Муниципа.пьное бюджетное общеобразовательное учреждение Чмтырская средняя общеобразовательная школа ЛЬ2 Мясниковского района Ростовской области РАССМОТРЕНО на заседании Шмо Протокол Ml от 22.08.2023г. Руководитель lIIMO /'/l СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол Nql заседания методического совета Приказ от 25.08.2023г. Nql l0 мБоу сош л!2 Мелохаян от 24.08.2023г. Зам. дире а по о.А !иректор МБоУ СоШ УВР ,{аrоrrr'Ь"кян Гайба рян М.Т. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии к учебнику (ХИМVIЯ>> (авторы: 11 Учител О. С. Габриелян) КЛАСС (базовый уровень) Количество часов: 1l <<А>> класс -2часа в неделю ь [агллян А.М. 2О2З - 2024 учебный гол Nq2 о.х. l. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образо ва:яия 20|2 года и в соответствии авторской программой О.С.Габриеляна. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и рaвделов учебного предмета с rlетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастньIх особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий. Курс 1l класса охватывает следующие теоретические знания на более углубленном систематизированном уровне: строение атома и Периодический закон !.И.Менлелеева в свете учения о строении атома, строение и свойства веществ. химические реакции, химия и жизнь. Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основIIое содерхtание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможнуIо последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по общей, неорганической и органической химии на базовом уровне; календарно-тематическое планирование; примеры измерителей. Базrrсныl"r учебный план по програIrrпlе 2 часа в неделю,68часа в год. 1.1. нормАтивныЕ докумЕнты ОБЕСПЕЧИВАЮШИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ лъ l 2. ) 4 FIо мативные док енты Федеральный государственный стандарт общего образования по химии. Стандарт среднего (полного) образования. (Приказ Мин. Обр. науки России от 17.05.2012г. Np 413, зарегистрирован Минюстом России 07.06.20l2г.: регистрационный номер J',1!24480) Закон РФ <Об образовании>. Закон РО <Об образовании>. Габриелян О.С, Программа курса химии для 1.2. 8_1 1 классов. М. Дрофа. 2015г. цЕли и зАдАчи из}чЕния курсА КопrtIе,гсllцrrlr Общеуrебньте Информационные: развитие познавательньD( интересов и интеллектуаJIьных способностей в процессе сarмостоятельного приобретения химических знаний с использовашием различных источников информации, в том числе компьютерных; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической ин о мации и ее ставления в азличIIых ах i\{ Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для д гllх L} ]\1е. Социа,тьные: использовать естественнонаучные знания в жизненных Предметноориентированные Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картиIlы мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; ов,,Iаление уN{ениями применять полученные знация для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и пол)лении новых материаJIов. Приtленение полrlенных знаний 1шений для безопасного использования веществ и материаJIов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, ПРеДУПРеЖДеНИе ЯВЛеНИИ, НаНОСЯЩИХ ВРеД ЗДОРОВЬЮ ЧеЛОВеКа И и еис 1.3. инФормАционно-мЕто ДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основrrая литература J\9 Авторы Название Год издательство изданиJI 2 Габриелян О.С Габриелян О.С. J Габриелян О.С l Базовый уровень <<Настольная книга для 2012 2002 Дрофа М. Блик и К учителя). <Контрольные и проверочные работы, Химия 11класс> 2008 М. !рофа <Химия-1 l >. fl опо.ппltтельная N9 l 4 Авторы лIiтераlура: Название Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Остро}мова Е.Е. Радецкий А,М., Горшкова В.П. Общая химия в тестах, задачirх, упражнениях. 1 l класс. дидактический материал по химии. Издательство Год издilншI 2003 Дрофа 1999 Просвещение 10_11 1.4. компонЕнты региональные Химико-экологические лроблемы Мясниковского района и ростовской области, Школьные Элементы литературы, истории, экологии,физики 2 Струкцчра цчрса. Модуль (тема) JФ Примерное количество часов I Ii Методы познания в химии Теоретические основы химии. . Строение атома. Старювьй контроль Контрльная работа Ns 1 по теме <Строение аmмо>, химическая связь. . Вещество. Контрльнм работа Ns 2 по теме <ХимическаrI связь. Вещество.> Хтп.rические реакции. Контрольнм работа Jll!3 по теме <Химические ракции). . lII Iv Классификация и свойства веществ КонтDольная Dабота Na 4 по теме <Веrцеотва и их свойстваr> Химия и жизнь Июговое тестировzlние по курсу средней школы.. 1 46 (6) (7) (l7) (16) l8 з 68 3. Планирование по модулям Моryль Методы познания в химии. Научные меюды познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химлlъl. Моdелuрованuе хLцuче с Kux процес сов. 1. Мо,ryль 2. Теоретические основы химии. 1) Строение аюма. Атом. Изотопы. AmoMHbte орбumааu. s-, рз d- э,цеменlпьl. Особенносmч сmроенuя элекmронньх обозочек аmомов перехоdньtх элеменmов, Периодический закоЕ и периодическая система химических элементов.Щ.И.Менделеева. 2) Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образомния. Элекrроотрицательность. степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металличе ская связь. Воdороdная связь, 3) Вещество. Качественный и количественный состав веществtl. Вещества молекуJuIрного и немолекулярного строеншI. Кристаллические решетки. Причины мноюобразия веществ: изомерия, юмолог}tя, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ разрrшенuе крuсmацлuческой решеmкu, duффузuя, диссоциация, гидратаIця. Тепцовьtе явленlм прu расmворенuи. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Расtпворенuе как фuзuко-хtлlluческuй процесс. Способы выражения концентрации растворов: Maccoвml доJIя растворенного вещества. Диссоциация элеюролитов в водных растворах. Сtдtьньtе u слабые элекmролumы. Золu, zелu, поняmuе о комоudах. 4) Химические реакции. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакция ионною обмена в водньD( растворах. Среда водЕьж растворов: кислм, нейтра;rьнм, щелочнм. Вйороdньtй показапель фН) расtпвора. Окислительно-восстiutовительные реакции. Элекmролuз распворов u распqавов. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катапиз. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения, Модуль 3. Классификация и свойства веществ. КЛаССификаuия неорганических соединений. Химические свойства основньfi кJIассов неорганических соединений. Металrш. Элекгрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы поJIучения метIIJIлов. Поняmuе о коррозuu меmъLпов. Способьl залцumы оm коррозuu. Неметаллы. окислительно-восстановительные свойства типичньIх неметаллов. общм характеристика подгруппы галогенов. Экспериментальные основы химии. Правила безопасности при работе токсичными веществами. Проведение химических реакций в с едкими! горючими и растворах. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические tI ионы от. ельны ких с ине Модуль 4. Химия и жизнь Хuмuя u зdоровье. Лекарсmва, ферменmы, вu]паfuruньl, lopшoчbц MuHepcлbHbte Bodbr. Проблемьt, связанные с прlLмененuем лекарсmвенных препараmов. ХtLuuя u пutца. Качорuйносmь эtuров, белков u уz-певоdов. Хuмuя в повсеdневной лtсuзнu. Моюtцuе u чuспlяlцuе среdсmва. Правtлла безопасной рабоmы со сре dсmвач u б ы mов о й х tдu u u, ХtLuuческuе веlцесmва как сmроuпе.\ьные ч поDелочньtе MamepuaJlbl. Веtцесmва, uспо_пьзуемьlе в полtерафuu, эlсuвопuсu, скульпmуре, архuпекmуре, Общие представления о промышленных способах примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружаюшей среды и получения химических веществ (на его последствця. Быmовая хll]уluческая zрафrопносmь. КОМПЛЕКТ ТЕОРВТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА Ns 1 Тема Строение атома. ) Периодический зiжон и периодическбI система .Щ,И.Менделеева. Химическая связь и се виды. 4 .Щисперсные системы. 5 Классификация химических реакций. Скорость химической реакции, ее зависимость от различньж факторов Химическое равновесие и способы его смещения Классификашия неорганических и органических веществ Общм характеристика метаплов и их соединений Общая характеристика неметаллов и их соединений. Амфотерные соединеЕия. Генетическая связь неорганических и органических веществ 2 6 7 8 9 10 1l |2 ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРА ционныхопытов 1 2 Различные формы периодической системы !.И.Менделеева Модели ионных, атомных! молекулярньж кристаллических решеток. Определение типа криста,тлической решетки вещества и описание его свойств. З |Молели молекул изомеров и гомологов. 4 Получение аJIлотропных модификаuий серы 5 Ознакомление с дисперсными системами. Растворение окрашенных веществ в воде, 6 |Ознакомление с минермьныNrи водами. 7 8 Полуrение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца(l У) и каталазы сырого картофеля. Образцы металлов и неметаллов. Работа с коллекциями. 9 |Опыты по коррозии метаJlлов и защите от нее. 10 Возгонка йода. l1 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с метаJIлами. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ 2. Тема Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса Реакции, идущие с образованием осадка. газа или воды. _) Получение водорода ваимодействием кислот с цинком. N!] l 4 Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ Р лБот 1 2, Полуrение газообразных веществ (водорола, кислорода, оксида углерода (IV), аммиака). !окщательство их наJIичия, Решение экспериментilтьных задач на идентификацию неорганических соединений (хлориды, пчрбопаr",, сульфаты, катионы NH4-, Ва2*, Си2t). 4JРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ Модl,ль (тема) Строение атома. знать \ъ{еть важнейшие понятия: химические вещество, химический элемент, атом, относительнiut атомнiu масса, изотопы. .Характеризовать периодов по их элементы мальц положению в периодической Д.И.Менделеева; системе Периодический закон fl,И. Менделеева. химическая связь Ион. химическfuI связь. электроотрицательность. степень окисления. Основныетеории: химической связи. валеЕтность. ваJIентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях. заряд иона. Объяснить зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи Определять (ионной, Вещество Молекула, относительная молекулярнм масса, аJIлотропия, моль, молярнtUI масса, молярньй объем, молекупярного и вещества немолекулярного строения, растворы. Основные законы химии: сохранения массы химическпе веществ, постоянства состава. электролит и неэлектролит, реакции. электролитическаrI диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие. Основные положения теории электролитической лиссоlIиапия Классификация и свойства вешеств важнейшие вещества ковментной, металлической). Использовать приобретенные знания и умения д",Iя приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разньrх источников. Определять характер среды в водных неорганических растворах соединений, окислитель, восстановитель. Объяснить зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различньц факторов, и Называть изученные вещества по материалы: основные металлы <тривиальной> или мех<дунаролной номенклатуре Характеризовать общие химические свойства металлов, неметмлов. основных классов неорганических соединений; Выполнять химический и сплавы, сернfuI, солянzul, азотнаrI и уксуснб1 кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения. Искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластNлассы химия и жrrзнь эксперимент по распознаванию важнейших нео веществ; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для; l,Объяснения химиtlеских явлений, происходящих в природе, бьlту и на производстве 2. Определения возможности протекания химических превращений в рiвличных условиях и оценки их последствий. 3. грамотного поведения в окрlтсающей среде 4. оценки влияния химического загрязнения окрlrкающей среды на организм человека и другие живые организмы 5,Безопасного обращения с горючими и токсичными веществilми, лабораторньIм оборудованием Экологически