Рабочая программа по информатике 10-11 коасс профиль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа J\Ъ2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Протокол Nчl заседания
методического совета

Приказ от 25.08.2023г. NqI10

ШМО

Протокол Nоl
от 22.08.202Зг.
Руководитель ШМО

мБоу сош

},l!2

от 24.08.2023г.
Зам. ди
ра по

.4w

екян А.С.

!иректор

МБоУ COIII

УВР

iС{фаспекянО.Х

айбарян М.Т.

ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ
ПО

ИНФОРМАТИКЕ

к учебнику (ИНФОРМАТИКА)>

(авторы:

Босова

10 _ 11
Количество часов: 10Б класс

-

Л.Л.,

Босова

клАссы

4 часа в неделю

Учителя -Лашов Н.А., Гайбарян С.А.

2023 -2024 учебный год

],lЪ2

А.Ю.)

ПОЯСНИТВЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике (углублённый уровень) на уровне
среднего общего образования разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной

рабочей программы воспитания.

Программа по информатике даёт представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития об)л{ающихся средствами

учебного предмета <Информатика> на углублённом уровне, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает его
структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение
его по кJIассам (годам изучения), даёт примерное распределение учебных
часов по тематическим рrвделам курса и рекомендуемую (примерную)
последовательность
изучения
1^rётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностеЙ обучающихся.

их

с

Программа по

информатике определяет количественные и
качественные характеристики учебного материала для каждого года
изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида
контроля (промежуточной ат,гестации обучающихся, всероссийских
проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа по
информатике является основой для составления авторских учебных
программ и учебников, поурочного планирования курса учителем.
Информатика в среднем общем образовании отражает:
сущность информатики как наулной дисциплины, изучающей
возможности автоматизации
закономерности протекания и
информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, улравление и социальную сферу;
информаuионной
междисциплинарный характер информатики

и

деятельности.
Курс информатики для уровня среднего общего образования является
завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в области
информатики и информационно-коммуникационных технологий,
опирается на содержание курса информатики уровня основного общего
образования и опыт постоянного применения информационно-

коммуникационных технологий, даёт теоретическое осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта.

Результаты углублённого уровня изучения учебного предмета
<Информатикa> ориентированы Еа получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной
предметной области, так и в смежных с ней областях. Они включают в
себя:

овладение кJIючевыми понятиями и закономерностями, на которых
строится данная предметная область, распознавание соответствующих им
признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные
подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной
области;

умение решать типовые практические и теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной
предметной области;
нalличие представлений о данной предметной области как целостной
теории (совокупности теорий), основных связях со смежными областями
знаний.
В
рамках углублённого уровня изучения информатики
обеспечивается целенаправленнаlI подготовка обучающихся к
продолжению образования в организациях профессионального

образования по специ€Lпьностям, непосредственно связанным с
цифровыми технологиями, таким как программная инженерия,
информационная безопасность, информационные системы и технологии,
мобильные системы и сети, большие данные и машинное обучение,
промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, технологии
беспроводной связи, робототехника, квантовые технологии, системы

распределённого реестра, технологии виртуальной и дополненной
реальностей.

Основная цель изучения учебного предмета <Информатика> на
углублённом уровне среднего общего образования - обеспечение
дальнейшего р€Iзвития информационных компетенций обучающегося, его
готовности к жизни в условиях развивающегося информационного
общества и возрастающей конкуренции на рынке трула. В связи с этим
изучение информатики в 10-1 1 классах должно обеспечить:
сформированность мировоззрения, основанного на понимании роли

иЕформатики, информационных и коммуникационных технологий в
современном обществе;

сформированность основ

логического и

алгоритмического

мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь

критериев с

определённой системой ценностей, проверять

на

достоверность и обобщать информацию;

сформированность представлений о

влиJIнии информационных

технологий

на жизнь человека в обществе, понимание социаlьного,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,

эргономи.Iеского, медицинского и
информационных технологий;

принятие правовых и

физиологического контекстов

этических аспектов информационных

технологий, осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и
использование информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обу{ающихся к
самор€lзвитию.
В содержании уrебного предмета <Информатика> выдеJuIются
четыре тематических раздела.
Раздел <Щифровая грамотность>> посвящён вопросам устройства

компьютеров и других элементов цифрового окружения, вкJIючая
компьютерные сети, использованию средств операционной системы,
работе в сети Интернет и использованию интернет-сервисов,

