Рабочая программа по химии 8-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа N92
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Протокол Ns1 заседания
методического совета

Приказ от 25.08.2023г.

Шмо

Протокол М1
от 22.08.202Зr.
Ру* оводите.rь ШМО

/

мБоу сош

Ме"rrохаян

о.А

!иректор

}lb2

от 24,08.2023г,
Зам. дире
ра по

МБоУ СоШ

УВР

Ml10

N92

Ll /.Ае"

екян О.Х.

Гайбарян М.Т.

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА
по

химии

к учебнику (ХИМУlЯ>>

(авторы:

И.Г.

О. С. Габриелян,

Остроумов,

С.А.

Сладков)

8_9

клАсс

Количество часов: 8 (А), (Б)' (В), (Г>, (Д> классы - 2 часа в неделю
9 (А), (Б>, <В> классы - 2 часа в неделю

Учителя

-

8
8

9

А), (Б)' (В>, <Г> Щолобмн М. Б.

(Д)
(А)'

,Щжелаухян Т, Б.
(Б), <В> .Щаглдян А.

2023

-

М,

2024 учебный rод

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Программа по химии на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей программы
воспитания и с учётом концепции преподавания учебного предмета <<Химия>
в образовательных организациях Российской Федерации.
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии

обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета, устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование по
разделам и темам программы по химии, определяет количественные и
качественные
характеристики
содержания,
рекомендуемую
последовательность изучения химии с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей., логики учебного процесса, возрастных
особенностей обrrающихся, определяет возможности предмета для
ре€}лизации требований к результатам освоения основной образовательной

программы на уровне основного общего образования, а также требований к
результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных
видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению
учебного содержания.
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения
обучающегося, его представлениЙ о материальном единстве мира, важную
роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях
энергии и об эволюции веществ в природе, о путях решения глобальных
проблем устойчивого развития человечества - сырьевой, энергетической,
пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.
Изучение химии:

способствует реzrлизации возможностей

для

саморазвития и

формирования культуры личности, её общей и функциона,чьной грамотности;
вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей
обучающихся, навыков их самостоятельной учебной деятельности,
эксперимент€Lпьных и исследовательских умений, необходимых как в
повседневной жизни, так и в профессиона.irьной деятельности;
знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы
целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным
этапом в формировании естественно--научной грамотности обучающихся;

способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое
образование обучающихся,
!,анные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой

содержания учебного предмета, который является педагогически

адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её
развития.

Курс химии на уровне основного общего образования ориентирован на
освоение обучающимися системы первоначальных понятий химии., основ
неорганической химии и некоторых отдельных значимых понятий

органической химии.
Структура содержания программы по химии сформирована на основе
системного подхода к её изучению. Содержание складывается из системы
понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий о химической
реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу
последовательного развития знаний на основе теоретических представлений
разного уровня:
- атомно--молекулярного rIения как основы всего естествознания;
- Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии;
- учения о строении атома и химической связи;

-

представлений об электролитической диссоциации веществ в

растворах.

Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически

полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного
уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозированиJl
свойств, строения и возможностей практического применения и получения
изучаемых веществ.

Освоение программы по

химии способствует формированию

представления о химической составляющей научной картины мира в логике
её системной природы, ценностного отношения к научному знанию и
методам познания в науке. Изучение химии происходит с привлечением

знаний из ранее изученных учебных предметов: <Окружающий мир)'
<Биология.5-7 классы>> и <Физика.7 класс>.

Пр" изучении химии происходит формирование знаний основ

химической науки как области современного естествознания, практической
деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры.
Задача учебного предмета состоит в формировании системы химических
знаний
важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений,
доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, в

приобщении к научным методам познания при изучении веществ и
химических реакций, в формировании и развитии познавательных умений и
их применении в учебно-познавательной и учебно-исследовательской
деятельности, освоении правил безопасного обращения с веществами в
повседневной жизни.
При изучении химии на уровне основного общего образования важное
значение приобрели такие цели, как:
- формирование интеллектуalJIьно развитой личности., готовой к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений,
способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
- направленность обучения на систематическое приобщение
обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным
методам познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к
химии;
- обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися
опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, кJIючевых
навыков (ключевых компетенций), имеющих универс€rльное значение для
различных видов деятельности;
естественно-научной
формирование общей функuионаrrьной

-

и

грамотности, в том числе умений объяснять и оценивать явлениJI
окружающего мира, используя знания и опыт, полученные при изучении
химии, применять их при решении проблем в повседневной жизни и
трудовой деятельности;

формирование у обучающихся гуманистических отношений,
понимания ценности химических знаний для выработки экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях

-

сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
- развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и

самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
готовности к осознанному выбору профиля и направленности даrrьнейшего
обучения.

