языковой и читательской культурой как средством
ycTaHoBKа
овладение основнымИ t{авыкамИ исследоватеЛьской деятельЕости;
стремленlIе
и
опыта, наблюдений, поступков
на осмысление
и коллективногс
совершенствовать пути достижения индивидуального
благополучия.

адаптацию
обеспечивающие
личностные
результаты,
природпои
обучающегося к изменяющимся чсловпям социальной и
среды:
освоеItие обучающимися социаJIьного опыта, основt{ых социЕUIьных
возраста, норм и правил
ролей, соответствующих ведущей деятельности
и сообществах,
общественного поведения, форм социальной жизни в группах
включая семью, группы, сформированные по профессиональноil
взаимодействия с людьми rI,]
деятельности, а также в рамках социальЕого
другой культурной среды;
обучающихся во взаимодействии в чсловиях

способность

неопределённости, открытость опыту и знаниям Других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
через
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности
людей;
практическую деятельность, в том числе умеЕие учиться У других

(

:

,,jiil
компетенции
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
из опыта Других; навык выявления и связывания образов, способность
способность формулировать идеи,
формирования новых знаний, в том числе
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;

навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,

i,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознаваl
своё развитие:
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
по характерным
умение распознавать конкретные примеры понятия
выполнять операции в соответствии с определением и

признакам,

простейшими свойствами понятия' конкретизировать понятие примерами,

использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениJIми в области
концепции устойчивого развития;
природы, общества и
умение анЕuIизировать и выявлять взаимосвязи

экономики;

на окружающуri)
умение оценивать свои действия с учётом влияния
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
и последствия, формировать опыт, уметь находить
оценивать

риски
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать

в

отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

метапредметные результаты освоения основной

программы., формируемые при изучении обществознания:

1.

Овладение универсальными учебными

образовательной

познавательными

действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки соци€uтьных
явлений и процессов;

ii
i

n

признак классификации социаJIьных
устанавливаТь существенный
и сравнения, критерии проводимого
фактов, основания для их обобщения
анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
1,1

поставленной задачи;

п
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений

процессов;

индуктивных
делать выводы с использованием дедуктивных и
аналогии, формулировать гипотезы о
умозаключений, умозаключений по

взаимосвязях;
(сравнивать
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
с
несколько вариантов решения' выбирать наи-более подходящий учётоьл
самостоятельно выделенных критериев),
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
между реаJIьным и
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;

собственньrх суждений и
формулировать гипотезу об истинности
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-

следственныХ связеЙ и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информачию, полriенную
в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
оценки
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами
достоверносТи полученнЫх выводоВ и обобщений;
и
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
в ана,'Iогичных или сходных ситуациях, выдвигать

их последствия

предположения об их развитии в новых условиях и контекстах,
Работа с информачией:
11
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
информации или данных из источников с учётом предложенной

отборе

учебной задачи и заданных критериев;

:{

выбирать, анализировать, систематизировать

и

интерпретирова1 ь

информацию различных видов и форм представления;
или опровергающие
находить сходные арryменты (подтверждаюшие
источниках;
одну и ту же идею, версию) в различных информашиовных
выбирать оптимальную форN{у представления

самостоятельно

информачии;
предJIоженным
оценивать надёжность информации по критериям,
самостоятельно;
педагогическим работником или сформулированным
информацию,
эффективно запоминать и систематизировать

действиями.
2.

Овладепие универсальными учебпыми коммупикативнымlt

Обшение:
эмоции в
воспринимать и формулировать суждениJt, выражать

соответствии с целями и условиями общения;
и письменных текстах;
выражать себя (свою точку зрения) в устньтх
средства общения, понимать значение
распознавать невербальные
предпосылки конфликтньrх
знать

социальных знаков,

и

распознавать

сиryаuий и смягчать конфликты, вести переговоры;

отношение к
понимать намерения других, проявлять уважительное

свои возражения;
собеседнику и в корректной форме формулировать
по существ},
в ходе диа,тIога и (или) дискуссии задавать вопросы
на решение задачи ,t
обсуждаемой темы И высказывать идеи, нацеленные
поддержание благожелательности общения ;

сопоставлятЬсВоисУжДенИяссУжДенияМидрУгихr{астникоВДиалоГа'

обнаруживать различие и сходство позиций;

исследоваЕия,
гryблично представлять результаты выполненного

проекта:

с учётом задач
самостоятельно выбирать формат выступления
соответствии с ним составлять
презентации и особенностей аулитории и в
с использованием иллюстративных материалов,
устЕые и письменные тексты

Совместная деятельность:
и индивИдушlьЕоrl
flониматЬ и использовать преимущества командНой
конкретной проблемы, обосновывать необходимостr,
работЫ при решениИ
при решении поставлевной
применения групповых форм взаимодействия
задачи;

принимать

цель

совместной деятельности, коллективно строить

договариваться, обсуждать
действия по её достиже нию: распределять роли,
обобщать мнения нескольких
процесс и результат сов местной работы; уметь

r-J

.ffi
::*{

* ,

,Е

людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
свою роль (с
планировать организацию совместной работы, определять
взаимодействия),
r{ётом прьдпоrr"п"й и возможнэстей всех r{астников
команды, участвовать в групповых
распределять задачи между членами
мнений, (мозговые штурмьD> и иные);
формах работы (обсуждения, обмен
по
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
членаN{ii
своему направлению и координировать свои действия с другими
команды;

критериям'
оценивать качество своего вкJIада в общий продукт по

взаимодействия;
члена команды в
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
сферу ответственности и проявлять

самостоятельЕо сформулированным участниками
достижение результатов, разделять

готовность к предоставлению отчёта перед группой,

3.