информационной безопасности.
Раздел <<Теоретические основы информатики> включает в себя
понятийный аппарат информатики, вопросы кодирования информации,
измерениlI информационного объёма данных, основы алгебры логики и
комfl ьютерного моделирования.
Раздел <<Алгоритмы и программирование) направлен на развитие
аJIгоритмического мышления, разработку arлгоритмов и оценку их
сложности, формирование навыков реализации программ на языках
программирования высокого уровнJL
Раздел <<Информачионные технологии> посвящён вопросам
применения информационных техЕологий, ремизованных в прикладных
программных продуктах и интернет-сервисах, в том числе в задачах
ан€шиза данных, использованию баз данных и электронных таблиц для
решения прикладных задач.

В приведённом далее содержании улебного предмета <Информатика>
курсивом выделены дополнительные темы, которые не входят в
обязательную программу обучения, но моryт быть предложены для
изу{ения отдельным мотивированным и способным обучаюцимся.
Углублённый уровень изучения информатики рекомендуется для
технологического профиля, ориентированного на инженерную и
информационную сферы деятельности. Углублённый уровень изучения
информатики обеспечивает: подготовку обучающихся, ориентированных
на специаJIьности в области информационных технологий и инженерные
специальности, участие в проектной и исследовательской деятельности,
связанной с современными направлениями отрасли информационнокоммуникационных технологий, подготовку к участию в олимпиадах и
сдаче Единого государственного экзамена по информатике.
Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения
может быть изменена lrо усмотрению учителя при подготовке рабочей
программы и поурочного планирования.
Общее число часов, рекомендоваЕных для изучения информатики 272 часа,. в 10 классе - 1Зб часов (4 часа в неделю), в 11 классе - 1Зб часов
(4 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10

клАсс
Щифровая грамотность

Требования техники безопасности и гигиены при работе с

компьютерами и другими компонентами цифрового окружения.

Принципы работы компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура фон Неймана. Автоматическое выполнение программьi

процессором. Оперативнм, постояннм и долговременная память. Обмен
данными с помощью шин. Контроллеры внешних устройств. Прямой
доступ к памяти.
Основные тенденции рrввития компьютерных технологий.
Пара_плельные вычисления.
Многопроцессорные . системы.
Суперкомпьютеры. Распределённые вычислительные системы и обработка

больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в
коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры.
Роботизированные производства,
Программное обеспечение компьютеров

и компьютерных систем.

Виды программного обеспечения и их назначение. Особенности
программного обеспечения мобильных устройств. Параллельное

программирование. Системное программное обеспечение. Операционные
системы. Утилиты.,Щрайверы устройств. Инсталляция и деинсталляциrl
программного обеспечения.
Файловые системы. Принципы размещения и именования файлов в
долговременной памяти. Шаблоны для описания групп файлов.
Программное обеспечение. Лицензирование программного
обеспечения и цифровых ресурсов. Проприетарное и свободное
программное обеспечение. Коммерческое и
некоммерческое

использование программного обеспечения и цифровых ресурсов.
Ответственность, устанавливаемая законодательством Российской

Федерации за неправомерное использование программного обеспечения и
цифровых ресурсов.

Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных
сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет, Адресация в сети Интернет.
Протоколы стека ТСРЛР. Система доменных имён.
Разделение IР-сети на подсети с помощью масок rrодсетей. Сетевое
администрирование. Получение данных о сетевых настройках

компьютера, Проверка нмичия связи с узлом сети. Определение

маршрута движения пакетов.

Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета.
Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы ре;rльного
времени (например, локация мобильных телефонов, определение
загруженности автомагистра;rей), интернет-торговля, бронирование
билетов и гостиниц.

Государственные электронные сервисы и услуги. Социа_пьные сети организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой
этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности
полученной информации. Открытые образовательные ресурсы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
информационно-коммуникационных технологий. Общие проблемы
защиты информации и информационной безопасности. Средства защиты
информации в компьютерах, компьютерных сетях и автоматизированных
информационных системах. Правовое обеспечение информационной
безопасности.
Предотвращение несанкционированного доступа к личной
конфиденциальной информации, хранящейся на персональном
компьютере, мобильньгх устройствах. Вредоносное программное
обеспечение и способы борьбы с ним. Антивирусные программы.
Организация личного архива информации. Резервное копирование.
Парольная защита архива.
Шифрование данных. Симметричные и несимметричные шифры.
Шифры простой замены. Шифр I-{езаря. Шифр Виженера. Алгоритм
шифрования RSA.
Теоретические основы информатики

Информация, данные и знания. Информационные процессы в

природе, технике и обществе.

