Рабочая программа по курсу химия - избранные вопросы 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чшlтырская средняя общеобразовательная школа Л!2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Протокол Nol заседания
методического совета
МБоУ COIII Nа2
от 24.08.2023г.

ШМО

Проr,око;r No1

от 22.08.2023г.
Руково тель ШМо

//

Зам. ди

Мелохаян о.А..

ра по

УТВЕРЖДЕНО

УВР

Приказ от 25.08.2023г. Nl l 10
{иректор

мБоу сош
i/J

/[ l, t t, t

сL

Гайбарян М.Т

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА
по

курсу

10 Б

клАсс

(Химия: избранные вопросы>>
(вариативный KoMnoIreHT)

Количество часов: -

1

час в неделю

Учителя - Щаглдян А. М.
\

2023

-

2024 учебный год

лъ2

4сттекян о.х.

1

оглавление
гlояснительная записка

J

Нормативнм база
I

..1

{ели и задачи...........

6

общая характеристика учебного курса...

6
9
9

Планируемые результаты
Материально-техническое обеспечение кабинета химии

10

Литература

|7

Ка,rендарно-тематическое

13

планирование l0класс 34 часа (1 час в неделю)

Календарно-тематическое планирование l l класс 34 час (

1

час в неделю)

l8
21

)

Необходимость

пояснительная записка
разработки курса для учащихся lO-x и ll-x

классов

<Химия: избранные вопросы) обусловлена тем, что в соответствии с базисным учебным

планом среднего (полного) общего образования химии за

2 года

выдеJuIется всего 68

часов- В содержании курса химии в l0-11-x классilх представлены только
основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие
сведения. Поверхностное изучение химии не облегчает,

а

затрудняет ее усвоение.

Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно
курса органической химии

в

10-ом классе, и

с

изучением

с изучением курса общей химии в

11-ом

классе. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать уrебный материал

курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету.
Программа курса послужит дJul существенного углубления и расширения знаний по
химии, необходимых для конкретизации ocHoBHbD( вопросов органической, общей

и

неорганической химии и для общего развития учеников.
Щель курса:

.расширение знаний по теоретическим вопросам, формирование умений и
навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии.
развитие познавательной активностии сllмостоятельности.

Задачи курса:
оуглубление и расширение знаний по химии

.зilкрепление ),мения и навыки комплексного осмысления знаний и их
применению при решении задач и упражнений;
. исследовать и анa}лизировать аJIгоритмы решения типовьtх задач, нtжодить

способы решения комбинированных задач;
о

формировать целостное представление о применении математического

аппарата при решении химических задач;
.развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
о

способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе

совместной работы;
. развить интересы учащихся, увлекающихся химией.

КJрс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии
основной

школе! и не требует знtшия теоретических

вопросов,

выходящих

в

за рамки

школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса
необходимо,
Е1,1горитмами

чтобы

ребята

владели

важнейшими

вычислительными

нilвыками,
реш

J

ния

типовых

химических

задачj

умение

применять

при

задач

решении

важнейшие

физические и химические з!lконы.

В качестве основной формы организации учебных занятий пред.lагается проведение
семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материarла, а так же
решение заJlач и упражнений по данной теме.
.Щля повышения интереса

к теоретическим вопросilм и закрепления изученного

материала, предусмотрены уроки-практикумы

по

сост:rвлению

схем

превращений,

отражающих генетическую связь между кJIассами неорганических и органических
веществ и составлению расчетных задач, с }тазанием способов их решения.

При разработке программы курса акцент делался на те вопросы, которые в базовом
курсе химии основной и средней школы рассматривtlются недостаточно полно или не
рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаI4енов ввузы. Задачи

и

упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с

из}4iаемым материаrлом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из КИМов по

ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Курс кХимия; избранные вопросы)) совместим с программой О.С.Габриеляна,
И.Г.Остроумова, С.А.Сладкова (Программа курса химии для

l0-1l классов) и

учебно-

методическим комплектом.

Курс <Химия: избранные вопросьD) предназначен для учащихся 10- 11-ых классов и
рассчитан на 34 часа в l0классе и 34 часа в 11 классе

(l

час в неделю в

l.

l0и

11классах).

Нормативная база

Федера,тьный закон от 29

,|2 .2012

М

273-ФЗ (рел

. от 31 .07

.2020) (Об

образовании в Российской Федерации> (с изм . и доп ., всryп . в силу с 01 .09.2020).

