Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа Ns2 Мясниковского района Ростовской области РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании Проюкол Nql заседания Методического совета мБоу сош.I!ъ2 Приказ о Дире ШМО Протокол No l от 22.08.202Зг. Рlководитель ШМО от 24.08.2023г. Зам. дире ра по глуян В. А. N9 l l 0 ] мБо УВР I о. l I ч \ Гайбарян М.Т РАБОЧАЯ ПО I 2l| t ] ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ к учебцшку (ФИЗИЧЕСКАЯ КУДЬТУРА> (авторы: Матвеев 10 _ 11 I I А.П.) клАссы Количество часов: 10 классы -2часа в неделю 11класс-Зчасавнеделю ] I ! I Учителя - Майкоглуян В.А. Килафян Х.М. Закарян С.М. Магоян А.М. 2023 - 2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физической культуре для l0-1 l кJIассов общеобразовательных организаций представJuIет собой методически оформленную концепцию требований ФГОС СОО и раскрывает их реализацию через конкретное содержание. При создании программы по физической культуре r{итывчrлись потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и сохранения активного творческого долголетиJI. В программе по физической культуре нашли свои оlражениrl объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания общего образованиrI, внедрение новых методик и технологий в уrебно-воспитательный процесс. При формировании основ программы по физической культуре использовalлись прогрессивные идеи и теоретические положения ведущих педагогических концепций, определяющих современное развитие отечественной системы образования концепция духовЕо-Irравственного развития и воспитаниjI гражданина Российской Федерации, ориентир},ющая 1^rебно-воспитательный процесс на патриотических качеств личности формирование ryманистиrlеских r{ащихся, ответственности за судьбу Родины; : и концепция формирования универсальньIх учебньrх действий, определяющаlI основы становления российской гражданской идентичности обуrающихся, активное их вкJIючение в культурн},ю и общественную жизнь страны; концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая основу саморазвития и самоопределения личности в процессе непрерывного образования; концепциlI преподавания учебного предмета <Физическая культура), ориентир}.ющая учебно-воспитательный процесс на внедреЕие HoBbIx технологий и инновационных подходов в обучении двигательным действиям, укреплении здоровья и развитии физических качеств; коЕцепция структуры и содержания учебного предмета <Физическм культурD, обосновывающая направленность 1^rебных программ на формирование целостной личности rlащихся, потребность в бережном отношении к своему здоровью и ведению здорового образа жизни. В своей социально-ценностной ориентации программа по физической культуре coxpaнrleT исторически сложившееся предназначение дисциплины <Физическая культура> в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развитию жизненно важных физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с федеральной образовательной программой основного общего образования и предусматривает завершение полного курса обучения обучающихся в области физической культуры. Общей целью общего образования по физической культуре является формирование р€вносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укреплеIrиJI и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдьжа. В программе по физической культуре для 10-1 1 классов данная цель конкретизируется и связывается с здоровом образе жизни, формированием потребности rrащихся дальнейшем накоплении практического опыта по использованию современных систем физической культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными пок€вателями здоровья, особенностями предстоящей 1чебной и трудовой деятельности. .Щанная цель реаJIизуется в программе по физической культуре по трём основным направлениям. в Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и функционЕuIьных возможностей организма занимающихся, повышением его надёжности, защитньж и адаптивньIх свойств. Предполагаемым результатом данной направлеЕности становится достижение обучающимися оптим€uIьного уровня физической подготовленности и работоспособности, готовности к выполнеЕию нормативных требований комплекса <<Готов к труду и обороне>. Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно - достиженческой и прикJIадно - ориентированной физической культурой, обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации содержания физических направленности, упражнений разной функциона.,.lьной совершенствования технико-тактических действий в игровых видах спорта. Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, Еавыки в проведении самостоятельных занятий коЕдиционной тренировкой, умения контролировать состояЕие здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность. Воспитывающая направленность программы закJIючается в содействии активной соци€rлизации обучающихся на основе формирования на}чньD( представлений о социальной сущности физической культуры, её месте и роли в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов данной направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным ценностям физической культуры, приобретение способов общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья. Щентральной идеей конструирования программы по физической культуре и её планируемых результатов на уровне среднего общего образования является воспитание целоспrой личности r{ащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе системноструктурной организации учебного содержания, которое представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания физической культуре), операцион€rльным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование). В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла содержание программы по физической культуре представляется системой модулей, которые о структурными компонентами входят в совершенствование>. раздел <<Физическое Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастики, лёгкой атлетики, зимних видов спорта (на примере видом спорта из федеральной рабочей программы по физической культуре), спортивных игр, плавания и атлетиtIеских единоборств. ,Щанные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовлеЕItость учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содейств},ющих обогащению двигательного опыта. Вариативные модули объединены в программе по физической культуре модулем <Спортивная и физическм подготовкa>), содержание которого разрабатывается образовательной организацией на ocltoBe федеральной рабочей программы по физической культуре для общеобразовательньD( организаций. Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка rIащихся выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса кГотов к к труду и обороне>, активЕое вовлечение их в соревновательную деятельность. Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной организации модуль кСпортивная и физическая подготовка)) может р€врабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки, национмьных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей программе по физической культуре в помощь учителям физической культуры в рамках даЕного модуля предлагается содержательное наполнение модуля <Базовм l физическая подготовка). Общее число часов для изучения физической культуры - l70 часов: в 10 кJIассе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - l02 часа (3 часа в неделю). i l I СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 клАсс 3нанuя о фuзuческой кульmуре Физическм культура как социальное явление. Истоки возникновения культуры как социального явления, характеристика основных направлений её р€lзвития (индивидуальн€ш, нациоtl€шьнаrl, миров€uI). Культура как способ развития человека, её связь с условиями жизни и деятельности. Физическм культура как явление культуры, связанное с преобразованием физической природы человека. Характеристика системной организации физической культуры в современном обществе, осЕовные направления её развития и формы организации (оздоровительная, прикJIадно-ориентированн€uI, соревновательно-достиженческм). Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс <<Готов к труду и обороне> как основа прикладно-ориентированной физической культуры, история и развитие комплекса <<Готов к труду и обороне> в Союзе советских соци€rлистических республик (далее - СССР) и Российской Федерации, Характеристика структурной организации комплекса <Готов к труду и обороне> в современном обществе, нормативные требования пятой сryпени дJuI учащихся 16-17 лет. Законодательные основы развития физической культуры в Российской Федерации. Извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиJIх физической кульryрой и спортом: Федеральный закон Российской Федерации <О физической культуре и спорте в Российской Федерации>, Федеральный закон Российской Федерации <Об образовании в Российской Федерации>. Физическая культура как средство укрепления здоровья человека. Здоровье как базовая ценность человека и общества. Характеристика основных компонентов здоровья, их связь с занrIтиrIми физической культурой. Общие представления об истории и р€ввитии популярных систем оздоровительной физической культуры, их целевФI ориентациrI и предметное содержание. с пособьt са.uосmояmоr, ьно й dB uzаmапьно й dеяmапьносmu Физкультурно-оздоровительные мероприя^гия в условиях активЕого отдыха и досуга. Общее представление о видах и формах деятельности в структурной организации образа жизни совремеЕного человека (профессиональная, бытовая и досуговая). Основные типы и виды активного отдьжа, их целевое предназначение и содержательное наполнение. Кондиционная тренировка как системнаJI организация комплексных и целевых занятий оздоровительной физической культурой, особенности планированиJI физических нагрузок и содержательного наполнениJI. Медицинский осмотр учащихся как необходимое условие для организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Контроль текущего состояния организма с помощью пробы Руфье, характеристика способов применения и критериев оценивания. Оперативный контроль в системе самостоятельньж занятий кондиционной тренировкой, цель и задачи KoHTpoJuI, способы организации и проведениrI измерительЕьIх процедур. Ф uз uч ес ко е со вер uленсmвов ан uе ая d еяmел ьн о с mь. Упражнения оздоровительной гимнастики как средство профилактики нарушения осанки и органов зрения, предупреждеIiиJI перенапряжения мышц опорно-двигательного аппарата при длительной работе за компьютером. Атлетическая и аэробная гимнастика как современные оздоровительные системы физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий кондиционной тренировкой. С по рmuвн о - о з d ор о вum ельн ая d еяm ел ьн о с m ь, Модуль <<Спортивные игры)). Фuзкул ьmур н о- оз d ор о вum ел ьн Футбол. Техники игровых действий: вбрасывание мJIча с лицевой выполнение углового и штрафного ударов в изменJIющихся игровых ситуациях. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Баскебол. Техника выполнения игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии, способы овладения мячом при ((спорном мяче)>, выполнение штрафных бросков. Выполнение правил З-8-24 секунды в условиях игровой деятельности. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной ли:.:.ии, деятельности. Волейбол. Техника выполнения игровых действий: <(постановка блока>, атакующиЙ удар (с места и в движении). Тактические деЙствия в защите и нападении, Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Пр uклаd н о - орuен muр о ван н ая d вuzаmел ьн ая d еяm ел ьн ос mь. <<Плавательная подготовкa>). Спортивные и прикJIадные упражнениJI в плавании: брасс на спине, плавание на боку, прыжки в воду вниз ногами. Модуль Модуль <<Спортивная и физическая подготовкa>). Техническая и специatльная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса <Готов к труду и обороне> с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительньIх систем физической культуры, нациоItЕuIьных видов спорта, культурно-этнических игр. 11клАсс 3нанuя о фuзuческой кульmуре Здоровый образ жизни современного человека, Роль и значение адаптации организма в организации и IuIанировании мероприятий здорового образа жизни, характеристика основных этапов адаптации. Основные компоненты здорового образа жизни и их влияние на здоровье совремеЕIlого человека. Рациональная организация труда как фактор сохраненшI и укрепления здоровья. Оптимизация работоспособности в режиме трудовой деятельности. Влияние занятий физической кульryрой на профилактику и искоренение вредных привьцек. Личная гигиена, закаливание организма и банные процедуры как компоненты здорового образа жизни. Понятие <профессионально-ориентированн€ш физическая культура>, цель и задачи, содержательное наполнение. Оздоровительная физическая культура в режиме учебной и профессиональной деятельности. Определение индивидуirльного расхода энергии в процессе занятий оздоровительной физической культурой. Взаимосвязь состояния здоровья с продолжительностью жизни человека. Роль и значение занятий физической культурой в укреплеЕии и сохранении здоровья в разных возрастных периодах. Профилактика ц)авматизма и оказание перовой помощи во BpeMrI занятий физической культурой. Причины возникновениrI травм и способы их предупреждения, правила профилактики травм во время самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Способы и приёмы окtвания первой помощи при ушибах ра}ных частей тела и сотрясении мозга, переломах, вывихах и ранениях, обморожении, солнечном и тепловом ударах. с п осо б bt с(шо сmояmел ьно й dB uzаmел ьн о й dея mаryьносm u Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового образа жизни. Релаксация как метод восстановления после психического и физического напряжения, характеристика основных методов, приёмов и процедур, правила их проведения (методика Э. ,Щжекобсона, аутогенн€ш тренировка И. Шульца, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, синхрогимнастика по методу <Ключ>). Массаж как средство оздоровительной физической культуры, правила организации и проведения процедур массажа. Основные приёмы самомассажа, их воздействие на организм человека. Банные процедуры, их назначение и правила проведения, основные способы парения. Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса (Готов к труду и обороне>. Структурная организациrI самостоятельной подготовки к выполнению требований комплекса (Готов к труду и обороне>, способы определеЕия направленности её тренировочньtх занятий в годичном цикле. Техника выполнения обязательных и дополнительных тестовых упражнений, способы их освоениJI и оценивания. Самостоятельная физическaш подготовка и особенности планирования её направленности по тренировочным цикJIам, правила KoHTpoJuI и индивидуализации содержания физической нагрузки. Ф uз uческо е со вер шенсmво ван uе Фuз кул ьmур н о - оз d ор о вum ел ьная d еяm ельн о сmь. Упражнения дJIя профилактики острых респираторных заболеваний, целлюлита, снижения массы тела. Стретчинг и шейпинг как современные оздоровительные системы физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы индивидуЕIлизации содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий кондиционной тренировкой. С п орmuвн о - о з d ор о вum ельн ая d еяm ел ьн о с mь. Модуль <<Спортивные игры). Футбол. Повторение правил игры в футбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование ocHoBHbIx технических приёмов и тактических деЙствиЙ в условиях