Рабочая программа по литературе 10-11 классы

Мун иципал ьное бюджетное общеобразовател ьное учрежден ие
Чалтырская средняя общеобразовательная ш кола Л!2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО
на заседании

ШМО

ГIротокол ЛЬl
от 22.08.202Зг.
Руковолитель ШМО

4
м.к.
I

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол Nч1 заседания
методического совета

Пр"

мБоу сош

лlъ2

от 24.08.2023г.
Зам. дире
ра по

Шагинова

о9

!и

УВР

023г. Лbl

фr,вМk"Ь екян о,Х,

Гайбарян М.Т

РАБОЧАЯ ПРОГРАМIИА
ПО

ЛИТЕРАТУРЕ
((Литература)
к учебнику

(авторы: Лебедев IO.B., }Куравлёва В.П.и др.)
10_11

Количество часов

l0-1l-

клАсс

3 часа в неделю

Учителя:, Карташян Ю.В., Плюснина А.В. Танкаян О.О

2023

-

2024 учсбныli год

l0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литерат),ре на базово;rt }poвlle среднего общеI,о обра:зtlваtrl
СОСТаВЛеНа На ОСНОВе ТРебованиЙ к результаl,ам освоения основноЙ образовательll,.lir
ПРОГРаММЫ СРеднего общего образования. представ-IIенных в Фелеральном государствен HONi
образовательном стандарте среднеI,о общего образования (Приказ Минобрнауки России о.г
17.05.20l2 г, Nq 4l3, зареI,истрирован Минис,герством к)стиции Российской Фелерачии
07.06.20l2 г.. рег. номер
24480). с учётом Концепции преподавания русского языкаl tl
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительс lr
Российской Федерачии от 9 апреля 2016 г. М бЗ7-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ЛИТЕРАТУРА)
Учебный предмет кЛитература> способствуе,г формироваlrию духовного облика
нравственных ориентиров мо"qо.цого покоjIения. так как занимает ведущее Mec1() ,j
эмоционаqьном. интеллектуальноNl и эстегическоNl развитии обучающихся. в становлеllии
основ их миропонимания и нациопального самосознания. Особенности литературы как
школьного предмета связаны с тем. что литераl,урные произведения являются феноменоьr
культуры: в них заключено эстетическос освоение мира, а богатство и многообразие
человеческого бытия выражено в художественных образах. которые содержат в ссб
потенциал

воздействия

па

читателей

и приобщают

их

к

нравственно-эстетичесl.

ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу солержания литературного образования в 10-1l классах составляк)т чтсIlI

изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы Bl(
половины XIX - начала XXI века с целью формирования llелостного восIlрлtя]Il)

]

ПОНИМаНllЯ ХУДОЖеСТВеННОГО ПРОИЗВеДеНИЯ. УМеНИЯ еГО аIIаJIИЗИРОВаТЬ И ИНТеРПРе'I'ИРОВа l l, ,,
соответствии с возрастными особенllостями cTaplI lcк,,laccн и ков. их JIитературным разви,IисNI.

жизненным и читательским опытоlll.

Литературное образование в средней школе преемственно по отношению к курсу
литературы в основной школе. Происходит углубление межпредметных связей с Kypco\I
русского языка, истории и предметов художественного цикJlа, что способствl с
формированию художественного вкуса и эстетического отношеяия к окружающему мир},.
В рабочей программе учебного предмета <Литература> учтены этапы россиliсr
историко-литературного процесса второй половины XIX - начала XXI века. предстаl],l
рiвделы. включающие произведения литератур народов России и зарубежной литерат\,рl,
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении Kil;],
монографической или обзорной темы и направлены на достиженис плаllируемых рез),ль,ru |(
l

обучения литературе.

В

рабочей программе на базовом ypoвIle определена группа планируемых предмет}lых
всех обучающихся.
которых обесllечиваеl,ся в отношении
результатов, достижение
Планируемые предметные результаты на углублённом уровне реализуются в отношеlllltl
наиболее мотивированных и способных об)чающихся. выбравших данный уровень изучеIlI]я
предмета.