Овладение универсальными учебвымп реryлятивными

действиями.
Самоорган иза ция:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориеЕтироваться в различных подходах принятия решенtrir
в группе);
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
(или его часть),
самостоятельно составлять аJIгоритм решения задачи
и
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
аргументировать предлагаемые варианты
возможностей,

собственных
решений;

алгоритма
составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритм с учётом получения
решения), корректировать предложенный
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение,

Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля' самомотивации и рефлексии;
план её изменения;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать
трудности' которые моryт возникнуть
учитывать контекст и предвидеть

при решеItии учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов
опыту, уметь находить
деятельности, давать оценку приобретённому
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
трудностей;
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших

.:

,],l

оценивать соответствие результата цели и условиям,
эмоциопальный пнтеллеlсг:
собственными эмоциями и эмоция]\,I}i
различать, называть и управлять

.,J

,..'ý|

других]
выявлять и анализировать причины эмоции;
мотивы и намерения
ставить себя на место другого человека, понимать
другого;

эмоции,
реryлировать способ выражения
Принятие себя и других:
мнению;
осознанно относиться к друго},у человеку, его
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;
вокруг,
осознавать невозможность контролировать всё

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
б

клАсс
Человек и его социальное окружение

человека,
человека и её видах,
формировании личности, деятельности
общении и егс
обязанностях

.

осваивать

знания о социччlьных

и применять

образовании, правах и

.

.

свойствах

учащихся,

людьм[l:
с
npuurnu*, особенностях взаимодействия человека другими
ХаРаКТеРизовать традиционные российские духовно-нравственЕые
традиций; характеризовать
ценности на примерах семьи, семейных
их индивидуальный
основные потребности человека, показывать
и социальной
характер; особенности личностного становления
здоровья;
позиции людей с ограниченными возможностями
и его значение для человека и
деятельность человека; образование

ОбШеСТВа;

- её различных мотивов и
ПРИВОДИТЬ ПРИМеРЫ ДеЯТеЛЬНОСТИ ЛЮДеИ,
групп, положения
особенностей в современных условиях; маJIых

группе l,:
проявлений лидерства,
конструктивНых разрешений конфликтов;
соперничества и сотрудничества людей в группах;
признакам виды деятельности
по
в группе;

конфликтных

классифицировать

разным

человека

человека, потребности людей;

ситуаций

в малой

,{
:

сравниватЬ понятия (индивид)), (индивидуальность)),
свойства человека и животных; виды деятельности

(личность));

(игра, трул,

учение);

взаимосвязи людей в м€шых группах;
устанавливать и объяснять
и средств
целеЙ, способов и результатов деятельности, целей
общения;

использовать полученные

знания дIIя объяснения (устного

и

явлениJI, познания
письменного) сущности общения как социаJIьного
po,lli
человеком мира и самого себя как вида деятельности,
социального опыта при
непрерывного образования, значения личного
школе,
образовательной деятельности и общения в

оaуь"ar"п"rии

семье, группе сверстников;

определять и арryментировать с опорой на
к людям с
знания и личный социальный опыт своё отношение
способам
ограниченными возможностями здоровья' к различным
u"rpu*"nr" личной индивидуt}льности, к различным формам
обществоведческие

неформа.пьного общения подростков;
практические задачи, касающиеся прав Ii
и
познавательttые
решать

-отношений в
обязанностей учащегося; отражающие особенности
семье, со сверстниками, старшими и младшими;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческоli
<об образовании в
тематики, в том числе извлечений из Закона

Российской Федерачии>; составлять на их основе

план,

схему;
преобразовывать текстовую информацию в таблицу,

в нашем
искать и извлекать информацию о связи поколений
о правах и
обществе, об особенностях подросткового возраста,

источников (в
обязанностях учащегося из разных адаптироваЕных
СМИ с соблюдением
том числе учебных материалов) и публикаций
в Интернете;
правил информаuионной безопасности при работе
социаJIьную
u"-"rrpo"urb,, обобщать,, систематизировать., оценивать

окружении и,]
информацию о человеке и его социальном
материалов) и
адаптированных источников (в том числе учебных
публикачий в СМИ;
люДеи в ходе
оценивать собственные поступки и поведение других
с ограниченными
общения, в ситуациях взаимодействия с людьми
к уrёбе как
возможностями здоровья; оценивать своё отношение
BaЖHoIvry ВИДУ ДеЯТеЛЬНОСТИ

;

в практическои
приобретать опыт использования пол}пtенных знаний
выстраивания отношений с
деятельЕости, в повседневной жизни для

-1

1

]

представителями старших поколений, со сверстниками и младшими
по возрасту, активного учаuтия в жизни школы и класса;
совместной деятельности, включая
приобретать опыт

.

}I
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной
ценностеii
религиозЕой принадлежности на основе ryмаЕистиtIеских

взаимопонимания между людьми разных культур,
Общество, в котором мы живём
о осваивать и применять знания об обществе и природе, положении
человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни
общества; явлениях в политической жизни общества, о народах
России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре
и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
. характеризовать устройство общества, российское государство,
высшие органы государственной власти в Российской Федерации,
духовно-нравственные
российские
особенности информационного общества;

традиционные

ценност}1_

. приводить примеры разного положения людей в обществе, видов

экономической деятельности, глобальных проблем;
. классифицировать социаJIьные общности и группы;
. СРаВНИВать социaчlьttые общности и группы, положение в об-ществе
хозяйствования;
различных людей; различные формы
. Устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и
общества, деятельности основных у{астников экономики;

. использовать полученные знания для объяснения (устного

tl

письменного) влияния природы на общество и общества на природ\

сущностИ

.
.

.
.

