Рабочая программа по ОБЖ 10-11 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное )лреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа Ns2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО
Протокол J\b 1
от 22.08.2023г.
Рlковолитель ШМО

СОГЛАСОВЛНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол J\bl заседания
методического совета

п

МБоУ СоШ

Ns2

от 24.08.2023г.
Зам, директора по

4-\

Майког лчян В- А-

1

|l

УВР

о.х.

!ц

ПРОГРАММА
по

к учебпику

г. Ns110

у ош

Гайбарян М.Т.

РАБОЧАЯ

т25

]

(ОСНОВЫ

оБж
БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ>

(авторы:

под ред. Егорова

10 _ 11
Количество часов: 10 классы

11класс-

Учителя

клАссы

-l

час в неделю
1 час в неделю

С.Н.)
I

i

- Шагинян И.А.
Мелохаян Х.В.
l

2023

-

2024 учебный год

i

Рабочая программа по учебпому предмету <<Основы

,кизнедеятельности>>

безопасности

(базовый уровень).

Рабочая прграмма по учебному предмету кОсновы безопасности
жизнедеятельности)) (предметная область
<Физическм культ}ра

и основы

безопасности жизнедеятельности>) (лалее соответственно

-

программа

ОБЖ, ОБЖ) вкJIючает пояснительную записку, содержание обуrения, планируемые
результаты освоения прграммы ОБЖ.
пояснительная записка.

Программа ОБЖ разработма на основе требований к результатам освоения
прогрtlммы среднего общего образования, прсдставленных в ФГОС СОО, федера;rьной
программы воспитания, Концепции преподавания у{ебного предмета (Основы
безопасности жизнедеятельности) и предусматривает непосредственное применение при
реализации ООП СОО.
Программа ОБЖ позволит у-чителю пострить освоение содержtlния
в логике последовательного нарастания факгоров опасности от опасной ситуации
до чрезвычайяой ситуации и разумного взаимодействия человека с окрlскающей средой,
преемственность приобретения обуrающимися зЕаний
и формирвштия у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЖ в методическом rь,rане обеспечивает реализацию практикоориентирвztнного подхода
преподавании ОБЖ, системность
непрерывность
приобретения обlоtающимися знаний и формирования у них навьков в области
безопасности жизнедеятельности при переходе с 1ровня основного общего образования;
помогает педагогу продолжить освоение содержания материала
в логике последовательного нарастilния факторов оласности: опаснм ситуация,
экстремrrльнfuI ситуация, чрезвычайная ситуация и разр{ного построения модели
индивидуilльного и гр}ппового безопасного поведения в повседневной жизни
прирдной, техногенной, социа,rьной
учётом aжтуальных вызовов
}троз
и информационной сферах.
Программа ОБЖ обеспечивает:
формирование личности вьшускника с вьlсоким уровнем культуры
и мотивации ведения безопасного, здорвого и экологически целесообразного образа
жизни;
достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствуощего иЕтересам обуrающихся и потребностям общества
в формировании полноценной jIичности безопасного типа;
взtммосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного пре,щ,rета ОБЖ на 1ровнях основного общего и среднего общего образования;
подготовку выпускников к решению актуальных праюических задач безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни.
В прграмме ОБЖ содержание уrебного пре,щ{ета ОБЖ струтсгJрно представлено
вариантами
содержания,
состоящими
двумя
реализации
из отдельных модулей (тематических линий), обеспечиваощих системность
и непрерывность изу{ения предмета на уровЕях основного общего
и среднего общего образования.

}пrесть

в

с

и

и

Вариагг

2.

в

Модуrь No l <Культlра безопасности жизнедеятельности в современном обществе))
Модуль Nч 2 кБезопасность в быry>.
Молуль },{Ъ 3 кБезопасность на транспорте).
Модуль Nэ 4 <Безопасность в общественных местаю),

Молуль
Модуль
Модуль
Модулъ
Молуль

JФ 5 <Безопасность в природной среде>,
No б <Здоровье и как его сохрilнить, Основы медицинских знаний).
Nя 7 кБезопасность в соци}ъ{е>>.
Ne 8 <Безопасность в информациоliном прстранстве).

Ns 9 кОсновы пртиводействия экстремизму и терроризму).