Непрерывные и дискретные величины и сигнаJIы. Необходимость
дискретизации информации, предназначенной для хранения, передачи и
обработки в цифровых системах.

!воичное кодирование. Равномерные

и

неравномерные коды.

.Щекодирование сообщений, записанных с помощью неравномерных кодов.

Условие Фано. Построение однозначно декодируемых кодов с помощью
дерева. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход
к оценке количества информации.

Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в
позиционной системе счисления. Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак делимости числа на основание
системы счисления. Алгоритм перевода целого числа из Р-ичной системы
счисления в десятичную. Алгоритм перевода конечной Р-ичной дроби в
десятичную. Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы
счисления в Р-ичную. Перевод конечной десятичной дроби в Р-ичную.
,Щвоичная, восьмеричнаJ{ и шестнадцатеричная

системы счисления, связь
в позиционных системах

между ними. Арифметические операции
счисления. Троичная уравновешеннм система счислениJI.

.Щвоично-

десятичная система счисления.

Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки.
Стандарт LINICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного

объёма текстовых сообщений.

Кодирование изображений. Оценка информационного объёма
графических данных при заданных разрешении и глубине кодирования

цвета. Цветовые модели. Векторное кодирование. Форматы графических
файлов. Трёхмерная графика. Фрактальная графика.
Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых
данных при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования.
Алгебра логики. Понятие высказывания. Высказывательные формы
(предикаты), Кванторы существования и всеобщности.
Логические операции. Таблицы истинности. Логические выражения.
Логические тождества. .Щоказательство логических тождеств с помощью
таблиц истинности. Логические операции и операции над множествами.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических
выражений. Логические уравнения и системы уравнений.
Логические функции. Зависимость количества возможных
количества арryментов. Полные системы
логических функций
логических функций.
Канонические формы логических выражений. Совершенные
дизъюнктивные и конъюнктивные нормаJIьные формы, алгоритмы их
построения по таблице истинности.
Логические элементы в составе компьютера. Триггер. Сумматор.
Многоразрядный сумматор. Построение схем на логических элементах по
заданному логическому выражению. Запись логического выражения по
логической схеме.

от

Представление целых чисел в памяти компьютера. Ограниченность
диапазона чисел при ограничении количества разрядов. Переполнение

разрядной сетки. Беззнаковые и знаковые данные. Знаковый бит.
[воичный дополнительный код отрицательных чисел.
Побитовые логические операции. Логический, арифметический и
циклический сдвиги, Шифрование с помощью побитовой операции
(искJIючающее ИЛИ).
Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Значащая
часть и порядок числа. ,Щиапазон значений вещественных чисел.
Проблемы хранения вещественных чисел, связанные с ограничением
количества разрядов. Выполнение операций с вещественными числами,
накопление ошибок при вычислениях.
Алгоритмы и п рогра мм и рование
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных €lлгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый
результат.

Этапы решения задач на компьютере, ИнструментаJIьные средства:
транслятор, отладчик, профилировщик. Компиляция и интерпретация
программ. Виртуа.ltьньте машины.

Интегрированная среда разработки. Методы отладки программ.
Использование трассировочных таблиц. Отладочный вывод. Пошаговое
выполнение программы. Точки останова. Просмотр значений переменных.
Язык программирования (Python, Java, С++, С#). Типы данных:
целочисленные, вещественные, символьные, логические. Ветвления.

Сложные условия. L{иклы с условием. I-{иклы по переменной.
Взаимозаменяемость различных видов цикJIов. Инвариант цикла.
Составление цикла с использованием заранее определённого инварианта
цикла.

,Щокументирование программ. Использование комментариев.

Подготовка описания программы и инструкции для пользователя.

Алгоритмы обработки натураJIьных чисел, записанных

в

позиционных системах счисленшI: разбиение записи числа на отдельные
цифры, н€хождение суммы и произведения цифр, нахождение
максимшIьной (минимальной) цифры.

Нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне.
Представление числа в виде набора простых сомножителей. Алгоритм
быстрого возведения в степень.

Обработка данных, хранящихся в файлах. Текстовые и двоичные
файлы. Файловые переменные (файловые указатели). Чтение из файла.
Запись в файл.