и

взаимосвязеЙ явлений, процессов социальнолi

ДеЙСТВИТеЛЬНОСТИ;

опороl-t на обществоведческие
,nur"", факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к проблемам взаимодействия человека и природы,

определять

и

арryментировать

с

сохранению духовных ценностей российского народа;
задачи (в том числе задачи,
Решать познавательяые и практические
вклад в
отражающие возможflости юного гражданина внести свой
реше}iие экологической проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческоii
тематики, касающихся отношений человека и природы' уст-ройства
общественной жизни, основных сфер жизни общества;
и обществе,
извлекать информачию из разных источников о человеке
включая информацию о народах России;

;{

{l

оценивать социальнуtс
анализировать, обобщать' систематизировать,

a

экономико-статистическую, у|з ,.*{
материалов) и
адаптированных источников (в том числе учебных
знания,
публикаций в Сми; используя обществоведческие
включая

информацию,

формулировать выводыi
людей с точки
ouanr"uru собственные поступки и поведение других
обцества;
зрения их соответствия духовным традициям
использовать полученные знания:, включая основы финансовой
на охрану
грамотности, в практической деятельности, направленной
прав потребителя (в том числе потребителя

природы; защиту
традиций общества, в которо\,!
ф"Ъп.о"ur* услуг), на соблюдение

мы живём;
взаимодеиствие с
осуществлять совместн},ю деятельность, включаJI
и религиозной
людьми другой культуры, национальной

принадлежностиЕаосНоВеВЗаиМопониМаниямежДУлюдьмиразных
культуры и традиций народов России,
культур; осознавать ценность

7

клАсс
Социальные ценности и ноРмЫ
применяТЬ ЗНаНИЯ
осваивать

.

и

содержании

общественные

и

О

СОЦИаЛЬНЫХ ЦеННОСТЯХ;

"

_:

'.,#

значении социzlльных норм, реГУЛИРУЮЩlIХ j_.rЁi

отношения;

:''F'!

о Характ€ризовать традиционные российские духовно-нравственные
жизни, прав и свобод
ценности (в том числе защита человеческой
и их роль в
гуманизм., милосердие); мораJIьные нормы
человека,
жизни общества;

ситуации
. Приводить примеры гражданственности и патриотизма;

ВидаМИ
выбора; ситуаций, реryлируемых различныМи
социальных норм;
признакИ
"
о классифицировать социальные нормь1' их существенные

,Ър-"rо.о

элементы;

о

.

влияние социальных норм на общество
УСТаНаВЛивать и объяспять

(устного
о пспользовать полученные знания для объяснения

.

]::#
, "*;,
,,*,!':'"

НОРМ;
GРДВНПВДТЬ ОТДеЛЬНЫе ВИДЫ СОЦИаЛЬНЫХ
и человека;

.-.iji*;

и

письменного) сущности социальньlх норм;
на обществоведческие
Определять и арryментировать с опорой
личный социальный опыт своё
знания, факты общественной жизни и
с точки зрения
отношение к явлениям социальной действительности

,,,

,t
как регуляторам
социальных ценностей; к социальным нормам
обшественной жизни и поведения человека в обществе;

.

Решать

познаватеJlьные

и

практические

задачиl,

отражающие

общественной жизни и
действие социiшьных Норг\: Как реryляторов
поведения человека;
обществоведческорi
текстов
чтением
смысJlовым
Овладевать
патриотизмаi
тематики, касающихся гуманизма, гражданственности,
и нормах
извлекать информацию из разных источников о принципах
морали, проблеме морального выбора;

.

.

обобщать,

систематизировать?

оценивать

.

анализировать,

.

поведения человека;
с точки зрения
Оценивать собственные поступки, поведение людей
их соответствия нормам мораJIи;

(в том
-социальную информашию из адаптированных источников
её с
числе учебных материалов) и публикаций в Сми, -соотносить
собственными знаниями о морzrльном и правовом реryлировании

. исполь3овать полученные знания о социальных нормах

в

повседневной жизни;

ll
. самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную)

о

составлять простейший документ (заявление);
с
аý}ЩеСТвлять совместную деятельность, включая взаимодействие
людьми другоЙ культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе гумаItистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур,

Человек как участник правовых отношений

. осваивать

и

применять знания о

сущности права,

о

правовы,ч
правоотношении каК социilJIьноМ и юридичесКом явлении;
и членоR
нормах, регулирующих типичньlе для несовершеннолетнего
его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина
Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
правонарушениях и их опасности для личности и обшества;
. характеризовать право как регулятор общественных отношений,
npuuu и обязанности гражданина Российской

конституционпur.

о

Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
возникают
приводить примеры и моделировать ситуации, в которых
и
правоотноше ния, й ситуации, связанньlе с правонарушениями
защиты прав
наступлением юридической ответственности; способы
примеры, поясняющие опасЕость
ребёнка в Российской Федерации;
правонарушений для личности и общества;

{

!

1

1

a

разным признакам (в

том

числе
признак классификации) нормы права,
устанавливать существенный
выделяя существенные признаки;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
в возрасте о,i
проступок и преступление, дееспособность маJIолетних
от 14 до 18 лет;
6 до 14 лет и несовеРшеннолетних в возрасте
вкJIюча,l взаимодействия
устанавливать и объяснять взаимосвязи,
и культурой
гражданина и государства., между правовым поведением
дееспособности
особенностями
между
личности;
несовершеннолетнего и егс юридической ответственностью;
права,
использовать полученные знания для объяснения сущности
правомерного поведения,
роли права в обществе, необходимости
l,i,
налоговое 11оведение и противодействие коррупци

классифицировать по

вкJIючаЯ
и противоправным поведение\1,
различий между правомерным
личного социальног()
проступком и преступлением; для осмысления
опыта при исполнении типичных для }1есовершеннолетнего
социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической
общественной организачии);

определять и арryментировать с опорой на обществоведческие
опыт своё
a"un"", факты общественной жизни и личный социальный
общественной
отношение к роли правовых норм как реryляторов
жизни и поведения человека;