ЦЕЛИ ИЗУЧ ЕН ИЯ }'ЧЕБН()I'() ПРЕДМЕТА

(-rl

1.1TEPAT}'PA,)

I{ели изучения предмета (Литература) в средней школе состоят:

в сформирован ности чувства причастности

к отечественным

культурным

тралицllя\]

ЛеЖащИм в ОСнОве историческоЙ преемственности поколениЙ. и уважительного oTIlomeItt1

другим культурам]
в развитии ценностно-смысловой сферы личности ца основе высоких этических иJеа.

|,

в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части ку"lьт} |.
взаимосвя3еЙ между языковым. литературным. интеJlлектуальным. дух()вt|()-ll paBc,tвcllt{l
развитием личности.
Реализация этих целей связаIlа с ра]витиеNt читатсjtьских качеств и устойчивого интерссil
к чтению как средству приобl1lения к российскому -1итературному наследию и сокровиlltа\l
огеqественной и зарубежной к)льтуры. базируется на ,}нании содержания произвеjlений-

осмыслении поставленных в литературе проблем. понимании коммуникативно-эстетически\
возможностеЙ языка художественных текстов и способствуег совершенствованию ycTHoii tr
письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. .Щостиrксtt
укaвilнных целей возможно при комплексном решении учебньж и воспитательных за
стоящих перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи. связанные с формированием чувства причастности к отечествепным Tpa.-lllItl]

осознанием исторической преемственности Itоколсний. включсIlием в я]ык(),,
пространство русской культуры. восItитанием ttеннос,гllого отноtllения к литераrурс t\.

неотъемлемоЙ части культуры. сос,гоя,г в приобщении с],аршеклассников к лучшим образllil\]
русскоЙ и зарубежноЙ литера[уры второЙ половины XIX , начала XxI века, вослитаlIIIil
уважения к отечественной классической литераlуре как социокультурному и эстетическом),

феномену, освоении в ходе изучения литературы духовного опыта человечества. этиконравственных. философско-мировоззренческих, социa}льно-бытовых. культурных традициii Il
ценностей.
Задачи. связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средс
познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщенtr
российскому литературному наследию и через него - к традиционным I(eHHOcl,
сокровищам отечествеиной и мировой культуры. ориентированы на воспи-гаllис ll pi|Jbll
потребности в чтении художественных произведений. знание содержания и ос]\Iыс"llсlt

ключевых проблем произведеtlиЙ русскоЙ. мировоЙ классическоЙ и coBpeMeнtltr

литературы, в том числе литератур народов России. а также на формирование потребнос 1,1l ll
досуговом чтении и умение составлять программы собственной читательской деятельности.

участвовать

во внеурочных

мероприяrиях. содейст,вукrщих повышеIIию интереса

к

литературе, чтению, образованию. книжной культуре.

Задачи. связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современны\Itl
читательскими практиками. к}льтурой восприятия и понимания литератyрных тексl
самостоятельного истолковirния прочитанного, направлены на развитие умеllий aнalII
иriтерпретации литературного произведения как художественного целого с y(IirтoM исl,()г.
литературной обусловленности. культурного кон,гекста и связей с coBpeМeHtIocl ],;,
использованием теоретико-литературн ых знаний и прелставления об историко-литературl
процессе. Кроме того. эти задачи связаны с разви,гием представJ|ения cl сltециt]l,

I
,1

l

1

l

литературы как вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и Nlltlr,
литературы и сравнивать их с хчдожественными интерпретациями в друI их Blt]{a\ l|cli\,
с выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания jlитераl\l]l{

произведения. а также образов. 1см. идей. Ilроблем. способс,гвующих осмысJ|еllllr,,
художественной картины жи,tI{и. со,Jданнtrй aBTtlpoпt в литера,гурIIом произведеliии_ и
авторской позиции.

Задачи. связанные с

осознанием trбl,чак,lщимися коммуникативно-эстетических

возможностеЙ языка и реализациеЙ их в учебноЙ деятельности и в лальнеЙшеЙ жизнlл.
направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных возмож}.lостя\

русского языка в литературных текстах, овладение разными способами информачионrl,
переработки текстов с использованием

важнейших литературных

ресурсов" в том ч}lс

сети Интернет,

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ЛИТЕРАТУРА> В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в

l0 1l

классах основного среднего образования на ба,lсlв,,
'l0
K.,lacce - l02 часа (3 часа в неделю). в lI
уровне в учебном плане отводится 204 часа: в
классе - l0З часа (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
10

