ОДНКНР 5-6

Аннотация к рабочей программе по ОДНКНР ФГОС ООО 5-6 класс
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» определен как курс, направленный на формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности».
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний
школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым
явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным
нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе
Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе нормативных
документов:
•
•

•

•

•

•
•
•

•

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача
от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного
врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
примерной рабочей программы по ОДНКНР;
основной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом ГБОУ СОШ № 1 от 31.08.2021 № 175 «Об
утверждении основной образовательной программы основного общего
образования по ФГОС третьего поколения»;
положения о рабочих программах ГБОУ СОШ № 1;
УМК
Виноградовой Н.Ф. ОДНКНР (5–6 класс).

Авторской программы комплексного учебного курса « Основы духовнонравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков.- (сборник Система учебников «Алгоритм успеха».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения:
основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2011)
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом общего образования изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагается в пятом и шестом
классах. В пятом классе продолжается реализация главной цели:
«Формирование первоначальных представлений о светской этике, об
отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России». Результатом обучения за два года должно стать
пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких
личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному
объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
В процессе изучения данного курса в 5- 6 классах у учащихся углубляется
осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость,
милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных
сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных
культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных,
интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой
социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому
народу изначально принадлежат. Продолжается реализация авторской идеи, что
основной формой организации обучения является совместная, коллективная
деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с
традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и
материальную культуру общества.
Особое значение учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих
ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и
религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими
подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями:
у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру,
общественным событиям, они открыты для общения на различные темы,
включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями
об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них
развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне
представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более
сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.
Пятиклассники и шестиклассники могут читать более серьезные тексты,
исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными
умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде
(текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством

обучения в пятом и шестом классе остается учебник. Вместе с тем,
увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказовдополнений. Сочетание разных методов обучения:
–
чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с
информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
–
организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных
примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений)
особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур;
пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе»,
«Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам
священных книг»;
–
отражение
основного
содержания
текстов
учебника
в
иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические
фотографии и рисунки, схемы);
–
последовательное введение новых терминов и понятий,
культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение;
наличие толкового словарика).
Цель: формирование у учащихся мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных
традиций многонационального народа России и уважении к ним, к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений, формирование
представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности России.
Задачи:
Совершенствование способности к восприятию накопленной
разными народами духовнонравственной культуры, осознание того, что
человеческое общество и конкретный индивид может благополучно
существовать
и
развиваться,
если
стремится
к
нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию.
•
Углубление и расширение представлений о том, что
общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к
поколению
через
этнические,
культурные,
семейные
традиции,
общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования.
•
Осознание того, что духовно-нравственная культура современного
человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков,
она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных
праздниках, религиозных обрядах.
•
Становление внутренних установок личности, ценностных
ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не
его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными
убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством
любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и
традициям.
•

Рабочая программа составлена на основе Программы Основы духовно –
нравственной культуры народов России» 5-6 классы Н.Ф. Виноградовой;
Российский учебник, 2019 УМК: Основы духовно-нравственной культуры
народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко,
А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается
в 5-6 классах по одному часу в неделю, общее число часов- 68 часов.
Методы и формы оценки результатов освоения программы.
Оценивается выполнение творческих домашних заданий: информационносправочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения,
проектные работы по соответствующим темам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».