Модуль J\b l0 <Взаимодействие личности, общества и

государства
здорвья населениrl)),
В це;rях обеспечения преемственности в изучении уrебного предмета ОБЖ на
}ровне среднего общего образования федеральная рабочаrI прграмма предполагает
внедрение универсальной струсурно-логической схемы изрениJI 1.rебных модулей
(тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: (предвидеть опасность,
в обеспечении безопасности жизни и

по

возможности
её
избегать.
при необхолимости безопасно действовать>.
Программа предусматривает внедрение практико-ориентиров{lнЕых интерактивных
организации
форм
учебных занятий с возможностью применения тренакёрных систем и
виртуilльных моделей. При этом использование цифрвой образовательной срелы на
1"rебных занятиях должно быть
разу!rным: компьютер
и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога
и практические действия обу,rающихся.
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых
глобальных и региональных вызовов и утроз безопасности России (резкий рст военной
напряжённости на приграничных территорил(, продоJDкающееся распрстанение идей
экстремизма и террризма; существенное ухудшение медико-биологических условий
жизнедеятельности; пар},шеЕие экологического равновесия и другие) возрастает приоритет
вопрсов
безопасности,
их
значение
Ее
только
для сtl}rого человека, но также для общества и государства. При этом центральной
проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохрi!нение жизни и здоровья
каждого человека. В данньтх обстоятельствах огромное значение приобретает качественЕое
образование подрастающего поколения рссиян,
направленное
на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности,
овладение знаниями, умениями, навыками и
компетенцией
дrя обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Акгуальность совершенствования уrебно-методического обеспечения
образовательного прцесса по 1^lебному предмету ОБЖ определяется
системообразующими док}т\.{ентами в области безопасности: Стратегией национальной
безопасности Российской Федерации1, Национальными целями развития Российской
Федерации на период до 2030 года2, Государственной программой Российской Федерации
<Развитие образования>З.

ОБЖ является открытой об)"Iдощей системой, имеет свои дидактические
компоненты
во
всех
без
искJIючения
предметных
областях

и реализуется через приобретение необходимьтх знаний, выработку и закрепление системы

взzlимосвязанных навыков и 1шений, формирование компетенций в области безопасности,

r Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021. r. Ns 400 кО Стратегии
национа:Iьной безопасности Российской Федерации> (Собрание законодательства

Российской Федерачии,2021, N9 27. ст. 5З51).
2
Указ Президента Российской Федерации от 2l июля 2020 г. Ns 474 <О наrиональных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 годо (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2020, N9 30, ст. 4884).
3 Постановлетrие Правительства Российской Федерачии от 26.|2.20|7 г. }lb 1642 <Об
утверждении государственной программы Российской Федерации кРазвитие образования>
(Собрание законодательства Российской Федерации, 20l8, N9 1, ст. 375).

поддержанных согласов!lнным из}чением других }п{ебных предметов. Научной базой
уrебного предмета ОБЖ является общм теория безопасности, которая имеет
междисциплинарный характер, основывiшсь на изу{ении проблем безопасности в
общественных, гумalнитарньrх, технических и естественных науках, Это позволяет

формирвать целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от
индивидуaшьных до глобальных), что позвоJIит обосновать оптимzцьн},ю систему

обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также акryrrлизировать для
выIryскников построение адекватной модели индивидумьного и гр}ппового безопасного
поведения в повседневной жизни.
в настоящее время с учётом новьж вызовов и }троз подходы
к из}чению ОБЖ несколько скорреюированы. Он входит в предметн},ю область
<Физическм культура и основы безопасности жизнедеятельности), является обязательным
дJIя изучения на }ровне среднего общего образования.
Изуrение ОБЖ направлено на достижение базового }ровня куJIьтуры безопасности
жизнедеятельЕости, что способствует выработке у выпускников 1rиений распозвавать
угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать
обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникповении
чрезвычайных сиryаuий. Такой подход содействует воспитанию JIичности безопасного
типа, з:жреплению навыков! позволяющих обеспечивать благопоrry.п.lе человека, создaшию
условий устойчивого развития общества и государства.
I_{елью изl^rения ОБЖ на }ровпе среднего общего образования явJuIется
формирвание у обуrающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности
в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения
в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведеЕия здорвого образа
жизни, притlин и механизмов возникновения и развития различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств
и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформирванность акгивной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересarх благополуrия и
устойчивого развития личности, общества и государства;
знание и понимание рJlи личности, общества и государства в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных
и чрезвычайных сиryаций мирного и военного времени.
Всего па изучешпе ОБЖ па уровне среднего общего обрдзования отводятся 68
часов в 10-11 классах. При этом порядок освоения прграýlмы опредеJuIется
образовательной организачией, Koтoptul вправе сttмостоятельно опредеJIять

последовательность
и количество часов для их

тематических

линий

ОБЖ
освоения. Конкретяое наполнение мо,ryлей может быть
скорректировано и конкретизирвано с учётом регионаJIьных (географических,
социальных, этнических и дрлих), а также бытовых и др}тих местных особенностей.
Содержанпе обучения.
Вариаrтг }& 2.