П

РЕДNl ЕТА (Л tr,lTEPAT}'PA,>

клАсс

Литература второй половины XlX века
А. Н. Островский. Драма к['роза>.
И. А. Гончаров. Роман кОбломов>.
И. С. Тургенев. Роман кОтцы и дети).
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например. KSilentiumI>. KIl
что мните вы. природа...). <Умом Россию не понять,.,r. кО. как убийственно ittы "tкlбtt.
<Нам недано предугадать. . . )l, кК. Б.> (кЯ вс,гре,гил вас и всё былое...)))и др.
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). llаllример, кТройка>. <}l
люблю иронии твоей...>, кВчерашний леIlь. часу в шестом...), <Мы с r,обой бестолковыс
люди...D, <Поэт и Гражданин>, <Элегия> (<Пускай нам говорит изменчивая мода...),) и др.
Поэма <Кому на Руси жить хорошо).
А. А. Фет. Стихотвореtrия (не менее трёх lttl выбору). Например. <Олним толчком согна,гl,
ладью живую...>. <Ецё майская ночь>. кВечер>. <Это утро. радость ,rTa.. . >. <<Шёпо,г. робк().
дыханье. . . ). кСияла ночь. Луной был полон сад. Лежми. . . > и др.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника <История одного города) (не менее лвух

по выбору). Например. главы (О корени происхождения глуповцев).

r

к()

), (Органчик>. кПодтверждение покаJIния) и др.
Ф. М. !остоевский. Роман кПреступление и наказание).
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея <Война и мир>.
Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору), Наприпtс;1.
кОчарованный странник), <Одно,tум> и лр.
А. П. Чехов. Рассказы (не менее трёх по выбору). Например. <Сгу,цен,r,>. кИоныч>. .
Литераryрная критика второй половины XlX века
Статьи Н. А. !обролюбова (Луч света в тёмном царстве)). (Что такое обломовпtина'],,
градоначаJ,Iьникам

И. Писарева кБазаров> и др. (не менее двух статей по выбору в соответствии с

из\ tlilc

художественным произведением).
Литераryра народов Россип
Стихотворения (не менее одного по выбору). [{апример. Г. Тукая. К. Хетагурова и,ilр.
Зарубежная лптература
Зарубежная проза второй половпllь! XlX века (не менее ().lltlого произвеления ll()
выбору). Например. произведения Ч..Щикксtlса кflэвид Копперфи;t.iч. кБольшие надеж,]ll,t),:
Г. Флобера <Мадам Бовари> и др.
Зарубежная по)зия второй половипы XlX века (не менее двух стихотворений одного ll ]
поэтов по выбору). Например. стихотворения А. Рембо. Ш. Боллера и др.
Зарубсrжная драматургия второй половины XIX века (не менее одного призведенItя
выбору). Например, пьесы Г. Гаултмана <Перед вос ходом солнца). Г. Ибсена <Кукольныii
.

и ДР.

l1клАсс

Литераryра конца XIX - началд ХХ века

А. И. Куприн.

Рассказы

и

повести (одно произведение

по

выбору). Hanpttrlt.,

<Гранатовый браслет>. <Олеся> и др.
Л.

Н. Андреев.

Рассказы

(одно

и повести

произведение

по выбору).

Напримср.

,,i

Искариот>, кБольшой шлем) и др.
М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например. <Старуха Изерги.пь>. <Макар Ll1.
<Коновалов> и др.

L1

Пьеса <На дне>.
СТИХОТВОРения поэтов Серебряного века (Ilc Mettee двух стихотворений одного поэ,Iil ll()
выбору). Например, стихотворения К. !. Бшrьмоltr,а. М. А. Волошина. Н. С. ['умилёва и лр.

Литература ХХ века
И. А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например. <Антоновские яблоки>. <Чистыii
понедельник). <Господин из Сан-Франциско>> и др.
А. А. Блок. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например. <Незttакrlrlt.
<Россия>. <Ночь. улица, фонарь, аптека...), кРека раскинулась. Течёт. грустит лениво...
цикла кНа поле Куликовом>), кНа железной дороге). <О доблестях. о подвигах. () c]lal
<О. весна. без конца и без KpaKl...>. <О. я хочу безумно жить...) и др.
Поэма кДвенадцать>.
В. В. Маяковский. Стихотворения (tle менее l,рёх llo выбору). Например. <Д вы rt,,
бы?>. кНате!>. кПослушайте!>>. . . кПрозаседавшиеся>. к[Iисl,iI,,
Татьяне Яковлевой> и др.
Поэма <облако в штанах).

