Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы

Муниципа.,чьное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа Ns2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО
на заседании LIlMO

Протокол N 1
от 22.08.2023г.
Р}ководитель ШМО

flflL

СОГЛАСОВАНО
Протоко-п Ns l заседания

УТВЕРЖДЕНО

методического совета

,Щирекtор

МБоУ соШ

*онагянЕ.А.

мБбусФflNа2,

J\92

от 24.08.2023г.
Зам, ди
ра по

Приказ,рr?5_08:282 3г.

УВР

/П t:

t+

\=

ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ
ПО

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

к учебникам (Обществознание)>
(авторы:

Л.Н.

10-11
Количество часов: l0,1

Учителя

1

Боголюбов)

клАссы

классы - 2 часа в неделю

- Чувараян К. К,
!зреян М.Ш.
Барнагян Е,А.

2023-2021учебный год

],,:],i

r t t'i/,Хоспекян

Гайбарян М.Т.

N9 l l 0

О.

Х.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,

jý
El
",*йl

iJ,

представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания

учебного предмета <Обществознание> (20l8 г.), а также с учетом
федерал bHor"l рабочеli программы воспитания. Рабочая программа по
обществознанию на уровне среднего общего образования ремизует принцип
преемственности примерных рабочих образовательных программ основного
общего и среднего общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(оБщЕствознАниЕ> (БАзовыЙ уровЕнь)

Учебный предмет <Обществознание> играет ведушt}.ю роль

в

выполнении системой образования функции интеграции молодежи в
современное общество и обеспечивает условия для формирования

российской гражданской идентичности, традиционных ценностей
многонационuLпьного российского народа, готовности обучающихся к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому
самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и
общества.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)
(БАзовыЙ уровЕнь)
Щелями обществоведческого образования в средней школе являются:
. воспитание общероссийской идентичности, гражданской

ответственности, основанtlой на идеях патриотизма, гордости за
достижения страны в различных областях жизни, уважения к
тадиционным ценностям и культуре России, правам и свободам
человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российсколi

.

J

,iifl

Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовнонравственных позиций и приоритетов, выработка правового
сознания, политической культуры., мотивации к предстоящему
самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой,
профессионал ьной;

{

:,

.,l

"!
.1

о развитие способности обучающихся к личному самоопределению,

о
.

саморе€rлизации,

самоконтролю;

развитие интереса обучающихся

к

освоеЕию соци€rльных

и

ryманитарных дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества, адекватной совремеЕному уровню

научных знаний и позволяющей реализовать требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательной программы, представленным в Федеральноьt
государственном образовательном стандарте сред{его общего
образования;

. овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социirльную информацию из различных
источников, преобразовывать ее и
использовать для

самостоятельного

.

решениrI

учебно-познавательных,
исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении полученных
знаний (включая знание социмьных норм) и умений в различных

областях общественной жизни: в гражданской и общественной
деятельности., включая волонтерскую,, в сферах межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейнобытовой сфере, а также для анаJIиза и оценки жизненЕых сиryаций,

социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования
учебный предмет <Обществознание> раскрывает теоретические знания,
факты социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные
отношения; соци€шьньlе роли человека, его права, свободы и обязанности как
члена общества и гражданина Российской Федерачии; особенност}l
современного российского общества в единстве социальных сфер и
институтов и роли России в динамично изменяющемся мире; различные
аспекты межличностного и других видов социЕIльного взаимодействия, а
также взаимодействия людей и социаJIьных групп с основными институтами
государства и гражданского общества и реryлирующие эти взаимодействия
социаJIьные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется
в соответствии со следующими ориентирами, отражающими специфик1
уrебного предмета на уровне среднего общего образования:

учебного содержания наччнои и практической
значимостью включаемых в него положении и педагогическими
целями )^{ебного предмета с учетом познавательньrх возможностей
определение

.

)лащихся старшего подросткового возраста;
представление в содержании учебного предмета основЕых сфер
жизни общества, типичных видов человеческой деятельности в
информационном обществе, условиЙ экономического р€lзвития на

современном этапе, особенностей финансового

перспектив

и

f,
+;-llts{
iL.citn{

поведения,

прогнозов общественного развития, гryтей решения
актуЕlJIьных социальных проблем;

. обеспечение развития

ключевых

навыков,

формируемых

деятельностным компонентом социalльно-ryманитарного образования
(выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), li
компетентностей, имеющих универсальное значение для р€lзличных
видов деятельности и при выборе профессии;

.