разбиение задачи на подзадачи. Подпрогра:r,tмы (процедуры и
функции). Рекурсия. Рекурсивные объекты (фракталы). Рекурсивные

процедуры и функuии. Использование стека для организации рекурсивных
вызовов.
Использование стандартной библиотеки языка программирования.
Подключение библиотек подпрограмм стороttних производителей.
Модульный принцип построения программ.
Численные методы. Точное и приближённое решения задачи.
Численные методы решения уравнений: метод перебора, метод
половинного деления. Приближённое вычисление длин кривых.
Вычисление площадей ф"ryр с помощью численных методов (метод
прямоугольников, метод трапеций). Поиск максимума (минимума)
функции одной переменной методом половинного деления.
Обработка символьных данных. Встроенные функции языка
программирования для обработки символьных строк. Алгоритмы
обработки символьных сlрок: подсчёт количества появлений символа в
строке, разбиение строки на слова по пробельным символам, поиск
подстроки внутри данной строки, замена найденной подстроки на друryю
строку. Генерация всех слов в некотором атrфавите, удовлетворяющих
заданным ограничениям. Преобразование числа в символьную строку и
обратно.
Массивы и последовательности чисел. Вычисление обобщённых
характеристик элементов массива или числовой последовательности

(суммы, произведения, среднего арифметического, миним€lльного

и

максимЕIльного элементов, количества элементов, удовлетворяющих
заданному условию). Линейный поиск заданного значения в массиве.
Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки
(метод пузырька, метод выбора, сортировка вставками). Сортировка
слиянием. Быстрая сортировка массива (алгоритм QuiсkSоrt).,Щвоичный
поиск в отсортированном массиве.
Щвумерные массивы (матрицы). Алгоритмы обработки двумерных
массивов: заполнение двумерного числового массива по заданным
правилам, поиск элемента в двумерном массиве, вычисление максимума
(минимума) и суммы элементов двумерного массива, перестановка строк и
столбцов двумерного массива.

Информацпонные технологии
Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка
орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом
процессоре. Использование стилей. Структурированные текстовые
документы. Сноски, оглавление. Коллективная работа с документами.
Инструменты рецензирования в текстовых процессорах. Облачные

сервисы, Щеловая переписка. Реферат. Правила цитирования источников и
оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы.
Знакомство с компьютерной вёрсткой текста, Технические средства ввода
текста. Специа_пизированные средства редактирования математических
текстов.
Анализ данных. Основные задачи ан€Lпиза данных: прогнозирование,
классификация, кластеризация, анаJIиз отклонений. Последовательность
решения задач ан€Lпиза данных: сбор первичных данных, очистка и оценка
качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование
данных, визуализация данных, интерпретация результатов. Программные
средства и интернет-сервисы для обработки и представления данных,
Большие данные. Машинное обучение. Интеллектуа.ltьный анализ данных.
Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего (наименьшего) значения
диапазона. Вычисление коэффициента корреляции двух рядов данных.
Построение столбчатых' линейчатых и круговых диаграмм. Построение
графиков функций. Подбор линии тренда, решение задач
прогнозированшI.
Численное решение уравнений с помощью подбора параметра.

Оптимизация как поиск наилучшего решения в заданных условиях.
I_|елевая функция, ограничения. Локальные и глобальный минимумы
целевой функции. Решение задач оптимизации с помощью электронных
таблиц.

1l

клАсс

Теоретические основы информатики
Теоретические подходы к оценке количества информации. Закон
аддитивности информации. Формула Хартли. Информация и вероятность.
Формула IIIgннбн4,

Алгоритмы сжатия данных. Алгоритм RLE. Алгоритм Хаффмана.
Алгоритм LZW. Алгоритмы сжатия данных с потерями. Уменьшение

глубины кодирования цвета. Основные идеи алгоритмов сжатия JPEG,
мр3.
Скорость передачи данных. Зависимость времени передачи от
информационного объёма данных и характеристик канaша связи. Причины
возникновения ошибок при передаче данных. Коды, позволяющие
обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие при передаче данных.
Расстояние Хэмминга. Кодирование с повторением битов, Коды
Хэмминга.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системный
эффект. Управление как информационный процесс. Обратнм связь.
Модели и моделирование. Цель моделирования. Соответствие модели

моделируемому объекту или

процессу, цели

моделирования.