решатьпознаВательныеипрактическиезаДачи,оТражаюЩис
обшественной жизни и
действие правовых норм как реryляторов
ситуации !l
поведения человека' анализировать жизненные
для
принимать решения, связанные с исполнением типичных
несовершеннолетнего

социальных

ролей

(члена

семьи,

учащегосяl'

члена ученической общественной организачии);

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой
Констиryции
тематики: отбирать информацию из фрагментов
правовых актов, из
Российской Федерации и других нормативttых
и обязанностях
предложенных учителем источников о правах

человека и гражданина t,t
граждан, гарантиях и защите прав и свобод
их защиты и
Российской Федерации, о правах ребёнка и способах
их основе план, преобразовывать текстовук)

составлять на

информацию в таблицу, схему;

и значении
искать и извлекать информачию о сущности права
и защите прав и
правовых норм' О правовой культуре, о гарантиях
Федерации, выявлять
свобод человека и гражданина в Российской

источников (в
соответствующие факты из разных адаптированных
с соблюдениепл
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ
Интернете;
правил информационной безопасности при работе в
оцепивать
анализировать, обобщать, систематизировать,
(в том
aou"*o"yro информачию из адаптированных источников
соотносить её с
числе учебных материалов) и публикаций Сми,
правовом реryлировании поведения
знаниями

о

собственными

ЧелоВека'лиЧныМсоциальныМопытом;исполЬЗ}'я

подкрепляя и!,
обшествоведческие знания, формулировать выводы,
арryментами;
людей с точкtr
оценивать собственные поступки и поведение Других
свою точку
зрения их соответствия правовым нормам: выражать
зрения, участвовать в дискуссии;

правовых нормах в
использовать полученные знания о праве и
задания,
практической деятельности (выполнять проблемные
жизни для
индивидуzrльные и групповые проекты), в повседневной

a

(для реализации
осознанногО выполнениЯ гражданскиХ обязанностей
выбора
и защитЫ прав человеКа и гражданина, прав потребителя,
в профессиональнсlii
профессии и оценки собственных перспектив
сфере
.6"i. . учётом приобретённых представлений о профессиях в
правоохранительных органов);

r
1

]
j

права, включая деятельность

(в рамках
публичнО представпять результаты своей деятельности

в
изу{енного материала, включая проектную деятельность),
особенностями
соответствии с темой и ситуацией общения,

аудитории и регламеЕтом;

числе электровную) и
самостоятельно заполнять форму (в том
простейший докумеrrт при пол}п{ении паспорта

составлять

гражданина Российской фgдерации;

о

совместную

взаимодеиствие

включая

деятельностьl,

с

людьмИ лругоЙ культуры, национальной и

Осуществлять

и

.

#

религиозноii
современного a*ajЁ,ё
"1.ry:
принадлежности на основе национальных ценностей
демократических
рЬ".rй"по.о общества: ryманистических
между народами, людьми
ценностей, идей мира и взаимопонимания
разных культур.

осваивать

, nprn,a,",t'

знания

о

Констиryции Российской

актах, содержании и
Федерации, других нормативных правовых
о правовых нормах,
значении правовых норм, об отраслях права,
несовершеннолетнего и членов егý
реryлирующих типичные для

--.

'м

ffi
ii.ilк
*чЁ

семьи общественные отношения (в гражданском,

трудовом и
защите прав

семейном, административчом., уголовном праве); о
(граждансконесовершеннолетних; о юридической ответственности
о
правовой, дисциплинарной,, административной, уголовной);
правоохранительных органах; об обеспечении безопасносlli
личЕости, общества
экстремизма;

и государства,

в том числе от терроризма

ij

:"{
,,Ч

в
характерпзовать роль Конститучии Российской Федерации
в защите
системе российского права; правоохранительных органов
и
правопорядка' обеспечении социальной стабильности
справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность

и прав детей,
семейных правоотношений; способы защиты интересов
без попечения родителей; содержание трудового

оставшихся

a

договора, виды правонарушениЙ и виды наказаний;
приводить примеры законов и подзаконных актов и моделирова,гь
трудовогt],
ситуации,
реryлируемые нормами гражданского,
в том числе
семейного, административного и уголовного права,
связанные с применением санкций за совершённые правонарушеЕия;
класспфицировать по разным признакам_ виды ""p"i]:::""]:
актов, виды правонарушений и юридическои

правовых

ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать
существенный признак классификации);
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
сферы регулирования различных отраслей права (гражданского,
права i1
трудового, семейного, административного и уголовного),
личные
обязанности работника и работодателя, имущественные и
неимущественные отношения;

объяснять взаимосвязи прав и обязанностей
и обязанностей членов семьи;
работника и работодателя, прав
традиционных российских ценностей и личных неимущественных

yar"ruurrrnuuTb

и

отношений в семье;
использовать полученные знания об отраслях права в решении
задач: для объяснения взаимосвязи гражданской

учебных

в жизнI,t
правоспособности и дееспособности; значения семьи

ll
опасности
социальной
неприемлемости уголовных и административных правонарушении,
противостоять
экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости
им;

человека. общества

и

государства;

.l

i
t
l

d

определять
участников

трудового

и арryментировать своё
трудовых

права'

отношений

к

отношение

с опорой

к

защите праti

на знания в областиi

правонарушениям' формулировать

#

нарушения правовых
арryментированные выводы о недопустимости
норм;

решатьпознаВаТельныеипрактическиезаДаЧи'отражаЮЩие
гражданского,

,"arrrr"ra взаимодействия, реryлируемые нормами

права;
трудового, семейного, административного и уголовного
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой
нормативных
тематики: отбирать информачию из фрагментов
Федерациli,
правовых актов (Гражданский кодекс Российской
трудовой кодекс
сЪмейный кодекс российской Федерации,
Кодекс Российской Федерации об

