i Муниципальное бюджетное общеобразовательное )дреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа ЛЬ2 Мясниковского района Ростовской области РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол ЛЪ1 от 22.08.2023г. Рlководитель ШМО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол No1 заседания Методического совета Приказ МБоУ соШ N92 от 24.08.2023г. Зам. ра по глчян В. А. ПО 8.2023г. Ns1 l0 СоШNs2 I УВР о.х. айбарян М,Т РАБОЧАЯ 1 ,Чrl--/"(l 'lo:tt0\' I ; 1 ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРВ к учебнику (ФИЗИЧЕСКАЯ КУДЬТУРА> (авторы: Матвеев 5_9 А.П.) l t l l ! клАссы Количество часов: 10 классы -2часа в неделю 11класс-3часавнеделю ] Учителя - Майкоглуян В.А. Килафян Х.М. 1 1 ] ] Закарян С.М. Магоян А.М. Кристостурян А.А. 2023 - 2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их ре€шизацию через конкретное предметное содержание. При создании программы по физической культуре учитываJIись потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно вкJIючаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для самоопределения, саморд}вития и самоактуЕUIизации. В своей социaшьно-ценностной ориеЕтации программа по физической культуре рассматривается как средство подготовки обучающихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышениrI функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств. Программа по физической культуре обеспечивает преемственность с федерtшьными рабочими программами начаJIьного общего и среднего общего образования. Основной целью программы по физической культуре является формирование р€}зносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической культуре даннм цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и по,требностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, реryлярных занlIтиях двигательной деятельностью и спортом. Развивающм направленность программы по физической культуре определяется вектором рrввития физических качеств и функциональных возможностей организма, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением данной ориентации является приобретение обучающимися знаний и умений в организации самостоятельЕых форм занятий оздоровительной, спортивной и прикJIадно-ориентированной физической культурой, возможности позЕания своих физических способностей и ю< целенаправленного развития. Воспитывающее значение программы по физической культуре заключается в содействии активной соци€}лизации обуrающихся на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебЕой и консультативной деятельности. I-{ентральной идеей конструирования 1пrебного содержания и планируемых результатов образования по физической культуре на уровне основного общего образования явJIяется воспитание целостной личности обучающихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социаIьной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе содержания 1^lебного предмета, которое представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной мотивационно-процессуальным (физическое и деятельности) совершенствоваIrие). В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета <Физическая культурa>), придания ей личностно значимого смыслц содержание программы по физической культуре представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в раздел <(Физическое совершенствование)). Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта, спортивные игры, плаваЕие. Инвариантные модули в своём предметном содержании ориентир}.ются на всестороннюю физическую подготовленность обучающихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта, Вариативные модули объединены модулем <Спорт>, содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе модульных программ по физической культуре для общеобразовательных организаций. Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка обуlающихся к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их в соревновательную деятельность. Молуль <Спорт> может разрабатываться у{ителями физической физической подготовки, культуры на основе содержания базовой национ€rльных видов спорта, современных оздоровительных систем. В рамках данного модуJuI представлено примерное содержа}rие <Базовой физической подготовки)). Содержание программы по физической культуре представлено по годам обуrения, для каждого класса предусмотрен раздел <Универсальные у.rебные действия>, в котором раскрывается вклад предмета в формирование познавательных' коммуникативных и регулятивных действий, соответствующих возможностям особенностям обуrающихся данного возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с конкретным содержанием }^{ебного предмета и представлены по мере его раскрытия. Общее число часов для из}п{ения физической кульryры на уровне основного общего образования, * 510 часов: в 5 классе 102 часа (3 часа в неделю), в б классе - l02 часа (3 часа в неделю), в 7 классе - l02 часа (З часа в неделю), в 8 классе - l02 часа (З часа в неделю), в 9 классе 102 часа (З часа в неделю). ] и - - l СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 клАсс Знанuя о фuзuческой l<ульmуре. Физическая культура на уровне основного общего образования: задачи, содержание и формы организации занятий. Система дополнительного обучения физической культуре, организация спортивной работы в общеобразовательной организации. Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристика основных форм занятий физической культурой, их связь с укреплением здоровья, организацией отдьжа и досуга. Исторические сведениJI об Олимпийских играх ,Щревней Греции, характеристика их содержания и правил спортивной борьбы. Расцвет и завершение истории Олимпийских игр древности, способьt с(мосmояmельной dеяmаlьносtплL Режим дня и его значение для об)^{ающихся, связь работоспособностью. Составление индивиду€шьного с умственной режима дЕя, определение основных индивидуальных видов деятельности, их временньж диапазонов и последовательности в выполнении. Физическое развитие человека, его показатели и способы измерения. Осанка как показатель физического рЕlзвития, правила цредупреждения её нарушениЙ в условиях у^lебноЙ и бытовоЙ деятельности. Способы измерения и оцениваниrI осанки. Составление комплексов физических упражнений с коррекционной направленностью и правил их самостоятельного проведения. Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями на открытых площадках и в домашних условиях, подготовка мест занятий, выбор одежды и обуви, предупреждеЕие травматизма. Оценивание состояния организма в покое и после физической нагрузки в процессе самостоятельных занятий физической культуры и спортом. Составление дневника физической культуры. Ф uз uческое со вер uленсmво ван uе. Фuз кульmурн о - оз d ор о вum ел ьная d е яm ельн о с mь, Роль и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека. Упражнения утренней зарядки и физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики в процессе уlебных занятий, закаJIивающие процедуры после занятий утренней зарядкой. Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов, развитие координации; формирование телосложения с использованием внешних отягощений. Спорmuвн о - оз d ор о вum ельн ая d еяm ел ьно с m ь, Роль и значение спортивно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека. Модуль <Гимнастика>>. Кувырки вперёд и назад в группировке, кувырки вперёд ноги (скрестно>>, кувырки назад из стойки на лопатках (мальчики). Опорные прыжки через гимнастического козла ноги врозь (мальчики), опорные прыжки на гимнастического козла с последующим спрыгиванием (девочки). Упражнения на низком гимнастическом бревне: передвижение ходьбой с поворотами кругом и на 90", лёгкие подпрыгивания, подпрыгивания толчком двумя ногами, передвижение приставным шагом (девочки). Упражнения на гимнастической лестнице: перелезание приставным шагом правым и левым боком, лазанье разноимённым способом по диагонЕLпи и одноимённым способом вверх. Расхождение на гимнастическоЙ скамеЙке правым и левым боком способом (удерживаJI за плечи>. Модуль <Лёгкая атлетика>). Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого старта, бег на короткие дистанции с максимtulьной скоростью передвижения. Прыжки в длину с разбега способом (согнув ноги), прыжки в высоту с прямого разбега. Метание малого мrпа с места в вертикальную неподвижную мишень, метание малого мlIча на дальность с трёх шагов разбега. Модуль <Зимние виды спорта). Модуль <Спортивные игры)). Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в движении, ведение мяча на месте и в движении ((по прямой>, (по кругу> и <змейкой>, бросок мяча в корзиЕу двумя руками от груди с места, ранее разученные техЕические действия с мячом. Волейбол. Прямая нижняя подача мяча, приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху на месте и в движении, ранее раз)п{енные техниtIеские действия с мячом. Футбол. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега, остановка катящегося мяча способом ((наступания), ведение мяча <по прямой>>, <по цруry> и ориентиров (конусов). <змейкой>>, обводка мячом Совершенствование техники ранее раз)п{енных гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий спортивных игр. Модуль <Спорт>>. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использоваЕием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальньIх видов спорта, культурно-этнических игр. б кJIАсс Знаная о фuзuческой кульmуре. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения в современном мире, роль Пьера де Кубертена в их становпении и развитии. .Щевиз, символика и ритуалы современных Олимпийских игр. История организации и проведения первых Олимпийских игр современности, первые олимпийские чемпионы. С по соб bt са.llrосmоя mаry ь но й йеяmапьносmь Ведение дневника физической культуры. Физическая подготовка и её влияЕие на развитие систем организма, связь с укреплением здоровья, физическая подготовленность как результат физической подготовки. Правила и способы самостоятельного развития физических качеств. Способы определения индивидуальной физической нагрузки. Правила проведения измерительных процедур по оценке физической подготовленности. Правила техники выполнения тестовых заданий и способы регистрации их результатов. Правила и способы составления плана самостоятельных занятий физической подготовкой. Ф uз uчес ко е сов ер uленсmв ов ан uе. Фuзкул ь mурн о - оз d ор о вumель н ая d еяmел ьн о с lпь. Правила самостоятельного закаJIивания оргаЁизма с помощью воздушных и солнечных ванн, купания в естественных водоёмах. Правила техники безопасности и гигиены мест занятий физическими упрФкнениями. Оздоровительные комплексы: упражнения для коррекции телосложениJI с использованием дополнительных отягощений, упрФкнения для профилактики нарушения зрения во время 1"лебных занятий и работы за компьютером, упражнения для физкультпауз, направленных на поддержание оптимальной работоспособности мышц опорно-двигательного аппарата в режиме учебной деятельности. Спорmuвно -оз dopo вumельная Модуль d еяmельносmь. <<Гимнастика>>. Акробатическая комбинация из общеразвивающих и сложно координированных упражнений, стоек и кувырков, ранее разученных акробатических упражнений. Комбинация из стилизованных общеразвивaющих упражнений и сложно-координированньж упражнений ритмической гимнастики, разнообразных движений руками и ногами с рЕвной амплитудой и траекторией, танцевальными движениrIми из ранее разrrенных танцев (девочки). Опорные прыжки через гимнастического козла с разбега способом (согнув ноги> (мальчики) и способом <ноги врозь> (девочки). Гимнастические комбинации на низком гимнастическом бревне с использованием стилизованных общеразвивающих и сложнокоординированных упражнений, передвижений шагом и лёгким бегом, поворотЕtми с разнообразными движениями рук и ног, удержанием статических поз (девочки). Упражнения на невысокой гимнастической перекладине: висы, упор ноги врозь, перемах вперёл и обратно (ма.,rьчики). Лазанье по канату в три приёма (мальчики). Модуль <Лёгкая атлетика)). Старт с опорой на одну руку и послед},ющим ускорением, спринтерский и гладкий равномерный бег по учебной дистанции, ранее разr{енЕые беговые упражнения. Прыжковые упр€Dкнения: прыжок в высоту с разбега способом (перешагивание>, ранее раз}п{енные прыжковые упражнения в длину и высоту, напрыгивание и спрыгивание. Метание мЕIлого (теннисного) мяча в подвиж[гуIо (раскачивающуюся) мишень. Модуль <Зимние виды спорта>>. Модуль <Спортивные игры). Баскетбол. Технические действия игрока без мяча: передвижение в стойке баскетболиста, прыжки вверх толчком одной ногой и приземлением Еа другую ноry, остановка двумя шагами и прыжком. Упражнения с мJIчом: ранее разr{енные упражнения в ведении мяча в разных направлениJIх и по разной траектории, на передачу и броски мяча в корзину. Правила игры и игроваJI деятельность по правилам с использованием разученных технических приёмов. Волейбол. Приём и передача мяча двумя руками снизу в разные зоны площадки комаЕды соперника, Правила игры и игроваrI деятельность по правилам с использованием р€rзr{енньIх технических приёмов в подаче мяча, его приёме и передаче двумя руками снизу и сверху. Футбол. Удары по катящемуся мячу с разбега. Правила игры и игроваJI использованием разrrенных технических деятельность по правилам приёмов в остановке и передаче мJIча, его ведении и обводке. Совершенствование техники ранее рrtзученных гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта, техниЕIеских действий спортивньIх игр. Модуль <Спорт>. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, Еациональных видов спорта, культурно-этнических игр. с 7 клАсс Знанuя о фuзuческой кульmуре. Зарождение олимпийского движениJI в дореволюционной России, роль А..Щ. Бутовского в развитии отечественной системы физического воспитания и спорта. Олимпийское движеЕие в СССР и современной России, харакгеристика ocHoBHbIx этапов развития. Выдшощиеся советские и российские олимпийцы. Влияние занятий физической кульryрой и спортом на воспитание полох(ительных качеств личности современного человека. с по со б bt салrосmоя man ьно й dеяmаlьнос m L Правила техники безопасности и гигиены мест занятий в процессе выполнения физических упражнений на открытьIх площадках. Ведение дневника по физической культуре. Техническая подготовка и её значение для человека, основные правила технической подготовки. .