Формализаuия прик,Iадных задач.
Представление результатов моделированиlI в виде, удобном для
восприятиJI человеком. Графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики).
Графы. Основные понятия. Виды графов. Описание графов с
помощью матриц смежности' весовых матриц, списков смежности,
Решение алгоритмических задач, связанных с анаJIизом графов
(построение оптимшIьного пути между вершинами графа, определение
количества различных путей между вершинами ориентированного
ациклического графа).
.Щеревья. Бинарное дерево. Щеревья поиска. Способы обхода дерева.
Представление арифметических выражений в виде дерева. .Щискретные
игры двух игроков с полной информацией. Построение дерева перебора
вариантов, описание стратегии игры в табличной форме. Выигрышные и
проигрышные позиции. Выигрышные стратегии.
Средства искусственного интеллекта. Сервисы машинного перевода и
распознавания устной речи. Когнитивнь]е сервисы. IrIдентификация и
поиск изображений, распознавание лиц. Самообучающиеся системы.
Искусственный интеллект в компьютерных играх. Использование методов
обl^rаrощих системах. Использование
искусственного интеллекта
методов искусственного интеллекта в робототехнике. Интернет вещей.
Перспективы развития компьютерных интеллектуа,IIьных систем.
Нейронные сети.
Алгоритмы и проrра ммирование
понятиJI алгоритма. Машина Тьюринга как
Форммизация
универсшIьная модель вычислений. Тезис Чёрча-Тьюринга.

в

Оценка сложности вычислений. Время работы и объём используемой
памяти, их зависимость от размера исходных данных. Оценка
асимптотической сложности atлгоритмов. Алгоритмы полиномиальной
сложности. Переборные алгоритмы. Примеры р€вличных alлгоритмов
решения одной задачи, которые имеют рzIзличную сложность.
Поиск простых чисел в заданном диапазоне с помощью алгоритма
(решето Эратосфено.
Многоразрядные целые числа, задачи длинной арифметики.
Словари (ассоциативные массивы, отображения). Хэш-таблицы.
Построение алфавитно-частотного словаря для заданного текста.
Стеки. Ана.llиз правильности скобочного выражения. Вычисление
арифметического выражения, записанного в постфиксной форме,
Очереди, Использование очереди для временного хранениrI данных.
Алгоритмы на графах. Построение минимаJIьного остовного дерева
взвешенного связного неориентированного графа. Количество рalзличных

путей между вершинами ориентированного ацикJIического

графа.

Алгоритм .Щейкстры.
Щеревья. Реализация дерева с помощью ссылочных структур.
,Щвоичные (бинарные) деревья, Построение дерева цlя заданного
арифметического выражения. РекурсивIlые аJIгоритмы обхода дерева.
Использование стека и очереди для обхода дерева.
!инамическое программирование как метод решения задач с
сохранением промежуточных результатов. Задачи, решаемые с помощью
динамического программирования: вычисление рекурсивных функций,
подсчёт количества вариантов, задачи оптимизации.
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты
и кJIассы. Свойства и методы объектов. Объектно-ориентированный
ансlлиз. Разработка программ на основе объектно-ориентированного
подхода. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
Среды быстрой разработки программ. Проектирование интерфейса
пользователя. Использование готовых управляемых элементов для
построения интерфейса.
Обзор языков программирования. Понятие о парадигмах
программирования.
Информачионные технологии
Этапы компьютерно-математического моделирования: постановка
задачи, разработка модели, тестирование модели, компьютерный
эксперимент, анализ результатов моделирования.

,Щискретизация

при математическом моделировании непрерывных

процессов. Моделирование движениJI. Моделирование биологических
систем. Математические модели в экономике. Вычислительные
эксперименты с моделями.
Обработка результатов эксперимента. Метод Еаименьших квадратов.
Оценка числовых параметров моделируемых объектов и процессов.
Восстановление зависимостей по результатам эксперимента.
Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Имитационное
моделирование. Системы массового обслуживания.
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица - представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация данных. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля в запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами.
Внешний ключ. I-{елостность базы данных. Запросы к многотабличным
базам данных.

Интернет-приложения. Понятие о серверной и клиентской частях
сайта. Технология (клиент - сервер>, её достоинства и недостатки.
Основы языка HTML и каскадных таблиц стилей (CSS). Сченарии на
языке JavaScript. Формы на веб-странице.
Размещение веб-сайтов. Услуга хостинга. Загрузка файлов на сайт.
Ввод изображений с использованием различньгх цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств). Графический редактор. Разрешение. Кадрирование.
Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция уровней, коррекция

цвета. Обесцвечивание цветных изображений. Ретушь. Работа

с

областями. Фильтры.

Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя. Каналы.
Сохранение выделенной области. Подготовка иллюстраций для вебсайтов. Анимированные изображения.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов.
Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных

рисунков.