Общее число часов, отведённых для изучения химии на уровне

основного общего образования, составляет 1Зб часов: в 8 классе - 68 часов (2
часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8

клАсс

Первоначальные химическпе понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека, Химия в системе наук.
Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние
веществ. Поrrятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси.
Способы рrвделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов.
Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса.
Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в
соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества.,

массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам

химических соединений.
Физические и химические явления. Химическм реакция и её признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, рatзложения, замещения, обмена).
Х uм uче с кu й э кс пер u.|, е н mi
знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и
приёмами обрацения с лабораторным оборудованием, изучение и описание
физических свойств образцов неорганических веществ, наблюдение
физических (плавление воска' таяние льда' растирание сахара в ступке,
кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокa!ливание
медной проволоки., взаимодействие мела с кислотой) явлений,, наблюдение и
описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара,
взаимодействие серной кислоты с хJIоридом бария, разложение гидроксида
меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II),
изучение способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование,
выпаривание, дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной
соли, наблюдение и описание результатов проведения опыта,
иллюстрирующего закон сохранения массы, создание моделей молекул
(шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух смесь газов. Состав воздуха. Кислород - элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы

получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот
кислорода в природе. Озон - млотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции' термохимические уравнения,
экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение
воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.

Водород - элемент и простое вещество. Нахождение водорода в
природе, физические и химические свойства, применение, способы
получения. Кислоты и соли.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.

Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы.
Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания.
Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе.
Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация

оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и
несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические
свойства оксидов. Получение оксидов.

Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые
основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства
оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и
химические свойства кислот. Ряд активности метаltлов Н. Н. Бекетова.
Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей.
Полl^rение солей,
Генетическм связь между классами неорганических соединений.
Хuм uче с ка й э кс пер tlry, е н ma
качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение,
собирание, распознавание
изrlение свойств кислорода.' наблюдение
взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и
прекращения горения (пожара), ознакомление с образцами оксидов и
описание их свойств, получение, собирание, распознавание и изучение
своЙств водорода (горение), взаимодействие водорода с оксидом меди (II)
(возможно использование видеоматериа.llов), наблюдение образцов веществ
количеством 1 моль, исследование особенностей растворения веществ с
различной растворимостью, приготовление растворов с определённой
массовой долей растворённого вещества, взаимодействие воды с метаплами
(натрием и кiLпьцием) (возможно использование видеоматериалов),

и

исследование образцов неорганических веществ различных классов,
наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочеЙ,
изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты,
кислот с метzLплами, реакций неЙтрZLIIизации, получение нерастворимых
оснований, вытеснение одного метаJIла другим из раствора соли, решение
экспериментальных задач по теме (важнейшие классы неорганических
соединен ий)).

Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.

Окислительно-восстановительные реакци и
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о
группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные метаJIлы,
гаJIогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды
и гидроксиды.

И.

Периодический закон. Периодическая система химических элементов.Щ.

Менделеева. Короткопериодная и

длиннопериодн€и формы
Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, Периоды
и группы. Физический смысл порядкового номера., номеров периода и
группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых
химических элементов
Периодической системы Щ. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
метzшлических и немет€шлических свойств по группам и периодам.
Значение Периодического закона и Периодической системы химических
элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев - учёный и
гражданин.

20

Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярнм)

связь.

Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.

Степень окисления. Окислительно--восстановительные

реакции.
и
восстановители.
Прошессы окисления и восстановления. Окислители
Хшп uческай эксперuлrенmi
изучение образшов веществ металлов и неметiulлов, взаимодействие
гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов,

иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций

(горение, реакции р.lзложения, соединения).
Мехспреdмеmные связu

Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе
осуществляется через использование как общих естественно--научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельньж предметов

естественно--научного цикJIа.
Общие естественно--научные понятия: научный факт, гипотеза, теория,
закон, анzшиз, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент,

моделирование,

измерениеl'

модель,

явление.

Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид'
изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело,
объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы
измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гилросфера, минер.rлы, горные породы,
полезнь]е ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9

клАсс

Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов !,.
И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трёх периодов, к€Lпия, кzuIьция и их
соединений в соответствии с положением элементов в Периодической
системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решёток, зависимость свойств вещества от типа кристziJIлической решётки и
вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические
свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических
соединений, генетическм связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу
и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по
участию кат€rлизатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.

Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о кат€Lпизе. Понятие о химическом равновесии. Факторы,
влияющие на скорость химической реакции и положение химического
равновесия.

Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс
окислительно-восстановительной реакции. Составление уравнений

окислительно--восстановительных реакций с

использованием метода

электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Степень диссоциации, Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена,
полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот'
оснований и солей в свете представлений об электролитической
диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.

Х tu,t uчес к u й э кс пер uлrе н ma
ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических
веществ - мет€UIлов и неметаJIлов (графита и а"пмаза), сложных веществ
(хлорида натрия), исследование зависимости скорости химической реакции
от воздействия различных факторов, исследование электропроводности
растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей
(возможно использование видео материЕl,,Iов), проведение олытов,

иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена
(образование осадка, выделение газа, образование воды), опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций

(горение, реакции разложеrrия, соединения), распознавание неорганических
веществ с помощью качественных реакций на ионы, решение
экспериментчrльных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика г€Lпогенов. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых
веществ - г€Lпогенов. Химические свойства на примере хлора
(взаимодействие с мет€Lплами, немет€Lплами, щелочами). Хлороволорол.
Соляная кислота' химические свойства, получение, применение. Щействие
хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их
нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства
простых веществ - кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода
и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и
химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов,
Серная кислота, физические и химические свойства (общие как

представителя класса кислот и специфические). Химические реакции,
лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты.
Применение серной кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на

сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое
загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди,
загрязнение воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Азот, распространение в природе,
физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его
физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония,
их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на
ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и специфические).
Использование нитратов и солей аммония в качестве минермьных
удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями €вота
(кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов). Фосфор,
аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства.
Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства,
получение. Использование фосфатов в качестве минермьных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения

атомов, характерные степени окисления. Углерод,

€rллотропные

модификации, распространение в природе, физические и химические
свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе, Оксиды углерода, их
физические и химические свойства, действие на живые организмы'
получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом
углерода (IV), гипотеза глобального потепления климата, парниковый
эффект. Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства,
получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы.
Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском
хозяйстве.
Первонача_lIьные понятия об органических веществах как о соединениях
углерода (метан,, этан' этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота).
Природные источники углеводородов (уголь, природный га, нефть),
продукты их переработки (бензин), их роль в быту и промышленности.
Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах - и их
роли в жизни человека. Материальное единство органических и
неорганических соединений.

Кремний, его физические и химические свойства, пол}п{ение и
применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об
оксиде кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в
быту, в промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика,

стекло, цемент., бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования
строительных материЕlJIов в повседневной жизни.
Х uм u ч е с к а й э кс п ер uл, е н m,
изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты,
проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков
их протекания, опыты, отражающие физические и химические свойства
галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов),
ознакомление с образцами хлоридов (га-,rогенидов), ознакомление с
образчами серы и её соединениями (возможно использование
видеоматери€rлов), наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной серной кислоты, изучение химических свойств
разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфатион и наблюдение признака её протекания., ознакомление с физическими
свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование
видеоматериалов), образчами азотных и фосфорных удобрений, получение,

собирание, распознавание и изучение своЙств аммиака, проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков
их протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью

(возможно

использование видеоматериалов), изучение моделей
кристаллических решёток шIмаза, графита, фуллерена, ознакомление с
процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и
устройством противогаза, получение, собирание, распознавание и изучение

свойств углекислого газа, проведение качественных реакций на карбонат и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания, ознакомление с
продукцией силикатной промышленности, решение экспериментiшьных
задач по теме <Важнейшие неметаллы и их соединения)).
Металлы п их соединения
Общая характеристика химических элементов - мет€Lплов на основании
их положения в Периодической системе химических элементов !,. И.
Менделеева и строения атомов. Строение мет€Lплов. Метатlлическая связь и
метtшлическая крист€lллическм
ряд
решётка. Электрохимический
напряжений метаJIлов, Физические и химические свойства металлов. Общие
способы получения метаJIлов. Понятие о коррозии метаJIлов, основные
способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чуryн, дюрмюминий,
бронза) и их применение в быту и промышленности.
Щелочные мет€Ulлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и ка.rия). Оксиды и

гидроксиды натрия

и

к€Lпия.

Применение щелочных метzulлов

и

их

соединений.