С. А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору), Например. кГой ты, Русь. моя
роднiul...). <Письмо материD. <Собаке Качалова>. <Спит ковыль. Равнина дороI,ая...l'.
<Шаганэ ты моя, Шаганэ...>. кНе жалею, не зову. не плачу...), ((Я после,r(ний ll,
деревни.,.), кРусь Советская>, <Низкий дом с голубыми ставнями...) и др.
О. Э. Мапдельштам. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например. KБecctlltt,
Гомер. Тугие паруса...), <За гремучую доблесть грядущих веков...). <Ленипгра.t>.
живём. под собою не чуя сц)аны.. . ) и лр.
М. И. I]BeTaeBa. Стихотворения (не мспсс ,грех по выбору). Наприьtер. . <Мне нравится. что вы больны пе мной...>. кТоска по родине! ,,Щавн.
<Книги в красном переплёте). <Бабушке>. <Красною кистью...) (из чикла <Стихи cr
Москве>) и др.
А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например. <Песня последнсii
встречи). <Сжала руки под тёмной вуа.ltью..,>, кСмуглый отрок бродил по аллеям...>. KN,,l,
,

голос был.

Он звал утешно...),

<Приморский сонет>, кРодная

<Не

земля>> и

с теми я, кто бросил

землю...). <Мужес,l

r"

др.

Поэма кРеквием>.
Н.А. Островский. Роман <Как закалялась сталь> (избранные главы),
М. А. Шолохов. Роман-эпопея <'[ихий !он> (избранные главы).
М. А. Булгаков. Романы кБелая гварлия>. <Мастер и Маргарита> (один poMatt ,,
выбору).
А. П. Платонов. Рассказы и повести (однtl произве.tение по выбору). Например. кВ
прекрасном и яростном мире>. <Котлован>" <Во,звраtцение) и др.

,

А. Т. Тварловский. Стихотворения (не менее

,грёх по выбору). Например, кВся cr,

одном-единственном завете...>. <Памяти матери)) (кВ краю, куда их вывезJlи l.ypl,oM...)). , .
знаю, никакой моей вины...). к!робится рваный цокtlль MoHyMeHтa..,) и др.
Проза о Великой Отечест,венllой войне (по o,IlHoMy lIроизведениIо не менее чем двух
писателей по выбору). Например. В. П, Ас,гафьев Kl lacTyx и пасryшка); Ю. В. Бондарев
кГорячий снег); В. В. Быков <Обелиск>. <Сотников>. кАльпийская ба_плада>; Б. Л. Васильев
кА зори здесь тихие). кВ списках не значился), <Зав,гра бы:tа война)i К. !. Воробьёв кУблt гы
под Москвой). кЭто мы. Господи!>; В. Л. Кондратьев кСашка>; В. П. Некрасов кВ oKotll
Сталинграда>; Е. И. Носов <Красное вино победы>, кШопен. соната номер два): (
Смирнов кБрестская крепость) и другие.
А.А.  и др.
Б. Л. Пастернак.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например. кФевраIь.
!остать ч9рнил и плакать!..>>. кОпределение поэзии)! <Во всём мне хочется дойти...>. KCttc,
идёт), (Любить иных - тяжёлый крест...), кБыть знаменитьш некрасиво...>. KНcl,t
>, <<Зимняя ночьl> и др.

А. И. Солжепицын. Произведения кОдин день Ивана !енисовича). <Архипе.rrаг [-Y,ll
(фрагменты книги по выбору, например. глава <<Поэзия под плитой. правда под KaNItteNIr).
В. М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например. кСреза-,t>. <Обlt,
(Микроскоп), (Мастер>, <Крепкий мужик). <Саttоrкки> и лр.
В. f. Распутин. Расска:зы и повести (нс мснее одного произведения по выбо1l. l
Например, кЖиви и помни). кПроцание с Ма,гёрой> и лр.
Н. М. Рубчов. С,гихотворения (не менее трёх по выбору). Налример. <Звезда полейл.
<Тихая моя родина|..). <В горнице моей светJIо...)>, <Привет, Россия...>, кРусский огонёк)L.

кЯ булу скакать

по холмам

задремавшей

отчизны,..>l

и др.

И. А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например. кНа

cl,tcr,

Жукова>, кОсенний крик ястреба>, кПилигримы>, кСтансы> (кНи страны. ни погOстil,
<На столетие Анны Ахматовой). (Рождественский романс>>. <Я входил вместо дикоI()

вклетку...)идр.

Проза второй половины ХХ

- начала XXI века.