вIоIючение в содержание предмета полноценного материала о
современном российском обществе, об основах конституционного
строя Российской Федераuии, закрепленных
Конституции
Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина,
тенденциях р€ввития России, ее роли в мире и противодействии

;iý

ffi
\j tРlEl

'1t!,{

в

вызовам глобализации;

. расширение возможностей самопрезентации старшеклассников,
мотивирующей креативное мышление и участие в социальных
практиках.

Отличие содержания учебного предмета <Обществознание) на базовом
уровне среднего общего образования от содержания предшествующего
уровня заключается в:
. изучении нового теоретического содержания;

. рассмотрении ряда ранее изученных социаJIьных явлений
о
.

и

процессов в более сложных и разнообразных связях и отношениях;
освоении обучающимися базовьIх методов соци:шьного познаниJI;
большей опоре на самостоятельную деятельность и индивидуальные
познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с
выбором профессии;

. расширении

#

tt фl

познавательных,
и
совершенствовании
исследовательских., проектных умений, которые осваивают
обучающиеся, и возможностеЙ их применения при выполнении
социчшьных ролей, типичных для старшего подросткового возраста.

.#

]

,j#

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА <ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ>
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В

соответствии с учебным планом предмет <Обществознание)) на
базовом уровне изучается в l0 и 1l классах. Общее количество учебного
времени на два года обучения составляет 136 часов (68 часов в год). Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ОБЩЕСТВОЗItАНИЕ>
(БАзовыЙ уровЕнь)
l0

клАсс

человек в обществе
Общество как система. Общественные отношения. Связи между
подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и
соци€lльные институты, Признаки и функции социЕuIьных институтов. Типы
обществ. Постиндустриапьное (информачионное) общество и его
особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе.
Многообразие путей и форм общественного развитиJl. Эволюция, соци€rльн€ul
революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии.
Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые
последствия.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность
в современном обществе. Коммуникативные качества личности.
Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация
личности и ее этапы. Агенты (институты) социаJIизации. Общественное и
индивидуЕrльное сознание. Самосознание и социальное поведение.
.Щеятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и
интересы, Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности человека, Познавательнм деятельность.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его
формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его
виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
Естественные, технические, точные и социальllо-ryманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познаниrI. Особенности научного
познания в социально-гуманитарных науках.
Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов

XXI

]

i{'i
,,
:1

i

J

д{
{r-- ь{

,1

в.

культура
,Щrховная деятельность человека. .Щ;rховные ценности российского
общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная.
массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура.
Функции культуры. Культурное многообразие современного общества.
.Щиалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей
.Щ5rховная

современного общества.

d

,r

]
!

Мора.пь как общечеловеческая ценность

и

социаJIьный реryлятор.

Категории морЕIли. Гражданственность. Патриотизм.

Наука. Функuии науки. Возрастание роли науки в coвpeмeнHoNl
обществе. Направления научно-технологического развития и на}п{ные

достижения Российской Федерации.

Образование в

современном обществе. Система российского
образования. Основные направления развития образования в Российской
Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе.
Значение самообразования. I-{ифровые образовательные ресурсы.
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные
религии. Значение поддержания межконфессиончuIьного мира в Российской
Федерации. Свобода совести.
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы
духовной культуры. !остижения современного российского искусства.
Особенности профессиональной деятельности в сфере науки,
образования, искусства.

Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и
качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность
ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических
систем. ЭкономическиЙ рост и пути его достижения. Факторы

долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы
экономического цикJIа. Причины экономических циклов.
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса.
Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения.
Эластичность предложения. Рынки труда, капит€Lпа, земли, информачии.
Государственное реryлирование рынков. Конкуренчия
монополия.
Государственная политика защиты конкуренции. Антимонопольное
реryлирование в Российской Федерации. Рынок тру.uа. Заработнм плата и
стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды
безработицы. ГосударственЕаrI политика Российской Федерации в областlt
занятости. Особенности труда молодежи. !еятельность профсоюзов,
Рациональное экономическое поведение. Экономическм свобода и
проблемы
социzшьная ответственность. Экономическая деятельность
устойчивого развития общества. Особенности профессиональной
деятельности в экономической и финансовой сферах.
Предприятие в экономике. I-{ели предприятия. Факторы производства.

и

и

Альтернативная стоимость, способы и

источники финансирования

предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка маJlого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская
система. Щентральный банк Российской Федерации: задачи и функчии.

I]ифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая
безопасность.,,Щенежные агрегаты. Монетарная политика Банка России.
Инфляция: причины, виды., последствия.

Экономика и государство. Экономические функции государства.

Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Щефицит
и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности

государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система
Российской Федерации. Функции наJIогов. Система нмогов и сборов в
Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. I_{ифровизация экономики в Российской Федерации.
Международная экономика. Межлународное разделение труда. Экспорт
и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международнойt
торговле. Государственное реryлирование внешней торговли.