Использование контуров.

Векторизация растровых

изображений.

Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей.

Сеточные модели. Материа_пы. Моделирование источников освещения.

Камеры. Аддитивные технологии (ЗD-принтеры). Понятие о виртуальной
реirльности и дополненной реальности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
ИНФОРМАТИКЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
(УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ) НА УРОВНЕ
СРЕД-IЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИrI
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность

обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних

убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского

общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности.
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося булут сформированы след),ющие

личностные результаты:

граяцанского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка., соблюдение основополагающих норм
1)

информационного права и информационной безопасности;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национ€lлизма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национ€Lпьным

признакам в виртуальном пространстве;

2) патриотического воспитания:

ценностное отношение к историческому наследию, достижениям

России в

науке, искусстве, технологиях, понимание

значения

информатики как науки в жизни современного общества;
3) луховно-нравственного воспитания :
сформированность нравственного сознаниlI, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морzrльно-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспптания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и

технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанного на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания :

сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе за счёт

соблюдения

требований

безопасной

эксплуатации

средств

информационных и коммуникационных технологий;
б) трудового воспитания:

готовность к активной деятельности технологической и социальной

направленности, способность

инициировать, планировать

и

самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиJIми,
основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса, умение совершать осознанный выбор булущей профессии и
реrrлизовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глоба.,rьного характера экологических проблем и путей их

решения, в том числе с учётом возможностей информационно-

коммуникационньrх технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счёт пониманиJI роли информационных
ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностньж результатов освоения программы
по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциона.llьный
интеллект, предполагающий сформированность:
самореryлирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоционаJIьным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
внутренней мотивации, вкJIючающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоционаJIьное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,

способность к сочувствию и сопереживанию;

социаJIьных навыкоц включающих способность выстраивать

отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучениlI информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося булут сформированы метапредметные
результаты, отраженные в универсальных уlебных действиях, а именно познавательные универсаJIьные учебные действия, коммуникативные
универс€rльные 1^rебные действия, реryлятивные универсЕrльные учебные
действия, coBMecTHarI деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуаJIизировать проблему,

рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания дJUI сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;

выявлять закономерности

и

противоречиrI

в

рассматриваемых

явлениях;

разрабатывать план решения проблемы с учётом ан.Lпиза имеющихся
материмьных и нематериаJIьных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов цеJuIм, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и

выполнять работу в условиях реального,

виртуаJIьного и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешениrI проблем, способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по полr{ению нового
знаЕия, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных.и социаJIьных
проектов;

формировать научный тип

мышления, владеть научной

терминологией, ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решениJ{;

анмизировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знаниrI из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:

владеть навыками получения информачии из источЕиков разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, аншIиз, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представлениlI;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения

информации

и

целевой аудитории, выбирая оптимальную форrу

представления и визу ализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и мор€rльно-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных

технологий

в

решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информацион ной безопасности;

владеть навыками распознавания и

информационной безопасности личности.

защиты информации,

Коммуникативные универсальшые учебные действия
1) общение:

осуществJuIть коммуникации во всех сферах жизни;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социzшьных знаков, распознавать прсдпосылки конфликтных сиryаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести ди€}лог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
2) совместная деятельность:

понимать

и

использовать преимущества командной

и

индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать

и

координировать действия по их достижению: составлять план действий,

распределять роли с учётом мнений }п{астников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вкJIада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать

новые

проекты,

оценивать

идеи

с

позиции

новизныl'

оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегиtlеское поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Реryлятивные универсальные учебные действия

l) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательноЙ деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы

с

имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;

уrётом

расширять рамки учебного предмета на

основе личных

предпочтений;

делать осознанный выбор, арryментировать

его,

брать

ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов цеJUIм;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решения по их

снижению;

принимать мотивы

и

арryменты других при анализе результатов

деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя' понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других при аЕализе результатов

деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе изучения курса информатики углублённого уровня в 10
массе обучающимися булут достигнуты следующие предметные
результаты:
владение представлениJIми

о роли информации и связанных с

ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями <информация>,
<информационный процесс), (система)), ((компоненты системы)),
<<системный эффект>, <информационнaш система), <система управления>;

владение методами поиска информации в сети Интернет, умение
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;