Рассказы. Ilовести. романы (tlcl o;1rl,
произведению не менее чем трёх прозаиков по выбору). Например. Ф. А. Абрамов (<БраIr,:,
сёстры) (фрагменты из романа). IIовесть <Пелагея> и ;rp.): Ч. Т. Айтматов (повести к[ Icr rl
пёс, бегуший краем моря), <Белый пароход) и лр.)i В. И. Бслов (рассказы <На родине>. ,"]
тремя волоками>, кБобришный угор> и др.); Г. Н. Владимов (<Верный Руслан>); Ф. А.
Искандер (ромая в рассказах <Сандро из Чегема> (фрагменты), философская сказка
кКролики и удавы)) и др.); Ю, П. Казаков iрассказы <Северный дневникD. кПоморка>, <Во
,

сне ты горько плакал) и др.); В.О. Пелевин (роман кЖизнь насекомых) и др.); Захl,
Прилепин (рассказ <Белый квадрат) и др.): А. Н. и Б. Fl. Стругаuкие (повесть <Пикниtt
обочине> и др.); Ю. В. Трифонов (повести <Обмен>, к,Щругая жизнь>>, <,Щом на набере;ltt

и др.)i В. Т. Шаламов (<Колымские рассказы). например. кодиночный замер>. кИнжек,гор>.
<За письмом> и др.) и др.

Поэзия второй половины

произведению

не менее

чем двух

ХХ -

поэтов

начала

XXI века.

по выбору).

Например.

Стихотворения (по одноr,
Б. А. Ахмадулиной.

l\,

Вознесенского. В. С. Высоцкого. Е. Д. Евтушенко, Н. Д. Заболоцкого. 1'. Ю. Кибирова. lt
Кузнеuова, Д. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова. Б. Ш. Окl,джавы. Р. И. Рожлественского.
Тарковского. О. Г. Чухонцева и др.
flраматургия второй половины ХХ - начала XXI века. Ilьесы (прои,lведение tlлнt,ll ,
драматургов по выбору). Например. А. Н. Арбузов кИркутская история); А. В. Вампrr.ri
кСтарший сын>; К. В. !рагунская к[)ыжая пьеса) и др.
Литераryра народов России
Рассказы, повести. стихотворения (не пletlee одного Ilроизведения по выбору). Например.
рассIсаз Ю. Рытхэу <Хранитель огня)i повесть Ю. Шестаqова кСиний ветер каслания) и др.:
стихотворения Г. Айги. Р. Гамзатова. М. flжа.,lиля, М. Карима. !. Кугультинова. К. Кулис,l,,
и ДР.

Зарубежная литература

ХХ

века (не менее одного произведения по выбtrру). Haltpr
произведения Р. Брэдбери <45l грмус по Фаренгейту>l; А. Камю кПосторсlнний>; Ф. К
кПревращениеl>: !ж. оруэлла ; ). М. Ремарка i Дж. Сэлинджера кНаl пропастью во ржrl): Г. Уэ-rлса : Э. ХемиItгl,эя ; М. Метерлинка (Синяя птица): ()
Уайльда кИдеальный муж>: Т. Уильямса <Трамвай кЖелание>; Б. Шоу <Пигма,rион) и.fр-

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ()СВОЕНИЯ УЧЕБНОГ() ПРЕДМЕТА
(ЛИТЕРАТУРА>> НА YPOI]HE СРt]llНЕГО ОБЩЕ,l'() ОБРАЗ()l}АНИЯ
Изучение литератчры в средней lIIKo]ic Hallpi,lB"leнo IIа .1ос l rI;кение об),чаюlttиIItrся
следук)щих личностнь!х. метапре-lмс-гIlых и t!рс:tмс1,IIых резуJlь,га],ов освоения учебного
прелмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личшостные резулы,аты освоения программы среднего общего обра]ованlrя
ЛИТеРаТУРе ДОСТигаютСя в единстве учебноЙ и воспllтате,,lьноЙ дея,геJIьности opl illlltlillii,
соответствии с традиционными российскими социокультурными. историческиNlи ll .,t\ \(,

!.

нравственными ценностями. отражёнными в произвелениях русской литературы. I1риllя,
в обществе правилами и нормами повеления, и способствуют IIроцессам caNtoll()зlli
самовоспитания и саNlоразвития. развития вн!l,ренней Ilозиции _Ilиtlности. Ilalpll()lll,
гражданственности. уважения к памяlи ,]аtllи,гников (),tечества и пOjlвtiга\l Герtlс,в ()rечес,, ,.
закону и правопорялку. человек}, 1,руда и cTapIIlcMy tlоколсlIнк). взаимного уважения.
бережного отношения к культурному наследик) и ],ралициям м ноI,онационtlльного народа
Российской Фе:ерачии. природе и окр} жакlцей cpc.tc.
Лtлчностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы пtl
литературе для среднего общего обра:]ования должпы отражать го,говность и сIlособносl]
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности. сис,|,с\I
ориентаций,
позитивных
внутренних
соотве,гс,I,RуI( )
ценностных
убеждений.
традиционньм ценностям российского общества. расширение жизненного опы,га и (|
деятельности в процессе реirлизации основных направлений воспитат,ельной;tеятс_,lыl().
том числе в части:
l ) гражданского воспитаlIия:

.

