Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы

]i

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чмтырская средняя общеобразовательная школа Jф2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Протокол Nэl заседания
Методического совета

Шмо

Протокол Nчl
от 22.08.2023r.
Руковолитель ШМО

,j,t

мБоу сош

Шагинова М.К.

мБоу со

J,(!2

от 24.08.2023г.
Заrt. длtре
ра по

023г. J\sl

УВР

I

I

Гай барян М.Т.

РАБОЧАЯ
по

, ;;:,

I
026'

f

кян

ПРОГРАММА

русскому

языку

к учебнику ((РусскиЙ языю>
(авторы:
Нарушевич

Рыбченкова
А.Г.

-

О.М.,

и другие)

10_11

Количество часов

Александрова

Л.М.,

10-1

l

Очно

клАсс

- l час в неделю
-

заочное отделение

l0класс-2часа
l l класс-3 часа

Учителя: Плюснина А.В.Камышева В.С., Карташян Ю.В., Танкаян О.О.

2022

-

2023 учебный гол

о,Х

l0

i
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗЛПИСКА
Рабочая программа учебного предмета кРусский язык) на уровне среднего обtu.его
образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП С()Опредставленных в ФГОС СОО. а также федеральной рабочей программы воспитаtlия. ,,
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской фе.lерlrrl
(утвержлённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 20l(l
637-р) и подлежит непосредственному применению при реаJIизации обязате-цьной ,I
r

Фоп соо.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Русский

УЧЕБНОГ()

ПРЕДМЕТА

<РУССКИЙ ЯЗЫК,,

язык

государственный язык Российской Фелерачии. язык межнационального
общения народов России. национальный язык русского нарtlла. Как I,осударствен ный язык и
язык межнацион:uIьного общения русский язык является средством коммуникации всех
народов Российской Федерации. основой их социмьно-экономической. кульгурной rl
духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традициоllli
российских д}.ховно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности. ;Iюбви к Ро.
ценностного отношения к русскому языкуl формированию интереса и уважения к языlrl,
культурам народов России и мираi развитию эмоционiцьного интеллекта. способll,,
понимать и уважать мнение других людей.
Русскllй язык, обеспечивая коммуникативное развиl,ие обучаюцихся. является t пIкоJlс
только предметом изучения. но и средством овладения другими учебными лисциплинами в
L

|

сфере

языком

гуманитарных!

оказывает

естественных,

непосредственное

математических

возлL,йс] вие

и

других

на качество

наук.

усвоения

Владение

других

русским

учебных

предметов, на процессы формирования универсальных интелJIектуalл ьных умений, навыков
самоорганизации и сalмоконтроля.

Свободное владение русским языком является основой социilлизации личllос1,
способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудн ичес1,lt\

повседневной
и профессиона,тьной
в условиях
многонационаjl l, i
деятельности
государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования. Kor
предьцущем уровне обшего образования освоены основные теоретические знания о я,]ык.
соответствующие умения и навыки. направлен в большеЙ степеIIt| llJ
речи. сформирваlы
совершенствование 1т!tений эффективно пользоваться языком в разньrх условиях общения.
повышение речевой культ}ры обучающихся. совершенствование их опыта речевого общепия.
развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку явJIяется
направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспекта\
(нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствоваI l
коммуникативных умений и навыков в учебно-научной. официа,rьно-деловой, соци.LI1,1; бытовой, социatльно-культурной сферах общения; на формирование готовности к perlcl
взаимодействию и взаимопониманию в учебной и пракгической деятельнос,I и,
Важнейшей составляющей учебного предмета кРусский язык) на уровне среднего tlб,
образования являются элементы содержания. ориентированные на формирование и pa,}Bll
,

I I

,

функциональной (читательской) граrrлотности обучающихся - способности свобtl.1,
использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форul
(гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия. трансфорпrlr
интерпретации и использования в практической деятельности.

В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на \lr1,
среднего общего образова}lия основывается на тех знаниях и компеl,енциях. Ko,l()l)l,,
сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образоваllия" lt
предусматривает систематизацию

знаний о языке как системе. его основных

единицах Il
граt}ика-

уровнях; знаний о тексте. вклк)чая тексты новых форматов (гипертексты.
инфографика и лр.).

В содержании прогрtlммьi выделяются три сквозные линии: кЯзык и речь.