11клАсс

Сочиальная сфера
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
критерии. Социальное неравенство. Социа.пьная структура российского
общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев
общества в Российской Федерации.

Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли.
Социальная мобильность, ее формы и каншIы в современном российскопt
обществе,

Семья и брак. Функчии и типьi семьи. Семья как важнейший
социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры
социальноЙ поддержки семьи в РоссиЙскоЙ Федерации. Помощь государства

многодетным семьям.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности.
Нации и межнацион€Lпьные отношения. Этносоциальные конфликты,
способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные
принципы национЕuIьной политики в Российской Федерации.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социalJIьных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.

Способы

разрешения

социzLпьных конфликтов.

Особенностl,t
профессиональной деятельности социолога, социального психолога.
Политическая сфера

Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федераuии на современном этапе. Государство как
основной институт политической системы, Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государст-венного (территориального) устройства, политический режим.
Типология форм государства.

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты
государственной власти в Российской Федерации. Государственное
управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус

государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционнаrI
политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение
национ€Lпьной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее
роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический прочесс и r{астие в нем субъектов политики. Формы
участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики,
их функции,, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная система в Российской
Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества,
Интернет в современной политической коммуникации.
Правовое реryлирование общественных отношений в Российской

Федерации
Право в системе социшIьных норм. Источники права. Нормативные
правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской
Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и

юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов
Российской Фелерачии.
Констиryция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации, Гражданство Российской Федерации. Личные
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и
свободы человека и гражданина Российской Федерачии. Констиryционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Междунаролнtш защита прав
человека в условиях мирного и военного времени,

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты

гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц,

Гражданская дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое реryлирование отношений супругов. Права
обязанности

и

родителей и детей.
Труловое право, Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности
работников и работодателей. .Щисциплинарн€ш ответственность. Защита
трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношениii
несовершеннолетних работников.

l
.{

-1

I

i

Законодательство Российской Федерачии о н€lлогах и сборах. Участниклt
отношений, реryлируемых законодательством о налогах и сборах. Права и

обязанности налогоплательщиков. Ответственность за наJIоговые
правонарушения. Федеральный закон (Об образовании в Российской
Порядок приема на обучение в образовательные организации
среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания

Федерации>>.

платных образовательных услуг.

Административное право и

его субъекты. Административное

i

правонарушение и административнЕrя ответственность.

Экологическое законодательство. Экологические правонарушения.

l

l

Споообы защиты права на благоприятную окружающую среду.

Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие
преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели,
виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Гражданские споры' порядок их рассмотрения. Основные принципы
гражданского процесса. Участники гражданского процесса.

Административный процесс. Судебное производство по делам об
административных правонарушениях.

]

l

,1
,

]

Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса.
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство.
Юридическое образование, юристы как социaшьно-профессионЕlJIьная
группа.

l

,.l.;l

:#
--ffi
а:l

B*1]l

j

,#J

,,Еý
-{-{

,,

*i

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
прЕдмЕтА (оБщЕствознАниЕ>)
(БАзовыЙ уровЕнь)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего
общего образования по предмету <Обществознание) (базовый уровень)
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Граеlсdа

н с Kozo

сформированность гражданской позиции об1^lающегося как

.

активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;

.

.

lФадиционных национЕtльных, общечеловеческих

ryманистических и демократических ценностей; уважение ценностей
иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национ€lлизма,
ксенофобии, дискриминации по социЕLпьным, религиозным, расовым,
национ€rльным признакам;
готовность вести совместн}+о деятельность в интересах грЕDкданского
общества,, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;

. умение взаимодействовать с

.

социalльными институтами

l

,::i

-l

!

,{
]

в

соответствии с их функциями и назначением;
готовность к ryманитарной и волонтерской деятельности.

П а mр

1

восп umан uя :

.

. принятие

,лJ

uо m аче с Kozo во с п umан uя :

о сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности

перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонацион€lпьного народа России;

,]

J

l

ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его сульбу.

[ухо

вн

о-

нравсmв

ен н

о?о

во с п

аmан uя :

. осознание духовных ценностей российского народа;
. сформированность нравственного сознания, этического поведения;
. способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
.
.

ориентируясь на мор€}льно-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого булущего;
отВеТстВенное отношение к своим родитешIм, созданию сеМЬи на

основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

в

соответствии с традициями народов России.
э

с tп е m uч е с ко z о в о с п ллfп о н uя

:

.

