Рабочая программа по ОБЖ 8-9 классы

Мlъиципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательЕая школа Ns2
Мясниковского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

согллсовлно

на заседании

Протокол Nчl заседаЕия
Методического совета

Шмо

Протокол J'(Ъ 1
от 22.08.2023r.
Руководитель ШМО

мБоу сош

УВР

РАБОЧАЯ

ls

1bi
i! о:
\\'i

Гайбарян М.Т.

l

\

ПРОГРАММА
по

оБж

(Основы

к учебнику

безопасности

жизнедеятельности>

(авторы:

под ред. С.Н.

8_9

Количество часов: 8, 9 классы -

Учителя

1

Егорова)

клАссы
час в неделю

- Шагинян И. А.

Мелохмн Х.В.

2О23

-

8.2023г. Ns110

l

J\ъ2

от 24.08.2023г.
Зам. дире
ра по

Майког лчян В,А.

УТВЕРЖДЕНО

2024 учебный гол

екян
l

о.Х.

Рабочдя программд по учебному предмету
жизнедеятельности).

<<Основы безопасности

Рабочая прграмма по уrебному предмету кОсновы безопасности жизнедеятельностиD
кФизическая
культура

(предметная
область
и основы безопасности жизнедеятельности>)

(далее соответственно

-

пргрtll4ма

ОБЖ, ОБЖ) вкJIючает пояснительную записку, содержание обl"rения, планируемые
результаты освоенrlя программы по ОБЖ.
пояснительная записка.
Программа ОБЖ разработана на основе требований к результатам освоения программы
основного общего образовilния, представленных в ФГОС ООО, фелера,тьной прграммы
воспитания, Концепции преподавания уrебного предмета кОсновы безопасности
жизнедеятельности) и предусматривает непосредственное применение при реализаIIии

ооп ооо.

Программа ОБЖ позво:пат учителю построитъ освоеЕие содержания в логике
последовательного нарастания факгорв опасности от опасной ситуации

до чрезвычайной ситуации и раз},l!лного взаимодействия человека с окружающей средой,
преемственность приобретения обуrающимися знаний
и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЖ обеспечивает:
ясное понимание об1"lающимися современных проблем безопасности
и формирование у подрастающего поколения базового }ровня культуры безопасного
поведения;
прочпое усвоение об1..tающимися ocHoBHbD( кJIючевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обуrаощихся 1,мений и навыков, необходимых
для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответств},ющих потребностям
современности;
реализацию оптимtlльного баланса межпредметных связей и их разумное
взммодополнение, способствующее формированию прitктических 1мений
и навыков.
В прграмме ОБЖ содержание уrебного предмета ОБЖ стрl,tсгlрно представлено
десятью мо,ryлями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изrIения
предмета
на
основного
общего
образования
}ровне
и преемственность уrебного прцесса на }ровне среднего общего образования:
модуль Jф 1 <Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе>;
мо,ryль Nэ 2 <Безопасность в быry>;
мо,ryль Nч З кБезопасность на транспорте>;
модуль N9 4 <Безопасность в общественных местах));
модуль J,.{! 5 <Безопасность в природной среде>;
молуль No б <Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний));
мо.ryль Nо 7 <Безопасность в соци},l\{е);
модуль Ne 8 <Безопасность в информационном пространстве);
модуль Nl 9 кОсновы противодействия экстремизму и терроризму);
модуль }lЪ 10 кВзаимодействие J]ичности, общества и государства
в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения).
В целях обеспечения системного подхода в fiзучении r{ебного предмета ОБЖ Еа }ровне
основного общего образования Прграмма ОБЖ предполагает внедрение универсальной
струIсгурно-логической cxeMbi из)ления уrебных модулей (тематических линий) в

учесть

]

парадигме безопасной жизнедеятельности: (предвидеть опасность ---+ по возможности её
избегать ----, при необходимости действовать>.
Учебный материirл систематизирван по сферам возможных прявлений рисков и
опасностей:
помещения и быговые условия; улица и общественные места;
к;lнаJIы; объеrгы
природrые условия; коммlтlикационЕые связи и
и уфеждения культуры и другие.
Программой ОБЖ предусматривается использование практико-ориентирвaшных
организации
занятий
интерактивных
фор,
уIебных
с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на уtебных занятиях должЕо
быть разlмным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны
полностью заменить педагога и практические действия обl"rающихся.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобыrьrтых и
региональньIх природных, техногенных, социальных вызовов и }троз безопасности России
(критичные изменения кJIимата, негативные медико-биологические, экологические,
информационные фаюоры и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет
их
вопросов
безопасности,
значение
не только дIя самого человека, но также для общества и государства. При этом центра,rьной
проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здорвья
каждого человека,
В данных обстоятельствах колоссальное значение приобретает качественное образование
под)астtlющего поколения рссиян, нilправленное на формировшме гражданской
идентичности, воспитllние личности безопасного типа, овладение знаIlиями, )ъ{ениями,
навыкalми и
компетенцией для
обеспечения безопасности

