Рабочая программа по курсу основы правовой грамотности 10А класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа Ns2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании [LiMO
Протокол No 1
от 22.08.2023г,
Руководитель ШМО

Протокол },'lb1 заседания
Методического совета

Прик

.08.2023г. ЛЬl

мБ

N!2

М/'т

мБоу сош

}lъ2

от 24,08.202Зг.
Зам. дире
ра по

Барнагян Е.А.

I

РАБОЧАЯ

!и

УВР

пекян

айбарян М.Т.

ПРОГРАММА
по

курсу

(Основы правовоЙ грамотности>>
(вариативный

компонент)

к учебнику (учебному пособию) (ПРАВО>
(авторы:

А.Ф.Никитин,

10 (А>

Т.И.

кЛАсс

Количество часов: - 2 часа в неделю

Учитель

- !зреян М.Ш.

202З -2024 учебный год

Никитина)

о.Х

l0

ч

Рабочая программа по курсу <<Основы правовой грамотности>> 10 класс.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ Л!2 с.Чмтырь в вариативную часть
учебного плана в 10 классе добавлен курс <Основы правовой грамотности).
Рабочая программа по учебному курсу <<Основы правовой грамотности>)>
составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта
среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Разработана на
основе авторской программы А.Ф.Никитина: Правоведение. l0-1l классы:
/А.Ф.Никитин. Базовый уровень - М.: Просвещение, 20l2.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в l0 классе, из расчета l
час в неделю.

Нормативно - правовая основа рабочей программы по праву:
1) Закон Российской Федерачии от 10.07.1992 Л'9З266-1 (Об
образовании)> (в редакчии Федерального закона от l 7.07.2009 j\b l 48-

ФЗ);
2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. Л!l089
<Об утверждении фелерального компонента государственных
стандартов начального, общего., основного общего и среднего
(полного) общего образования);
3) Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего
образования, утвержденныл't приказом Минобразования РФ Jф l3l2 от
09.03.2004;
4) Приказ Минобрнауки <Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реzшизующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию, на 20|6120|7 учебный
год>

Ресурсное обеспечение рабочей программы :
Учебник: Никитин А.Ф, , Никитина Т.И. Право. l0- l l класс Базовый и
М.; Дрофа, 2019. Рекомендовано Министерством
углублённый уровни
образования и науки РФ.
Учебно-методическая литератyра:

d

d

-

l.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Гражданский кодекс РФ. - М., 2002.
Труловой кодекс РФ. - М., 2002.
Уголовный кодекс РФ. - М., 2002.
Семейный кодекс РФ. - М., 2002.
Административный кодекс РФ. * М., 2002.
Констиryчия Р.Ф. - М., 2008.
Комментарии к Конститучии РФ. - М., 2008
Теория государства и прав; Учебник /под рел. А.В. Малько. М., 2006
Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков , М., 2005.

d

l0.Интернет ресурсы ( федеральный правовой порт€rл <Юридическая
и др.)

Россия>>

А. Я., Болотина Т, В. Права человека: Пособие для учителя.M.,20I2.
l].Алексеев С. С. Философия права.- М., ]002;
l3.Исаев И, А. История государства и права России.- М., 20l4.
l4.Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.- М., 20lЗ.
l 5.Юрилическая энциклопедия.- М.. ]0 l4.
l l. Азqроq

d

Общая характеристика учебного предмета
В старшей школе правовая грамотность, булучи важным компонентом
социЕlльно-гуманитарного образования личности обеспечивает
возможности правовой социализации подростков. Правовое образование
направлено на создание условий для развития гражданско-правовой
активности, ответственности, правосознания обучающихся:, дмьнейшее
освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков
правового поведения, необходимые для эффективного выполнения
выпускниками основных социаJlьных ролей в обществе (гражданина,,
налогоплательщика, избирателя, члена семьи.' собственника' потребителя,
работника).