URL:

-

2 Паспорт национilльЕого проекта <Образование> (утв . президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому рtввитию
24.12.20l 8 Nл 16)

3.

.

и национальным

проектalм, протокол от

URL:

Государственнaul прогрtlмма Российской Федерации кРазвитие образования>

(утвержлена постановлением Правительства РФ от 26 .12 .20|7 Iф 1642 (рел, . от 22 .02

.202l) кОб утверждении государственной программы Российской Федерации <Развитие
образования>.

4.

Профессиона.льный стандарт <<Педагог (педагогическм деятельность в

дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании),

4

(воспитатель, учитель))

(ред от lб

.06 .2019

г .) (Приказ

социальной защиты РФ от 18 октября 20lЗг . Nр 544н,

с

Министерства труда и

изменениями, внесёнными

приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014

г.

ЛЪ 1115н

и от

5

августа 2016 г . ЛЪ 422н).

5. Профессиональный стандарт <Педагог дополнительного образования детей и
взрослых)) (Приказ Министерства труда и социа.lIьной защиты РФ от 5 мая 2018 г . Nq

298н кОб утверждении профессионального стzrндарта кПедагог
образования детей и взрослых>)

.

6. Федера,rьный государственный

образовательный стандарт основного общего

образования (утвержлён приказом Министерства образования
Федерации от l7 декабря 2010 г. Лb 1897) (рел .2| .|2.2020)

7. Фелеральный

и науки

Российской

.

государственный образовательный стандарт среднего общего

образования (утверждён приказом Министерства образования
Федерации от 17

дополнительного

мм 2012 г

8. Авторской программы О.С.

. J\Гs

413) (ред .11 .|2 .2020)

.

и науки

Российской

-

Габриеляна, И.Г.Остроумова, С.А.Сладкова соответствующей

Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего общего
образования.

9. Об

утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 кСанитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательньж учеждениях):
постilновление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 лекабря 2010 г. Nq l89, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта2011 г.

l0.

Методические рекомендации

по

созданию

обrчеобразовательных организациях, расположенных

в

и

функционировzlнию в
сельской местности и малых

городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей

(кТочка роста>) (утверждены распоряхением Министерства просвещения Российской
Федерации от 12 января 202l г . Nч Р-6)
1

1.

.

Методическое пособие авторов П. И. Беспмов и М.В. !орофеев

<<Реа,rизация

образовательных программ естественнонаучной и технологической направленноСтей
химии с использованием оборудования центра кТочка роста>
Программа учебного курса обеспечивает:
удовлетворение индивидуальных запросов, обучающихся;

ПО

5

.

общеобразовательную,

общекультурную составляющ),ю при получении среднего

общего образования;

о

развитие личяости обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной
и ценностно-смысловой сферы;

о

р;ввитие навыков саI\,{ообразован ия и самопроектирования;

.

углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного
знания или вида деятельяости;

о
.

совершенствование имеющегося и приобретение нового опьпа;
познавательной деятельности, профессионttльного саN.{оопределения обучalющихся.

.Щанная программа гарантирует обеспечение единства образовательного

пространства

за счет

преемственности, интеграции, предоставления равных

возможностей и качества образования.

Содержание Программы строится с учетом регионttльных особенностей, условий

образовательных организаций,

а также с учетом

вовлечения обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья.

Ще:tи и

задачи

()сновная цель изучения учебного (элективного) курса

формирование представлений

о

химической составляющей естественно-научной

картины мира, овладение важнейшими химическими понятиями, законами и теориями.
()cHoBHbte заdачu:

овладение методiiми научного познания д,:rя объяснения химических явлений и
свойств веществ, оценки роли химии в развитии coBpeMeHHbD( технологий и получении
новых материalлов;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости грilмотного отношения к своему здоровью и окружающей
среде;

применение попJленных знаний для безопасного использоваltия веществ

и

материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в

повседневной жизни, предупреждения явлений, нilносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.

Общая характеристика учебногtl курса

Содержание учебного курса <<Химия: избранные вопросы)

представлено линейньпr.r способом построения учебных програ}{м. Учебный материarл

6

выстраивается в одной линии и состоит из последовательно связанных между собой rлав и

тем. УчебЕыЙ материarл каждоЙ последующей главы является логическим продолжением

того. что изучtL,Iось в предьцущий главе. Это позволяет экономить время, fiоскольку
исключается дублирование материаJIа.

