Рабочая программа по биологии 10-11 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа Jф2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО
на заседании

СОГЛАСОВАНО
Протокол J\Ъ l заседания

ШМО

Протокол Nll
от 22.08.202Зr.
Руководитель ШМО

Методического совета

МБоУ СоШ

Np2

от 24.08.202Зг.
Зам. дире ора по

Мелохаян ().А

УТВЕРЖДЕНО
Приказ от 25.08.2023г.

УВР

кян о.Х.

ПРОГРАММА

ПО

(авторы:

10

-

БИОЛОГИИ

к учебнику ( Биология
В.В.

11

Количество часов: 10 -

Пасечник,

А.А.

>>

Каменский)

КЛАСС (базовый уровень)
1

час в неделю

Учителя Мелохаян о. А.

2О23

-

2024 учебный гол

l0

!иректор
МБоУ СоШ Ns2

Гайбарян М.Т.

РАБОЧАЯ

J,i!1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

При разработке программы по биологии теоретическую основу для
определения подходов к формированию содержания учебного предмета
<Биология> составили: концептуаJrьные положения ФГОС СОО о
взаимообусловленности целей, содержания, результатов обl^rения и

требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и
принципах, характеризующих современное состояние системы среднего

общего образования в Российской Федерации, а также положения

о

специфике биологии,, её значении в познании живой природы и обеспечении
существования человеческого общества. Согласно названным положениям,
определены основные функции программы по биологии и её структура.

Программа по биологии даёт представление о целях, об обцей
стратегии обучения, воспитания и р€ввития обучающихся средствами
учебного предмета <Биология>, определяет обязательное предметное
содержание, его структуру, распределение по разделам и темам,
рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательного
процесса, возрастных особенностей обучающихся.

В

программе по биологии также г{итываются ]Фебования к
планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам
обучения в формировании основных видов учебно-познавательной
деятельности/учебных действий обучающихся по освоению содержания
биологического образования.
В программе по биологии (l0-1

l

классы, базовый уровень) реа],Iизован
принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней

просматривается направленность на развитие знаний, связанных с
формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных

ориентаций личности, экологического мышления, представлений о здоровом
образе жизни и бережным отношением к окружающей природной среде.
Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о
строении живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в
них процессов в программе по биологии уделено внимание использованию
полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, в
том числе: профилактики наследственных заболеваний человека, медикоэкологически
консультирования, обоснования
генетического

целесообразного поведения в окружающей природной среде, ан€Lпиза
влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и

искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной Еаправленности
учебного fiредмета <Биология> продиктовано необходимостью обеспечения
условий для решения одной из актуальных задач школьного биологического
образования, которая предполагает формирование у обучающихся
способности адаптироваться к изменениям динамично развивающегося
современного мира.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное
место. Она обеспечивает формирование у обучающихся представлений о
научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, её
отличительных призЕаках - уровневой организации и эволюции, создаёт

условия для: познания законов живой природы, формирования

функuиона-,чьной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе
и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и
развивающих задач среднего общего образования, социzrлизации
обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для формированиlI
интеллектуаJIьных, коммуникационных и информационных навыков,
эстетической культуры, способствует интеграции биологических знаний с
представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии
и географии. Названные положениJI о предназначении учебного предмета
<<Биология> составили основу для определения подходов к отбору и
структурированию его содержания, представленного в программе по
биологии.

Отбор содержания учебного предмета <Биология> на базовом уровне
осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в соответствии с
которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение
человека в окружающей природной среде, востребованные в повседневной
жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний
занимают элементы содержания, которые служат основой для формирования
представлений о современной естественно-научной картине мира и

ценностных ориентациях личности, способствующих ryманизации
биологического образования.
Структурирование содержания уrебного материzrла

в

программе по
биологии осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об
отличительных особенностях живой природы' о её уровневой организации и
эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета <<Биология>>
выделены следующие содержательные линии: <<Биология как наука, Методы

научного познания)), (Клетка как биологическая система>, (<Организм как
биологическая система)), <Система и многообразие органического мирa>),
<Эволюция живой природы>, <Экосистемы и присущие им закономерности)).
L{ель изучения учебного предмета <<Биология>> на базовом уровне -

овладение обучающимися знаниями о структурно-функциона_,,tьной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений
использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов

живой природы и решения различных жизненных проблем.
.Щостижение цели изучения учебного предмета кБиология> на базовом
уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях,
учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах' служащих основой
для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о
методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых
систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных
исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе анЕLпиза данных о путях развития в
биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем
разного уровня организации;

становление у

обучающихся общей культуры, функциональной

грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего
мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при
изучении биологии;

формирование у обучаюцихся умений иллюстрировать значение
биологических знаний в практической деятельности человека, развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических
норм при проведении биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня
экологической культуры, лля формирования научного мировоззрения;

применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики
заболеваний.
В системе среднего общего образования <Биология>>, изучаемая на
базовом уровне, явJIяется обязательным уrебным предметом, входящим в
состав предметной области <Естественно-научные предметы>,

!ля изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования
отводится 68 часов: в l0 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 1l классе - З4

часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10

клАсс
Тема

1.

Биология как наука.

Биология как наука. Связь биологии с общественными, техническими и
другими естественными науками, философией, этикой, эстетикой и правом.

Роль биологии

в

формировании современной науrной картины мира,
Система биологических наук.
Методы познания живой природы (наблюдение, эксперимент, описание,
измерение, классификация, моделирование, статистическая обработка

данных).
Щемонстрации:
Портреты: Ч. ,Щарвин, Г. Мендель, Н. К. Кольцов, .Щж. Уотсон и Ф. Крик.
Таблицы и схемы: <Методы познания живой природы>.
Лабораторные и практические работы:
Практическая работа М 1. <Использование р€tзличных методов при
изучении биологических объектов>.
Тема 2. Живые системы и их организация.
Живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии. Отличие
живых систем от неорганической природы.
Свойства биосистем и их разнообразие. Уровни организации биосистем:
молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционновидовоЙ, экосистемныЙ (биогеоценотическиЙ), биосферныЙ.