сформирован ность l ражданской позиции обучающсl,tlся как
ответствеllного члена российскоl о обttlес l ва:

.

активного

осознание своих коllституционных прав и обязаннсrстей. !важение закона

l]

и

правопорядка;

.

принятие традиционных национальных. общечеловеческих гуманистическIl\
демократических. семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизllенtlьl,,

_

ситуациями. изображёнными в литературных произведениях;

.

готовность противостоять идеологии экстремизма. национz}лизма. kcclto(l,

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакаN,l:
.
готовность вести совместнук) деятельнос,гь. в том числс в рамках lllK()jI1,1,

литературного образования, в

и}l,гересах граж.Ilанского обпlества. учасl,tsовaIгь
самоуправлении в школе и летско-к)ноlllеских оргаtlизацияхi
.
умение взаимодейство вать с сOциаLlыl1,1Itи инститчта]!lи в соотве,гствии с их
функчиями и нaвначениемi
готовность к гуманитарной и во"понr,ёрской леятельности;
2) патриотического воспитания :

.

.

сформированность

к своему народу. чувства

российской

гражданской

идентичности.

патриотизма.

уважеllI,
край. с,

ответственности перед Родиной, гордости за свой
Родинул свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационtulьного нарола l'oct

i

контексте изучения произведений русской и зарубежноЙ литературы. а также литератуlr
народов России;
.
ценностное отношение к госУДарсТВенныМ симВолalм, исТорическомУ и приро.llll(,
наследию,

памятникам,

традициям

народов

России,

внимание

к их

воплощен}lI

литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте. технологиях.
отражённым в художественных произведениях;

.

идеЙная убеждённ: ptrrtall
Тургенева кОтцы и дети); стихотворения Ф. И. Тютчева. А. А. Фета. с],ихо-i,l]ореt| llя l| l,
<Кому на Руси жить хорошо) Н. А. Некрасова] роман М. [j. Салтыкова-Щеjlрина (Ис I (
одного города)) (избранные главы): poMatl Ф. М. flос,гоевскогtr <[IрестуttJIение и наказанtlс,,:
роман Л. Н. Толстого <Война и N!иг,,: ojtt|() рои,}t}с]lепие Il. С. JIсскова: рассказы и пьссil
кВишнёвый сад) А. П. Чехова: рассказы и пьсса  М. I'opbKtlt,o: рассказы И. Д.
Бунина и А. И. Купринаl стихотворения и по,)tlil KflBeltajltlaTb> А. А. Блока; стихотворения }l
поэма <Облако в штанах) В. В. Маякt,lвского: стихотворения С. А. Есенина. О. '),
Мандельштама. М. И. I{ветаевой: стихотворения и по-lма <Реквием> А. А. Ахматовой: portlttr
Н.А. Островского кКак закttлялась сталь> (избранные главы)i роман М. А. Шолохова K'I'llr,
floH> (избранные главы)i роман М. А. Булгакова <Мастер и Маргарита) (и,qlr <}i
гвардия))i одно произведение А. П. Платонова: стихотворения А. 'I'. 'ГварловскоIrll