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с
учетом образовательных целей ступени, социaшьных потребностей и опыта
взрослеющей личности. Основными содержательными линиям правовой
грамотности являютя:

-роль права в регулированIли общественных отношений;

законотворческий процесс в стране;

гражданство, основные права и обязанности граждан;
участие граждан в управлении государством, избирательная
-

система в России;

-вопросы

семейного и
образовательного права;
имущественные и неимущественные права личности и способы
их
защиты; правовые основы предпринимательской
деятельности; основы трудового права и права социального
обеспечения;

-основы гражданского, уголовного' административного

судопроизводства;

-особенности

конституционного судопроизводства;
международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени.
Щели

Изучение правовой грамотности направлено на достижение следующих
целей:

. развитие личности, направленное на
формирование
правосознания и правовой культуры, социаJIьно-правовой активности,

внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на
осознание себя полноправным членом общества, имеющим

d

,l

гарантированные законом права и свободы;
. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам
другого человека, демократическим правовым институтам,
правопорядку;
. освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах
права' возможностях правовой системы России, необходимых для
эффективного использования и защиты прав и исполнения
обязанностей., правомерной реализации гражданской позиции;
. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных
знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и
законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в
обществе; решения практических залач в социально-правовой сфере, а
также учебных задач в образовательном процессе;
о формирование способности и готовности к самостоятельному
принятию правовых решений, сознательному и ответственному
действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Рабочая прогDамма Dаз работана на основе:
о федеральных государственных образовательных стандартов по
праву (базовый уровень);
. примерной программы среднего (полного) общего образования по
праву (базовый уровень);
программы <Право> базовый уровень А.Ф.Никитина,2012
Срок реализации пDогDаммы l год (l0 класс)
В соответствии с учебным планом на изучение курса <Основы правовой
грамотности)> в l0 классе отведено 34 часа (из расчета l час в неделю при 34
учебных неделях):
Учебное пособие: Никитин А.Ф. Право. l0-1l класс Базовый и углублённый
уровни - М.; Щрофа, 20l9
Формы оDrанизации учебного процесса: классно- урочная, семинары.
Самостоятельные и практические работы,, выполняемые учащимися.
Технологии обучения:
объяснительно-иллюстративная, технология
совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные
технологии, проблемное и развивающее обучение.
Виды и фоrrмы контроля: устный, письменный, тестирование
Планирyемый уровень подготовки выпчскников на конец ступени
приведены в разделе <Требования к уровню подготовки выпускников)),
который полностью соответствует стандарту.
Общеучебные знания, умения, навыки и способы деятельности
!ля учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего
образования в области познавательной деятельности являются:
. умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки целей до получения

.

л

и оценки результата);

. участие в проектной деятельности, в организации и проведении
учебно-исследовательскоЙ работы: выдвижение гипотез,
осуществление их
проверки, владение приемами
исследовательской деятельности, элементарными навыками
прогнозирования (умение отвечать на вопрос: (что лроизойдет,
В

если...)).

области

информационно-коммуникативной деятельности
предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках
права;

извлечение

необходимой

информации

из

источников!

созданных

в

различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной
информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информачии, передача содержания информации алекватно
поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто
обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных
конкретных примерах, владение основными навыками публичных
выступлени й.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание
ценности образования как средства развития культуры личности;

объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции
и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной
деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения,
конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного
отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою
гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды,
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или
булущей профессиональной деятельности.
Правовое образование ориентировано на формирование умений
осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать
основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять
взаимосвязь государстваl' права и других социаJIьных норм; различать виды
судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры,
нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений,
урегулированньiх правом;
Учащиеся школы должны уметь использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска,
первичного анализа и использования правовой информации; обращения в
надлежащие органы за квалифицированной юридической помошью; анализа
норм закона с точки зрения конкретных условий их ре€lлизации.