Моryль М

в современном обществе>

l

<Культура безопасности

жизнедеятельности

Объяснять смысл понятия (культура безопасности>>. Характеризовать значение
куJrьтуры безопасности дrя жизни человека, государства, общества.
Объяснять смысл и соотносить понятия ((опасность)), <<безопасность>>, (риск)
(угроза), (опасная сиryация), (экстремальнм ситуация), кчрезвычайная ситуация)).
Иметь представления об }ровнях взаимодействия человека и окрlжающей среды.

Приводить примеры.
иметь представление
приводrть прлмеры.

об )т)овнях решения задачи обеспечения

безопасности,

Раскрывать смысл понятия кбезопасное поведение). Иметь предстztвление

о понятии ((виктимное поведение)). Приводить примеры.

Знать и применять общие правила безопасного поведения.
Объяснять смысл понятия (риск-ориентиtrюванный подход>. Приводить примеры
реализации риск-ориеЕтирвalнцого подхода на }ровне личности, общества государства.
Сформировать предстalвление о безопасном поведеЕии кiж о неотъемлемой части
жизпи современпого человека и общества.
Моryль ЛlЪ 2 <Безопасность в быту>.
Классифицировать и характеризовать источники опасности в быту.
Знать общие правила безопасного поведения, владеть ими в бытовьп< ситуациях.
Иметь представление о защите прав потребителя, в том числе при совершеЕии
покупок в Интернете.
Безопасно действовать в разли.тных бытовых ситуациях. Знать порядок действий при
возникновении опасных ситуаций в быту.
знать порядок оказания первой помощи при уrлибах, переломzrх, кровотечениях,

Знать правила вьвова экстренных служб, порядок

взммодействия

с экстренными сл}rкбами.

Знать правила обращения с электрическими и гfftовыми приборами.
Иметь представления о возможных последствиях электотавмы. Знать порядок
проведения сердечно-легочной реанимации.
Иметь представления о современных системах извещеЕия и пожарот},Iпения в
жилых помещениях.
Соблюдать прtlвила пожарной безопасности в быry. Знать порядок действий при
угрозе иJш возникновении пожара,
Знать порядок оказания первой помощи при химических и термических ожогах.
Иметь представление о нормативах прибытия пожарньiх в гордilх и сельской
местности, правилах действий пожарных расчётов.
Харакгеризовать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности.
Соб.тподать правила безопасного поведенLlя в MecTzlx общего пользования (подъезд;
лифт; мусоропровод; придомова,I территория; детскiш площадка; площадка для выryла
собак и дрlтих).

Распознавать ситуации ц)иминаJIьного характера. Знать меры прфилаrгики

и порядок действий в сиryшIиях ц)иминtшьного характера,

Знать правила поведения при комм}нarльной аварии, порядок вызова аварийных
слlя<б и взаимодействия с ними.
Мо.ryль М 3 <Безопасность на транспорте)).
Характеризовать опасности на различных видах транспорта.
Соблюдать правила доржного движеЕия, установленные дIя пешеходц пассажирц
водитеJIя велосипеда и иных средств передвижения. Уметь уrитывать разные условия
(движение по обочине; движение в тёмное время с)ток; движение
с использованием средств индивидуЕrльной мобильности).
Приводить примеры взаимосвязи безопасности водитеJuI и пассажира.
Иметь представления о знаниях и н;выках, необходимых водителю автомобиля-

знать порядок действий при доржно-транспортных происшествиях рiвного
характера (при отсlтствии пострадавших; с одlим или несколькими пострадавшими; при
опасности возгораниrl; с большим количеством }4lастников).
Безопасно вести себя в метр. ЗЕать порядок действий при возникновении опасности
(в юм .пасле при угрозе возникновения пожара, совершенйя террристического aжта,

]

.l

деЙствиЙ кримиЕurльного хараюера).
Безопасно вести себя на железнодоржIrом транспорте. Знать порядок действий при
возникновении опасности (в том .исле при угрозе возяикновениJl похара, совершеная
террористического акта, действий криминального характера).
Безопасно вести себя на водном транспорте. Знать порядок действий
при возникновении опасности (в том числе при угрозе возникновенЕя пожара, совершения
террористического акга, действий криминального харакгера).
Безопасно вести себя на авиационном транспорте. Знать порядок действий
при возникновении опасЕости (в том числе при }трозе возникновения пожара, совершенrlя
террористического акга, действий криминального харакгера).
Модуль М 4 <Безопасность в общественных местах)).
Характеризовать источники опасности в общественных Mecтttx.
Характеризовать источники опасЕости, связанные с действиями человека
(возникновение толпы, давки; прявление агрессии; криминальные ситуации; сл)пlаи, когда
потерялся человек).
Соблюдать прatвила безопасного поведения в общественных местах.
Знать порядок действий при попадании в толпу, дzвку.
Соблюдать правила поведения при проявлении агрессии.
Знать порядок действий при криминttльной опасности.
Знать порядок действий в слгI{uIх, когда потерялся человек.