Куль,1,1,ра

речи>, <Речь. Речевое общение. Текст>, <Функциональная стилистика. Культура речи>.
Учебный предмет кРусский язык) на уровне среднего общего образования обеспечrttll:

общекультурный уровень молодого человека способного к продолжению обучеtttt
системе среднего профессиона,тьного и высшего образования.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТД (РУССКИЙ ЯЗЫК,,
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
.
осознание и проявление общероссийской
гражданственности,
патриотllз\ti!
уважевия к русскому языку как государствен ному языку Российской Федерации и язык\
межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского
языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценностl|
многонационаJIьного народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и иcToplllI
языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духоItt
нравственньж ценностей] формирование ценностного отношения к русскому языку:
.
ОВЛаДеНИе РУССКИМ ЯЗЫКОМ КаК ИНСТРУМеНТОМ ЛИЧНОСТНОГО Ра']ВИIll)

формирования социfu,lьных взаимоотношений; понимание роли русского языка в pat1,1
ключевых компетенций. необходимых для успешной самореализации, для oBJIajlcll
булущей профессией, самообразования и социализации:
.
совершенствование устной и письмеttной речевой культуры на основе овлалсlltl,

основными поtlятиями культуры речи и функциональной стилистики. формироваIrие
навыков нормативного употребления языковых единиц и расIIJирение круга используемых

языковых средствi совершенствование коммуникативных умений в разных сферах обшlения.
способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
.
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений TeKcT()l,(,
деятельности, анuIиза текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой). ocнot}tl(,l

дополнительной информаuии; развитие умений чтения текстов разных форлr
(гипертексты, графика. инфографика и др.); совершенствование умений трансформир()|
интерпретировать

тексты

и

использовать

полученную

информачию

в

прак,t,иtlс(,,

деятельности;

о

обобщение знаний о языке как системе. об основных tIравилах орфографиrr
я,]ыка:
пунктуации,
об
изобразител ьно-выразитеJIьн ых
средствах
русского
совершенствование умений анilлизировать языковые единицы разных уровней. умений
применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразите.,ll ьновыразительные средства языка в тексте;

i

о

обеспечение поддержки русского языка как государствен ного языка Россиiiсl
Федерации, недопущения использования нечеttзурной лексики и иностранных словисключением тех, которые не имеtот обшеупо-t,реби,гельн ых аI{алогов в русском языке
перечень которых содержится в нормативных словарях.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (РУССКИЙ ЯЗЫК) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в l0-1 l классах основного среднего образования в учебtt,.,
плане отводится 136 часов: в l0 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в I l классе 68 часir
часа в неделю).

l|

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (РУССКИИ ЯЗЫК)
l0

клАсс

общие сведения о языке
Язык как знаковаrI система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.

Русский язык

государственный

я,]ык Российской Фелерации.

{
cpe,|lc l!

,

межнационмьного общения. национмьный язык р}сского народа, олин из мировых язьiкоIJ.
Формы существования русского национ.tльного языка. JIитературный язык. просторечие.
народные говоры, профессиональные разновид}lости. жаргон. арго. Роль литературного
языка в обществе.
Язык и речь. Кульryра речи

Система языка. Культура речи
Система языка, её устройство, функчионирование.
Культура речи кiж раздел лингвистики.
Языковая норма, её основные признаки и функции.
Виды

языковых

лексические,

норм:

орфоэпические

словообразовательные.

(произносительные

грамматические

и

акцеlIl,оjl()I,rl tlcc

(морфологические

I

и синтаксическ1

Орфографические и пунктуационные правила (обзор. обшее представ;tение). Стилистическl,.
нормы современного русского литературного языка (обtlдее представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь
иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов,
Этимологический словарь. .Щиа,rектный словарь. Фразеологический словарl,,

Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический c.ltoBapr
Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь,
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение. обобцение). Фоttети,lс.

средства фонетики (повторение. обобщеtttr,
Основные нормы современного литературного произношения: произношение без1,,lарr.
гласных звуковл некоторых согласных. сочетаний согласных. Произношение Iiеко,I,оры r
грамматических форм. Особенности произношения иноязычных сJIов. [{ормы уларения в
современном литературном русском языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобrцеltlr., ),
анализ слова. Изобразительно-выразительные
средства лексики: эпитеl.
Лексический
метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение. обобшение).
анализ слова. Изобразительно-выразительные

Основные
Многозначные

лексические
слова

нормы

и омонимы1

современного русского

их употребление.

Синонимы.

литературного

антонимьi.

паронимы

яrl,I
L

употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. TaBTo,t,
Плеоназм,
Функциона,тьно-стилистическаr{ окраска слова. Лексика обrцеупt,lтребите.ltl,ri.
разговорнtul и книжная. Особенности употреблеrrия.

