Рабочая программа право 11 класс

Муниципа,чьное бюджетное общеобразовательное )п{реждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа Л!2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО
ШМО

на заседании

УТВЕРЖДЕНО

заседания
методическоt о совета

Прик

Протоко,п

Протокол Nо1
от 22,08.202Зr.
Руководитель ШМО
Барнагян

СОГЛАСОВАНО

Nl

Зг. Ng110

МБоУ СоШNq2

от 24.08.2023г.
Зам. дире кто ра по

Е.А

УВР

о.х

айбарян М.Т.

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА
по

курсу

<Право>>
(вариативный

компонент)

к учебнику (учебному пособию) (Право 10-11 класс)>
(авторы:

А.Ф.

Никитин.'

Т.И.

Никитина)

11клАсс
Количество часов:

Учителя

l

час в неделю

- Чувараян К.К.

2023

-

2024 учебный год

i
I

I

l

,*

l. Пояснительная записка (базовый уровень)
Рабочая программа

по праву

составлена

на основе

t,lE

фелерального компонента

}1aal
.*|."

Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Разработана на основе авторской программ ы А.Ф.Никитина: Правоведение. l0-1 l классы:
/А.Ф.Никитин. Базовый уровень
М.: Просвещение, 2006. (,,Щопущеяо Министерством
образования и науки Российской Федерации). l1 класс завершает изучение курса <Право>
на средней ступени образования.

-

Рабочая прогрalIt4ма рассчитана на 68 уlебных часов
неделю.

в l0-1l классах, из

расчета час в
-..

#
,1В

Нормативно - правов:ul основа рабочей программы по праву:

от

Закон Российской Федерачии

10.07.1992 N9З266-1
Федерального закона от l7.07.2009 Лbl48-ФЗ);

кОб образовании)

(в

редакц,]

*!-

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. Ns1089 (Об утверждении
федера"rьного компонента государственных стандартов начального, общего, осЕовного
общего и среднего (полного) общего образования>;

Федера,тьный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования.
уrвержденный приказом Минобразования РФ Ns 1 312 от 09.03 2004;
Приказ Минобрнауки кОб утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованЕьIх (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реtrлизующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, gа 201'|./201'2 учебньй год>

Программы
Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень М.: Просвещение, 2006.
(.Щопущено Министерством образования и науки Российской Фелерачии).

Ресурсное обеспечение рабочей программы
1.Правоведение: базовый уровень: учебник для l0-11 классов общеобразовательных
М.: Просвещение, 2005.(!опущено министерством
1чреждений/ А.Ф. Никитин.
и
на}ки
Российской
Федерации).
образования

-

::,:

Учебно-метолическая литература
Гражданский кодекс РФ.
Труловой кодекс

РФ.

Уголовный кодекс РФ.

-

М., 2002.

М..2002.

-

М.. 2002.

]:'

Семейный кодекс

РФ.

М.. 2002.

Административный кодекс РФ.

-

М., 2002.

КонституцияР.Ф, М.,2008
Комментарии к Конституции РФ,

-

if;

..ж -

М., 2008

lF.
.:

Теория госуларства и прав: Учебник [пол ред, А.В. Малько. М.,2006

Международное право: Учебник / НА. Ушаков . М,, 2005
Интернет ресурсы (федера,тьный правовой портал <Юридическм Россия> и др.)

Место предме,га в базисном учебном плане
Федера"тьный базисный уrебный план для образовательных учреждений Российской
Фелерачии отводит 68 часов для обязательного изучения уrебного предмета <Право> на
этапе среднего (полного) общего образования, в Х и XI классах по 34 часов, из расчета 1
уlебный час в неделю,

i

,.I

-]

и является цродолжением
правовой
в
курсе
в
изучения
сферы
обществознания основной средней школе. При этом
в ней предусмотрен резерв времени д,Iя реализации авторских подходов, использования
разнообразньп< форм организации учебного процесса, внедрения современньtх методов
обучения и педагогических технологий.
Примернм программа рассчитана на 68 учебных часов

В

старшей школе право, будучи важньпи компонентом социально-гр{анитарного
образования личности. относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих
возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на
создание условий для развития гра)tДанско-правовой активности! ответственности,
правосознания обучающихся, да.пьнейшее освоение основ правовой грамотности и
правовой

культуры.