Программный материа_п отражает все современные запросы общества:
формирования

физическими

и

фундаментальньIх

представлений

о мире, вкJlючающих

наряду с

биологическими знаниями, необходимый объем химических знаний,

формирование химических знаний важньо< как для повседневной жизни, так и для

деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с
химией непосредственно.

Химическое образование необходимо также для создания

у

обучающихся

представлений о роли химии в решении экологических, сырьевьж, эfiергетических,
продовольственньй, медицинских проблем человечества.

I|eHHocmHbte орuенtfluры Программы определяются направленностью на

национальный воспитательный

идем,

востребованный современным российским

обществом и государством.
Программа предусматривает обеспечение общеобразовательной и общекультурной
подготовки учащихся. Программа позволяет раскрыть ведущие идеи и теории химической

науки, формир}.ющие мировоззрение учащихся
Периодический закон .Щ.

И.

-

Закон сохранения массы и энергии,

Менделеева, Теория химического строения органических

веществ, Теория растворов. Полученные знания создают условия для понимания
зависимости свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения
веществ их свойствами; материаJIьное единство неорганических и органических веществ;

возрастающей роли химии в создании новых лекарств и материaUIов, в экономии сырья,
охране окружilющей срелы.

Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной
дидактики и возрастной психологии и направлено на решение задач по формированию

у учащихся

научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания,

практического применения полученных знаний, создание межпредметных связей с
предметами областей математических и гумtшитарных наук.

Программа учебного курса <Химия:

избранные вопросы)

представлена следующими содержательными компонентами:
Введение;

Углеводороды;

7

Кислородсодержащие органические вещества;
Азотсодержащие органические вещества;
Строение атома и периодический закон .Щ.И. Менделеева;
Строение вещества;

Химические реакции;
Вещества и их свойства;

Химия

в жизни общества.

Прuнцuпьt u ос о бе ннос mu с оdерэюанtlя Про2ра,м"мьl

и

принцип систематичности

:

последовательности предполагает вьцеление в

изriаемом материале ведущих идей и теорий, выстраивание логической системы курса
и учебного материала внутри одной глilвы, темы. Принцип системности и
последовательности позволяет сохранить соотношение

между

теоретическими

положениями и практической составляющей курса. Реiшизуется в последовательности
теории, практики, контроля и самоконтроля обучающихся;

принцип непрерывности позволяет организовывать обучение с опорой на зЕания
химии, пол)^{енные на ступенях начального общего и основного общего образования, а
также

на

жизненный

опыт

Кроме

учащихся.

того,

большую

играют

роль

знания!

сформированные другим лредметными областями;

принцип доступности и индивидуtIлизации строится на учете учебных
возможностей обучающихся. Позволяет выбрать оптимально учебньй материi}л,
соответствующий

возрастным,

физическим,

и

психологическим

инте[пектуаlтьным

особенЕостям обучаIощихся. Обуrение химическому содержанию остается доступным,
но позволяет умственно и интеллектуit,'tьно развивать обучающихсяl

принцип вариативности

в

организации образовательной деятельности дает

возможность для различных вариантов реализации теоретической и практической части
курса, исходя из обеспеченности курса материa}льно-

техническим, информационным, методическим обеспечением, особенностями
разных групп учащихся в классе. Позволяет искать конструктивньlе пути организации
учебной деятельности не только учителю, но и обучающимся;

принцип минимакса

в

организации образовательной деятельности позволяет

обучаrощимся освоить обязательнJто часть реализуемой программы.
программа

дает возможность

рiввитию

участие в проектной деятельности,

творчества,

интеллекта

В то

же время

обучащихся

через

8

исследовательской деятельности.

в решении задач

повышенного уровня

в

Программе, позволяет

сложности.

Системно

-

деятельностный подход, реализуемый

формировать личностные. метапредметные

и

предметные результаты, обозначенные

федеральным государственным образовательным стандартом в предметной области

кЕстественные науки) с учетом индивидуапьных особенностей обучающихся.

Mecтo

Iз

учебном плане

На уровне среднего общего образования

ребный курс являетсякурсом

по выбору

обучающихся в предметной области кЕстественные наукиl>.