11

Экспрссивно-стилистическм окраска слова. Лексика ней,гра,rьная, высокiц. сни)liс,
Эмоционмьно-оценочнrц окраска слова (неодобрительное. ласкательное. ш}"тjIивое ll
Особенности употребления.

l

Фразеология русского языка (повторение. обобщение). Крылатые слtlва.
Морфемпка и словообразование. Словообра,]овательные нормы
Морфемика и словообразование как ра,tделы лингвистики (lrовторение. обобщенttсl.
Морфемный и словообразовательный
анализ слова. Словообразовательные
трудносIll
(обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).

Морфология. Морфологические нормы
Морфология как раздел лингвистики (повторение. обобшrение). Морфологический allajlll
слова. Особенности употребления B,Ieкcтe слов разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного я,]ыка (об

r

представление).
Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа. падежа.
Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнеlrия. Kpil l
формы.
Основные нормы употребления количестRенtl ых. п()рядковых и собирагельttt,l:.
числительньIх.

!

Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица Jlичных местоиллеt It ii.
возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа побе1,1ить.
убедить, вызлороветь), возвратных и невозвратных глагоJIов; образования некоl,оры\
глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелиl,елl,tl(
t

\

наклонения.

Орфография. Основные правила орфографии
Орфография как раздел лингвистики (повторение. обобщение), Принципы и ра l
русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и разлеJIьные нllllисi,ll
употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов: Ilравила граt|lичесti,,,
сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласньж и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы и после лриставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имён существительных- имён прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и рaвдельное написание слов.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повr,орение. обобщение).
Речевое

общение

и его виды.

Основные

сферы

речевого

общения.

Речевая

ситуация

1i

компоненты (алресант и адресатi мотивы и цели. предмет и тема речи; условия обцения).
Речевой этикет, Основные (lункttии речевого этикета (установлеI{ие и поддержание
контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения

к партнёру и др.). Устойчивые формулы русского речевого
приNiенительно к различным ситуациям официа,тьного/неофициа,rьного обцения,
говорящего

этикетzl
cTaтyc1

алресанта/адресата и т. п,

1

Публичное выступление и его особеtrности. Тема. цель. основной тезис (основrrая мыс:lь).
план и композиция публичного выстуIlления. Виды аргумен,гации. Выбор языковых срсдств
оформления публичного выстчпJIения с )чёто\, L,to цеJIи. особенностей адресата. ситуации
общения.
Текст. Информацшонно-смысловая переработка текста
Текст, его основные признаки (повторение. обобщение).
Логико-смысловые отношения между предJIожениями в тексте (общее представJIение ),
Информативность

текста.

Виды

информации

в

тексте.

Информационно-смыс.l|(.,

.

переработка прочитанного текста. включаrl гипертекст, графику. инфографику и
r,
"tp1
прослушанного текста.
План. Тезисы. Конспекг. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.

1l

клАсс

Общие сведеяия о ffзыке

Культура речи в экологическом аспек,ге. Эко.rогия как наука. экология языка (обrllс.
представление), [Iроблемы речевой культурь] в современном обществе (стилистическис
изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи. неоправданное употреб_,lенltс
иноязычных заимствований и другое) (обзор),
Язык и речь. Культура речи

Синтаксис. Синтаксические нормы
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксическlt

ii

itr

словосочетания и предложения.
ИЗобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический паршtлеlltt;,
парцелляция. вопросно-ответная форма изложения. градация. инверсия. лексический пов tt,, .
анафора, эпифора. антитеза: риторический вопрос. ри,lорическое восклицание, риторическос
обрацение; многосоюзие. бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок c;loB в прелложении. Основные нормы согласования
сказуемого с подlе}r<ащим, в состав которого входят слова множество, ряд. большинс,l,во.
меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным соч9танием (двадtlа-l t,
лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные. оканчивающиеся tla O,t|
имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или чисJtите]ll
оканчивающееся на два, три. четыре. Согласование скiвуемого с подлежащим. иNlек)щtl\i
,

себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байка,r). Согласование
подлежащим,
выраженным
аббревиатурой,
заимствованным

сказчеl\I()l
неск"rIоняс\

существительным,
Основные нормы управления: правильный выбор ltадежной или предложно-паде}кн()li
формы управляемого сJIова.
Основные нормы употребления однородных членов предложения,
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Основные нормы построения сложных предложений_
Пункryаuия. Основные прдвила пункryации
Пунктуация как ра:]дел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационrtый atttt,,
предложения.
Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: ,]|
препинания в конце предложенийl знаки препинания вн}три простого предложеtl}lя:
]

препинzlния между частями сложного предложенияl знаки препинания при передаче чч)lt()ll
речи. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функчии. Знаки препинания между подлежащим и сказ}е\lы\,.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обособлении.