Российской Федераuии,

кодекс Российской
административных правонарушениях, Уголовный
о правовьIх
Федерачии), из предложенных учителем источников
их регулирования,
нормах, правоотношениях и специфике
таблицу, схему;
преобразовывать текстовую информачию в
тематике в сфере
искать и извлекать информацию по правовой

и
гражданского, трудового, семейного, административного
соответствующие факты из разных
уголовного права: выявлять
материалов) il
адаптированных источников (в том числе учебных
информационноii
публикачий смИ с соблюдением правил

безопасности при работе в Интернете;

анализировать, обобщать,

систематизировать, оцепивать

том
-aour-"nyto информачию из адаптированных источников(в её с
материалов) и публикаций Сми, соотносить

числе учебных
(гражланского, трудового,
собственными знаниями об отраслях права
и личньlм соци€шьным
семейного, административного и уголовного)
опытом; используя обществоведческие знания, формулироватьза
о применении санкции
вьlводы, подкрепляя их арryментами,
oTBeTcTBeHHocTIJ
совершённые правонарушения, о юридической
несовершеннолетних;
других людей с точкrt
оценивать собственные поступки и поведение
трудового, семейного,
зрения их соответствия нормам гражданского,
административного и уголовного права;
нормах гражданского,
использовать полученные знания о
и уголовного права в
трудового' семейного, административного
проблемные заданиJI,
практической деятельности (выполнять
в повседневной жизни для
индивидуаJrьные и групповые проекты),

t
",ll
"l

,

,_I

поведения,
осознанного выполнения обязанностей, правомерного
своих прав; публично представлять ре зультаты
реализации и защиты
включая
своей деятельности (в рамках изученного материы]а,
темой и ситуацией
проектную деятельность), в соответствии с
общения, особенностями аудитории и регламентом;

числе электронную)
самостоятельно заполнять форму (в том

о приёме на работу);
составлять простейший документ (заявление
взаимодействие,
осуществлять совместную деятельность' включая
и религиозной
людьмИ другоЙ культуры, национальной
современного
принадлежности, на основе национшIьных ценностей
и демократических
рьссийского общества: гуманистических
между народами, людьми
ценностей, идей мира и взаимопонимания
разных культур.

a

8

и

клАсс

человек в экономических отношениях
о осваивать п применять знания об экономической жизни oб*""uu, ;JýЁ,а
собственностtl, -'g']
её основных проявлениях, экономических системах,
механизме рыночногО регулирования экономики, 6r"unaor",*

,,d

отношениях,

роли

государства

в

экономике,

видах

налоговl'

основах

политики, о
государственной бюджетной и денежно-кредитной
влиянии государственной политики на развитие конкуренции;

о ХаРаКТФРизовать способы координации хозяйственной жизни
.

в

объекты спроса и предложения
рtвличных экономических системах;
на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
ПРИВОДИть примеры способов повышения эффективности
производства; деятельностИ и проявленИя ocHoBHbIx функuиl"l
посредников; использования способов

pbn"""or* финансовых

повышения эффективности производства;

. классифицировать (в том числе устанавливать существенныи
государственного
классификачии) механизмы
признак
реryлироваt{ия экономики;
СР8ВНПВатьразличные способы хозяйствования;

о
о }СТ8НДВЛпвать и объясрять связи политических потрясений

и

социаJIьно-экономических кризисов в государстве;

причин
. Пспользовать полученные знания для объяснения

экономическоI",]
(недостижения)
результатов
механизIltоtl
основяых
объяснения
для
государственного реryллlрования экономики, государственноr-l

достижения
деятельности]

политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли
последствий
функuий предпринимательства., причин
безработицы, необходимости правомерного н€Lпогового поведения;

и

и

определять п арryментировать с точки зрения социаJIьяьiх
ценностей и с опорой на обществоведческие знаЕия., факты
и
общественной жизни своё отношение к предпринимательству
развитию собственного бизнеса;

задачи, связанные
решать познавательные и практические

с

осуществлением экономических действий, на основе рацион€rльного
выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
эффективности производства;
различных способов повышения
в
отражающие типичные ситуации и социаJIьные взаимодействия
процессы;
сфере экономической деятельности; отражающие
текстов)4о
овладевать смысловым чтением' преобразовывать
график l;
экономическую информацию в модели (таблиuа,, схема,
о видах и
пр.), В том числе о свободных и экономических благах,
экономических и
формах предпринимательской деятельности,
соци€цьных последствиях безрабо-тицы;
публикаций
извлекать информацию из адаптированных источников,
в нашей стране.,
сми и Интернета о тенденциях развития экономики
мошенничества;
о борьбе с различными формами финансового

анализироватьrобобщатьrспстематизировать'конкретизировать
включая
критически оценивать социаJIьную информацию,
a...ffi
(в
Tolt,_:,-Fji
источников
экономико-статистическую, из адаптированных
соотносить её с Т,:
числе учебных материалов) и публикаций Сми,

a

:{

и

знания:,
личным социальным опытом; используя обществоведческие

их арryментами;
формулировать выводы, подкреflляя
с точки
ou"r"ruro собственные поступки и поступки других людей
(сложившиеся модели
зрения их экономической рационаJlьности
граждаЕ, защищающих
поведения производителей и потребителей;
осуществления
свои экономические интересы; практики
выбора в условиях
экономических действий на основе рацион€шьного

ограниченных ресурсов; использования различных ggмеиных
.r;*
,,1_"Р] _:,iжпроизводства,
распределения
поЪ"r-""r" эффективности
осуществлеIrия финансовых lýji
ресурсов, для оценки рисков
практик);
мошенничесТв, применения недобросовестных

a

включаJI основы
приобретать опыт использования знаний,
в практической деятельЕости и
финансовой грамотности,
хозяйства,
повседневной жизни для анализа потребления домашнего

..

|-

структуры семейного бюджета; составления личного финансового
перспектив в
плана; для выбора профессии и оценки собственных
профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реаJIизации
и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг),
выбора
осознанного выполнения гражданских обязанностей,
в профессиональной
профессии и оценки собственных перспектив

d

сфере;

(личный
приобретать опыт составления простейших документов

.;

финансовый план, заявление, резюме);
включа,I взаимодеиствис, г
ОСУЩеСТвлять совместную деятельность,
и религиозной
людьмИ другоЙ культуры, национальной
на основе гуманистических ценностеи,

.