Щелочноземельные мет€чlлы магний и кальций: положение в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение
их атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства магния
и кальция. Важнейшие соединения кЕIльция (оксид, гидроксид, соли).
Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов
Щ, И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и
химические свойства а,,Iюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида
Еlлюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов.Щ.
И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе, Физические и
химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа
(III), их состав., свойства и получение.

Х uм uче с кu й э кс пе р u.J|, е н mi
ознакомление с образчами метaUIлов

и

сплавов,

их

физическими

свойствами, изучение результатов коррозии метаJIлов (возможно

использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида
каJIьция и натрия с водой (возможно использование видеоматериалов),
исследование свойств жёсткой воды, процесса горения железа в кислороде
(возможно использование видеоматериалов), признаков протеканиrI
качественных реакций на ионы: магния, кaшьция, аJIюминия, цинка, железа

(II) и железа (III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания
пламени ионами натрия, кiLпия и к€rльция (возможно использование
видеоматериалов), исследование амфотерных свойств гидроксида мюминиJI
и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по теме <Важнейшие
метаJlлы и их соединения).
Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное
использование веществ и химических реакций в быту. Первм помощь при
химических ожогах и отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельнм допустимая
концентрация веществ, далее - П.щк). Роль химии в решении экологических
проблем.
Х uM uчес к u й э кс пер u-цен m:
изучение образцов матери€rлов (стекло, сплавы метЕLплов, полимерные

материмы).
Меlrcпреdмеmные связu

Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно--науч ного цикла.

Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон,
теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент., моделирование, измерение., модель, явление, парниковый
эффект, технология, матери€lлы.

Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид,
изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники,
полупроводники' диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело., объём,

агрегатное состояние вещества, г€в, раствор, растворимость, кристаллическая
решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое
пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минер€lJIьные
удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы,
полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими

социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания., саморазвития и соци€Lпизации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части:
l ) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому
и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни
современного общества, способности владеть достоверной информаuией о
передовых достижениJIх и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2) граясланского воспитания :
представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, коммуникативной компетеЕтности в общественно

полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных' познавательных задач, выполнении химических

экспериментов, создании учебных проектов, стремлениlI к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности' готовности
оценивать своё поведение и поступки своих товарицей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3) uенности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие
основу для понимания сущности научной картины мира' представления об

основных закономерностях рtввития природы, взаимосвязях человека с
природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по
химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений,
познавательной, информационной и читательской культурь1, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной

литературойl,

доступными

техническими

средствами

информационных

технологий;

интерес к об}.п{ению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообр€вованию, проектноЙ и исследовательскоЙ
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
даJI

ьнейшем;

культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и
4) формирования

неприятие вредных привычек (употребления zшкоголя, наркотиков, курения),,

необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода.,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор
индивидуальной траектории продолжения образования с 1^rётом личностных
интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей,
успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений,
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
б) экологического воспитания :
экологически целесообразное отношение к природе как источнику
жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному
физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами., а также в ситуациях'
угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изr{ении химии, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения

уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов химии,
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория,

принцип, гипотеза, факт, система, процесс' эксперимент и лругое.), которые
используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на
основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной

научной картине мира, и универс€rльные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, реryлятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении
знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные
признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать
понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и
критерии для классификации химических веществ и химических реакций,
устанавливать лричинно-следственные связи между объектами изучения,
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по ана,rогии),
делать выводы и закJIючения;
умение применJIть в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели., используемые в химии.,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение
химической реакции - при решении учебно-познавательных задач, с учётом
этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные
признаки изучаемых объектов - химических веществ и химических реакций,

выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы

и

в качестве инструмента

познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по
проверке правильности высказываемых суждений;

приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт
о проделанной работе.
Работа с информацией:
интерпретировать информачию
умение выбирать, ан€rлизировать
различных видов и форм представления, получаемую из разных источников
(научно-популярная литература химического содержания, справочные
пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и

и

недостоверную информачию;

умение IIрименять различные методы и запросы при поиске и отборе
информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения
учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в
области использования информационно-коммуникативных технологий,
овладение

культурой

активного

использования

поисковых

различных

системl,

самостоятельно выбирать оптимальную форrу представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной
среды.

Коммуникативяые универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) ло
существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения
относительно выполнения предложенной задачи;

представлять IIолученные результаты познавательной
деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию
умения

результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта,
лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной

познавательной и

исследовательской деятельности при решении
возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования
позиций (обсуждения, обмен мнениями, (мозговые штурмьD), коордиЕация
совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).