,

t I

i

Пастернака- роман А.А. Фадеева "Молодая гвардия". роман В.О. Богомолова "В atl;
сорок четвертого года". повесть А. И. Солженицына (Олин день Ивана flенисtlвlt,
произведения литературы второй половины XX-XXI века: не менее двух про,}аик()I} r,
выбору (в том числе Ф. А. Абрамова. В. П. Acr a(lbeBa. А. I'. Битова. IO. В. Бон.rарева. Б. Jl.
Васильева. К. fl. Воробьёва. Ф. А. Искаrtдсра. l}. Jl. Коr1,1ра-rьева. В. [-. Распутина. В. \1
Шукшина и др.); не Nleнee двух пс)этов lI() выбору,(в-г()м числе И. А. Бродского. ,\
Вознесенского. В, С. Высоцкоr,о, Е. А. Евr,ушенко. Il. А. Заболоцкого, А. С. Кушнера. Б. Ii .
Окуджавы, Р. И. Рождественского, Н. М. Рубчова и др.)l пьеса одного из драматургоs IIо
выбору (в том числе А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова. В. С. Розова и др.): не Mcнee.,l|]\
произведений зарубежной литературы (в том числе романы и повести Ч. flиккенса.
Флобера, .Щж. Оруэлла. Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя. !ж. Сэrrинлжера. Р. Брэ.,ti
стихотворения А. Рембо. Ш. Бодrера; пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу и др.): не Metlee о_
произведения из литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги. Р. Гаll lli,
М. !жалиля, М. Карима, !. Кугультинова. К. Кулиева. Ю. Рытхэу. Г. Тукая. К. XelaI,r1l,,
Ю. Шесталова и др.)l
5) сформированность умений оtlрсдслять li 1tlц,,,,,ro,,o истори ко-культурньiй KoHTeKcI ,,
контекст творчества писателя в процессе аtliulиза хуl[ох(ественных произведений. выяв:tяt
их связь с современностью;
6) способность выявлять в произltедениях художественной литературы образы, теплы.
идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументирован ll1,1\
,гемы:
устных и письменных высказываниях. участвовать в дискуссии на литературные
7) осознание художественной картины жизни. созданной автором в Jlитераl\l
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллек,l,уа] ll
пониманияl

8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особеннос
обучающихся) читать, в том числе наизусть. не менее l0 произведений и (или) фрагмсrl l

.

каждом классе;

9) владение умениями ана!,Iиза и интерпретации художественtlьж произведеl{ий в e.tlt
формы и содержания (с учётом неоднозначности зtl,,Iоженных в нём смысjlов и нiцичllя lj
подтекста) с использованием теоретико-литературных 1,ерминов и понятий (в допо.-rнеtlt,
изученным в основной пtколе):

КРеТнО-историческое. общечелове.lеск(}с и нациоIlfuIьное в творчестве писателя:
традиция и новаторство; ав,горский замысеJt и его воплощение; художественное время
пространствоi миф и литература: историзм. народностьi историко-литературный процесс:
литературные направления и течения: романтизм. ремизм, модернизм (символизм. акмеи]\1,
футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическоеi психолOгll
тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры 1lt,
вн!,тренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия. подтекст; символ; системы стихослоrl\
(тоническая. силлабическая. силлаботоническм), дольник. верлибр; (вечные,I,e\ll
(вечные образы) в литературе: взаимосвязь и взаимовлияние национаlьн1,Iх ,-I}lTcl).
художественный переводi литературная критикаi
l0) умение сопоставлять IIроизвеJIения русской и зарубсжttой литературы и срilвнивп,Il, ii,
с художественными интерI Iреl,ациям и в iцругих видах искусств (графика, живопись, ,l,ea,1,1].
кино, музыка и др.);
lI) сформированность представлеllий о .питературном произведении как яв,rIенrill
словесного искусства. о языке художествеrtной литературы в его эстетической функции. оa
изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественноЙ литера,lr 1.
и умение применять их в речевой практике;
12) владение современными читательскими практиками, культурой восприятil
понимания литературных текстов. умениями самостоятельного истолковаIlия прочитаtIll
устноЙ и письменноЙ форме. информационноЙ переработки текстов в ви.llе alltlO]i
докладов. тезисов, конспектов. рефератов, а также написания отзывов и сочиIIс
различных жанров (объём сочинения - не менее 250 слов): вJliцение умением рс.щак,гирово
и совершенствовать собственные письме}ltlые высказывания с 1,чётом норм pyccKol,()
литературного языка;
l3) умение работать с разными инtРормачионными источниками, в том чисJIе R
медиапространстве.
использовать
библиотек
и электронIIы\:
ресурсы традиционных
библиотечных систем.
КОН

1,1

1

r

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КЛАССАМ:
10

кллсс

l) осознание причастности к отечественным традициям и исторической прее]\rствсlI]
поколений на основе установления связей литературы с фактами социаJiьtlоI-I ;lil

идеологическими течениями и особенносl,ями культурного развития страны в KoIlKpellI,
историческую эпоху (вторая половина XlX века):
2) понимание взаимосвя,]ей меж_]) языкl)вы]\t- лиIератур}lым. интеллектуzIльным. духовll()нрitвственным рiввитием личности в коll,гекс,tе ос]\lыслеIIия произведений литерат},рI I( lii
классики и собственного интеллекI/tшьно-нравственного pocтai