уrебноЙ и игровоЙ деятельности. Баскетбол. Повторение правил игры в баскетбол, собrподение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основньIх технических приёмов и тактических действий в условиrIх учебной и игровой деятельности. Волейбол. Повторение правил игры в баскебол, соблюдение их в rrроцессе игровой деятельности. Совершенствование ocHoBHbIx технических приёмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности. Прuюл а d н о -opue н muр о в ан н ая О вuzаm ел ьн а я d еяmел ьн о с m ь. Модуль <Атлетические единоборства>. Атлетические единоборства в системе профессионально-ориентированной двигательной деятельности: её цели и задачи, формы организации тренировочных занятий. Основные технические приёмы атлетических единоборств и способы их самоотоятельного разr{ивания (самостраховка, стойки, захваты, броски). Модуль <<Спортивная и физическая подготовка>. Техническая и специчшьная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение соревЕовательных действий в стандартных и вариативных условиrIх. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса <<Готов к труду и обороне) с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национыIьных видов спорта, культурно-этнических игр. Проzра-члtа вар uаmuвноzо моdуля кБазовая фuзuческая поО?оmовка)). Обulая фuзuчес кая по d zоmо вка. Развumuе сlutовых способносmей. Комплексы общер€Iзвивающих и лок€}льно воздействующих упражнений, отягощённых весом собственного тела и с использованием дополнительных средств (гантелей, эспандера, набивных мячей, штанги и других). Комплексы упражнений на 1ренажёрных устройствах. Упражнения на гимнастических снарядах (брусьях, перекладинах, гимнастической стенке и других). Броски набивного мяча двумя и одноЙ рукоЙ из положениЙ стоя и сим (вверх, вперёд, назад, в стороны, снизу и сбоку, от груди, из-за головы). Прыжковые упражнения с дополнительным отягощением (напрыгивание и спрыгивание, прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки через препятствия и другие). Бег с дополнительным отягощением (в горку и с горки, на короткие дистанции, эстафеты). Передвижения в висе и упоре на руках. Лазанье (по канаry, по гимнастической стенке с дополнительным отягощением). Переноска непредельных тяжестей (сверстников способом на спине). Подвижные игры с силовой направленностью (импровизированный баскетбол с набивным мячом и лругое). Р аз вumuе скорос mных способносmей. Бег на месте в максим€lльном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упора). Челночный бег. Бег по разметке с максим€rльным темпом. Повторный бег с максимальной скоростью и максимальной частотой шагов (10-15 м). Бег с ускорениями из разных исходных положений. Бег с максимальной скоростью и собиранием малых предметов, лежащих на полу и на разной высоте. Стартовые ускорения по дифференцированному сигналу. Метание м€uIых мячей по движущимся мишеням (катящейся, раскачивающейся, летящей). Ловля теЕнисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой). Передача теннисЕого мяча в парах правой (левой) рукой и попеременно. Ведение теннисного мяча ногами с ускорением по прямой, по круry, вокруг стоек. Прыжки через скакалку на месте и в движении с максимальной частотой прыжков. Преодоление полосы препятствий, включающей в себя прыжки на разЕ}.ю высоту и длину, по разметке, бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание рzвличных предметов (легкоатлетических стоек, мJIчей, лежащих на полу или подвешенньIх на высоте). Эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью. Технические действия из базовых видов спорта, выполняемые с максим€lльЕой скоростью движений. р азвumuе вынослuвосlпu. Р аз вumuе ко ор d uH ацuu d вuэlс ен uй, Жонглирование большими (волейбольными) и малыми (теннисными) мячами. Жонглирование гимнастической палкой. Жонглирование волейбольным мячом головой. Метание м€шых и больших мячей в мишень (неподвижrгуlо и двигающуюся). Передвижения по возвышенной и наклонноЙ, ограниченноЙ по ширине опоре (без предмета и с предметом на голове). Упражнения в статическом равновесии. Упражнения в воспроизведении пространственной точности движений руками, ногами, туловищем. Упражнение на точЕость дифференцированиJI мышечньIх усилий. Подвижные и спортивные игры. развumuе zuбкосmu. Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пассивных), выполняемьж с большой амплитудой движений. Упражнения на растяжение и расслабление мышц. Специальные упрФкнеt{иll дJuI развитиJI подвижности суставов (полушпагат, шпагат, выкруты гимнастиlIеской палки). Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные и обрядовые игры. Технические деЙствия национчlJIьных видов спорта. С пецuальн ая фuзuческая по dzоmо вка, Моdуль кГtьuнасmuка> Развитие гибкости. Наклоны туловища вперёд, н€lзад, в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакаJIкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост). Развитие координации движений. Прохождение усложнённой полосы препятствий, включающей быстрые кувырки (вперёд, назад), кувырки по наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень, с места и с разбега. Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенных на разной высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением. Прыжки на точность оттаJIкивания и приземления. Развитие силовых способностей. Подтягивание в висе и отжимание в упоре. Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики), подтягивание в висе стоя (лёжа) на низкой перекладиЕе (девочки), отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног, отжимание в упоре на низких брусьях, поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты, из положения лёжа на гимнастиt{еском козле (ноги зафиксированы) сгибание туловища с различной амплиryдой движений (на животе и на спине), комплексы упражнений с гантелями с индивидуalJIьно подобранной массой (движения руками, повороты на месте, накJIоны, подскоки со взмахом рук), метание набивного мяча из различных исходньIх положений, комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения), элементы атлетической гимнастики (по типу <подкачки>), приседаЕиrI на одной ноге (пистолетом> (с опорой на руку для сохранения равновесия). Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями, выполнjIемые в режиме интенсивности в сочетаЕии с умеренной напряжением мышц и фиксацией положений тела. Повторное выполнение гимнастических упражнений с уменьшающимся интервалом отдыха (по типу <круговой тренировки>). Комплексы упражнений с отягощением, выполняемые в режиме непрерывного и интервального методов. Мо dул ь < Л ёz кая аmл еmuка )) Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода. Бег по пересечёЕной местности (кроссовый бег). Гладкий бег с равномерной скоростью в разных зонах интеЕсивности. Повторный бег с препятствиJIми в максимаJIьном темпе. Равномерный повторный бег с финальным ускорением (ва разные дистанции). Равномерный бег с дополнительным отягощением в режиме (до отказа>. Развитие силовых способностей. Специальные прыжковые упражненшI с дополнительным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с последующим спрыгиванием. Прыжки в глубину по методу ударной треЕировки. Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений, поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочерёдно. Бег с препятствиями. Бег в горку с дополнительным отягощением и без него. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с локальным отягощеЕием на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу круговой тренировки. Развитие скоростных способностей. Бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с горки, Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью (с ходу)>. Прыжки через скак€шку в максимаJIьном темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с ускорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие координации движений. Специализированные комплексы упражнений на развитие координации фазрабатываются на основе учебного материала модулей <<Гимнастика> и <Спортивные игрьu). Моdуль < Зшцнuе вudьt спорmа> Моdуль к Спорmuвньtе uzрьt > Баскетбол. Развитие скоростньж способностей. Ходьба и бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания). Ускорения с изменением направлениJI движения. Бег с максимальной частотой (темпом) шагов с опорой на руки и без опоры. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперёд). Бег с максимальной скоростью с предварительным выполнением многоскоков. Передвижения с ускорениями и максимаJIьной скоростью приставными шагами левым и правым боком. Ведение баскетбольного мяча с ускорением и максимzlльной скоростью. Прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача мяча двумя руками от груди в максим€Lпьном темпе при встречном беге в колоннах. Кувырки вперёд, назад, боком с последующим рывком на 3-5 м. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и прыжки в гrryбоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперёд, по кругу, <змейкой>>, на месте с поворотом на 180 и 360. Прыжки через скакЕrлку в максим€Lпьном темпе на месте и с передвижением (с дополнительЕым отягощением и без него). Напрымвание и спрыгивание с последующим ускореЕием. Многоскоки с последующим ускорением и ускорение с последующим выполнением многоскоков. Броски набивного мяча из р€lзличных исходных положений, с различной траекторией полёта одной рукой и обеими руками, стоя, сидя, в полуприседе. Развитие выносливости. Повторный бег с максимшIьЕой скоростью, с уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег по методу непрерывноинтерв€rльного упражнения. Гладкий бег в режиме большой и умеренной интенсивности. Игра в баскетбол с увеличивающимся объёмом времени игры. Развитие коордиIrации движений. Броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишеЕи. Акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперёд и назад). Бег с <тенью> (повторение движений партнёра). Бег по гимнастической скамейке, по гимнастическому бревну разной высоты. Прыжки по разметкам с изменяющейся амплитудой движений. Броски малого мяча в стеЕу одной рукой (обеими руками) с последующеЙ его ловлеЙ (обеими руками и одноЙ рукоЙ) после отскока от стены (от пола). Ведение мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением передвижения. Футбол. Развитие скоростных способностей. Старты из различных положений с последующим ускорением. Бег с максимаJIьной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хJIопку, заданЕому сигналу), с ускорениями, (рывками>, изменением направлениJl передвижения. Бег в максим€lльном темпе. Бег и ходьба спиной вперёд с изменением темпа и направлениJI движениlI (по прямой, по кругу, <змейкой>). Бег с максим€LпьноЙ скоростью с поворотами на l80 и 3б0. Прыжки через скакалку в максим€lльЕом темпе. Прыжки по разметке на правой (левой) ноге, между стоек, спиной вперёд. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперёд. Удары по мячу в стенку в максимальном темпе. Ведение мяча с остановками и ускорениями, <<дриблинг) мliча с изменением направления движения. Кувырки вперёд, назад, боком с последующим рывком. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Многоскоки через препятствиrI. СпрымваЕие с возвышенной опоры с последующим ускорением, прыжком в длину и в высоту. Прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперёд, назад, в приседе, с продвижением вперёд). Развитие выносливости. Равномерный бег на средние и длинные дистанции, Повторные ускорениJI с уменьшающимся интервщIом отдыха. Повторный бег на короткие дистанции с максим€uIьной скоростью и уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег в режиме непрерывноинтервЕIльного метода. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у обуtающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1 ) rражданского воспитания: сформированность гражданской позиции об1^lающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национаJIьных, общечеловеческих ryманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национzlJIизма, ксенофобии, дискриминации по социЕUIьным, религиозным, расовым, национаJIьным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, r{аствовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социЕtльными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к ryманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уваженшI к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационаIьного народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его сульбу; 3) луховно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решениJI, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого булущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного пришIтиlI ценностей семейной жизЕи в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, вкJIючаrI эстетику быта, нау"rного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать р€rзличные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных цадиций и народЕого творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношениlI к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трулового воспитания: готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков, трудолюбие; готовЕость к активной деятельности технологической и социальной направленности; способность инициировать, плаЕировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияниJI социЕlльно-экоIlомических процессов на состояние природной и социальной среды, осозЕание глобаJIьного характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого р€чlвития человечества; активное неприJIтие действий, приносящих вред ощружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные 9кологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответств},ющего современному уровню развития науки и общественной практики, осЕованного на диаJIоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познанием мира; осознание ценности наlчной деятельности; готовность осуществлять проектную и исследовательск}.ю деятельЕость индивидуаJIьно и в группе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культ}?ы на уровне среднего общего образования у обучающегося буду, сформированы познавательные универсальные r{ебные действия, коммуникативные универсаJIьные учебные действия, реryлятивные универсальные уrебные действия, совместнм деятельность. Познавательные универсальные учебные действия У обучающегося булут сформированьl слефюtцuе базовьtе лоzuческuе dейсmвuя как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать акту€rлизировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, кJIассификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их и достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с 1^rётом анапиза имеющихся материальных и нематериыIьных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять рабоry в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; р€rзвивать креативное мышление при решении жизненных проблем. У обучающегося булут сформированы следующие базовые uсслеdоваmельскuе dейсmвuя как часть познавательных универсаJIьных учебных действий: владеть навыками r{ебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешеIrиJI проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в рЕвличных у{ебньIх ситуациях (в том числе при создапии учебных и социzцьцых проектов); формирование на)п{ного типа мышления, владение науrной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизЕенЕых ситуациях; вьUIвлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить арryменты дJuI доказательства своих утверждений, задавать параметрь1 и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в HoBbIx условиrIх; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессионаJIьную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из ра:}ных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие Еlльтернативные решения. У обучающегося булут сформированы следующие уменltя рабоmаmь с uнформацuей как часть познавательных универс€цьных уrебных действий: владеть навыками полrlения информации из источников рЕlзньж типов, самостоятельно осуществлять поиск, анЕUIиз, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представлениrI; создавать тексты в различных форматах с гётом назначения информации и целевой аудитории, выбирм оптимальную форrу представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действпя У обуlающегося булут сформированы следующие }мения общения как часть коммуникативных универс.шьных )чебных действий: осуществлять коммуЕикации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных сиryаций и смягчать конфликты; владеть рЕвличными способами общения и взаимодействия; арryментироваЕно вести диаJIог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логиttно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Реryлятивные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы следующие умения салrоореанuзацuu как часть реryJuIтивных универс€LпьньIх уrебньrх действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственЕые задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решениrI проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личЕых предпочтений; делать осознанный выбор, арryментировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; У обучающегося будут сформированы следующие умения сачлоконmроля, прuняmuя себя dpyzltx как часть реryлятивпых Универсальных 1^rебных действий давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов цеJUIм; владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; u : использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решениJI; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и арryменты других при ан€rлизе результатов деятельности; принимать себя, понимм свои недостатки и достоинства; принимать мотивы арryменты других при аЕaUIизе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. и У об}^rающегося будут сформированы след},ющие умениrI совмесmной dеяmельносmи как часть коммуникативных универс€шьных 1^lебных действий: понимать и использовать цреимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы coBMecTHbIx действий с уrётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действиrI по её достижению: cocT€lBJUITb план действий, распредеJuIть роли с r{ётом мнений r{астников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество вкJIада своего и каждого )частника команды в общий результат по разработанЕым критериJIм; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в р€tзличных ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 10 юлассе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по физической культуре. Разdап <Знанuя о фuзuческой кульmуре)): характеризовать физическу+о культуру как явление культуры, её направления и формы организации, роль и значение в жизни современного человека и общества; ориентироваться в основных статьях Федерального закона (О физической культуре и спорте в Российской Федерации>, руководствоваться ими при организации активного отдыха в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности; положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое назначение и формы организации, возможность использовать для самостоятельных занятий с }п{ётом индивид/аJIьньж интересов и функциональньж возможностей. Разdел KOpzaH uзацuя сfuлrосmояmепьньtх заняmuй>: проектировать досугов}.ю деятельность с включением в её содержание разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и оздоровительных занятий, физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований; контролировать пок€ватели индивидуальЕого здоровья и функционального состояния организма, использовать их при планировании содержания и направленности самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, оценке её эффективности; планировать системную оргаЕизацию занятий кондиционной тренировкой, подбирать содержание и контролировать направленность тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности и выполнение норм Комплекса <Готов к труду и обороне>>. Раз dел < Ф аз аческо е совер шен сmвов ан uе> : выполнять упражнения корригир}.ющей и профилактической направленности, использовать их системе режиме r{ебного дня самостоятельньIх оздоровительньIх заrrятий; выполнять комплексы упражнений из современных систем в и оздоровительной физической культурь1, использовать их для самостоятельных занятий с у{ётом индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании; выполнять упражнениlI общефизической подготовки, использовать их в планировании кондиционной тренировки; демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в условиях учебной и соревновательной деятельности, осуществJUIть судейство по одному из освоеЕных видов (футбол, волейбол, баскетбол); демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств, результатов в тестовых заданиях Комплекса (Готов к труду и обороне>. К концу обуlения в 1l ю.