эстетическое отношение к миру, вкJIючая эстетику быта,, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
. способность воспринимать рiвличные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, оu{ущать эмоцион€UIьное
воздействие искусства;
. убежденность в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
о стремление проявлять качества творческой личности.
Ф uз uческоzо восп umан

uя:

. сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, потребность в
.

физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.

TpydoBozo воспumан uя:
. готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

a

готовность к активной соци€lJIьно направленной деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор булущей профессии и
ре€rлизовывать собственные жизненные планы; мотивация к
эффективному труду и постоянному профессиоIrаJIьному росту, к

yreTy общественных потребностей при предстоящем выборе сферы
деятельности;
a

готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении жизни.

э колоz uч

ес

kozo вос п аmан uя:

. сформированность экологической культуры, понимание влияния

соци€rльно-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
о планирование и осуществ",Iение действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
. активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
. умение прогнозировать неблагоприятные экологические последств!lя
предпринимаемых действий. предотвращать их;
. расширение опытадеятельности экологической направленности.
IteH носmа научноzо познан uя:

. сформированность мировоззрения, соответств},ющего современному

.

.

уровню развития науки, вкJIючая социаJIьные науки, и общественной
практики, основанного на диzrлоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое
рtввитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности' готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивиду€rльно и в
группе;

мотивация к познанию и творчеству' обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к из)лению социzrльньtх и
ryманитарных дисциплин.
В

процессе

личностньfх

достижения

результатов

освоения

обl^rающимися программы среднего общего образования (на базовом
уровне) у них совершенствуется эмоцион€rльный интеллект, предполагающий
сформированность:

. самосознания, вкJIючающего способность понимать

свое

эмоционЕLпьное состояние, видеть направления развития собственной

о

эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном
взаимодействии и при принятии решений;
самореyлирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоционаJIьным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым

.

новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению целti
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя и,l

своих возможностей;

. готовность и

способность овладевать новыми социальными

практиками, осваивать типичные социЕIльные роли;

. эмпатии, включающей способность понимать эмоционапьное

о

состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию ;r сопереживанию;
социuшьных навыков, вкJIючающих способность выстраивать

отношения

с другими людьми, заботиться, проявлять интерес

и

разрешать конфликты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы среднего общего
образования по предмету <Обществознание> (базовый уровень) должны
отражать:

1. Овладенпе
действиями

универсальными

Базовьtе лоzuческuе dейсmвuя

учебными

познавательными

:

самостоятельно формулировать и аюуализировать социа,,lьнуIо
проблему, рассматривать ее всесторонне;

..'

. устанавливать существенныи признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлениЙ и
.

процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры
критерии их достижения;

pi

. выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах;

. вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов

о

деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;

координировать
вирту€rльного

и

выполнять работу

в

условиях

реzrльного,

и комбинированного взаимодействия;

. развивать креативное мышление

при решении жизненных проблем, в

том числе уrебно-познавательных.
Базовьtе uсслеdоваtпельскuе dейсmвuя

. развивать навыки

:

учебно-исследовательской и

деятельности, Еавыки р€врешения

проектной

проблем;

. проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных
методов социального познания;

о осуществлять деятельность по получению нового знания,

его

интерпретации, преобразованию и применению в различных rIебных

ситуациях, в том числе при создании учебных и соци€Lпьных
проектов;

. формировать научный тип мышления, применять научную

терминологию, кJIючевые понятия и методы социальных наук;
. ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
. выявлять причинно-следственные связи соци€lльных явлений и
процессов и актуЕrлизировать познавательк},ю задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить арryменты для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
о анализировать результаты, полученЕые в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
о [8в8ть оценку новыМ ситУацияМ, возникающиМ в процессе пОЗнания
социаJIьных объектов, в социмьных отношениях; оценивать
приобретенный опыт;

. уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах в познавательную и
практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знаниJI из разных предметных областей;

.
. Выдвигать новые идеи, Предлагать оригин€lльные

Подходы

И

решения;
. ставить проблемы и задачи, допускающие tцьтернативные решения.
Рабоmа с uнформацuей:

.

владеть навыками получения соци€1,Ilьной информации из источников

разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
.

анaшиз.

систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форппу
представления и визуаJIизации;

. оценивать достоверность, легитимность информации

различнь]х
видов и форм представления (в том числе полученной из интернетисточников), ее соответствие правовым и морально-этически\1

нормам;

. использовать средства информационных и коммуникационнь]х
технологий в решении когнитивных, коммуЕикативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и

.

этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания

и

защиты

информаuии,

информационной безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникатпвными действиями
Обtценuе:

. осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
. распознавать невербальные средства общения, понимать значение
соци€Lпьных знаков, расtiознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смяtчать конфликты;

о владеть различными способами общения и взаимодействия;
арryментированно вести диаJIог, уметь смягчать конфликтные
о

ситуации;

РаЗВеРН}тО и лОгиЧно иЗлагать СвОЮ ТОЧКУ зрения с испольЗоВаниеМ
языковых средств.

с овмесmная dеяmельносmь

:

r

]

. понимать
о

и

использовать преимущества командной

и

индивидуirльной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом обцих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;

. принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план

о

действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсужлать
результаты совместной работы ;

оценивать качество своего вклада и вкJIада каждого rIастника
команды в общий результат по разработанным критериям;

. предлагать новые учебные исследовательские

и социаJIьные проекты,

оценивать идеи с позиции новизны, оригинЕrльности, практической
значимости;
о осуществлять позитивное стратегическое поведение в различны\
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
з. Овладение универсальными реryлятивными действиями
Саvоорzанuзацuя:

l

,.

1

l

о самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,

выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;

. самостоятельно составJIять план решениJI проблемы с учетом

имеющихся ресурсов, собственньIх возможностей и предпочтений;
о
оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
'цовать
практической деятельности' в межличностных отношениях;
. расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
о [€л8ть осознанный выбор стратегий поведения, решений при
нЕulичии альтернатив., арryментировать сделанный выбор, брать
ответственность за принятое решение;
. оценивать приобретенный опыт;
. способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
р€вных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
Сал,tоконmроль:

.

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;

#
#

-ffi

. владеть навыками познавательной рефлексии как осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов lI
оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
. уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
. принимать мотивы и аргументы других лри анализе результатов
деятельности.
Прuняmuе себя u dpyzux:
о принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и арryменты других при ан€rлизе результатов

.
.
.

деятельности;
признавать свое право и право других на ошибки;
рЕlзвивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10

клАсс

1) Владеть знаниями об обществе как целостной

развивающейся
системе в единстве и взаимодействии основных сфер и социальных
институтов; общественных потребностях и общественных отношениях;
социальной динамике и ее формах; особенностях процесса цифровизации и
влияния массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных

проблемах и вызовах современности; перстrективах развития современного
общества, тенденциях развития Российской Федерации; человеке как

субъекте общественных отношений и

сознательной деятельности;

особенностях социализации личности и ее этапах в современных условиях;
деятельности и ее структуре; сознании, самосознании и соци€шьном
поведении; познании мира; истине и ее критериях; формах и методах
мышления; особенностях профессионмьной деятельности в области науки;
об историческом и этническом многообразии культур, связи духовной t.I
материальной культуры, особенностях профессиональной деятельности в
области науки и культуры;
об экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в

том числе государственной политике поддержки м€шого бизнеса и
предпринимательства, конкуренции и импортозамещения, особенностях
рыночных отношений в совремеIIной экономике; роли государственного
бюджета в реализации полномочий органов государственной власти,

, .]:

механизмах принятиJI бюджетных решений; особенностях профессиональной
деятельности в экономической и финансовой сферах.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности' в том
числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод

человека, ryманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,

исторического единства народов России, преемственности истории нашей
Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов Россилt.

общественной стабильности и целостности государства на примерах
р€rзделов <Человек в обществе>, <{уховная культура), <Экономическая

жизнь общества>.
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных
понятий
использовать понятийный аппарат при аЕ€rлизе
оценке
социtuIьных явлений, в том числе достижений российской науки и искусства,
направлений научно-технологического развития Российской Федерации, при
изложении собственных суждений и построении устных и письменных
высказываний, включая понятия: общество и его типы, соци€rльный институт.
общественный прогресс, деятельность, социшlьные интересы, глобализация,

и

и

личность, социализация, истина, мышление, духовная культура, духовные
ценности, народнаrI культура, массовая культура, элитарн€ш культура,
ценности и идеалы; образование, наука, искусство, религия, морaшь,
мировоззрение., экономическаrl система, экономический рост, экономический
цикл, ограниченность ресурсов, общественные блага,, валовой внутренний

продукт, факторы долгосрочного экономического роста; механизмы

государственного реryлирования экономики, международное рzвделение
труда,

определять различные смыслы многозначньlх понятий, в том числе:
общество, личность, свобода, культура, экономика, собственность;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных
критериев используемые в социальных науках понятиrl и термины,
отражающие явления и процессы социальной действительности, в том числе:
виды и формы деятельности; формы познания, культуры; виды знания, науки,
религий; виды и уровни образования в Российской Федерации; виды
налоговых систем, издержек производства, безработицы, финансовых услуг;
типы и виды рыночных структур; факторы производства; источники
финансирования предприятий.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять ll
конкретизировать примерами причинно-следственные., функционмьные,