Реryлятивные уIrиверсальные учебные действия :
умение самостоятельно определять цели деятельности' планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения 1^rебных и
познавательных

задачl'

самостоятельно

составлять

или

корректировать

предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах - веществах и реакциях,
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение
использовать и анализировать контексты' предлагаемые в условии заданий.

ПРЕДМЕТНЫЕ РВЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного
содержания, установленного данной федеральной рабочей программой,
выделяют: освоенные обучающимися научные знания' умения и способы

действий,

специфические

предметной

области

(Химия),

вильi
деятельности по получению нового знания|' его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
для

. раскрывать смысл основных химических понятий: атом' молекула,

химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь
(однородная и неоднородная), валентность, относительная атомн€ш и
молекулярная масса' количество вещества, моль, молярная масса,
массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём,
оксид,

кислотаl'

основание,

соль,

электроотрицательностьl,

степень

окисления, химическ€ш реакция, классификация реакций: реакции
соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции
обмена, экзо- и эЕдотермические реакции, тепловой эффект реакции,
ядро атома, электронный слой атома, aToMHalI орбиталь, радиус
атома, химическаJI связь, полярная и неполярная ков€Lпентная связь,
ионная связь' ион, катион, анион, раствор, MaccoB€UI доJUI вещества
(процентная концеЕтрация) в растворе;

о иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий

и

применять эти понятия при описании веществ и их превращений;

. использовать химическую символику для составления формул
веществ и уравнений химических реакций;

.

определять

валентность

атомов

элементов

в

бинарных

соединениях?

степень окисления элементов в бинарных соединениях,
принадлежность веществ к определённому классу соединений по
формулам, вид химической связи (кова-,rентная и ионная) в
неорганических соединениях;

о раскрывать смысл Периодического закона Д

И. Менделеева:

демонстрировать понимание периодической зависимости свойств
химических элементов от их rrоложеtlия в Периодической системе,
законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения' закона Авогадро;
. описывать и характеризовать табличную форму Периодической

системы химических элементов: различать понlIтия

((главная

подгруппа (А-группа)> и <<побочная подгруппа (Б-группа)>, м€l,чые и
большие периоды, соотЕосить обозначения, которые имеются в
таблице <Периодическм система химических элементов Щ. И,
Менделеева>> с числовыми характеристиками строеrrия атомов

химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов
и распределение их по электронным слоям);

. классифицировать химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
.
.

веществ, по тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ
различных классов, подтверждaц описание примерами молекулярных
уравнений соответствующих химических реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного

состава, возможности протекания химических превращений

в

различных условиях;

. вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ, массовую долю химического элемента по формуле
о

соединениlI, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты
по уравнению химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности - анализ
и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию,
выявление причинно--следственных связей - для изучения свойств
веществ и химических реакций, естественно-научные методы
познания - наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент
(реальный и мысленный);

. следовать правилам пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с
веществами в соответствии с инструкциями по выполнению
лабораторных химических опытов по полrlению и собиранию
газообразных веществ (волорода и кислорода), приготовлению
растворов с определённой массовой долей растворённого вещества,
планировать и проводить химические эксперименты по
распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов
(лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие).
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
. раскрывать смысл основных химических понятий: химический
элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество,
сложное вещество, ваJIентность, электроотрицательность, степень
окисления, химическая реакция, химическм связь, тепловой эффект
реакции, моль, молярный объём, раствор, электролиты,
неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного

обмена, катализатор, химическое равновесие., обратимые

и

необратимые реакции, окислительно-восстановительные

реакции'
восстановление,
аллотропия., амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная'

окислитель, восстановитель, окисление и

металлическая), кристаллическая решётка, коррозия метмлов,
сплавьi, скорость химической реакции, предельно допустимая
концентрация

П!К

вещества;

иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;

использовать химическую символику для составления формул

веществ и уравнений химических реакций;
определять BaJleHTHocTb и стегIень окисления химических элементов в
соединениях различного состава, принадлежность веществ к
определённому классу соединений по формулам, вид химической
связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических
соединениях, заряд иона rrо химической формуле, характер среды в
водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической
решётки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его I1онимание: описывать и характеризовать
табличную форrу Периодической системы химических элементов:
различать понятия (главнаJI подгруппа (А-группа)> и (побочная