Программаучебного (элективного) курса <<Химия: избранныевопросы))
рассчитана на 68 уrебньтх часов, на изучение курса в каждом
классе предполагается вьцелить по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Трсбования

уроtsню liо.ц1-tl,1,оtJки l]ыIIускникOв
В результате изучения курса ученик долженЗнать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
к

масса атомов и молекул, моль, молярнilя масса, молярный объем, электролитическая
диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакчии, энтzUIьпия, теплота
образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет,
функциональная группа, гомология, структурная и простанственнм изомерия;
Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон,

закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гессц закон действующих масс

кинетике

и

термодинzrмике; Классификацию

и

в

номенклатуру: неорганических и

органических соединений;

Уметь
Называть: изученные вещества по ктривиальной>> и международной номенклатуре;

Определять: вiIлентность и степень окисления химических элементов, характер

среды

в водных

pacтBopilx, окислитель

и

восстановитель, направление смещения

равновесия под влиянием различных факторов, изомеры

и гомологи,

веществ к различным K.l]accitM органических соединений;
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

принадлежность

9

Осуществлять сalшtостоятельный поиск химической информачии с использовzrнием
различньrх источников (справочных, научных и на)чно-попуJuIрных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

П;tанируемые резул ьтаты

Планируемые результаты осво9ния прогрtlммы учебного (элективного) курса
уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметньtх и
предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной
деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.

Результаты из)п{ения учебного (элективного) курса

по выбору

обучающихся

должны отражать:
развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для из)ления учебного
предмета, курса: развитие обшtей культуры обучшощихся,

их

мировоззрения, ценностно_смысловых установок, р:r:}витие познавательньIх,

регуJlятивньrх

и

коммуникативttьD( способностей, готовности

и способности

к

саморазвитию и профессионмьному самоопределению;

овладение систематическими знаниями

и

приобретение опьпа осуществлеЕия

целесообразной и результативной деятельности;
рa}звитие способности

к непрерывному самообразованию, овладению ключевьlми

компетентностями, составляющими основу умения:

с,lмостоятельному приобретению и

интеграции знаний, коммуникации и

сотрудничеству, эффективному решению фазрешению) проблем, осознанному
использованию информачионных и коммуникационных технологий, самоорганизации и
саморегуляции;

обеспечение академической мобильности

и (или)

возможности поддерживать

избранное направление образовilния;
обеспечение профессиона.тьной ориентации обучающихся.
П ланuруе,uьtе лuчносmные резу"цьmаmьl

Личностные результаты включают:

российскую гражданскlто идентичЕость (идентификачия себя в качестве
гражданина России, гордость за достижения русских учёных, за русскуто науку, осознание

и

ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,
языкilм. ценностям народов России и народов мира:

l0
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития на}ки и общественной практики;

сформированность ценности здорового

и безопасного образа

жизни;

индивиду:tльнilя и коллективнtIя безопасность в чрезвычайных ситуациях;

сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления;
освоенность социttльных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах;

осознанное, увirжительное и доброжелательное отношение к

дргому человеку.

его

мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность

и

способность вести диiL,Iог с другими людьми и достигать в нем взммопонимания;
развитое Mopa],Ibнoe сознание и компетент}tость в решении моральньrх проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственньtх чувств

и

нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
эстетическое, эмоционttльно-ценностное
к эмоционalльно-ценностному

П лан uру е м

ые м

е

видение окружающего мира; способность

освоению мира.

mапр е dM

е

m н bl е р

е зу,|l

ьmаmьl

Метапредметные результаты включают

три группы универсальнь!х

1"rебных

действий.
Реауlяmuвньtе унuверса,цьные учебные dейсmвuя

самостоятельно опредеJIять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения
поставленной цели в

деятельности, собственной жизни

и жизни окружающих людей, основывмсь

на

соображениях этики и морirли;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериаlльные ресурсы,
необходимые д;tя достижения поставленной цели;

выбирать п)ль достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материмьные и нематериаJIьные затраты;

организовывать эффекгивный поиск ресурсов, необходимьтх для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полl^rенный результат деятельности с поставленной заранее целью.