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

обраtцеtttrl,

междометиями.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами сt]язи.
Знаки препинания при передаче чужой речи,

Функциональндя стилистика. Кульryра речи

Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическм норма (повторениеобобщение).
Разговорная речь. сферы её использования. назначение. Основные признаки разгов()рl!
речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимуtllестlt(,
диалогическм форма. Фонетические. интонационнь!е. лексические. морфолоr лtчс.
синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: \(,
рассказ, бесела, спор и другие (обзор).
Научный стиль, сферы его использования. назначение. ()сновные призноки Hnttllrr.,
стиля: отвлечённость" логиtlность. точtlость. объс,ктивtrlrсть. Лексические. морфологические.
синтаксические особенности научного стиля. Осн. слособностьк) и гoToвll()c

l

I

к самостоятельному
методов познания;

.

русскому

поиску методов решения практических

задач. применению

разлиtllll

влаJIеть рzlзными видами деятельности по получению нового знания. в то\l чllс
языку;

его интерпретации,

преобразованию

и применению

в различных

\,tl(

ситуациях. в том числе при создании учебных и социzulьных проектов;

.

,го]!r tIll.
формировать научный тип мышления. влалеть научной- в

лингвистической, терминологией. обtuенаучньlми кJючевыми понятиями и методами;
.
ставить и формулирова,гь собственные ,]адачи в образовательной леяте.llьносr,и lt
разнообразных жизненных ситуацияхi
.
выявлять и актушIизировать задачу. выдвига,гь гипотезу. задавать параметры !l
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
.
анализировать полriенные в ходе решения задачи результаты. критиrlсскi,
оценивать их достоверность. прогнозировать изменение в новых условиях;
.
давать оценку новым ситуациям. приобретённому опытуi
.
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
.
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности. осв()с
средства и способы действия
в профессиональную средуl
.
выдвигать новые идеи. оригиIiаJIьныс поjlходы. преллагать аль,геptloI}tl]i,.
способы решения проблем.
У обучающегося булут сформированы следук)lllие умения рабо,тать с информацией как
часть познавательных универсапьных учебных действий:
.
владеть навыками получения информации. в том числе лингвистической. из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск. анiшиз, систематизацик) {i
интерпретацию информации рilзличных видов и форм представления;
.
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации tr

целевой аудитории. выбирая оптимальную фор"у

представления и

визу&qI],]i

(презентация, таблица, схема и другие);
о
оценивать достоверность. легитимность информачии. её соответствие llpaв()l.,
морilльно_этическим нормам;

о

использовать средства информационных и ко]чмуникационн ых технологиii ltlltr
решении когнитивIlых, коммуникативных и организационных задач с соблюдеttиеrt
требований эргономики, техники безоltасности. гигие}lы, ресурсосбережения. правовых и
-),гических норм. норм информачионной безоttасносlи:
.
владеть навыками защиты личной информации. соблюдать требованиlt
информационной безопасности.
У обучающегося булут сформированы следующие умения общения как час
коммуникативных универсаJIьных учебных действий:
.
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
.
пользоваться невербальными средствами общения. пониNlать значение c()Ilrla
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликтьu
.
владеть рiвличными способами общепня и взаимодействия; аргуNrеIl],ирOва ll,
вести диалогi
.
развёрнуто. логично и KoppeK,I,Ho с точки зрения культуры речи излагать свtlё
i

мнение. строить вьrсказывание.
У обучающегося булут сформированы сJlедующие умения самоорганизацип как частIl
регулятивных универс,lльных учебных действий:

.

самостоятельно осуществлять познавательнук) деятелыlость, выявлять llроб]l(,\l1.1.
ставить и формулировать собственныс задачи в образоватеJI ьной леяtе:tьности и жизнеllIIы\
ситуациях:
.
самостоятельно составJlять IIлан решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов.
собс гвенных возможностей и предпочтений:
.
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
.
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственнос l l
результаты выбора;
.
оценивать приобретённый опыт;
.
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных об,t.
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося булут сформированы следуtоtцие уl}tения самоконтроля, ltpиltяlll
себя и других как части регулятивных уIlиверсаJlы{ых учебных действий:
.
давать оценку новым ситуация]ll. вносить коррективы в деятелыlость. оценивать
соответствие результатов целям;
.
владеть навыками rtознавательной рефлексии как осознания совершаемых действиii
и мыслительных процессов. их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексиtt
для

.
.

