Аннотация к РП по физике 10-11

Аннотация к рабочей программе по физике ФГОС СОО
10-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования;
примерной основной образовательной программы СОО, утверждѐнной
протоколом заседания Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию от 28.06.2016г. №2/16-З
авторской программы А.В. Шаталиной «Физика. Рабочие программы.
Предметная линия учебников серии «Классический курс» 10-11 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций». Москва, Просвещение, 2021г.
основной образовательной программы СОО МБОУ СОШ №2; учебного плана МБОУ СОШ №2 для 10-11 классов на 2023-2024 уч.г.
-

Обоснование выбора программы
Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Я. Мякишева и др.10-11
классы:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.: Просвещение,
2018. Данный учебный комплекс рекомендован Министерством просвещения
Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников.
Важной отличительной особенностью данной программы является
соответствие основным положениям системно-деятельностного подхода в
обучении с учетом ФГОС СОО, ее направленность на усвоение теоретических
знаний и решение теоретических и экспериментальных задач, формирование
навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные
учебные действия.
При выборе УМК предметной линии учебников Г.Я. Мякишева учитывалась
специфика контингента обучающихся, соответствие УМК возрастным и
психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие
программы ФГОС СОО, завершенность учебной линии, подход в
структурировании учебного материала: от частного к общему, доступность и
системность изложения теоретического материала.
Актуальность
В системе школьного образования учебный предмет «Физика» занимает
особое место. Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе
мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и
астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания,
позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Курс физики направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к
обучению физике:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах,
лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее
важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие
техники и технологии; методах научного познания природы;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
использования достижений физики на благо развития человеческой
цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного
выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при
обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений,
чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
собственной жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
Задачи обучения:
— развитие мышления учащихся, формирование у них умений
самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять
физические явления;
— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах,
понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной
научной картине мира; о широких возможностях применения физических
законов в технике и технологии;
— усвоение школьниками идей единства строения материи и
неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в
познании, диалектического, характера физических явлений и законов;
— формирование познавательного интереса к физике и технике,
развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка
к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Место учебного предмета «Физика» в учебном плане
Данная рабочая программа по физике для базового уровня составлена из расчѐта
204 ч за два года обучения (по 3 ч в неделю в 10 и 11 классах); в программе учтено
10% резервного времени. Резервное время учитель может использовать для
увеличения времени на изучение отдельных тем курса физики, в зависимости от
потребностей учащихся. Учитывается также тот факт, что реальная
продолжительность учебного года всегда оказывается меньше нормативной.
Учебники, реализующие рабочую программу в 10-11 классах:
1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика-10.:
учебник для общеобразовательных учреждений
/
под ред.
Н.А.Парфентьевой.- 10-е издание – М.: Просвещение, 2023

2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин. Физика-11. М.:

Просвещение,
2019-2022г.:
общеобразовательных
учреждений
Н.А.Парфентьевой.М.: Просвещение

учебник
/
под

для
ред.

Виды и формы контроля:
• промежуточный (в форме тестов, самостоятельных,
проверочных работ и физических диктантов),
• текущий; итоговый (итоговая контрольная работа).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система,
фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с
элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы,
лабораторные и контрольные работы.
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения,
информационнокоммуникативные,
здоровье сбережения,
системнодеятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного
обучения, игровые технологии.
Программа построена с учетом принципов системности, научности,
доступности, преемственности и перспективности между различными
разделами курса. В 10 и 11 классах происходит изучение разделов: механика,
молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, колебания и волны,
оптика.
2. Планируемые результаты освоения курса физики за 10-11 класс.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении
физике в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение
обучающимися следующих личностных результатов:
— умение управлять своей познавательной деятельностью;
— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к
научно-техническому творчеству;
— чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
— положительное отношение к труду, целеустремленность;
— экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным
богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных
ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной)
школы программы по физике являются:
Освоение регулятивных универсальных учебных действий:

— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения
цели ресурсы; — определять несколько путей достижения поставленной цели;
— задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
— сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью;
— оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
Освоение познавательных универсальных учебных действий:
— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
— распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
— использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
— осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
— искать и находить обобщѐнные способы решения задач;
— приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения,
так и в отношении действий и суждений другого человека;
— анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
— выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
— выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
— менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть
учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять
консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над еѐ
решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за еѐ пределами);
— при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т. д.);
— развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
— распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы;
— согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
— представлять публично результаты индивидуальной и групповой
деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
— подбирать партнѐров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