Щвигательные действиJI как осЕова технической подготовки, поIUIтие двигательЕого умениJI и двигательного навыка. Способы оценивания техники двигательных действий и организация процед}ры оценивания. Ошибки при разуr{ивании техники выполЕениJI двигательных действий, причины и способы их предупрежденшI при самостоятельных заюIтиlIх технической подготовкой. ГIпанирование самостоятельных занrIтий технической подготовкой на учебный год и 1..rебrгуrо четверть. Составление плана у.rебного занJIтия по самостоятельной технической подготовке. Способы оцениваниrI оздоровительного эффекта занятий физической кульryрой с помощью (индекса Кетле>, (ортостати!Iеской пробы>, <функциональной пробы со стандартной нагрузкой). Ф uз uческое со вер ше нсmвован uе. Фt tз кульmурн о- оз d оро в umельн ая d Оздоровительные комплексы еяmел ьно для с mь. саIt{остоятельных заrrятий с добавлением ранее разу{енньlх упражнений: для коррекции телосложенIuI и профилактики нарушениJI осанки, дьrхательной и зрительной гимЕастики в режиме r{ебного дня. С порmuвно -оз d оро вumельн ая d еяmел ьн ос mь. Модуль <Гимнастика>. Акробатические комбинации из ранее раз}п{енных упражнений с добавлением упражнений ритмической гимнастики (левочки). Простейшие акробатические пирамиды в парах и тройках (девочки). Стойка Еа голове с опороЙ на руки, акробатическая комбинациJl из рaв}п{енньtх упражнениЙ в равновесии, стойках, кувырках (мальчики). Комплекс упражнений степ-аэробики, включающий упражнениrI в ходьбе, прыжках, спрымвании и запрыгивании с поворотами разведением рук и ног, выполняемых в среднем и высоком темпе (девочки). Комбинация на гимнастическом бревне из ранее разr{енЕьrх упражнений с добавлением упражнений на статическое и динамическое равновесие (левочки). Комбинация на низкой гимнастической перекладине из ранее разученных упражнений в висЕIх, упорах, переворотах (мальчики). Лазанье по канату в два приёма (мальчики). Модуль <Лёгкая атлетикar). Бег с преодолением прешIтствий способами (наступание) и <<прыжковый бег>, эстафетный бег. Ранее освоенные беговые упражЕения с увеличением скорости передвижения и продолжительности выполнениJI, прыжки с разбега в длиЕу способом ((согнув ноги) и в высоту способом ((перешагивание). Метание маJIого (теннисноrо) мяча по движущейся (катящейся) с разной скоростью мишени. Модуль <Зимние виды спортD. Модул" <Спортивные игрьD). Баскебол. Передача и ловJuI мJIча после отскока от пола, бросок в корзину дв},]\{я руками снизу и от груди после ведениrI. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее разr{енньж технических приёмов без мrIча и с мячом: ведение, приёмы и передачи, броски в корзину. Волейбол. Верхняя прямаlI подача мяча в разные зоны площадки соперника, передача мJIча через сетку двумя руками сверху и перевод мяча за голову. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее раз}ченных технических приёмов. Футбол. Средние и длинные передачи мяrIа по прямой и диагоЕr}ли, тактиrIеские действия при выполнении углового удара и вбрасывании мяча из- за боковой линии, Иrровая деятельность по правилам с использованием ранее разrrенных технических приёмов. Совершенствование техники ранее разr{енных гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий спортивных игр. Модуль <Спорт>. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительньIх систем физической культуры, национЕlльных видов спорта, культурЕо-этнических игр. 8 клАсс Знанuя о фазаческой кульпrуре. Физическая культура в современном обществе: характеристика основных направлений и форм организации. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура, её история и социальная значимость. С по со б bt сrlлrосmояmе,,tt, но й 0 еяmаlьно cmlL Коррекция осанки и разработка индивидуальных планов занятий корригирующей гимнастикой. Коррекция избыточной массы тела и разработка индивидуальных планов занятий корригир},ющей гимнастикой. Составление планов-конспектов для самостоятельных занятий спортивЕой подготовкой. Способы }чёта индивидуальных особенностей при составлении планов самостоятельных тренировочных занятий. Ф uз uче с кое со вер ше н сmвован uе. Фuз кул ьmур н о - о з d ор о вum ельн ая d еяm ел ьн о с m ь. Профилактика перенапряжения систем организма средствами оздоровительной физической культуры: упражнения мышечной релаксации и реryлирования вегетативной нервной системы, профилактики общего утомления и остроты зрения. С пор mu вн о - оз d ор о вum ел ьн ая d еяmельн о с mь. Модуль <Гимнастика>. Акробатическая комбицациJI из palree освоенЕых упражнений силовой направленности, с увеличивающимся числом технических элементов в стойках, упорах, кувырках, прыжках (юноши). Гимнастическая комбинациJI на гимнастическом бревне из ранее ocвoeнHblx упражнений с увеличивающимся числом технических элементов в прыжках, IloBopoTax и передвижениях (девушки). Гимнастическая комбинация на перекладине с вкJIючением ранее освоенных упражнений в упорах и висах (юноши). Гимнастическая комбинация на параллельных брусьях с вкJIючением упражнений в упоре на руках, кувырка вперёд и соскока (юноши). Вольные упражнениJI на базе ранее разученных акробатических упражнений и упражнений ритмической гимЕастики (левушки). Модулu <<Лёгкая атлетика). Кроссовый бег, прыжок в длину с разбега способом <прогнувшись>. Правила проведениJI соревнований по сдаче норм комплекса ГТО. Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО в беговых (бег на короткие и средние дистанции) и технических (прыжки и метание спортивного снаряда) дисциплинах лёгкой атлетики. Модуль <Зимние виды спорта). Модуль <<Гlлавание>. Старт прыжком с тумбочки при плавании кролем на груди, старт из воды толчком от стенки бассейна при плавании кролем на спине. Повороты при плавании кролем на груди и ца спине. Проплывание )п{ебных дистанций кролем на груди и на спине, Модуль <<Спортивные игрьD). Баскетбол. Повороты туловища в прав}.ю и левую стороны с удержанием Mя.Ia двумя руками, передача мяча одной рукой от плеча и снизу, бросок мяча двумя и одной рукой в прыжке. Игровм деятельность по правилам с использоваIIием ранее разу{енных технических приёмов. Волейбол. Прямой нападающий удар, индивидуtшьное блокирование мяча в прыжке с места, тактические действия в защите и нападении. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее разr{енных технических приёмов, Футбол. Удар по мячу с разбега внутренней частью подъёма стопы, остановка мяча внутренней стороной стопы. Правила игры в мини-футбол, технические и тактические действия. Игровая деятельность по правилам мини-футбола с использованием ранее разrIенных технических приёмов (девушки). Игровая деятельность по правилам классического футбола с использованием ранее разученных технических приёмов (юноши). Совершенствование техники ранее раз)п{енных гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий спортивных игр. Модуль <Спорт>. Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровителЬных систеМ физической культуры, национаJIьных видов спорта, культурно-этнических игр. 9 клАсс Знанuя о фазuческой lульmуре. Здоровье и здоровый образ жизни, вредные привычки и их паryбное влияние на здоровье человека. Туристские походы как форма организации здорового образа жизни. Профессионально-прикJIадная физическая культура. с по со б bt салrосmояmельно й dеяmельнослп Восстановительный массаж как ь средство оптимизации работоспособности, его правила и приёмы во время самостоятельных занятий физической подготовкой. Банные процедуры как средство укрепления здоровья. Измерение функциональных резервов организма. Оказание первой помощи на самостоятельных занятиях физическими упражнениями и во время активного отдыха. Ф аз uч ес ко е со в ер ше нсmво Фllзкул ь mурн о - оз d ор о в um в ан ае. ельн ая d еяm ельн ос лпь. Занятия физической культурой и режим питания. Упражнения для снижения избыточной массы тела. Оздоровительные, коррекционные и профилактические мероприrIтия в режиме двигательной активности обучающихся. С п орmuвн о - о з d ор о в umе льн ая d еяm е льно с mь. Модуль <<Гимнастика>. Акробатическм комбинациJI с вкJIючением длинного кувырка с разбега и кувырка назад в упор, стоя Еоги врозь (юноши). Гимнастическая комбинация на высокой перекJIадине, с вкJIючением элементов размахивания и соскока вперёд прогнувшись (юноши). Гимнастическм комбинациrI на пар€rллельных брусьях, с вкJIючением двух кувырков вперёд с опорой на руки (юноши). Гимнастическая комбинация на гимнастическом бревне, с вкJIючением полушпагата, стойки на колене с опорой на руки и отведением ноги назад (девушки). Черлидинг: композиция упражнений с построением пирамид, элементами степ-аэробики, акробатики и ритмиrIеской гимнастики (левушки). Модуль <<Лёгкая атлетика>). Техническм подготовка в беговых и прыжковых упражнениях: бег на короткие и длинные дистанции, прыжки в длину способами (прогнувшись> и (согнув Еоги)), прыжки в высоту способом (перешагивание>. Техническая подготовка в метании спортивного сЕаряда с разбега на дальность. Модуль <Зимние виды спорта>. Модуль <<Гlлавание>. Брасс: подводящие упражнения и плавание в полной координации. Повороты при плавании брассом. Модуль <Спортивные игры). Баскетбол. Техническая подготовка в игровых действиях: ведение, передачи, приёмы и броски мlIча на месте, в прыжке, после ведеIIиJI. Волейбол. Техническая подготовка в игровых действиях: подачи мяча в разные зоны площадки соперника, приёмы и передачи на месте и в движеЕии, удары и блокировка. Футбол. Техническая подготовка в игровых действиях: ведение, приёмы и передачи, остановки и удары по мячу с места и в движении. Совершенствование техЕики ранее раз}п{енных гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий спортивных игр. Модуль (Спорт). Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр. Проzршltма варuаmuвноео моdуля <Базовая фuзаческая поOlоmовкаD. р аз вumuе сuло Bblx с пос обносmей. Комплексы общеразвивающих и локаJIьно воздейств},ющих упражнений, отягощённых весом собственного тела и с использованием дополнительных средств (гантелей, эспандера, набивных мячей, штанги и другого инвентаря). Комплексы упражнений на тренажёрных ус,гройствах. Упражнения на гимнастических снарядах (брусьях, перекJIадинах, гимнастиЕIеской стенке и других снарядах). Броски набивного мяча двумя и одной рукой из положений стоя и сидя (вверх, вперёд, назад, в стороны, снизу и сбоку, от груди, из-за головы). Прыжковые упражнения с дополнительным отягощением (напрыгивание и спрыгивание, црыжки через скакалку, многоскоки, прыжки через прешIтствия и другие упражнения). Бег с дополнительным отягощением (в горку и с горки, на короткие дистанции, эстафеты). Передвижения в висе и упоре на руках. Лазанье (по канату, по гимнастической стенке с дополнительным отягощением). Переноска непредельных тяжестей (мальчики - сверстников способом на спине). Подвижные игры с силовой направленностью (импровизированный баскетбол с набивным мячом и лругие игры). Р аз вumuе с коросmных спос обно сmей. Бег на месте в максим€uIьном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упора). Челночный бег. Бег по разметкам с максимаJIьным темпом. Повторный бег с максимальной скоростью и максимЕLпьной частотой шагов (10-15 м). Бег с ускорениями из разных исходных положений. Бег с максимаJIьной скоростью и собиранием мaurых предметов, лежащих на полу и на разной высоте, Стартовые ускорения по дифференцированному сигн€rлу. Метание маJIых мячей по движущимся мишеням (катящейся, раскачивающейся, летящей). Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой). Передача теннисного мяrIа в парах правой (левой) рукой и попеременЕо. Ведение теннисного мяча Еогами с ускорениями по прямой, по круry, вокруг стоек. Прыжки через cKaKEuIKy на месте и в движении с максимальной частотой прыжков. Преодоление полосы препятствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по разметкам, бег с максимальной скоростью в разньж направлениях и с преодолением опор рчвличной высоты и ширины, повороты, обегание различных предметов (легкоатлетических стоек, мячей, лежащих на полу или подвешенных на высоте). Эстафеты и подвижЕые игры со скоростной направленностью. Технические действия из базовых видов спорта, выполняемые с максимаJIьной скоростью движений. р аз вumuе вынослuво сmu. вuженuй. Жонглирование большими (волейбольными) Р аз вumuе коор duнацuu d и малыми (теннисными) мячами. Жонглирование гимнастиЕIеской палкой. Жонглирование волейбольным мrIчом головой. Метание малых и больших мячей в мишень (неподвижнуто и двигающуюся). Передвижения по возвышенной и накJIонной, ограниченной по ширине опоре (без предмета и с предметом на голове). Упражнения в статическом равновесии. Упражнения в воспроизведении пространственной точности движений руками, ногами, туловищем. Упражнение на точность дифференцированиJI мышечных усилий. Подвижные и спортивные игры. развumuе zuбкосmu. Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пассивных), выполняемых с большой амплитудой движений. Упражнения на растяжение и расслабление мышц. Специальные упражнениJI для р€ввития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, вьlкруты гимнастической палки). Упраэtсн енuя кульmурно-эmнuческой направленнос mu. Сюжетно-образньте и национаJIьных видов спорта. Спецuмьная фuз uческая обрядовые игры. Технические действия по d zоmовка. Модуль <<Гимнастика>. Развитие гибкости. Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны с возрастающей амплиryдой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скака.пкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой дJuI плечевых, локтевых, тазобедренньтх и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост). Развитие координации движений. Прохождение усложнённой полосы препятствий, включающей быстрые кувырки (вперёд, назад), кувырки по наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижн}.ю и неподвижную мишень, с места и с разбега. Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенньж на разной высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением. Прьlжки на точность оттalлкиваниrl и приземления. Развитие силовых способностей. Подтягивание в висе и отжимание в упоре, Передвижения в висе и упоре на руках на перекJIадине (мальчики), подтягивание в висе отоя (лёжа) на низкой перекJIадине (девочки), отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног, отжимание в упоре на низких брусьях, поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты, из положениJI лёжа на гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгибание туловища с различной амплитудой движений (на животе и на спине), комплексы упражнений с гантелями с индивидуально подобранной массой (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук), метание набивного мяча из различных исходных положений, комплексы упражнений избирательного воздеЙствия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения), элементы атлетической гимнастики (по типу (подкачки))), приседания на одной ноге (пистолетом) с опорой на руку для сохранения равновесия). Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые в режиме умеренной интенсивности в сочетаниис напряжением мышц и фиксацией положений тела, Повторное выполнение гимнастических упражнений с уменьшающимся интерв€}лом отдьжа (по типу <круговой тренировки>). Комплексы упражнений с отягощением, выполняемыев режиме непрерывного и интервального методов. Модуль <Лёгкая атлетика>. Развитие выносливости. Бег с максимrulьной скоростью в режиме повторно-интервального метода. Бег по пересеченной местности (кроссовый бег). Гладкий бег с равномерной скоростью в рzвных зонах интенсивности. Повторный бег с препятствиJIми в максим€uIьном темпе, Равномерный повторный бег с финальным ускореЕием (на разные дистанции). Равномерный бег с дополнительЕым отягощением в режиме (до отказа>. Развитие силовых способностей. Специальные прыжковые упрФкнениrI с дополнительным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с послед}rощим спрыгиванием. Прыжки в глубину по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений, поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочерёдно. Бег с препятствиями. Бег в горку, с дополнительным отягощением и без него. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с локЕlльным отягощением на мышечЕые группы. Комплексы силовых упражнений по методу круговой тренировки. Развитие скоростных способностей. Бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с горки. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью (с ходу). Прыжки через скакЕrлку в максим€urьном темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с ускорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие координации движений. Специализированные комплексы упражнений на развитие координации фазрабатываются на основе учебного материала модулей (Гимнастика) и (Спортивные игрьu). Модуль <<Зимние виды спорта)). Модуль <<Спортивные игры>. Баскетбол. 1) Развитие скоростньж способностей. Ходьба и бег в различньй направлениях с максимalльной скоростью с внезапными остановками и выполнением различньж заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания). Ускорения с изменением направлениJI движениJI. Бег с максимаJIьноЙ частотоЙ (темпом) шагов с опороЙ на руки и без опоры. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование прохождения заданЕых отрезков дистанции лицом и спиной вперёд). Бег с максимаJIьной скоростью с предварительным выполнением многоскоков. Передвижения с ускорениями и максимальной скоростью приставными шагами левым и правым боком. Ведение баскетбольного мJIча с ускорением и максимальной скоростью. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с места и с разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача мяча двумя руками от груди в максимаJIьном темпе при встречном беге в колоннах. Кувырки вперёд, назад, боком с последующим рывком на З-5 м. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. 2) Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополЕительным отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперед, по круry, <змейкой>, на месте с поворотом на 180О и З60О. Прыжки через скакалку в максим€lльном темпе на месте и с передвижением (с дополнительным отягощением и без него). Напрыгивание и спрыгивание с последующим ускорением. Многоскоки с последующим ускорением и ускорениrI с последующим выполнением многоскоков. Броски набивного мяча из различных исходньж положений, с различной траекторией полёта одной рукой и обеими руками, стоя, сидя, в полуприседе. 3) Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся иЕтерв€lлом отдьжа. Гладкий бег по методу непрерывноинтервапьного упрЕDкнениrI. Гладкий бег в режиме большой и умеренной интенсивности. Игра в баскетбол с увеличивающимся объёмом времени игры. 4) Развитие координации движений. Броски баскетбольного MJItIa по неподвижной и подвижной мишени. Акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперёд и назад). Бег с <тенью> (повторение движений партнёра). Бег по гимнастической скамейке, по гимнастическому бревну разной высоты, Прыжки по рalзметкам с изменяющейся амплитудой движений. Броски маJIого мячав стену одной (обеими) руками с послед},ющеЙ его ловлеЙ (обеими руками и одноЙ рукоЙ) после отскока от стены (от пола). Ведение мяча с измешIющейся по команде скоростью и направлением передвижениJL Футбол. Развитие скоростных способностей. Старты из р€}зличных положепий с послед},ющим ускорением. Бег с максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хJIопку, заданному сигна.цу), с ускорениrIми, (рывками), изменением направлениJI передвижениJI. Бег в максимtulьном темпе, Бег и ходьба спиной вперёд с изменением темпа и ЕаправлеIIиJI движения (по прямой, по круry и <змейкой>). Бег с максим€rльной скоростью с поворотами на 180О и 360О. Прыжки через скак€rлку в максимальном темпе. Прыжки по разметкам на правой (левой) ноге, между стоек, спиной вперёд. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперёд. Удары по мячу в стенку в максимаJIьном темпе. Ведение мяча с остановками и ускорениями, <<дриблингD мяча с изменеЕием напраRIIения движения, Кувырки вперёд, назад, боком с последующим рывком. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Многоскоки через препятствия. Спрыгивание с возвышенной опоры с последующим ускорением, прыжком в длину и в высоту. Прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперёд, назад, в приседе, с продвижецием вперёд). Развитие выносливости. Равномерный бег на средние и длинные дистанции. Повторные ускорения с уменьшающимся интерв€rлом отдыха, Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью и уменьшающимся интерваJIом отдьша. Гладкий бег в режиме непрерывноинтерв€цьного метода. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИtIЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсмеЕов-олимпийцев; готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных Олимпийских игр и олимпийского движения; готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планировании и проведении coBMecTHbIx занятий физической культурой и спортом, оздоровительных мероприlIтий в условиях активного отдыха и досуга; готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятиЙ физическоЙ культуроЙ, }п{астия в спортивных мероприrIтиях и соревнованиях; готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных занятий физической культурой и спортом; стремление к физическому соверIценствованию, формированию культуры движениrI и телосложения, самовыражеЕию в избранном виде спорта; готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе на}п{ных представлений о закономерностях физического уrётом самостоятельных развития физической подготовленности наблюдений за изменением их показателей; осознаЕие здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении посредством занятий физической культурой и спортом; осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства и с профилактики паryбного влияния вредньж привычек на физическое, психическое и социальЕое здоровье человека; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по реryлированию эмоционаJIьных напряжеЕий, активному восстановлению организма после значительных умственных и физических Еагрузок; готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической кульryрой и спортом, проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивIlого инвентаря и оборудованиJI, спортивной одежды; готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во времJI туристских походов, противостоять действиJIм и поступкам, приносящим вред