оценки

.

ситуации!

выбора

верного

решения;

уметь оценивать риски и своевременно лринимать решение по их снижению:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать
мотивы и аргументы других люлей при анаlизе
рсз\.lL

,i

деятельностиi
признавать своё право и право других на ошибк1,;
.
развивать способность видеть мир с позиtlии другого человека.
У обучающегося будут сформированы сле,,lуюпtие } менrtя совместной деятельности:
.
понимать и использовать llреим}щества комаtlдной и иIIJиви.f\альной работы:

.

о

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом обцих интересов lt
возможностей каждого члена коллектива:
.
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координироваl
действия по их достижению: составлять план действий. распределять роли с ччётопt ltHcl
участников, обсуждать результаты совместной работы;
I

.

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в ()(
результат по разработанным критериям:
.
преД'1агаТЬ ноВые проекты. оцениВатЬ идеи с позиции новиЗны, ориги lla,lbtl( )(
практической значимостиi проявлять творческие способности и воображеllие- i,,
инициативным.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10

клАсс

К концу обучения в l0 классе обучающийся получит след}тощие предметные

розу"r11,1,

по отдельным темам программы по русскому языку:

Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях
лингвистике как науке.

язt,l

Опознавать лексику с национitльно-культурным компонентом з}iачения: leKcl
отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в х};llожос I Rсl:
текстах и публицистикеl объяснять значения данных лексических единиtl с ll()\l(

лингвистических словарей (толковых, этимологических и других)i KoMMettltll](
фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культ),ры нарола (в pa\l

1

изуrенного).
Понимать и уметь комментировать фуttкtlии р},сского языка как гос),дарсl,венного языка
Российской Фелерачии и языка \rежнаllионаJIыIого обlцения народов России. одногtl l1,1
мировых языков (с опорой на статью 68 Конст,и,гуции Российской Федерации, Федера,rьtrt,i
закон от
июня 2005 г.Ns 53-ФЗ кО государственном языке Российской ФедерациIl,,.
Федера,rьный закон кО внесении изменений в Федеральный закон <<О государственном я,]ыкс
Российской Федерации>> от 28.02.202З Ns 52-ФЗ. Закон Российской Федерации от 25 октя,]i
l99l г. Ns l807-1 кО языках народов Российской Федерачии>).
Различать формы существования русского языка (литературный язык. просtоil(
народные говоры. профессиональные разновидности. жаргон. арго). знать и xapaкTeptl,](
признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знаtIия в pc,i.
практике.
Язык и речь. Кульryра речи
Системд языка. Кульryра речи
Иметь представление о русском языкс как системе. знать основные единицы и yp()|rllll
языковой системы. анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы.
Иметь представление о кулы,уре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный. коммуникативный и этический аспекты культуры речII.
приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с
точки зрения коммуникатиli
целесообразности. уместности. точности, ясности. вырiвительности, соответствия Ilol
современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме. её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анfulиз слова.
Определять изобразительно-выра:]ительные средства фонетики в тексте.
Ана,rизировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звукоR.
некоторых согласных, сочетаний согласных. некоторых грамматических форм. иноязычLых

l

слов.

Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственныс)
точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного pyccli,
литературного языка.

Соблюдать основные произносительные

и

акцентологические нормы coвpc\lcl

русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ cJlOBa,
Определять изобразительно-выразитель}iые средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказыва}lия (в том числе собственные) с точки зреlIия
соб"цюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.

l

Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использоваtltlя
стилистически окрашенной и эмоt(ионаIьно-,rкспрессивной лексики.
Использовать толковый с.цоварь. cjloвapll сиtlонимов. антоtIимов. паронимов: словарL
иностранных слов. фразеолсlгический словарь. этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственнt,tс
точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в текстс, слов разных частей рсчи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрсния
соблюдения морфологических норм современного р!,сского,:lитера,l,у-рного языка.
Соблюлать морфологические норм ы.
Характеризовать

и

оценивать

высказывания

с

точки

зрения

трудных

сл\,tIасl,

употребления имён сущесl вительных. имён прилагатсльных. имён числительны\.