умение характеризовать большие данные, приводить примеры
источников их получения и направления использования, умение
классифицировать основные задачи анаJIиза данных (прогнозирование,
классификация, кластеризация, ан€Lпиз отклонений),
понимать
последовательность решения задач анаJIиза данных: сбор первичных
данных, очистка и оценка качества данных, ььлбор иlпли построение
модели, преобразование данных, визуЕIлизация данных, интерпретация
результатов;

понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций
развития компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными
видами программного обеспечения для решения уrебных задач по
выбранной специаJIизации;

наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в
современном мире, о базовых принципах организации и
функционированиlI компьютерных сетей, об общих принципах разработки
и функционирования интернет-приложений;
понимание угроз информационной безопасности, использование
методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер

безопасности, предотвращающих незаконное

распространение
персональных данных, соблюдение требований техники безопасности и
гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового
окружения, понимание правовых основ использования компьютерных
программ, баз данных и работы в сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации, умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковьIх данных при заданных параметрах дискретизации,
умение определять среднюю скорость передачи данных, оценивать
изменение времени передачи при изменении информационного объёма
данных и характеристик кан€rла связи;
умение использовать при решении задач свойства позиционной
записи чисел, аJIгоритма построения заrIиси числа в позиционной системе
счислениJI с заданным основанием и построения числа по строке'
содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с
заданным основанием, умение выполнять арифметические операции в
позиционных системах счисления ;

умение выполнять преобразования логических выражений, используя

законы алгебры логики, умение строить логическое выражение в
дизъюнктивной и конъюнктивной норм€шьных формах по заданной
таблице истинности.' исследовать область истинности высказывания,
содержащего переменные, решать несложные логические уравнения и
системы уравнений;
понимание базовых алгоритмов обработки числовой и текстовой
информации (запись чисел в позиционной системе счисления, нахождение
всех простых чисел в заданном диапазоне, обработка многоразрядных
целых чисел, анalJIиз символьных строк и других), алгоритмов поиска и
сортировки, умение определять сложность изучаемых в курсе базовых
аJIгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива,
переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры
нескольких мгоритмов разной сложности для решения одной задачи;
владение универсальным языком программирования высокого уровня
(Python, Java, С++, С#), представлениями о базовых типах данных и

структурах данных, умение использовать основные управляющие
конструкции, умение осуществлять анаJIиз предложенной программы:
определять результаты работы программы при заданных исходных
данных, определять, при каких исходных данных возможно получение
указанных результатов, выявлять данные, которые могут привести к
ошибке в работе программы, формулировать предложения по улучшению
программного кода;

умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные матери€шы с использованием возможностей
современных программных средств и облачных сервисов;

умение использовать электронные таблицы

для

ан€Lпиза,

представления и обработки данных (вк.гlючая вычисление с}ммы, среднего

арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение
уравнений, выбор оптимаJIьного решения, подбор линии тренда, решение
задач прогнозирования).

В процессе изучения курса информатики углублённого уровня с 11
юлассе обучающимися булут достигнуты следующие предметЕrые
результаты:

умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное

декодирование сообщений (префиксные коды), использовать простейшие
коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при
передаче данных, строить код, обеспечивающий наименьшую возможную

среднюю длину сообщения при известной частоте символов, пояснять
принципы работы простых алгоритмов сжатия данных;
умение решать zrлгоритмические задачи, связанные с анапизом
графов (задачи построеЕия оптим€шьного пути между вершинами графа,

определения количества различных путей

между

вершинами
ориентированного ациклического графа), умение использовать деревья
при анаJIизе и построении кодов и для представления арифметических
вырахений, при решении задач поиска и сортировки, умение строить
дерево игры по заданному алгоритму, разрабатывать и обосновывать
выигрышную стратегию игры;
умение разрабатывать и реЕIлизовывать в виде программ базовые
алгоритмы, умение использовать в программах данные различных типов с
учётом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при
решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди,

деревья), использовать базовые операции со структурами данных,
применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки
числовых данных и символьных строк, использовать при разработке
программ библиотеки подпрограмм, знать функциональные возможности
инструментальных средств среды разработки, умение использовать
средства отладки программ в среде программированиrI, умение
документировать программы;
умение создавать веб-страницы;

владение основными сведениями о базах данных, их структуре,
средствах создания и работы с ними, умение использовать табличные
(реляционные) базы данных (составлять запросы в базах данных,
выполнять сортировку и поиск записей в базе данных, наполнять
разработанную базу данных) и справочные системы;

умение использовать компьютерно-математические модели для
анаJIиза объектов и процессов: формулировать цель моделирования,
выполнять ан€шиз результатов, полученных в ходе моделирования,
оценивать соответствие модели моделируемому объекту или процессу,
представjUIть результаты моделирования в наглядном виде;