I

принадлежности,

взаимопоt{имания между людьми разных культур,
Человек в мпре культуры
в
о осваивать и применять знания о процессах и явлениях духовнои
образования в
жизни общества, о науке и образовании, системе
об искусстве и
Российской Федерачии, о религии, мировых религиях,
об информации как важном ресурсе современного

его видах;
общества;

(в том числе
. характеризовать духовно-нравственные ценности
нормы морчrли и нравственности, гуманизм, милосердие,
как сферу
.прав"дли"осrь1 нашего общества, искусство
информаuионную
o""r"n"no.r", информаЧионную культуру и
безопасность;

в сфере
о ПРИВО[Пть примеры политики российского государства
на социализацию
*inorypu, и образования; влияния образования

личности; правил информачионной безопасности;
и виды культуры:
класСИфицировать по разЕым признакам формы
культуры, естественные и социаJ]ьно"

о
. сравни;атЬ
.

формы

искусств;
ryманитарные науки, виды
и объяснять взаимосвязь развития духовноtl
устанавливать
взаимовлияние науки и
*ynrrypr,
формирования личности,

и

образования;

. использовать

о

полученные знания для

объяснения роли

непрерывного образования;

зрения социмьных
определять и арryментировать с точки
знания, факты
ценностеЙ и С опЪроИ на обществовеДческие

культуре и
общественной жизни своё отношение к информационной

rll

,j

в
иЕформационной безопасности, правилам безопасного поведения
Интернете;
задачи, касающиеся форм и
решатЬ познавательНые и практиЧеские
многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
TeкcToByic|
современной культуры! составлятЬ план, преобРазовывать
в модели (таблицу, диаграмму, схему) и

информачию

преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информаuии об ответственности современных
в Российской Федерации, о
).,{ёных, о религиозных объединениях
и общества, о видах мошенЕичества
роли искусства в жизни человека
в Интернете в разных источниках информации;
критически оценивать и

анализпровать, систематизировать,
в разньiх
обобщать социальную информацию, представлеIrную
аудиовизуальную), прrl
формах (описательную' графическую,

изучении культуры, науки и образования;
в
оцениватЬ собственные поступки, поведение людей духовноl:l
сфере жизни общества;
представления
использовать полученFlые знания для публичного
в сфере духовной культуры в
результатов своей деятельности
соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
при
приобретать опыт осуществления совместной деятельЕости
культур, национапьных и

"ry.r"n""

особенностей разных

религиозных ценностей.

9

клАсс
Человек в политическом измерепии
и
. осВаивать и применяТь знания о государстве, его призЕаках

политике, о демократии и
форме, внутренней и внешней
гражданина

статусе
демократических ценностях' о конституционном
в политике,
Российской Федерачии, о формах участия граждан
выборах и референлуме, о политических партиях;
принципы и
о хпрдктерпзовать государство как социальный институт;
государства
признаки демократии, демократические ценt{ости; роль
обществе на основе его функuий; правовое государство;
правленttя,
о прпво!ить примеры государств с различными формами
и политическиr,i
государственно-территориыIьного устройства
государства на примере внутренней и
режимом; реа,,rизации функчиЙ
1з

внешнейполиТикиРоссии;ПолиТическихпартийииных

граждан в
общественных объединений граждан; законного участия

политических потрясений и

политике; связи

социально_

.*{

экономического кризиса в государстве;
признакам;
классифицировать современные государства по разным
партий; типы
элементы формы государства; типы политических
общественно-политических организаций;
сравнения)
сравпивать (в том числе устанавливать основания для
власть с другими видами власти в обществе;

a

политическую
демократические и

недемократические политические режимы,
yrrrupro"
федеративное территориzшьно-государственное
.
политическую партию ,, ,,,,ffi
и
монархию
республику,
устройство,

и

*J

и
общественно-политическое движение, выборы

референлум; affi
межд}, *,'

взаимосвязи в отношениях
устанавлпвать и объяснять
челоВека и
обществом и государством; между правами
связи политических
"anouano",
гражданина и обязанностями граждан',

"::

кризисов в государстве;
потрясений и социаJlьно-экономических
объяснения сущности
использовать полученные знания для
политическои
политики, политической власти, значения
объяснения взаимосвязи правового
деятельности в обществе; для

осмысления личного
,. ,:
государства и гражданского общества; для
граждан'пU' о
социа,llьной
роли
исполнении
при
,',*{
социшIьного опыта

ffi:ff"Т;ilх1;#"ф'"JJъжfi:;";т;;ъlh""::fi

:ж:H,#j

обществе и государстве;

определять

и

арr,ументировать неприемлемость всех форм

с точки зреЕия социiшьных
антиобщественного поведения в политике
ценностей и правовых норм;
материала позt{авательные и
решать в рамках изученного
взаимодействия между
практические задачи, отрa)кающие типичные
выполнение социальных ролей избирателя,