1l

П о з н а в аm

e.q ь н bt е

у

н

uв ер с a,l

ь н bl

е

уче б н bte

dе

uc mв tbd

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять

развернутый информационный поиск

и

ставить на его основе новые (учебные

и

познавательные) задачи;

критически оценивать

и

интерпретировать информацию

с разных

позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информачионньD( источниках;

использовать рarзличные модельно-схематические средства дпя представления

существенных связей

и отношений, а также противоречий, выявленных

в

информачионных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим зitмечilниям в отношении
собственного суждения, рассмативать их как ресурс собственного развития;

выходить за рalмки уrебного предмета и осуществлять цепенаправленный поиск
возможностей д'tя широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать иЕдивидуarльн),ю образовательную траекторию, )литывм огрilничения

со стороны др}тих участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные
позиции в познавательной деятельности.
Коммунuкаmuвньtе yчule рс aJlbHbte уче

бн bte deuc

mвurl-

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми

(как внутри образовательной организации, тiж и за ее пределаrrли), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не

личньп симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в рaвных роlrях (генератор идей, критик, исполнитель, выступaющий, эксперт и
т.д.);

координировать

и

выполнять работу

в

условиях реального, виртуального

и

комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично

и точно

излагать свою точку зрения

с

использованием

адекватных (устных и письменньD() языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации

активной фазы, выстрмвать деловую

и

личностных оценочtых суждений.
Пl aHupye"ubte преd.uеmньt

е

ре зульmаmьt

и

предотвращать конфликты

до

их

образовательн},ю коммуникацию, избегая

|2

В результате обучения по Программе учебного (элективного) кJрса кХимия: теория и
практика> обучающийся научится:
пониманиЮ предмета, ключевых теорий и положений, составJUlющих предмет
кХимия>, что обеспечивается посредством моделирования и постановки проблемных
вопросов, харiIктерньrх д,:rя предметной области <Естественные на}.ки);

умение решать основные практические задачи, характерные для использования
методов и инстрр{ентария предмета <Химия>;
формирование межпредметных связей с другими областями знания.

Обучающийся по,'rучит возможность научпться:
овладеть кJIючевыми понятиями и закономерностями, на которых строится наука

химия, распознавание соответствующих ей признаков и взiммосвязей, способность
демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой
науки химии;

умение решать, как некоторые практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария химии;

наличие представлений о химии как целостной теории (совокупности теорий), об
основных связях с иными смежными областями знаний.
\,lat ериiult,I

ttllextlи,tectlile trбеt:l]сl]еll пе

t(cбllllc,t,zt чиl,t;ll.t

Натуральные объекты
Натура.пьные объекты, вкJIючают

в себя коллекции минерtulов и горных

пород,

и сплавов. оксидов. кислот. оснований. солей. в том числе и минермьных
удобрений, а также коллекции органических веществ и материалов, предусмотренных
ФГОС (кНефть и продукты её переработки), кКаменный уголь и продукты
металлов

коксохимического производства)), (Волокна>, кПластмассы>>

образцами исходньD( веществ

и готовых

и т. д.

Ознакомление с

изделиЙ позволяет получить наглядные

представления об этих материa}лах, их внешнем видеj а также о некоторых физических

своЙствах. Значительные учебно- познавательные возможности имеют коллекции,
изготовленные самими обучающимися. Предметы для тtlких коллекций собираются во
время )кскурсий и лругих внеурочных занятий.
Коллекции испоJIьз},ют только для ознакомления обучающихся

с внешним видом и

физическими свойствами различньtх веществ и материirлов. Щля провеления химических
опытов коллекllии использовать нельзя
Химичесrолереактивы и материа-rы
Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники

13

безопасности, особенно при выполнеIlии опытов самими обучающимися. Все
необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документiж и
инструкциях, а также в пособиях для учителей химии.

Все реактивы и материалы, }iужные для проведения демонстрационного и

)денического эксперимента, постaIвляются
центра!,lизованно

в

виде

заранее

в

общеобразовательные организации

укомплектованных

приобретения дополнительных реактивов

и

наборов.

При

необходимости

материzIлов следует обращаться в

специa}лизированные магазины.

Химичесlсая лдбораторная посуда, аrшараты и приборы

Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов
обучающимися и для демонстрационньгх опытов.

Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии в

7-9

классах,

классифичируют на основе протекающих в них физических и химических процессов с
)лIастием веществ, находящихся в рaвных агрегатных состояниях;
1)

приборы для работы

с

газами

-

получеt{ие, собирание, очистка, сушка,

поглощение газов; реакции между потоками газов; реакции между гtlзами в электрическом
разряде; реакции между газами при повышенном давлении;
2) аппараты и приборы дзrя опытов с жидкими и твёрдыми

веществаJ\{и перегонка,

фильтрование, крист,}ллизация; проведение реакчий между твёрдым веществом и
жидкостью, жидкостью и жидкостью. твёрдыми веществами.
3) датчики рН, электропроводяости,

температуры и др.