Результаты обучения
Результаты изучения курса <Основы правовой грамотности)) приведены
в разделе <Требования к уровню подготовки выпускников>. Требования
направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и

{

практикоориентированного подходов;
освоение
учащимися
интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и

законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.
Рубрика <Знать/понимать)) включает требования к учебному материаLrу,
который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика < включает требования, основанные на более сложных
видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать,
распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать
и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике <<Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни)) представлены

требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на
решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые
другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и
развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и

{

d

не подлежат непосредственной проверке.

.

виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе tlовыми нормативными актами;
ана,Iиз норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм повелеtlия и способов защиты прав и
интересов личности :
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях

о

общественной жизни;
Р€ШеНИе ОтДелЬных пРаВоВых споров

.
.
.

с УЧетоМ социалЬного

опыТа

ученика.

,{

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В резульmаmе uзучепuя права llo базовом уровне ученuк dолlкен
знать/пони мать
. права и обязанности, ответственность гражданина как участника
конкретных правоотношений (избирателя, наJIогоплател ьщика,
работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реЕrлизации
и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и

способы международно-правовой защиты прав человека' формы

и

процедуры избирательного процесса в России;

уметь

.

правшцлrно упоmребляmь основные правовые понятия и
категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция,
полномочия, судопрои зводство );
. -YаракmерuзовоmaD: основные черты правовой системы России,
порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и
расторжения брачного контракта., трудового договора, правовой статус
участника предпринимательской деятельности, порядок получения

{

,/

{

платных образовательных услчг; порядок призыва на военную службу;
. объясняmь., взаимосвязь права и других социальных норм;
основные условия приобретения гражданства; особенности
прохождения альтернативной гражданской службы;
. Розлачаmь..
судопроизводства; полномочия
правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры;
организационно-правовые формы предпринимательства; пOрядок
рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
. прuвоdumь пр ll,!|lep bt: различных видов правоотношениЙ,

виды

правонарушений!,

ответственности;

{

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:
о поискоl

первичного

ан€Lпиза

и

использования

правовой

информации; обращения в надлежащие органы за кв€uIифицированной
юридической помощью;
. ан€Lпиза норм закона с точк;,l зрения конкретных условий их
реЕrлизации;

. выбора соответствующих закону форм повеления и действий

в

. изложения и

о

типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения
способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

аргументации собственных суждений

происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
о решения правовых задач(на примерах конкретных ситуаций).

2.

Реализация программы воспитания через предметное содержаЕие

Преdмеmное coleplrcaHue но уровпе среlнеzо Реаltuзацuя про?раtLuь, воспumанuя lla
обtцеzо образованuя
1,ровпе cpedHezo обtцеzо образован uя. Hop,tt bt
u mр od u цuu п о BedeH uя обуч а ю ulеzося
История государства и права

опыт самостоятельного приобретения нtlвы.
знаttий. проведения научных исслеловаlllli,
проектной деятельности; oII1,1
опыт
изучения. заtllиты
и
BoccтaHoBJleH ltrl
кульlурного наследItя чсJIовечсства. опы
произведений
создаllия
собственных
I

Кtlнституционное право
I

,I,Bo

чсского са\{ов
ажсItия,
оI]ьп, самос,tоятельноI,о приобреr,ения новых
знаtrий- провс.tеIlия llа}чных исследований.
опыг ttроектной JIсятеJIьности.
опы] разрешения возникающих конфликтных
дома
к\

Вопросы теории государстl]а и IlpaBa

ы- ()llыт

d

,1lb

ситуаuий в

школе.

или tla улице: опыт дел. направленных

}la

пользу своему родному городу или се,l\
стране в целом. опыт деятельного выраженll
позиltии: olll,i
гражданской
собственttой
оказания помоlllи окружак)щим. забо,гы t,
MaJlыItlax !l,]lи пOжилых лк),llях. BoJioHTe Kll ll
,

,f,

оlIы,l,.

[[рава человека

опыт дсJI. наilравленных tla lIользу
pO,I(HoM}, городу

иjIи

ce,!ly.

cBoeNl\

странс
В ЦеЛОМ. опьп
выражения
/,lеяте,ll ыlого
собствеIlной гражланской позиции; опыт дел.
наIlрав_lснных на заботу о своей семье.