3) сформированность устойчиво!,о инl,ереса к чтению как средству

пo,]lIaIII1iI

о'гечественной и других K},jIbT},p. уважитель}lоI,о оlноlllения к ним: осознанное yMeHIlc,
внима'гельно читать. понимать и самостоятельно и нl,ерIIрети ровать ху.]ожес,l венный текст:
4) знание солержания, llоllима}Iие ключевых ttрtrблем и осознание историко-культурноI,о и
нравственно-ценностного взаимовлияния пllоизведений русской и зарубежной классической
литературы. а также литератур народов России (вторая половина XlX века);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекс,
контекст творчества писатеJIя в процессе анализа художественных текстов. выявляl,ь (,
литературных произведений второй половиньi Х[Х века со временем Haпtlcilll]
современностью
и
тра*цицией; умение
конкре],tlо-истори!lес K(lc
раскрывать
общечеловеческое содержание литературных прои,rведений;
6) способность выявлять в произRеllениях ху,Ilожестве[IItой литературы XIX века trбра r,
,lемы- идеи- проблемы и выражать cB()ii отllошсllис к ниv в
развёрн\тых аргументи p()Bil|
устных и письменных высказываниях: },частвова1,1, в _lиск),ссии lla "1и,rера,г),рные темы; иLtеl,ь
устоЙчивые навыки устной и письменноЙ рсчи в процессе ч,гения и обсуждения лучlllих
образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературно\I
произведении. в единстве эмоционмьного
личностного восприятия и инте"qлек-гуal-l ьI ll
ПОНИМаНИЯ; УМеНИе ЭМОЦИОНМЬНО ОТКЛИКаТЬСЯ tla ПРОЧИТаIIНОе. ВЫРаЖаТЬ ЛИЧНОе oTIlOllll
к нему, передавать читатеJIьские впечатления;
8) сформированность умений выразительно (с учётом инJlивидуirльн ых ocoС)cllllt
обучающихся) читать. в том числе наизусть не менее l0 произведений и (или) фрагrtсtt tt,l,
9) овладение умениями анаJ,Iиза и интерпретаIlии художественных произведений в едrtllс;
формы и содержания (с учётом неод}tо,]начности заul()женных R нём смыслов и н,lлиtlllя 1] l
подтекста) с использованиеN, теорети ко-литератчрllых термиllов и понятий (в дополнение к
изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечелоRсческое и национiutьное в творчестве писатеJIя:
традиция и новаторство; авторский замысел и eIo воплощение; художественное врсмя IJ
пространство; миф и литература; историзм. народность; историко-литературный проltс,
жаll
литературные
направления и течения: романтизм,
ре€Iлизм; литературные
,

трагическое

и комическое;

психологизм;

тематика и проблематика;

авторская

It(),lll

фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизацияi rt'rлюзия. tlo](|
символ; системы стихосложения (тоническая. силлабическая. силлабо-тоll и ческая ):  в литературеi взаимосвязь и взаимовлияние национальных jlитераl\

художественный перевод; литературнzrя критика;
l0) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной :tитерlr
и сравнивать

их с художественными

интерпретациями

в других

видах

иск},сс-I,в (грill

живопись. театр, кино, музыка и др.)i

ll) сформированность представлений о Jlи,гературtlом tlроизвелении как

яRJlсl

словесного иск}сства. о яlыке х)д()жесгвеннOй:tиlсраlrрt,l в el,o )сlе]ической фlнкчии lt,r,i
изобразительно-выразител ьных возможllостях pyccкoI,o я]ыка в
произвелеllиях
художественной литературы и уN|сtlие примснять их в ре.lевой пракI ике:
l2) овладение современными читательскими l]рактиками. культурой восприятия l1
понимания литературных текстов. умениями самостоятельного истолкования прочитанliоI,() IJ
устноЙ и письменноЙ формах. информачионноЙ переработки текстов в виде aнHo,laI(ll;
отзывов, докладов, тезисов, конспектов. рефератов. а также сочинений различных жанроlt l
менее 250 слов)i владение умением редактировать и совершенствовать сtrбствсI
письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;

l3) умение самостоятельно работать с рtвными информачионttыми источникаNltl. lr
числе в медиапространстве. оптимiUIьно использOвать ресурсы тралиц}lонных биб.qиtlt.
электронных библиотечных систем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».