подгруппа (Б-группа)>, м.uIые и большие периоды, соотносить
обозначения, которые имеются в IIериодической таблице, с
числовыми характеристиками строения атомов химических
элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям), объяснять общие
закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в
пределах маJIых периодов и главных подгрупп с учётом строения их
атомов;
классифицировать химические элементы, Ееорганические вещества,

химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления
химических элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические
свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание
примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих
химических реакчий;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,
щелочей и солей, полные и сокращённые уравнения реакций ионного

обмена, уравнения реакциЙ, подтверждающих существование
генетической связи между веществами различных классов;

раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций

посредством составления электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения,

возможности протекания химических превращений в различных
условиях;

вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ, массовую долю химического элемента по формуле

соединениJl., массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты
по уравнению химической реакции;
соблюдать правила пользования химической посулой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с
веществами в соответствии с инструкциями по выполнению
лабораторных химических опытов по получению и собиранию
газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав
различных веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-,
иодид-., карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы,
катионы аммония и ионы изученных метrLплов, присутствующие в

водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности - анаJIиз
и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию' выявление
причинно-следственных связей - для изучения свойств веществ и
химических реакций, естественно-научные методы познания
наблюдение,, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и

мысленный).

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

клАсс

лъ

Наименовапие разделов и

п/п

тем проfраммы

ПЛАНИРОВАНИЕ

количество часов
л

бсего

Контро.lьные

Практические

раооты

работы

Электропные (чшфровые)
образовательпые ресурсы

Раздел 1. Первоначальпые химическпе понятия

химия
1.1

|.z

важнм область

естествознания

и

практической деятельности
человека

вецества и химические

5

0

2

0

15

реакции

Итого по разделу

Библиотека IdOK

lцtрц/щеdr,]а.rrl7ц

ý

Библиотека I_|OK
lrttps://nr.erlsoo. rLr/7t.1

l 83

7с

l 83

7с

20

Библиотека ЩОК

кислотzж

2.2

Водород.Понятие о
и солях

2.з

Вода. Растворы. Понятие

2,4

Основные
неорганических соединений

основчlниях

Итого по

классы

разделу

об

https:l'ltll.edsoo.rLr/71,1

8

Библиотека ЩОК

0

https://m,edsotr.ru/7f4

I

llj 7с

Библиотека I {OK

5

htps:/lm.edsoo.rr

tl 7 14 1

8З7

Библиотека I{OK

1 1

!!фs://пl.еdsоtl.гLli

7 Г4 l

8J 7с

З0

Рдздел 3. Периодический закон и Периодическая системд химических элементов

Химическая связь. Окислительно-восстановительные

с

реакции

.Щ.

И. Мепделеева. Строение атомов.

з.l

Периодический закон и
Периодическая система
химических элементов !,. И.
менделе-ева. Строечие атома

7

0

0

).z

химическая связь.
окислительновосстановительные реакции

8

1

0

l5

Резервное время

з

0

0

68

4

6

ПРОГРАММЕ

https:/1m.edstlo.rt/7

t.1 l 8.]

7с

Библиотека ЩОК
https://пl.edscltl.гt r/7fil

l 8_]

7с

l tl3

7с

Библиотека ЩОК

Итого по разделу

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

Библиотека I |OK

https:l/nt.edsoo.гLl/7l1

Библиотека I {OK
httns:,/,/tn. etlsoo.

rt

l/7l11 l lt] 7с

9

клАсс
количество чдсов

J\} п/lr

Разде,rr
1.1

1.2
1.з

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные

Практические

работы

работы

1)лект,ронные
(uифровые)

образовательные
ресурсь!

l. Вещество и химические реакции
Повторение и углубление знаний
основных разделов курса 8 класса

Основные закономерности химических
реакций

Электролитическая диссоциация.
Химические реакции в растворах

Итого по разделу

0

5

4
8

0

1

0

l

Библиотека I {OK
[ttэя,1,/::r,_е.g!sвq.rц Ц!4
Библиотека I]OK
!_|tps_:1m.ed soo. ru/7il

|

цýз (t

l

а0_] Q

l

абф

Библиотека I {OK
httos://rT.cdsoo.rul7i4

17

Раздел 2, Неметаллы и их соединения
] l

2.2

Обшая характеристика химических
-)лементов V l IД-группы. Галогены

4

0

6

0

Библиотека I]OK
hltos:,//nr.ed

Общая характеристика химических
элементов VIА-группы. Сера и её

0

соединеItия
2.з

2.4

элементов VА-группы. Азот, фосфор и их
соединения

Общм характеристика химических
элемеЕтов IVА-группы. Углерод и

7

0

8

1

кремний и их соеди}tения
Итого по рaвделу

Библиотека ЩОК
!Црs //пl. ed soo.
:

Общая характеристика химических

25

.rui71.1]аб]6

rt l 1
t

t4 1 абЗ 6

Библиотека I_{OK
https://lT.edsoo.rtt/7{4

2

l аб

jб

Библиотека ЩОК
https://m.edsoo.ru/7й

l

абjб

Раздел 3. Ме,галлы и их соедппевия
J

1

з .2

обrцие свойства метмлов

4

Важнейшие металлы и их соединеЕия

Итого по разлелу
Разде"п 4.
4.1

0

0

lб

2

Библиотека ЦОК
httDS

,1,1пt

cd sоо.ru/7Г4 lабЗб

Библиотека

l]OK

httos:/lm,ed sоо_ru/7Г4 l аб l(r

20

Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в жизни человека

3

Итого по разделу

3

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

I,IO

ПРОГРАММВ

68

0

0

4

I

0

0

]

Библиотека
ll1tDSj

I

{OK

пr.еdsоо.ru,/71,1 | а63 б

Библиотека I_{OK
[Шls://m.еdsоо.ru/7f4

l

аб

jб

УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЛЯ УЧЕНИКА

. Химия, 8 класс/ Габриелян О.С.,, Остроумов И.Г., Сладков С.А.,
Акционерное общество <Издательство <Просвещение>>
. Химия, 9 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.,,
Акционерное общество <<Издательство <Просвещение>>

МЕТОДИЧ ЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЛЯ УЧИТЕЛЯ
8

клАсс

l. В помощь школьIlому учителю. М. Ю. Горковенко <Поурочные

разработки по химии к учебникам: О. С. Габриеляна; Н. И. Сонина, М. П.
Сапина; Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана> 9 класс. <Вако>.
2. В помощь абитуриенту. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов <<Химия>.
Пособие для школьЕиков старших классов и поступающих в ВУЗы. Дрофа.
3. В помощь абитуриенry. Р. А. Лидин, В. А, Молочко, Л. Л. Андреева
<Химия>. Щля школьников старших классов и посryпающих в ВУЗы.
Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты, Под редакцией профессора
Р. А. Лидина З * е издание, исправленное. !рофа, Москва 2004 г.
4. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений. - М.: fuофа;
5. Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных
учреждений, - М.: !рофа,
6. Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С.
Габриелян, Т.В. Смирнова. - М.: Блик ллюс
7. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. НастольнаJI книга
учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Щрофа;
8, Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в
школе. 8 класс. - М.: Щрофа
9. Министерство образования Российской Федерации. Программы для
общеобразовательных 1^rреждений. Химия 8 - l l классы. -З-е издание,
стереотипное - Москва; Дрофа. (стр. 26 - 37).
10. Рабочая программа. Химия. к УМК О. С. Габриеляна Лабиринт. ру.
Издательство "Вако" 20lб г.
11. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.
Габриеляна <Химия. 8 класс> / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.
Ушакова и др.- М. : .Щрофа;
12. Химия в таблицах 8 - 1l классы. Справочное пособие. Автор
составитель А. Е. Насонова 10 - е издание, стереотипное. Дрофа.
9 клАсс
l. В помощь школьному учителю, М. Ю. Горковенко <<Поурочные
разработки по химии к учебникам: О. С. Габриеrrяна; Н, И, Сонина, М. П.
Сапина; Г. Е. Рулзитиса, Ф. Г. Фельдмана> 9 класс. <Вако>.
2. В помощь абитуриенту. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов <Химия>.

-

Пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Дрофа.
З. В помощь абитуриенry. Р. А. Лидин, В. А. Молочко, Л. Л. Андреева
<Химия>. Для школьников старших кJIассов и поступающих в ВУЗы.
Теоретические основы. Вопросы. Задачи, Тесты. Под редакцией профессора
Р. А. Лидина З - е издание, исправленное. Щрофа, Москва 2004 г.
4. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений. - М. : .Щрофа;
5Габриелян О.С. Изучаем химию в 9 кл.: дидактические материалы / О.С.
Габриелян, Т.В. Смирнова. - М.: Блик плюс
6. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольн.lя книга
учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Щрофа;
8. Габриелян О.С.., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в
школе. 9 класс. - М.: Щрофа
9. Министерство образования Российской Фелерачии. Программы для
общеобразовательЕых учреждений. Химия 8 - l1 классы. -3-е издание,
стереотипное - Москва. (стр, 26 - 37).
l0, Химия: 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.
Габриеляна <Химия. 9 класс> / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А.
Ушакова и др.- М. : .Щрофа;
1l. Химия в таблицах 8 - l1 классы. Справочное пособие. Автор
составитель А. Е. Насонова 10 - е издание, стереотипное. Дрофа.