ассе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по физической культуре: Разdаl <3нанuя о фшuческой л{ульmуре>: характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как основу укрепления здоровья, у{итывать её этапы при планировании самостоятельных занятий кондиционной тренировкой; положительно оценивать роль физической культуры в науrной организации труда, профилактике профессионЕlльных заболеваний и оптимизации работоспособности, предупреждении раннего старениll и сохранении творческого долголетия; выявлять возможные причины возникновения травм во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, руководствоваться правилами их предупреждения и окаj}ания первой помощи. РазOоl: планировать оздоровительные мероприJIтия в режиме учебной и трудовоЙ деятельности с целью профилактики умственного и физического утомления, оптимизации работоспособности и функциональной активности ocHoBHbIx психических процессов; организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и самомассажа с целью восстановлениJI организма после умственных и физических нагрузок; проводить самостоятельные занятиJI по подготовке к успешному выполЕению нормативных требований комплекса <Готов к труду и обороне), планировать чrх содержание физические Еагрузки, исходя из индивидуаlIьных результатов в тестовых испытаниях. Разdоп <<Ф uз uческое соверuленсmвованuо> : выполнять упражнения корригирующей и профилактической системе направленности, использовать их режиме rrебного дня самостоятельных оздоровительных занятий; выполнять комплексы упражнений из современных систем и в и оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельньгх занятий с уrётом индивидуаJIьных интересов и потребностеЙ в физическом развитии и физическом совершенствовании; демонстрировать технику приёмов и защитных действий атлетических едиIrоборств, выполнять их во взаимодействии с партнёром; из демонстрировать основные техЕические и тактические действия в игровых видах спорта, выполнять их в условиях учебной и соревновательной деятельности (футбол, волейбол, баскебол); выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных физических качеств, демоЕстрировать ежегодные приросты в тестовых заданиях Комплекса <<Готов к труду и обороне)). ТЕМАТИЧЕСКОЕ 10 клАсс ПЛАНИРОВАНИЕ колпчество часов ЛЪ Наименование разделов и тем программы lIlп Физическая культура как средство укреплеЕия здоровья человека 1.2 Итого по разделу работы 2-1 ] Итого по разделу з 8 l 10 l l0 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Фшзкультурно-оздоровительпая деятельность Физкульryрно-оздоровительнаrI l деятельность Итого по разделу 6 6 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность 2.| Модуль кСпортивные игрьп>. Фlтбол l0 l Элеrсгроllные (чифровые) образователыrые ресурсы 5 Раздел 2. Способы самостоятельной двигательной деятельности Физкулъryрно-оздоровительньiе мероприIIтиJI в условиях ilктивного отдьжа и дос)та Пракгические работы Коrrтрольные Всего Раздел 1. Знания о физической культуре Физическая культура как социальное l явление I I 2.2 Модуль кСпортивные игры>. Баскетбол l0 2.з Модуль кСпортивные игрьu. Волейбол 12 Итого по рrlзделу ] з2 Рдздел 3. Прикlrадно-ориентированная 3.1 двигательная деятельность Модуль <<Плавательная подготовка) 12 Итого по разделу l |2 Раздел 4, Молуль <<Спортивная и физическая подготовка)) 4.1 Спортивная подготовка 16 4.2 Базовая физическая подготовка l l8 Итого з4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММВ 102 ] l 0 l 0 11клАсс количество часов J\Ъ I Illu Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Знания о физrrческой культуре Здоровый образ жизни современного 1.1 человека T I I Контрольные Пракгические работы работы Элеrстронные (чифровые) образовательные ресурсы l 6 Профилактика травматизма и оказание |.2 перовой помощи во время занятий физической культурой 4 l0 Итого по разделу Раздел 2. Способы самостоятеJIьной двпгательной деяте.льности 2.| Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового образа жизни 6 СамостоятельнfuI подготовка к 2.2 выполнению нормативных требований комплекса кГотов к труду и обороне> Итого по разделу 2 8 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. (Dизкryльryрrrо-оздоровительная Физкульryрно-оздоровительнiц 1 деятельность Итого по разделу деятельность 6 6 _ Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность 2.| Модуль <Спортивные игры>. Футбол I 2.2 2.з Цgдупц,Сдgрче!це Д9дtп" <Слортивные Баскебол 10 игрьо>. Вюлейбол 12 игрьп>. Итого по разделу Разде;l 3. Прикладно-ориентированная 3.1 l0 з2 двигателыIая деятельность Модуль <<Атлетические единоборства> Итого по разделу Рдздел 4. Модуль <<Спортивная и физическая ,].2 12 подготовка) 4.| Спортивная подготовка 16 4.2 Базовая физическая подготовка 18 Итого з4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |02 ] l 0 0