ролных и близких; опыт

разрешения

во,]никаtощих конфликтных ситуаций

школе,

Избирательнос право и избирательный процесс

l'ражданское право

|

Ншоговое право

в

ДоМа

или на улице: опыт ведения здорового образа
жизниизаботыозllо овье д
х,Iю.,tсii
оrIыт дел. направлеtlных на пользу cBoe\l
родному горолу или селу. стране
в целом. опьп ,llеятельноI,о Bb]pa)liellll,
СОOСТВСIIIIОИ I ажданскои llозиции.
оIlыт дсл, направJIеIIIлых на пользу своем)/
po]lнoNt}, r,Oроду или селу.
страIIе
в це.lоI1. оilьп леятельного выражения
собс гвеIIIlоЙ гражланской позиции: опь!t
разрешения t}озникающих конфликтных
ситуаций
в
школе.
дома
или на улицеi опыт оказания помощи
окружающим.
заботы
о мilлышах
или
пожильiх Jlюлях. BoJloHTe кии оIIыт
опыт рiRрешения возникающих конфJIиктIi1,1
ситуаций
в
школе.
.fo\l
или на улицеi опыт дел, направ"lенных ll.
заботу о своеЙ семье. родных и близких: опы l
самостоя,l-е.]lьн()l,о приобретения llовы\
]Il|lIIt.l tl
llрове.Ilения llаучных 1.1cc]Ie,,t()l]llHиI].
0lILI I II осктной леятсJIьносl,и.
опыг разрешеllия возlIикаюlцих конфликтных
сит},аций в шко"тIе. лома или на улице; опыт
.1ел. направленtlых на забоI},о своей семье.
родных и близких: опыт самостоятельноI,о

{
]

{

"

I

Семейнrrе право

приобретения новых знаний. провсl,ен и я
научных иссJlедований. опыт просктноiI

'I'рудовое право

деяl-ельности.

трудовой опыт. опыт участия
произволственной практике:
возникающих

оп

l,J

l

конфлик,гны\
пIкоJе.
в
доNlа
ил}l на },лице; опыт дел, направленных на
заOо
о сt]оеи семье.
дных и олизких;
oIILI I ра,]l)сItIеll}iя BOll l ll как)lI(их конф-lиктных
сиl,уаций
в
школе,
дома
и-,lи на },лицеi опыт дел. направленных IIа
заботу о своеЙ семье, родных и близких; опыl,
tIовы\
самостоя-гельного п иоб lеIltlя
разреU leII ия

си l\ aItиii

А,,lпrинистративное право

I

fl

I
знаний. проведения на),чных исследований.
опы,l,

Уголовное право

l

t

роектнtlй леяl,еJIьности.

опыт ,llejl. HallpatsjleнHb]x на заботу о своей

семье. родных и
направленных

близкихi

деятельного
гражданской

в

I

опыт

разрешеIllJ''

Осttовы судопроизводс,I,ва

выражения

позиции;

возникающих конфltикrных сиI!аllиii
школе. дома и.]Iи на ",Itlце.
опыт дел, наIlравленных на заботу о cB()ci
семьс.
и
близких: опы l
рOjlных
саl\lос],Oятеjl ьного

IIриооретения
новых
чных исследований.
опыl, ll
ктllой деятеltьности
опыт и,Jччения. защиты и восстановлен}lя
кульI)рного наслелия человечества, опыт
создаIIия
собствеtlllых
произведений
культ),ры,
опыт
творческого
}l
самовыражения; опыт
самопоfнания
самоанализа. опыт социально приемлемоlr,
са\lовы ажеIiия и само aL-Iиз1lI(llli,

lнаний. провс.rсния

Правовая культура и правосозllание

на\

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты освосtlия оснt,lвной образовате:lьной программы должIIы

отражать:
l)

дел.