Вне этой классификации находится учебная аппаратура, предназначеннiц для
изу{ения теоретических вопросов химии: дJUI демонстрации эпектропроводности
растворов и

14

движения ионов в электрическом поле, для изучения скорости химической реакции и

химического равновесия, электролиза, церегонки Еефти и т. д.

Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательные приборы,
различные приспособления для выполнения опытов.

Модели

объектами моделирования

в химии являются атомы, молекульL

крис.t.аллы,

В преподавании химии

использ},lот

заводские zrппараты, а также химические процессы.

модели кристilллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV),
иода, железа, меди, магния, модели кристаллических решёток важнейших представителей
классов орган ических соеди нений.

Выпускаются наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей
молекул, в первую очередь, оргrlнических соединений.

учебные пособия на печатной основе

В процессе обучения химии

использ}.ют следующие таблицы постоянного

экспонирования: <Периодическая система химических элементов

!.

И.

Менделеева>,

<Таблица растворимости кислот, оснований и солей), (Электрохимический ряд
напряжений металлов), <Валентные состояния атома углерода>, <Пространственное и
электронное строение молекул органических соединений) и др.
.Щ,rя

организации самостоятельной работы обучающихся на уроках использ},ют

разнообразные дидilктические материаJlы: тетради на печатной основе или отдельные

рабочие листы

-

инструкции, карточки

с

заданиями разной степени трудности для

изучения нового материaL.Iа, самопроверки и контроля знаний.
Экрашrо-звуrсовьIе средства обучения

К экранно-звуковым средствill{ обучения относят такие пособия, которые могут быть
восприняты с помощью зрения и сл}ха. Это кинофильмы, кинофрагмеЕты, диафильмы,

диапозитивы (слайлы), единичные транспаранты

для

графопроектора. Серии

транспарантов позволяют имитировать движение путём последовательного нaLтожения
одного транспаранта на другой.

Технические средства обучения (ТСО)
Большинство

технических

средств обучения не разрабатывалось

специально д,lя

школы, а изначальЕо служило для передачи и обработки информации: это различного рода
проекторы, телевизоры, компьютеры и т. д. В учебно-воспитательном процессе компьютер
может использоваться для решения задач научной организадии труда учителя.

При использовании технических средств обучения следует учитывать временнь,е

15

ограничения] налагаемые Санитарными правилами

и нормами (СанПиН).

Непрерывная

продолжительность демонстрации видеоматеришlов на телевизионном экране и на
большом экрarяе с использованием мультимедийного проектора не должна превышать для
обучающихся в Х - xI классzlх на уроке 30 мин Такое же огрilничение распространяется на
непрерывное использование интерактивной доски и на непрерывную работу обучающихся

на персоýilльном компьютере, Размещать интерактивнуо доску следует также как и
обычную: на той же высоте, обеспечивая при этом равномерное освещеЕие. Когда доска
не используется, её необходимо откJIючать..Щля профилактики утомления глаз в учебный

процесс необходимо включать рi}зличные виды деятельности, вкJIючtUl специaL,Iьную
гимнастику для глаз.

Оборудование кдбинета химии

fuя

Кабинет химии должен быть оборудован специalльным демонстрационным столом.

обеспечения лучшей видимости демонстрационный

стол

рекоменлус,гgя

устанавливать Еа подиум.

В кабинетах химии устанавливают двухместные ученические лабораторные

столы.

Ученические столы должны иметь покрытие, устойчивое к действию агрессивных
химических веществ, и защитные бортики по наружному краю. Кабинеты химии
оборулlтот вытяжньlми шкафами, расположенными

у

наружной стены возле стола

)л{ителя. .Щля проведения лабораторньrх опытов использ},ют только мини-спиртовки.

Учебные доски должны быть изготовлены из материмов, имеющих высок}.ю
адгезию с материалами, используемыми

дJIя письма, хорошо очищаться влажной губкой,

быть износостойкими, иметь тёмно-зелёный цвет и антибликовое покрытие. Учебные
доски оборудутот софитами, которые должны прикрепляться
верхнего Kpiul доски и выступать вперёд на расстояние 0,6 м.