иерархические и другие связи подсистем и элементов общества;
материЕrльной и д)ховной культуры; уровней и методов научного познания:
мышления и деятельности; общественного и индивидуального сознанияi
чувстве}rного и рационaшьного познания; народной, массовой и элитарноii
культуры; экономической деятельности и проблем устойчивого развития;

макроэкономических показателей и качества жизни; спроса и предложения;
характеризовать

причины

и

последствия

преобразований

в

д}ховнойl,

экономической сферах жизни российского общества; противоречивого

характера общественного прогресса; глоба,rизации; культурного
многообразия современного общества; возрастания роли науки в
современном обществе; инфляции, безработицы; функции образования,
науки, религии как социальных институтов; морalли; искусства;
экономические функчии государства; I_{ентрального банка Российской
Федерации;
налоговой
системы
Российской
Федерации;
предпринимательства;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах' графиках.
5) Иметь представления о методах из}^lения социztльных явлений и
процессов в социZIJIьных науках, вкJIючая универсЕIльные методы науки, а
также специiшьные методы социЕlльного познания, в том числе
социологические
опросы,
биографический
метод,
социаJIьное
прогнозирование, метод моделирования и сравнительно-исторический метод.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов (Человек в

обществе>' <<.Щуховная культура>, <Экономическzш жизнь общества>, для
анЕLпиза социальной информации о многообразии путей и форм
общественного развития, российском обществе, об угрозах и вызовах

развития в XXI в,, о развитии духовной культуры, о проблемах и
современных тенденциях, направлениях и механизмах экономического
рtввития, полученной из источников рtвного типа, включая официальнь]е
публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные
ПРаВОВЫе аКТЫ, ГОСУДаРСТВеННЫе ДОКУIt{еНТЫ СТРаТеГИЧеСКОГО ХаРаКТеРа"
публикации в СМИ;

осуществлять поиск социальной информации, представленной

tt

различнь]х знаковых системах, извлекать информачию из неадаптированных
источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для
восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, рЕIзличать
отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты,

выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов <Человек в
обществе>, <Дховная культура), <Экономическая жизнь общества>>.
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность
с опорой на полученные знания об обществе, о его духовной культуре и
экономической жизни, о человеке, его познавательной деятельности и
творческой активности, представлять ее результаты в виде завершенных
проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности;

готовить

и письменные
устные выступления
работь!
(развернутые ответы, сочинения) по изrIенным темам, составлять сложныli tl

тезисный план развернутых ответов., анализировать неадаптированные
тексты.

8) Использовать

обществоведческие знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного

выполнения типичных социальных ролей,, ориентации в актуЕUIьных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции,
осознаниJl значимости здорового образа жизни, роли непрерывного
образования; использовать средства информационно-коммуникационных
технологий в решеЕии различных задач при изучении разделов <<Человек в
обществе>, <,Щуховная культура>, <Экономическая жизнь общества>,

9) Формулировать, основываясь на социальных ценностях

11

приобретенfiых знаниях о человеке в обществе, духовной культуре, об
экономической жизни общества, собственные суждения и аргументы по
проблемам влияния социокультурных факторов на формирование личности;
противоречивых последствий глобализации; соотношения свободы и
необходимости в деятельности человека; значения культурных ценностей и
норм в жизни общества, в духовном развитии личности; роли государства в

экономике; путей достижения экономического роста; взаимосвязи

экономической свободы и социальной ответственности;
концретизировать теоретические положения, в том числе о типах
общества; многообразии путей и форм общественного р€ввития; человеке как
результате биологической и социокультурной эволюции; многообразии
видов деятельности и ее мотивации; этапах социализации; особенностях
научного познания в социаJIьно-ryманитарных науках; духовных ценностях;

субкультуре и контркультуре; диалоге культур; категориях мораJIи;
возможностях самовоспитания; особенностях образования и науки в
современном обществе; свободе совести; значении поддержания
межконфессионального мира в Российской Федерации; многообразиtl
функций искусства; достижениях современного российского искусстваi

использовании мер государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации; выборе способов
рационального экономического поведения людей, особенностях труда
молодежи в условиях конкуренции на рынке труда, фактами социчшьноr*{
действительности, модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта,