Знать порядок действий при угрозе или возникновении пожара

l

в

различных
общественных места,ч (лечебных, образовательных, культ}рных уlрежлениях).
Знать порядок действий при утрозе обрlшlения зданий или отдельных кошструкций.
Знать порядок действий при }трозе совершения террористического акта.
Моryль J\Ъ 5 <Безопасность в прирдЕой среде>.
Хараюеризовать основные источники опасности в прирдной среде.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения на природе (в лесу; в горах; на
водоёмах).
Иметь представление о способах ориентирвriния Еа местности, традицион}lых и
современных средствttх Еавигации.
Знать порядок действий в сJryчшц когда человек потерялся в природной среде.
Знать способы подачи сигнала о помощи.
Иметь представлеЕие о возможцостях выживания в alвтономньrх условиях (способах
сооружения убежища; по.rIучении воды и пищи, заIциты от перегрева
и переохJIаждения; правилах поведения при встрече с дикими животными).
Знать приёмы оказания первой помощи при перегреве, переохлаждении,
отморжении.
Знать общие правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного
хараюера.
Знать о причинах возникновения природных пожаров.
Хараюеризовать роль человека в возникновении и предупреждении прирдных
пожарв. Приводить примеры.
Иметь представление о мероприятиях по борьбе с прирдными пожарами,
возможных последствиях и способах их смягчения.
Иметь представление о возможностях прогнозировilния, предупреждения,
смJIгчения последствий и последствиях чрезвычайных сиryаций геологического характера.
Приводить примеры.
Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях геологического характера.
Иметь представление о возможностях прогнозирвtlния, предупреждения.
последствиях чрзвычайных сиryаций гидрологического
смягчения последствий
харакгера. Приводить примеры.
Знать порядок действий при чрезвычайЕых ситуациях гидрологического харакгера.

и

l

I

1

]

Иметь представление о возможпостях прогнозирвания,

предупреждения,

смJIгчения последствий и последствиях чрезвычайных ситуаций метеорлогического
характера. Приводить примеры.
Знать порядок действий при чрезвычайньtх ситуациях метеорлогического
характера.
Объяснять смысл понятия <(экология>). Характеризовать влияние деятельности
человека на экологию.
Сформирвать бережное отношение к природе.
Разрлно пользоваться прирдными богатствами.
Мо.ryль Jl} 6 <Злорвье и кaж его сохранить. Основы медицинских знштий>.
Объяснять смысл понятий (здорвье), (oxpaIra здоровья>, <здорвый образ жизни>.
((лечениеD. < профилактика>.
Знать факторы, влияющие на здорвье человека и состtшляющие здорового образа
жизни.
Иметь предстatвления об инфекционньrх заболеваниях, механизмах
их распространения и способах передачи. Знать меры профилакгики и защиты
от инфеюдионных заболеваний.
Объяснять смысл понятия (вакцинация>. Иметь представление о механизме
действия вчжцины.
Иметь представление о национiutьном каJIеЕдаре профилакгических прививок.
Перечислять заболевания, вакцины от которых вк.JIючены в национальньй календарь.
Приводлть примеры этих заболеваний и их возможных последствий.
Раскрывать значение изобретения вакцины &llýr жизни людей. Приводить примеры
помощи
вакцинации;
заболеваний, коюрые: побеждены при
не побеждены; от которых вакцины пока не созда}iыКлассифицировать чрезвычайные ситуации биолого-социального хармтера.
Привод,rть примеры.
иметь представления о са}tых распрстранёнrтых неинфекционных заболеваниях.
Хараюеризовать фаюоры риска д!я возникновения сердечно-сосудистых,
онкологических, эндокринньж заболеваний, заболеваний дыхательной системы.
Раскрывать роль образа жизни в профилактике неинфекционных заболеваlий.
Раскрывать роль диспмсеризации для прфилактики неинфекционньтх заболеваний.
Знать признаки )трож:lющих жизни и здоровью состояний, требlтощие вызова
скорЙ медицинскоЙ помощи (иясульт, сердечныЙ прист}п, острм боль в животе,
эпилепсия и дрlтие).
Объяспять смысл понятий (психическое здоровье> и ((психологическое
благополrrие>. Знать критерии психического здорвья и психологического благополrlия
и факгоры, влияющие на них.
Иметь представление о важности раннего выявления психических расстройств, рли
ипкrrюзивной среды.
Сформировать доброжелательное отношеЕие к людям с особенностями
психического развития.
Харакгеризовать влияние хронического стресса, психотравмир)aющей ситуации.
злоуIIотребления atлкоголем и
употребления наркотических средств
на психическое здорвье и психологическое благополгrие человека.
Сформирвать негативное отношение к употреблению ,lлкоголя и наркотиков.
Знать и применять способы сохранения психического здорвья.
Знать критерии, когда необходима помощь специалиста.
Хараюеризовать и соотносить понятия (первirя помощь>> и (cкoparl медицинскzlя
помощь>.
Знать состояния, при которых оказывается первшI помощь, мероприяrия первой
помощи, аJгоритм первой помощи.