в повседневной жизни. Акгуальность совершенствования уlебно-методического
обеспечения учебного процесса по предмету ОБЖ определяется системообраз},ющими
доку\{ентами в области безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской
(Указ
Федерации
Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. Ns 400), .Щоrгрина информационной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации
от 5 декабря 20lб г. Nе 646), Национа_пьные цели развития Российской Федерации
20З0 года (Указ Президента Российской Федерации
период
от 21 июля 2020 г. Nэ 474), государствеЕнful прогрzlмма Российской Федерации <Развитие
образования) (постановление Правительства Российской Федерации
от 2б декабря 2017 г. Nч 1642).
ОБЖ является системообразутощим уrебным предметом, имеет свой дидактические
компоненты во
всех
исключения предметных областях
без
и реаJIизуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы
взаимосвязанных навыков и 1мений, формирование компетенций в области безопасности,
поддержанных согласованным изрением других учебных предметов. Научной базой
уrебного предмета ОБЖ является общм теория безопасности, йсходя из которой он должен
обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности,
вкJIючful глоба:Iьные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения
безопасности личности, общества и государства, а также акryализировать дlIя обуrающихся
пострение адекватной модели индивидуtшьного безопасного поведения в повседrевной
сформировать
жизни,
у них базовый }ровень культуры безопасности жизнедеятельности.
новых вызовов и
В
настояцее время с
уlётом
угроз подходь!
к изу{ению ОБЖ входит в предметн},ю область кФизическм культура и основы
безопасности жизнедеятельности>>, является обязательным дtя изrIения на уровне
основного общего образования.

на

до

]

Из1,.rение

ОБЖ направлено на обеспечение формирования базового }ровня культ}ры

безопасности жизнедеятельности, что
способствует выработке
у обучающихся умений распознавать лрозы, избегать опасности, нейтрализовывать

конфликгные ситуации, решать сложные вопрсы социztльного характера, грамотно вести
себя в чрезвычайных сиryациях. Такой подход содействует закреплению навыков,

позволяющих обеслечивать защиту жизни

и здорвья

человека, формированию

необходимых для этого волевых и морtlльно-нравствеЕных качеств, предоставляет широкие
возможности для эффективной социа:Iизации, необходимой для успешной адаптации

обучающихся

и

к

современной

те>оrо-социаrьной

информаuионной среде, способствует проведению мероприятий профилаюического

харакгера в сфере безопасности.
Щелью изуrения ОБЖ на 1ровне основного общего образования яв;rяется формировtшие
у обучающихся базового ровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии
с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность пострения модели индивидуального безопасного поведения
на основе понимания необходимости ведения здорвого образа жизни, причин, механизмов
возникновения
и
возможнь!х
последствий
опасных
различньш
и чрезвьцайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства
и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
сформирванность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости
личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и
государства;
знание и понимiшие роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и
зшциты населения от
опасных
и чрезвычайных сиryаций природного, техногенного и соlшального характера.
В
обеспечения
индивидуаJIьных потребностей
обучающихся
целях
в формирвании культуры безопасности жизнедеятельности Еа основе расширения знаний
и
уN{ений, утлубленного понимания значимости безопасного поведения
чрезвычайных ситуаuий
личности. общества
условиях опасных
государства ОБЖ изу{ается
час
неделю
5-7 классах
расчета
за счет использования части )rчебного плана формируемого у{астниками образовательных
отношений (всего l02 часа).
Общее число часов д,lя изуiения ОБЖ в 8-9 классах. составлJIет 68 часов, по 1 часу в неделю
за счет обязательной части уrебного плана основного общего образования.
Организация вправе саI4остоятельно опредеJuIть последовательность тематических линий
уlебного предмета ОБЖ и количество часов для их освоения. Конкретное наполнение

в
и

и

в

из

для

1

в

модулей может бьпь скорреюировано и конкретизировано с учётом регион€lльных
(географических, социальньfх, этнических и дрlтие), а также бытовых и др}тих MecTHbIx

особенностей.
Содерясание обучения.
Модуль
Jф 1
в современном обществе>:

<Культура безопасности

жизнедеятельности

цель и задачи )пrебного предмета оБж, его кJIючевые понятия и

для человека;

смысл понятий ((опасность),

<безопасность>,

жизнедеятельности);
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;

виды

чрезвьтчайных ситуаций, сходство

(риск), (культ}ра

и различия опасной,

значение

безопасности

экстремальной

и чрезвычайной ситуаций;
}?овни взаимодействия человека и окружающей среды:
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайнуто ситуацию, правила

механизм перерастilния повседневной ситуации в чрезвычайн},ю ситуацию, прtшила
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль Jф 2 <Безопасность в быry>:
основные источники опасности в быry и их классификация;
защита прав потребителя, срки годности и состав продуктов пит{lния;
бытовые отавлеяия и причины их возникновения, rо,rассификация ядовитых веществ и их
опасности;
признаки отрiвления, приёмы и правила оказания первой помощи;
прtlвила комплекювания и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой
помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы
и правила оказания первой помощи;
пр(вила поведеЕия в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и фаюоры его развития;
условия и причины возникновеЕия пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила
оказчlния первой помощи;
первичные средства пожаротупения;
правила вызова экс]ренных служб и порядок взаимодейотвия с ними, ответственность за
ложЕые сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации кримипаJIьного характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при
попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных сиryаций в комм}ъальньж системах жизнеобеспечения;
правила по,щотовки к возможным авариям на комм}ъ{rльных системах, порядок действий
при tlвариях на комм},наJIьных системах.
Молуль Nя 3 кБезопасность на танспорте):
правила

дорожЕого

движения

и их значение!