навыков

правового

поведения!

необходимых

для

.i

,.i
-|1

,,

_1

эффективного

выполнения выпускниками основных социillьных ролей в обществе (гражданин4
налогоплательtrшка, избирателя. члена се}tьи. собственника, потребителя. работника).

Право как учебный предмет создает основу для становления социа,,Iьно-правовой
компетентности обучающихся и будет способствовать развитию правовой культуры,
воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего
поколения.

Содержание правового образования на данном }ровне выстроено с учетом
образовательных целей ступени, социаlльных потребностей и опыта взрослеющей

личности. К основным содержательным линиям образовательчой программы курса права
для l0-11кJIассовобщеобразовательнойшкольт(базовыйуровень)относятсяследующие:
история государства и права. воIrросы теории государства и права;

]

.,i
1

-

роль прtlва в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в

стране;

констит)ционное право. Конститучия РФ:

-

гракданство, основные прzlва и обязанности грiDкдан; участие граждан в управле}tии
государством, избирательная система в России;
вопросы семейного и образовательного права;

-

имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовь
основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социа",Iьноi
обеспечения;
основы гражданского. угоJовного. административного

#

;*'

судопроизводства;

-

особенности конституционного судопроизводства; международнм защита прzrв человека
в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых
документов. понимания юридических текстов, получения и использования необходимой
информации, квмифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитilния на базовом
уровне явJulется образовательнtш среда, обеспечивающая rrастие обучающихся в
выработке и реarлизации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
I-{ели

Изучение прzlва в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение след).ющих
целей:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социмьно-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения
норм права, на осознание себя полноправньпи членом общества, имеюIци]\l
гарантированные законом права и свободы;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности. уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым института]\,l, правопорядку;

освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права" возможностях
правовой системы России, необходимых д пя эффективного использованиJI и защиты прав
и исполнения обязанностей, правомерной реa}лизации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенньж знаний и способов
деятельности с целью реzulизации и защиты прав и законных иЕтересов личности;
содействия подержанию правопорядка в обществе; решения пракгических задач в

-d
iiid

.

*яa

'"

а также учебньж задач в образовательном процессе;
и готовности к сalмостоятельному принятию прilвовых
решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений,
социаJIьно-правовой сфере,
формирование способности

урегулированных праlвом.

l, Планируемые результаты обучения по правуза курс средней школы:

1. Личностные результаты: осознание своей идентичности как грiDкданина страны, члена
семьи, этнической и религиозной группы, rtокальной и региональной общности; освоеЕие
гу\{анистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод
человека;

осмысление

социа1,Iьно-нравственного

опыта

предшествутощих

tr

поколений,

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе; понимание культурного многообразия мира, увФкение к культуре своего и други\
народов, толерантность.

2.

:ffi
,ffi

ýa-l
n:,

'

Метапредметныерезультаты:

ПРегулятивные У!!: учитьгвать выделенные учителем ориентиры действия в новом уlебном
материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реr}лизации, в том числе во вн}треннем плане;
осуществJulть итоговый и лошаговьтй контроль по результату; способность сознательно
организовывать и регулировать свою деятельность
учебную, общественную.

-

ШПознавательные УДД: уме}rия учиться: навыки решения творческих задач и навыки поискаана,Iиза и интерпретации илформации, добывать необходимые знания и с их помоuli,:

проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации л:]
выполнения уrебных заданий с использованием учебЕой литературы; основам смысловi)j
чтения художественных и познавательных текстов, вьцелять существенн).ю информацикl i,
текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с вьцелением существенных и
несущественньtх признаков:

П Коммуникативные У.Щ.Щ: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика), 1мение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собствеявое

позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы; допускать

мЕение

и

'

;

возможность существоваIlия у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействиt, -_j
учитывать разные мнения и стремиться к координации рirзлиrшьrх позиций в сотрудничестБе. .:ffi

Ученик
.объяснять

-"#f,

научится:
происхождение

r'.Ж

государства

и

права.

их

взаимосвязь;

механизм

лравовоI(l

регулироваIrия; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права;
содержаflие прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника KoHKpeTHbLx
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребитеJIя,
супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемьтх публичным и частным
правом;
.различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и
порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокураry?ы, адвокаI,а.