Щемонстрации:
Таблицы и схемы: <Основные признаки жизни)), <Уровни организации
живой природы>,
Оборулование: модель молекулы ДНК.
Тема 3. Химический состав и строение клетки.
Химический состав клетки. Химические элементы: макроэлементы,
микроэлементы. Вода и минермьные вещества.
Функции воды и минера.,IIьных веществ в KJleTKe. Поддержание
осмотического баланса.
Белки. Состав и строение белков. Аминокислоты - мономеры белков.
Незаменимые и заменимые аминокислоты. Аминокислотный состав, Уровни
структуры белковой молекулы (первичная, вторичнЕuI, третичная и
четвертичная структура). Химические свойства белков. Биологические
функции белков.
Ферменты - биологические катzLпизаторы. Строение фермента:
активный цент,, субстратная специфичность. Коферменты. Витамины,
Отличия ферментов от неорганических катаJIизаторов.

Углеводы: моносахариды (глюкоза,, рибоза и дезоксирибоза),
дисахариды (сахароза, лактоза) и полисахариды (KpaxMa,r, гликоген,
целлюлоза). Биологические функции углеводов.

Липиды: триглицериды, фосфолипиды, стероиды. Гидрофильногидрофобные свойства. Биологические функчии липидов. Сравнение

углеводов, белков и липидов как источников энергии.

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Нуклеотиды -

мономеры
нуклеиновых кислот. Строение и функчии ЩНК. Строение и функчии РНК.
Виды РНК. АТФ: строение и функции.
I lитология - наука о клетке, Клеточная теория - пример взаимодействия
идей и фактов в научном познании. Методы изучения клетки.
Клетка как целостнаJI живая система. Общие признаки клеток:
замкнутая наружная мембрана, молекулы !,НК как генетический аппарат,
система синтеза белка.
Типы кJIеток: эукариотическая и прокариотическм. Особенности
строения прокариотической клетки. Клеточная стенка бактерий. Строение
эукариотической клетки. Основные отличия растительной, животной и
грибной клетки.
Поверхностные структуры клеток - клеточная стенка, гликокаликс, их
функчии. Плазматическая мембрана, её свойства и функчии. I-{итоплазма и её
органоиды, Одномембранные органоиды клетки: ЭПС, аппарат Гольджи,
лизосомы. Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды,
Происхождение митохондрий и пластид. Виды пластид. Немембранные

органоиды клетки: рибосомы, клеточный центр, центриоли, реснички,
жryтики. Функции органоидов клетки. Включения.
Ядро - регуляторный uентр кJIетки. Строение ядра: ядерная оболочка,
кариоплазма, хроматин, ядрышко. Хромосомы.
Транспорт веществ в клетке.

Щемонстрации:
Портреты: А. Левенryк, Р. Гук, Т. IIIBaHH, М, Шлейден, Р. Вирхов, Щж.
Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс, Р. Франкrrин, К. М. Бэр.
,Щиаграммы: <Распределение химических элементов в неживой
природе), <<Распределение химических элементов в живой природе).
Таблицы и схемы: <Периодическая таблица химических элементов)),
кСтроение молекулы воды)), <Биосинтез белка>, <Строение молекулы белка>,
<Строение фермента>, <Нуклеиновые кислоты. Д-IК), <Строение молекулы
АТФ), <Строение эукариотической клетки>>, <<Строение животной клетки)),
<Строение растительной клетки)), <Строение прокариотической клетки>>,
<Строение ядра клетки)), <<Углеводы>>, <Липиды>.

Оборулование: световой микроскоп, оборудование для проведения
наблюдений, измерений, экспериментов, микропрепараты растительных,
животных и бактериа,rьных клеток.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа N9 1. <Изучение катаJIитической активности
ферментов (на примере амилазы или каталазы)>.

Лабораторная работа JФ 2. <Изуlение строения клеток растений,
животных и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их
описание)).

Тема 4. Жизнедеятельность клетки.
Обмен веществ, или метаболизм. Ассимиляция (пластический обмен) и
диссимиляция (энергетический обмен) - две стороны единого процесса
метаболизма. Роль законов сохранения веществ и энергии в понимании
метаболизма.
Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный. Роль ферментов
в обмене веществ и превращении энергии в клетке.
Фотосинтез. Световая и TeMHoBarl фазы фотосинтеза. Реакции
фотосинтеза. Эффективность фотосинтеза. Значение фотосинтеза для жизни
на Земле. Влияние условий среды на фотосинтез и способы повышения его
продуктивности у культурных растений.
Хемосинтез. Хемосинтезирующие бактерии. Значение хемосинтеза для
жизни на Земле.
Энергетический обмен в клетке. Расщепление веществ, выделение и
аккумулирование энергии в клетке. Этапы энергетического обмена.
Гликолиз. Брожение и его виды. Кислородное окисление, или клеточное
Окислительное
дыхание.
фосфорилирование. Эффективность
энергетического обмена.

Реакции матричного синтеза. Генетическая информачия и ЩНК.
Реализация генетической информачии в кJIетке. Генетический код и его
свойства. Транскрипция - матричный синтез РНК. Трансляция - биосинтез
белка. Этапы трансляции. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в
биосинтезе белка.
Неклеточные формы жизни

- вирусы. История открытия вирусов (Щ. И.
Ивановский). Особенности строения и жизненного цикJIа вирусов.
Бактериофаги. Болезни растений, животных и человека, вызываемые
вирусами, Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) - возбудитель СПИДа.
Обратная транскрипция, ревертаза и интеграза. Профилактика
распространения вирусных заболеваний.
Щемонстрации:

Портреты: Н. К. Кольцов, Д.И. Ивановский, К. А. Тимирязев.
Таблицы и схемы: <Типы питания)), <Метаболизмr>, <Митохондрия>,
<Энергетический обмен>, <Хлоропласт>, <Фотосинтез>, <Строение.ЩНК>,
<<Строение и функционирование гена>>, <<Синтез белка>., <Генетический код>,
<Вирусы>, <Бактериофаги>, <Строение и жизненный цикл вируса СПИДа,
бактериофага>, <Репликация

fHK>.