о

финансах и бюджетном реryлировании при
пользовании финансовыми услугами и инструментами' в том числе находить,
анализировать и использовать информацию для приtштия ответственных
решений по достижению финансовых целей и управлению личными
финансами при решIизации прав и обязанностей потребителя финансовых
услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил личной
финансовой безопасности.
1l) Оценивать социаJIьную информацию по проблемам развития
современного обцества, общественного и индивиду€uIьного сознания.
потребностей и интересов личности., наrIного познания в социЕIJIьноryманитарнь]х науках, духовной культуры, экономической жизни общества, в
том числе поступающую по канaLпам сетевых коммуникаций, определять
степень достоверности информации; соотносить различные оценки
ссциальных явлений, содержащиеся в источниках информации; давать
оценку действиям людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения
социЕrльных норм.
12) Самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать
решения, вьuIвлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные
способы противодеЙствиr{ коррупции; определять стратегии разрешения
соци€lльных и межJIичностных конфликтов; оценивать поведение людей и
собственное поведение с точки зрения ценностей, социальных норм, вкJIючая
нормы морали и права, экономической рациональности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и
наркомании.

10) Применять знания

11клАсс

1) Владеть знаниями о соци€чIьной струкryре общества, критериях

социальной стратификации; формах и факторах социальной мобильности в
современном обществе, о семье как социшIьном институте, возрастании роли
семеЙных ценностеЙ; направлениях социальноЙ политики в РоссиЙскоЙ
Федерации, в том числе в области поддержки семьи;

о структуре и функциях политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе
и полномочиях органов государственной власти;
о праве как социмьном реryляторе, системе права и законодательстве

Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты
прав в Российской Федерации; правовом реryлирования гражданских,
семейных, трудовых, нaLтlоговых., образовательных,, административных,

уголовных правовых отношений; экологическом

законодательстве.,

гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в To]\I
числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству.
семьи' созидательного труда, норм мор€rли и нравственности., прав и свобод
человека, ryманизма, милосердия' справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности истории наrllей
Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства на примерах
разделов <<Социальная сферы, <Политическая сфера>, <<Правовое
реryлирование общественных отношений в Российской Федерации>.
З) Владеть умениями определять смысл, р€rзличать признаки научны.\

понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социмьных явлений при изложении собствеItных суждений и построенилt
устных и письменных высказываний, включая понятия: социальные
общности, социальные группы и отношения между ними., социапьнаrI
стратификация, соци€lльное неравенство, социzlльный статус, соци€Lпьная
роль, социальная мобильность, семья и брак, этнические общности, нация,,
соци€Lпьные нормы, социальный контроль и самоконтроль, социальный
конфликт, политическая власть, политическиЙ институт, политические
отношения, политическая система, государство, национа.,1ьная безопасность,
политическая культура, политическая элита, политическое лидерство,
политический процесс, право, источник права, система права, норма права,
отрасль права, институт права, правонарушение, юридическая
ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный акт,
законодательный процесс, правовой статус, гражданство Российской
Федерации, налог;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе:
власть, социаJlьная справедливость, социмьный институт;

l

кJIассифицировать и типологизировать на основе предложенных
критериев используемые в социыIьных науках понятия и термины,
отражающие социальные явления и процессы, в том числе: социаJIьные
общности и группы; виды социальной мобильности; типы семьи; соци€шьные
нормы; социальные конфликты; формы социаJIьных девиаций; виды
миграционных процессов в современном мире; формы государства;
политические партии; виды политического лидерства, избирательных ll
партийных систем., политических идеологий; правовые нормы; отрасли и
институты права; источники права; нормативные правовые акты; виды
правовых отношений; правонарушениJI; виды юридической ответственности;

права и

свободы человека и гражданина Российской

Фелерачии;

конституционные обязанности гражданина Российской Федерации; способы
заIциты гражданских прав, правсохранительные органы; организационноправовые формы юридических лиц; права и обязанности родителей и детей;
права и обязанности работников и работодателей; дисциплинарные взыскания;
наIоги и сборы в Российской Федерации; права и обязанностl;

налогоплательщиков; виды административных правонарушений и наказаний;
экологические правонарушения; способы защиты права на благоприятную
окружающую среду; виды преступлений; виды накЕLзаний в уголовном праве.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи при описании
социмьной структуры, формы государства, политической культуры
личности и ее политического поведения, системы права, нормативноправовых актов, прав, свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и други-х
сфер жизни общества; права и мораJIи; государства и права; действлtя
правовых реryляторов и развития общественных процессов;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной,
политической сферах, в правовом реryлировании общественных отношений в

Российской Федерации; возрастания социальной мобильности; сохранения
социального неравенства; социальных конфликтов; отклоняющегося
(девиантного) поведения; правонарушения и юридической ответственности
за него; абсентеизма; коррупции;

характеризовать функции семьи, социаJIьных норм, включ€ul нормы
права; социаJIьного контроля; государствц субъектов и органов
государственной власти в Российской Федерации; политических партий;

средств массовой информаuии
правоохранительных органов;

в

политической жизни общества;

.]{
.':,

l

l

]

отражать связи соци€}льных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальной, политической
сферы жизни общества, вкJIючая универсальные методы науки, а также
специшIьные методы социiUIьного познания, в том числе социологические

опросы., биографический, сравнительно-правовой метод, политическое
прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изгrении р€вделов <<Социмьная
сфера>, <Политическая сфера>, <Правовое регулирование общественньтх
отношений в Российской Федерации>, для анаJIиза социальной информации о
соци,lльном и политическом р€ввитии российского общества, направлениях

государственной

политики

в

Российской

реryлировании общественных процессов

в

Федерации,

правовоl\l

Российской Федерации.