окружающей среде; освоение опыта взаимодействия со сверсшlиками, форм общения и поведениrI при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности; повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и потребЕостей; формирование представлений об основных понJIтIпях и терминах спортивной тренировки, умений физического воспитания и руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях. МЕТАПРЕДМЕТЦЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЫ результате изу{ениrI физической культуры на уровне основного общего образования у обуlающегося будут сформированы универс€rльные познавательные учебные действия, универсЕrльные коммуникативные уrебные действия, универсЕrльные реryлятивные 1^rебные действия. У обучающегося будут сформированы следующие универсальные познавательные учебные действия: проводить сравнение соревновательньж упражнений Олимпийских игр древности и coвpeмeнHbrx Олимпийских игр, вьuIвлять их общность и различиJI; осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного олимпийского движения, приводить примеры её ryманистической направленности; анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек; характеризовать туристские походы как форму активЕого отдыха, выявлять их целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья, руководствоваться требованиями техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака; устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности; устанавливать связь негативного влиlIния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений; устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциоIIаJIьными возможностями основных систем организма; устанавливать причинно_следственную связь между качеством владениrI техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом; устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждениlI травматизма, У обуrающегося будут сформированы следующие универсальные коммуникативные учебные действия: выбирать, анаJIизировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах техники выполнеfiиrI разучиваемых упражнений, правилах планирования самостоятельньIх занятий физической и технической подготовкой; вести наблюдения за развитием физических качеств, сравЕивать их показатели с данными возрастно-половьж стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и реryлировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам утомления; описывать и анаJIизировать технику разу{иваемого упражнения, вьцелять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения; и планировать последовательность решения задач обучения, оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эт€lлонным образчом; наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими обучающимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; изучать и коллективно обсуждать технику <иллюстративного образца> разучиваемого упражнения, рассмаlривать и моделцровать появление ошибок, анализировать возможные причины их появлениJI, выяснять способы их устранения. У обучающегося будут сформированы следующие универсальные регулятивные учебные действия составлять и выполнять индивидуаJIьные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма, раlвитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб; составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы : упражнений, самостоятельно р!вучивать сложно-координированные упражнениrI на спортивных снарядах; активно взаимодействовать в условиJIх улебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания rlителя и правила игры при возЕикновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление; разучивать и выполнять технические действиlI в игровых видах спорта, активно взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников; организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков полr{енЕой травмы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обуrения в 5 KJ.acce обучающийся наr{ится: выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на самостоятельных занятиях физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга; проводить измерение индивидуальной осанки и сравнивать её показатели со стандартами, cocTaBJuITb комплексы упражнений по коррекции и профилактике её нарушения, планировать их выполнение в режиме дня; составлять дневник физической культуры и вести в нём наблюдение за пок€}зателями физического развития и физической подготовленности, планировать содержание реryлярность проведения самостоятельных и занятий; осуществлять профилактику утомления во время уlебной деятельности, выполIIять комплексы упражнений физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики; выполнять комплексы упражнений оздоровительной физической культуры на рЕIзвитие гибкости, координации и формироваItие телосложения; выполнять опорный прыжок с разбега способом (ноги врозь) (мальчики) и способом (напрыгивания с последующим спрыгиванием) (левочки); выполнять упражнения в висах и упорах на низкой гимнастической перекладине (мальчики), в передвижениях по гимнастическому бревну ходьбой и приставным шагом с поворотами, подпрыгиванием на дву( ногах на месте и с продвижением (девочки); передвигаться по гимнастической стенке приставным шагом, лазать разноимённым способом вверх и по диагонали; выполнrIть бег с равномерной скоростью с высокого старта по уrебной дистанции; демонстрировать технику прыжка в длину с разбега способом (согнув ноги>; тренироваться в упражненш{х общефизической и специальной физической подготовки с учётом иЕдивидуаJIьных и возрастно-половых особенностей; демонстрировать технические действия в спортивных играх: баскетбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях, приём и передача мяча двумя руками от груди с места и в движении); волеЙбол (приём и передача мяча двумя руками сЕизу и сверху с места и в движении, прямaш нижняя подача); футбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разньж направлеЕиях, приём и передача мяча, удар по неподвижному мячу с Еебольшого разбега). К концу обучения в б массе обуlающийся научится: характеризовать Олимпийские игры современности как международное культурное явлеItие, роль Пьера де Кубертена в их историческом возрождении, обсуждать историю возникновениJI девиза, символики и ритуzIлов Олимпийских игр; измерять индивидуаJIьные покаi}атели физических качеств, определять их соответствие возрастным нормам и подбирать упражнения для их направленного развития; контролировать режимы физической нагрузки по частоте пульса и степени утомления организма по внешним призЕакам во самостоятельных заrrятий физической подготовкой; время готовить места для самостоятельных занятий физической кульryрой и спортом в соответствии с правилами техники безопасности и гигиеЕическими требованиями; отбирать упражнения оздоровительной физической культуры и составлять из них комплексы физкультминуток и физкультпауз для оптимизации работоспособности и снятия мышечного утомления в режиме учебной деятельности; и выполнять акробатические комбинации из разу{еЕных упражнений, наблюдать и анЕuIизировать выполЕеIiие другими cocTaBJUITb обуrающимися, вьшвлять ошибки и предлагать способы устранения; выполнять лазанье по канату в три приёма (мальчики), составлять и выполнять комбинацию на низком бревне из стилизованных общеразвивающих и сложно-координированньIх упражнений (девочки); выполнять беговые упражнения