l

.I

l

I

i

Владеть приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях. Знать
порядок действий в сложных слу{аях оказания первой помощи (травмы глаза; (сложные)
кровотечения; первая помощь с использованием подрr{ных средств; первая помощь при
нескольких Tp:lBMax одновременно).
Моryль .Iil! 7 <Безопасность в социуме).
Объяснять смысл понятий кобщение>, (социальная группа), <большая группа),
(малаrl группа>.
Знать приЕципы и показатели эффективного межличностного общения
и общения в гр}ппе.
соб.lподать правила безопасного и комфртного существования со зltzlкомыми
JIю,Фми и в различньж группах (в школьном K,Iacce; в коллеюиве кружка, секции;
в спортивной команде).
Приводить примеры межличностного, группового и межгруппового конфлиrгов.
Приводлть примеры способов избегания и рiврешения конфлиюных ситуаций.

Хараюеризовать опасные проявления конфликгов. Знать способы разрешения
межличностных конфликтов, способы противодействия буллингу и проявлению насилия.
Сформировать негативное отношение к опасным проявлениJIм конфликтов.
Уметь распознавать мilнипуляцию, Отличать прсьбы, аргуrr{ентированное
воздействие от манипулятивного, иных форм деструкгивного воздействия. Знать
разJIичные манипулятивные приёмы. Иметь представление о современных формах
маниrryляций,
числе
применением цифровых технологий
использованием
психологических
технологий.
или с
дестр},ктивных
Уметь распознавать манипулятивные компоненты в мошеннических
криминzlлистических схеvах.
Знать и владеть основами пртиводействия манипуляциям, организации
прострrlнства д!,Iя (здорвого) общения внутри различЕых групп и коллективов.

в том

с

Уметь отличать конструюивные способы психологического

воздействия

от деструктивных форм.

Иметь представление о механизмах психологического влияниrl в больших группах.
Характеризовать способы воздействия на человека в большой группе (заражение;
внушение; подражание).
Молуль JYэ 8 кБезопасность в информационном прострЕlнстве).
Харакгеризовать смысл понятий . Знать критерии проверки

в цифровой среде и

i
I

1
I

l

:

i

I

i

достоверности информации.
Объяснять смысл понятия кинфрмационный пlзырь>. Знать основные прйзнalки
манигryляции сознанием и прпаганды.
Объяснять смысл понятия <фейк>. Иметь представление о целях создания
и распространения фейков в цифрвой среде, их основных видах.
Знать празила и основные инстр}менты распознавания фейковых текстов
и изобрa)кеншi.
Иметь представления об основах правового регулировtlния, основных
правонарушениJIх в сети Интернет. Знать методы защиты прtв в цифрвом пространстве.
Моryль J\Ъ 9 <Освовы пртиводействия экстремизму и терроризму)
Объяснять смысл понятий (терроризм) и (эксц)емизм)), их взaммосвязь. Приводить
примерь! экстремистской и террористической деятельности.
Харакгеризовать влияние экстремизма и терроризма на жизнь государства
и общества.
Сформировать нетерпимое отношение
проrвлениям экстремизма
и террризма.
Распознавать признаки вовлечения в экстремистск},ю и террористическ}.ю
деятельность, знать способы противодействия.
Знать порядок действий при объявлении ра:шичньн уровней террористической
направленности.
Уметь действовать при угрозе (обнаружении бесхозных вещей, подозрительньж
предметов) или совершении террристического акта (наrrадении террористов и попытке
змвата заложников; попадании в заложнию{; огневом налёте; наезде ц)анспортного
средства; подрыве взрывного устройства), проведении коЁтртеррристической операции.
Объяснять цели, задачи, принципы пртиводействия экстремизму.
объяснять цели, задачи, принципы противодействия терроризму. Знать струкгуру
общегосударственной системы пртиводействия терроризму.
Моryль
кВзммодействие личности, общества
государства
в обеспечении безопасности жизни и здорвья населения>.
Знать рль оборны страны дlя мирного социtlJIьно-экономического рtч}вития
Российской Федерачии.
Характеризовать рль Вооружённых Сил Российской Федерации в обороне стрllны,
борьбе с межд}цародным терроризмом. Привод.rть примеры.
Иметь представление о современном облике Воор)rt(ённых Сил Российской
Федерации.
Объяснять смысл понятий (воиЕскtц обязанность> и (воеЕнаJI служба>.
Иметь начальные знulния в области оборны, основ военной сл)ry<бы.
Харакгеризовать рль гражданской оборны в обеспечении национальной
безопаснооти. Звать права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны.
Иметь представлениJ{ о юrассификации чрезвьнайных ситуаций.
Хараrгеризовать принципы оргrlнизации Единой системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Иметь представление о задача.ч РСЧС. Приволлть примеры.
Знать права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Иметь представление о правовой основе обеспечения национаJIьной безопасности.
Знать принципы обеспечения национмьной безоласности.
Характеризовать роль реаJIизации национальных приоритетов в обеспечении
безопасности.
Объяснягъ рль личности, общества, государства в реализации национaльных
приоритетов, приводить примеры.