Оборулование: модели-аппликации кУдвоение ДНК и транскрипция),
<<Биосинтез белка>, (Строение клетки), модель структуры .ЩIК,
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Клеточный цикл, или жизненный цикJI клетки. Интерфаза и митоз.
Процессы, протекающие в интерфазе. Репликация - реакция матричного
кариотип.
синтеза !,НК, Строение хромосом. Хромосомный набор
,Щиплоидный и гаплоидный хромосомные наборы. Хроматиды.
I_(итологические основы размножения и индивиду€Lпьного развития
организмов.
.Щеление клетки - митоз. Стадии митоза. Процессы, происходящие на
разных стадиях митоза. Биологический смысл митоза.
Программируемая гибель кJIетки - апоптоз.
Формы р€вмножения организмов: бесполое и половое. Виды бесполого
размножения: деление надвое, почкование одно- и многоклеточных,

-

спорообразование, вегетативное рff}множение. Искусственное
организмов, его значение для селекции.
Половое рuвмножение, его отличия от бесполого.

клонирование

Мейоз. Стадии мейоза. Процессы, происходящие на стадиях мейоза,
Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл и
значение мейоза.

Гаметогенез - процесс образования половых кJIеток у животных.
Половые железы: семенники и яичники. Образование и развитие половых
клеток - гамет (сперматозоид, яйцеклетка) - сперматогенез и овогенез.
Особенности строения яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.
Партеногенез.

Индивидуальное рiввитие (онтогенез). Эмбриональное развитие
(эмбриогенез). Этапы эмбрионального развития у позвоночных животных:

дробление, гаструляция, органогенез. ПостэмбрионаJIьное развитие. Типы
постэмбрионЕLIIьного развития: прямое, непрямое (личиночное). Влияние
среды на развитие организмов, факторы, способные вызывать врождённые
уродства.

Рост и развитие растений. Онтогенез цветкового растения: строение

семени, стадии развития.

Щемонстрации:

Таблицы и схемы: кФормы размножения организмов>, <[войное
оплодотворение у цветковых растений>>. <<Вегетативное рaвмножение
растений>, <,Щеление клетки бактерий>, <Строение половых клеток)),
<Строение хромосомы)), <<Клеточный цикл>, <Репликация ДНК), <<Митоз>>,
<Мейозr>, <<Прямое и непрямое развитие), <<Гаметогенез у млекопитающих и
человека)), кОсновные стадии онтогенезa>).

Оборудование: микроскоп, микропрепараты <Сперматозоиды
млекопитающего>, <Яйцеклетка млекопитающего)), <Кариокинез в клетках
корешка лука)' магнитнаJI модель-аппликация <.Щеление клетки)), модель
.ЩНК, модель метафазной хромосомы.

Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа Ns 3. (Наблюдение митоза в клетках кончика
корешка лука на готовых микропрепаратах>.
Лабораторная работа ЛЪ 4. <Изучение строения половьiх клеток на
готовых микропрепаратах).
Тема б. Наследственность и изменчивость организмов.
Прелмет и задачи генетики. История развития генетики. Роль цитологии
и эмбриологии в становлении генетики. Вклад российских и зарубежных

учёных в развитие генетики. Методы генетики (гибридологический,
цитогенетический, молекулярно-генетический). Основные генетические

понятия. Генетическая символика, используемая в схемах скрещиваний.
Закономерности наследования признаков, установленные Г, Менделем.
Моногибридное скрещивание. Закон едино-обрzrзия гибридов первого
поколения. Правило доминирования. Закон расщеплениrI признаков.
Гипотеза чистоты гамет. Полное и неполное доминирование.
,,Щигибридное скрещивание. Закон независимого наследования
признаков. I-{итогенетические основы дигибридного скрещивания,
Анализирующее скрещивание. Использование анfuIIизирующего скрещивания
для определения генотипа особи.
Сцепленное наследование признаков. Работа Т. Моргана flо
сцепленному наследованию генов. Нарушение сцепления генов в результате
кроссинговера.
Хромосомная теория наследственности, Генетические карты.
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые
хромосомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Наследование
признаков, сцепленных с полом.
Изменчивость. Виды изменчивости: ненаследственнм и наследственная.
Роль среды в ненаследственной изменчивости. Характеристика

модификационноЙ изменчивости. ВариационныЙ ряд и вариационная кривая.
Норма реакции признака. Количественные и качественные признаки и их
норма реакции. Свойства модификационной изменчивости.
Наследственная, или генотипическая, изменчивость. КомбинативнаJI
изменчивость. Мейоз и половой процесс - основа комбинативной
изменчивости. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций: генные,
хромосомные:, геномные. Частота и причины мутаций. Мутагенные факторы.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Внеядерная наследственность и изменчивость.
Генетика человека. Кариотип человека. Основные методы генетики
человека: генеаJIогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический,
молекулярно-генетический. Современное определение генотипа:
полногеномное

секвенированиеl'

генотипирование,

в

том

числе

с

помощью

ПIJР-ана"лиза. Наследственные заболевания человека: генные болезни,
болезни с наследственной предрасположенностью, хромосомные болезни.
Соматические и генеративные мутации. Стволовые кJIетки. Принципы
здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечениll генетических
болезней. Медико-генетическое консультирование. Значение медицинской
генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека.