#

=

ý.1

нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота;
орIанизационно-правовые формы прелпринимательской деятельности, имущественные и
неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых
договоров;

-;#
Ученик получит возможность научиться:

;.ж

.поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
,ж
] ý.+.j,
.анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретньгх
их
условий
реализации; изложения и аргументации собственных суждений о лроисходящих событиях
и явлениях с точки зреЕия права;
.применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных
сторон (на заданньтх примерах);
.осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике.
характеризовать лраво как элемент культуры общества; систему законодательства; основные
отрасли права; систему кояституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм
реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы
организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения
гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и
расторжения трудовьtх договоров; формы социаrьной защиты и социального обеспечения;
порядок лол}чения платн ьtх образовательньж услуг:
О

Ученик получит возможность научиться;
.поиска, анализц интерпреталии и использования правовой информации;
.анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретньrх условий их
реализации;

права:

изложения и арг}ментации собственньrх суждений о происходящих собьrrиях
точки зрения

" ""nanru,

.примеЕения правил (норм) отношений, направленных на согласовilние интересов
сторон (на заданяьпr примерах);

_,r#
_;ffi

;ffi

р:вличllЁ. ']

1

.осуществления учебньж исследований и проектов по правовой тематике.

Виды деятельности:
-работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

.''

"-#

-анаJIиз норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

-выбор правомерньш форм поведения и способов защиты прав и интересов личности

,9*f,
..J

*l
., €i*,,,_,|
;

-изложение и аргументация собственньп суждений о правовых явлениях общественной жизни;

-решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта }а{еника

Общеучебные умения. навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование

у )^{ащихся общеучебных
и
нzlвыков,
способов
и
деятельности кJIючевых компетенций. В
умений
}.ниверсalльных
этом направлении приоритетами для учебного предмета кОбществоведение>) на этапе
среднего (полного) общего образования являются:
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение,
оценка и классификация объектов по укaванным критериям;

сопоставлевllс

-объяснение изгIеняых положений на предлагаемых конкретньж примерах;
-решение познавательньIх и практических задач. отражающих типичные соци,LrIьные ситуации:

-применение пол)ленньIх знаний для определения экономически рационirльного,
правомерного и социмьно одобряемого поведения и порядка действий в KoHKpeTHbD(
ситуациях;
-умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе
от противного);

-поиск нужной информации по заданной теме в источникiL{ различного типа

и

извлечение необходимой информачии из источников, созданных в различных знаковых

системах (текст, таблица, график, диаграмма. аудиовизуzrльный ряд и др.). Отделение
основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации. передача содержания информашии адекватно поставленной
цели (сжато. полно. выборочно):

-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотовое,
поисковое и др.);
_работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка

средств массовой информации;

-самостоятельное создание алгоритмов познавательной
творческого и поискового характера;

:

]

деятельности для решения заjll|,

i

."]

-участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: <Что произойдет,
если...>);

-формулирование полученных результатов;

-создание собственных произведений. идеальных моделей социапьных объектов, процессов.
явлений, в том числе с использованием мультимедийньrх технологий;

]

.j..l
,.,.i

.,l

-пользования мультимедийными ресурсами
обработки.

передаtм,

систематизации

и

информации,

компьютерными технологиями для
создания

баз данньгх,

презентации

результатов познавательной и практической деятельности;

-владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия, полемика). следование этическим нормам и правилtlм ведения диалога
(лиспута),
Программа призвана поN{очь осуществ.lению выпускниками осознанного
продолжения образования или булущей профессионалыrой деятельности.

выбора

Резу,,lьтат,ы обучения

Результаты изrrения курса кПравоt) приведены в разделе <Требования к уровню
подготовки выпускников>, который полностью соответствует стандарту. Требования
нalправлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно

ориентированного подходов; освоение учащимися интеллекту:Iльной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
позволJlющими ориентироваться в социальной и правовой среде. делать сознательный

Некоторые результатьi обучения могут быть определены как прогнозируемые и не
подlежат Еепосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертztми и
мировоззренческими установками выпускников.

путей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».