!:rя

максимального использования дневного света

и

к

стене на 0,З

м

выше

равномерного освещения

учебных помещений не следует рilзмещать на подоконникzж широколистные растения,
снижающие уровень естественного освещения. Высота растеяий не должна превышать15

см (от подоконника). Растения целесообразно размещать в пере}tосных цветочниц,L.<
высотой 65-70 см от пола или подвесньж кашпо в простенках между окнами.
.Щля отделки

уrебных помещений используют материаJIы

и

краски, создающие

матовую поверхность. .Щля стен учебных помещений следует использовать светлые тона

жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого цветов; для дверей, оконных рам
белый цвет.

Кабинет химии должен быть оснащён холодным и горячим водоснабжением и кана

lб
лизацией.

В кабинете химии обязательно должltа быть алтечка, состаз которой утверждается
местIlыми органtlми управления,

1.
к

Литература:
Габриелян О.С., OcTpoploB И.Г. <Химия. Материалы для подготовки

единому государственному экзамену и вступительным экза}.IенаIu в ВУЗы>>

- М.: !роф4 2008 70З с

2.

2021.

З.
4.
5.
б.
7.

Габриелян О.С. 10 класс О.С. Габриелян, Л.П. Ватлина.

-

М.: !рофа,

Габриелян О.С,,. l1 класс: М.: !рофq2021
А. С. Егоров

<

Все типы расчетных задач по химии для-подготовки к егэ> Феникс, 20lб

В. Н.,Щаронькин идр. <ЕГЭ

-

2023.30 тренировочных вариантов). Легеон,2022

В. Н. ,Щаронькин и др. <Химия. Задания высокого уровня сложности). Легеон, 2022
.Щобротин .Щ,Н, <Сборник ЕГЭ по химии 202З>. Национальное образование, 2023

8 Гаршин А.П. <ОргмическаJI химия в таблицах и схемiж)) - ХИМИЗДАТ,
2006. 184 с
9 Кузнецова Н.В., Левкин А.Н. <Задачник по химии. 10 класс>
М.:<ВЕНТАНА-ГРАФ),

2013,

-

144 с

10 Химия: практикум по общей химии. 10-11классьr/ сост. Н.И. Тулин. Волгоград:

18

Календарно-тематическое планирование курса 10класс З4 часа (1 час в неделю)
м
п/п

.Щата

.Щата

IIлаll

факт

l

наименование темы

Элемент содержания

Введение. Роль и место расчетных задач в системе
обучения химии и практической жизни. Типы задач.

Условные обозначения, названия и единицы измерения
физических величин, их взаимосвязь. Приближенные
вычисления, правила округления.

вычисления

2

вещества)l

с использованием понятий (количество
(число Авогалро>, молярная масса.

Общие рекомендации к решению и оформлсltиlо расчетных
задач. Ана.ltиз химической задачи.

молярный объем

Установление простейшей формулы вещества по

3

массовым долям элементов с

использованием
абсолютной и относительной плотности вещества.

I

I

.1

Вывод формулы вещес,l,ва tlo относительной плотности
и массе (объему или коJ]ичеству) продуктов сгорания.

Химические формулы: простейшая (эмпирическая),
молекулярнfut (истинная, брутто-формула),графическм.

структурнм, электроннiш. (Dнz,D"о,д.,Dо:,D xz и др.) Вывод
формулы вещества на основе массовой доли элемента.
относительной
плотности по другому газу, массе, объему общей формуле
гомологического ряда органических соединений.
Вывод формулы вещества по количеству вещества продуктов

сгорания, общей формуле гомологического
органических соединений.

5

Изомерия и номенклатура органических соединений

6

Урок-упражнение по отработке навыков составления
изомеров и их названий
Урок-упражнение по отработке навыков составления
изомеров и их названий
Вычисления массы (количества, объема) вещества по
известному количеству (массе, объему) одного из
вступивших в реакцию или получившихся веществ.
Вычисление массы, количества или объема продукта
реакции по известной массе, количеству или объему
исходного вещества, содержащего примеси.

7
8

9

l0

Вычисление массовой или объемной доли выхода про-

ряда

пространственнzш и структурная.
Пространственнiш изомерия и её виды. Номенклатура:
тривиtIльная, coBpeMeHHfuI. Правила систематической
номенклатуры. Написание структурных формул изомеров

Виды изомерии:

по химическим

}равнениям с использованием
(Задачи
величин.
с использованием материа!rа по
различных
органической хим ии)
Степень чистоты основного вещества (вещества,
вступающегов реакцию). содержащего примеси,
определяется массовой
долей данного вещества в навеске смеси. Решение задач
Массовая доля практического выхода. Объемная доля прак-

Расчеты

l9

ll
l2

дукта реакции от теоретически возможного
Расчеты

по

химическим

уравнениям!