с максимtulьным ускорением, использовать их в самостоятельных занятиях для развития быстроты и равномерный бег для развития общей выносливости; выполнять прыжок в высоту с разбега способом (перешагивание), наблюдать и анЕUIизировать его выполнение другими обуrающимися, сравнившI с зада}tЕым образцом, вьUIвлять ошибки и предлагать способы устранения; тренироваться в упражнениях общефизической и специальIlой физической подготовки с учётом индивидуальЕых и возрастно-половых особенностей; выполнять правила и демонстрировать технические действия в спортивных играх: баскетбол (технические действия без мяча, броски мяча двумя руками снизу и от груди с места, использование разучеЕных технических действий в условиях игровой деятельности); волейбол (приём и передача мяча двумrI руками снизу и сверху в разные зоны площадки соперника, использование раз)пrенных технических действий в условиях игровой деятельности); футбол (ведение мяча с разной скоростью передвижения, с ускорением в разных направлениях, удар по катящемуся мячу с разбега, использование разученных технических действий в условиlIх игровой деятельности). массе обуrающийся наrlится: проводить анализ причин зарождения современного олимпийского движения, давать характеристику основным этапам его развития в СССР и К концу обучения в современной России; 7 объяснять положительное влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание личностных качеств современных обуrающихся, приводить примеры из собственной жизни; объяснять поЕятие (техника физических упражнений>>, руководствоваться правилами технической подготовки при самостоятельном об)^{ении новым физическим упрахснеЕиям, проводить процедуры оценивания техники их выполнениJl; cocTaBJuITb планы самостоятельных занJIтий физической и технической подготовкой, распределять их в недельном и месячном циклах уrебного года, оценивать их оздоровительный эффект с помощью (индекса Кетле> и (ортостатической пробьu (по образцу); выполнять лазанье по канату в два приёма (юноши) и простейшие акробатические пирамиды в парах и тройках (девушки); cocTaBJuITb и самостоятельно рЕrзr{ивать комплекс степ-аэробики, включающий упражнения в ходьбе, прыжках, спрыгивании и запрыгивании с поворотами, разведением рук и ног (девушки); выполнJIть стойку на голове с опорой Еа руки и включать её в акробатическую комбинацию из ранее освоенных упражнениЙ (юноши); выполнять беговые упражнения с преодолением препятствий способами (наступание> и (прыжковый бег>, применять их в беге по пересечённой местЕости; выполнять метание малого мяча на точность в IIеподвижн}.ю, качающуюся и катящутося с разной скоростью мишеЕь; выполнять переход с передвижения попеременным двухшaDкным ходом на передвижение одновременным одношажным ходом и обратно во время прохождения учебной дистанции, наблюдать и анализировать его выполнение другими об)"{ающимися, сравнивая с задаЕным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы устранениJI (для бесснежных районов - имитация перехода); тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с уrётом индивидуЕ}льньIх и возрастно-половьгх особенностей; демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр: баскетбол (передача и ловля мяча после отскока от пола, броски мяча двумя руками снизу и от груди в движении, использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности); волейбол (передача мяча за голову на своей площадке и через сетку, использование раз)п{енньж технических действий в условиях игровой деятельности); футбол (средние и длинные передачи футбольного мяча, тактические действия при выполнении углового удара и вбрасывании мяча из-за боковой линии, использование р€вf{енных технических действий в условиях игровой деятельности). К концу обучения в 8 массе обl^rающийся научится: проводить анаJIиз основных направлений развития физической культуры в Российской Федерации, характеризовать содержание основньIх форм их организации; аЕализировать понятие (всестороннее и гармоничное физическое раскрывать критерии и приводить примеры, устанавливать связь с наследственными факторами и занятиями физической культурой и спортом; проводить занятия оздоровительной гимнастикой по коррекции индивиду€rльной формы осанки и избыточной массы тела; составлять планы занятия спортивной тренировкой, определять их целевое содержание в соответствии с индивидуальными показателями развития основных физических качеств; выполнять гимнастическую комбинацию на гимнастическом бревне из ранее освоенных упражнений с добавлением элементов акробатики и ритмической гимнастики (девушки); выполнять комбинацию Еа параллельных брусьях с вкJIючением упражнений в упоре на руках, кувырка вперёд и соскока, наблюдать их выполнение другими обучающимися и сравнивать с заданным образцом, анализировать ошибки и причины их появления, находить способы устранения (юноши); выполнять прыжок в длину с разбега способом <прогнувшись>, наблюдать и анализировать технические особенности в выполнении другими об}^{ающимися, выявлять ошибки и предлагать способы устранения; выполнять тестовые задания комплекса Гто в беговых и технических р€lзвитие)), легкоатлетических дисциплинах в соответствии с установленными требоваЕиями к их технике; соблюдать правила безопасности в бассеЙне при выполнении плавательных упражнений; выполнять прыжки в воду со стартовой тумбы; выполнять технические элементы плавания кролем на груди в согласоваItии с дыханием; тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с улётом индивидуальных и возрастно-половьIх особенностеЙ; демонстрировать и использовать технические действиJI спортивных игр: баскетбол (передача мяча одной рукой снизу и от плеча, бросок в корзину двумя и одной рукой в прыжке, тактические действия в защите и нападении, использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности); волейбол (прямой нападающий удар и индивидуальное блокирование мяча в прыжке с места, тактические действия в защите и нападении, использование разученных технических и тактических действий в условиlIх игровой деятельности); футбол (удары по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с разбега внутренней и внешней частью подъёма стопы, тактические действия игроков в нападении и защите, использование разr{енных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности). К концу обучения в 9 ю,tассе обучающийся наг{ится: отстаивать принципы здорового образа жизни, раскрьlвать эффективность его форм в профилактике вредных привыЕIек, обосновывать паryбное влияние вредных привычек на здоровье человека, его социalльную и производственную деятельность; понимать пользу туристских подходов как формы организации здорового образа жизни, выполнrIть правила подготовки к пешим походам, требования безопасности при передвих(ении и организации бивуака; объяснять понятие (профессионЕIльно-прикJIадная физическм культура>; её целевое предназначение, связь с характером и особенностями профессиональной деятельности, понимать необходимость занятий профессионально-прикладной физической подготовкой обучающихся общеобразовательной организации; использовать приёмы массажа и применr{ть их в процессе самостоятельньrх занятий физической культурой и спортом, выполнJIть гигиенические требования к процедурам массажа; измерять индивидуальные функциональные резервы организма с помощью проб ШтаЕге, Генча, (задержки дыханиjI), использовать