!,емонстрации:
Портреты: Г. Мендель, Т. Морган, Г. де Фриз,, С. С. Четвериков, Н. В.
Тимофеев-Ресовский, Н. И. Вавилов.

Таблицы и

схемы: <Моногибридное скрещивание и

его

цитогенетическая основа>, <Закон расщепления и его цитогенетическаJI
ocнoBa>), <<Закон чистоты гамет>, <Щигибридное скрещивание),

,
<Взаимодействие аJIлельных генов)), <Генетические карты растений,

животных и человекa>), <Генетика пола>, <<Закономерности наследования,
сцепленного с полом>, <Кариотипы человека и животных), <<Виды
изменчивости>, <Модификационная изменчивость>>, <Наследование резусфактора>, <Генетика групп крови), <Мутационная изменчивость>),
Оборулование: модели-аппликации <Моногибридное скрещивание),
<Неполное доминирование)), <.Щигибридное скрещивание)), <Перекрёст
хромосом), микроскоп и микропрепарат <.Щрозофилa> (норма, мутации
формы крыльев и окраски тела), гербарий <Горох посевной>>.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа ЛЪ 5. <Изучение результатов моногибридного и
дигибридного скрещивания у лрозофилы на готовых микропрепаратах).

Лабораторная работа }lЪ б. <Изуtение модификационной изменчивости'
построение вариационного ряда и вариационной кривой>.
Лабораторная работа Ns 7. (Анализ мутаций у дрозофилы на готовых
микропрепаратах).

Практическая работа ЛЬ

2.

<Составление

и анмиз

человека)).

родословных

Тема 7. Селекция организмов. Основы биотехнологии.
Селекция как наука и процесс. Зарождение селекции и доместикация.
Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия
культурных растений. Щентры происхождения домашних животных. Сорт,
порода, штамм.

Современные методы селекции. Массовый и индивидушIьный отборы в
селекции растений и животных. Оценка экстерьера. Близкородственное
скрещивание - инбридинг. Чистая линия. Скрещивание чистых линий.
Гетерозис, или гибриднм сила. Неродственное скрещивание - аутбридинг.
Отдалённая гибридизация и её успехи. Искусственный мутагенез и
получение полиплоидов.
селекции растений, животных и
'Щостижения
микроорганизмов.
Биотехнология как отрасль производства. Генная инженерия. Этапы
создания рекомбинантной .I|,HK и трансгенных организмов. Клеточная
инженерия. Клеточные культуры. Микроклональное размножение растений.
Клонирование высокопродуктивных сельскохозяйственных организмов.
генетически
Экологические и этические проблемы. ГМО
модифицированн ые организмы.

!емонстрачии:
Портреты: Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин, Г.
Иванов.

Таблицы

и схемы:

.Щ.

Карпеченко, М. Ф.

карта , <Породы домашних животных)), <Сорта культурных
растений>, <<Отдалённая гибридизачия>, <Работы академика М. Ф. Иванова>>,
<Полиплоидия>, кОбъекты биотехнологии>>, <<Клеточные культуры и
клонирование>, <Конструирование и перенос генов, хромосом)).
Оборулование: муляжи плодов и корнеплодов диких форм и культурных
сортов растений, гербарий <сельскохозяйственные растения>.
Лабораторные и практические работы :
Экскурсия <Основные методы и достижения селекции растений и

животных (на селекционную станцию, племенную

ферrу,

сортоиспытательный участок, в тепличное хозяйство, лабораторию
агроуниверситета или научного чентра)>.

11клАсс
Тема 1. Эволюционная биология.
Предпосылки возникновениJl эволюционной теории. Эволюционная
теория и её место в биологии. Влияние эволюционной теории на развитие
биологии и других наук.

Свидетельства эволюции. Па_пеонтологические: последовательность
появления видов в палеонтологической летописи, переходные формы.

Биогеографические: сходство и различие фаун и флор материков и островов.
Эмбриологические: сходства и различия эмбрионов разных видов
позвоночных. Сравнительно-анатомические: гомологичные, анаJIогичные.,
рудиментарные органы, атавизмы. Молекулярно-биохимические: сходство
механизмов наследственности и основных метаболических путей у всех
организмов.
Эволюционнм теория Ч. Щарвина. Предпосылки возникновения
дарвинизма. [вижущие силы эволюции видов по .Щарвину (избыточное
р€tзмножение при ограниченности ресурсов, неопределённая изменчивость,
борьба за существование, естественный отбор).
СинтетическаrI теория эволюции (СТЭ) и её основные положения.
Микроэволюция. Популяция как единица вида и эволюции.
ffвижущие силы (факторы) эволюции видов в природе. Мутационный
процесс и комбинативнаJl изменчивость. Популяционные волны и дрейф
генов. Изоляция и миграция.
Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы
естественного отбора.
Приспособленность организмов как результат эволюции. Примеры
приспособлений у организмов. Ароморфозы и идио-адаптации.

Вид

и

видообразования

видообразование. Критерии вида. Основные формы
:

географическое, экологическое.

Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная,

конвергентная, параллельная. Необратимость эволюции.
Происхождение от неспецимизированных flредков. Прогрессирующая
специализация, Адаптивная радиация.

Щемонстрации:
Портреты: К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Ч. flарвин, В. О. Ковалевский, К,
М. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, А. Н. Северцов.
Таблицы и схемы: <<Развитие органического мира на Земле>>, <Зародыши

позвоночных животных), <Археоптерикс>, <Формы борьбы

за

существование>>, <<Естественный отбор>, <Многообразие сортов растений>>,

<Многообразие

пород животных)), <Популяции>,

<Мутационная

изменчивость>, (Ароморфозы>, <Идиоадаптации>, <Общая дегенерация),
, <Карта-схема маршрута путешествия Ч.
.Щарвинa>, <Борьба за существование>, <Приспособленность организмов>'
<Географическое видообразование>), (Экологическое видообразование)).
Оборулование: коллекция насекомых с р€вличными типами окраски,
набор плодов и семян, коллекция <Примеры защитных приспособлений у
животных)), модель <<Основные направления эволюции)), объёмная модель
<Строение головного мозга позвоночных)).
Биогеографическая карта мира, коллекция <<Формы сохранности

ископаемых животных

и

модель аппликация <Перекрёст
хромосом), влажные препараты <Развитие насекомого)), <Развитие
лягушки), микропрепарат

растений>>,

<.Щрозофила> (норма,

окраски тела).