— точно и ѐмко формулировать как критические, так и одобрительные
замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
программы по физике на базовом уровне являются:
— сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости
явлений природы, об объективности научного знания; о роли и месте физики в
современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании
кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических
задач;
— владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями,
законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и
символикой;
— сформированность представлений о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи
(вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение
основных идей механики, атомномолекулярного учения о строении вещества,
элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом
и символическим языком физики;
— владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты
измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы;
— владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих
физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными
средствами, формулируя цель исследования, владение умениями описывать и
объяснять самостоятельно проведенные эксперименты, анализировать результаты
полученной измерительной информации, определять достоверность полученного
результата;
— сформированность умения решать простые физические задачи;
— сформированность умения применять полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни;
— понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и
механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных
технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание
возможных причин техногенных и экологических катастроф;
— сформированность собственной позиции по отношению к физической
информации, получаемой из разных источников.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
программы по физике на углублѐнном уровне должны включать требования к
результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
— сформированность системы знаний об общих физических
закономерностях, законах, теориях и представлений о действии во Вселенной
физических законов, открытых в земных условиях;
— сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные
физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и
характеристики приборов и устройств, объяснять геофизические явления;
— умение решать сложные задачи;

— владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих
физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными
средствами, формулируя цель исследования;
— владение методами самостоятельного планирования и проведения физических
экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации,
определения достоверности полученного результата;
— сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать
последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
В результате изучения курса физики на уровне среднего общего образования
выпускник на базовом уровне научится:
объяснять на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в
практической деятельности людей;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими
естественными науками;
устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять
основные физические модели для их описания и объяснения;
использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя
информацию из различных источников и критически еѐ оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности
методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент,
выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания
(факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в
научном познании;
проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая
измерительные приборы с учѐтом необходимой точности измерений,
планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и
оценивать относительную погрешность по заданным формулам; - проводить
исследования зависимостей между физическими величинами: выполнять
измерения и определять на основе исследования значения параметров,
характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с
учѐтом погрешности измерений;
использовать для описания характера протекания физических процессов
физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов
физические законы с учѐтом границ их применимости;
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера):
используя модели, физические величины и законы, выстраивать логические
цепочки объяснения (доказательства) предложенных в задачах процессов
(явлений);
решать расчѐтные задачи с явно заданной физической моделью: на основе
анализа условия задачи выделять физическую модель, находить
физические величины и законы, необходимые и достаточные для еѐ решения,
проводить расчѐты и оценивать полученный результат;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении
физических и межпредметных задач;

использовать информацию и применять знания о принципах работы и
основных характеристиках изученных машин, приборов и других
технических
устройств
для
решения
практических,
учебноисследовательских и проектных задач;
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в
повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
понимать и
объяснять целостность
физической
теории,
различать границы
еѐ
применимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приѐмами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов
на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
характеризовать системную связь между основополагающими научными
понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством:
энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих
проблем;
решать практико-ориентированные качественные и расчѐтные физические
задачи с выбором физической модели, используя несколько физических
законов или формул, связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических
задач, находить адекватную предложенной задаче физическую
модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при
помощи методов оценки.
-

Личностные результаты:
• воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества, сформированность
познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся; формирование ценностного
отношения к культурному наследию России.
• положительное отношение к российской физической науке;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории; умение управлять своей познавательной деятельностью.

•
•
•

•
•
•

Метапредметные результаты:
использование умений различных видов познавательной деятельности
(наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем,
знаковосимволическое оперирование информацией и др.);
применение основных методов познания (системно-информационный
анализ, моделирование, экспериментирование и др.) для изучения
различных сторон окружающей действительности;
владение интеллектуальными операциями — формулирование гипотез,
анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация,
классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогии — в межпредметном и метапредметном контекстах;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации (проявление инновационной активности);
умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать
средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию
деятельности по реализации цели;
использование различных источников для получения физической
информации; умение выстраивать эффективную коммуникацию.

Предметные результаты:
• давать определения изученных понятий;
• объяснять основные положения изученных теорий;
• описывать и интерпретировать демонстрационные и самостоятельно
проведенные эксперименты, используя естественный (родной) и
символьный языки физики;
• самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент,
соблюдая
правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
• исследовать физические объекты, явления, процессы;
• самостоятельно классифицировать изученные объекты, явления и
процессы, выбирая основания классификации;
• обобщать знания и делать обоснованные выводы;
• структурировать учебную информацию, представляя результат в
различных формах (таблица, схема и др.);
• критически оценивать физическую информацию, полученную из
различных источников, оценивать ее достоверность;
• объяснять принципы действия машин, приборов и технических
устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в
повседневной жизни, владеть способами обеспечения безопасности при
их использовании, оказания первой помощи при травмах, связанных с
лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами;
• самостоятельно конструировать новое для себя физическое знание,
опираясь на методологию физики как исследовательской науки и
используя различные информационные источники;
• применять приобретенные знания и умения при изучении физики для
решения практических задач, встречающихся как в учебной практике,
так и в повседневной человеческой жизни;

• анализировать, оценивать и прогнозировать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности
человека, связанной с использованием техники.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».