pollнoМy
целом. опыт
собственноl:i

городу или селу, стране

I

опыт

на пользу своему

российскую гражданск},ю идентичнос-гь. патриотизм. уважение к своему народу.

lIyBcTBa ответственности перед Родиltой, гордос,I,и за свой край, свою Родину, Ilрошлое и

IIастоящее многонационаJlьного народа Россир,. уважение государственных символов
(герб. флаг, гимн):
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российскоt,о
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопоряlок. обладающего чувством собственного достоинства. осознанн()
принимающего традиционные национаJlьные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценllости;
3) готовность к служеtlик] Отечеств1,. el,o защиT,еl
4) сформирован ность мировоззрения. cooTвc,I,cl вующеl,о современному ypoвHlo
рiввития науки и обrцсс,гвенной tlpilкl ики. основаllllого на лиаJIоге культур. а также

раз,пичных форrr общественного сознаtlия. осознание своего j!,ecTa

в

llоликультурном миреi
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими Ilенностями и идеаrIами граж.lанского обществаi готовность и
способность к самостоятельной. творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире. го,l,овность и
способность вести диалог с другими лк)дьми, достигать Iз нем взаимопонимания. нzrходи l,b
общие цели и сотрудничать для их достижеttия. сtIособность противостоять и.цеологии
экстрсмизма, национализма, ксенофобии, дискриминаt{ии по социальным, религиозным.
расовым. национаqьным признакам и другим негативным социaцьным явлениямi

f,

в

7) навыки сотрудничества со сверстниками. детьми мjIадшего возрас.га, взросJIыми

образовательной, общественно полезной. учебно-исследовательской, проектной и
гих видах j]еятел ьности:
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения 0бщечеловечсскll х
ценностей:
9) готовность и способность к образованикl. в том числе самообразованию. на
протяжении всей жизни; созtlательное отношение к непрерывному сrбразованию как
},словию успешной профессиональной и общесгвеltttой дея,t,ельности;
l0) эстетическое отношение к миру. вкJlюtlая эстетику быта. научного и
технического творчесl ва- cl lopr а. общес гвсltн ых о l нtlшсttийi
ll) принятие и реiцизацик) ценносtей ;дорового и безоласного образа жизни,
ПОТРебнОСТи в физическом сzrмосовершенствовании. занятиях спортивно-оздоровительной
.1р}

деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
наркотиков:

,,{

a}лкоголя.

бережное. ответственное и компетен,гное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение ()казывагь

l2)

первую помощь:

и

l3) осознанный выбор булуruей профессии возможностей реацизации
собственных iкизненных планов; отIIошеttие к llрофессиона-ltьной /lеятелыlости как
возl!1ожности участия в решениI.1 jIичtIых. общесtвеllны\. I осударственных.

обIIlенациональных проб-[ем i
l4) СфОРмиРованность экологичсскоI,о мышJlеIiия, ltонимания вj!!lяния социzlльноэкономических процессов на состоянис tlрироrlной и социмьной сре2lы: приобретение
оп ыта эколого-направленной деятельностиi
l5) ответственное отttопlение к созданик) семьи на основе осознанного принятия
цеIIностей семейной жизни.
Метапредметные результатыосвоения основной образовательной программы
до.Ilжны отражать:
l) умение самостояте.цьно определять цели деяте-Iьности и состав-цять пJlаны
самостоятельно
осуществлять.
конl,ролировать
и корректировать
деятельности;
деяте..rьность; использовать все возможные ресурсы ,гtля дос],ижения пос,гавленных tlелей
и реатIизации планов деятельности: выбираr,ь усIIешl,ые страl,егии в раз,qичных си,гуацияхi
2) умение пролуктивно обUtа,l ься и взu и м()JtеЙс l Boltal ь в Ilpoltcccc совмесrноЙ
деятельности. учитывать позиции других )частников деятеJtьности. эффек,гивно
разрешать конфликтьu
З) владение навыкхми познавагелыtой. у,tсtlно-исс,ltедоваl ел ьс кой и проектной
:tея,гельности. навыками разрешения проб.lем: способность и готовность к
самостоятеJIьному поиску методов решения практических задач. применению различных
меl,одов познания,
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавате-,l ьной
деятельности. владение навыками получепия необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации. критически
оценивать и интерIIретировать информацию. пол!,чаем},ю из рiLзличных источников;
5) умеrrие использова,],ь средства информационных и коммуltикациоtItlых
тех[IоJlогиЙ (далее - ИК'Г) в решlснии коI,ниlивIIых. коNlNlуникати вIlых и оргаllизациоllных
залач с собJюдением
требованиЙ ,)ргономики. техники безопасносги.
гигиены.
правовых
и
этиtIеских
IlOpM.
норм
иt
tформаIlионноЙ
безопасности;
ресурсосбережения.
6) умение определять назнаtIение и функrrии ра,J-iIиtlных соttимьных институтов;
7) умение самостоятеJ]ьно оценивать tl IIриI{имать решения. определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно. логич}lо и точно излагать свок)
точку зрения, использовать адекватные языковые средстваi