условия

обеспечения

безопасности

)пiастников

доржного движения;
правила доржного движения и дорожные зfiаки дur пешеходов;
(дорожные лов}шIки) и правила их предупреждения; световозврацающие элементы и
прtlвила их применения; правила доржного движения для пассФкирв;
обязанности пассажирв маршругных транспортных средств, ремень безопасности и
правила его применения;
порядок действий пассажирв при разJIичньж происшествиях в маршр}тных танспортных
средствах, в том числе вызванных террористическим актом;
правила поведениJI пассажира мотоцикJIа;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств
передвижеЕия (электросамокаты, гирск}"rеры, моноколёса, сигвеи и другие), прzlвила
безопасного использовllния мототранспорта (мопедов и моюциклов);
дорожные знаки для водителя велосипедц сигнiUIы велосипедиста;
прitвила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основltые факгоры риска возникновения доржно-транспортных происшествий;
порядок действий очевидца доржно-транспортного присшествия;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водtого!
возд}тшного);
обязанности и порядок действий пассФкиров при различных присшествиях на отдельных
видalх транспорта, в том числе вызванных террристическим акгом;
перваrI помощь и последо вател ьность её оказанияi

правила и

приёмы оказания первой помощи при различных

травмах

ситуаций на траяспорте.
Молуль lФ 4 <Безопасность в общественных MecTalx):
общественные места и их характеристики, потенциальные исючники опасности в
общественных местах;
прtlвила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мерприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового
пребывания людей;
порядок действий при беспорядк{ж в местах мiюсового пребывания :подей;
порядок действий при попадании в юлпу и давку;
порядок действий при обнарlтtении }трозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах,
порядок действий при их возникновеЕии;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасньгх) вещей и
предметов, а также в условиях совершения террристического акта, в том числе при захвате
и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительЕыми органами.
Молуль Ns 5 (Безопасность в природной срде>:
чрезвычайные сиryадии природного мрактера и их классификация;
правила поведения, пеобходимые дJIя снижения риска встречи с дикими животными,
порядок действий при встрече с ними; порядок действий при укусах д ких животных, змей,
па}ков. клещей и насекомых;
рЕвличия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для
снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;
zlвтономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки
к длительному tlBToHoMHoMy существованию;
порядок действий при автономном с}тдествовulнии в природной среде;
прilвила ориеriтирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
прирдные пожары, их виды и опасности, факгоры и причины
их возникновеЕия, порядок действий при нахождении в зоне природ{ого пожара;
устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в горilх;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий
при попадtшии в лавину;
камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых д,lя снижения
риска попадания под камнепад;
сеJIи, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начшIе оползня;
общие прzlвила безопасного поведения на водоёмах, правила купания
в подготовленных и неподготовленЕых местах;
порядок действий при обнарркении тонущего человека; прzlвила поведения при
нахождении на плrвсредствах; прalвила поведения при наlхождении на льду, порядок
действий при обнаружепии человека в полынье;
порядок
и
опасности,
их
характеристики
Е{lводЕения,
действий
наводнении;
при
цунЕlми, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождеfiии
в зоне цунами;
}раганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий
при }раганах, бlрях и смерчztх;
грзы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании
в грозу;
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий
в результате чрезвычайных

I

i
1

l

I

t
t
1

il
i
:

I

]
]

,]
l

при

землетясении, в

том

числе при

попадании под

завtIл,

при нахождении в зоне извержения вулкана;
смысл понятий <экология> и (экологическая культура>, значение экологии д,Iя
устойчивого развrtгия обцества;
правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстаяовке.
Модуль Nо б <Здорвье и как его сохранить. Основы медицинских знаний>:
смысл понятий (здоровье) и (здоровый образ жизни), их содержание
и значение для человека;
фаюоры, влиЯющие на здорвье человека, опасность вредных привычек (табакокlрение,
,L,tкого]тизм, наркомания, чрезмерное }ълечение элекгронными изделиJIми бытового
назначения (игровые пристitвки, мобильные телефоны сотовой связи и дрlтие);
элементы здорвого образа жизни, ответственность за сохранение здорвья;
поЕятие кинфекционные заболевания>, причины их возникновения;
механизм
распрострzlнения инфекционных заболеваний, меры
их профилактики и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социа.тьного
происхоя(дения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций
биолого-социапьного происхождения;
поЕятие <неинфекционные заболевания) и их классификация, факгоры риска
неинфеюtионньп заболеваний:
меры прфилаrгики неинфекционrъlх заболеваниЙ и защиты от них;
диспансеризация и её задачи;
понятия (психическое здоровье) и ((психологическое благопол)пiие), современные модели
психического здорвья и здорвой личности;
стресс и его влияние на человека, меры профилакгики стресса, способы caMoKoHTpoJuI и
самореryJIяции эмоциональных состояний;
понятие (первtц помощь> и обязанвость по её окiвzlнию, },ниверсмьный алгоритм оказания
первой помощи;
назначеЕие и cocтuв аптечки первой помощи;
порядок действий при оказапии первой помощи в рЕLзличных ситуациях, приёмы
психологической поддержки пострадавшего.
Модуль Nэ 7 кБезопасность в социумеD:
общение и его значение для человека, способы оргttнизации эффективного
и позитивного общения;
приёмы и правила безопасной межличностной комм}ъикации и комфоргного
взаимодействия в группе, признilки конструктивного и деструктивного общения;
поЕятие <конфликт> и стадии его развитиJl, факгоры и причины рtввития конфликга;
условиJI и ситуации возникновения межличноствых и групповых конфликгов, безопасные
и эффекгивные способы избегания и разрешения конфликтных сиryачий;
правила поведения д'rя снижения риска конфлпкга
порядок действий
при его опасных проявлеЕиях;
способ разрешения конфлиrга с помощью третьей стороны (модератора);
опасные формы црявления конфликrа: агрессия, домашнее насилие
и буллинг;
мatнипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций и
спос.обы противостояния имi
приёмы распознавания пртивозаконных прявлений манипуjulции (мошенничество,
вымогательство, подстрекател ьство к действиям. которые могуг причинить вред жизни и
и
вовлечение в
преступн},ю, асоциальную
здорвью,
или деструсгивн),ю деятельность) и способы защиты от них;
современные молодёжные }влечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного

и

]

l

]

поведения;
правила безопасной комм}никации с незнакомыми людьми.
Молуль JФ 8 <Безопасность в информационном прстранстве):

понятие кцифровая среда>, её характеристики и примеры информационных
и компьютерных }троз, положительные возможности

цифрвой среды;
риски и }трозы при использовalнии Интернета электронньж изделий бытовою нzвначения
(игрвьтх приставок, мобильных телефонов сотовой связи и др}тие);
общие принципы безопасного поведения, необходимые мя предупреждения

возникЕовения сложных и опасЕых сиryаций в личном цифровом прстрalнстве;
опасные явления цифровой среды: вредоносные пргрaммы
приложения
и их разновидности;
правила кибергигиены, нюбходимые д'rя предупреждения возникновения сложных и
опасньtх ситуаций в цифрвой среде; основные виды опасного
и запрещённого контента в Интернете и его лризнаки, приёмы распознавalния опасностей
при испоJъзовании Интернета;
противопрtlвные действия в Интернете;

и

правила цифрового поведения, необходимого для

предотвращения рисков

и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации

и группы);

деструктивные течеяия в Интернете, их признаки и опасности, прiвила безопасного
использования Интернета по предотвращению рисков и }троз вовлечения в различн},ю
деструсгивную деятельность.
Модуль J\b 9 <Основы пртиводействия экстремизму и терроризму):
поtштия (экстремизм) и (терроризм), их содержание, причинь1, возможньlе варианты
проявлениJI и последствия;

цели и

формы прявлениJI террристических

актов, их

последствия, }ровни

террористической оласности;
основы общественно-государственной системы пртиводействия экстремизму и
терроризму. контртеррристическм операция и её цели:
признаки вовлечения в террристическую деятельностъ, правила антитеррристического
поведения;
призfiаки угроз и подготовки различfiых форм терактов, порядок действий
при их обнарlя<ении;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;
порядок действий при совершении теракта (пападение террристов и попытка захвата
заложников, попадание в заJIожники, огневой налёт, наезд транспортЕого средства, подрьв
взрывного устройства).
Модуль N9 10 кВзаимодействие личности, общества и государства
в обеспечении безопасности жизни и здорвья населения)):
классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
единая государственнм система пред/преждения и JIиквидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), её задачи, струкгура! режимы фlтrкчионирвания;
государственные сл}я(бы обеспечения безопасности, их рль и сфера ответственности,
порядок взаимодействия с ними;
общественные инстит}ты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья
населения;
права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области зациты населения от
чрезвычайных ситуаций;
aнтикоррупционное поведение как элемент обществеяной и государственной
безопасчости;
информирвание и оповещение населения о чрзвычайных ситуациях, система ОКСИОН;
сигнал <Внимание BceMl>, порядок действий населения rrри его получении,

l
l

том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ;
средства индивидуальной
и коллективной защиты населения, порядок пользованиJl
фильтрlтощим пртивогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при
объявлении эвакуации.
Планируемые результаты освоения прграммы ОБЖ.
Личностrrые результаты достигziются в
едиIlстве уrебной
и воспитательной деятельности в соответствии с традиlцонными российскими
социокуJIьтурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормilми поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и
сitморазвития,
внlтренней
позиции
личности
формирования
и прявJIяются в индлвидуальньIх социально значимых качествах, которые вырФкilются
прежде всего в готовности обуrающихся к саморазвитию, самостоягельности, инициативе
и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа
жизни и соблюдению правил экологического поведеЕия; к целенаправленной социально
значимой деятельности; принятию внlтренней позиции личЕости как особого ценностного
отношениJI
к себе, к окрlтtающим людям и к жизни в целом.
Личпостные результаты, формируемые в ходе изriения уlебного предмета ОБЖ,
должны отрzDкатъ готовность об}^rающихся р}ководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и
деятельности
расширение опьпа
на её основе.
Ли.тностные результаты изуlеЕия ОБЖ вк.lпочают:
l ) патриот-rческое воспитание:
осознаЕие российской гражданской идентичности в
поликультурном
многоконфессиональном
проявление
интереса
к
познанию
и
обществе.
родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего крiц, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины, России, к науке, искусству, спорту. технологиям,
боевым подвигам и 1рудовым достижениям народа; )ъажение к символам России,
в