субъектами политики;
.nnanu arоп"rrческой партии, участника общественно-политическог()

a

i:ffi

дВижения;
l/л,,атrlтrlllr.r:l ',,#ffi
Конституци;t
-;ф
чтением
фрагментов
смысловым
овладевать
Ъ'
актов,
правовых
нормативных
Российской Федерации, других
с
обществоведческой тематики, связанЕых
учебных и иных текстов
преобразовывать текстовую
о""r"попо"r"ю субъектов политики.,

iпЕор"uч"Io

в

табличу или схему

nonrr"r""n"* партий,

о

функциях государства,

в политике;
формах участия граждан

ffi
государстве
искать и извлекать информацию о сущности политики,

и

его роли в обществе: по заданию учителя вьiявлять
(в

источников
соответст;ующие факты из разных адаптированЕых
с соблюдением
том числе учебных материалов) и публикаций сми

в Интернете;
правил информационной безопасности при работе
информацию о
анализировать и конкретизировать социаJIьную
tt
граждан нашей страны в политической жизни,

формах участия

выборах и референдуме;

субъектов
оценивать политическую деятельность различных

общества, её
политикИ с точкИ зрения учёта в ней интересов развития
ценностям:
соответствия гуманистическим и демократическим
в
выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы' участвовать

дискуссии;

использовать полученЕые знания

в

практической уrебной

индивидуzrльно и в
деятельности (включая выполнение ,проектов
прав гражданина в
группе), в повседневной жизни для реа,тlизации

й"r".пе"кой

сфере; а также в публичном представлени'j

1f;di::*i

,ч. -эl
в соответствии с темой и ситуациеi,i -;ЁЁl;t
своей
деятельности
результатов
..
:; .:
общения, особенностями аудитории и регламентом;
с
. ОСУЩеСТвлять совместную деятельность, включая взаимодействие
и религиозной
людьмИ другой культуры, национальной
совремеЕного
принадлежности, на основе национдIьных ценностей
гумаЕистических и демократических
рЬс."й"*о.о общества:
между народами, людьми
цеrrrо"т"й' идей мира и взаимопонимания
задания в парах и группах,
разных культур: выполнять учебные
исследовательские проекты,
Граясданин и государство
строя
. осваивать и применять знания об основах конституционного
-..|_:.r:-4

и организации государственной
государственно-территориальном

ФедерачилiФедерации,
устройстве Российской
власти в Российской

власти и управления в Российской
деятельности высших органов
направлениях внутренней политики

baoapuurr;

об

осЕовных

Российской Федераuии;

. характеризовать Россию как демократическое феДеративное
правления, как
правовое государство с республиканской формой
государство; статус и
социаJIьное государство' как светское
Федерации, особенности
полномочиЯ Itрезидента Российской
Государственной ,щумы и Совета
и
функчии
формирования
Федерации;
Федерации, Правительства Российской

в политической сфере
приводить примеры и моделировать ситуации
правомочий высших
жизни общества, связанные с ооуществлением
Федерации, субъектов
органоВ государствеНной властИ Российской
политики в сфере
Федерачии; деятельности политических партий;
политики,
культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной
обеспечения
политики в сфере противодействии коррупции,
в том числе от
безопасности личности, общества и государства,

терроризма и экстремизма;

разным признакам (в

том

числе
признак классификации) полномочия
устанавливать существенный
Федерации;
высших органов государственной власти Российской
опорой на Конституцию Российской Федераtlии

классифицировать по

сравнпвать с
власти ii
полномочия центрtiльных органов государственной

субъектов Российской Федерации;
и субъектов
y"ru*u"rr"r"Tb и объяснять взаимосвязи ветвей власти
и субъектов
nonrrrn" в Российской Федерации, федерального центра
гражданина и
Федерачии, между правами человека и

j

l
n

Российской

обязанностями граждан;

характеристики роли
использовать полученные знания для
Российской Федерации в современном* мире; ^," :9:.:::::::
страны международнои
сущности проведения в о,гношении нашей
необходимости
политики (сдержиtsания>; для объяснения

противодействия коррупции;
обшественной жизни
с опорой на обществоведческие знания, факты
арryментпровать с точкi,l
пиrнurй социа.,rьный опыт определять и
"
и патриотизма своё отношение
зрения ценностей гражданственности
Федерации, к
к внутренней и внешней политике Российской(сдерживания));
политике
проводимой по отношению к нашей стране
и практические задачи, отражающие
решать познавательные
события в политической жизни Российской

процессы, явления и

Федераuии, в международных отношениях;

информацию о
систематизировать и конкретизировать
в субъектах Российскоri ,i-яi
политической жизни в стране в целом,
властl,]'
государственной
Федерации, о деятельности высших органов
политики,
об основных направлениях внутренней и внешней

в борьбе с
усилиях нашего государства

об

экстремизмом li

международным терроризмом;

обществоведческои
овладевать смысловым чтением текстов
строя

конституционного
тематики: отбирать информачию об основах

iff,

}:_,-,-iýs,

гражданстве Российской Федерачии"
о полномочиях
конституционном статусе человека и гражданина,

Российской Федерации,

и
высших органов государственной власти, местном самоуправлении
Федерации,
его функциях из фрагментов Конституции Российской
предложенных учителем
других нормативньiх правовых актов и из
основе план,
l,taror"r*ou и учебных материалов, составлять на их
схему;
преобразовывать текстовую информачию в таблицу,

искать

и

извлекать информачию

об основных направлениях

.,.,-j

Федерации, высшll>i
внутренней и внешней политики Российской
:"ffi
Федераuии, ,,
субъекта
статусе
о
власти,
органов государственной
котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующис
правил информаuионной
бu**, ,, пубп"*ачrй СМИ с соблюдением

,,ffi
:-l

безопасности при работе в Интернете;

систематизировать
обобщать,
апализировать,
изменениях
конкретизировать информацию о важнейших

и
в

о ключевых решениях высших органов
российском законодательстве,
Российской Федерации,
власти

и управления
.о"удар"ruепrоЙ
её с собственными J
.уОr"*Ъо" Российской Федерации, соотносить
подкрепляя l,t\ .,.д|
знаниями о политике, формулировать выводы,
.,,*l