,d

{

,!

9) влаление навыками познавательной реф_пексии как осозIIания совершаемых
лействий и мыслительных lrpo,leccoB. их резчльтатов и оснований. границ своего знания и
не,]нания. новых познаватеJlьных залач и средств их достижения.
Предметные результатыосвоения основной образовательной программы для
учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно
общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения
осtIовной образовательной программы должны обесtlечивать возможносl,ь дальнейшего
успешного профессионaulьного обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области кОбщественные науки) должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой. Ilеrtностно-смыс..rовой сферы обучакlщихся.
гражданской
иден l ичнt}сти.
поjlи культурности.
тоJlераlIтности.
российской
приверженности ценностя]\,t- закреплеIIны1\l Коllститl,ttией l)оссийской Федсрации:
поIlимание роли России в мноl,ообразном. бысr,ро ]\lеня lопlе]\,tся г;lобаIьнсlм мире:
сформированность навыков критическоI,о мыlllлеIlия. анализа и сиtrтеза. умений
оценивать и сопоставлять методы исследован}iя. харак,гсрllые для обцественных ttayK;
формирование целостноI,о восrlриятия всего спекlpа природных. fкономических.
соl!иaLпьных реалий;
сформированность у]\rений обобщать. анаJlизировать и оценивать информачию: ,геории.
концепции, факты. имеющие отношение к общественному рstзвитию и роли Jrичности в
нем, с целью проверки гипотез и иtlтерпретации даtlных различных ис,гочников;
в"цадение знаниями о многообразии взг,qядов и теорий по тематике общественtlых наук.
Требования к предметным результатам освоения базового курса права ]lол)(llы
отражать:
l) сформироваlIность представлеltий о понятllи l,oc).],apcTвa. его функциях.
механизме и формах:
2) владение знаниями о понятии права. ис,tочниках и llopMax права, законности.
I]равоо,гноtпен иях;

3) в..rlадение знаllиями о правонарушениях и юридической оr,ветс,гвенrrости;

4) сформирован llocтb lIрелставлений о Копсr,итуllии Российской Федерации как

oc[IoBHoM законе государства. владение знаниями об основах правового статуса личности
в Российской Федерачии;

5) сформированIIость общих IIредставлений о разных видах судопроизводства.
llравилах применения права! разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления и антикоррупцион t| ых
стандартов поведения;
7) сформированность знаний об основах адм и Iiистрати вного. гражданского.
тру/,Iового. уголовного права;
8) понимание юри,llической леятельнос,Iи; о]накомJIение со спецификой основных
юридических профессий;
9) сформированность умений примснять правовь]е знания для оценивания
коtlкретных правовых норм с точки зреIIия их соо,I,ве1,ствия законодательс,гву Российской
Федерации;
l0) сформированность навыков самостоятеJlьного поиска правовой информаuии.
умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

:d

:l


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».