мутации формы крыльев и

Лабораторные ш практические работы:
Лабораторная работа Nч 1. кСравнение видов по морфологическому
критерию).
Лабораторная работа ЛЪ 2. <Описание приспособленности организма и

её относительного xapaкTepа).

Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле.
,.Щонаучные представлениJI о зарождении жизни. Научные гипотезы
возникновениll жизни на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая
эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических.
Экспериментш]ьное подтверждение химической эволюции. Нача_пьные этапы
биологической эволюции. Гипотеза РНК-мира. Формирование мембранных
структур и возникновение протоклетки. Первые клетки и их эволюция.
Формирование основных групп живых организмов.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и
протерозоЙскаJl эры. ПалеозоЙская эра и её периоды: кембриЙскиЙ,
ордовикский, силурийский., девонский, каменноугольный, пермский.
Мезозойская эра и её периоды: триасовый, юрский, меловой,
Кайнозойская эра и её периоды: палеогеновый, неогеновый,

антропогеновый.

Характеристика кJIимата и геологических процессов. Основные этапы
эволюции растительного и животного мира. Ароморфозы у растений и
животных. Появление, расцвет и вымирание групп живых организмов.
Система органического мира как отражение эволюции. Основные
систематические группы организмов.

Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений о
происхождении человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства и
различия человека и животных. Систематическое положение человека.
.Щвижущие силы (факторы) антропогенеза. Наследственная
изменчивость и естественный отбор. Общественный образ жизни,
изготовление орулий труда, мышление, речь.
Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек
умелый, Человек прямоходящий, Человек неандертальский, Человек
разумный. Находки ископаемых остатков, время существования, область
распространения, объём головного мозга, образ жизни, орудия,
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная

(евразийская), негро-австралоиднаJI (экваториальная), монголоидн€u{
(азиатско-американская). Черты приспособленности представителей
человеческих рас к условиям существования. Единство человеческих рас.

Критика расизма.
Щемонстрации:
Портреты: Ф. Реди, Л. Пастер, А. И. Опарин, С. Миллер, Г. Юри, Ч.
!,арвин.

Таблицы и схемы: <<Возникновение Солнечной системы>>' <Развитие
органического мира), <<Растительная кJIетка)), <<Животная клетка)),
<Прокариотическая клетка>, (Современная система органического мира),
<Сравнение анатомических черт строения человека и человекообразных
обезьян>., <Основные места пшIеонтологических находок предков
современного человека)), <.Щревнейшие люди)), <Щревние люди)),
современные люди)), <Человеческие расы>.

<<Первые

Оборулование: муляжи <Происхождение человека)) (бюсты

австраJIопитека, питекантропа, неандертальца, кроманьонца), слепки или
изображения каменных орулиЙ первобытного человека (камни-чопперы,
рубила, скребла), геохронологическая таблица, коллекциlI <Формы

сохранности ископаемых животных и растений>.
Лабораторные и практические работы:
Практическм работа ЛЪ 1. <Изуtение ископаемых остатков растений и
животных в коллекциях)).
Экскурсия <<Эволюция органического мира на Земле> (в естественнонаучный или краеведческий музей).
Тема 3. Организмы и окружающая среда.
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы экологических
исследований. Экологическое мировоззрение современного человека.

Среды обитания организмов: водн€ul., нaвемно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменн€ш.

Экологические факторы. Классификация экологических факторов:
абиотические, биотические и антропогенные. Щействие экологических
факторов на орган изм ы.
Абиотические факторы: свет, температура., влажность. Фотопериодизм.
Приспособления организмов к действию абиотических факторов.
Биологические ритмы.
Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий:
конкуренция, хищничество, симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация,
мутуzrлизм, комменсaшIизм (квартиранство, нахлебничество). Аменса.ltизм,
нейтрализм. Значение биотических взаимодействий для существования
организмов в природных сообществах.
Экологические характеристики популяции. Основные пок€ватели
популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост,
миграция. .Щинамика численности популяции и её реryляция.
.Щемонстрации:
Портреты: А. Гумбольдт, К. Ф. Рулье, Э. Геккель.
Таблицы и схемы: карта <Природные зоны Земли>>,, <Среды обитания
организмов>, <<Фотопериодизм>, <<Популяции>>, <Закономерности роста
численности популяции инфузории-туфельки>>, <<Пищевые цепи).
Лабораторнь!е и практпческпе работы:
Лабораторная работа Nэ З. <Морфологические особенности растений из
р€вных мест обитания>>.
Лабораторная работа Ns 4. (Влияние света на рост и развитие черенков
колеуса)).

Практическая работа Ns 2. (Подсчёт плотности популяций разных видов
растений>.
Тема 4. Сообщества и экологические системы.
Сообщество оргацизмов - биоценоз. Структуры биоценоза: видовая,
(пищевая). Виды-доминанты.
Связи в
пространственнаJ{., трофическая
биоценозе.
Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и
биогеоценозе. ФункционаJIьные компоненты экосистемы: продуценты,
консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Трофические (пищевые) уровни экосистемы. Пищевые цепи и сети.
Основные показатели экосистемы: биомасса, продукция. Экологические
пирамиды: продукции, численности, биомассы. Свойства экосистем:
устойчивость, саморегуляция, р€ввитие. Сукцессия.

Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистема хвойного
или широколиственного леса.
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы,
Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение
биологического разнообразия на Земле.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура
биосферы. Живое вещество и его функции. Особенности биосферы как
глобальной экосистемы. Щинамическое равновесие и обратная связь в
биосфере.

Круговороты веществ и биогеохимические циклы элементов (углерода,
азота). Зональность биосферы. Основные биомы суши.
Человечество в биосфере Земли. Антропогенные
Глобальные экологические проблемы.

Сосуществование

гtрироды

и

изменениjI в биосфере.

человечества.

Сохранение

биоразнообразия как основа устойчивости биосферы. Основа рационального

управления природными ресурсами
биологии и охрана природы,

и их

использоваItие. !остижения

Щемонстрации:
Портреты: А.Дж.Тенсли, В. Н. Сукачёв, В. И, Вернадский.
Таблицы и схемы: <Пищевые цепи)), <Биоценоз: состав и структура>.,
<<Природные сообщества>, <.,
<Биосфера и человек), <Экосистема широколиственного леса>, <<Экосистема
хвойного леса)), <<Биоценоз водоёма>>, <Агроценоз>, <Примерные
антропогенные воздействия на природу), <Важнейшие источники
загрязнения воздуха и грунтовых вод>, <<Почва - важнейшая составляющая
биосферьl>, <<Факторы деградации почв>>, <<Парниковый эффект>, <Факторы
радиоактивного загрязнения биосферы>, кОбщая структура биосферы>,
<Распространение жизни в биосфере>>, <<Озоновый экран биосферьо>.,
<Круговорот углерода в биосфере>, <Круговорот €tзота в природе).
Оборудование: модель-аппликация <Типичные биоценозьо>, гербарий
<Растительные сообщества)), коллекции <<Биоценоз>>., <Вредители важнейших
сельскохозяйственных культурD, гербарии и коллекции растений и
животных, IIринадлежащие к разньJм экологическим группам одного вида,
Красная книга Российской Федерации, изображения охраняемых видов
растений и животных.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
БИОЛОГИИ НА
БАзовом
ОБРАЗОВАНИЯ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО
УРОВНЕ
СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО

Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам
освоения обучающимися программ среднего общего образования:
личностным, метапредметным и Ilредметным.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В

структуре личностных результатов освоения предмета <Биология>
выделены следующие составляющие: осознание обуlающимися российской
гражданской идентичности - готовности к саморазвитию, самостоятельности
и самоопределению, наJIичие мотивации к обучению биологии,
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе
ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического
знания, готовность и способность обl^лающихся руководствоваться в своей
деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими системе
биологического образования, наJIичие экологического правосознания.,
способности ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета <<Биология>> достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма.,
уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению'
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационtцьного народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Личностные результаты освоения учебного предмета <<Биология>>
должны отражать готовность и способность об1,.лающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
l ) гражданского воспитания :
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение

закона и правопорядка;

готовность к совместной творческой деятельности при создании
уrебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении
биологических экспериментов;

способность определять собственную позицию по отношению к
явлениям современной жизни и объяснять её;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного
взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и
социаJIьным положением;
готовность к сотрудничеству
в процессе совместного
выполнениjl

у{ебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного
отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов
биологического содержания;
готовность к ryманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:

сформированность российской
гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Ролину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационaLпьного народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценивать вклад российских учёных в становление и
развитие биологии, понимания значения биологии в познании законов
природы, в жизни человека и современного общества;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его сульбу;
3) духовно-нравственного воспитания :
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на мораJIьно-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого булущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизЕи в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

понимание эмоцион€шьного воздействия живой природы и её ценности;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья

и

эмоционального благополучия:
понимание и реaLrIизация здорового и безопасного образа жизни

(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярнаJI физическая
активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к
собственному физическому и психическому здоровью;

понимание ценности правил индивидуального и коллективного

безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления
atлкоголя, наркотиков., курения);
б) трулового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать. планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение

совершать осознанный выбор будущей профессии и реаJIизовывать
собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:

экологически целесообразное отношение к природе как источнику
жизни на Земле, основе её существования;

повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;

способность использовать приобретаемые при изучении биологии
знания и умения при решении проблем, связанных с рацион€ulьным
природопользованием (соблюдение правил поведения в природе,
направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов,
экосистем, биосферы);

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей

природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические

последствия предпринимаемых действий и прелотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры,

опыта

деятельности

экологической

направленности,

умения

и социа.,,lьной
руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной
практике, готовности к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диzLпоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познаниrI мира;
понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в
формировании рационarльного научного мышления, создании целостного
представлеIiия об окружающем мире как о единстве природы, человека и
общества,, в познании природных закономерностей и решении проблем
сохранения природного равновесиJl;

убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации:
обеспечения нового уровня развития медицины, создание перспективных

биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития

человечества, поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и

обеспечения перехода к

устоЙчивому развитию, рациональному

использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов

жизни;

заинтересованность в получении биологических знаний в целях
повышения обцей культуры, естественно-научной грамотности, как
составной части функциона_пьной грамотности обучающихся, формируемой
при изучении биологии:
понимание сущности методов познаниJI, используемых в естественных

науках' способности использовать получаемые знания для анапиза

и

объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений,
умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и
имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать биологические знания для
решениJI проблем в реzrльных жизненных ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

готовность и способность к непрерывному образованию
самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии

и
в

соответствии с жизненными потребностями.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения учебного предмета (Биология)
включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся
междисциплинарные (межпрелметные) обценаучные понятия, отражающие

целостность научной картины мира и спеuифику методов познания,
используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс,
система' научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория,

исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и других),
универсaiльные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
реryлятивные), обеспечивающие формирование функчиональной
грамотности и социальной компетенции обучающихся, способность
обучающихся
использовать
освоенные
междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсЕчIьные учебные действия в
познавательной и социмьной практике.
Метапредметные результаты освоениJI программы среднего общего
образования должны отражать:

Овладение

универсальными

действиями:
1) базовые логические действия:

учебными

самостоятельно формулировать и

познавательными

актуализировать проблему,

рассматривать её всесторонне;

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления
(анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл
биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлениЙ
живой природы;
строить логические рассуждения (индуктивные,, дедуктивные' по
аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явJIениях, формулировать выводы и закJIючения;

применять

схемно-модельные средства

для

представления
существенных связей и отношений в изr{аемых биологических объектах, а

также

противоречий разного рода,

выявленных в

различных
информационных источниках;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анЕIлиза имеющихся
материЕIльных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность' оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуzIльного и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных
ситуациях, в том числе при создании 1^rебных и социаJIьных проектов;
формировать научный тип мышления:, владеть науrной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и акту€lлизировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы дJuI доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
ана,.Iизировать по,тученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие €Lпьтернативные решения.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного
пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать

информацию различных видов и форм прелставления, критически оценивать
её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять рЕlзличные методы при поиске и
отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных
задач;

приобретать опыт использования информационно-коммуникативных
технологий, совершенствовать культуру активного использования различных
поисковых систем;

самостоятельно выбирать оптимzl.lьную форrу

представления
биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки
и другое);

использовать научный язык в качестве средства при работе с
биологической информацией: применять химические., физические и
математические знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру,
использовать и преобразовывать знаково-символические средства
наглядности;

владеть навыками

распознавания и

защиты

информации,

информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативЕыми действпями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать
в диzшоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать
вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой
задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников
диалога или дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социаJIьных знаков' предлосылок возникновения конфликтных ситуаций,
уметь смягчать конфликты и вести переговоры;
владеть р€lзличными способами общения и взаимодействия, понимать
намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуа_пьной
работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;
выбирать тематику и методы совместных действий с 1,чётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений r{астников, обсуждать результаты
совместной работы;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в

общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,

оригинЕrльности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных

ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными реryлятивными действиями:
1) самоорганизация:

использовать биологические знаниJI для выявления проблем и их
решения в жизненных и учебных ситуациях;
выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
своему здоровью и здоровью окружающих;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета Еа основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, арryментировать его., брать ответственность
за решение;

оценивать приобретённый опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;

принимать мотивы

и

арryменты других при анализе результатов

деятельности;
3) принятие себя и другпх:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы

и

арryменты других при анализе результатов

деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоениrl программы СОО по биологии на
базовом уровне включают специфические для учебного предмета <<Биология>>
научные знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и
преобразованию знаний, виды деятельности по получению нового знания и
применению знаний в р€lзличных учебных ситуациях, а также в реЕчIьных
жизненных ситуациях, связанных с биологией. В программе предметные
результаты представлены по годам обучения.
Предметные результаты освоениJI учебного предмета <Биология> в 10
юlacce должны отражать:
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе наrlного
знания естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения, о вкладе российских и

зарубежных учёных-биологов в развитие биологии, функциональной

грамотности человека для решения жизненных задач;
умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка., организм, метаболизм (обмен веществ и превращение
энергии), гомеостаз (самореryляция), уровневая организация живых систем,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, рост и
развитие;

умение излагать биологические теории (клеточная, хромосомная,
мутационнaш, центр€rльн€ul
догма молекулярной биологии), законы (Г.

Менделя, Т. Моргана, Н. И. Вавилова) и учения (о центрах многообразия и
происхождения культурных растений Н. И. Вавилова), определять границы
их применимости к живым системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и
описание живых систем, процессов и явлений' организация и проведение
биологического эксперимента, выдвижение гипотезы, выявление
зависимости между исследуемыми величинами, объяснение полученных

результатов, использованных научных понятий, теорий и законов, умение
делать выводы на основании полученных результатов;
умение выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и
эукариот, одноклеточных и многокJIеточных организмов, особенности
процессов: обмена веществ и превращения энергии в клетке' фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза,
оплодотворения, размножения, индивиду€шьного развития организма
(онтогенез);

умение применять полученные знания для объяснения биологических
процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной
жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения норм грамотного поведения в окружающей
природной среде, понимание необходимости использованиJI достижений

современной биологии

и

биотехнологий для

природопользованиJI;

рацион€шьного

умение решать элементарные генетические задачи на моно-

и

дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, составлять схемы
моногибридного скрещивания для предскаlания наследования признаков у
организмов;

умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать

правила при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

умение критически оценивать

и

интерпретировать информаuию
биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из
различных источников (средства массовой информации, научно-популярные
материалы), этические аспекты современных исследований в биологии,
медицине, биотехнологии;
умение создавать собственные письменные и устные сообщения,
обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии.
Предметные результаты освоения уrебного предмета <Биология> a,I/
массе должны отражать:
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного
знания естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения, о вкладе российских и
зарубежных учёных-биологов в развитие биологии, функциона.пьной
грамотности человека для решения жизненных задач;
умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий:
вид, популяция, генофонд, эволюция, движущие силы (факторы) эволюции,
приспособленность организмов, видообразование, экологические факторы,

экосистема, продуценты, консументы, редуценты, цепи

питания,

экологическ€ш

пирамида., биогеоценоз, биосфера;
теории (эволюционная
теория Ч.
},]!{ение излагать биологические
,Щарвина, синтетическая теория эволюции), законы и закономерности
(зародышевого сходства К. М. Бэра, чередования главных направлений и
путей эволюции А, Н. Северчова, учения о биосфере В. И. Вернадского),
определять границы их применимости к живым системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и
описание живых систем, процессов и явлений, организация и проведение
биологического эксперимента, выдвижение гипотезы, выявление