полученной из источников разного типа., включая официальные публикации
на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые
акты, государственные документы стратегического характера, публикации в

СМИ;

осуществлять поиск

политической и

правовой информации,

представленной в различных знакOвых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых
сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованньте
выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщениtл.
выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении
рЕtзделов <<Социальная сферu, <Политическм сфера>, <Правовое
реryлирование общественных отношениЙ в РоссиЙскоЙ Федерации>.
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность
с опороЙ на полученные знания о структуре общества, социальных
отношениях, политической сфере, правовом реryлировании и
законодательстве Российской Федерации, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и

междисциплинарной направленности; готовить устные выступления ti
письменные работы (развернутые ответы., сочинения) по изученным TeMaNl"
составлять сложный и тезисный план разверt{утых ответов, анчLпизировать

неадаптированные тексты.
8) Использовать политические и правовые знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социмьных ролей, ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

осознания роли непрерывного образования; использовать средства

информационно-коммуникационных технологиЙ в решении рzвличных задач
при изr{ении разделов (Социальная сфера>, <Политическая сфера>,
<<Правовое реryлирование общественных отношений
Российской

в

Федерации>.

9) Формулировать на основе социшIьных ценностей и приобретенных
знаний о структуре общества и соци€uIьных взаимодействиях, политической
сфере и законодательстве Российской Федерачии собственные суждения }l
арryменты по проблемам социчrльЕой мобильности, ее форм и кан€шов в
современном российском обществе; миграционных процессов; тенденциri
ра:}вития семьи; участия субъектов политики в политическом процессе;
опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; соотношения прав и
свобод человека с обязанностями и правовой ответственностью;
использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе
о социаJIьной структуре российского общества; роли семьи в жизни личности
и в развитии общества; особенностях политической власти, структуре
политической системы; роли Интернета в современной политической
коммуникации; необходимости поддержания законности и правопорядка;
юридической ответственности за совершение правонарушений; механизма\
защиты прав человека; особенностях трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников; особенностях уголовной ответственности
несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности;
конкретизировать теоретические положения о конституционных
принципах национzшьной политики в Российской Федерации; социаJIьных
конфликтах, включая этносоцIlЕLпьные, и путях их разрешения;
государственной поддержке социально незащищенных слоев общества и
мерах соци€rльной поддержки семьи в Российской Федерации; федеративнопл
устройстве и политической системе Российской Федераuии на coвpeмeнHoil
этапе; государственном суверенитете; избирательной системе в Российсколi
Федерации; государственной службе и статусе государственного служащего;
основах конституционного строя Российской Федерации; субъектах
гражданских правоотношений; юридической ответственности и ее видах;
правовом реryлировании оказания образовательных услуг; порядке приема
на работу, заключения и расторжения трудового договора, в том числе
несовершеннолетних граждан; защите трудовых прав работников; порядке и
условиях заключения и расторжения брака; правах и обязанностях
нЕlлогоtlлательщика; принциflах уголовного права, уголовного процесса"

гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного социального опыта.
10) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых
услуг, зафиксированных в законодательстве Российской Федерациlt:
находить, анЕrлизировать и использовать информацию, предоставленную
государственными органами, в том числе в цифровой среде, в цеJuIх

управления личными финансами и обеспечения личной финансовой

#

безопасности.

11) Оченивать социальную информачию по проблемам социальных
отношений, политической жизни общества, правового реryлирования, в том
числе поступающую по канаJIам сетевых коммуникаций., определять степеЕь
достоверности информачии; соотносить различные оценки социЕlJIьного
взаимодействия, политических событий, правовых отношениli,
содержащиеся в источниках информаuии; давать оценку действиям людей в
типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социаJIьных норм, в тоIu
числе норм моршIи и права.
12) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с
наиболее эффективные способы
помощью
полученньlх
знаний
противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социаJIьных и
межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное
поведение с точки зрения социальных норм, включая нормы морarли и права,

#
&?вrЁ{

ценностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения,
опасность аJIкоголизма и наркомании.

ffi


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».