ГОСУДаРСТВеННЫМ ПРllЗДНИКаМ, ИСТОРИЧеСКОМУ И ПРИРОДНОМУ НаСЛеДИЮ
традициям разных народов, проживающих в родной стране;

И

I

,l

]

]

1

I

,I

ПаМятниКаI\d,

I

формирвание ч}ъства гордости за свою Родину, ответственного отношения
к выполнению конституIионного долга - защите Отечества;
2) гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реа.JIизации его прав, }ъажение прав,
свобод и законных иЕтересов других людей; активное участйе
в жизни семьи, организации, местного сообщества, рдного крм, стрatны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальIlых инстит)лов в
основных пр,вах, свободах
жизни человека; представлеЕие об
и обязанностях гражданина, социа!,Iьных нормах и правилах межJIичностЕых отношений в
представление
многоконфессионilльном
обществе;
поликульт)рном
и
о способа,ч противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной

деятельности, стемление
в

школьном

самоуправлении;

к

взаимопониманию
готовность

к

и

взаимопомощи, акгивное у{астие

)л{астию

в

гу!{анитарной

деятельности

(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность аtсгивной жизненной позиции, },tиений и нЕlвыков личного гlастия в
обеспечении мер безопасности л,rчности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной
и межд},яародной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства
и общества в решении задачи зauциты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социмьного характера;
знание и понимание роли государства в пртиводействии основным вызовам

,]

]

1

]

современности: терроризму, экстремизму, незаконному распрострtшению наркотических
средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирвание
веротерпимости,
и
отliошения
доброжелательного
)ъажительного
к др}тому человеку. его мнению, развитие способности к констр).ктивному диалогу с
др}тими людьми;
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
поступки, а
таюке поведение
оцеЕивать своё поведение и
и поступки др}тих людей с позиции нравственных и правовых норм с уrётом осознания
поступков,
свобода и
последствий пост}тIков; активное неприятие асоциальных
личности
в
индивидуального
и
обществеrтного
прстранства;
ответственность
условиях
ответственного
отношения
к ведению здорового образа жизни, искJIючающего
развитие
наркотиков,
алкоголя,
к}рения и нанесение иного вреда собственному
употребление
здоровью и здорвью окрркающих;
формирование личности безопасного типц осознанного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности других людей;
4) эстетическое воспитание:
формирвание гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в
повседневной жизни;
5) ченности наушого познания:
ориентация в деятельности на современн),ю систему на}^iных представлений об основных
закономерностях развития человека, прирды и общества, взltимосвязях человека с
прирлной и социмьной средой; овладение основными навык,lп.rи исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать п}ти достижения индивидуat.,lьного и коллективного благополуrия;
формирование современной наушой картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и
последствий распространённых видов опасных
чрезвычайных сиryаший, которые мог},т произойти во время пребывания

и
в

разлиlIных

средах

(бытовые

условия!

дорожное

движение,

общественные

места

и социр{, прирда" коммуникационные связи и каналы);
ycT{lHoBKa на осмысление опыта, наблюдений и пост}тrков, овладение способностью
оценивать и
прогнозирвать неблагоприятные факгоры обстановки
и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с )"{ётом реальных
условий и возможностей;
6)
здоровья
формирование
и эмоционаJIьного благополl^rия:
понимilние ли!шостного смысла изrlения уtебного предмета ОБЖ, его значения для
продlтсгивной жизнедеятельности человека, общества
безопасной и
и государства;
осознllние ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здорвый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занягий и отдыха, регуJlярнtul физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредньtх привычек (употребление €lлкоголя,
наркотиков, кlрение) и иных форм врела дтя физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптирваться к стессовым сиryациям и меняющимся соци{tльным,

физическое воспитание,

информационным

и

культуры

прирдным

в том числе осмысливtUI собственный опыт и выстрilивая да;rьнейшие це-lп,I;

условиям,

умение принимать себя и других, не осуждаяi
умеЕие осознalвать эмоциональное состояние своё и других, )ъ{еть управлять собственным

эмоциончlльным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание
и такого же пр{ва другого человека;
7) трудовое воспитание:

своего права на

ошибку

установка на ilктивное у{астие в решении практических задач (в рамках семьи,
оргirнизации, городц края) технологической и социа"ilьной направленности, способность
инициирвать, планирвать и самостоятельно выполнять такого рда деятельность; интерес
к пракги.Iескому изrrению профессий и труда различЕого рода, в том числе на основе
применения из}чаемого предметного знания; осознание важности обуче}tия на пртяжеliии
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и рiввитие необходимых
умений для этого; готовность адаптирваться в профессионмьной среде; ражение к туду
и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение инд.lвидуальной
1раеюории
образования
и жизненных планов с уlётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к уrёбе, способности применять меры и средства
индивидуzllьной защиты, приёмы рационzrльного и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных сиryацияхi
овладение }еtениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознаIlия,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел
в верхние дыхательные п}ти, травмах различных областей тела, ожогalх, отморжениях,
отравлениях;

установка на овладение знаниями и

}мениями предупреждения опасных
и чрезвычайных ситуаций, во время пребьвания в различных средах (в помещении, на
улице, на прирде, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
комм},никации, при воздействии рисков культурной срелы);
8) экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из