зависимости между исследуемыми величинами, объяснение полученных
результатов, использованных научных понятий, теорий и законов, умение
делать выводы на основании полученных результатов;
умение выдеJuIть существенные признаки строения биологических
объектов: видов, популяций, продуцентов,, консумеЕтов, редуцентов,
биогеоценозов и экосистем, особенности процессов: наследственной
изменчивости, естественного отбора, видообразования, приспособленности
организмов, действия экологических факторов на организмы, переноса
веществ и потока энергии в экосистемах' антропогенных изменений в
экосистемах своей местности, круговорота веществ и биогеохимических
циклов в биосфере;

умение применять полученные знания для объяснения биологических
процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной
жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения норм грамотного поведения в окружающей
лриродной среде, понимание необходимости использования достижений
современной биологии для рационЕIльного природопользования;
умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы
переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать
правила при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
}мение критически оценивать и интерпретировать информачию

биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из
различных источников (срелства массовой информации, научно-популярные
материалы), рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;
умение создавать собственные письменные и устные сообцения,
обобщая биологическую информачию из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
l0 клАсс

ПЛАНИРОВАНИЕ
количество часов

Л} rIllr

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольпые

Практические

работы

рабоr,ы

ресурсы

l

Биология как IIаука

2

Живые системы и их организация

з

Химический состав и строение клетки

8

4

Жизнедеятельность клетки

6

l

0,5

5

Размножение и индивидуальное развитие
организмов

5

0

0.5

6

Наследственность и изменчивость
организмов

ll

()

з

l

0

0

0

2

4

1
lt

Селекция организмов. Основы

биотехнологии

2

Резервное время

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРЛММЕ

з4

Электронные
(uифровые)
образовательные

0

0.5

0

0

0

l

1.5

Библиотека ЩОК
l_tttр.чДцц tlrqa, rlt1J_l4,]'a292

Библиотека I_{OK
https://nl.edscxl. ru/7f4 l c2t)2

Библиотека I {OK
h

ttps ://m.ed stlo.ru/7

Г4

!9_2!]

Библиотека ЩОК
https://rn.ed stlo.гu/7 }4 lc292

Библиотека I_{OK
https://пr.edsoo.ru/7il

Библиотека I {OK
https://m.ed stlo.ru/7 f4

l

с292

lc]9]

Библиотека ЩОК
ltЦs йll..|:,сls]rq.rцД f.L l s 2 9 ]
Библиотека ЩОК
!r!lрsr7rцесl soo.

rLl/7 tll_1,9_2_92

11клАсс
количество часов
Л! п/п

1

,)

Наименование разделов и тем
программы

Bce1,o

эволюционная биология

9

Возникновение и развитие жизни на

9

Земле

Контрольные

Практические

работы

работы

0

Электропные
(чифровые)
образовательпые
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

llttps:,/,/nl.edsoo.rtrl714

сс 74

1.1 l

сс74

11 l'4 l

сс] 4

Библиотека I {OK

0.5

l

l

hltns .//llr.edsoo.rLri7

1

з

Организмы и окружающая среда

5

0

4

Сообщества и эколоt,ические системы

9

l

0.5

5

Резервное время

")

0

0

2

2.5

ОБЩВЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

з4

Библиотека ЩОК

0.5

https:,//пt.cdsoo.rt

l

Библиотека I {OK
Библиотека I {OK
hlttrs:".ltn-edsilil. гu/7t-l lcc7.1

-I

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
процЕссА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
. Биология, 10 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А.., Рубчов А.М. и другие
/Под ред. Пасечника В.В., Акционерное общество (Издательство
<Просвещение>

. Биология, 11 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и другие

Дод

ред. Пасечника В.В., Акционерное общество <<Издательство

<Просвещение>

МЕТОДИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Программа: Программа по биологии для общеобразовательных школ
(сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников
<Линия жизни)).

10-1

1

классы: учеб. пособие для общеобразовательных

организаций: базовый уровень
Ефимова.

-

/

В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М.

М. : Просвещение.

l. АйлаФ., Кайгер

,Щж.

Современная генетика. В 3 т. М.: Мир

2. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия
3. Воронuов Н. Н., Сухорукова JI. Н. Эволюция органического мира

(факультативный курс): Учебное пособие для

l0-1

1

классов средней

школы. 2-е изд. М.: Наука
4. Инге-Вечтомов С. Г, Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа
5. Кемп П.,

Арме К. Введение в биологию. М.: Мир.

6. Мамонтов С. Г. Биология: Выпускной вступительный экзамен. М.: .Щрофа.
7. Мамонтов С, Г., Захаров В. Б.' Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для

самообразования. М. : Просвещение
8. Медников Б.

М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение.

9. Тейлор Щ.' Грин Н,, Стаут

У. Биология. Т. 1-3. М.: Мир.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
интЕрнЕт
l .Лабораторный

РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ

практикум Биология 6- l

l

класс (учебное электронное

издание).

2.Электроннм библиотека. Просвещение. Мультимедийное 1чебное пособие

М Просвещение МЕ.ЩИА
3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное

издание)
5. Адреса сайтов в Интернете
http ://edu. 1 с.ru

www.som.sio.ru

единм коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http ://schoolcol lection. edu.ru/.

www.bio. 1september. ru

- Газета

<<Биология> <Первое сентября>;

www.паturе.ru - научные новости биологии;
www.hеrЬа.msч.rч - ботанический сервер

МГУ;

www.пrш.gоч.rч - сайт с государственной информацией Министерства
природных ресурсов РФ;
Www.mc.edu.rulestlr4l - Биологическая картина мира.
б.Библиотека I_{OK
https://m.edso о.ru/ 86З ебЬ7 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».