умение организовывать личное информационное пространство

с

использованием различных средств цифровых технологий, понимание
возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых
образовательных сервисов;
понимание основных принципов работы, возможностей и
ограничеЕия применения технологий искусственного интеллекта в

различных областях, на",rичие представлений о круге решаемых задач
машинного обучения (распознавания, классификации и прогнозирования)
нzLпичие представлений об использовании информационных технологий в
различных профессиональных сферах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
l0 клАсс

ПЛАНИРОВАНИ Е
количество часов

I

Наименоваrrие разделов и тем
программы

Ns п/п

Коптрольные
работы

Всего

Электронпые
(чифровые)
образовательные

Практические
работы

ресурсы

Раздел 1. I_(ифровая грамотность
Компьютер - )ъиверсаJIьное устройство
обработки данньrх

6

Программное обеспечение

6

1.3

Компьютерные сети

5

1.4

Информационная безопасность

7

1.1
1,.2

l

]

2

]

Итого по разделу
Раздел 2. Теоретrrческпе основы иltформатики
2.1

Представление информации в

компьютере

19

2

2.2

Основы алгебры логики

14

1

2.з

Компьютерная арифметика

1

1

Итого по разделу

40

Раздел 3. А"rrгорrtтмы и программироваIlие
з.1

Введсние в прогр {мирование

lб

0.5

з.2

Вспомогательные

8

2

з.3

Численные методы

)

J

аJIгоритмы

I

з.4
3.5

Алгоритмы обработки символьных
данньD(

Алгоритмы обработки массивов

Итого по разделу

5

1

10

з.5

44

Раз/lел 4. ИнформациоlllIыс техtIолоrии
4.1

Обработка текстовьгх документов

4.2

Анапиз даtrrrых

l

6

2.5

8

)

Итого по разделу

14

Резервное время

l4

ОБЩЕВ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММВ

l36

l

0

2l .5

ll клАсс
I

Электроrrные
(uифровые)
образовательные

Ко;Irlчес-r,во ч:tсов

| *r"

Наименование разделов
программы

ш

тсм

Контрольные

l}сего

работы

Пракгические
работы

ресурсы

Раздел 1. Теоретические основы информатики
1

Информация и информационные
процессы

l0

Моделироваlrие

8

2.5
]

1.2

Итого по разделу

2,

18

Раздел 2. Алгорпт;ur,l II програмNltrрование
2.1

Элементы теории ilлгоритмов

2.2

Алгоритмы и структуры данных
Основы объектно-ориентированного

2.з

прогрztN{мировzlния

Итого по разделу

6

I

28

l()

lб

4.5

50

Раздел З. Ипформационные технологии
3.1

Компьютерно-математическое
моделирование

tt

2

Базы данlrых

10

4

Веб-сайты

l4

4

Компьютернм графика

8

3.5

ЗD-моделироваIIие

8

)

]

J,/,

3.3

з.4
з.5

l

Итого по разделу
Резервное время

ОБЩВЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

48
l

20
1зб

0

36,5

УЧЕБНО-МЕТОДИtIЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЛЯ УЧЕНИКА
. Информатика (в 2 частях), 10 класс/ Поляков К,Ю., Еремин Ё.А..Oбществtl с огрilниченн()ii
ответствен}lостью (БИНОМ. Лаборатория знанийя: AKrtltoHepHoe обшество <Издательство

. Информатика (в 2 частях). i ] шасс/ Поляков К.К).. Ерелrин Е.А.,Oбществtl с ограннченной
отRетственllостью (БИНОМ. Лабtlратория знаний>; Акционерное общество ( Издател ьство
к[Iросвещение>

МЕТОДИtIЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛПЯ УЧИТЕЛЯ

. Ин(юрпlтгика (в 2 .tастях), 1 0 K..llirccl Пtrляков К,Ю., Ерешtин Ё.Д.. Общество с огрztн иченноii
отsетствеIlllостыо <БИНОМ, Лаборатория знаний>: Акционерttое обшество <Издательство




. Информа"l.лIка (в 2 час:,ях). l l класс/ ГIоляков К.К).. Еремин Е.Д., Общество с ОгранttченноЙ
ответствеtlllостью (БИНОN4. Лабtlратория знаний>; Акционерttое общество <Издатаlьство

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СВТИ
интЕрнЕт
Библиотека I{OK


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».