связанные

ческого выхода. Решение задач
массовая доля растворенного вещества. Решение задач

с

массовой долей растворенного вещества
Вычисление массы (объема или количества) продукта
реакции, если одно из реагирующих веществ дано в
избытке.

I

Если одно из реагирующих веществ взято в избытке. то
расчет массы (объема, количества вещества) продукта
реакции осуществляют по массе (объему, количеству
вещества) того
реагента, который вступил в реакцию полностью. Решение
задач

13

l4

Химические реакции в органической химии

15

понятие о циклоалканах

lб

Алкадиены

|7

Каучук

llJ

Бензол и eI,o l,()м()JI()l,и

l9

Химические свойства углеводородов и способы их получения.

20

Схемы превращений отражающих генетическ).ю связь
между углеводородами: открытые, закрытые,

смешанные.
2|

'fермохимическое

Расчеты по термохими ческим уравнениям

Урок-практикрл по составлению схем превращений,
отражающих генетическую связь между
углеводородами

уравнение, тепловой эффект химической

реакции. Испол ьзование температурного датчика цифровой

I

лаборатории.
Понятие о реакциях соединения. Понятие о реакциях отщеплен
Реакции изомеризации. Правило Марковникова. Реакции
ароматической системы и углеводородного радикала.
ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце
(ориентанты l и ll рода). Выполнение упражнений
I {иклоа,тканы. Строение, изомерия,
номенклатура и свойства. Выполнение заданий
Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура
Химические свойства а,ткадиенов. Выполнение заданий
Каучук в природе. Свойства каучука. Состав и строение
натурального каучука.
Электронное строение бензола и его гомоJIоt,ов. Химические
свойства гомологов бензола датчика электропроводности
цифровой лаборатории
Характерные химические свойства углеводородов: алканов,
циклоaulканов, tIлкенов, диенов, il!,lкинов, ароматических
углеводородов (бензола и толуола). Выполнение заданий

Химические свойства углеводородов и способы их
получения. Схемы превращений, отражающие генетическую
связь между углеводородами: открытые, закрьпые
смешанные
выполнение заданий
(Работа в группах и парах)

22

Переработка углеводородного сырья

2з

Характерные химические свойства предельньж
одноатомных и многоаlомных спиртов; фенола и
способы
их получения
Характерные химические свойства aшьдегидов,
карбоновых
кислот.
предельньtх
сложных эфиров и
способы их получения.
Схемы превращений отражающих генетическ},ю связь
мея(ду углеводородами и кислородсодержащими

24

25

органическими

соединениями:

открытые!

26

смешанные.
Урок-практикум (Эксперимент)

27

Сложные эфиры. Жиры. Углеводы.

Перегонка нефти. Крекинт, нефтепролуктов
Коксохимическое I Iроизводство.
Химические свойства кислородосодержащих органических
соединений и способы их полyчения.
Выполнение заданий

Прямые и обратные генетические ряды органических
соединений
Схемы превращений, отражающие генетическую связь между
веществами: открытые, закрытые смешанные.

закрытые,

Качественные реакции в органической химии

Жиры как питательные вещества. Гидролиз и гидрирование
жиров. Моющие средства. Охрана окружающей среды.
Крахма,r как питательное вещество. Строение углеводов.

Применение углеводов. Ацетатное волокно. Выполнение

заданий

Химические свойства азотсодержащих соединения и способы
их получения.

28

Химические свойства азотсодержащих соединения и
способы их получения.

29

з1

Схемы превращений, отражающие геЕетическую связь между
Генетическая связь аминов с другими классами
веществами: открытые, закрытые смешанные.
органических соединений
Генетическая связь аминокислот с другими классами
органических соединений
Решение расчетных задач по теме <Азотсодержащие органические
Азотсодержащие гетероциклические соединеЕия

з2

Схемы превращений по теме

30

зз
з4

<<

Азотсодержащие со-

единения)
Понятие о высокомолекулярньп соединениях.
Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен
Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.
Синтетические каучуки и синтетические BolloKHa.
(решение задач и упражнений).

соединения)

Синтез органических соединений в лаборатории, на
производстве. Получение органического соединения
определенного строения из отличающегося от него по
строению соединения посредством одной или нескольких
химических реакчий. I{епочки преврацений. Подведение

итогов курса. Рекомендации. Отзывы участников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».