местоимений, глаголов, причастий, деепричастнй. наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трулностей, сIIравочники.
Орфография. Осяовные правшла орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии,
Выполнять орфографический ана-циз слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с тоttки зрсl,
соблюдения орфографических правил coBpeMeHHot,o русского литературного языка (в parlKir,
изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диiцогические высказывания рrвличных тип()l] ll
жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объi'м 1cltrr
монологических высказываний
не менее 100 слов; объём диа,rогического выска}ываllll)
не менее 7-8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовате.l l,.
проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные инфорпtацtt,,
коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функчионально-сNr ыс-ловых типовi тексты разных жalll-.'1,
научного, публицистического, о(lициа,lьно-,llелового с,гилей (объём сочинеItия
не менес
l 50 слов).
Использовать различные виды аудироваt{ия и rrгения в соответствии с коммуникативной
задачей, приёмы информачионно-смысловой переработки прочитанных текстов. вклк)чая
гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста l".lя
чтения - 450-500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа clt
ло 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к рiвличным сит},аr
официального/неофициального общения. статусу адресанта/адресата и другим: иcllojIb,],
правила русского речевого этикета в социально-культурной. уrебно-научной" о(lиttиlt.,
деловоЙ сферах общения, повседневном общении. интернет-коммуtlикации.
Употреблять языковые средства с учётом рсчевой си,r),ации.

l'

Соблюдать

в устной

речи и на письме

нормы

современного

русского

литературного

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного.

выразительного словоупотребления.

я jl

},Mec,],ll()l

Текст. Информационно-смысловая

переработка текста
Применять знания о тексте, его основных призllаках. структуре и виllах предс,lав.ilснll(,
нём информации в речевой практике.
Понимать, ан:uизировать и комментироl]ать осllовн\,ю и доIIоJIнительн}то. явн}lо ll
скрытую (полтекстовую) информацию текстов. восItринимаемых зрительно и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предJIожениями в тексте.
создавать тексты разных фун кционально-смысловых типов] тексты разных жанроlt
научного, публицистического. офиtlиально-делового стилей (объём сочинения
lle меt{r,t.
l50 слов).
Использовать различные видьi аудирования и чтения в соответствии с коммуникатlll
задачей. приёмы информационяо-смысловой
переработки прочитанньж текстов. BK:li.
гипертекст, графику, инфографику и другие. и прослушанных текстов (объём TeKcll
чтения - 450-500 слов; объём IIрослушанног() или прочитанного текста дjlя переска]il (l,
до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (пJ!ан. ,гезись]. конспект. реферат. аннотация. отзыв, рецеlI]l,
и другие).
Корректировать текст: устраня,l,ь логические, фак,гические. этические. грамматические и
речевые ошибки.

1

,

l1клАсс

К концу обучения в

ll

классе обучающийся получит след}.ющие предметные резулы,аIl,]
по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка. о проблемах речевой культуры в coвpelrlc
обществе.

Понимать. оценивать

и

комментировать уместность (неуместность) упtl,грсt,.r.'
разговорной и просторечной лексики, жаргонtlзмов: оправданность ( неоправдаtt tti,,
употребления иноязычных заимствованийi нарчшеtlия речевого этикета. этических Hoprt l]
речевом общении и другое.
Язык и речь. Кульryра речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анt}лиз словосочетания, простого и сложного предложения.
Определять изобразителыrо-выразительные средства синтаксиса русского языка (в paltKar
изученного).
Ана,rизировать. характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения ocll()ll
норм согласования сказуемого с подпежащим, употребления падежной и преjlllr,,
падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных ,l,,
предложения, причастного и деепричастноt,о оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трулllостей. справочники,

l
l

Пункryация. Основные правила пункryации
Иметь представление о принципах и ра]J,елах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анапиз прелложен ия.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуацион
правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.

l

ib]]\

i
Использовать справочники по пунктуации.

Функциональная стилистика. Кульц-ра рсчи

Иметь представление о функциональной стилистикс как разделе лингвистики.
Иiиеть представление об основных признаках разговорной речи, функttиональных cl и-lсii
(научного. публицистического. официально-делового). языка художественной литературt,t.
Распознавать. анапизировать и комментировать тексты рiвличных функциона-Il,tl,
разновидностей языка (разговорнrrя речь. научный, публицистический и официалыlо-де. t,
стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных фу"*цио"ально-смысJIовых типов: тексты разrIы\ )\.
научного, публицистического. офиttиально-делового стилей (объём сочинения
lle \l!
l50 слов).
Применять знания о функциональных разяовидностях я ]ыка в речевой практике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».