их дJUI планирования индивидуальных занятий спортивной и профессионшIьноприкладной физической подготовкой; определять характер травм и ушибов, встречающихся на самостоятельных занятиях физическими упражнениями и во время активного отдьжа, применять способы ока:}ания первой помощи; составлять и выполнять комплексы упражнений из разученньш акробатических упражнений с повышенными требованиями к технике ю( выполнения (юноши); составлять и выполнять гимнастическую комбинацию на высокой перекладине из разученЕых упрЕtжнений, с вкJIючением элементов размахиванияи соскока вперёд способом (прогнувшись> (юноши); cocTaBJuITb и выполнrIть композицию упражнений черлидинга с построением пирамид, элементами степ-аэробики и акробатики (девушки); составлять и выполЕять комплекс ритмической гимнастики с вкJIючением элементов художественной гимнастики, упражнений на гибкость и равIIовесие (девушки); совершенствовать технику беговых и прыжковых упражнений в процессе самостоятельных занятий технической подготовкой к выполнению нормативных требований комплекса Гто; соблюдать правила безопасности в бассейне при выполнении плавательных упражнений; выполнять повороты кувырком, маlIтником; выполнять технические элементы брассом в согласовании с дьнанием; совершенствовать технические действиrI в спортивных играх: баскебол, волейбол, футбол, взаимодействовать с игроками своих команд в условиях игровой деятельности, при организации тактических действий в нападении и защите; тренироваться в упражнеЕиях общефизической и специальной физической подготовки с уrётом индивидуальных и возрастно-половьIх особенностей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ 5 клАсс ПЛАНИРОВАНИЕ количество чдсов Ns п/п Наименование разделов и тсм програмпrы Вссго Контрольrrые Праrсгические работы работы Элеrсгронные (чифровые) образовательные ресурсы I Раздел 1. 1.1 -т Знания о физической культуре Зншrия о физической культуре 3 Итого по разделу ) Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 2.1 пособы самостоятельной деятельности Итого по разделу 5 5 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Физкульryрно-оздоровштельная 1.1 деятелыIость Физкульryрно-оздоровительнЕrя деятельность Итого по разделу 6 6 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность 2.1 ГимItастика (модуль "Гимнастика") 8 ,) ,) Лёгкая атлетика (модуль "Легкая атлетика") 8 2.з Зимние виды спорта (модуль "Зимние виды спорта") 10 2.4 Спортивные игры. Баскебол (модуль l2 I "Спортивные игры") 2.5 Спортивные игры. Волейбол (модуль "Спор,гивные игры") 10 1,6 Спортивные игры. Фугбол (модуль "Спортивные игры") l0 2.7 Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО (модуль "Спорт") 30 Итого по разделу 88 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 I 0 0 6 клАсс количество часов Наименоваrrие разделов п тсм Л! lIlrl программы Всего Контрольные Пракгические работы работы Электронные (чифровые) образовательные ресурсы l Раздел 1. Знания о физической кульryре 1.1 1 Знания о физической культуре 3 Итого по разделу з Рдздел 2. Способы самостоятельной деятельностлr ?.| а] Способы салrостоятельной деятельности Итого по разделу 1.1 деятельность Итого по разделу -....т...з 3 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность 2 1 2.2 2.з 2.4 г 5 деятелыrость Физкульryрно-оздоровительнiul ] г 5 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Физкульryрно-оздоровительная l Гимнастика (модуль "Гимнастика") Лёгкая атлетика (молуль "Легкая атлетика") Зимние виды спорта (модуль "Зимние 14 l0 ,7 виды спорта") Спортивные игры. Баскетбол (модуль "Спортивные игры") |2 1 г 2.5 Спортивные игры. Волейбол (модуль "Спортивные игры") 10 2.6 Спортивные игры. Фlтбол (молуль "Спортивные игры") 8 2.7 Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО (модуль "Спорт") f ] 30 Итого по разделу 9l ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 ] 0 0 I ] l 7 клАсс количество часов j\b п/п Наименоваяие разделов и тем программы Вссго Коrrтрольные Пракгпческпе рдботы работы тr-l ll Раздел l. Зrrания о физической культуре нания о физической культуре 1.1 Итого по разделу ) Способы самостоятельной деятельности Итого по разделу 5 5 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Физкульryрно-оздоровительная 1.1 деятельность Физкульryрно-оздоровительная деятельность Итого по разделу з з Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятсльность 2.I 2.2 2.з 2.4 ресурсы т Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 2.1 Электронrrые (цпфровые) образовательпые Гимнастика (модуль "Гимнастика") Лёгкая атлетика (молуль "Легкая атлетика") Зимние виды спорта (модуль "Зимние виды спорта") Спортивные игры. Баскетбол (модуль "Спортивные игры") l2 10 10 10 l f 2.5 Спортивные игры. Волейбол (модуль "Спортивные игры") 8 2.6 Спортивные игры. Футбол (молуль "Спортивные игры") l1 2.,7 Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО (модуль "Спорт") 30 I Итого по разделу 91 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕС,ГВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 ] 0 0 ] 8 клАсс количество часов М Наипlенование п/п программы разделов и тем Всего Раздел l. Знания о фпзической культурс 1.1 Знания о физической культуре I Итого по разделу Раздел 2. Способы самостоятельной деятельностп 2.1 ---l Способы сiш.lостоятельной деятельности Итого по разделу Контрольные Праrсгические работы работы + Физкультурно-оздоровительнaul 1 I деятеJьность Итого по раздетry _I т 5 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел l. Физкульryрно-оздоровптельная деятельность 1.1 ресурсы I 5 I 3 ) Раздел 2. Спортивно-оздоровитеJIьная деятельность 2.1 Гимнастика (модуль "Гимнастика") 8 2.2 Лёгкая атлетика (модуль "Легкая атлетика") l2 Зимние виды спорта (мОдуль "Зимние виды спорта") 9 2,4 Плавание (модуль "Плавание") 6 2.5 Спортивные игры. Баскетбол (модуль l0 I ] Элекгроrrпые (uифровые) образовательные ] "Спортивные игры") ---------------- 2.6 Спортивные игры. Волейбол (модуль "Спортивпые игры") 10 2.7 Спортивные игры. Футбол (модуль "Спортивные игры") 6 2.8 Подготовка к выполнению нормативЕых требований комплекса ГТО (модуль ] 30 "Спорт") Итого по разделу 91 ОБЩЕЕ КОЛИЧВСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 0 0 9 кJIАсс количество часов Наименовапие разделов п тем программы I Np п/п Всего Раздел l. Зrrанrrя о физической ктльryре 1.1 Знания о физической культуре J Итого по разделу -, Раздел 2. Способы сдмостоятеJIьной деятельпости 2.1 ] C1*og ы самостоятельной деятельности Контрольные Практпческие работы работы t l 5 Итого по разделу ] 5 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Физкульryрно-оздоровительная 1.1 l деятельпость Физкульryрно-оздоровительнм , деятельность Итого по разделу |3 Рдздел 2. Спортивно-оздоровитеJIьпая деятельЕость 2.1 Гимнастика (модуль "Гимнастика") 10 2.2 Лёгкая атлетика (модуль "Легкая атлетика") |2 2.з Зимние виды спорта (модуль "Зимпие виды спорта") 6 2.4 Плавание (модуль "Плавание") 4 2.5 Спортивные игры. Баскетбол (модуль 9 ] Электронные (цифровые) образовательные ресурсы L "Спортивные игры") l 2.6 Спортивные игры. Волейбол (модуль "Спортивные игры") l0 2.7 Спортивные игры. Флбол (модуль "Спортивные игры") l0 2.8 Подготовка к выполЕению нормативньfх требований комплекса ГТО (модуль I г, 30 "Спорт") Итого по разделу 9l ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММВ 102 0 0 ]