к

ЛЬ 10

и

I

Плаппруемые результаты освоения программы ОБЖ.

и

Личностные результаты достигаются в

единстве

1"rебной

воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилilми и нормами поведения.

в

Личностные результаты, формируемые
ходе изrIения ОБЖ, должны
способствовать процессzlJ\.{ самопозЕания, c:lмовоспитания и с:ш,rоразвитиJI, развития
внlтренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и прявляться, прежде
всего. в увФкении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества" закону и
правопорядку, человеку туда и старшему поколению, гордости за рссийские достижения,
в
готовности
к
осмыслеЕному применению принципов
и правил безопасного поведения в повседневЕой жизни, соблюдению правил
экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям,
культурному наследию и }ваDкительном отношении к традициям многонационального
народа Российской Федерачии и к жизни в целом.
Личностные результаты изriения ОБЖ вюrючают:
1) гражданское воспитание:

сформированность аюивной гражданской позиции обуrающегося, готового
способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и прilвопорядка, осознание своих прав, обяза}rностей
и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от
чрезвьrчайных
областях, связанных
с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового }ровня культуры безопасности жизнедеятельности как
основы для благополуlия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность пртивостоять идеологии экстемизма и террризмц национдIизма и
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность к взммодействию с обществом и государством в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к rlастию в деятельности государственных социilльных организаций и
институгов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности
и

сиryачий и

лиtшости,

общества

в

других

и государства;

2) патриотическое воспитание:

к своему
Отечества,
гордости
за свою
Родины
и
боевым
подвигам
Героев
наро.ry, памяти защитников
Родину и Воорlтсённые Силы Российской Федерации, пршлое и настоящее
многонационального нарда России, рссийской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символtlм. историческому и
сформирванность российской гражданской идентичности, }вzDкения

прирдному Еаследию, дням воинской славы, боевым традициям Воорlяtёяных Сил

Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и
здорвья людей;
сформированность ч}tsства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость
и готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его сульбу;
3) луховно-нравственное воспитание:
офзн€lние лl/ховных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного
и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности д)}тих людей, общества
и государства;
способность оценивать с}fryацию и принимать осознанные решения, готовЕость
самостоятельно
риск-ориентированное поведение,
реализовать

l,

l
I
:

и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска

возникttовения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению
I{х последствий;
ответственное отношение к своим рдителям, старшему поколению, семье, культуре
и
традициям нардов
России, принятие идей
волонтёрства
и добровольчества;
4) эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;

понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития
и безопасного поведения в повседневной жизни;
5) ценности на)пrного познания:
сформирванность мирвоззрения, соответствующего текущему уровню развития
общей теории безопасности, современных представлений о безопасности
в технических, естественно-на}чных, общественных, гр{анитарных областях знаний,
современноЙ концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
поЕимllние на}п{Ео-пракгических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его
значения для безопасной и прдуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;
способность
поведения

применягь

(способность

на}4{ные

предвидетьl

по

знания

для

возможности

реализации
избегать,

принципов
безопасно

i

безопасного
в

действовать

)

опасных, экстремаJlьпых и,rрезвычайных ситуациях);
б) физическое воспитание:

осознание ценности кизни, сформирванность ответственного отношения
здорвью окр}хающих;
знание приёмов оказания первой помоrrш и готовность применять их в случае

к своему здоровью и

необходимости;
потребность в реryлярном ведении здорвого образа жизни;
осознание последствий и акгивное неприятие вредных привычек
причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) труловое воспитание:

готовность к

труду, осознание значимости тудовой

i

и иньп

форм

деятельности

д'Iя развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;

готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности

в

прцессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, вкJIючм военно-

профессиональн},ю деятельность;
готовность и способностъ к образованию и самообразованию на пртяжении всей
жизни;
8) экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влиянЕя социальноэкономических процессов на состояние прирдной среды, осознание глобаJIьного харакrера
экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и
государства;
плtlнирвzlние и осуцествление действий в окружtlющей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного прирдопользования;

акгивное неприятие действий, приносящих вред окр}rкающей среде;

уttление

прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
расширеrrие представлений о деятельности экологической направленности.
}?овне среднего общего образоваяия
результате из}чения ОБЖ
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные 1"rебные действия,

В

на

l

комм}никативные }тиверсzlльные уtебные действия, регу.luтивные универсtlльные
rrебЕые деЙствия, совместнllя деятельность.
У об}"rающегося булут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных }циверсальных уrебных действий:
сaлI4остоятельно определять актуальные проблемные

личности, общества

и

государства, обосновывать

вопрсы безопасности
их приоритет и всесторонне

анмизирQвать, разрабатыватъ алгоритмы их возможного решения в различньв ситуациях;
устан:lвливать с}щественный признilк или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в области безопасности хизнедеятельности, выявлять
их закономерности и пртиворечия;
опредеJUIть цели действий применительно к заданной (смоделированной) сиryачии,
выбирать способы их достижения с рётом самостоятельно выделенных критериев в
парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реаJIизации риск-ориентировalнного поведения;
моделировать объекгы (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, ан:L,Iизировать их различltые состояния дJIя решения
познавательных задач, переносить приобретёнттые знанrrя в повседневн),ю жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информачии,
необходимой для решениJl стоящей задачи,
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач,
обуrающегося булр сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных }.IrиверсаJIьных уiебЕых действий:
владеть науlной терминологией, кJIючевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового зн:lния,

У

его преобразованию и применению дш решения различных учебных

задач,

в том числе при разработке и защите проектньD( работ;

анализирвать содержание уrебных вопрсов и заданий и вьцвигать новые идеи,
аrмостоятельно выбирать оптима,тьный способ решения задач с учётом устаяовленньIх
(обосвованных) критериев;
раскрывать проблемные вопрсы. отражающие несоответствие междi реальным
(заданным) и наиболее благоприятным сосmянием объекта (явления)
в повседневной жизни;
критически оценивать полуiенные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректирвке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знаяия и навыки, оценивать возможность
их реzrлизации в реальных ситуациях;
использовать знания др}тих предметных областей для решения у{ебных задач в
области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретёнЕые знания
и нalвыки в повседневнуо жизнь.
обr{ающегося булут сформирваны след},ющие у]\,tения работать
с ияформачией как часть познавательных универсальных 1^rебных лействий:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анаJIиза различных

У

видов

информации

из истоlшиков

безопасности личности;

разных

типов

обеспечении

условий

информащонной

различных форматах с уrётом хараюера
самостоятельно выбирать оптимalльtt},ю форrу

создавать информационные блоки

решаемой у{ебной задачи;

при

в

их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации. её соответствие прaвовым и
морarльно-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от
опасностей чифровой срелыl

:

i

.l
I

l
I

испоJъзовать средства инфрмационных и комм}никационных
технологий
в r{ебЕом процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности
и гигиеЕы.
У обуrающегося булlт сформирваны след/.ющие }мения общения как часть
комlчI},яикативных универсальных 1"rебных действий:
осуществJIять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию,
переносить принципы её организации в повседlевную жизнь;
распознавать вербальные и неверба,тьные средства общения; понимать значение
социаJьных знаков; определять признаки деструкгивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно
действовать по избеганию конфлиюных ситуаций;
арг}а{ентированно, логично и ясно излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств.
У обучшощегося булут сформированы следующие р{ения самоорганизации как
части регулятивных }ъиверсаJIьных учебных действий:
стalвить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизнеЁных сиryациях;
самостоятельно выявJlять прблемные вопрсы, выбирать оптима.пьный способ и
cocTilBJUITb план их решения в конкретных условиях;
делать

осознанный

вьiбор

в

новой

ситуации!