социt}льных и естествеяЕых наук
в
задач
области
окрркающей
среды,
плaширования посryпков и оценки их
для решения
возмоrrс{ьrх последствий для окрркающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознilние глоба.rьного характера экологических проблем и пугей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окр}хающей среде; осознание своей роли
как граждrlнина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и

социальной

сред;

готовность

в пракгической деятельности экологической направленности;

к

)частию

освоение основ экологической культуры, методов прекгирвания собственной безопасной
жизнедеятельности
с
природных,
техногенньlх
гIётом
и социальных рис(ов на территории прживztния.
В результате из)чения ОБЖ на 1ровне основного общего образования у об}"rающегося
булут сформировtlны познавательные универсальные у.rебные действия, коммуникативные
универсмьные уrебные действия, регуJuIтивные },ниверсаJIьные у{ебные действия,
coBMecTHtul деятельность.
У обуlающегося булут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных )ъиверсальных уrебньж действий:
выявJIять и характеризовать суцественные признаки объектов (явлений);
с)лцественный признак
классификшlии,
основания
устанавливать
дrя обобщения и сравнения, критерии проводимого аналrза;
задачи
выявJlять
закономерности
и
противоречия
с
предложенной
у{ётом
в рассматриваемых фактах, данных и наб.шодениях; предпагать критерии
для выявления закономерностей и противоречий;
выявrrять дефициты информации, данных, Ееобходимых для решения поставленной задаIти;
выявJIять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы
с использованием дедукгивных и индуктивных рlозакJIючений, рлозаtстючений по

аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
сitп{осmятельно выбирать способ решения 1"rебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее под<омщий с учётом сtlмостоятельно вьцеленных
критериев).
обуrающегося буд}т сформированы след}.ющие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных уrебных действий:
формулировать прблемные вопрсы, отр{Dкающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекга (явления) повседневной
жизни;
обобщать, анаJIизировать и оценивать полу{аем},ю информацию, выдвигать гипотезы,
арг)ъ{ентировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы
по результатам исследования;
провод,lть (принимать уrастие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следствеЕные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие птюцессов, событий
и их последствия в аналогичньIх или сходных ситуациях, а также вьцвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.

У

У

обучающегося

булут

сформированы

следующие }мениJl работать
уlебных действий:
применять различные методы, инстррленты и запросы при поиске и отборе информаrши
шLl данных из источников с r{ётом пред.гlоженной учебяой задачи
с информацией как часть познilвательных }ъиверса!,Iьных

и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизирвать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
нalходить сходные аргу{енты (подгвержлающие или опрвергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
сttмостоятельно выбирать оптимaльную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диагрalп.lмами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
овладение системой }циверсмьных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обуlающихся.
У обуrающегося будуг сформированы следующие },N{ения общения как часть
комм)ликативных универсаJIьЕых уrебных действий:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, вырФкать эмоции в
соответствии с форматом и цеJuIми общения, определять предпосылки возникновения
конфлиrгных сиryаций и выстрzlивать грамотное общеrrие для их смJгчения;
распознtlвать неверба".rьные средства общения, поЕймать значение социЕuIьньIх знаков и
намерения др}тих, ражительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлятъ свои с},ждения с суждениями других r{астЕиков диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций:
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по с)лцеству решаемой учебной задачи,
обнарlтсивать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, сalмостоятельно выбирать
нмболее

целесообразный

фрмат

выст,чпления

и готовить

разлиtIные

презентационные

материалы.
У обl^rающегося булут сформированы следующие }аления самоорганизации как части
регулятивных }циверсальных }^{ебных действий:
выявJIять проблемные вопрсы, требующие решения в жизненных и уrебных ситуациях;
арг}ъ{ентированно опредеJUIть оптимальньтЙ вариант принятия решениЙ, са]\{остоятельно

составлять :шгоритм (часть алгоритма) и способ решения уlебной задачи с у{ётом
собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые рес}?сы
для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать
ответственность за принятое решеЕие.

У обуйющегося будут сформированы след}тощие умения

caMoKoHTpoJuIl

эмоционального интеллекта как части регулятивных универсаJlьных ребных действий:
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые мог}т возникнугь при
вносить корреюивы
деятельность
решении уrебной задачи,
на основе яовых обстоягельств:
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в призошедшей ситуации;
оценивать соотвЕтствие результата цели и условиям;
управ.пять собственньпuи эмоциями и не поддаваться эмоциям др}тих, выявлять и
анализирвать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения др}того,
регулировать способ выражения эмоций;

и

в

осознаЕно относиться к другому человеку, его мнению. признавать

I

прtlво

на ошибку свою и чрк}.ю;
быть открытым себе и дрlтим, осознавать невозможность

контрля всего вокр}т.
У обуrающегося будут сформированы сле.ryющие умениJI совместной деятельности:

понимать и использовать преим)лцества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной уrебной залачи;

планирвать

оргilнизацию

совместной

деятельности

(распределять

рли

и понимать свою роль, принимать прzlвила у{ебного взаимодействия, обс}rrtдать процесс и
результат

совместной

о результатах);

работы,

подчиняться,

вьцелять

общ}то

точку

зрениJI! договариваться

партяёрц
коюрые
помогаJIи
опредепять свои
действия и
действия
или затудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вкJIада
в общий прод}кт по заданным }п{астниками группы критериям, разделять сферу

ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перел группой.
Предметные результаты освоения прграммы по ОБЖ на уровне основного общего
образования
Предметные
характеризуют сформированностью
результаты
у об)п{ающихся основ культ}ры безопасности жизнедеятельности и прявляются
в способности пострения и следования модели индивидуirльпого безопасного поведения и
опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт прявляется в понимании существ)тощих прблем безопасности и
усвоеяии обуrающимися миним}'ь{а основных кJIючевых понятий, которые в дальнейшем
будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении
систематизированных знаний осЕов комплексной безопасности личности, общества и
государства, индивидуаJIьной системы здорвого образа жизни, антиэкстемистского
мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими
знаниями и практическими умеЕиями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по ОБЖ долхсны обеспечивать:
l) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенЕьIх
знаний и 1мений, системного и комплексного понимания значимости безопасного
поведениrt в услови-rIх опасньж и чрезвычайных ситуаций д'rя личности, общества и
государства;
2) сформированность социаlьно ответственного отношения к ведению здорвого образа
жизни, искJIючающего употребление наркотиков, ,шкоголJI, к}?ения и нанесения иного
вреда собственному здоровью и здорвью окружающих;

I

3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков лиашого }частия в
обеспечении мер безопасности личЕости, общества и государства;
4) понимание
признание особой рли России в обеспечении государственной и

и

международной
безопасности,
оборны
в пртиводействии основным вызовa!м современности: терроризму,
незаконному распространению
5) сформированность ч}tsства
выполнению констит}т]ионного
6) знание и понимание роли

экстремизму,

наркотических средств;

гордости за свою Родину, ответственного отЕошения к
долга

-

защите Отечества;

государства

национмьной безопасности и

и

станы,

и общества в решении задачи

зшциты

обеспечения

населения от
опасных
(в
и социмьного
том числе

чрезвычайных сиryаций природного, техногенного
террористического) хараюера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов
опасньtх и чрезвычайньгх сиryаций, которые могут произойти во время пребывания в
различньrх средах (бытовые условия, доржное движение, общественЕые места и соrшум,

природа,

комм}никационные
связи
и канмы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индиви.ryальной защиты.
приёмы
и
безопасного
поведения
рациоцального
в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать перв},ю помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях,
попадд{ии инородных тел в верхние дыхательЕые п}ти, TptlвMax различных областей телц
ожогах, отморжениях, отравлениях;
10) 1мение оценивать и прогнозировать неблагоприятные фаIсоры обстановки и принимать
обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) сиryации с уrётом реа,тьных условий и
возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов преюирвания собственной
безопасной
жизнедеятельности
с
прирдных,
техногенных
уlётом
территории
и социальных рисков на
проживания;
12) овладение зЕtlниями и
умениями предупреждения опасных
и чрезвычайных сиryаций во время пребывания в различных средм (бытовые условия,
доржное движение, общественные места и соци}а{, природа комм}ъикационные связи и
кана,rы).
,Щостижение результатов освоения программы ОБЖ обеспечивается посредством
вкJIючения в }казанную программу предметных результатов освоения мо.ryлей ОБЖ,
Образовательнм организация впрzше самостоятельно определять последовательность
освоения
обrrаIощимися модулей ОБЖ.
д.lя
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе из),чения
учебного предмета ОБЖ, сгруппировать по r{ебЕым модуJUIм:
Модуль J\! l кКультура безопасности жизнедеятельности в современном обществе):
объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации) анализировать,
том числе
чём их сходство
различия (виды чрезвычайЕых сиryаций,
террористического характера);
раскрывать смысл поIuпия культуры безопасности (как способности предвидеть, по
возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводитъ примеры 1трозы физическому, психическому здоровью человека и/или
нанесения уrцерба имуществу, безопасности лиЕIности, общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности (приролные, физические,
биологические, химические, психологические, социtlльные источники опасности - люди,
животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления),
в том числе техногенного присхождения;

в

и

в

:

I

l

I
I

i

раскрывать общие принципы безопасного поведения;
Молуль Ns 2 (Безопасность в быry>:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;

классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы,
элекгроприборы, гzIзовое оборулование, бытовм химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность грtDкдttн в области пожарной безопасности;
соблюдать прrlвила безопасного поведеЕия, позвоJulющие предупредить возникновение
опасных ситуаций в быту;
распознавать сиryации криминalльного xapalIсTepa;
зIlать о правилах вызова эксц)енных служб и ответственности за ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных сиryачий техногенного
происхождения в
ком^{)aнальных системalх жизнеобеспечения (водои газоснабжение! канализаIIия, электроэЕергетические и тепловые сеги);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях,
в том числе правильно использовать первичные средства пожартушения;
Модуль Nл 3 кБезопасность на транспорте):
юrассифицировать виды опасностей
транспорте (наземный, подземный,
железнодорожный, водный, воз2qллный);

на

соблюдать

правила

доржного

движения,

установленные

водителя велосипеда и иных средств передвижения;

предупреждать возникновение сложных

и

дш

пешехода!