арryментами:'

a

_

:'.Фэ
в
" i---*
людеи
других
поведение
и
поступки
ouanrr"ro собственные
ценносте!'l
гражданско-правовой сфере с позиций

"uu"on-uno,x
права, выражать свою
нашего общества, уважения норм российского
в
точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать дискуссии;
Российская
использовать полученные знания о государстве
деятельности (выполнять

в

пракr,ической учебной
и групповые проекты), в
проблемные задания, индивидуаJIьные
выполнения гражданских
пьвседневной жизни для осознанного
oбязaннoстеЙ;пyбличнoпpедсТaBлятьpезyлЬтатьIсвoейДеятeльнoстti
проектную деятельность'
(в рамках изученного материttJlа, включая
с темой и ситуацией общения, особенностяпtti

Федераuия

соответствии

аудитории и регламентом;

(в том числе электронную) и
самостоятельно заполнять форму
использовании портала
составлять простейший документ при
государственных услуг;
включая
осуществл ять совместную деятел ьность,

людьми

другой

"*"11::::1i:л:
культуры, национальной и религиознои

современного
принадлежности на основе национаJIьных ценностей
общества: гуманистических и демократических

рьс""й"ко.о

,1#

" ,ffi

между Еародами, людьми
ценностей, идей мира и взаимопонимания
разных культур.
человек в системе социал ьных отношений
общества,
. ОСВаИВаТЬ И ПРИМеНЯТ ь знания о социальной структуре
стату-сах, ролях,
социа,тlьных общностЯХ и группах; социальнь]х
как ба-зового социа_цьного
социализации личности; важности семьи
многообрази
института; об этносе и нациях, этническом
человечества, диалоге куль-тур, отклоняющемся

я{

1,1

современного

поведении и здоровом образе жизни;

основы социальной
характеризовать функчии семьи в обществе;

политики Росси йского государства;
статусов, социальных
приводить примеры различных социальных
политики Российского государства;
ролей, сочиальной
и группы;
классифицировать социЕIльные общности
сравнпвать виды социальной мобильности;
объяснять причины существования разных
yarunuurrruur'
и конфликтов;
социальных групп; социальных различий
осмысления личного
использовать полученные знания для
исполнении типичных для
при
социального опыта
арryментированного
несовершеннолетних социальных ролей;
здорового образа
объяснения социальной и личной значимости
и алкоголизма для человека и

и

жизни, опасности наркомании

ОбШеСТВа;

- Ia обществоведческие
опорои_н
и личный социальный опыт cBolj
знания., факты общественной жизни
отношение к разным этносам;
и практические ЗаДаЧИ, ОТРаЖаЮЩИ(:'
решать познавательные
направленные на
типичные социаJIьньiе взаимодеиствия;
поведения и его видов;
распознавание отклоняющегося
составлять на основе
осуществлять смысловое чтение текстов и
план (в том числе отражающий изу-ченпый

определять

п арryментировать с

учебных текстов

материал о социализации личности);
источников, публикаций
извлекать информацию из адаптированных
об историческоtrl
СМИ и Интернета о межнационzlJlьных отношеЕиях,
информач"о
единстве народов России; преобразовывать
"1"::]:
:
моделеи i]
предложенных
из
и
схему)
(табличу,
диаграмму,
модели
текст;

анализировать,
статистическую

обобщать,
социал ьную

систематизировать текстовую и
информацию из адаптированных

{

,{ i

,l

,:

СМИ об
источников, учебных материалов и публикаций
негативных
отклоняющемся поведении, его причинах и
своих социальных
последствиях; о выполнении членами семьи
оценивать
критически
ролей; о социальных конфликтах;

современную социальную информацию;
оцеIiивать собственные поступки и поведение, демоIrстрирующее
к людям других национальностей; осознавать

отношение

неприемлемость антиобщественного поведения;
для
использовать полученные знания в практической деятельности
здорового образа
выстраивания собственного поведения с позиции

жизЕи;
совместную деятельность с людьми другоi,1
осчшествJIять
на основе
и
религиозной принадлежности
национал ьной
веротерпиМостииВзаиМопониМанияМежДУлюдЬмиразныхкУлЬтУр.
Человек в современном измеuяющемся мире
обществе.,
. осваивать и применять знания об информационном

,,{

глоба,rизации, глоба,,,rьных проблемах;

здоровыи
. Характеризовать сущность информационного общества;
общемировой
образ жизни; глобализацию как важный

.

.
.
.

интеграционный процесс;
ПРИВОДИТь примерЫ глобальных проблем

и возможных путеи 1,1I
в общественной жизни; влияния
решения; участия молодёжи
выбора lt
образования на возможности профессионального
карьерного роста;
.p""rn"uTb требования к современным профессиям;
объяснять причины и последствия глобализации;
УСТаНаВЛиuчrо
обществе для
использоВать полученные знания о современном
задач и анаJIиза ситуаций, включающих
решения познаватеJIьных
здорового образа жизt{и.,
объяснение (устное и письменное) важности
связи здоровья и спорта в жизни человека;
на обществоведческt,tе
определять и арryментпровать с опорой,
социальный опыт сво' :--i#знания' факты общественной жизни и личный

'

отношение

к

современным формам коммуникации;

образу жизни]
решать в рамках

flрактические
отражающие
пространстве;

к

,.*

здоровоп,i

и
изученного материаJIа познавательные
задачи, связанные с волонтёрским движением;
виртУальЕом
особенности коммуникации в

ffi

a

осуществляТь смысловОе чтение текстов (научно-погryJlярt{ых,
общества,
публицистических и ДР.) по проблемам современного

глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации
(текстовой, графической,, аудиовизуальной) из различных источников
образования
о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного
в современном обществе.

.]


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».