аргументировать

его;

брать

ответственность за своё решение;
оценивать приобретённьй опыт;
расширять познtшия в области безопасности жизнедеятельности на основе личных
предпо.rгений и за счёт привлечения научно-пракгических знаний др}тих предметных
областей; повышать образовательный и культурный }?овень.
У обl"rающегося булут сформированы следующие умения citMoKoETpoJuI, принятия
себя и друтих как части регуJuIтивных }ъиверсtlльных уlебных действий:

оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые мог}т
возникн}ть при их разрешении; вносить коррекгивы в свою деятельность; контролирвать

соответствие результатов целям;
испоJъзовать приёмы рефлексии для ана.пиза и оцеЕки образовательной сиryации,
выбора оптимального решения;
принимать себя, понимм свои недостатки и достоинства, невозможности контрля
всего вокр}т;
принимать мотивы и арryменты др}тих при анмизе и оценке образовательной
ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
У об)^rшощегося булут сформирваны следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преиму]цества командной и индивидуiцьной работы в
конкретной уlебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместнуо деятельность с )чётом общих интересов,
мнений и возможностей каждого гlастника комilнды (составлять план, распределять рли,
принимать прaвила уrебного взаимодействия, обсlскдать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого rlастника команды в общий результат по
совместно разраfuтанным критериям;
ос)лцествлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
предIагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и праrгической значимости;
проявJUIть творчество и разумн}то инициативу.
Предметные результаты освоения прграммы по ОБЖ на )ровне среднего общего
образования
характериз},ют сформированность
Предметные
результаты
у обrrающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного

i
I

и

группового безопасного поведеЕия в интересах благопоrгrrия
и устойчивого развития личности. общества и государства, Приобретаемьй опыт

проявляется в понимании сутцествующих проблем безопасности и способности пострения
модели
индивидуаJIьного
и
группового
безопасного
поведения
в повседневной жизни.
Предметные
в ходе из)4{ения ОБЖ,
доJDкны
результаты,
формируемые
обеспечивать:
l)сформироваrтность представлений
ценности безопасного поведения
ця личности, общества государства; знание правил безопасного поведения
и способов их применения в собственном поведении;
2) сформированность представлений
возможных источЕиках опасности
(в
в различных ситуациях
быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в
социуlие, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасньrх и
экстремirльньж
ситуачий;
знание
порядка
действий
в экстремальных и чрезвычайных сиryациях;
3) сформирванность представлений о вiDкности соблюдения правил дорожного
движения всеми
)ластниками движения, правил безопасности
транспорте;
на
знание правил безопасного поведения на транспорте, },]\{ение применять их
на праIсгике; знание о
порядке действий в опасных, экстремальных
и чрезвычайных ситуациях на трдrспорте;
4) знания о способах безопасного поведения в прирлной среде, р{ение примеIuIть
на
их
практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного
характера; сформированность представлений об экологической безопасяости, ценЕости
бережного отношения к природе, рtвумного природопользованияl
5) владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой
помощи при неотложных состояниях; знание мер профилакгики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического здорвья; сформирванность
представлений о здоровом образе жизни и его рли в сохранении психического и
физического здорвья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о
необходимых действиях при чрезвычайных сиryациях биолого-социального характера;
6) знания основ безопасного, конструIсгивного общенияi ).мение различать опасные
явления в социriльном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение
предупреждать опасные
явления
и
противодействовать
им; сформированность Еетерпимости к проявлениям насилия в социatльIlом
взаимодействии;
7) знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их
в
среде
на
практике;
цифровой
),]\{ение распознitвать опасности
(в том числе криминмьного характера, опасности вовлечения в дестр}ктивн},ю
деятельность) и противодействовать им;
8) знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике
для предупреждения пожаров; знать порядок действий при }трозе пожара и пожаре в быту.

1

о

о

общественных

местах,

на

транспортеl

в

прирдной

и обязarнности граждан в области пожарной безопасности;
опасности
9) сформирванность представлений

об

среде;

знать

I

права

и

l

негативном влиянии
на жизнь личности, обществц государства экстремизма, терроризма; знtlние роли
государства в противодействии терроризму; умение различать приёмы вовлечения
в экс,гремистскую и террористическ},ю деятельность и противодействовать
им; знание порядка действий при объявлении разного }ровня террористической опасности;
знание порядка действий при угрозе совершения террристического акта, при совершении
террористического акта, при проведении контртеррористической операции;

о роли России в современном мире, )трозах
военного характера, роли воорркённых сил в обеспечении мира; знание основ оfuроны
10) сформированность представлений

I

государства и

воинской сл}тсбы, прав и обязанностей гражданина
гражданской оборны; знание действия при сигнitлах гражданской обороны;
ll)знание основ государственной политики в области защиты населения

в области

и

территорий

от

чрезвычайных ситуаций различного харакrера; знание задач

и основньrх принципов организации Единой системы

пред1тrреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
12)знание основ государственной системы, российского закоЕодательства,
направленЕых на з циту населения от внешних и вн}тренних угрз; сформированЕость
представлений о
государства, общества и
личности
роли
в обеспечении безопасности.
.Щостижение результатов освоения прграммы ОБЖ обеспечивается посредством
вкJIючения в }казанную программу предметных результатов освоения модулей ОБЖ.

:

ц

I


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».