опасных ситуаций

пассажира,

на

трzrнспорте,

том числе криминогенного харакгера и ситуации угрозы террристического акта;
безопасно действовать в ситушIиях! когда человек стtlл 1пlастником присшествия на
т {спорте (наземном, подземном, железнодорожном, возд},шном, водлом), в том числе
вызвtшного террористическим alKToM;
Молуль Nч 4 <Безопасность в общественных местах):
характеризовать потепциальные источники опасности в общественных местах, в том числе
техногенЕого присхождеrrия; распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и
антиобщественного xapiкTepa (кража, грабёж, мошенничество, хулигЕlнство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведеЕия в местах массового пребываrтия людей (в толпе);
знать пр{lвила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально
опасных) вещей и предметов;
эвaк}ироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях
в общественньтх местах;
в

безопасно действовать в
в

mм числе при з,rхвате

условиях совершения террристического

акта.

и освобождении заложников;

безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера;
Модуль J\b 5 кБезопасность в природной срле>:

раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для
устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке;
соблюдать прzlвила безопасного поведения на природе;
объясвять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
безопасно действовать в сл}^{ае возникновения чрезвычайньrх сиryаций геологического
происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций
метеорлогического происхождения (Jраганы, бурr, смерчи), гидрлогического
происхождения (наводrения, сели, цунatми, снежные лавины), природньп пожаров (лесные,
торфяные, степные);

характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при ilBToHoMHoM существовании в природrой среде, r{итывая
вероятность потери ориентирв (риска заблудиться), встречи с дикими животными,
опасными насекомыми, клеща]\,tи и
змеями, ядовитыми грибами
и растениями;

,]

знать и применять способы подачи сигнала о помощи;
Модуль No б кЗлоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний>:

раскрывать

смьlсл

понятий

здорвья

(физического

и

]

психического)

и здорового образа жизни;

характеризовать фаюоры, влияющие на здорвье человека;
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок,

режима

туда

и

отдыха.

и психологического благополуrия);

питания,

психического

здорвья

негативно отЕосrlгься к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, Еаркомания,
игрвая зависимость);
приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционньтх заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биологосоциzlльного происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать основные мероприятиJI, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при }трозе и во время .rрезвычайrrых ситуаций
биолого-социального характера;
оказывать первl,то помощь и сilмопомощь при неотложньrх состояниях;
Молуль Jt 7 <Безопасность в социуме):
привод{ть примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных сиryачий;
хараюеризовать опасные проявления конфликгов (в том числе насилие, буллинг (травля);
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения
в экстремистскую, террористическ),ю и ин}то деструктивную деятельность,
в субкультуры и формируемые Еа их основе сообщества экстремистской
и сlт,Iцидальной нzшравленности) и способов противостоять мtlнипуJulциям;
(в том
соблюдать
правила
комьf}.Еикации
с
незнакомыми
людьми
числе
с подозрительными людьми, у которых мог}т иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в
различных гр}ппах, в том числе в семье, кJIассе, коллективе крlтска./секции/спортивной
команды, группе лрузей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения
в праюике современных молодёжных 1ълечений;
безопасно действовать при опасных прявлениJtх конфликга и при возможных
мttнипуJUIциях;
Молуль Nэ 8 <Безопасность в информационном пространстве):

приводить примеры информационных и компьютерных }троз; характеризовать
потенци{tльные
и
при
использовilнии
сети
риски
)ц)озы
(в
Интернет, пред/преждать риски и }трозы в Интернете
том числе вовлечеЕия
в экстремистские, террористические и иные деструюивные интернетсообщества);

владеть принципами безопасного использования Интернета. электроЕных изделий

бытового назначения (игровые приставки, мобильные телефоны сотовой связи и друтие);
предупреждать возникновение сложных и опасвых ситуаций;
предотвращать потенциtlльные риски и
хараюеризовать и
}трозы
при использовании Интернета (например: мошенничество, игромalния, деструктивные
сообщества в социальных сетях);
Мо.ryль Ne 9 кОсновы противодействия экстремизму и терроризму):
объяснягь понятия экстремизма. террризма, их причины и последствия;

i

г]

l

l

l

]

i

сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;
объяснять оргaнизационные основы системы пртиводействия терроризму
и экстремизму в Российской Федерации;
ситуации
террористI,{ческого
акта
в
доме,
распознавать
)трозы
в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных)
вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершеЕия террористического акIа,
в том числе при зirхвате и освобождении зtlложников;
Модуль
<Взаимодействие личности, общества
государства
в обеспечении безопасности жизни и здоровья населенЕя):
харакгеризовать роль человека" общества и государства при обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
объяснять роль государственных сл}жб Российской Федерации по защите населения при
возникновении
ликвидации последствий чрезвычайrтых ситуаций

J'ф l0

и

и

в современных условиях; характеризовать основные мерприятия, прводимые
в Российской Федерации, по обеспечению безопасности населеЕия при }трозе
и во время чрезвычайных сиryаций рzrзличного характера;
объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиJIх чрезвьгIайных ситуаций;

помнить и объяснять права и обязанности гр{Dкдан Российской Федерации
в области безопасности в условиях чрезвычаЙrrых ситуациЙ мирного и военного времени;

владеть правилами безопасного поведения и
в различных ситуациJIх;

безопасно

действовать

владеть способами антикоррупционного поведения с 1^rётом возрастньж обязанностей,
информирвать население и соответств).ющие органы о возникЕовении оrrасных сиryачий.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».