-

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
интЕрнЕт
8
l

РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ

клАсс

) http ://nsportal.rrr/page/poisk-po-saitu

2) http://www.myshared.ru/theme/prezentatsii-klassnyih-chasov/З9l
3) http://www.myshared.ru/theme/prezentatsii-klassnyih-chasov/20l
4) http://ulitina.3dn.ru/index/kontrolnye_raboty l 0-7 2
5 ) http://www.zavuch.info/methodlib/ 1 3 б/3 095 6/ (сайт для }п{ителя химии и

биологии)
6)

http ://elenahism. ucoz.ru/load/rabochaj

a_programmaJo_khimii_

l

0_klass_2_chas

a_v_nedelju/l -l -0-23
7) https ://resh.edu.rr-/subject/29l8/
8) https://intemeturok.ru (8 класс)
9) http://chemistry. narod.ru ХиМиК.ру: сайт о химии
1 0) https://skysmart.ru/articles/chemistry
1 l ) Портал Всероссийской олимпиады школьников. http://rusolymp.ru/
1 2) Русский образовательный порта,T . http://www.gov.ed.ru
порт.rл.
1 3) Федера,,rьный российский общеобразовательный
http://www. school.edu.ru
l 4) Фелеральный порта.ll <Российское образование>. http://www.edu.ru
l5) Портал компании <<Кирилл и Мефодий>. http://www.km.ru

6) Образовательный порт.lJI <Учеба>. http://www.uroki.ru
1 7) Журна",,т <Курьер образования). http://www.courier.com.ru
1 8) Журнал <<Вестник образования>>. http://www.vestnik.edu,ru
1 9) Издательский дом <Профкнигa>. http://www.profkniga.ru
20) Издательский дом < 1 сентября>. http://www. 1 september.ru
21) Фестива.llь педагогический идей <Открытый урок> (издательский дом
<1 сентября>). http://festival. 1 september.ru
22) https: l l elementy.ru/catalog?type:39
2З ) https ://www.alto-lab.ru
24) Интернет портЕlJI ПроШколу.руhttр://www.рrоshkоlu.rч/
25) htф:i/www.mоп.gоч.пr Министерство образования и науки.
26) Сайт СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ и I]T. https://sdamgia.ru
9 кJIАсс
1 ) http ://nsportal.rrr/page/poisk-po-saitu
2) htф ://www.myshared,ru/theme/prezentatsii-klassnyih-chasov/3
9/
3 ) htф ://www.myshared.rrr/theme/prezentatsii-klassnyih-chasov/20l
4) http ://ulitiпа.З dn.ru/index/kontrolnye_rab oty l 0 -7 2
5 ) http ://www.zavuch. info/methodlib/ 1 З 6/3 095 6/ (сайт для учителя химии и
1

биологии)
б)
http://elenahism.ucoz.ru/load/rabochaja programmajo_khimii_10_klass_2_chas
a_v_nedelju/1- 1-0-23
7) https ://resh.edu.ru/subject/29l9/
8) htps://intemeturok.ru (9 класс)
9) htфs ://skysmart.ru/articles/chemistry/
l 0) https ://www.alto-1ab.ru
1 1 ) Портал Всероссийской олимпиады школьников. http://rusolymp.ru/
12) Русский образовательный портал, htp://www.gov.ed.ru
l3) Федеральный российский общеобразовательный портал.
http ://www. schoo1. edu. гu

4) Федера_llьный порта.lt <<Российское образование>. http://www.edu.ru
15) Порта.,r компании <Кирилл и Мефодий>. http://www.km.ru
l6) Образовательный портал <Учебо. http://www.uroki.ru
l 7) Журна,ч <Курьер образования>. http ://www. соцriеr. соm.rч
1 8) Журнал <<Вестник образования>>. htф://www.vestnik.edu.ru
19) Издательский дом <Профкнига>. http://www.profkniga.ru
20) Издательский дом < 1 сентября>>. http://www. 1 september.ru
21) Фестива.lIь педагогический идей <<Открытый урок> (издательский дом
к 1 сентября>). http ://festival. 1 september,ru
22) https://elementy.ru/catalog?type:З 9
2З) Интернет портал ПроШколу.руhtР://www.рrоshkоlu.rrrl
24) http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки,
25) Сайт СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ и I-{T. https://sdamgia.ru
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».